«Технологии программирования», методические рекомендации

Курсовая работа
Содержание скрыть

Курсовая работа по дисциплине «Технологии программирования» посвящена разработке программного продукта среднего уровня сложности с развитым пользовательским интерфейсом.

Цель — приобретение практических навыков в области:

1. разработки

— структурной и функциональной схем ;

— структур данных;

— алгоритмов и реализующих их программ;

— стратегии тестирования и тестовых данных;

2. отладки интерактивных систем программного обеспечения;

3. составления , содержащей обоснование принятых проектных решений;

4. применения нормативных документов, регламентирующих состав, содержание и форму технической документации на разработанный программный продукт.

1.1 Тематика курсовых работ

При выполнении работы студенты должны приобрести практические навыки проектирования программных продуктов среднего уровня сложности. Язык и среду программирования студент выбирает самостоятельно, исходя из выбранной технологии программирования, решаемой задачи, а также личных предпочтений.

Примерные темы курсовых работ:

1. Моделирование движения транспорта на перекрестке

2. Информационная система «Автовокзал»

3. Программа для проверки знаний студентов по предмету…

4. Учет успеваемости студентов

5. Учет аудиторного фонда

6. Система управления кадрами.

7. Автоматизированный складской учет

8. Программа для работы пункта обмена валют.

9. Автоматизация учета в торговле

10. Модель солнечной системы

11. Система представления табличной информации в графическом виде

15 стр., 7480 слов

Автоматизированная обучающая система «Программирование»

... В данной курсовой работе требуется автоматизировать процесс обучения студентов по дисциплине «Программирование». Для описания предметной области воспользуемся диаграммой IDEF0, составленной в программе AllFusion ... автоматизированных обучающих систем. В рамках автоматизированных обучающих систем на сегодняшний день решается ряд задач обучения. В первую группу можно отнести задачи проверки уровня ...

12. Графический редактор «Схемы алгоритмов»

13. Специализированный текстовый редактор

14. Численные методы линейной алгебры: вычисление определителя, решение системы линейных уравнений, обращение матрицы

15. Система построения графиков функций

16. Система «Лотерея»

17. Игра «Жизнь»

18. Информационная система «Кинотеатр»

19. Информационная система библиотеки.

20. Информационная система поликлиники.

21. Информационная система деканата

22. Информационная система «Выставка»

23. Информационная система «Гараж»

24. Система мгновенного обмена сообщениями.

25. Информационная система склада.

26. Система учета .

27. Информационная система жилищного агентства.

28. Информационная система технической экспертизы.

29. Система продажи билетов на футбол.

30. Информационная система «Спортивная школа»

31. Система «Учет командировок»

32. Информационная система туристического агентства

В ПРИЛОЖЕНИИ Г есть пояснения к некоторым темам.

1.2 Порядок выполнения курсовой работы

В процессе выполнения курсовой работы студенты должны:

1. разработать развернутое техническое задание на программный продукт;

2. выполнить анализ задания, выбрать технологию проектирования и разработать проект программного продукта;

3. выбрать структуры данных для реализации предметной области программного продукта;

4. разработать интерфейс пользователя;

5. выбрать стратегию тестирования и разработать тесты;

6. выбрать язык и среду программирования, наиболее удовлетворяющий проведенным разработкам;

7. разработать алгоритмы и реализовать их в выбранной среде разработки;

8. выполнить тестирование и отладку;

9. разработать необходимую документацию, указанную в техническом задании.

1.3 Сроки выполнения отдельных этапов

Выполнение курсовой работы осуществляется в несколько этапов. В конце каждого этапа студент демонстрирует преподавателю результаты выполнения работы.

Основные этапы курсовой работы и сроки их выполнения приведены в таблице 1.

1.4 Порядок защиты курсовой работы

На защиту студент предоставляет:

1. развернутое техническое задание;

2. программный продукт;

3. расчетно-пояснительную записку (20-25 страниц);

4. программную документацию, указанную в разделе «Требования к программной документации» технического задания.

В процессе демонстрации программного продукта проверяется:

  • соответствие программы техническому заданию;
  • работоспособность в различных режимах.

На защите студент коротко (3-5 мин.) докладывает об основных проектных решениях, принятых в процессе разработки, и отвечает на вопросы членов комиссии.

