Требования производственного обучения в современных условиях развития системы образования

Курсовая работа
Содержание скрыть

«Требования к уроку производственного обучения в современных условиях развития системы образования»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, Высшего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсовая работа

по дисциплине: «Методика профессионального обучения»

на тему: « Требования к уроку производственного обучения в современных условиях развития системы образования»

Факультет:, Специальность:, Выполнила:

Студентка группы АиАх-10

Проверил:

Преподаватель НГПУ

И.Н. Лукина

Оценка:

Новосибирск 2015 г.

1. МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Общие требования к методам производственного обучения

Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:

  • Воспитывающий характер производственного обучении;
  • политехническая направленность производственного обучения;
  • проведение обучения на основе производительного труда учащихся;
  • доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • сочетание наглядности и познавательно — творческим, развивающими, характером обучения;
  • систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении. Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.

Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно — производственной деятельности учащихся в мастерских, на рабочих местах предприятий. у органов управления машинами и т.д. Это зависит и от разнообразия форм организации производственного обучения, характер профессий и других условий.

словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение. беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.

Наглядные методы — показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

6 стр., 2621 слов

Общие требования к методам измерения микроклимата и их оценки (2)

... 0 С вокруг рабочего места для определения максимального облучения. При этом, приемник прибора располагают перпендикулярно падающему потоку энергии. Приборы для измерения температуры Для измерения температуры воздуха в обычных условиях применяются термометры ртутные ...

Практические методы — упражнения в выполнении трудовых действий. Трудовых заданий, работ и др. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно — технических задач, лабораторно — практические работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера. а также обучение на тренажерах. Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и умений в производственном обучении. Как правлю, методы обучения реализуются с помощью различных приемов, так метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса. Изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий. проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.

В зависимости от содержания программного материала каждый урок имеет свои особенности и не может строиться по установленному шаблону. Но существуют общие требования к проведению занятия производственного обучения любой профессии, которые следует соблюдать. К таким относятся:

  • ограниченное единство воспитания и обучения;
  • достижение конкретных учебных целей;
  • построение производственного обучения в соответствии с программой при активном и сознательном усвоении учащимися знаний, умений и навыков по изучаемой специальности;
  • применение разнообразных методов обучения с соблюдением принципов индивидуального подхода к учащимся для достижения уровней подготовки, предусмотренной квалификационной характеристикой.

Характеристика действия мастеров, связанных с текущей подготовкой к знанию.

При определении цели и содержания урока мастер намечает

Содержание нового материала, подлежащего усвоению учащимися на уроке

Объекты труда, которые будут выполняться учащимися

Знания по теории, которые надо актуализировать на уроке

Учебно-воспитательные цели, решаемые на уроке

Материально- техническое обеспечение занятия включает

Подготовку оборудования, материалов, инструментов, принадлежностей, приспособлений

Подбор наглядных пособий, включая эталонные изделия и ТСО

Подготовка необходимой технической и технологической документации

необходимой технической и технологической Подготовка необходимой технической и технологической документации

Подбор наглядных пособий, включая эталонные изделия и ТСО

документации

Методическая подготовка предусматривает

Определение формы организации работы

Отбор для данного занятия рационального сочетания методов обучения

Просмотр программы, методической и технической литературы

Составление плана проведения и конспекта урока

Все показанные действия для большинства мастеров, в том числе молодых, представляются достаточно понятными и в комплексе работают на составление плана проведения занятия. Вместе с тем опыт показывает, что затруднение у мастера вызывает следующие моменты: определение содержания и характера воспитательной работы на уроке и особенно формулировки записей учебно-воспитательных целей в плане проведения занятия.

13 стр., 6422 слов

Технологии традиционного обучения

... технологии традиционного обучения. Задачи нашей курсовой работы являются: рассмотреть понятие и сущность традиционного обучения: достоинства и недостатки обучения; изучить технологию построения традиционного урока, выявить элементы традиционного обучения. Объект исследования: технология традиционного обучения. Предмет исследования: традиционное обучение ... в учебно-воспитательном процессе ...

Под целью в учебном процессе подразумевают конкретно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Для того чтобы четко определить цель, нужно уметь представлять себе конкретный результат, уяснить, какими знаниями, и навыками должны обогащаться учащиеся после урока, какие качества личности могут быть сформированы у них следствии направленного педагогического воздействия.

