Формирование и развитие финансово-промышленных групп в России

Курсовая работа

В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков. Российские особенности связаны с прошедшей широкомасштабной приватизацией, разрушением прежних хозяйственных связей, инфляцией и инвестиционным кризисом.

Слияние финансового капитала с промышленным и образование на этой основе финансово-промышленных объединений отражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитой экономики. Взаимозависимость основных видов капитала достигла такой степени, что не только их автономное существование не представляется возможным, но и в своем движении они устремлены к созданию единых организационных центров, регулирующих его.

Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ — транснациональные корпорации. Формирование крупных финансово-промышленных комплексов связано с необходимостью проведения широкомасштабных научных исследований и разработок, более полного использования технологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также со стремлением противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры.

Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Цель данной работы — рассмотреть, что представляют собой финансово-промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны. Необходимо также отразить их развитие в России, отметить существующие проблемы и показать перспективы. Особенно важно при этом руководствоваться опытом зарубежных стран, где сращивание финансового и промышленного капиталов происходит уже довольно длительное время.

Для достижения поставленной цели обозначим следующие задачи:

1) рассмотреть становление ФПГ в России;

2) обозначить проблемы и тенденции развития ФПГ.

финансовый промышленный банк антимонопольный

1 Становление ФПГ в России

1.1 Экономическое содержание создания ФПГ в России

Российская экономика уже долгое время находится в кризисе. Руководители промышленных предприятий, банков, страховых компаний и других организаций находятся в постоянном поиске способов увеличения объемов производства, повышения инвестиционной активности и снижения факторов риска. В этой ситуации не обойтись без институциональных преобразований, основными из которых являются:

58 стр., 28752 слов

Анализ финансово-хозяйственной деятельности металлургических предприятий

... дипломной работы были использованы: нормативные и законодательные акты; материалы монографий и периодической печати; комплексные методические руководства по процедурам финансового ... на современном этапе 1.1 Динамики и тенденции развития металлургической отрасли России в условиях рыночной реформы Черная металлургия ... неблагоприятно влияют на промышленно-производственные предприятия, так ...

  • реформирование всего экономического механизма хозяйствования и переход на рыночные отношения;
  • необходимость модернизации основных производственных фондов промышленных предприятий и др.

Ограниченность финансовых возможностей российского государства на этапе перехода к рыночной экономике требует поиска альтернативных путей сохранения накопленного потенциала. Решению этих проблем должна способствовать политика поддержки формирования высокоинтегрированных структур с участием крупных финансовых, торговых и инвестиционных организаций частного сектора, научных и промышленных предприятий России.

В этой связи формирование финансово-промышленных групп в России можно рассматривать с двух точек зрения: как механизм государственной поддержки и инструмент промышленной политики, с одной стороны, и в качестве естественного рыночного механизма повышения эффективности через концентрацию производства, кооперацию и специализацию в рамках более совершенной организационной структуры, с другой. Формирование финансово-промышленных групп имеет свои преимущества. К ним относятся[2]:

  • снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово-кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характера за счет объединения капитала;
  • возможность создания мощной материально-финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и для дальнейшего их развития и совершенствования;
  • расширение возможности производства высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции и ее реализации, кооперации между предприятиями внутри России и в странах СНГ, развития социальной сферы;
  • перераспределение управленческих функций государства за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ;
  • стабилизация процессов налогообложения и ценообразования, снижения инфляции;
  • возможность противодействия неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в экономику России и в оборонный комплекс путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции;
  • концентрация на межотраслевой основе действенной конкуренции между несколькими ФПГ за государственные заказы;
  • диверсификация предприятий и организаций оборонного комплекса, интеграция их в ФПГ частично снимает проблемы социальной напряженности и структурной безработицы.

Образование новых институциональных форм после изменения формы собственности связано с двумя аспектами.

Процессу интеграции способствует необходимость создания новых и организационного оформления существующих, а также восстановления временно распавшихся в процессе территориального обособления кооперационных связей. С этой точки зрения наиболее важна тесная связь «наука — конструкторские разработки — инновации — производство». Сложность выпускаемой на промышленных предприятиях продукции базируется на развитой системе специализации по производству длинного шлейфа комплектующих и сборки их на одном предприятии. Таким образом, благополучие и перспективы роста каждого предприятия в значительной степени связаны с выживанием и эффективной деятельностью каждого звена кооперационной цепочки. Восстановление высокоинтегрированной структуры отвечает мировой практике и имеет давние традиции в отечественной истории производства.

10 стр., 4818 слов

По географии «Особенности формирования предприятий ВПК России»

... Военно-промышленный комплекс (ВПК) России – это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины «военная промышленность» и «оборонная промышленность». ... Оно означает перевод военного производства на гражданской продукции. Для России это жизненно необходимо, поскольку прежние объемы производства вооружения сохранять ...

