Понимание здоровья как способности к преодолению неблагополучия, самосохранению и саморазвитию применительно к уровню психического здоровья означает сформированность стрессоустойчивости, культуры безопасности и направленность личности на самосовершенствование. Новые требования к универсальным способностям будущего специалиста предполагают хорошее развитие многоуровневой адаптации, сохранение способности принятия решения и адекватного действия в нестереотипных условиях.
Проблема психического здоровья становится особо актуальна в определённые возрастные периоды, когда оно подвергается наибольшим рискам нарушения. Это подростковый период, период обучения в высшей школе, период старения. К сожалению, сегодня отмечаются неблагоприятные перемены в картине психического здоровья молодого поколения: происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, которые являются характерной реакцией на психический стресс. Резко увеличивается распространённость алкоголизма, наркомании, токсикомании. Кроме того, у значительной части молодёжи отмечается кризис идентичности, который определяется разрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений и вполне объяснимой консервативностью личностных установок, стереотипов поведения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе, лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи имеют сегодня особую социальную значимость, так как от состояния здоровья этой категории населения зависит здоровье нации. Психологические особенности несформированной личности, интенсификация учебного процесса в ВУЗах отрицательно сказывается на показателях здоровья студентов: их физическом развитии, функциональном состоянии, психическом и репродуктивном здоровье. Дефицит времени приводит к стрессовому напряжению с высокой вероятностью развития разного рода дезадаптаций (психо-вегетативные расстройства, неврозы) и различных соматических заболеваний.
Таким образом, как теоретические, так и практические аспекты проблемы психического здоровья представляются весьма актуальными и заслуживают дальнейшего исследования.
Проблема нарушения психического здоровья и возможности его самостоятельного совершенствования становится важнейшим фактором неконкурентоспособности будущей успешной личности.
Пальчиковая живопись как средство развития воображения у младших ...
... психического развития с использованием пальчиковой живописи. Цель работы: изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического ... развитии №6» Структура дипломной работы обусловлена целью, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, ... Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, ...
Объект исследования:, Предмет исследования:
Цель: теоретико-методологический анализ проблемы нарушений психического здоровья в ранней юности.
Согласно цели определены задачи исследования:
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы психического здоровья как предмета научного исследования.
2. Проанализировать научную литературу и рассмотреть нарушения психического здоровья в ранней юности.
3. Раскрыть отклонения психического здоровья и его причины.
Методы исследования:
психический здоровье личность юность
Глава I. Психическое здоровье как основа здорового образа жизни
1.1 Психическое здоровье как предмет научного исследования
Проблема психического здоровья личности стала предметом основательного исследования только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии. Усилия крупнейших зарубежных ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, и др.) были направлены для изучения основ полноценного функционирования психики, что явилось началом систематизированной разработки психологических концепций здоровья. Затем среди психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) — научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.
Если обратиться к истории становления психологической науки, то можно обнаружить, что психика и личность как автономные, целостные системы стали предметом научного исследования, благодаря преимущественно аномальным своим проявлениям. Именно врачи — психотерапевты, стремившиеся раскрыть тайные причины психических нарушений, дабы облегчить человеческие страдания, выдвинули первые теории, призванные научно истолковать разнообразие психических явлений. Так в условиях ежедневной психотерапевтической работы родились учения З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга. Иными словами, психопатология была отправным пунктом в построении большинства фундаментальных психологических теорий личности. Таким образом, фокус внимания выдающихся исследователей человеческой психики в XX столетии постоянно смещался к полюсу болезни, патологии и страдания. В результате к настоящему времени накоплен обширный материал, охватывающий, как бесчисленные душевные аномалии, так и «психопатологию обыденной жизни», тогда как феноменология здоровья психики изучена явно недостаточно. Конкретные попытки заполнить «пробел» и пересмотреть теорию личности в свете новейших концепций психического здоровья предпринимаются отечественными учеными (Б. С. Братусь, В.Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевская, Ю. М. Орлов, Д. А. Леонтьев и др.).
В работах этих исследователей намечен синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме психического здоровья личности, исследуются ценности и жизненно-смысловые ориентации, духовные и нравственные измерения человека как детерминанты его благополучного развития.