Педагогу профессионального обучения на каждом занятии приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. Опыт показывает, что молодые мастера обычно считают таковыми только задачи, связанные с конкретными приемами. Однако это в корне не верно. В планах занятий следует указывать не узкие производственные цели, а а комплекс учебно-воспитательных задач. Мы не раз отмечали среди приоритетов обучения всестороннее развитие личности учащегося. Следовательно. И цели должны планироваться и достигаться разноплановые.

Комплекс учебно-воспитательных задач подразделяется на образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Образовательные задачи

Формулировки образовательных задач могут быть самыми разнообразными:

  • дать начальные представления о …;
  • обеспечить усвоение…;
  • сформировать…;
  • обобщить следующие научные знания, производственные понятия…;
  • расширить следующие производственные представления…;
  • углубить следующие технические знания о … и т.д.

Мастер может расширительно толковать образовательные задачи, логично увязывая их с тем, как преподается теоретический или практический материал.

Воспитательные задачи причины сформировать у учащихся нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять «стержень» человека как члена общества. На занятиях производственного обучения создают особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Занятия в мастерских позволяют развивать у учащихся восприимчивость ко всему новому в жизни, желание соучаствовать в освоении техники будущего, и одновременно дают возможность развивать экологические мышления.

Примеры формулировок воспитательных задач:

  • правовое,
  • экономическое и т.д.

2) Продолжить формирование;

  • активной жизненной позиции,
  • осознанной потребности в труде,

3) Прививать;

  • чувство полноправного и ответственного хозяина,
  • критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать процесс и т.д.

4) Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают всего круга воспитательных задач. Следует сделать оговорку такого характера. Нельзя говорить о точном времени реализации воспитательных целей на уроке. Довести их до сознания учащихся мастер может в той части занятия, которую сочтет подходящей.

Развивающие задачи

Примеры формирования воспитательных задач:

1)развивает у будущих производственников умение:

  • выделять главное в проблеме…;
  • анализировать;
  • делать обобщение, выводы;
  • формулировать задачи и т.д.

2)развивать у учащихся профессиональные интересы к…;

19 стр., 9159 слов

Организация и методика проведения производственного обучения по те

... базу технологии. 2.5 При определении конкретных воспитательных целей мастер учитывает период обучения, степень сложности и точности работ, характер учебно-производственных работ, форму организации труда учащихся. Задачей профессионального училища является не только ...

3)содействовать развитию необходимых личных качеств у учащихся;

4)содействовать развитию следующих специальных способностей…

Итак, при планировки учебно-воспитательных целей их следует более четко обозначать. Если цель образовательная, то она должна расширять представления учащихся о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы.

Если цель воспитательная, она может воздействовать на мировоззрение, целенаправленного формируя экологические, экономические и прочие представления и принципы будущего члена общества.

Если цель развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность профессиональной подготовки-качества, в решающей степени определяющее ее педагогическую ценность.

1.2 Наглядные методы производственного обучения

а) Демонстрация объектов и наглядных пособий

Представляют собой метод наглядно — чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями. Процессами. Однако не следует перегружать занятий чересчур большим количеством демонстраций.

Наглядные пособия могут быть натуральными, представляющими различные объекты в в естественном виде и изобразительные -в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. Некоторые натуральные объекты приходится в учебных целях подвергать предварительной обработке, чтобы ярче и выразительнее представлять наиболее важные стороны и качества. Для этого делают разрезы для показа внутреннего устройства механизмов, машин, применяют специальное окрашивание некоторых поверхностей и т.д.

Изобразительные наглядные пособия обычно показывают натуральные объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения. Пользуясь условными изображениями, можно показать процессы, которые протекают очень быстро или слишком медленно, либо связаны с высокими параметрами, представляющими опасность. Так с помощью знаков, символов, штриховки можно показать ход химической реакции, движение пара, направление тока и т.д. К наглядным пособиям относятся и производственно — технические документы — рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Кинофильмы, слайды, диафильмы. Видеофильмы, пластики, относящихся к экранным средствам и пособиям находят все более широкое применение в учебном процессе.