Тяжелое финансовое положение практически всех промышленных предприятий, связанное с утратой государственного заказа и традиционных рынков экспорта, определяет стремление искать партнеров в сфере финансового капитала. Специфика наукоемких и ресурсоемких инвестиционных и производственных проектов, характерных для промышленного производства, требует от инвесторов долгосрочных и высоко рискованных вложений (высокий риск связан с неопределенностью в развитии рынков производимой предприятиями продукции, особенностями сложившегося производственного и организационно-управленческого уклада).

Пойти на такой риск могут только крупные финансовые учреждения, занимающие прочные позиции в сфере инвестиционно-финансовых услуг и обеспечивающие стабильный рост активов и собственного капитала. При этом естественно желание этих учреждений минимизировать риск через получение права контролировать инвестиционно-технологический процесс и иметь возможность получать дополнительную прибыль в виде дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг долгосрочного инвестиционного проекта.

Интерес со стороны крупных финансово-кредитных организаций к проектам тяжелой промышленности связан с движением от краткосрочной спекулятивной прибыли к стабильно доходным, надежным вложениям прежде всего в проекты, обеспечивающие выпуск экспортоориентированной и импортозамещающей продукции. Высокий научный, технологический и ресурсный потенциал многих промышленных предприятий позволяет наладить выпуск именно такой продукции.

Таким образом, создаются необходимые предпосылки для интеграции финансового капитала, высокотехнологичного производства и науки в рамках различных организационных структур: финансово-промышленных групп, холдингов, концернов, объединений и др.

Основные принципы формирования ФПГ были определены Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. №2096, в котором были предусмотрены как меры государственной поддержки групп, так и определенные ограничения при их создании. В 1994 г. работа по становлению нормативно-правовой базы создания и функционирования отечественных ФПГ продолжалось. Принятыми к настоящему времени нормативно-правовыми актами устанавливается следующее:

  • а) постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. №508 установлен порядок проведения экспертизы проектов создания ФПГ, создаваемых по решению Правительства РФ;
  • б) Федеральным Законом от 30 ноября 1995 №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 27.10.95) обобщены правовые положения о создании и функционировании финансово-промышленных групп в России;

— в) Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. №24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы» определены основные требования к консолидированной отчетности, представляемой управляющей компанией ФПГ в соответствующие государственные органы.

23 стр., 11466 слов

Разработка организационного плана создания предприятия (проекта)

... страхового рынка. Целью исследования является разработка организационного плана создания предприятия, работающего в сфере ... предоставление страховой защиты - вид финансовых услуг, которые производят и продают ... акционерного общества обеспечивает сохранность основного капитала общества и его имущественных активов. ... рынка. Несмотря на снижающееся количество фирм, оказывающих страховые услуги населению и ...

Базовым нормативно-правовым документом по созданию транснациональных (в рамках СНГ) ФПГ является «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений», подписанное рядом правительств от 15 апреля 1994 г. На основе этого документа подписаны соглашения об основных принципах создания финансово-промышленных групп Правительства России с правительствами следующих стран: Украины (30 декабря 1994 г.); Узбекистана (17 марта 1995 г.); Казахстана (28 марта 1994 г.); Беларуси (6 января 1995 г.).

В соглашениях определены совместные сферы деятельности, перспективные для формирования транснациональных ФПГ, а также цели их создания.

Утвержденной Правительством РФ (постановление №48 от 16 января 1994 г.) Программой содействия формированию финансово-промышленных групп предусмотрено проведение скоординированной согласованной работы министерств и ведомств по исполнению Указа Президента РФ от 05 декабря 1993 г. №2096.[3]

Основное участие в создании высоко интегрированных структур принимают крупные банки. Эти банки, формируя вокруг себя сеть специализированных инвестиционно-финансовых и торгово-посреднических институтов, создают основу для функционирования Финансово-промышленной группы.

Специфика размещения целевых кредитов требует внедрения практики проектного финансирования. Специфика этой формы состоит в том, что финансовые ресурсы расходуются на реализацию конкретного инвестиционного проекта, создание производственных активов, приносящих доход в будущем. Кредит предоставляется для осуществления проекта самостоятельной экономической единицы. Займ погашается за счет потока денежных средств. Активы экономической единицы, создаваемый под проект выступают в качестве дополнительного обеспечения. Одной из отличительных черт проектного кредитования является возможность привлечения капитала в больших объемах. Это объясняется тем, что кредитующая структура становится участником проекта и имеет возможность непосредственного контроля. Риски при этом разделяются между участниками проекта. Другая особенность проектного кредитования состоит в возможности одновременного использования нескольких источников капитала.

Процесс проектного кредитования создает дополнительные предпосылки формирования ФПГ в промышленности на основе отраслевых банков. Через этот механизм отрабатываются долгосрочные инвестиционные связи между промышленными предприятиями и финансовыми организациями, создается совместная организационная структура.

Следовательно, создаваемые в процессе проектного финансирования юридические лица, наряду с предприятиями-учредителями коммерческого банка и его дочерними организациями, становятся основой ФПГ. Совокупность инвестиционных проектов, реализуемых банком, формирует стратегию инвестиционной деятельности этой структуры.