Обращение к понятию «психическое здоровье» является важным и актуальным уже по той причине, что оно выступает в качестве центрального понятия в современной профессиональной, прежде всего, практической деятельности психолога и психиатра. Используемая ими в работе модель психического здоровья выступает непосредственным «инструментом» для оценки состояния обратившегося к нему за помощью человека, и из того, какой видится профессионалом эта модель, будет во многом определяться содержание психологической помощи. Следовательно, стоит вопрос об уточнении параметров этого понятия.
Исследование фонтанных скважин
... Р=20-40 МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся режимах ... которым понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся режимах заключается ...
В научной литературе выделяют учение о психическом здоровье, которое тесно смыкается с науками о природе человека, его поведении и жизнедеятельности, поэтому понятие «психическое здоровье» относится к «стыковым» понятиям.
Различают житейский, медицинский (клинический), психологический, социологический и физиологический подходы к определению психического здоровья. Первостепенное значение имеют первые три подхода к определению искомого понятия.
Понятие «психическое здоровье», выступая как житейское понятие, является частью индивидуального обыденного сознания личности, переживается личностью как соответствие либо несоответствие норме, входит в мировоззрение личности, определяя его философию жизни. Понятие нормы психического здоровья как индивидуальное явление формируется социальным окружением, в рамках которого проходит жизнедеятельность личности. Общество задает через систему предписаний, отношений, запретов каждому члену этого общества своё конкретное содержание понятия нормы, определяя своё отношение к здоровью. В роли носителей нормы психического здоровья могут выступать семья, группа, значимые другие, наука и т.д. Понятие «психическое здоровье», выступая в виде нормы, выполняет для лиц его использующих функцию эталона, меры, т. е. идеала общественного сознания, что на субъективном уровне переживается человеком в виде своего соответствия месту в системе общественных отношений, т. е. месту среди других людей.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» понятия «психическое здоровье» нет, есть термин «здоровье» — «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болей и физических дефектов». В медицинской литературе термин «психическое здоровье» широко употребляется, при этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Сарториус Н., директор охраны психического здоровья ВОЗ, определил психическое здоровье, (1978) как:
1. отсутствие выраженных психических расстройств;
2. определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;
3. состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».
В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии: «психическое здоровье» — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. [10] Это определение не очень удачное, так как определение явления через отсутствие каких-либо качеств не может быть продуктивным. Кроме того, данное определение противоречит принятому ВОЗ общему определению здоровья, подчеркивающему, что здоровье — не просто отсутствие болезни, а полное физическое и духовное благополучие.
Понятие об эмоциях.Значение эмоций в жизни человека.Критерии ...
... эмоций как психического процесса 1.1. Сущность и понятие эмоций Одним из главных механизмов внутренней регуляции психической активности человека и, в конечном счете, поведения служат эмоции ... подходы к исследованию данной темы. 2. Систематизировать знания о сущности эмоций и основных подходах к этому понятию. 3. Определить значение эмоций в жизни человека. ... проблем со здоровьем, таких, как головная ...
В психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко обозначено психическое здоровье как неотъемлемая часть общего здоровья. Выделяются следующие составляющие психического здоровья (по ВОЗ): 1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я; 2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; 3) критичность к себе и своей собственной психической деятельности и её результатам; 4) адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; 5) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами); 6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать её; 7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. [1]
Согласно концепции Братусь Б. С. под психическим здоровьем понимается — многоуровневая структура, в основании которой находится уровень психофизиологического здоровья, определяющийся особенностями внутренней мозговой, нейрофизиологической деятельности. Следующий уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Высшим является личностно-смысловой уровень личностного здоровья, характеризующийся качеством смысловых отношений человека. Личностное здоровье — результат поиска своего предназначения, смысла жизни, а также работа по их реализации. [2]
Наличие такого представления о психическом здоровье позволяет говорить о необходимости изучения психологических аспектов психического здоровья как значимой составной части этого сложного структурированного образования.
Анализ современной психологической литературы позволяет выделить характерные особенности понимания проблематики здоровья — междисциплинарный статус проблемы, целостность, признание её глобальности.
1.2 Понятие психического здоровья
Психическое здоровье необходимо всем взрослым, детям и подросткам, так как именно оно является основой адаптивности, помогает преодолевать все трудности, способствует формированию жизнестойкости и оптимистичности.
Морально здоровая личность понимает, на что направлены её активность и трудоспособность, пристрастность и инициатива. Без психической энергии, стабильности, самодостаточности, субъективного ощущения своего благополучия в мире других людей она не может влиять на прогресс общества. Психическое здоровье человека представляет собой богатство нации, от него зависит стабильность общества и будущее нашей страны.
