Методы и средства проектирования информационных систем

Курсовой проект
Содержание скрыть

В качестве организации для проведения системного анализа было выбрано муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 (МОУ СОШ №2) города Катав-Ивановска Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области.

Организация зарегистрирована 25 сентября 2002 года регистратором Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Катав-Ивановску Челябинской области. Директор организации — Воробьева Галина Ивановна. Компания МОУ СОШ № 2 г. Катав — Ивановска находится по адресу 456110, область Челябинская, Катав-Ивановск, улица Ленинградская, 32″А», основным видом деятельности является «Среднее (полное) общее образование». Организации присвоен ИНН 7410004805, ОГРН 1027400756998 [1].

Вид собственности — муниципальная собственность. Организационно-правовая форма (ОПФ) — бюджетное учреждение. Вид организации по классификации ОКОГУ — муниципальная организация.

Услуги

Компания МОУ СОШ № 2 г. Катав — Ивановска осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

  • образование;
  • деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг.

    Школа работает в две смены.

Регламент учебных занятий: I смена -8.30 — 13.55, II смена -12.20 -16.25, учебная неделя: пятидневная.

МОУ СОШ является общеобразовательным учреждением, которое предоставляет всем категориям детей реальную возможность получить начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, создаёт основу для последующего образования и самообразования, сознательного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности.

Школа реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах обучения: очная, экстернат.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трёх ступеней образования:

  • I ступень — начальное общее образование (1-4 классы), нормативный срок освоения 4 года;
  • II ступень — основное общее образование (5-9 классы), нормативный срок освоения 5 лет;
  • III ступень — среднее (полное) общее образование (10-11 классы), нормативный срок освоения 2 года.

Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения могут быть увеличены или сокращены в соответствии с законом РФ «Об образовании». информационный прецедент пользователь приложение

4 стр., 1919 слов

Общие сведения об организации радиосвязи в авиации

... обеспечивают связь в пределах прямой видимости, составляющие десятки и сотни километров в зависимости от высоты полета и рельефа местности. Для этого вида связи международной организацией ИАКО ... осуществляет предварительную избирательность полезного сигнала. Общая избирательность достигается взаимной работой всех каскадов приемника. Полезный сигнал усиливается в усилителе высокой частоты УВЧ, ...

После окончания начальной школы (4 классов) выпускник получает свидетельство об окончании начальной школы, после 9 законченных классов — аттестат об основном общем образовании, после 11 классов — аттестат о среднем (полном) общем образовании.

В школе обучается 535 учеников, которые составляют 24 класса — комплекта, а именно:

  • начальных классов — 11;
  • классов основной школы — 11;
  • классов средней школы (10 и 11 классы) — 2.

Преподавательский коллектив состоит из учителей высшей категории (12 человек), учителей первой категории (18 человек) и учителей второй категории (2 человека).

Миссия.

Основная глобальная цель образования в школе направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Веря в самоценность и уникальность каждого ребенка, мы направляем свою деятельность на развитие личностного потенциала учащихся в соответствии с их способностями, возможностями и потребностями, создавая условия для формирования в детях качеств деятельной, целеустремленной, высоконравственной и ответственной личности, готовой к успешной самореализации в условиях современного общества. Мы рассматриваем школу как единое культурно-образовательное пространство, способствующее всестороннему развитию личности учащегося и учителя.

Информационная система.

Единая информационно-образовательная среда муниципального образования в организации МОУ СОШ №2 построена на основе системы «Сетевой Город. Образование».

«Сетевой Город. Образование» — комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в единую сеть образовательные учреждения всех типов и органы управления образованием в пределах муниципального образования района.

Образовательное учреждение, подключенное к системе «Сетевой Город. Образование», получает все средства для доступа ко всем модулям системы.

Базовую часть системы «Сетевой Город. Образование» составляют модули:

  • «Общеобразовательное учреждение» (ОУ);
  • «Управление образования» (УО).

Дополнительными модулями являются:

  • «Дошкольное образовательное учреждение» (ДОУ);
  • «Учреждение дополнительного образования детей» (УДОД);
  • «Начальное и среднее профессиональное образование» (НПО и СПО);
  • «Школьное питание»;
  • «Конструктор отчётов»;
  • «Мониторинг качества образования»;
  • «Движение»;
  • «IRTech Security».