б) Практический показ мастером трудовых процессов

Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственно восприятие предметов и явлений.

Практический показ необходимо применять во всех случаях необходимо сформировать у учащихся правильный образ трудовых действий, например при управлении механизмами и машинами.

На практике применяется примерно следующая схема объяснения и показа трудовых действий мастером. Сначала мастер объясняет изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнение в нормальном. А затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет учащимся лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений.

После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками. Следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе. Чтобы убедиться. что учащиеся поняли и запомнили показанное. Нужно, чтобы учащиеся воспроизвели показанное мастером.

17 стр., 8429 слов

Основные методы и методические приёмы обучения гимнастическим упражнениям

... ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТЕ 1.1 Гимнастика. Гимнастические упражнения, виды гимнастических упражнений Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, ... что такое разнообразие видов гимнастических упражнений и гимнастики требует систематизированного подхода к обучению гимнастическим упражнениям спортсменов. И, следовательно, тренеру, ...

Метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений.

К показу как к методу обучения, предъявляются следующие требования: а) правильный выбор объема практического показа. Нельзя показывать слишком много в течение одного занятия. Чтобы показ был посильным и доступным, его можно использовать не более чем по двум — трем новым для учащихся приемам средней сложности. Учащиеся должны воспринимать показываемые действия осознанно. Уметь отличать правильные приемы от неправильных. Все это возможно при условии правильного сочетания сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного учащимся; б) поддержание внимания учащихся во время показа. Мастер в ходе показа и объяснения постепенно расширяет объем показываемого, разнообразие и усложняя его. При этом нужно вовремя задавать учащимся вопросы и кратко анализировать их ответы.

в) Наблюдение учащихся

Развитие у учащихся способности правильно воспринимать производственно — технические явления и объекты можно только при умении самостоятельного наблюдения. Проведение самостоятельных наблюдений в ходе обучения требует от учащихся целенаправленного внимания, настойчивости и терпения, т.е. усилия воли. Опыт показывает, что даже при хорошей подготовки к проведению наблюдений. При наличии исчерпывающего инструктажа. Учащиеся. Тем не менее, допускают немало ошибок в ходе наблюдений. Чаще всего они обращают внимание, прежде всего на то, что бросается в глаза, проявляют нетерпение и непоследовательность. Делают необоснованные выводы из своих наблюдений

Задача мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств.

1.3 Практические методы производственного обучения

а) Метод упражнений

Среди практических методов производственного обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений — целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.

Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.

Упражнение в производственном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущие упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки.

Для успешного выполнения упражнений, связанных с управлением механизмами и машинами, необходимо использовать теоретическое знания и приемы, которые требуют прочного овладения двигательными навыками. Поэтому целесообразно разно использование специальных тренировочных устройств. Типа тренажера для выработки таких элементарных двигательных навыков и умений.

15 стр., 7111 слов

Планирование уроков производственного обучения

... работы является разработка комплексной методической документации для уроков производственного обучения по теме: «Изготовление жакета на подкладке». Заданием является составление тематического планирования ... блоки практики, а также график, предусматривающий перемещение учащихся по рабочим местам. Планирование производственного обучения является необходимым условием повышения эффективности учебного ...

Упражнения в выполнении трудовых процессов направлены на овладение сложными навыками и умениями, необходимыми для изучаемой профессии. Важное преимущество тренажерных устройств заключается в возможности воспроизводить различные производственные ситуации. При этом не исключаются возможности несчастных случаев, аварий и связанных с этим производственных потерь.

Тренажеры, применяемые для подготовки рабочих водительских профессий, позволяют не только формировать первоначальные навыки вождения. И но имитировать действия в сложных, порой опасных ситуациях, условиях уличного движения. Специальные приборы фиксируют на пульте все действия обучаемого что дает тому возможность реагировать на сигналы и вносить поправки и изменения в процессе выполнения приемов. А мастеру в зависимости от характера отклонений использовать соответствующие методические приемы: делать устные замечания, предупреждение, а иногда и останавливать упражнений и проводить дополнительный инструктаж.

