Теоретико-методологические основы социальной адаптации для лиц без определенного места жительства
;
рассмотреть понятие лица бомж как клиента социальной работы;
- рассмотреть нормативно-правовую базу организации социальной адаптации для лиц без определенного места жительства;
- рассмотреть организацию социальной адаптации для лиц без определенного места жительства в государственное автономное учреждение социального обслуживания «центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» ;
- рассмотреть оказание социальной адаптации в центрах;
- изучить основные проблемы и перспективы в оказании адаптации.
Объектом исследования выступает понятие опциальной адаптации для лиц без определенного места жительства.
Предмет исследования — организация социальной адаптации для лиц без определенного места жительства в государственное автономное учреждение социального обслуживания «центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» .
Работа состоит из введения, двух глав, заключение, а также библиографический список.
Бродяжничество — это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства (далее — без определенного места жительства) в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города. Бездомность — это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность — явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования.
Социальная работа с лицами без определенного места жительства должна протекать в условиях реализации следующих принципов применения социальных технологий:
принудительность: данный принцип необходимо применять, когда речь идет о лицах без определенного места жительства, больных алкоголизмом, т.к. добровольно проходить лечение они будут не готовы, а при условии, если данная проблема не будет решена, вся последующая работа специалиста будет неэффективной, так как велика вероятность рецидивов. Данный принцип должен быть гарантирован со стороны государства, т.е. закреплен законодательно. В настоящее время принудительное лечение считается ограничением прав и свобод личности, несмотря на то, что оно нацелено на помощь самому больному.
Технология социальной работы с лицами без определенного места ...
... задачи: Рассмотреть проблемы социальной работы с лицами без определенного места жительства. Изучить нормативно-правовую базу. Изучить этапы и методы социальной адаптации с лицами без определенного места жительства. Изучить опыт социальной работы с лицами без определенного места жительства. Определить пути совершенствования технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства. ...
всенациональность масштаба: работа с лицами без определенного места жительства должна проводиться на территории всей страны по четко выстроенной схеме, включая как крупные, так провинциальные города. Данный принцип предусматривает наличие во всех населенных пунктах учреждений стационарного типа для лиц без определенного места жительства, где проводилась бы комплексная работа по их возвращению к нормальной жизнедеятельности. Это условие является обязательным для выполнения следующего принципа.
комплексность: лицо без определенного места жительства, как правило, имеет различные проблемы, начиная от материальных (отсутствия крова над головой) и заканчивая психологическими и порой даже психическими расстройствами, в связи с чем необходимо разрабатывать такие программы ресоциализации и реабилитации, которые имели бы комплексный характер и предусматривали участие в них различных специалистов;
- долгосрочность: чем больше «стаж» бездомности у клиента, тем сложнее вернуть его к нормальной жизнедеятельности, именно поэтому необходима длительная работа (до нескольких месяцев) как с самим клиентом, так и с его социальным окружением;
- конструктивная стимуляция: отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, вызывающих у их клиентов пассивное иждивенчество и паразитический образ жизни;
- психологическое сопровождение: важным моментом для возвращения лиц без определенного места жительства в нормальную жизнедеятельность является изменение их психологического настроя, который, как правило, находится в угнетенном состоянии, помощь в обретении смысла жизни и веры в себя и возможность изменить ситуацию;
- принцип социального партнерства: очевидно, что для эффективного решения проблемы бездомности, особенно в тех масштабах, в которых это социальное явление наблюдается в нашей стране на данный момент, государству необходимо затратить колоссальное количество денежных средств. С учетом особенностей экономического развития страны — сделать это достаточно сложно, именно поэтому к решению проблемы необходимо подключать различные социальные институты, одним из таких институтов может быть церковь и различные приходы, где бы лица без определенного места жительства по желанию могли бы пройти процесс реабилитации;
- принцип инклюзии: не вызывает сомнения тот факт, что одной из причин роста бездомности является деформация процесса социализации членов общества. Современный социум утрачивает контроль над процессом включения граждан в общественные институты. Это в какой-то степени обусловлено тем, что разрушены, либо деформированы традиционные институты социализации (семья, школа, детские и молодежные организации и т.д.).
Другими словами, лицо без определенного места жительства без поддержки самого общества не сможет вернуться к нормальной жизнедеятельности. В социологии эмоционально-личностные отношения с окружающими зачастую трактуются как дополнительный фактор социальной адаптации личности. Необходимо, чтобы окружающие не воспринимали бездомного, как потерянную личность, у которой нет шансов вернуться в социальную структуру и снова стать полезным обществу. Для этого, на наш, взгляд необходимо, проводить тренинги для сотрудников государственных и муниципальных учреждений с целью повышения толерантности, предоставления объективных знаний о бездомности и бездомных, а самих бездомных включать по возможности в общественную деятельность, например, волонтерами для подсобных работ в храмах, уборке улиц и т.п. Важнейшим средством, способствующим формированию социального портрета лица, выступают СМИ, которые также необходимо задействовать в процессе освещения проблем бездомности;
— принцип профилактической направленности: в настоящее время существует огромное количество причин, по которым человек может оказаться сначала за чертой бедности, а потом в статусе без определенного места жительстваа. Именно поэтому, к лицам группы риска необходимо внимание со стороны государственных органов, чтобы предотвратить данную ситуацию. К таким клиентам относятся: одинокие вдовы (вдовцы), лица, потерявшие работу, семью в результате развода, одинокие пенсионеры и т.д.
Технологии социальной работы с бездомными детьми
... объект, предмет и содержание работы. Объектом курсовой работы является социальная работа с бездомными детьми. Предмет — технологии социальной работы с бездомными детьми. Целью курсовой работы является анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в условиях ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского кожууна Республики ...