Педагогические условия развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных ...
... ребенка с задержкой психического развития, закладывает основной фундамент самостоятельности и креативности личности. Актуальность нашей работы, посвящённой развитию мелкой моторики в процессе обучения изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник, приобретает особое значение ...
Именно поэтому психическое здоровье в отечественной и зарубежной науке вызывает интерес учёных. Психическое здоровье взрослого человека не появляется вдруг, спонтанно и независимо от ранних этапов развития, подросткового и юношеского возраста. На этих стадиях закладываются, а затем кристаллизуются и вступают во взаимодействие с внешними факторами внутренние свойства личности и деятельности, заложенные генотипически или приобретенные в первые годы жизни и особенно в подростковом возрасте.
Понятие «психическое здоровье» детей и подростков было введено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1979 году. В докладе экспертов этой организации «Психическое здоровье и психосо-циальное развитие детей» указывается, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями и дефектами физического развития. Однако не меньшее значение имеют неблагоприятные факторы и стрессы, связанные с социальными условиями жизни. Для нормального психосоциального развития нужна не только здоровая нервная система, но и спокойная обстановка в семье. Обращается внимание на то, что необходимо удовлетворять эмоциональные потребности ребёнка (и подростка), беседовать и играть с ним. Одновременно с этим следует давать детям и подросткам больше самостоятельности и независимости, а также обеспечивать соответствующие условия обучения. В докладе констатируется, что многие дети и подростки таких условий не имеют.
Эксперты сообщили, что у многих детей и подростков в разных стра-нах нет соответствующих условий даже для нормального физического развития, многие страдают от недостаточного общения. Важным было заявление о том, что дети, испытывая стресс в одних ситуациях, справляются с ним в других.
Психическое здоровье интересует ученых по многим причинам. Пре-жде всего, надо выяснить, какие области психической жизни следует иметь в виду при анализе психического здоровья, какие механизмы вызывают его нарушение, каковы формы психического нездоровья, как следует помогать подростку в этом случае.
Под психическим здоровьем будем понимать систему свойств личности, позволяющую ему найти равновесие между внешним и внутренним миром, сбалансировать свои желания и возможность их осу-ществления различными формами активности, которая востребована окружающими. Результатом этого является удовлетворенность жизнью и умение преодолевать трудности без надрыва. Психически здоровая личность чувствует комфорт, благополучие, ощущает свою значимость и полноценность, хочет достичь большего в значимой деятельности, каковой является учебная. В её процессе формируются психические новообразования, находят удовлетворение потребности в соответствии с возрастом.
1.3 Типы психического здоровья
Условно можно выделить три типа психического здоровья:
1.Благополучное, хорошее психическое здоровье, когда личность характеризуется направленностью на конструктивную деятельность (чтение книг).
Добровольное занятие спортом, литературным или художественным творчеством, музыкой и др. При этом формируется ответственное отношение к самому себе, другим людям, с которыми приходится взаимодействовать. Активность деятельности позволяет подростку отвечать за себя, помогать другим. Общение с другими сверстниками основано на общих интересах. Интересы устойчивы, контакты относительно постоянны. Результаты разных видов деятельности достаточно высоки или могут быть не столь внушительными, однако они вызывают благожелательное восприятие у других людей. Школьник становится значимым в глазах сверстников. Ему нравится нравиться, это приносит большое удовлетворение самим собой. У подростка хорошее, бодрое настроение, он успевает все делать. При этом вырабатываются (как своеобразный стержень) самопринятие, локус контроля, восприятие жизни как правильной, несущей много тепла и радости. Ведущей эмоцией является радость, чувства устойчивы, не противоречивы, настроение без перепадов Можно сказать, что такой подросток природосообразен, естествен, открыт миру, так как в нем все гармонично устойчиво. Со всеми он находит общий язык, его принимают как взрослые, так и сверстники, поскольку своей энергией, задором, разнообразными интересами он положительно зажигает других, которым становится нужен.
Формирование социально-бытовой ориентировки как средство развития ...
... вида. Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие ...