Все модули, имеющиеся в информационной системе, находят свое практическое применение. Однако, данная информационная системы не затрагивает один из основных видов деятельности организации, а именно — здравоохранение и предоставление социальных услуг. Школьный врач вынужден работать с огромным количеством информации на бумажном носителе. Большое затруднение вызывает составление плановой отчетности для районных и городских лечебно — профилактических учреждений, мониторинг здоровья учащихся, выполнение плановых мероприятий по поддержанию здоровья учащихся и многое другое. Для решения данных проблем и автоматизации и оптимизации работы школьного врача было предложено разработать модуль для уже имеющейся информационной системы — модуль для автоматизации работы школьного врача.

1.2 Определение пользователей и их задач

Для работы в модуле автоматизации работы школьного врача были определены следующие исполнители (табл. 1): школьный врач, школьный психолог, учащийся, городское медицинское учреждение, администратор.

Таблица 1. Список исполнителей

Исполнитель

Задачи

Школьный врач

1.Организация своевременного проведения углубленных медицинских осмотров школьников в соответствии с методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

2.Организация проведения плановых вакцинаций.

3.Систематически обследовать состояние здоровья учащихся.

4.Определение медицинской группы для занятий физической культурой.

5.Создание картотеки для учащихся;

6.Взаимодействие с областными и городскими медицинскими учреждениями.

7.Ведение статистики и учета заболевших (особенно важно в период эпидемии), общая оценка состояния здоровья.

8.Составление плановой отчетности.

Учащиеся

1.Посещение периодических плановых медицинских осмотров.

2.Посещение периодических плановых вакцинаций.

3.Своевременное обращение за медицинской помощью.

4.Сотрудничество с врачом на всех этапах оказания медицинских услуг.

4.Предоставление достоверных сведений о состоянии своего здоровья.

5.Предоставление медицинских документов, подтверждающих правомочность отсутствия учащихся в школе при пропуске более двух учебных дней.

Городские медицинские учреждения

1.Предоставление информации по результатам медицинских осмотров и обследований.

2.Обеспечение и предоставление разрешенных к применению в РФ лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

3.Обеспечение проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;

Школьный психолог

1. Предоставление информации по психологическому состоянию учащихся;

2. Осуществление взаимодействия со школьным врачом при организации осмотров.

Системный администратор

1.Добавляет пользователей.

2.Изменяет параметры пользователей.

3.Удаляет пользователей.

4.Управляет безопасностью.

1.3 Выделение прецедентов

Прецедент — это набор сценариев использования, в котором каждый экземпляр сценария представляет собой последовательность действий, выполняемых системой для достижения ощутимого для конкретного исполнителя результата [2].

Было выделено 6 прецедентов:

  • проведение осмотра у школьного врача;
  • проведение осмотра у школьного психолога;
  • проведение планового медицинского осмотра;
  • проведение плановой вакцинации;
  • составление плановой отчетности;
  • управление безопасностью.

1.4 Описательная спецификация основного прецедента

Проведение осмотра у школьного врача.

Учащийся проходит осмотр у школьного врача, сообщает всю необходимую информацию о своём самочувствие. Врач заносит сведения об ученике в базу данных.

В зависимости от жалоб и объективных показаний врач может принять следующие решения:

  • клинический диагноз ясен;
  • назначено лечение (в домашних условиях или амбулаторно);
  • согласно симптоматике выдает направление к узкому специалисту в городскую поликлинику;
  • при состоянии, требующем вмешательства психолога, выдается направление к школьному психологу.

Если врач выдаёт направление к специалисту для дальнейшего обследования и постановления точного диагноза, специалист медицинского учреждения на основании направления медицинского работника учебного заведения проводит обследование, ставит точный диагноз, назначает лечение. Учащийся проходит лечение, предоставляет информацию медицинскому работнику учебного заведения в виде справки о состоянии здоровья на настоящий момент. Медицинский работник учебного заведения заносит всю полученную информацию от учащегося в базу для составления отчёта и на основании полученных данных назначает группу здоровья для занятий физической культурой и других нагрузок.