Поскольку подавляющее большинство финансовых ресурсов, инициирующих эти проекты, имеют своим источником средства госбюджета, то предоставление государственного статуса ФПГ существующим и возникающим в процессе распределения этих средств интегрированным структурам является вполне естественным направлением реализации государственной институциональной и инвестиционной политики. Наиболее рациональный подход в этой ситуации — создание двух-трех конкурирующих групп в одной отрасли, которые в то же время, для более успешной конкуренции на мировом рынке могут иметь единый финансовый и сбытовой центр. Инвестиционная стратегия этих групп должна ориентироваться на переход с государственного на собственное финансирование.

2 стр., 945 слов

Анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)

... их мобилизации. Целью данной курсовой работы является: изучение методов и приемов анализа финансовых результатов от продажи продукции; проведение анализа финансовых результатов от реализации продукции предприятия на основе отчетности и данных ООО «Кубань-Сервис». Объектом исследования является ...

Опыт создания первых ФПГ выявил определенные трудности и противоречия в процессах их создания, в том числе связанные с необработанностью имеющейся нормативной базы. К числу основных проблем в этой области относятся:

  • наличие значительного числа ограничений, препятствующих формированию эффективных объединений финансового и промышленного капиталов, заставляющих инициаторов создания групп искать различного рода обходные пути для их преодоления;
  • отсутствие в условиях высокой инфляции и действующего налогообложения достаточных стимулов для привлечения российских финансовых структур к реализации промышленных проектов. При этом чрезмерное усиление влияния в ФПГ банковских структур по сравнению с промышленными при отсутствии четкой ориентации на реальное инвестирование может привести не к улучшению инвестиционной ситуации в промышленности, а к переливу заработанных в производстве средств в пользу более выгодных коммерческих и торговых и операций;
  • односторонняя ориентация проектов на получение государственной поддержки без увеличения собственных средств на цели инвестирования, попытки включения в состав групп потенциальных банкротов, не создающих конкурентоспособной продукции;
  • совершенствование механизма государственной поддержки ФПГ, программы деятельности которых являются действительно эффективными и приоритетными.

Это относится в первую очередь к порядку предоставления государственных гарантий при реализации крупных инвестиционных проектов ФПГ, отвечающих приоритетным направлениям промышленной политики. Эти гарантии могут касаться кредитов иностранных инвесторов, инвестиций в акции и эмитируемые ценные бумаги участников ФПГ (в том числе в форме залога государственного имущества, долевого участия государства в финансировании проектов).

Безусловно, что при этом государственная экспертиза программ ФПГ должна быть предельно жесткой;

— сложности создания транснациональных ФПГ с участием предприятий стран СНГ из-за разных темпов осуществления реформ, слабости соответствующей нормативно-правовой базы, непроработанность финансово-экономических схем взаимодействия финансового и промышленного капиталов в межгосударственном аспекте.

Переход к рыночной системе хозяйствования, развитие предпринимательской деятельности государства, широкое применение финансово-кредитных рычагов, государственное программирование, правительственные меры, направленные на укрепление внешнеэкономических связей, способствующие концентрации и централизации производства, дальнейшей интеграции с ним науки, усиливают общественный характер производства. Это ведет к концентрации и централизации капитала, монополизации экономики, появлению финансово-промышленных объединений. Усиливается частный характер присвоения, все большая доля общественного богатства сосредотачивается в руках частных собственников, возрастают противоречия между трудом и капиталом. Однако, каковы бы ни были трудности в области регулирования экономики и решения социальных проблем, концентрация капитала соответствует экономической политике, проводимой в нашей стране.

14 стр., 6729 слов

Государственное (муниципальное) управление в сфере социальной политики

... особенностей государственного (муниципального) управления в сфере социальной политики. Структура работы. Работа структурно ... Сфера здоровья — одна из важнейших сфер деятельности государства, а потому ее финансирование является первоочередным. Страны третьего мира, которые не могут самостоятельно финансово обеспечить эту сферу, ... разделяют на социальные группы. Особенностью социальной группы, как ...

В складывающихся условиях сложной экономической обстановки в России, характеризующейся нарушением взаимосвязей многих организаций и предприятий, представляющих научный, проектный, технический, экспериментальный, производственный и эксплуатационный потенциал промышленности, становится актуальным применение новых принципов, форм и методов создания и производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Одним из стратегических направлений перспективной структурной политики в российской промышленности является применение современных организационных форм, предусматривающих объединение потенциалов предприятий и организаций (финансовых, научных, проектных, экспериментально-испытательных, производственных и эксплуатирующих структур) в рамках единой организации, охватывающей все этапы «жизненного цикла» продукции военного и гражданского назначения.

В сложных экономических условиях представляется целесообразным активное применение гибких организационных форм — финансово-промышленных групп, позволяющих эффективно концентрировать ресурсы для решения крупных государственных задач создания сложной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции путем объединения наиболее рациональной комбинации финансовых, научных, проектных, экспериментально-испытательных, производственных и эксплуатационных ресурсов. Такая интеграция при сохранении гибкости может обеспечить:

  • выполнение работ, которые нельзя было провести отдельным предприятиям и организациям самостоятельно, вследствие значительных затрат и риска;
  • эффективное распределение ресурсов между участниками;
  • объединение участниками ФПГ дефицитных людских, материальных и информационных ресурсов.