Оценка за курсовую работу выставляется с учетом:

  • качества выполненного программного продукта;
  • правильности оформления записки;
  • результатов защиты.

Таблица 1. Этапы выполнения курсовой работы

Этап

Содержание

этапа

Сроки

Представляемые результаты

1

Разработка технического задания

4 неделя

Готовое техническое задание.

2

Выбор структур данных, разработка интерфейса пользователя, разработка иерархии объектов, подготовка данных для тестирования

8 неделя

Описание структур данных, структурная и функциональная схемы продукта, граф диалога интерфейса и описание основных экранных форм, стратегия тестирования и тестовые данные.

3

Разработка алгоритмов и реализация программы на выбранном языке программирования.

12 неделя

Схемы алгоритмов, тексты программ системы, сам продукт на дискете для проверки функционирования.

4

Подготовка расчетно-пояснительной записки

15 неделя

Полностью оформленная записка в рукописном или печатном варианте.

5

Защита курсовой работы

16 неделя

Программа, пояснительная записка, приложения.

Техническое задание должно включать следующие разделы:

1. Введение.

Во введении указывается наименование продукта, кратко обосновывается актуальность разработки, дается краткая характеристика области применения программы .

2. Назначение разработки.

В данном разделе указывается, для чего предназначена данная разработка (более подробно, чем во введении).

3. Требования к программе.

Требования к программному продукту подразделяются на группы и указываются в соответствующих разделах:

3.1.Требования к функциональным характеристикам

3.2.Требования к надежности

3.3.Требования к составу и параметрам технических средств

3.4.Требования к информационной и программной совместимости

4. Требования к программной документации.

В данном разделе указывается необходимость наличия руководства программиста, руководства пользователя и руководства системного программиста.

Техническое задание оформляется в соответствии с образцом, приведенным в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Техническое задание на создание игровой системы обязательно должно включать правила игры в одном из разделов, обычно они описываются в разделе «назначение системы».

Техническое задание на создание справочной или должно содержать подробное описание исходных данных и результатов в подразделе «Требования к функциональным характеристикам».

Техническое задание утверждается руководителем .

Расчетно-пояснительная записка должна содержать обоснование основных проектных решений, принятых студентом на каждом этапе разработки. Решения должны приниматься исходя из особенностей проектируемого продукта и специфики области его применения. Не должно быть обоснований типа «удобнее», «целесообразнее» и т. п. Необходимо пояснить, чем удобнее, почему целесообразно. По возможности необходимо четко формулировать основания для принятия того или иного решения.

1. Введение.

2. Анализ задания и выбор технологии, языка и среды разработки.

3. Разработка диаграммы вариантов использования.

4. Определение структуры программного продукта., Структурная схема

Для тем, связанных с нечисловой обработкой данных, этот раздел должен содержать информационную модель системы, которая может быть представлена функциональной схемой.

Функциональная схема

Функциональная схема 1

Рисунок 1 — Структурная схема программного продукта (объектная декомпозиция)

Функциональная схема 2

Рисунок 2 — Структурная схема программного продукта (процедурная декомпозиция)

Большое значение при разработке структуры программного продукта имеет выбор алгоритмов предметной области и структур данных.

Для заданий, при выполнении которых используются сложные , и заданий, при реализации которых студентом предлагался собственные оригинальные алгоритмы, обязательным является присутствие в записке обоснование выбора метода (по вычислительной сложности или другим соображениям).

В этом же разделе приводятся и сами алгоритмы (в виде схем или псевдокодов), и пояснения к ним.

Выбор структур данных осуществляется на основе анализа основных процессов (статические или динамические, массивы или другие структуры).

При необходимости создаются новые структуры данных или модифицируются уже известные.

Обычно при выборе структур учитываются следующие параметры: объем и типы данных, а также основные операции над данными (хранение, поиск, сортировка) и частота обращения к ним в процессе выполнения программы. Если возможны варианты, то производится их оценка по объему требуемой памяти и вычислительной сложности выполнения основных операций.

5. Разработка пользовательского интерфейса.

 разработка пользовательского интерфейса  1

Рисунок 3 — Иерархии меню

 разработка пользовательского интерфейса  2

Рисунок 4 — Экранная форма

В современных условиях наибольшее распространение получил графический интерфейс. Интерфейс командной строки используется всё реже и, как правило, в приложениях системного характера. Под графическим пользовательским интерфейсом (ГПИ) понимается определённая среда, которая на основе многооконного графического представления данных организует интерфейс ПС и пользователя.