б) Лабораторно-практические работы и решение производственно-технических задач

Метод производственного обучения, в результате которого учащиеся приучаются самостоятельно наблюдать и анализировать явления, формировать выводы, глубже осознавать связь теоретических знаний с практикой. Лабораторные работы могут носить учебно-исследовательский характер. Когда учащиеся выполняют несложные эксперименты и получают результаты. А могут иметь вид опытной проверки ранее изученного материал. Проведение лабораторно-практических работ начинается с предварительного инструктажа о целях. Порядке выполнения и специальных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать. Наблюдая за ходом работы, мастер, если нужно. Оказывает учащимся помощь. Проводит дополнительный инструктаж, проводит краткое объяснение. Просматривает схемы, записи, расчеты. Чтобы убедиться, что работа сделана самостоятельно и правильно.

Решение производственно-технических задач — важное средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Квалифицированному рабочему, будь он токарь-станочник или водитель автомобиля необходимо уметь правильно планировать свою деятельность, правильно выбирать последовательность действий. Выявлять особенности производственной обстановки и находить нужные и своевременные решения. В ходе обучения решению производственно — технических задач необходимо учить учащихся умению самостоятельно обнаруживать сам факт возникновения неполадок, выявлять их причины и способы устранения. При этом мастеру приходится руководитель довольно сложной мыслительной деятельностью учащихся, направляя их внимание и помогая им проводить точный и избирательный анализ производственной обстановки. Часто приходится помогать учащимся воспроизводить в памяти выводы из практики. А также те теоретические знания, на основе которых возможно успешное решение задачи.

Разнообразие, и постоянно усложняя учебно-производственные задачи. Устанавливая все более жесткие нормы на их выполнение, воспитывая чувство ответственности за результаты труда. Мастер развивает у учащихся профессиональную самостоятельность, способствует проявлению инициативы и поиска, творческий подход к делу.

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... содержания обучения будет спроектирован оптимальный процесс подготовки учащихся на занятиях по технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода. Задачи квалификационной работы 1. ... деятельности учащихся на уроках технологии являются упражнения, дизайн – анализ изделий и услуг. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения учащихся. Таким ...

2 УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Научно обоснованная организация обучении в учебных мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять его на практике, способствует воспитанию сознательную дисциплину и любви к своей профессий. На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением комплексных работ. В начальной стадии осваивается отдельные движения и приемы а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение учащимися отдельных операций в соответствии дидактическими принципом обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки. На изучение каждой операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом процесс формирования как показывает практика, требует положительных упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес учащимся и вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений — с перерывами и в определенном порядке способствует снижению утомляемости и активизирует интерес учащихся. После усвоения основных приемов учащиеся переходят к выполнению комплексных работ по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные знания, приобретаются широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Учащиеся постепенно овладевают количественными и качественными показателями труда. Мастер производственного обучения должен учитывать, что овладение всеми операциями в отдельности при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях обучения, учащиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его составных части. Одновременно с выполнением работ учащиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда. Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия учащимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда. Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок. Урок — это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой учащимся. Для него характерны: неразрывность задач, определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость. Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам. Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель — не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике. Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах: а) временное (занятие продолжается 6 часов); б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей); в) в методическом, приобладающеюся часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися. Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы: Уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать учащемуся технологические знания, сформировать первоначальные умения изучаемых приемов и операций; Уроки по освоению сочетаний операций и технологических процессов на уроки производительного труда, цель которых — ознакомит учащихся с организацией труда и планированием технологического процесса. При этом совершенствуется и закрепляется умения применять различные сочетания приемов и операций при выполнении производственных работ, а также освоение навыков контрольно — проверочные уроки, их цель — определять степень подготовки учащихся за определенный период обучения. Выявить степень осознанности, прочности и глубины сформированных умений и навыков. Устранить обнаруженные проблемы. Педагогическая целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и, готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку мастер производственного обучения определяет дидактические и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть этого комплекса. 2.1 Особенности оформления отдельных пунктов плана урока В

10 стр., 4676 слов

Использование современных технологий обучения на уроке в основной ...

... сохранность здоровья учащихся в ходе обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, ... Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. Для самостоятельного решения в классе или ...