В процессе формирования ФПГ необходимо:

  • создать на основе принципов целевого управления специфических организационных форм по производству конкурентоспособной на мировом рынке высокоэффективной продукции с устойчивым финансовым обеспечением и стабильной поддержкой выполняемых проектов с учетом возможности участия коммерческих структур;
  • создать и использовать системы многоступенчатых контрактов на выполнение работ на этапах жизненного цикла создаваемой продукции (концепция планирования программ по этапам — каждому новому этапу целевой программы предшествует тщательный анализ результатов работы, выполненной на предыдущем этапе и определяются возможности и целесообразность перехода к следующему этапу или необходимость пересмотра программы и ее коррекции);

— использовать средние и мелкие предприятия, организации и фирмы, имеющие узкую специализацию, как одного из основных источников новых научных и технических идей (использование таких групп предприятий в качестве субподрядчиков позволяет крупным ФПГ обеспечивать высокий научно-технический уровень, не ориентируя собственную научно-исследовательскую базу полностью на создание высокоэффективной продукции).

13 стр., 6479 слов

Расходы предприятия и себестоимость продукции

... развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам, административно-управленческому персоналу предприятия и его подразделений. В России до ...

Таким образом, создание ФПГ обеспечивает решение двух задач:

1. Разработка проекта создания и функционирования ФПГ (например, в форме консорциума, ассоциации, корпорации).

2. Разработка системы финансового и ресурсного обеспечения деятельности ФПГ с учетом экономических возможностей и ожидаемых выгод.

Для решения этих задач ФПГ обеспечивает:

  • разработку и проведение единой научно-технической политики, концентрацию научно-технического и производственного потенциалов с целью выполнения в сжатые сроки исследований и разработок принципиально новой конкурентоспособной продукции;
  • применение прогрессивных форм материально-технического обеспечения производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— формирование и реализацию единой стратегии в области инвестиционной политики для решения комплекса задач по развитию производственной базы, расширению и реконструкции действующих предприятий и организаций и их техническому перевооружению.

1.2 Правовые условия формирования ФПГ

До принятия закона «О финансово-промышленных группах» состав документов по создаваемой ФПГ и необходимые согласования для получения соответствующего официального статуса определялись Положением о порядке ведения Реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации (утверждено правительственным постановлением №707 от 19 июня 1994г.).

Зарегистрированные в соответствии с этим порядком группы подлежали, согласно Закону, перерегистрации с учетом новых требований [5].

Внесенные Законом коррективы в процесс получения группами официального статуса охватывают как организацию деятельности группы, так и перечень документов, представляемых в полномочный государственный орган для обретения официального статуса. Новые позиции в этом перечне — договор о создании ФПГ, копии учредительных документов каждого из участников и копии их реестров акционеров.

Согласно статье 5 Закона, для госрегистрации центральная компания ФПГ представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

1) заявку на создание финансово-промышленной группы;

2) договор о ее создании (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами);

3) нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

4) организационный проект;

5) нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

6) заключение федерального антимонопольного органа.

Полномочный государственный орган вправе также запрашивать экспертные заключения других организаций, специалистов.

По президентскому указу №2096, при формировании крупных ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций, требовалось предварительное согласование с Госкомимуществом РФ. Закон об ФПГ устранил ограничения на размеры групп, одновременно установив, что государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственниками их имущества (пункт 4 статьи 3).

Что касается Мингосимущества РФ (правопреемника Госкомимущетсва), то с ним согласуются вопросы внесения государственного имущества в уставной капитал центральной компании ФПГ.

8 стр., 3863 слов

Разработка эскизного проекта и макетирование входной группы и ...

... курсовой работы и композиции размещения ее на формате. Использование основ исполнительной техники профессионального ремесла и навыков профессиональной работы ... города Москвы. Участник региональных ... макетом этап. Ознакомление с объектом. Определяются цели и круг задач. Предпочтительно располагать полной проектной документацией по объекту и информацией о его реальном состоянии, размерами здания. ...

В соответствии со статьей 48 Закона «Об акционерных обществах» вопросы участия в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и в иных объединениях коммерческих организаций входят в компетенцию общего собрания акционеров. Соответственно позиция Мингосимущества РФ является важной для вхождения в ФПГ предприятий со значительной долей государственного участия.

В заключение важно отметить, что экспертиза документов в полномочном государственном органе включает следующие моменты.

Устанавливается наличие решений о вхождении в состав ФПГ, принятых в состав ФПГ, принятых правомочными на то органами управления предприятий-участников. По Закону «Об акционерных обществах», вопросы участия в ФПГ не отнесены к исключительной компетенции общего собрания и могут быть переданы на решение исполнительному органу общества (единоличному — директору, генеральному директору, или коллегиальному — правлению, дирекции).