Основными принципами теоретической модели необходимо считать комплексность и принудительность, поскольку, именно комплексное сочетание различных методов и средств социальной работы — социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, юридических и т.д. — позволит достичь максимально эффективного результата по возвращению бездомного к социально одобряемой жизнедеятельности, с учетом того, что на начальном этапе этой комплексной работы клиент будет избавлен от пагубных привычек. Реализация данных принципов видится необходимым для достижения эффективности функционирования модели.
Основной технологией социальной работы с лицами без определенного места жительства является социальная адаптация. В рамках данного направления социальная работа с лицами без определенного места жительства должна включать
- социальная диагностика (процесс исследования бездомности с целью выяснения причин, а также выяснение особенностей каждой отдельной личности бездомного);
- социальная реабилитация (процесс восстановления бездомного в правах, социальном статусе, путем восстановления документов, а также трудовая реабилитация);
- психологическое консультирование (оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем);
- социально-медицинская помощь (лечение алкоголизма, хронических заболеваний, содействие в получение группы инвалидности);
- социальная профилактика (совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).
В частности, с лицом без определенного места жительства сразу же при поступлении в Центр адаптации заключается договор, предусматривающий его личное участие в преодолении ситуации дезадаптации.
Согласно договору лицо без определенного места жительства имеет право находиться в Центре не более 3 месяцев, при этом — первые 30 дней бесплатно, следующее время — на условиях оплаты на уровне расчетной стоимости содержания 1 койко-места в сутки.
В целях урегулирования вопросов межведомственного взаимодействия в работе с лицами без определенного места жительства проектом постановления предлагается утвердить Порядок межведомственного взаимодействия и порядок оказания помощи лицам без определенного места жительства, обратившимся в Центр адаптации лиц без определенного места жительства.
«ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ В ПРОЕКТАХ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ
... систем обращались к «Анализ, проектирование и разработка корпоративных информационных систем: уровень процессов» и «Информационные технологии в биотехнических системах: задания по практическим и лабораторным работам» Степанова Д.Ю. [11, 12]. Данные работы ... для внедрения медицинских информационных систем. Идентифицировать требования к процессам приема пациента, проверки зрения и постановки диагноза ...
Вопрос социальной реабилитации лиц без определенного места жительства требует межведомственного взаимодействия и участия как органов государственной, так и муниципальных властей.
Данная модель позволяет произвести отбор самых эффективных форм и методов из многочисленных существующих в работе с лицами без определенного места жительства и систематизировать их для успешного решения как каждого отдельного случая, так и всей проблемы в целом.
Бродяжничество — это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города.
Бездомность — это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность — явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.
Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.
Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности и бродяжничества, для многих стран в настоящее время являются:
- недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;
- безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
- малодоходность многих семей и отдельных граждан;
- социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц сотклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков;
- нездоровые отношения в семье;
- положение лиц, вышедших из мест заключения);
- слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.
Также в России существует достаточно много организаций по обслуживанию и помощи лицам без определенного места жительства. Но среди них очень мало тех, чья деятельность является действительно эффективной и направлена на коренное решение проблемы бездомности.
Одной из таких организаций является санкт-петербургская общественная благотворительная организация «Ночлежка», созданная в 1990 году. бродяжничество социальный адаптация жительство
Основными услугами, оказываемыми данной организацией, являются: выявление и постановка на учет лиц без определенного места жительства, мероприятия по дезинфекции, предоставление ночлега, социально-медицинская помощь, социально-психологическая помощь, юридическое консультирование, помощь в трудоустройстве, социальный патронаж инвалидов, живущих в приюте.
Медико-социальная помощь предполагает оказание гражданам профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданами обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011. №856.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на ...
... результате несчастного случая на производстве.При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, они основаны на неправильном ...
Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются:
- скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
- амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому;
- стационарная помощь.
При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемых Минздравом РФ. Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравом РФ по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Существуют четыре типа систем здравоохранения: государственная, страховая, частная, смешанная. Сохранение равновесия трех главных составляющих: населения — потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь, является основным принципом построения любой системы здравоохранения.
Оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности, является целью любой системы здравоохранения. В Российской Федерации принята страховая система здравоохранения. Законодательно это положение закреплено в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ, который касается каждого гражданина РФ.
Страховая медицина является системой профилактических и лечебных мероприятий, осуществляемых за счет средств страхования здоровья граждан, формирующихся на основе периодических целевых денежных взносов.
Медицинское страхование — форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья населения. Модель медицинского страхования является основой развития здравоохранения РФ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ ОМС.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.
Существует четыре субъекта медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис.
Принципами медицинского страхования являются:
- медицинскому страхованию подлежит все население (работающие и неработающие);
- застрахованный, имеющий страховой полис, независимо от места проживания имеет право на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении России;
- система ОМС строится на безвозвратной основе, т.е. предприятию страховая сумма не возвращается, а идет на расширение услуг;
- каждый гражданин имеет право на дополнительное медицинское страхование сверх установленного минимума. Эти взносы могут быть возвратными или частично возвратными.
Права граждан РФ, получивших дорогостоящее лечение, отражены в постановлении правительства РФ от 19.03.2001 г. №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации и лекарственных средств…».
Согласно данному постановлению, по окончании финансового года гражданин, получивший дорогостоящее лечение (согласно утвержденному перечню), имеет право подать заявление (с прилагающимися к нему необходимыми справками и чеками) в налоговые органы с просьбой пересчитать сумму его подоходного налога, при этом гражданину должно быть возвращено 13% от израсходованной на лечение суммы.