плане необходимо указывать технологическую и методическую литературу, которая использовалась при подготовке к уроку, причем первым проставляется нормативный документ – рабочая программа обучения. Систематически обращаясь к программе, мастер не упустит в ней ни единой строчки, а значит обеспечит безусловное ее выполнение. Нелишне заметить, что список литературы надо оформлять с соблюдением установленного стандарта. Особо следует указать литературу, которую мастер должен записать в план для рекомендации учащимся. Интерес к изучаемой профессии могут вызывать не только удачные уроки и хорошие учебники. Мастеру необходимо вырабатывать у себя привычку находить интересные материалы в научно-популярных изданиях, публикациях в прессе и т.п, чтобы, озвучив фрагмент из них на уроке, возбудить интерес учащихся, вызвать у них желание самостоятельно прочитать новинку. Это- тоже воспитание, формирование привычки к самообразованию на всю жизнь, вот почему желательно, чтобы в планах были отдельные пункты : «Литература для преподавателя» и «Литература для учащихся», а в последнем пункте фигурировали не только общественные учебники, по которым изучается специальность. Структура занятия.

24 стр., 11937 слов

Ремонт сцепления ВАЗ

... и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и наименование работ применительно для сцепления приведены в таблице 1. Таблица 1 — Стандартные операции технического обслуживания № п/п Наименование работ Периодичность, тыс. км ...

Вводная часть занятия

Контроль и отметка в журнале посещаемости, проверка готовности к уроку.

Вводный инструктаж.

Выдача инструментов, документация заготовок и т.п. для будущей работы.

Расстановка по рабочим местам (при необходимости)

Практическая (основная) часть занятия

Выполнение учащимися запланированные действия (упражнения, самостоятельная работа и т.п.)

Целевые обходы мастера с проведением текущего или индивидуального или группового инструктажей (проводятся при необходимости)

Проверка и оценка работ выполненных учащимися

Заключительная часть

Уборка рабочих мест

Проверка правильности хранения документации, сданных инструментов и выполненных изделий

Проведение заключительного инструктажа

Понятно, что структура занятий не догма не может иметь существенные различия. Они для мастера будут выражаться прежде всего в особенности методики инструктажей на разных периодах обучения. Мы уже не однократно говорили, что успех занятия закладывается при его подготовки и планировании. Отражение всей этой подготовительной работы, ее продуманность выражается для мастера профессионального обучения документе- плане проведения занятия. Его форма не установлена строга : план работы – это творчество мастера. Мы лишь еще раз хотим подчеркнуть, что от качества плана может прямо зависеть успех урока. Удобнее всего выполнять план урока на двух листах: на одном- план, а на втором- ход урока. План урока Группа № ____Специальность_________________Мастер_____________ Тема программ_________________________________________________ Тема урока____________________________________________________ Цели занятия__________________________________________________ Объект (ы) труда_______________________________________________ Методы проведения____________________________________________ Межпредметные и внутрипредметные связи_______________________ Материальное и дидактическое обеспечение занятия_______________ Литература, используемая при подготовке занятия_________________ Литература, рекомендуемая учащимся___________________________ Ход урока

Организационная часть (указать время)____________________

  • Контроль посещаемости и готовности к уроку
  • Объяснение хода и последовательности проведение занятия, назначение дежурных
  • Распределение по рабочим местам

Проверить выполнения домашнего задания или провести повторение материала пройденного на прошлых занятиях- у группы фронтально, у ________________индивидуально. (этот этап может отсутствовать)Вводный инструктаж___________(указать время)

  • Сообщить тему программы и тему урока, назвать ее учебное значение.
  • Объяснить новый материал (рассказать о значение данной работы, показать готовые образцы, разобрать рабочие чертежи, разобрать технологическую последовательность обработки, показать приемы работы и т.д. )

Самостоятельная работа учащихся_______(указать время)

Текущий инструктаж – целевые обходы рабочих мест учащихся:

  • первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию. Особое внимание обратить на учащихся_______;
  • второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов___;
  • третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности изготовления изделий. Обратить внимание на соответствие режимов обработки;
  • четвертый обход: проверить правильность видения самоконтроля (промежуточного, межоперационного и т.п.);
  • соблюдение технических условий работы и др.;
  • пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ. Выдать дополнительно задания___________ наиболее успевающим ученикам.