Анализируются условия формирования уставного капитал центральной компании. Особое внимание при этом вызывают вклады тех учредителей, по отношению к которым государство является собственником или одним из собственников. Денежная форма вкладов претензий не вызывает, а натуральная требует прояснения вопроса, не является ли вносимое имущество государственной собственностью. Президентский указ №443 допускает использование государственными унитарными предприятиями недвижимого имущества в качестве вкладов в уставной капитал центральной компании. Однако такая передача государственного имущества осуществляется на основе соответствующих решений Правительства РФ.

Проверяется соответствие устава центральной компании условиям договора о создании ФПГ и ее организационному проекту.

Выясняется, соблюдается ли положение Закона «О финансово-промышленных группах», согласно которому дочерние общества входят в финансово-промышленную группу только вместе со своим основным обществом.

Рассматривается, не входят ли в формируемую ФПГ предприятия, уже участвующие в других группах, а также общественные и религиозные организации (это запрещено Законом).

Для участников ФПГ, подпадающих под действие «Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», проверяется соблюдение требований этого документа, в частности, ограничений на участие кредитно-финансовых учреждений в такого рода холдингах.

1.3 Регулирование деятельности ФПГ в России

Специфика государственного управления функционированием ФПГ, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления ФПГ со стороны государства.

Непосредственное участие в управлении ФПГ зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале ФПГ. Согласно Положению о ФПГ, критической долей для принятия решения о добровольном формировании является цифра в 25% государственной собственности. Таким образом, ФПГ разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей. При этом одним из рычагов управления по отношению к ФПГ должно стать условие получения разрешения предприятия с долей оборонного заказа, превышающего 30%, на вхождение в группу от Министерства обороны и Министерства экономики. Условием предоставления такой возможности должно быть участие представителей органов государственного управления в контроле за деятельностью группы.

11 стр., 5001 слов

Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

... обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность. Особенности исполнения солидарной ответственности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. Финансово-промышленные группы на добровольной основе и ...

Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над ФПГ[3]:

  • создание ФПГ из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;
  • за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании ФПГ имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
  • управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника ФПГ;
  • участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса ФПГ.

Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания ФПГ. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций ФПГ, «золотой акции», введение в Совет директоров представителя Государства.

Сочетание в рамках ФПГ государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников ФПГ, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.

Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание ФПГ из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы).

Это особенно существенно для предприятий и организаций ОК с объективно высокой долей государственной собственности.

Основной формой государственного управления деятельностью ФПГ может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и ФПГ. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным ФПГ в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.

Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов двух сторон на добровольной основе. Любые льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон.

Многие потенциально активные предложения о создании ФПГ на добровольной основе сегодня наталкиваются на имеющиеся ограничения по доле государственной собственности в консолидированном капитале группы. При этом недостаточная четкость в формулировании данного ограничения (п. 7 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания) существенно затрудняет работу предприятий по подбору участников ФПГ, а также обусловливает неоднозначные оценки уровня данного показателя.

Жесткое ограничение по доле государственной собственности предприятий в случае их добровольного вхождения в ФПГ имеет искусственный, а не экономически обоснованный, характер. Вполне достаточно иметь согласие соответствующих собственников (или собственника в лице государства — при вхождении в ФПГ федерального предприятия) для принятия решений по составу участников групп. Аналогично, следовало бы отказаться от формальных ограничений по количеству участников и численности работающих в группах.

При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов ФПГ следует учитывать, что действующее в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников ФПГ. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.

Также трудно себе представить ситуацию, когда все участники ФПГ являются государственными предприятиями, а именно в этом случае действует норма о том, что решение о формировании ФПГ должно принимать Правительство Российской Федерации (п. 9 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания).

По мнению заинтересованных министерств и ведомств, Правительство Российской Федерации на стадии формирования ФПГ должно принимать соответствующие решения в случаях если:

  • основную часть научно-производственного потенциала группы составляют предприятия федеральной собственности;
  • группа имеет транснациональный характер и ее функционирование может затрагивать внешнеэкономические и политические интересы государства.

В остальных случаях (вхождение в состав ФПГ отдельных государственных предприятий или акционерных обществ с той или иной долей государственной собственности) достаточным может быть согласование вхождения в ФПГ соответствующего органа государственного управления.

Государственные гарантии должны представляться на основе экспертизы проектов ФПГ под их реализацию или по ценным бумагам, эмитируемым группами.[7]

Следует отметить, что большую помощь по формированию ФПГ оказывает научно-аналитическая и информационная работа, проводимая соответствующими министерствами и ведомствами. Так, в 1996-97 гг. был подготовлен ряд научно-аналитических материалов, касающихся деятельности ФПГ. Прежде всего, эти разработки были направлены на решение методических вопросов создания ФПГ. К основным из них относятся следующие:

  • концепция участия банковских структур в ФПГ;
  • концепция и порядок передачи в доверительное управление ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций;
  • концепция и порядок предоставления ФПГ государственных гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов;
  • проект договора о партнерстве и взаимной ответственности между ФПГ и Правительством;
  • методические рекомендации по экономическому анализу деятельности ФПГ и ее участников;
  • методические рекомендации по разработке проектов ФПГ;
  • рекомендации по расширению участия финансово-кредитных учреждений в деятельности ФПГ;
  • методические рекомендации по разработке и оценке инвестиционных программ и бизнес-планов ФПГ;
  • система аналитических показателей оценки и анализа деятельности ФПГ.