В 2004 г. появился Федеральный закон №122 (о монетизации льгот).
Изменения, вносимые этим законом в уже ранее принятые, имеют три направления. Во-первых, он предписывает отменить различным категориям населения положенные ранее льготы и заменить их на денежные компенсации.
Кроме вопроса о замене льгот, в данном законодательном акте решается вопрос о переводе значительной части финансового обеспечения социальных проектов и программ с расходных обязательств Российской Федерации на таковые субъектов РФ [4].
Третье существенное изменение, вносимое в законодательные акты на основании ФЗ №122, — замена в них понятия «помощь» на — «поддержка». В соответствии с понятийным аппаратом «помощь» намного шире, и одним из видов ее оказания является «поддержка».
Отметим следующие документы нормативно-правовой базы, регламентирующие в настоящее время социально-медицинскую работу в России:
ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. 23.07.2008).
ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. 30.11.2011).
ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возрасти и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ (ред. 21.11.2011).
ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 №3185-1 (ред. 21.11.2011).
ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. 01.07.2011).
ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. 21.11.2011).
ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 №2-ФЗ (ред. от 27.12.2009).
ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 №175-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» от 27.07.1999 №29.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» от 27.07.1999 №32.
Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.1995 №1105.
Приказ «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи»;
- Приказ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ» и др.
Кроме того, существует большое количество региональных законодательных актов, регламентирующих социально-медицинскую работу.
В целях оплаты своего пребывания, согласно договору, трудоспособное лицо без определенного места жительства обязано трудоустроиться на предлагаемые Центром общественные работы, объем и финансирование которых определяется органом местного самоуправления, либо на места временной трудовой занятости согласно вакансиям, предоставляемым Центром занятости ежемесячно.
Со своей стороны Центр адаптации оказывает содействие лицу без определенного места жительства в восстановлении социального статуса — оформлении паспорта, назначении пенсии лицам пенсионного возраста, получении полиса ОМС, в поиске и восстановлении контактов с родственниками, для нетрудоспособных — в установлении инвалидности и оформлении в дом-интернат.
На время восстановления статуса лицо без определенного места жительства обеспечивается койко-местом, ему оформляется временная регистрация по месту пребывания в Центре.
При этом в целях преодоления рецидива со стороны лица без определенного места жительства в проекте постановления регламентировано, что в повторной реабилитации в Центре может быть отказано лицам без определенного места жительства в случае, если им уже были восстановлены все документы и они их утратили вновь в течение 2 лет.
В целях привлечения бизнеса к процессу реабилитации лиц без определенного места жительства, предпринимателям предложено предоставлять в пользование освобождающиеся или нерационально используемые площади системы здравоохранения и образования для развития производств с использованием труда лиц без определенного места жительства.
Таким образом, сегодня можно констатировать тот факт, что российская законодательная база, регламентирующая вопросы социально-медицинской работы, все больше соответствует международным правовым стандартам.
ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» МТЗ и СЗ РТ в городском округе «город Казань» принимает совершеннолетних лиц (в первую очередь престарелые и инвалиды):
- без определенного места жительства и занятий;
- лица, утратившие социальную связь из числа освобожденных из мест лишения свободы;
- социально незащищенные и малоимущие, а также граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Основными задачами учреждения являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам, оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
Учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Основанием и условием для приема граждан в Центр является:
- направление, выданное Управлением;
личное письменное заявление гражданина, поступающего в Центр,
медицинские справки о состоянии здоровья, выданные соответствующими медицинскими учреждениями;
- наличие документов, удостоверяющих личность (паспорт, справка, выданная органами внутренних дел).
Противопоказаниями к приему в Центр является наличие:
- туберкулеза в активной стадии;
- заразных заболеваний кожи, волос;
- алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств;
- психических заболеваний, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения опасными как для самого гражданина, так и для окружающих;
- инфекционных и венерических заболеваний.
Лица, у которых при поступлении обнаружены противопоказания, а также повышенная температура тела, сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.
В Центр не принимаются лица, у которых при осмотре вещей выявлено холодное или огнестрельное оружие, легко воспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, наркотики.
Второй недостаток службы в том, что принцип психологического сопровождения осуществляется только на начальном этапе. Согласно нашей модели, психологическое сопровождение должно проводиться на всем протяжении патронажа клиента. Психологическая помощь — это одно из наиболее важных компонентов обеспечения социально одобряемой жизнедеятельности лиц бомж. Сначала с помощью методов, описанных в модели (методы практического воздействия (различные упражнения, тренинги, методы игр), методы воздействия (убеждение, поощрения или осуждения, внушение)), психолог должен убедить клиента в неправильности его поведения, его жизненного уклада, вызвать желание измениться самому и изменить свою жизнь, снять внутренне напряжение, страх. Затем на втором этапе, задача психолога помочь клиенту поверить в себя и свои силы, в то время когда он будет находиться в поисках работы и сборе документов. Наконец, на конечном этапе нужно закреплять полученные положительные результаты. И эта работа должна строиться с учетом того, какую жизненную позицию занимал бездомный раньше, как изменились его представления, какие черты личности удалось искоренить, а какие нет. Все это послужит основой для предупреждения рецидивов.
Прием лиц в Центр производится:
- в отделении временного пребывания — администратором Центра с обязательным присутствием медицинского работника, который производит осмотр;
- в отделении срочной социальной помощи — специалистом по социальной работе.
Центр организует временную регистрацию по месту пребывания лиц без определенного места жительства в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством внутренних дел РФ.
