Диверсификация, концентрация и централизация производства

Курсовая работа

…………………………………………37

Список использованной литературы……………….. ………………………………….38

Введения

Значимость темы исследования обусловлена тем, что введенное в хозяйственную практику и экономическую теорию, понятие «Диверсификация, концентрация и централизация производства», рассматриваемое как объекта национальной экономики, требует углубленного изучения и обоснования. Диверсификация концентрация, централизация производства является одним из постоянно действующих факторов развития экономики. Формы и механизмы концентрации претерпевают непрерывные изменения.

В отрасли торговли процессы концентрация производства. Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена

Во-первых, современные процессы концентрации в торговли имеют принципиально иные организационно-экономические формы, побудительные мотивы и механизмы. Появляются новые направления и тенденции в экономической деятельности торговых предприятий, прямо влияющие на концентрацию отрасли. Концентрация торговых предприятий порождает новую систему технологических и экономических взаимосвязей между ними. Меняется прежняя система производственных и территориальных связей и весь характер межпроизводственной кооперации. Формируются специфические корпоративные отношения.

Во-вторых, меняются принципы взаимоотношений торговых предприятий и корпораций с общей институциональной системой государства. Создаются высококонцентрированные отраслевые и межотраслевые корпорации с государственным участием.

В-третьих, на важнейшие отраслевые пропорции и воспроизводственные характеристики торгового производства, формы и масштабы концентрации непосредственное влияние оказывает структура собственности. В сфере торговли до настоящего времени происходят непрерывные и существенные изменения в соотношениях между государственной и частной собственностью. Меняются соотношения собственности внутри отдельных корпораций и отраслей торговли.

В-четвертых, концентрация торговли в настоящее время является не следствием внутреннего накопления капитала предприятий, а преимущественно следствием происходящей реструктуризации торговли. Большинство предприятий торговой отрасли сегодня не имеют достаточных внутренних инвестиционных ресурсов для расширения. Существуют серьезные проблемы с привлечением кредитных ресурсов и ресурсов фондового рынка. В такой ситуации одним из наиболее возможных и результативных способов расширения производства становится его централизация. Реструктуризация корпораций путем централизации означает расширение сферы интеграционных процессов. Интеграция приводит к трансформации организационно-экономической структуры промышленного производства.

48 стр., 23870 слов

Совершенствование организации основного производства на предприятии ...

... дипломной работы, является обобщение теоретических основ по вопросам организации производства, а также в условиях рынка дать оценку хозяйственной деятельности предприятия и разработать основные направления дальнейшего совершенствования организации основного производства. 1.1 Типы, формы ... производства. Формы организации производства Концентрация производства — сосредоточение производства одного или ...

В-пятых, концентрация в торговли осуществляется в различных технологических и организационных формах (специализация, диверсификация, комбинирование, горизонтальная и вертикальная интеграция).

Используются разные типы корпоративных структур (концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, конгломераты).

Новые формы концентрации торговли, связанные с ее централизацией, меняют модели и стратегию корпоративного управления. Основным механизмом концентрации производства становится централизация капитала, прежде всего, в форме слияний и поглощений.

В данной курсовой работе раскрываются такие вопросы как: диверсификация и концентрация производства, а непосредственно централизация, их сущность, формы и показатели, экономическая эффективность этих явлений. Приведены примеры, дающие возможность увидеть и понять важность и необходимость этих явлений, а также рассмотрены и другие немаловажные стороны данного вопроса.

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики диверсификация, концентрация и централизация производства. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

1 .Стратегия диверсификации производства как основное направление стратегического развития предприятия

Наиболее исчерпывающим, на мой взгляд, является под определением, диверсификации производства это одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.

Пионерное исследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1962 г., осуществил М.Горт, японских предприятий — в 1979 г. Е.Есинара. Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой — стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.

40 стр., 19904 слов

Разработка стратегии диверсификации предприятия (на примере оао интерсолар)

... на основе диверсификации. Объектом исследования в дипломной работе является предприятие ОАО «Интерсолар». Предмет исследования - разработка стратегии развития предприятия. При написании работы ... а) финансировать повышение эффективности производства, б) предоставить квалифицированный персонал ... грамотного управления. Актуальность выбора темы дипломной работы обусловлена тем, что стратегия является ...

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Способствовало разработке стратегии диверсификации предприятия (на примере оао интерсолар)">диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.

Причины переориентации предприятий на стратегические вопросы, по мнению Р.Кунца, не поддаются однозначному определению. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи. Авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость расширения сфер приложения капитала. Утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от «просто выжить» до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы.[1]

2. Концентрация производства.

Концентрация производства это рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация капитала и производства — закон капитализма. При капитализме условием Концентрация производства является концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. Концентрация производства усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими, как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. Между концентрацией капитала и Концентрация производства существует, сложная взаимосвязь. На рубеже 19—20 вв. концентрация капитала и производства привела к возникновению монополий. Господствующей формой капиталистических предприятий становится акционерное общество. При империализме происходит монополистическая концентрация, т. е. экономическое могущество всё больше сосредоточивается в руках крупнейших монополий. Исключительно высокой становится конкурентоспособность монополий.