Государственным Комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) России разработан такой важный документ, как «Основные положения концепции антимонопольного контроля финансово-промышленных групп», в котором четко регламентированы критерии согласования с данным ведомством проектов ФПГ, а также схема принятия решений по соответствующим предложениям.

Госкомпромом России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. №707 разрабатывается автоматизированный банк данных (АБД) финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Создание АБД отвечает требованиям Положения о порядке ведения Реестра ФПГ РФ и предусматривает получение сведений о созданных, реорганизованных или ликвидированных ФПГ, имеющих юридический адрес на территории Российской Федерации.

Организация государственного контроля за деятельностью ФПГ

Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высокоинтегрированными структурами.

Основой такого контроля должен стать гибкий подход к введению ограничений на создание финансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных и инвестиционных учреждений.

Основными принципами такого подхода являются:

  • а) согласовательный, а не однозначно запретительный характер ограничений;
  • б) возможность формирования ФПГ путем покупки акций участников или приобретения их в траст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместного предприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг, стратегический альянс, консорциум, концерн и т.

д.);

  • в) учет интернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений на деятельность ФПГ;
  • г) введение особого порядка наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;
  • д) минимизация ограничений, налагаемых на формируемые имущественные отношения среди участников группы.

В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности ФПГ должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций в случае нарушения установленных правил.

Для осуществления эффективного контроля за выполнением условий формирования и деятельности ФПГ необходимо создание механизма, охватывающего все этапы этого процесса. Основными элементами этого механизма должны стать:

1. Анализ документов, представляемых на регистрацию ФПГ.

2. Ведение реестра зарегистрированных ФПГ.

3. Осуществление особого порядка статистической отчетности ФПГ.

4. Проведение регулярных экспертных (аудиторских) проверок деятельности ФПГ.

5. Введение в состав органов управления группы представителей федеральной и региональной администрации.

Желательно строить структуру ФПГ таким образом, чтобы в ней сочетались вертикальные и горизонтальные кооперационные связи. В структуре управления группой важно предусмотреть участие представителя государства в управляющих органах группы. Перспективы развития организационной структуры ФПГ должны быть связаны прежде всего с выделением в качестве самостоятельных участников конверсированных объектов, а также с укреплением имущественных отношений между участниками.

Основой реализации инвестиционной программы должно стать сочетание в ней проектов с разным временем реализации. Необходимо наличие быстроокупаемых высокорентабельных проектов, прибыль от которых могла бы реинвестироваться в долгосрочные проекты. Каждый проект программы должен быть снабжен бизнес-планом, соответствующим международным стандартам. Наиболее реальным путем привлечения средств частных инвесторов в долгосрочные капиталоемкие проекты характерные для оборонного комплекса, является их преобразование в цепочку взаимосвязанных этапов, характеризующихся получением конечной продукции в том или ином виде.

Программа реализации продукции ФПГ должна быть взаимосвязана с инвестиционной программой. Ее основными характеристиками можно считать:

  • рост объемов продукции, реализуемых в результате выполнения инвестиционной программы;
  • снижение доли военной продукции в общем объеме реализации;
  • рост доли наукоемкой высокотехнологичной продукции в общем объеме гражданской продукции;
  • увеличение разнообразия выпускаемой продукции.

Анализ проекта ФПГ и учредительных документов в случае учреждения нового юридического лица позволяет осуществить первый этап контроля за деятельностью ФПГ. На этом этапе выявляется целесообразность и условия государственной регистрации и перечень необходимых льгот и ограничений, регулирующий деятельность группы. Кроме того, проект ФПГ позволяет определить отправную точку функционирования участников группы для определения накопленного эффекта на последующих этапах контроля.[1]

На следующих этапах включаются остальные из вышеперечисленных способов контроля. Порядок ведения Реестра ФПГ России, веденный Постановлением Правительства №707, вместе с порядком статистической отчетности ФПГ перед государством, находящимся в процессе обсуждения, позволяет отслеживать изменения в составе участников, организационно-управленческой структуре и технико-экономических показателях участников. В порядок ведения Реестра и предоставления статистической отчетности ФПГ с участием оборонных предприятий необходимо внести добавления в соответствии с особенностями этих предприятий, а именно:

  • учитывать образование в составе ФПГ новых юридических лиц, выделившихся из состава оборонных предприятий в связи с конверсией;
  • отслеживать изменения в имущественных отношениях участников в результате приватизации, дополнительной эмиссии и перераспределении прав собственности;
  • ввести в состав статистических показателей долю продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу предприятиями-участниками, долю государственной собственности в среднем по группе.