Согласно соглашению управление эффективно взаимодействует с управлением внутренних дел г. Казань:
УВД по г. Казань:
- проводит разъяснительную работу среди лиц без определенного места жительства в действующих в Республики Татарстан учреждениях социальной помощи;
направляет лиц бомж с их согласия и при наличии документа, удостоверяющего личность, в центры социальной помощи в процессе повседневной служебной деятельности,
обеспечивает охрану общего порядка и безопасности на территории центров путем выставления круглосуточного поста милиции,
осуществляет регистрацию по месту пребывания лиц бомж, находящихся в центрах социальной помощи.
На основе соглашения «О сотрудничестве по содействию занятости граждан без определенного места жительства и занятий» от 1.04.2003г. центр занятости населения города Казань:
осуществляет в соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» прием граждан бомж и занятий, их бесплатное консультирование и информирование об имеющихся свободных вакансиях на рынке труда области, возможностях профессионального обучения (переобучения),
информирует предприятия, учреждения, организации города Орла о возможности трудоустройства граждан бомж и занятий, способствует их направлению на работу,
предоставляет через справочно-консультативный центр сведения о вакансиях в городе Казань и Республики Татарстан, о возможностях профессионального обучения, профориентации и порядке трудоустройства граждан без определенного места жительства и занятий в установленной форме.
Таблица 2.1 Состав персонала ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие»
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж |
административно-управленческий аппарат |
|||
Мотипоненко Е.Г. |
директор |
высшее |
26 лет |
Мотипоненко С.В |
зам. директора |
высшее |
14 лет |
Катырева Е.Ю. |
гл. бухгалтер |
Среднее профессиональное |
33 года |
Ахроменко Т. |
бухгалтер |
Среднее профессиональное |
|
Макеев М. А. |
программист |
высшее |
7 лет |
Четыркина В.П. |
специалист по кадрам |
Среднее общее |
2 года |
Ремонтно-техническое и энергетическое обслуживание |
|||
Ахроменко А. |
техник |
Среднее общее |
7 лет |
Пролубников В.Т. |
рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
Основное общее |
41 год |
Кокшаров В.В. |
слесарь-электрик по ремонту эл. оборудования |
Основное общее |
10лет |
Морозов В.А., |
слесарь-сантехник |
Начальное профессиональное |
23 года |
Транспортное обслуживание |
|||
Кожевников Д.В, |
водитель автомобиля |
Начальное профессиональное |
3 года |
Четыркин И. И., |
водитель автомобиля |
Среднее общее |
22 года |
Обслуживание и содержание здания и территорий |
|||
Чадова И. И., |
уборщик служебного помещения |
Среднее общее |
6 лет |
Организация питания |
|||
Чадова Н.И., |
повар |
Начальное профессиональное |
5 лет |
Кузнецова И.Н., |
повар |
Основное общее |
20 лет |
Полуянова И.В |
кухонный работник |
Основное общее |
13 лет |
Чадова И.Я. |
кухонный работник |
Начальное профессиональное |
30 лет |
Матвеева Н.А. |
кухонный работник |
Основное общее |
4месяца |
Приемное отделение |
|||
Иванова Г.В., |
заведующий отделением |
Высшее |
43 года |
Пашалова Т.А |
специалист по социальной работе |
Среднее профессиональное |
35 лет |
Качесова Н.Н., |
дезинфектор |
Среднее общее |
13 лет |
Отделение социальной адаптации |
|||
Таскаева О.И., |
заведующий отделением |
Высшее |
21 год |
Отделение временного проживания |
|||
Ляхова Т.Н |
специалист по социальной работе |
Высшее |
13 лет |
Жаркова В.И |
социальный работник |
Основное общее |
24 года |
Лесникова Н.В |
социальный работник |
Среднее ощее |
12 лет |
Ивакина Т.А., |
специалист по социальной работе |
Среднее профессиональное |
20 лет |
Служба материально-техническое снабжение |
|||
Кузнецова Г.А., |
заведующий складом |
Начальное профессиональное |
36 лет |
Бытовое обслуживание |
|||
Зубова С. В., |
заведующий прачечной |
Начальное профессиональное |
10 лет |
Основные направления совместной деятельности.
объединение усилий по снижению социальной напряженности в среде граждан бомж и занятий,
создание и развитие системы трудоустройства граждан бомж,
организация справочно-консультативного пункта при Центре социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.
Рисунок 2.1 Структура ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие»
Отделение временного пребывания. Рассчитано на 39 койко-мест (29 мужских и 10 женских).
Срок пребывания: в соответствии с индивидуальным планом социальной адаптации клиента.
Время пребывания: с 15 до 9 часов
Отделение принимает граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих противопоказаний к приему на обслуживание.
Работа специалистов отделения направлена на предоставление социальных услуг в условиях полустационарного социального обслуживания лицам без определенного места жительства, сопровождение исполнения индивидуальных программ социальной адаптации клиентами учреждения.
Отделение оказывает:
- социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые услуги;
- содействие в реализации индивидуального плана мероприятий по социальной адаптации клиентов;
- регистрационный учет по месту пребывания.
Мероприятия по социальной адаптации и реабилитации подопечного включают:
- Услуги фельдшера, в т.ч. направление в учреждения здравоохранения с целью обследования или лечения;
- Содействие в оформление документа, удостоверяющего личность, других документов: ИНН, медицинский полис, страховое свидетельство государственно пенсионного страхования, военный билет и т.д.;
- Содействие в оформлении регистрации по юридическому адресу;
- Содействие при постановке на учет в ГКУ РК «Центр занятости населения г. Казань», в качестве безработного;
- Содействие в трудоустройстве;
- Работа с семьей, родными;
- Содействие в аренде жилого помещения;
- Содействие в подготовке документов на оформление группы инвалидности;
- Содействие в оформлении пенсии по старости или по инвалидности, других социальных пособий и выплат, гарантированных государством.