2.Данный тип противоположен первому, гармоничному типу. Для него характерна непредсказуемость поведения. Направленность на окружающее эгоистичная, наступательная и требовательная. Например, ремонтируя велосипед, не может довести дело до конца, злится, ругается, швыряет детали, не объясняет толком причину, потом бранится со всеми. Особенно достается тому, кто купил «плохой» велосипед «нарочно», «назло ему».
Никакие разговоры не помогают, напротив, он даже может сгрести все детали и колеса, вышвырнуть их в окно или мусоропровод. Не может заставить себя делать то, что не хочет, но то, что необходимо. Результаты деятельности низкие. Неаккуратен и небрежен. С трудом работает в группе, не доволен теми, кто поступает вопреки его мнению. Иногда с кем-нибудь дерётся, не любит критики. Если с ним не соглашаются или запрещают что-то делать, настаивает на своем и обманывает родителей и учителей. Иногда берет чужое, якобы случайно положив чужой мобильный телефон себе в портфель. Бывают аффекты. При хорошем настроении начинает требовать поблажек, новых покупок, сколько бы они ни стоили. Выполнение его требований на какое-то время создает ему комфорт и благополучие. Тогда он с удовольствием общается со сверстниками. В учебной деятельности много проблем, прежде всего отсутствие желания учиться систематически. В четверти могут быть двойки. Неуспешен, но эгоистичность часто мешает принимать помощь. Поэтому обещания исправить двойки не выполняет из-за того, что не может и не хочет. Тем не менее, такой подросток не абсолютно равнодушен к результатам учебной деятельности. Но в контексте обсуж-даемой проблемы его психическое здоровье определяется внутренним конфликтом с самим собой и окружающими, неудовлетворённостью, неумением радоваться малому и неспособностью ставить цели и идти к ним уверенно. Внутренний конфликт становится причиной одиночества, постоянного плохого настроения, и, как следствие, появления суицидальной направленности. Строго говоря, такое психическое здоровье вряд ли отвечает его признакам, поэтому его можно назвать нормальным только условно.
3. Третий тип психического здоровья имеет смешанные черты первого и второго типов. Но именно здоровьем второго типа обладают многие подростки, о которых речь шла выше. Внешне они могут скрывать плохое настроение, если есть в этом необходимость. Соответственно, можно говорить о недостатках воспитания. Мы склонны предполагать, что эгоистическая направленность личности подростков — следствие тяжелого физического развития или частых заболеваний в детстве.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
... представлениям, у детей с отклонениями в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Этот процесс у детей растянут на годы. Он зарождается в речевом общении ...
Отношения личности с другими людьми влияют на её благополучие. В.Н. Мясищев обнаружил, что источником нарушений в личности, многих форм ее патологии выступают трудовые, социально-бытовые, семейные и другие отношения, которые изменяют планы, влияют на ценности, становятся препятствием для исполнения желаний.
Особенно важно понимать отношения людей, когда один испытывает к другому любовь, а другой — с трудом скрываемую ненависть, или когда кто-то неадекватно себя оценивает. Этот выдающийся ученый подчеркивал важность психологической атмосферы общения для раскрытия природных задатков, особенно в значимые периоды развития, как у подростка, и при создании условий для творчества. [5]
Глава П. Нарушения психического здоровья в ранней юности
2.1 Особенности свойств личности в ранней юности при отклоняющемся здоровье
Ранняя юность — период завершения физического развития. К концу этого возраста девушки и юноши — биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное развитие позволяет им успешно осваивать и выполнять разнообразные виды социальной и профессиональной деятельности. Биологическое созревание побуждает их к поиску друга, подруги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-интимном общении.
В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности характеризуется её ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами. Направленность как система развивающихся побуждений качественно изменяется в процессе социального и профессионального развития учащегося. Поэтому важно иметь представление о направленности личности.
В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интенсивное развитие абстрактного, теоретического мышления. А вот эмоционально-волевая сфера развивается достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завершившимся сексуальным развитием, а развитие воли связано с активным поиском своего места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое будущее (поступить в ВУЗ, состояться как личность, быть профессионально успешным), необходимо приложить усилия на завершающей стадии школьного обучения.
В ранней юности закладываются основы мировоззрения: происходит формирование ценностных ориентации, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества. Цент-ральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана.
Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей определить свои жизненные планы. Жизненный план охватывает сферы личностного, социального и профессионального самоопределения. При этом девушки и юноши должны не только представлять своё будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных целей. На завершающем этапе школьного обучения жизненные планы становятся всё более реальными, лишенными несбыточных надежд и прожектов.
