Производственное обучение

Курсовая работа

Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем — оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских.

Данная тема особенно актуальна и в наше время, потому, что именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно, организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения — важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

В системе профессионально- технического образования молодого поколения представляются высокие требования, что обусловлено несколькими факторами.

  • лишь находясь на уровне современных научных знаний, достижений мировой культуры человек может в полной мере реализовать своё призвание;
  • необходимость повышения уровня образования рабочих обуславливается потребностями развивающегося производства, науки, техники, экономики.

Современный квалифицированный рабочий должен иметь высокий уровень развития умений, общий и технико-экономический кругозор, стремление и готовность активно участвовать в процессе модернизации производства.

А для того, чтобы подготовить квалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда необходимо, чтобы мастера производственного обучения, преподаватели имели достаточный уровень знаний, профессиональных умений и навыков, применяли различные формы и методы производственного обучения и воспитания.

Профессионально – техническое образование является составной частью непрерывного образования. Образование и развитие общества, профессионально-техническое образование и развитие производства не только связаны между собой, но и взаимообуславливают друг друга.

6 стр., 2740 слов

Производственный календарь и графики работы. Табельный учет

... табельный учет трудовой Что такое производственный календарь? Производственный календарь - это своеобразный справочник для кадровика и специалиста по выплате зарплат. Производственный календарь содержит информацию о количестве ... Метод сплошной регистрации поможет при суммированном учете выявить сверхурочные работы. Метод регистрации отклонений. При таком способе регистрируют только отклонения ...

Наше государство стремиться добиться значительных успехов в изменении к лучшему в экономике, поэтому необходимы изменения и в системе профтехобразования. Мастер производственного обучения должен учить профессии, учиться сам, воспитывать гражданина и быть примером для подражания. Принятые государством Украины документы по улучшению работы системы профтехобразования стали той почвой, на которой сейчас функционирует профтехобразование.

Целью дипломной работы является раскрытие сущности урока как основной формы производственного обучения.

1 Теоритическая часть

1.1 Урок – основная форма производственного обучения

Правильная организация учебной работы создает условия для систематического изучения и прочного усвоения учащимися учебного материала, предусмотренного программой.

Учебная, учебно-производственная и производственная деятельность учащихся училищ профтехобразования протекает в различных организационных формах. Под организационной формой производственного обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности, формы руководства этой деятельностью, а также структуру построения учебных занятий. Основной формой как теоретического, так и производственного обучения является урок производственного обучения.

Урок производственного обучения — организационная форма, обеспечивающая главным образом фронтальное обучение всей группы учащихся, находящиеся в одинаковых учебно – производственных условиях (в учебных мастерских, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и т. д.).

Выбор формы организации производственного обучения зависит от основных факторов, определяющих процесс вооружения учащихся профессиональными знаниями, умениями, навыками, его конечной цели и ближайших дидактических задач, содержание и методов, а также учебно-материальных условий.

Правильный выбор организационных форм деятельности учащихся и процесса обучения, а также методов и дидактических средств практической подготовки обеспечивает: целенаправленное использование теоретических знаний для обоснования выбора оптимальных вариантов технологических процессов изготовления деталей или последовательности выполнения работ; многосторонний показ мастером, учащимся способов выполнения отдельных приемов, операций, технологических процессов, применения контрольно – измерительных приборов и аппаратов, характерны для изучаемой профессии, а также использование опыта передовиков производства; систематическое и последовательное овладение профессии в соответствии с учебными планами и программами; более быстрое включение учащихся в производственный труд.

Важную роль в системе различных организационных форм учебной работы играет и самостоятельное выполнение учащимися обязательных учебных домашних заданий. В некоторых случаях приходится организовывать дополнительные учебные занятия с отдельными учащимися или небольшими группами для оказания помощи пропустившим уроки или испытывающим затруднения в овладевании определенной частью учебного материала.

9 стр., 4304 слов

Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности

... своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы. Технология взаимного обучения основывается на принципиально ...

Урочная система производственного обучения наиболее полно реализуется в начальный, операционный и комплексный периоды, когда приобретенные учащимися навыки выполнения основных операций закрепляются в работах начальной квалификации. Однако урок – не единственная форма организации учебной работы в училищах профтехобразования: в теоретическом обучении проводятся учебные лекции, экскурсии, семинары, практикумы, в производственном обучении при неопределенных условиях применяют формы учебной работы, приближающиеся к бригадному и индивидуальному обучению.

Мастер производственного обучения училища может использовать в отдельности каждую из указанных форм организации учебной работы, при необходимости – менять и сочетать их, обеспечивая при этом выполнение учебной программы, подготовку учащихся к самостоятельной работе на производстве, изучение ими новой техники, технологических процессов и организации труда.

Исходя из учебно-воспитательных задач обучения на определенном этапе, т.е. в данный период обучения, содержания учебного материала и учитывая характер производства, мастер намечает наиболее рациональные формы организации производственного обучения группы. В частности, при урочной, фронтально – групповой форме, характер для большинства профессий в первый период обучения, все учащиеся группы изучают одновременно один и тот же материал учебный, выполняя однотипные производственные работы. Эта форма создает благоприятные условия для обучения, и поэтому ее следует использовать в первую очередь.