Заключительный инструктаж ________(указать время)

  • Подвести итоги занятия.
  • Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвавшие.
  • Сообщить и (при необходимости) прокомментировать оценку учащимся за работу.
  • Задать домашние задание, объяснив его важность для____ (развития интеллекта, познавательности, способностей, усовершенствования навыков и т. п. – нужное выделить.)

3 ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тип урока:

Цели урока:

  • обучающая: выработать умение и навыки в пользовании органами управления автомобилем во время движения автомобиля.

  • воспитательная: бережное отношение к учебному оборудованию.

  • развивающая: кардинированное движение рук и ног при управлении автомобилем, при этом не отнимая внимание от дороги. Научить учащихся правильно пользоваться органами управления автомобиля.

Материально-техническое оснащение урока:

1. Оборудование: Автомобиль ММЗ 4502 Т-905 ВR

2. Инструменты и приспособления: тавропресс, ключи, комплект инструментов.

3. Дидактический материал: Инструкционные карты:

Межпредметная связь:

Ход урока

1.Организационная часть. Время 2-3 мин.

Проверка явки учащихся. Внешний вид:

Организация рабочего места. Учебный автодром, или (закрытая площадка).

2. Вводный инструктаж. Время 15-20 мин., Инструктаж по технике безопасности.

В холодное время года слить воду из радиатора и системы охлаждения. Осмотреть автомобиль и устранить обнаруженные неисправности. Запереть двери кабины и навести порядок вокруг автомобиля.

Если автомобиль остается на специальных подставках на ночь, нужно проверить надежность его установки. Оставлять автомобиль и агрегаты, висящие на тросе подъемного механизма, запрещается.

После ремонта автомобиля привести в порядок рабочее место, очистить и убрать лежаки и подставки, подъемные механизмы, обтирочный материал собрать в железные ящики, убрать детали и мусор, освободить проходы, вымыть, вытереть и убрать инструмент и приспособления.

Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты, почистить их и убрать на место. Перед приемом пищи тщательно вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, а если работа была связана с этилированным бензином — обязательно прополоскать рот водой и вымыть руки керосином, а затем теплой водой с мылом.

3. Сообщение темы и цели урока

4. Повторение пройденного материала

  • Рассказать об устройстве щитка приборов автомобиля;

  • Рассказать и показать органы управления автомобилем;

  • Как подготовить автомобиль к выезду;

5. Объяснение новой темы урока

Как трогаться с места правильно:

Перед началом движения обязательно должны быть пристегнуты ремнями безопастности водитель и пассажир. Для этого есть два правила, соблюдение которых позволит вам гарантированно начать движение, более того, эти правила обязательны для выполнения зимой на скользкой дороге.

Во время старта передние колеса автомобиля должны находиться в положении «прямо». Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление движению. Чем больше угол их поворота, тем сложнее им зацепиться за дорогу. Большая вероятность, что на скользком участке они забуксуют.

Первый оборот ведущих колес должен пройти без проскальзывания, или без пробуксовки. Главная задача в начальный момент движения — покатиться, а не заскользить. Если на старте колеса сразу забуксовали, то машина так и останется стоять на месте, буксуя, или ее потащит в сторону.

Чтобы избежать пробуксовки колес при трогании с места нужно кратковременно задерживать педаль сцепления в точке схватывания. Действия будут такие:

1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза (если дорога имеет подъем или уклон) и выжимаем левой ногой педаль сцепления до пола.

2. При выжатом сцеплении включаем первую передачу.

3. Плавно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания, удерживая нажатой педаль тормоза.

4. В момент схватывания (обороты двигателя станут чуть ниже, появится легкая вибрация) отпускаем педаль тормоза и переносим ногу на педаль газа. Левая нога продолжает удерживать педаль сцепления в точке схватывания.

5. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин и одновременно отпускаем педаль сцепления до конца ее хода. Автомобиль начнет движение.

6. Для остановки выжимаем сцепление до упора и нажимаем на педаль тормоза. Для автомобиля с автоматической коробкой передач все несколько проще, работать сцеплением не нужно. «Автомат» все сделает за вас:

1.Нажимаем правой ногой на педаль тормоза.

2.Переводим рычаг выбора передач в положение «D» (или «R», если нужно поехать назад)

3.Плавно отпускаем педаль тормоза — автомобиль начнет движение, можно добавить «газ»

4.Для остановки нажимаем на педаль тормоза. Если дальше не едем — переводим рычаг передач в положение «Р» парковка.