Содействие в оформлении в Дома-интернаты Республики Татарстан;
- Консультации психолога;
- Консультации юриста;
- Постреабилитационная поддержка (сопровождение).
Отделение первичного приема
выявление и учет бездомных граждан, нуждающихся в социальном обслуживании (в т.ч. с участием сотрудников МУ МВД России);
- установление причины трудной жизненной ситуации, определение степени и характера нуждаемости в социальном обслуживании;
- услуги фельдшера: первичный осмотр, оказание санитарно-гигиенических услуг (санитарная обработка от педикулёза, помывка в душе);
- разработка и реализация индивидуального плана мероприятий по социальной адаптации лиц без определенного места жительства: социально-правовое, социально-психологическое консультирование;
- срочная социальная помощь: материальная помощь, продуктовая помощь, вещевая гуманитарная помощь;
- содействие в оформлении/восстановлении документов.
Учреждение рассчитано на 120 койко-мест, имеет 4 отделения, круглосуточно работает пост полиции.
Таблица 2.2 Показатели деятельности центра за 2013 год
п.п. |
Наименование |
2013 год |
||
1 |
Обратилось за помощью всего: |
735 |
||
Пребывало |
320 |
|||
В т.ч. — лиц БОМЖ |
306 |
|||
— освобожденные из мест лишения свободы в 2013 г. |
9 |
|||
— судимые |
111 |
|||
— других категорий |
14 |
|||
2 |
Из них : |
|||
— мужчин |
277 |
|||
— женщин |
43 |
|||
3 |
— инвалиды |
43 |
||
— пенсионеры |
23 |
Без документов |
75 |
|
5 |
Прибыли |
|||
— из Набережных Челнов |
221 |
|||
— из Нижнекамска |
78 |
|||
— из других городов и областей |
21 |
|||
— из стран СНГ |
— |
|||
6 |
Трудоустроено всего: В т.ч. |
141 |
||
— городские организации |
82 |
|||
— в сельской местности |
58 |
|||
— на штатные должности в ЦСА |
1 |
|||
— в мастерские ЧП |
— |
|||
7 |
Консультации психолога |
818 |
||
8 |
Среднее число проживающих в день |
30 |
||
9 |
Оказанная помощь: |
|||
— предоставлен ночлег |
11010 |
|||
— выдано горячих обедов (кол.) |
10942 |
|||
— выдано горячих обедов (сум.) |
431878 |
|||
— выдано прод. пайков (кол.) |
— |
|||
— выдано прод. пайков (сум.) |
— |
|||
— оформлена временная регистрация |
273 |
|||
— восстановлены документы |
29 |
|||
— выдано страх. мед. полисов |
18 |
|||
— выдано страхов. Свид. Обязат. Пенс. Страхов. |
16 |
|||
— оказана материальная помощь (чел.) |
7 |
|||
— оказана материальная помощь (сум.) |
7970 |
|||
— оказана вещевая помощь (чел.) |
257 |
|||
— оказана вещевая помощь (сум.) |
— |
|||
— оформлено врем. удостоверений |
1 |
|||
— оформлено док. в дома-интернаты |
14 |
|||
— услуги парикмахера |
7035 |
|||
— организацию досуга |
11010 |
|||
— обеспечение книгами и газетами |
11010 |
|||
— социально-правовые консультации |
453 |
|||
— оформлено пенсий |
3 |
|||
10 |
Оказано медицинских услуг: |
|||
Осмотрено при поступлении |
320 |
|||
не принято |
7 |
|||
Оказана медицинская помощь |
390 |
|||
Взяты анализы крови на RW |
25 |
|||
Прошли флюорографию |
263 |
|||
Отправлены в стационар. учреждение |
23 |
|||
Направлены к узким специалистам |
296 |
|||
Выявлено |
||||
— с чесоткой |
— |
|||
— с педикулезом и обработано |
11 |
|||
— с туберкулезом |
9 |
|||
— ВИЧ инфицированных |
6 |
|||
— венерических заболеваний |
— |
|||
Получили инвалидность ВТЭК |
17 |
|||
11 |
Оказано дез. услуг |
|||
Обработано в дезокамере вещ. (кг) |
25400 |
|||
Обработано в дезокамере обуви (пар) |
11010 |
|||
Обработано и принято посетителей |
11010 |
|||
Итого услуг |
76391 |
Специалисты отделения первичного приема ведут учёт обратившихся граждан, оказывают первую доврачебную помощь, выдают направления на санитарную обработку и флюорографическое обследование органов грудной клетки.
При выявлении заболеваний, которые являются противопоказанием для обслуживания в учреждении, оказывают содействие в направлении граждан на лечение в учреждения здравоохранения.
Для лиц без определенного места жительства и занятий — клиентов учреждения, предоставлена возможность размещения в вечернее и ночное время в отделении ночного пребывания на 45 мест.