Существуют общие принципы, на которых базируется ГПИ:

  • графический режим работы;
  • многооконность;
  • использование манипулятора типа мышь;
  • представление ряда объектов иконками;
  • идентичность изображаемого объекта объекту, представленному на экране, и наглядность изображения;
  • стандартное представление всех основных действий и элементов графической среды;
  • множество типовых элементов (строк меню, кнопок, активных областей и т.

п.), используемых при разработке аналогичных программных средств и облегчающих процесс их кодирования.

Для программы, при разработке которой использовалась объектно-ориентированная технология, обязательно должна быть разработана диаграмма классов. Для каждого класса нужно указать необходимые атрибуты и операции, соответственно обосновывая их назначение и функции.

В этом же разделе при необходимости можно привести алгоритмы некоторых методов.

Каждый алгоритм должен быть представлен:

  • таблицей и (или) списком используемых в нем глобальных переменных;
  • схемой алгоритма, использующей имена переменных, приведенных в таблице или списке;
  • описанием процесса обработки данных в соответствии с приведенной схемой алгоритма.

Описание каждого алгоритма должно включать:

  • функциональное назначение алгоритма;
  • входные и выходные данные (результаты выполнения);
  • список формальных параметров и их назначение;
  • пример вызова модуля или подпрограммы;
  • используемые технические средства;
  • ссылку на таблицу переменных алгоритма;
  • ссылку на рисунок со схемой алгоритма;
  • описание процесса обработки данных в соответствии со схемой;
  • если имеется приложение с полным текстом программы, то ссылку на соответствующую страницу приложения.

При описании процесса обработки данных в соответствии со схемой алгоритма необходимо пояснить все циклы, каждую альтернативу ветвления, принятое решение по результатам анализа альтернатив и последующие действия.

Тексты описания алгоритмов должны быть структурными, предложения короткими. Описание алгоритма должно отражать суть процесса обработки.

В зависимости от темы работы по согласованию с руководителем курсовой работы разрабатываются другие виды диаграмм с использованием языка UML – диаграммы взаимодействия, деятельностей, состояний, реализации.

7. Выбор стратегии тестирования и отладка программного средства.

Данный раздел должен содержать обоснование выбора той или иной стратегии тестирования программного средства, тестовые наборы данных (тесты) по всем частям программного продукта как с использованием правильных входных данных, так и входных данных, не соответствующих принятым ограничениям, а также иллюстрироваться экранными распечатками и комментариями процесса отладки.

Отладка включает в себя поиск ошибки в тексте программного модуля (локализация ошибки) и исправление обнаруженной ошибки. Описывается проведённый анализ ошибок, выявленных в ходе написания, трансляции, тестирования и отладки программного средства. Приводятся распечатки экранных форм, отражающие полученные результаты решения поставленной задачи. Делается вывод о соответствии числовых значений результатов, их точности, форм выдачи и т. д. требованиям поставленной задачи. Можно привести данные статистической отчётности — количество допущенных ошибок (по видам), трудозатраты на разных этапах разработки и отладки модулей программного средства, расход вычислительных ресурсов на отдельных этапах выполнения задания. Описываются обнаруженные некорректные или нерациональные приёмы программирования и программные конструкции, ошибки в программе, ошибки в алгоритме и постановке задачи.

8. Заключение, Примечание.

4.1 Оформление текстового материала

Пояснительная записка оформляется на листах формата А4. Графический материал можно оформлять на листах формата А3.

Times New Roman

Межстрочный интервал в основном тексте – полуторный. В иллюстративном материале межстрочный интервал может быть одинарным.

Поля страницы:

  • левое поле – 25 мм,
  • правое поле – 15 мм,
  • верхнее и нижнее поле – 20 мм.

Отступ абзаца – 7,5 мм.

Нумерация страниц — сквозная. Номер проставляется сверху справа арабской цифрой. Страницами являются листы с текстами, рисунками и текстами приложения.

Первая страница — титульный лист курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Образец титульного листа представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

Вторая страница — содержание (пример содержания приведен в ПРИЛОЖЕНИИ В).

Номер страницы на содержании не проставляется.