Мы рассмотрели только лишь как трогаться с места на ровной дороге. Если дорога имеет небольшой уклон, то начало движения автомобиля значительно упрощается. Можно тронуться даже без добавления «газа». Достаточно будет включить передачу и отпустить педаль сцепления до точки схватывания. Машина тронется. А как быть, если тронуться с места нужно на подъеме? Это упражнение будущим водителям придется сдавать в ГАИ, всех остальных водителей этот экзамен ждет на дороге. А зимой на скользкой дороге этот экзамен приходится «сдавать» очень часто.

Как трогаться с места на подъеме.

Ключевой момент здесь — опять же задержка педали сцепления в точке схватывания. Для удержания автомобиля на подъеме, чтобы не скатиться вниз, используется либо педаль тормоза, либо стояночный тормоз (ручник).

Если на подъеме отпустить педаль сцепления в точку схватывания и задержать ее там, а затем убрать ногу с тормоза, то машина будет стоять на месте. Если подъем крутой и машина все-таки покатилась назад — ничего страшного, нужно опять нажать на тормоз и отпустить педаль сцепления чуть больше. Машина останется стоять на месте. Нужно поймать так называемую точку равновесия. Далее, плавно добавляем «газ», чуть больше отпускаем педаль сцепления и машина поехала.

Если автомобиль удерживается на подъеме ручником и нужно тронуться с места (во время экзамена в ГАИ требуют трогаться с ним).

Если стояночный тормоз включен, в этом случае действия будут следующие:

1. Выжимаем левой ногой педаль сцепления. Если двигатель не работает — запускаем двигатель.

2. При выжатом сцеплении включаем первую передачу.

3. Плавно выжимаем педаль сцепления до момента схватывания.

4. В момент схватывания, удерживая педаль сцепления в этой точке, плавно добавляем «газу», чтобы стрелка тахометра поднялась примерно до 1500 об/мин.

5. Выключаем стояночный тормоз. Для этого нажимаем на фиксатор на рукоятке ручника и опускаем рычаг вниз до упора. Машина начнет движение.

6. Полностью отпускаем педаль сцепления и плавно добавляем «газу». Машина продолжит движение.

7. Для остановки выжимаем до упора педаль сцепления и нажимаем на педаль тормоза.

Ну вот, собственно, и все, что нужно знать о технике трогания с места. Если во время старта все же произошла пробуксовка колес (это часто случается на скользкой дороге) — ничего страшного, в такой ситуации нужно снова выжать педаль сцепление и снова отпустить педаль до точки схватывания. Возможно, начнет получаться не сразу, потребуется время, чтобы приобрести навык. И всегда нужно помнить, что правильные действия за рулем — основа безопасного управления автомобилем.

После того, как автомобиль тронулся, необходимо корректировать рулем движение автомобиля, предварительно разогнав автомобиль для переключения следующей передачи.

Для того, чтобы осуществить остановку автомобиля, водителю необходимо замедлить скорость, убрав ногу с педали газа и плавно перенести на педаль тормоза. За время остановки водитель, управляя рулем, должен убрать автомобиль с проезжей части, поставить на обочину или в иное расположение транспортное средство, чтобы не создавать помех другим участникам движения, не выключая передачи притормозить, затем выжав педаль сцепления и на грани блокировки колес затормозить, остановиться, поставить на стояночный тормоз, выключить передачу.

(Техническая установка на выполнение операций)

Внимание на возможные ошибки.

Первой и самой распространенной ошибкой является неправильный хват руля. В таких положениях трудно удержать руль, когда он будет вырываться из рук и, как следствие, водитель теряет управление. При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля получается перекрестие рук. Такое вращение руля само по себе не правильное, а фиксация рук в перекрестном положении является грубой ошибкой. Вращение руля ладонью — распространенный способ руления на автомобилях с гидроусилителем руля — тоже грубая ошибка. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. Колеса сами станут прямо. Так тоже делать нельзя — потерять контроль за положением управляемых колес.

6. Закрепление учебного материала:

1.Что необходимо сделать, как только вы сели за руль? (Правильный ответ — пристегнуться ремнем безопасности (это можно сделать позднее, но к началу движения вы должны быть пристегнуты.)