Договорные отношения государства с ФПГ, рассмотренные выше, могут рассматриваться как действенный инструмент контроля за деятельностью этих структур. Сам механизм контроля заложен в этих документах и добровольно принят обеими сторонам. Следовательно, возникает возможность создать максимально устраивающую все стороны организацию мониторинга за деятельностью обоих субъектов и включать те меры воздействия, которые соответствуют взаимным интересам. Результатом этого мониторинга должна стать периодическая оценка активности деятельности группы, в том числе и предоставленных государственных льгот.

Кроме того, этот механизм позволяет осуществить выборочный, нестандартный подход к каждой отдельной группе. Договор о партнерстве и взаимной ответственности, Договор о трасте — все эти документы позволяют контролировать и регулировать деятельность группы не только на законной основе, но и при обоюдном согласии. Каждый из партнеров заранее знает, какие условия он на себя принимает, как его действия будут отслеживаться, какую информацию он должен предоставить и на какие показатели ориентироваться. Это позволяет как государственным органам на основе совокупности договоров, так и отдельным субъектам договорных отношений с государством, планомерно строить свою деятельность с расчетом на долгосрочную перспективу.

С точки зрения специфики остальных механизмов контроля государства за такими группами, здесь речь должна идти об обязательном участии представителя государства в аппарате управления ФПГ с правом накладывать вето на управленческие решения, идущие вразрез с государственными интересами.

Очевидно, что получение информации непосредственно от заинтересованного субъекта может привести к субъективной оценке ситуации и искажению истинного положения дел. В связи с этим, целесообразно было бы задействовать и периодические независимые аудиторские проверки деятельности субъекта государственного регулирования, и непосредственный контроль за деятельностью участников со стороны представителей государственной администрации в составе управляющих органов группы. На основании выявленных результатов могут вводиться следующие санкции на деятельность ФПГ:

  • лишение статуса;
  • прекращение действия введенных мер государственной поддержки;
  • лишение государственного заказа;
  • наложение штрафа за причиненные убытки;
  • принудительная демонополизация в соответствии с мировыми нормами;
  • ограничения на цены продукции;
  • национализация предприятий;
  • прерывание договорных отношений.

Основная цель создания финансово-промышленных групп в России — снижение предпосылок для продолжения кризиса и стагнации производства, создание предпосылок для повышения эффективности функционирования предприятий.

В мире существует несколько моделей создания и функционирования финансово-промышленных групп: немецкая, японская, американская. Каждой из них присущи определенные особенности, которые необходимо учитывать при формировании российских ФПГ.

В России создана законодательная база для формирования ФПГ, но в постоянно меняющихся экономических условиях необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу.

2 Проблемы и тенденции развития ФПГ

Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденным Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 года № 2096, были предусмотрены два основных способа их образования: добровольный и директивный.

В Законе «О финансово-промышленных группах» такое деление отсутствует. Но ФПГ, созданные директивным способом, существуют и, думается, нет оснований отказываться от этого направления. В частности, директивным путем могут быть образованы ФПГ в виде холдинга (центральной компании и дочерних обществ), а в добровольном — путем заключения договора о создании ФПГ. Во втором случае участники ФПГ должны организовать центральную компанию. От имени ФПГ центральная компания осуществляет юридические действия, ее ответственность — это ответственность ФПГ. Тем не менее по обязательствам центральной компании участники ФПГ несут солидарную ответственность, особенности установления которой определяются договором о создании ФПГ.

В отличие от ранее действовавшего законодательства никаких ограничений в области организационно-правовой формы ФПГ Закон не устанавливает, а ее участниками могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные, кроме общественных и религиозных организаций (объединений).

В состав участников могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации. Существенным является лишь наличие среди участников организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. Важно также правило, согласно которому участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.[4]

В группу на договорных основаниях может быть включен и холдинг, но дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в ФПГ только со своей материнской компанией или, когда речь идет о дочерних унитарных предприятиях, вместе с унитарным предприятием-учредителем. Вообще же государственные и муниципальные унитарные предприятия могут стать участниками ФПГ только с разрешения собственника, то есть государственного органа, в ведении которого они находятся. Этот орган определяет порядок и условия вступления унитарных предприятий в группу.

Пока создание ФПГ в порядке инициативы коммерческих организаций приводит главным образом к образованию ФПГ, не имеющих официального статуса. Однако в перспективе создание ФПГ де-юре должно приобрести большой размах.

Важное значение в условиях России имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности и государственных постановлений. Положение о ФПГ и предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из госбюджета. В отдельных случаях возможно также создание ФПГ на базе указов Президента Российской Федерации. Так, Указом от 26 октября 1994 года одобрено создание ФПГ «Интеррос», включающей не только государственные, но и негосударственные предприятия и организации. Участие органов исполнительной власти в содействии созданию ФПГ вменено им в обязанность (в частности, разработка плана содействия их формированию) вне зависимости от добровольного или директивного способа их образования.

Однако, несмотря на то, что принцип взаимной заинтересованности провозглашен определяющим для любого способа образования ФПГ, его реализация в директивном порядке не подкреплена ни экономическим, ни правовым механизмом и выглядит скорее как декларация.