Ранняя юность — это возраст дальнейшего развития самосознания — целостного представления о своей личности, эмоционального отношения к себе, самооценки собственной внешности, физических, умственных, моральных и волевых качеств. На основе самооценки возникает потребность в самосовершенствовании, самовоспитании и саморазвитии. В этом возрасте девушки и юноши отчётливо обнаруживают стремление критически осмыслить всё окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригиналь-ность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Юношеству свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.
Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный жизни ...
... причинения вреда жизни и здоровью граждан. ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН 1.1. Понятие гражданско-правовой ответственности и основания ее возникновения Ответственность ... ответственности за посягательство на человеческую жизнь и здоровье. Российское гражданское законодательство создало механизм ответственности за вред, причиненный личности. ...
К основным (личностно-образующим) психологическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение — обобщённая самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способно-стей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвенная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (родителям, педагогам), нереалистические притязания, переоценка своих способностей и т. д.
Но, как ни неприятна юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Девушки и юноши при такой обобщенной самооценке испытывают трудности в общении, внутренне напряжены, тревожны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, становятся одинокими. Пониженное самоуважение снижает уровень притязаний личности, побуждает её до-вольствоваться малым, делает её неконкурентоспособной в социальной и профессиональной жизни.
В поведении повышается самоконтроль, развивается саморегуляция психических процессов и эмоциональных состояний. Происходит стабилизация мировоззрения, эмоционально-волевой, интеллектуальной и психо — физиологической сфер.
Развитие обобщенной самооценки, определение смысла жизни и своего места в ней, формирование мировоззрения способствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начавшийся в подростничестве процесс становления «Я» — концепции.
На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И.С.Кона, должны найти ответ на три вопроса:
- кем быть? (профессионально самоопределиться);
- каким быть? (морально самоопределиться);
- с кем быть? (найти любимого или любимую).
Таким образом, ранняя юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. На этой стадии становления осуществляются выбор профессии, нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни и состояние психического здоровья непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокое общественное значение. [9]
2.2 Отклонения психического здоровья и его причины
Один из компонентов нарушений нормальной, здоровой личности — отсутствие доминирующих тенденций: эгоистических проявлений, которые возникают в неблагоприятных социальных условиях или в результате конфликтов с окружающими людьми. Болезненная сила реакции на внешние события или переживания (смерть близкого человека, измена супруга, несправедливое осуждение, клевета, оскорбление, потеря средств к существованию, разнообразные конфликты с людьми и пр.) приводят к психическим травмам. Психопатология буквально означает страдания психики, а невроз — «нервную болезнь».[7]
Вопрос № 110 Области и сферы применения практической социальной психологии
... психология, психология здоровья, психотерапия и пр.). Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Прикладная психология 460 руб. Реферат Прикладная психология 230 руб. Контрольная работа Прикладная психология ... психологической науки. Социогенетический подход обогатил психологию идеей обусловленности внутреннего психического мира человека внешними социальными факторами. В силу ряда причин, ...
Таким образом, показатели психического нездоровья — дезадаптация, конфликтность, противоречивость в системе отношений, снижение ак-тивности. Дальнейшее снижение — пассивность жизненной позиции, зависимость от вредных привычек, уход от ответственности. Ещё большее снижение здоровья — невротизация, деформации личности и пси-хосоматические заболевания.
Для определения основных форм создания нормального психического здоровья, необходимо рассмотреть замечание Мясищева о полноценных и неполноценных сторонах личности и четырёх типах сочетания биологических и социальных свойств.
Эти сочетания таковы:
1. тип изначально и биологически полноценный;
2. социально полноценный при биологической неполноценности;
3. биологически полноценный при социальной неполноценности:
4. социально и биологической неполноценный [7].
По В.Н. Мясищеву, психическое здоровье личности определяют такие особенности:
- уровень и содержание активности;
- уровень развития и характер способностей и самооценки;
- доминирующие отношения, интересы и привязанности к людям:
- нравственное развитие, выраженное в способности подчинять личное требуемой ситуации;
- характер убеждений;
- цельность личности (соотношение принципов и поступков);
- способность к усилию и самонаблюдению и в чем оно выражается, выносливость к трудностям и сопротивление внешнему принуждению [7].