2.1 Описание основного прецедента

Прецедент П1. Проведение осмотра у школьного врача. , Рамки. Приложение для автоматизации школьного врача. , Уровень. Задача, определённая пользователем. , Заинтересованные лица и их требования. , Основной исполнитель:

Школьный врач. Желает вовремя и в срок оказать медицинские услуги учащимся, проанализировать состояние их здоровья, на остове статистических данных сделать вывод об общем психофизическом состоянии учеников, подобрать правильные интервалы между медицинскими осмотрами и выполняемыми мероприятиями, направленными на повышение здоровья учащихся и пропаганду здорового образа жизни, подготовить отчёт для вышестоящих медицинских учреждений о проведённых профилактических мероприятиях и статистике заболеваний.

Вспомогательные исполнители:

Учащиеся. Желают получить качественные медицинские услуги, вследствие прохождения медицинских осмотров получить полную информацию о состоянии своего здоровья, описание всех заболеваний (если такие имеются) и список специалистов, к которым они должны обратиться для более детального обследования.

Городские медицинские учреждения. Желают получить отчёт о состоянии здоровья учащихся и проведённых мероприятиях от медицинских специалистов, работающих в учебных заведениях, провести анализ общей и первичной заболеваемости учеников, изучить динамику и структуру заболеваемости, выявить ведущие классы болезней, на основании проделанных анализов и исследований провести работу по формированию проектов программ модернизации здравоохранения.

Системный администратор. Хочет быстро выполнять все необходимые операции и легко решать задачи, поставленные перед ним медицинским работником школы и школьным персоналом, в пределах своих обязанностей.

Школьный психолог. Желает провести психологическую диагностику и разобраться во всех психологических особенностях ребёнка, проделать коррекционную работу с учащимися, провести консультирование и взаимодействие с учителями и медицинским персоналом учебного заведения в целях решения проблем, возникающих при общении с учениками, а так же предоставлять отчёт о своей деятельности и её результатах (состоянии учащихся) медицинскому персоналу учебного заведения для выявления отклонений в состоянии здоровья (если такие имеются).

Предусловия. Медицинский специалист должен быть зарегистрирован в системе, идентифицирован по приходу на работу и аутентифицирован.

Результат. Учащийся прошедший осмотр у школьного врача на основании выявленных данных получает первоначальный диагноз и направление к специалисту для дальнейшего детального обследования. После обследования учащемуся ставится окончательный диагноз и назначается лечение. После прохождения лечения учащийся предоставляет справку о состоянии своего здоровья в настоящий момент медицинскому работнику учебного заведения, который в свою очередь заносит информацию в базу данных.

Основной успешный сценарий:

1. Учащийся приходит к школьному врачу, сообщает всю необходимую информацию о своем самочувствии.

2. Школьный врач проводит осмотр учащегося.

3. Школьный врач заносит сведения в базу данных.

4. Школьный врач ставит первоначальный диагноз.

a. Клинический диагноз ясен. Назначено лечение (в домашних условиях или амбулаторно).

b. Согласно симптоматике выдано направление к узкому специалисту в городскую поликлинику.

c. Учащийся направлен к школьному психологу.

5. Учащийся по окончании лечения предоставляет информацию школьному врачу в виде справки о состоянии своего здоровья на настоящий момент.

6. Школьный врач заносит сведения в базу данных.

7. На основании полученных данных врач назначает группу здоровья для занятий физической культурой и других нагрузок.

В качестве еще одного представления прецедента было использовано оформление прецедента в виде двух колонок (табл. 2).

Такое представление обращает внимание на факт взаимодействия исполнителей системы.

Таблица 2. Описание прецедента

Действие исполнителя

Отклик системы

1.Врач вводит идентификаторы ученика: ФИО, класс.

2.Система открывает электронную амбулаторную карту учащегося.

3.Врач переходит на вкладку «Новый прием» (страницу амбулаторной карты) для записи нового приема.

4.Система автоматически заполняет такие поля как «Дата приема» и «Лечащий врач».

5.Система активизирует поле «Жалобы».

6.Врач записывает в поле ввода «Жалобы» все жалобы больного.

7.Система активизирует поле «Предварительный осмотр».

8.Врач заносит в поле «Предварительный осмотр» данные по осмотру (температура тела больного, артериальное давление, внешние физические отклонения: красное горло, увеличенные лимфа-узлы и т.д.)

9.Система активизирует поле «Диагноз».

10.Врач ставит и вносит в поле «Диагноз» первоначальный клинический диагноз.

11.Система активизирует поле выбора: «Назначено лечение», «Выдано направление к узкому специалисту» или «Направлен к школьному психологу».