1.2 Типы и виды уроков производственного обучения

Производственное обучение учащихся в начальный период осуществляется в учебных мастерских училища, а также на специально выделенных предприятием участками.

В зависимости от вида выполняемых учащимися работ при обучении в учебных мастерских можно рассматривать такие типы уроков: уроки упражнений, самостоятельного выполнения учебно-производственных заданий, смешанные, индуктивные и контрольно – проверочные.

Уроки упражнений используются в тренировочный период; преобладающим элементом на них является повторное выполнение учащимися упражнений в производственных действиях и операциях.

Уроки самостоятельного выполнения учебно-производственных заданий проводятся с использованием индивидуальной, бригадной и фронтальной форм организации учащихся. При последней форме мастер осуществляет лишь общее руководство группой. Самостоятельная работа учащихся может и при бригадной форме, когда каждый учащийся выполняет в бригаде самостоятельное задание.

Смешанными может быть назван урок, на котором применяются элементы, свойственные указанным типам уроков.

Инструктивные уроки обычно используются при обучении профессиям операторского характера, когда демонстрируются аппараты или механизмы, объясняются их устройства, работа и взаимодействие отдельных частей или узлов.

Контрольно – проверочные уроки проводятся, как правило, в конце учебного периода для контроля оценки способности учащихся к самостоятельной работе, их успеваемость, а также учета недостатков и положительных сторон в учебно-производственной деятельности не только учащихся, но и мастера.

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... защиту выносятся: теоретическое обоснование общих положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ...

В производственном обучении можно отметить следующие основные типы уроков:

1) Урок по формированию умений;

2) Урок по формированию навыков;

3) Урок самостоятельной работы учащихся;

4) Урок по разбору выполненных учащимися работ;

5) Урок проверки умений и навыков.

Урок по формированию умений в производственном обучении проводится с целью научить учащихся правильно выполнять трудовые приемы по данной операции. Такие уроки нужны при изучении операционных тем, занимающих много времени в процессе производственного обучения учащихся. Урок этого типа обычно проводится следующим образом. Мастер с помощью активной беседы воспроизводит в памяти учащихся усвоенные знания по специальной технологии и общетехническим предметам, сообщает тему и цель урока, объясняет новый материал, сопровождая его показом трудовых приемов. После повторения несколькими учащимися изложенного материала и показа группа преступает к упражнениям и самостоятельной работе. В конце занятий мастер проводит итоги работы учащихся за учебный день.

Урок по формированию навыков имеет целью закрепить профессиональные умения и навыки, приобретенными учащимися при изучении предшествующих операций. Урок такого типа проводится при выполнении учащимися комплексных работ. Урок характерен следующим построением. Мастер сообщает цель предстоящей работы, разбирает вместе с учащимися чертеж, а также способ и последовательность выполнения работы. Постепенно учащиеся, выполняя комплексные работы, приобретают навыки и производственный опыт. Это позволяет мастеру предоставить больше самостоятельности учащимся. Последнее с помощью мастера выбирают наиболее рациональный способ и последовательность выполнения задания. Мастер наблюдает за работой каждого учащегося и индивидуально инструктирует. В конце дня подводит итоги.

Урок самостоятельной работы учащихся имеет целью закрепить и совершенствовать приобретенные ими умения и навыки, научить их самостоятельно выполнять производственные работы, соответствующие по сложности периоду обучения.

Урок строится примерно так. Мастер разбирает с учащимися технологический процесс обработки деталей, взятых из перечня учебно-производственных работ и различных заказов соответственно периоду обучения. Умелой постановкой вопросов он вызывает активное участие в обсуждении выбора способа, режимов и последовательности обработки, режущих инструментов, приспособлений и тд. После этого учащиеся самостоятельно выполняют задания, а мастер их индивидуально инструктирует. Урок завершается подведение итогов рабочего дня.

Урок по разбору выполненных учащимися работ имеет целью показать результаты их учебного труда за определенный срок обучения. Время проведения его зависит от характера выполненных производственных заданий, их качества и степени формирования профессиональных умений и навыков.

Урок такого типа имеет такую структуру. Мастер сообщает результаты работ, выполненных на предыдущих уроках в процессе производственного обучения, подробно разбирает допущенные ошибки и их причины. После этого он организует упражнения учащихся. При этом мастер следит за работой всей группы, и особое внимание уделяет тем учащимся, которые допустили ошибки.

12 стр., 5885 слов

Учет производственного обучения и отчетность мастера

... Выполнение учебного плана фиксируется в журнале учета производственного обучения. В журнале мастер делает записи о содержании конкретных занятий, о работах, выполненных учащимися, и оценках, выставленных каждому персонально. Такой накопительный ...

Урок по проверки усвоенных умений и навыков имеет целью установить, насколько учащиеся научились выполнять производственную работу в соответствии с требованиями учебного периода. Такой тип урока проводится в конце полугодия в виде проверочных и пробных работ. Каждая их них выполняется учащимися самостоятельно в течении времени, предусмотренного программой. Кроме того, в конце обучения учащиеся выполняют квалификационную работу.