Таблица 2.2 Показатели деятельности центра за 9 месяцев 2014 год
п.п. |
Наименование |
2014 год |
1 |
Обратилось за помощью всего: |
379 |
Получило услуг |
372 |
|
Пребывало |
212 |
|
В т.ч. — лиц БОМЖ |
205 |
|
— освобожденные из мест лишения свободы в 2014 г. |
8 |
|
— судимые |
88 |
|
— других категорий |
7 |
|
2 |
Из них : |
|
— мужчин |
184 |
|
— женщин |
28 |
|
3 |
— инвалиды |
24 |
— пенсионеры |
17 |
|
4 |
Без документов |
48 |
5 |
Прибыли |
|
— из Набережных Челнов |
140 |
|
— из Нижнекамска |
60 |
|
— из других городов и областей |
12 |
|
— из стран СНГ |
— |
|
6 |
Трудоустроено всего: В т.ч. |
122 |
— городские организации |
71 |
|
— в сельской местности |
51 |
|
— на штатные должности в ЦСА |
— |
|
— в мастерские ЧП |
— |
|
7 |
Консультации психолога |
547 |
8 |
Среднее число проживающих в день |
30 |
9 |
Оказанная помощь: |
|
— предоставлен ночлег |
8216 |
|
— выдано горячих обедов (кол.) |
7964 |
|
— выдано горячих обедов (сум.) |
340024 |
|
— выдано прод. пайков (кол.) |
— |
|
— выдано прод. пайков (сум.) |
— |
|
— оформлена временная регистрация |
201 |
|
— восстановлены документы |
22 |
|
— выдано страх. мед. полисов |
10 |
|
— выдано страхов. Свид. Обязат. Пенс. Страхов. |
9 |
|
— оказана материальная помощь (чел.) |
8 |
|
— оказана материальная помощь (сум.) |
6650 |
|
— оказана вещевая помощь (чел.) |
184 |
|
— оказана вещевая помощь (сум.) |
— |
|
— оформлено врем. удостоверений |
1 |
|
— оформлено док. в дома-интернаты |
11 |
|
— услуги парикмахера |
6012 |
|
— организацию досуга |
8216 |
|
— обеспечение книгами и газетами |
8216 |
|
— социально-правовые консультации |
296 |
|
— оформлено пенсий |
3 |
|
10 |
Оказано медицинских услуг: |
|
Осмотрено при поступлении |
212 |
|
не принято |
7 |
|
Оказана медицинская помощь |
201 |
|
Взяты анализы крови на RW |
16 |
|
Прошли флюорографию |
183 |
|
Отправлены в стационар. учреждение |
18 |
|
Направлены к узким специалистам |
334 |
|
Выявлено |
||
— с чесоткой |
— |
|
— с педикулезом и обработано |
5 |
|
— с туберкулезом |
7 |
|
— ВИЧ инфицированных |
3 |
|
— венерических заболеваний |
— |
|
Получили инвалидность ВТЭК |
6 |
|
11 |
Оказано дез. услуг |
|
Обработано в дезокамере вещ. (кг) |
19685 |
|
Обработано в дезокамере обуви (пар) |
8216 |
|
Обработано и принято посетителей |
8216 |
|
Итого услуг |
49213 |
Лицам, впервые обратившимся в учреждение в вечернее и ночное время, до утра следующего дня предоставляется койко-место и горячее питание в подразделении «Ночлежка» отделения ночного пребывания — это 3 комнаты на 25 мест. В комнатах установлены двухъярусные кровати, имеется туалетная и душевая комнаты.
Отделение ночного пребывания и подразделение «Ночлежка» имеет отдельный вход.
В отделении срочной социальной помощи клиентам предоставляется помощь разового характера, а именно:
- юридическая консультация и помощь в оформлении документов, удостоверяющих личность, полиса обязательного медицинского страхования, временной регистрации;
- психологическая консультация;
- социальная помощь (услуги фотографа для оформления документов, выдача сухого пайка, одежды и обуви).
Одежда, обувь и предметы первой необходимости выдаются в «Салоне дареных вещей», который пополняется за счет пожертвований граждан и организаций.
В отделении временного пребывания 75 мест размещаются пожилые люди и инвалиды без определенного места жительства и занятий, ожидающие направления в стационарные учреждения социального обслуживания, и граждане трудоспособного возраста без определенного места жительства и занятий на время оформления документов и дальнейшего трудоустройства.
Клиентам отделения предоставляется койко-место, трехразовое горячее питание, осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья.
По итогам 2013 года в ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» прошли реабилитацию 921 человек.
Социальный портрет человека без определенного места жительства и занятий, попавшего в наши Центры адаптации, характеризуется следующими параметрами:
- в основном, это мужчины — 79%. Большинство — одиноких: до 90% среди мужчин, 60% — среди женщин;
- подавляющее большинство — это люди трудоспособного возраста (70%);
- 63% прошедших реабилитацию в наших учреждениях имеют среднее, средне-специальное образование, 10% — высшее или неоконченное высшее образование, и 27% — закончили меньше 9 классов;
- 70% — это уроженцы Республики Татарстан, 26 — регионов России, 4% — стран СНГ;
- 83% попавших в Центр — не имеют жилья, являются бездомными.
Проведенный анализ информации о лицах, поступивших в Центр, показал, что основными причинами потери ими жилья являются:
- 20,5 % — тюремное заключение (согласно законодательству до 1995 года — каждый осужденный на срок более 6 месяцев автоматически выписывался с места жительства);
- 11,5% — махинации с недвижимостью (алкоголизм, наркомания, бедность, долги);
- 25,7% — семейные проблемы (развод, конфликт с родственниками, смерть родственников и др.);
- 32% — личный осознанный выбор.
- 10,3 % — увольнение с предприятия, предоставившего ведомственное жилье.
Срок бродяжничества лиц, обратившихся в Центр, составляет: 41% — до 1 года, 27% — от 1 года до 3 лет, 32% — более 3 лет.
В целях решения проблем лиц Центрв течение 2013 года было направлено в различные министерства, учреждения, организации 933 запроса, на которые поступило 832 ответа.