В.Н. Мясищев рассматривал в психическом здоровье интегративное проявление биологических свойств в направленности и отношениях личности подростка к окружающему, что достаточно несложно увидеть посредством наблюдения. Кроме этого, указаны неблагоприятные последствия развития биологических свойств в структуре личности. Очень часто они детерминируют суицидальные мысли тревожность, навязчивые образы покинутого, обездоленного, нелюбимого и пр.).
Особенности типов высшей нервной деятельности, например, слабого типа, без саморегуляции подростка и помощи психолога, на многие годы могут затормозить ощущение радости, юмора, которые появляются при восприятии других и себя самого иронично или критически.
Прежде чем перейти к формированию психического здоровья как сред-ству блокирования любых проявлений авитальной направленности подростка, остановимся на положениях Л.С. Выготского, изложенных им в своих работах.
В частности, Л.С. Выготский подчёркивал, что все психические функ-ции на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не ав-томатически и не случайно, а в определенном порядке. Формальное рассмотрение психического развития как опирающееся только на ко-личественные характеристики роста функций, увеличение числового показателя, не вскрывает внутренней структуры изменений. [5]
Заключение
Всё изложенное имеет прямое отношение к психическому здоровью человека. Оно проявляется в отсутствии невротичности, психотичности и психических расстройств. В то же время психически здоровые люди стремятся к совершенству и самоактуализируются, выполняя хорошо то, на что способны. Они полагали, что большинство людей находятся в неблагоприятных обстоятельствах, которые мешают совершенствоваться. «Если люди хотят самоактуализироваться, они должны переступить ограничения общества и свои дефицитарные потребности и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, чем они способны стать».
Мы рассмотрели вопросы о психическом здоровье, чтобы убедиться в необходимости его иметь, и не только взрослому человеку, стремящемуся самоактуализироваться. Не меньшее значение оно приобретает у подростка, которому трудно разобраться во всех вопросах бытия (дома, в школе и в среде сверстников).
Здоровый образ жизни, выступающий в качестве функции личностного выбора человека, его активного и ответственного отношения к собственной жизни как феномену, во многом определяет и психическое здоровье, которое не сводится только к тому, что дано от природы. Психическое здоровье во многом зависит от развитости в личности духовного слоя. «Развитая духовность, — отмечает И. А. Кудрявцев, — позволяет человеку сопротивляться даже тяжелым психическим заболеваниям, реализовать свой талант, добиваться невиданного творческого роста, несмотря на свой недуг».[6]
Таким образом, психическое здоровье — это интегральный продукт развития личности. Он зависит от её зрелости (Олпорт), самоактуализированности (Роджерс, Маслоу), адаптивности (Фромм), личностного роста (Эриксон) и целостности (Юнг), что по своей сути является высшей степенью развития личности, её целью.
И именно психическое здоровье позволяет нам чувствовать себя полноценными людьми, оно выступает в качестве важнейшего условия человеческого существования. Это такая внутренняя сила личностного бытия, которая оказывается больше, чем само социальное или культурное бытие. И чтобы жить в согласии с внешним миром и самим собой, почувствовать всю прелесть бытия, необходимо стремиться к самосовершенствованию, не останавливаться в своем развитии.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/trudnosti-i-otkloneniya-v-razvitii-v-ranney-yunosti/
1. Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, 3-е издание, дополн., и перераб., 2003 г., стр. 1055 — 266
2. Братусь Б С. Аномалии личности. — М.: Мысль, Издательство «Мысль». 1988.— 301
3. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. — К.: Рута, 2001. -Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры];
4. Казанская В. Г.
5. Казанская В. Г. Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь / Под ред. А. С. Обухова. М.: Национальный книжный центр, 2015. — 224 с.- 121 -123.
6. Кудрявцев И. А. Диагноз: бездуховность // Российский психиатрический журнал. 1.97. — М.: Медицина, 1997., ст. 67.
7. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева, вступ. статья А. А. Бодалева,— М.; Воронеж, 2003.— С. 65-67, 82, 100.
8. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс / Р.С. Немов. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
9. Никифорова. Г. С. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Никифорова. Г. С.— СПб.. Питер, 2006. — 607 с — 466 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
10. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985 г.— 494 с. -205.
11. Столяренко Л.Д. основы психологии. 5 изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 672 с.
12. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. — СПб.: Лидер, 2004. — 592 с.
13. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я»: Роман: Пер. с нем. / З. Фрейд. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 192 с.