2.Расскажите, о последовательности трогания и остановки автомобиля.

3.Расскажите, что вы знаете о педалях управления.

Анализ повторения.

Покажите, как должны быть расположены руки на рулевом колесе. Расскажите о педали сцепления, газа, тормоза.

Способы устранения ошибок. Путем неоднократного повторения и тренировки.

7. Текущий инструктаж 25-30 мин. Контроль за выполнением, изучением и тренировка упражнения рычагами и педалями

Самостоятельная работа учащихся. Тренировка органами управления автомобиля ММЗ-4502. Т-905 ВR

Прием работы. Управлением автомобилем.

Соблюдение ТБ: соблюдение мер противопожарной безопасности (не пользоваться открытым огнем вблизи топливных баков, не курить)

Технические условия при работе:

Помощь учащимся, слабо справляющимся с работой. Организовать дополнительные занятия. Усилить тренировку.

8. Заключительный инструктаж 5-10 мин.

9. Итоги урока: Обращаем внимание на правильное расположение и посадку за рулем

Указать ученикам на типичные ошибки и прокомментировать. Типичные ошибки это — отвлекание учащихся от управления автомобиля во время переключения передач, в момент трогания с места резко отпускают педаль сцепления. В момент остановки автомобиля забывают убрать автомобиль с проезжей части, плавно нажать на тормоз, включить поворот.

10. Уборка рабочих мест. Подготовка автомобиля.

11. Домашнее задание

Повторить органы управления автомобилей. «Устройство и эксплуатация автомобиля». Автор В. Л. Роговцев. стр.5-7 168-187

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

  • Цель : узнать и найти новые требования к уроку производственного обучения со стороны мастера и применение в процессе производственного обучения.
  • Задачи:

ознакомиться с современными требованиями к уроку производственного обучения;

  • выявить плюсы и минусы;

общие требования к уроку

значение усовершенствования требований к уроку производственного обучения.

  • Предмет исследования

Объект исследования, Гипотеза:, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив материал можно сделать вывод, что повышать образование просто необходимо в современных условиях рынка труда. Повышая свой профессиональный уровень каждый человек доказывает: о своей готовности, профессиональных навыках, стремлении улучшить производительность труда и соответственно качества, введение новых технологий. Более жесткие требования к образованию приводят к готовности не только молодых специалистов, но и усовершенствование приобретенных знаний и умений на производстве уже получивших профессиональный опыт. Высокая подготовка дает возможность устройства на работу в престижную организацию с удовлетворительной оплатой труда. Итак, подводя результат всего вышесказанного можно сказать, что каждый человек может принять участие в совершенной конкуренции на рынке труда, демонстрируя свои способности и возможности.

Приложение 1

Памятка начинающему водителю.

Механическая коробка передач

Видео: Трогание с места.

Видео: Как правильно трогаться с места на механической коробке передач.

Исходное положение — нейтральная передача и затянутый ручной тормоз.

Правильная работа сцеплением

  • Со сцеплением работает только левая нога.

  • Пятка при работе со сцеплением на полу не соит.

  • Поднимается и опускается вся нога целиком. Так гораздо удобнее чувствуется сам момент срабатывания сцепления.

  • Выжимается сцепление одним быстрым четким нажатием до конца его хода.

  • Отпускание сцепления может быть разделено на 4 фазы:

  • Первоночальный отжим. Сцепление выжато на 100%. Отжимается педаль сцепления (пятка отрывается от пола) до момента срабатывания механизма сцепления. Автомобиль в этот момент начинает движение.

  • Удержание. Удерживается сцепление в заданной точке, для чего нога слегка напрягается и чуть-чуть придавдиваеься педаль.

  • Плавный подъем. Автомобиль тронулся и начинает ускоряться. Плавно по милиметру нога поднимается на 10 мм. В конце подъема сцепление полностью передает тягу мотора.

  • Отпускание. Нога свободно отпускает сцепление. Пятка опускается на пол.

Объект исследования 1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.2 Наглядные методы производственного обучения

2 УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1 Особенности оформления отдельных пунктов плана урока

3 УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (разработка)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/sovremennyiy-urok-proizvodstvennogo-obucheniya/

ПРИЛОЖЕНИЕ