Затем следуют разделы записки в порядке, определенном логикой изложения материала.

Каждый раздел работы должен начинаться с новой страницы. Подразделы следуют друг за другом без вынесения на новую страницу. Заголовки разделов, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть напечатаны прописными буквами и располагаться посредине строки. Заголовки подразделов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Заголовки подразделов могут начинаться с левого края страницы или быть расположенными посредине строки.

Разделы нумеруются арабскими цифрами (1,2,3).

Слово «Раздел» не пишется. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела (1.1, 1.2, 1.3, и т. п.).

После цифры точка не ставится и пишется соответствующий заголовок. Точка в конце заголовков не ставится. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Допускается выделение заголовков жирным шрифтом. Не допускается использование подчеркивания в заголовках. Не допускается также использование двух и более типов выделения в заголовках (например, курсив и жирный шрифт, курсив и другой цвет, отличный от основного текста).

Записка завершается списком литературы.

Далее могут следовать приложения, содержащие материал, не вошедший в записку по причине ее ограниченного размера, но интересный для более глубокого понимания назначения и возможностей разработки. Расчетно-пояснительная записка может содержать одно и более приложений.

4.2 Оформление рисунков, таблиц и формул

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) могут быть приведены как в основном тексте, так и в приложениях. Все иллюстрации именуются рисунками. Все рисунки, таблицы и формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. В приложении — в пределах приложения.

Каждый рисунок должен иметь подрисуночную подпись. Например:

Рисунок 2.1 – Форма окна основного меню

На все рисунки, таблицы и формулы в записке должны быть ссылки в виде: «(рисунок 2.1)» или « форма окна основного меню приведена на рисунке 2.1».

Рисунки и таблицы должны размещаться сразу после той страницы, на которой в тексте записки она упоминается в первый раз. Если позволяет место, рисунок (таблица) может размещаться в тексте на той же странице, где на него дается первая ссылка.

Если рисунок занимает более одной страницы, на всех страницах, кроме первой, проставляется номер рисунка и слово «Продолжение». Например:

Рисунок 12. Продолжение

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота записки. Если такое размещение невозможно, рисунки следует располагать так, чтобы для рассматривания надо было повернуть записку по часовой стрелке. В этом случае верхним краем является левый край страницы. Расположение и размеры полей сохраняются в соответствии с выбранными.

Рисунки и подрисуночные надписи центрируются и располагаются без абзацного отступа. До и после рисунка необходимо наличие пробельных строк одинарного интервала.

Таблицы в тексте должны быть пронумерованы в пределах раздела. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например, «см. таблицу 1.1»).

Над таблицей по центру листа помещается слово «Таблица», ее порядковый номер (2.1, 2.2, 2.3 и т. п.) и название. Точка в конце названия таблицы не ставится. После названия помещается сама таблица без пробельных строк. После таблицы перед тестом обязательное наличие пробельной строки.

Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, либо со строчной, если подзаголовок строки или столбца составляет одно предложение с соответствующим заголовком. Заголовки записывают, как правило, параллельно строкам таблицы. При необходимости можно заголовки записывать перпендикулярно строкам.

При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу. В этом случае допустимы два варианта оформления. Первый заключается в том, что заголовки столбцов (или строк) таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца (строки).

Над продолжением таблицы сверху печатаются слова «Продолжение таблицы 1.1». Название таблицы на новой странице не повторяется.

Microsoft Word

Все помещаемые в текст формулы должны быть пронумерованы в пределах раздела, например, формулы (2.1), (2.2), (2.3) и т. д., где первая цифра обозначает номер главы, а вторая – номер формулы в пределах этой главы. Номер формулы проставляется в круглых скобках арабскими цифрами с правого края листа на уровне оси, проходящей через центр формулы. Сама формула должна быть отцентрирована относительно текста. Ссылки в тексте на соответствующую формулу даются также в круглых скобках, например «…расчет данных проводился по формуле (1.2)…».

4.3 Оформление текстов программ

Тексты программ должны оформляться в соответствии с «хорошим стилем» программирования, т. е. должны быть легко читаемы и хорошо документированы. В текстах должны быть комментарии:

1. после заголовка программы или подпрограммы — общая информация: назначение, входные данные, результаты, метод решения; данные о программисте, дата написания, версия;

2. при объявлении данных — назначение переменных;

3. в начале и в конце определенной функционально законченной части программы;

4. для пояснения логических частей программы (ветвлений, циклов).