5 стр., 2453 слов

Эффективность организации производства на предприятии

... организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Эффективность организации производства на предприятии Организации производства на промышленных предприятиях присущи определенные закономерности. ... условий. Важной закономерностью организации производства следует считать участие трудящихся в работе по организации производства на предприятиях и в ...

Чем большим капиталом они обладают, тем выше степень эксплуатации ими рабочих и эффективность использования основных фондов, тем ниже в расчёте на единицу продукции расходы по продаже товаров и выше размеры прибыли. Монополии располагают обширной производственно-сбытовой сетью не только внутри страны, но и за её пределами, что обеспечивает устойчивость роста их доходов. Прибыльность операций крупнейших монополий особенно велика, а чем больше прибыли получают монополии, тем больше у них возможностей и для её капитализации, и для поглощения своих менее сильных соперников. Капиталовложения в расчёте на одного рабочего на автоматизированном предприятии примерно в 10 раз больше, чем на неавтоматизированном. Владение результатами научно-исследовательских работ, способность обеспечивать изменение номенклатуры продукции, диктуемое спросом, стали одним из главных средств конкурентной борьбы. Экономические преимущества монополистических фирм возрастают. Мощным фактором Концентрация производства стало государственное стимулирование. Объединяющиеся компании получают специальные государственные субсидии и скидки по налогам. Монополистическая концентрация усиливается милитаризацией экономики.

Государство передаёт военные заказы главным образом крупнейшим военно-промышленным компаниям на исключительно выгодных для них условиях, что является источником нового роста монополистической концентрации. Ускорителем монополистической Концентрация производства является международная конкуренция, развивающаяся в особенности в связи с империалистической интеграцией. Например, в рамках каждой из стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) монополии стараются консолидировать свои силы, чтобы противостоять конкуренции со стороны других стран — как участниц этих экономических группировок, так и не входящих в них. Происходят новые слияния, заключаются новые соглашения между монополиями. Кроме того, возникает необходимость в объединениях и соглашениях между монополиями разных стран ЕЭС и ЕАСТ. Всё это ведёт к повышению уровня всемирной концентрации производства. О современном уровне монополистической концентраций производства можно судить частности, по следующим данным: в Германии в 1907 предприятия с количеством рабочих свыше 50 составляли 0,9% всего числа предприятий, в ФРГ в 1966— 24,1%. Особенно показательны данные, относящиеся к самым крупным предприятиям. В ФРГ это — предприятия с суммой годового оборота в 250 млн. марок и более. В 1965 они составляли 0,4% общего числа предприятий, но на них было занято 28,1% всего количества рабочих и служащих, на их долю приходилось 34,6% общей суммы оборота всех предприятий

Процесс Концентрация производства захватил и сельское хозяйство. В США в 1967 насчитывалось 3200 тыс. ферм. Их общая выручка от продажи товаров и от услуг составила 35 млрд. долларов. Между тем всего лишь 157 с.-х. акционерных обществ разных видов имели выручку от таких операций на сумму 14,3 млрд. долларов.

Об уровне монополистической Концентрация производства не всегда можно судить по данным о крупных производственных единицах, об их размерах и доле в совокупном производстве. Монополии иногда не стремятся доводить размеры своих предприятий до технологически возможного максимума. Им нужны оптимальные размеры производственных единиц.

4 стр., 1764 слов

Интеграция производства и концентрация капитала

... производственно-хозяйственных связей между предприятиями России и СНГ и достижение сбалансированности их деятельности по жизненному циклу продукции; концентрация и накопление капитала в интересах повышения темпов развития производства; ... изготовление новых производств. Это делает интеграцию производств неизбежной. В силу интеграции производств растет сложность самой производственной системы ( ...

С ростом размеров последних снижаются издержки производства. Но норма прибыли зависит и от расходов по перевозке продукции к пунктам её реализации. В связи с этим наступает момент, когда для монополии становится выгоднее не увеличивать размеры имеющихся у неё предприятий, а строить новые, размещая их ближе к центрам сбыта. Поэтому не столько размеры отдельных производственных единиц, как бы они ни были велики, характеризуют уровень монополистической концентрации, сколько общий объём сконцентрированного в их руках производства, что определяется количеством предприятий, которыми владеет монополия. В США автомобильная компания «Дженерал моторс» имеет 125 основных предприятий, не считая многих подсобных производственных единиц. По данным за 1969, на предприятиях компании было занято 757 тыс. лиц наёмного труда, общий годовой оборот этих предприятий составил 22,8 млрд. доллара. Подобная централизация средств, производства в руках крупнейших монополий, выводящая концентрацию далеко за пределы отдельных производственных единиц, довела этот процесс до небывало высокого уровня.

С концентрацией и централизацией капитала и производства всё более углубляются основное противоречие капитализма и весь комплекс характеризующих его противоречий. Складывается широкая антимонополистическая коалиция. Растут материальные предпосылки социализма, развиваются социально-политические условия новых социалистических революций. [2]

2.1. Основные принципы концентрации

Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях. Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли. Для того чтобы постоянно увеличивать прибыль, предпринимателю приходится капитализировать часть получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обусловливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства. Вместе с тем конкуренция и кредит порождают тенденцию к добровольному или принудительному объединению уже функционирующих капиталов. Таким образом, материальной основой концентрации производства служат концентрация и централизация капитала.