Особо следует остановиться на создании ФПГ из казенных предприятий, поскольку данная возможность предусмотрена, но механизм создания не разработан. Такого рода группы, видимо, могут быть организованы путем заключения договора. Неясно только, кто будет осуществлять функции центральной компании. Скорее всего это будет созданный в составе отраслевой структуры автономный орган.

Отраслевым органом может быть создан собственный банк и иные учреждения (торговые, страховые), обладающие имуществом на праве оперативного управления. Сложнее решается вопрос, когда в ФПГ объединяется группа разноподчиненных предприятий (конгломерат).

В этом случае организационную структуру группы должно определить правительство. Оно же должно установить подчиненность группы конкретному органу исполнительной власти, который устанавливает группе плановые задания, получает отчеты, утверждает цены и т. п.

Одним из основных принципов создания ФПГ признается принцип индивидуального формирования каждой группы. Это означает постановку перед каждой группой конкретных задач, через решение которых реализуется государственная промышленная политика. Здесь как раз и должно проявиться прямое «государственное вмешательство» в экономику. Стимулируя создание ФПГ, государство должно добиваться получения заранее определенных (через экспертизу организационных проектов) результатов, а не просто их количественного роста.

ри создании ФПГ в директивном порядке принцип индивидуального формирования реализуется автоматически. Да и в дальнейшем публичный (государственный или муниципальный) собственник осуществляет контроль за целенаправленным характером деятельности ФПГ. Впрочем, контроль осуществляется за всеми зарегистрированными ФПГ. Они обязаны представлять полномочному государственному органу, а также публиковать в печати отчет о деятельности ФПГ по форме, устанавливаемой Правительством РФ. Отчет составляется по результатам проверки деятельности ФПГ независимым аудитором за счет средств центральной компании. Кроме того, полномочный государственный орган вправе не чаще одного раза в год потребовать отчет о текущей деятельности ФПГ и назначить аудиторскую проверку, но уже за счет этого органа.

По итогам годового или текущего отчета в случае обнаружения недостатков или несоответствия деятельности ФПГ договору о ее создании либо организационному проекту полномочный государственный орган обязан:

  • установить сроки устранения выявленных недостатков;
  • обратиться в Правительство РФ или соответствующий орган субъекта Федерации с предложением о лишении ФПГ всех или части предоставленных ей прав или мер поддержки;
  • принять меры по привлечению к ответственности, установленной законом, лиц, виновных в его нарушении;
  • обратиться в правительство с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ.

Только неформальные ФПГ свободны от непосредственного направляющего воздействия государства, ставят и решают свои задачи самостоятельно.

В Положении о порядке ведения Реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ 19 июня 1994 года № 707, установлен жесткий и громоздкий разрешительный порядок образования ФПГ. Законом «О финансово-промышленных группах» он значительно упрощен. Однако и сегодня порядок образования ФПГ достаточно сложен. Но упростить этот порядок за счет замены разрешительной системы заявительской невозможно, если исходить из того, что регистрация ФПГ является юридическим фактом, влекущим определенные благоприятные последствия для создаваемой группы.[7]

При наличии льгот заявительская систем неприменима. Это положение верно и для тех случаев, когда льготы распространяются на все зарегистрированные ФПГ, и для тех, в которых они предоставляются индивидуально, ибо льготы не могут определяться «вслепую». Поэтому быть или не быть ФПГ, решают не коммерческие структуры (как в случае с неформальным ФПГ), а ведомство. Задача заключается не в том, чтобы заменить разрешительную систему заявительской, а в том, чтобы упростить и усовершенствовать существующий порядок регистрации.

Банк в ФПГ

Роль банка в структуре ФПГ трудно переоценить. Будет банк — будет ФПГ, не будет банка — даже самая крупная корпорация не может претендовать на этот статус. Значит, создание ФПГ во многом зависит от позиции банкиров. У них должна быть реальная заинтересованность в создании ФПГ. До тех пор, пока банкам не станет понятно, зачем им необходимо участвовать в ФПГ, рассчитывать на создание мощных групп трудно. Что же может привлечь банк к участию в группе? В чем его интерес?

Интерес банка в участии в ФПГ при успешной ее работе заключается в новых возможностях развития и укрепления финансовой устойчивости банка, в котором концентрируются средства, депозиты, ценные бумаги и другие активы участников ФПГ. И банки, и входящие в ФПГ фирмы заинтересованы в расширении инвестиционного пространства, снижении риска инвестиций. Более высокая финансовая устойчивость ФПГ по сравнению с отдельными предприятиями снижает этот риск. Вместе с тем реализация этого интереса требует наличия правового механизма, который пока отсутствует в нормативных актах. Может ли участник ФПГ обращаться к другому банку, предложившему более выгодные условия кредита? А открыть в другом банке счет, сделать его своим депозитарием? Таких вопросов возникает немало и их решение должно найти отражение в правовом регулировании деятельности ФПГ. Как и вообще положение банка в группе, его статус и возможности, разумная субординация и координация банковского и промышленного капитала. Проблема усложняется, когда в группу входят несколько банков. Например, в ФПГ «Сокол» входят банки «Воронеж», «Энергия», «Курскпромбанк». Как организовать их совместную работу?