Однако комментарии не должны затенять структуру текста и должны быть ясными и краткими. Наименование программ и подпрограмм должны отражать их назначение. Логическая структура программы должна быть отражена в ее тексте с помощью:

1. пустых строк между текстами подпрограмм и отдельных ее функционально законченных частей;

2. сдвигами текста в строке при написании:

  • заголовков вложенных циклов;
  • тела цикла после его заголовка;

— альтернатив разветвлений процесса обработки данных.

4.4 Оформление списка литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-tehnologii-programmirovaniya/

Использованные в процессе работы литературные источники указываются в конце работы перед приложениями.

Порядок указания источников следующий:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-tehnologii-programmirovaniya/

— законодательные акты;

— указы Президента, постановления Правительства РФ;

— ;

— учебники, монографии, диссертации и т. п.;

— статьи из периодических изданий;

— справочники.

Внутри каждого подраздела списка литературные источники располагаются в порядке (авторов или названий).

Ссылка на источник в тексте работы приводится в квадратных скобках с указанием номера из списка литературы, например: «…в учебнике [2] дается такое определение…». Допускается также при ссылке на источник указывать соответствующую страницу издания, которая цитируется в работе: «…в учебнике [2, с.12] дается такое определение…».

Недопустимо заимствование текста из литературных источников без ссылки на автора цитаты.

Номер ссылки, как уже указывалось ранее, определяется порядковым номером литературного источника в списке использованной литературы.

Список литературных источников оформляется следующим образом. Для разграничения элементов описания используются следующие разделительные знаки:

-– (точка и тире) – ставится перед каждой областью описания, кроме первой (автор и заглавие),

: (двоеточие) – ставится перед наименованием издательства,

/ (косая черта) – предшествует сведениям об ответственности (авторы, составители, редакторы, переводчики),

// (две косых черты) – ставится перед сведениями о документе, из которого взята приведенная в списке работа (статья, глава, раздел).

При описании литературного источника следует руководствоваться также использованием трех видов описания: под именем индивидуального автора, под наименованием коллективного автора, под заглавием.

Описание «под именем индивидуального автора» применяется при описании книг, докладов, статей, диссертаций и т. п., написанных не более чем тремя авторами. В этом случае вначале приводится фамилия автора (фамилии авторов), затем название книги (статьи), затем остальные данные источника (назначение, издательство, объем).

Описание «под наименованием коллективного автора» означает, что вначале описания ставится наименование организации (учреждения) – автора документа, приводится дата и номер документа, а затем название самого документа. Обычно дается на постановления Правительств, материалы съездов, конференций и т. п.

Описание «под заглавием» применяется для книг, имеющих более трех авторов, сборники произведений различных авторов, книги, в которых автор не указан, нормативные документы, справочники и т. д. В этом случае вначале указывается название книги (документа), затем сведения об авторах (составителях, редакторах и т. д.), затем остальные элементы описания источника

4.5 Оформление приложений

Приложения помещаются после списка использованных литературных источников и последовательно нумеруются заглавными буквами русского алфавита (ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б и т. д.).

В тексте работы на все приложения должны быть приведены ссылки. Расположение приложений в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение начинается с новой страницы. В верхнем правом углу страницы указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и ставится его порядковый номер (например, «ПРИЛОЖЕНИЕ В»).

Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится на следующей строке после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», и этот заголовок центруется относительно текста.

Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их номеров и заголовков.

Если одно приложение содержит несколько рисунков, таблиц, формул, они должны быть пронумерованы в пределах этого приложения, например, «3», «2» и т. п. Остальные правила оформления иллюстративного материала в приложении такие же, как и для иллюстративного материала основного текста.

4.6 Оформление содержания

Содержание должно быть создано автоматически, с использованием стандартных средств текстового редактора.

В содержании указываются все основные части работы: введение, главы и параграфы, заключение, приложение и т. д., и проставляются номера страниц.

Заголовок (слово «СОДЕРЖАНИЕ») центрируется относительно текста. При проставлении страниц, соответствующих частям работы, должна быть использована табуляция с заполнением.

При необходимости, текст содержания можно оформить через один интервал, для того чтобы все содержание поместилось на одной странице.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Титульный лист и пример технического задания

Приднестровский государственный университет им.