12.Врач выбирает в поле выбора одно из действий.

13.Система активизирует кнопку «Записать прием».

14.Врач нажимает на кнопку «Записать прием».

15.Система записывает прием и выходит из амбулаторной карты учащегося.

2.2 Бизнес — правила

Таблица 3. Бизнес — правила

Имя

Правило

Возможность изменения

Правило 1

Если клинический диагноз ясен, назначается лечение школьным врачом в домашних условиях или амбулаторно.

Существует вероятность изменения диагноза в ходе лечения.

Служебные требования.

Правило 2

Если клинический диагноз требует уточнения, согласно симптоматике выдается направление к узкому специалисту в городскую поликлинику.

Существует вероятность изменения диагноза в ходе лечения.

Служебные требования.

Правило 3

Если состояние больного требует вмешательства психолога, то выдается направление к школьному психологу.

Существует вероятность изменения диагноза в ходе лечения.

Служебные требования.

2.3 Модель предметной области основного прецедента

Модель предметной области — это визуальное представление концептуальных классов или объектов реального мира в терминах предметной области. Такие модели называют также концептуальными моделями, моделями объектов предметной области, или объектными моделями анализа [2].

Для основного прецедента были определены классы и атрибуты для них (табл. 4).

А также построена диаграмма классов (рис.2).

Таблица 4. Классы и атрибуты

Класс

Атрибут

Ученик

  • ID ученика, ,
  • ФИО, ,
  • номер страхового полиса (ОМС), ,
  • ИНН, ,
  • СНИЛС, ,
  • свидетельство о рождении, ,
  • паспорт (по достижении 14 лет), ,
  • адрес проживания, ,
  • контактный телефон,

  • ID амбулаторной карты.

Школьный врач

  • ID врача,

  • ФИО.

Амбулаторная карта

  • ID карты, ,
  • основная информация (первая вкладка амбулаторной карты, это вся информация об ученике, этот атрубут связан с классов ученик и наследует все его данные), ,
  • дополнительная информация (вторая вкладка амбулаторной карты, здесь хранятся хронические заболевания и особые указания), ,
  • вакцинация (третья вкладка амбулаторной карты, здесь хранятся данные по плановым вакцинациям), ,
  • медицинский осмотр (четвертая вкладка амбулаторной карты, здесь хранятся данные по плановым медицинским осмотрам),

  • прием (пятая вкладка амбулаторной карты, вся информация о приеме, этот атрибут связан с классом прием и наследует все его данные).

Прием

  • Дата приема, ,
  • лечащий врач, ,
  • жалобы (поле вкладки прием), ,
  • предварительный осмотр (поле вкладки прием),

  • диагноз (поле вкладки прием).

2.4 Диаграмма деятельности

Диаграммы видов деятельности отображают последовательные и параллельные процессы. Они полезны для моделирования бизнес — процессов, последовательностей выполнения задач, потоков данных и сложных алгоритмов [2].

2.5 Диаграмма последовательности

Диаграмма последовательности (с англ. sequence diagram) — диаграмма, на которой показано взаимодействие объектов (обмен между ними сигналами и сообщениями), упорядоченное по времени, с отражением продолжительности обработки и последовательности их проявления.

Для основного прецедента была построена диаграмма последовательности (рис.4).

3.1 Определение типов пользователей системы, Для разделения и ограничения деятельности субъектов информационной системы были введены 3 уровня доступа.

1 уровень. Предназначен для учащихся. Они имеют право просматривать свою амбулаторную карту в присутствии врача. Прав для входа в систему они не имеют. Изменение и редактирование чего-либо запрещено.

2 уровень. Уровень школьного врача. Ему доступно добавление, удаление, изменение и редактирование амбулаторных карт учащихся. Он имеет доступ ко всем данным учащихся.

3 уровень. Это уровень администратора. Он обладает всеми правами и возможностями системы, разрешено любое изменение, добавление или удаление пользователей.

3.2 Диаграмма развертывания

В UML развертывание — это процесс распределения артефактов по узлам или экземпляров артефактов по экземплярам узлов. Диаграмма развертывания проецирует программную архитектуру на аппаратную архитектуру.

Диаграмма развертывания определяет физическое оборудование, на котором будет выполняться программная система, а также описывает, как программное обеспечение развертывается на это оборудование [2].

Ниже представлена диаграмма развертывания (рис.5).