В результате мероприятий по социальной реабилитации, проведенных Центром по итогам 2013 г.:
- восстановлены утерянные документы, оформлены полисы медицинского страхования, пенсионные удостоверения для 20% клиентов;
- госпитализированы 8% клиентов;
- восстановлены социальные контакты 8% клиентов;
- оформлена пенсия, инвалидность для 7% клиентов;
- организовано содействие в трудоустройстве для 40% клиентов;
- устроены в дома-интернаты 3% пожилых и инвалидов.
Таким образом, деятельность данных учреждений в основном решает вопросы:
- восстановления утерянных документов, оформления полисов медицинского страхования, пенсионных удостоверений;
- содействия в направлении в лечебные учреждения;
- восстановления социальных контактов, поиск родственников;
- оформления пенсии, инвалидности;
- содействия в трудоустройстве;
- оказания гуманитарной помощи (одежда и др.);
- для пожилых и инвалидов — устройства в дома-интернаты.
Рассмотрим опыт в решении проблем, который будет полезен для развития ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие».
Официально цели провозглашаются как правозащитные. Клиента здесь принято называть не лицо без определенного места жительства, а «бездомный», лишенный чего-то — прав, жилья, прав, работы, статуса, документов, пенсии, родных и т.д. Основная цель организации — возвращение бездомного к нормальной жизнедеятельности в обществе, а не за его пределами. Кроме того, опыт уникален тем, что бездомные продают газету «На дне», издательством которой является сама организация. С одной стороны, это способ дисциплинировать бездомного, приучить его зарабатывать честным трудом, а, с другой стороны, это способ возвращения бездомного в общество, так, чтобы в глазах окружающих выглядеть не деградированной личностью, а полноценным человеком, стремящимся изменить свою судьбу.
Другими словами, опыт данной организации несомненно является образцовым для других учреждений, занимающихся проблемами бездомности. Основным достоинством работы можно считать то, что основу работы «Ночлежки» составляют принципы комплексности и длительности, что является основой эффективности работы данного учреждения. Кроме того, необходимо отметить соблюдение принципа инклюзии, который реализуется с помощью продаж клиентами газеты «На дне».
Вместе с тем, можно отметить некоторые недостатки. Главный упор работы необходимо делать не на снабжении бездомных горячей едой и обогревом, что может вызывать иждивенчество за счет организации, а на попытках вывести большее количество бездомных из этого состояния.
Кроме того, как говорилось выше, одно из подразделений «Ночлежки» реабилитационный центр «Дом на полдороге» для бездомных алкоголиков. Особенность этого подразделения в том, что лица бомж посещают там занятия и получают лечение — добровольно. Но ведь, как правило, большинство больных алкоголизмом не считают себя таковыми. А у многих, особенно у лиц бомж, алкоголизм уже далеко не первой стадии. И начинать работу с таким клиентом необходимо именно с лечения. И как предлагает наша модель, лечение должно быть принудительным. Иначе вероятность успешности всех дальнейших действий по реабилитации бездомного очень мала. Это обусловливает необходимость внесения в законодательство РФ соответствующих корректив.
Позитивный опыт Санкт-Петербурга, к сожалению, на сегодняшний день является исключением. Если проанализировать практику других регионов, то ситуация с решением проблем лиц без определенного места жительства выглядит не так позитивно. Особенно это ярко выражено в малых муниципальных образованиях, где лиц без определенного места жительствадостаточно много, а мер, применяемых для решения проблемы бездомности недостаточно. Единственным социальным учреждением в Татарстане, в сферу деятельности которого входит социальное обслуживание лиц без определенного места жительства, является ГАУСО ЦСА «Милосердие».
Непосредственно бездомными в структуре данного учреждения занимается отделение срочного социального обслуживания. Специалистами отделения срочного социального обслуживания населения осуществляется постановка на учет лиц без определенного места жительства, о которых поступают сведения. На каждого клиента заводится персональная карта учета, в которой содержится вся необходимая информация о бездомном.
Как правило, работа с бездомным начинается с восстановления документов, так как у подавляющего числа клиентов их нет, специалист по социальной работе сопровождает клиента в паспортный стол. После того, как паспорт получен, специалист занимается восстановлением других первостепенных документов: страхового полиса и СНИЛС. Если лицо бомж имеет какие- либо хронические заболевания, при которых ему полагается назначение группы инвалидности, то после получения документов, специалисты отделения сопровождают клиента в медицинское учреждение, где он проходит необходимых врачей и комиссию.
Как правило, клиентами являются лица, достигшие пенсионного возраста, либо имеющие право на социальную пенсию. В этом случае специалист по социальной работе снова встречается с клиентом и сопровождает его в Пенсионный фонд для подготовки документов и заявлений на получение пенсии.
Одним из видов социальных технологий, носящих разовый характер применительно к лицам бомж, является выдача один раз в неделю бесплатного горячего питания всем нуждающимся лицам без определенного места жительства.
Характеризуя ситуацию с бездомностью и работу комплексного центра по обслуживанию лиц без определенного места жительства, нельзя не сказать о тех недостатках, которые присутствуют в работе учреждения. В отличие от санкт-петербургского опыта, практически ни один из разработанных принципов социальной работы с лицами без определенного места жительства не реализуется в Казани.
Во-первых, это отсутствие комплексного подхода к решению проблемы бездомных. Вышеперечисленные мероприятия носят разрозненный, разовый характер. Отсутствие позитивной стимуляции развивает у лиц бомж паразитическую позицию по отношению к социальной помощи.
Во-вторых, в Казани нет стационарного учреждения по обслуживанию лиц бомж, что значительно затрудняет процесс работы с клиентом. Бездомные не могут быть все время на виду у социальных работников, они не отрываются от своего социального окружения, что не позволяет им разорвать порочный круг его пагубного деструктивного воздействия на личность.