Инженерно-технический институт

Кафедра Информационных технологий и автоматизированного управления производственными процессами

«Система учета текущей успеваемости студентов»

Техническое задание на программный продукт

Выполнил студент гр. 08Вс

Руководитель ст. преп. кафедры ИТУ

Тирасполь 2010

1 Введение

Напряженный график контрольных мероприятий учебного семестра требует от студента регулярной ежедневной работы. Наличие контроля выполнения графика со стороны деканата и куратора позволяет существенно повысить успеваемость студентов. Автоматизированная система учета текущей успеваемости позволить улучшить качество контроля успеваемости со стороны куратора и деканата, так как позволит получать сведения о динамике работы каждого студента.

2 Назначение

Система предназначена для хранения и обработки сведений о текущей успеваемости студентов учебной группы.

Система может быть использована при проведении смотров и для оценки текущей успеваемости каждого студента и группы в целом.

3 Требования к программе или программному изделию

3.1. Требования к функциональным характеристикам.

Система должна обеспечивать возможность выполнения следующих функций:

1. инициализацию системы (ввод списка группы и т. п.);

2. ввод и коррекцию текущей информации о ходе выполнения учебного графика конкретным студентом;

3. хранение информации в течение длительного времени;

4. получение сведений о текущем состоянии выполнения учебного графика студентами в следующих вариантах:

— процент успеваемости по конкретному студенту по всем предметам;

— процент успеваемости по всем студентам по конкретному заданию;

— проценты успеваемости по всем студентам и группе в целом по всем предметам;

— список студентов, не сдавших конкретное задание;

— процент успеваемости каждого студента и группы по конкретному предмету.

Исходные данные:

1. список студентов группы;

2. перечень предметов, перечень заданий по каждому предмету и сроки их сдачи;

3. текущие данные (еженедельно): процент выполнения каждым студентом каждого задания учебного графика.

3.2. Требования к надежности.

1. Программный продукт должен соответствовать современному уровню требований к разработке программного обеспечения (структурному или объектно-ориентированному подходам).

2. Предусмотреть контроль вводимой информации.

3. Предусмотреть блокировку некорректных действий пользователя при работе с системой.

4. Обеспечить сохранение результатов предыдущей корректировки файла данных в файле с расширением. bak.

3.3. Требования к составу и параметрам технических средств.

Система должна работать на IBM совместимых персональных компьютерах.

Минимальная конфигурация:

— тип процессора Intel 386 и выше

— объем ОЗУ 8 Мб и более

— тип монитора EGA и выше

— тип манипулятора мышь

3.4. Требования к информационной и программной совместимости.

Система должна работать под управлением MS DOS 6.2 и выше.

4 Требования к программной документации

1. Разрабатываемые программные модули должны быть самодокументированны, т. е. тексты программ должны содержать все необходимые комментарии.

2. В состав сопровождающей документации должны входить:

— расчетно-пояснительная записка;

— руководство пользователя.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Титульный лист расчетно-пояснительной записки

Приднестровский государственный университет им.

Инженерно-технический институт

Кафедра Информационных технологий и автоматизированного управления производственными процессами

Расчетно-пояснительная записка

к курсовой работе по «Технологиям программирования»

на тему:

Система учета текущей успеваемости студентов

Выполнил студент гр. 08Вс

Руководитель ст. преп. кафедры ИТУ

Тирасполь 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Пример содержания расчетно-пояснительной записки

при использовании технологии ООП

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

1. Анализ задания и выбор технологии, языка и среды разработки..4

2. Определение структуры программного продукта…………….…..5

2.1. Анализ процесса обработки информации и выбор структур данных для ее хранения……………………………………………….7

2.2. Выбор методов решения задачи и разработка основных

алгоритмов предметной области…………………………………….…9

2.3. Построение структурной схемы программного продукта……..11

3. Разработка интерфейса пользователя…………………………..……….13

3.1. Построение диаграммы вариантов использования………..…..13

3.2. Разработка форм ввода-вывода информации………………..

4. Разработка диаграммы классов программы……..…………………19

5. Разработка диаграммы последовательности………….…….……20

6. Выбор стратегии тестирования и разработка тестов…………….. 21

Заключение…………………………………….…………..…………..………24

Литература…………………………………………………………………………..25

Приложение 1. Техническое задание……………………………….27

Приложение 2. Руководство пользователя…………………………29

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Модель солнечной системы.

Система должна моделировать движение основных тел солнечной системы: Солнца, планет, их спутников. Пользователь должен получить возможность изучать каждую планетную систему в отдельности.

Численные методы линейной алгебры: вычисление определителя, решение системы линейных уравнений, обращение матрицы.

Система предназначена для решения и демонстрации хода решения стандартных задач линейной алгебры стандартными численными методами.

Система построения графиков функций.

Система предназначена для построения графиков функций, задаваемых формулами и изучаемых в . Система должна поддерживать вывод нескольких графиков в одной системе координат.

Система «Лотерея»

Программная система «Лотерея» предназначена для реализации игры в лотерею. Лотерейный билет представляет собой объект, в котором хранятся серия и номер.

Система должна:

1. Управлять процессом продаж лотерейных билетов, создавая в результате своей работы список билетов, участвующих в лотерее;

2. Моделировать работу лотерейного барабана, случайным образом выбирающего выигрышный билет для каждого приза из списка призов, установленного в лотерее;

3. Осуществлять поиск выигравших лотерейных билетов по списку билетов, участвующих в лотерее;

4. Регистрировать все выигрыши, выданные по предъявленным билетам.

Игра « Жизнь »

Это реализация схемы разработки «Модель поведения популяции».

— Жизненное пространство популяции – потенциально бесконечный во все стороны лист белой клетчатой бумаги.

— Каждый член популяции в этой игре – клетка, окрашенная в черный цвет;

— В начальный момент времени популяция представляет собой конечное множество членов популяции, каждый из которых занимает свою клетку жизненного пространства;

— Каждый такт времени может привести либо к рождению нового члена популяции, либо к продолжению жизни, либо к смерти члена популяции;

— Условия рождения, продолжения жизни и смерти члена популяции определяются его окружением (взаимодействием набора соседних клеток) в жизненном пространстве. Один из конкретных вариантов условий эволюции популяции состоит в следующем:

— Окружением клетки называются 8 клеток, соседних данной клетке. Пусть в окружении клетки, занятой данным членом популяции находится М других членов популяции {0<=М<=8} . Пусть а и b — два числа {0<=а<= b <=8}. Тогда при

М<=а член популяции гибнет ( от одиночества)

М<=b член популяции продолжает жить

М>b член популяции гибнет (от тесноты)

Если данная клетка свободна и количество ее соседей М удовлетворяет условию а<М<=b, то в данной клетке рождается новый член популяции.

Система «КАЛЕНДАРЬ»

Система предназначена для решения следующих задач, связанных с обработкой календарных дат:

— определить текущую дату и день недели;

— определить день недели по дате, вводимой с клавиатуры;

— определить дату, приходящуюся на день <Текущая дата>+N дней;

— определить дату, приходящуюся на день <Текущая дата>

— N дней.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-tehnologii-programmirovaniya/

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-tehnologii-programmirovaniya/

1. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, — М.: «Издательство Бином», 1999 – 560с.

2. Орлов разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2003. – 480с.

3. Язык программирования C++. Киев: «Диалектика», 1993.

4. Освоение Borland C++ 5. Киев: «Диалектика», 1998 – 416с.

5. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования. М.: «Мир», 1999 – 192с.

6. Липаев сложных программ. Методы, средства, технологии. – М.: Энергоатомиздат. 1993 – 364с.

Дополнительная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-tehnologii-programmirovaniya/

7. Язык UML. Руководство пользователя. – М.: ДМК. 2000. – 432с.

8. Липаев проектирование сложных программных средств для информационных систем. – М.: СИНТЕГ, 1999 – 224с.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……..….3

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……….3

1.1 Тематика курсовых работ…………………………………………3

1.2 Порядок выполнения курсовой работы……………………….….4

1.3 Сроки выполнения отдельных этапов……….……………………5

1.4 Порядок защиты курсовой работы……………………………….5

2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИФ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ….…6

3 СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ…8

4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ…13

ПРИЛОЖЕНИЕ А Титульный лист и пример технического задания.21

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Титульный лист расчетно-пояснительной записки………25

ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример содержания расчетно-пояснительной

записки……………………………………………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пояснения к некоторым темам курсовых работ..27

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..30