В-третьих, отсутствуют элементарные пункты санитарной обработки, где бы лица без определенного места жительства при желании могли бы привести себя и свою одежду в порядок.
В-четвертых, главной причиной, которая ставит всю эффективность работы под угрозу, является алкоголизм клиентов, а учреждение в свою очередь, не предпринимает никаких попыток для устранения этой пагубной привычки у подопечных. В связи с чем, многие мероприятия, главным образом, восстановление документов, являются неэффективными, так как через определенный период, находясь в состоянии алкогольного опьянения, клиент снова теряет их, и работа социального работника начинается с начала. В-пятых, в комплексном центре среди мероприятий, осуществляемых с лицами без определенного места жительства, отсутствуют мероприятия, психологической направленности, несмотря на то, что они играют огромную роль в восстановлении личности клиента, помощи в обретении им смысла жизни. И, наконец, работу проводимую, с лицами без определенного места жительства, нельзя назвать полной, так как, как правило, она ограничивается помощью в восстановлении документов, за исключением тех случаев, когда клиента необходимо поместить в учреждение стационарный. В процессе социальной реабилитации лиц без определенного места жительства имеют место
- Отсутствует четкий межведомственный регламент взаимодействия при восстановлении документов лицам без определенного места жительства.
Службы ПВС до 3 месяцев проверяют документы, собранные для оформления паспорта. Если утерян паспорт старого образца, то необходимо подтвердить гражданство лица без определенного места жительства, установить документально при свидетелях в судебном порядке, что 6 февраля 1992 года он находился на территории Российской Федерации. При этом, при сборе документов на восстановление паспорта граждан других регионов ответы на запросы из ЖЭУ, ПВС идут до 3 месяцев.
Лицам без определенного места жительства не могут оформить статус безработного без ИНН, а ИНН выдается налоговыми службами только по месту жительства, а не временной регистрации. В результате без статуса безработного органы занятости не оказывают содействие в трудоустройстве.
— В последнее время, ввиду неурегулированности вопросов оказания медицинской помощи и обязательного медицинского страхования лиц без определенного места жительства, участились случаи вывоза лиц без определенного места жительства из медицинских учреждений и оставление на улицах города.
При этом, данные граждане нуждаются, прежде всего, в медицинском лечении и не могут быть приняты в Центр адаптации лиц без определенного места жительства.
— В действующем законодательстве отсутствуют механизмы, направленные на ликвидацию социального иждивенчества со стороны лиц без определенного места жительства, механизмы принятия принудительных мер по отношению к лицам без определенного места жительства в случае отказа от добровольного участия в процессе реабилитации. Существующими нормативными правовыми документами не предусмотрено активное участие самого лица без определенного места жительства в преодолении ситуации дезадаптации.
В связи с чем, Министерством социальной защиты Республики Татарстан совместно с Центром экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах социальной адаптации лиц без определенного места жительства», направленный на устранение существующих пробелов в законодательстве и придание четкости межведомственному взаимодействию.
Основными задачами муниципальных образований в рамках установленных полномочий (органы внутренних дел, образования, здравоохранения, труда и занятости, ЗАГС, общественные организации) по вопросу профилактики и социальной адаптации лиц без определенного места жительства являются:
- Организация регистрации и создание банка данных, который даст возможность компетентным органам решать проблемы расселения, занятости, медицинского обслуживания, обучения лиц без определенного места жительства и т.д.
— В целях решения проблемы обеспечения жильем лиц без определенного места жительства, выделение помещений, предоставление социальных коек, социальных квартир по договорам социального найма и другого временного жилья лицам без определенного места жительства в рамках муниципального жилищного фонда (по опыту Эстонии, Дании, Швеции).
- Выделение средств на проведение санитарной обработки и дезинфекции мест временного нахождения лиц без определенного места жительства, а также выделение средств на оказание первичной медицинской помощи, указанной категории граждан.
- Выявление туберкулезной инфекции у социально-дезадаптированных групп населения, лиц без определенного места жительства, их изоляция и принудительное направление на лечение.
- Выявление и направление для социальной адаптации в учреждения социального обслуживания.
- Создание муниципального или негосударственного сектора по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.
- Определение объема и вида общественных работ, их финансирование за счет муниципального бюджета.
- Привлечение предпринимателей к содействию в трудоустройстве лиц без определенного места жительства и созданию производств с использованием труда лиц без определенного места жительства и занятий в целях пресечения иждивенчества.
В целях повышения эффективности деятельности по отношению к лицам без определенного места жительства рекомендовано на муниципальном уровне принять территориальные программы по профилактике бродяжничества как асоциального явления, в которых должны быть определены четкие мероприятия и источники их финансирования (местный бюджет, привлеченные средства).
Следует отметить, что в настоящее время на федеральном уровне готовится проект доклада Президенту Российской Федерации В.В.Путину по вопросу правового регулирования отношений в сфере профилактики бродяжничества.
Проектом предусматривается разработка в 2015 году федерального закона по регулированию правовых отношений в сфере профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.
Таким образом, учитывая, что вопросы профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в настоящее время не регламентированы федеральным законодательством, а необходимость их системного решения определена реалиями времени, предложено до разработки федерального законодательства принять подготовленный проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по данному вопросу и соответствующие документы на муниципальном уровне. ого типа (интернаты).
Таким образом, данные мероприятия с условием соблюдения принципов работы с лицами без определенного места жительства позволяют эффективно решать проблему бездомности.
Учитывая вышеперечисленные результаты исследования и достоинства и недостатки, выявленные в результате сравнительного анализа технологий социальной работы с лицами без определенного места жительства в мегаполисе и провинциальном городе, можно предложить следующие рекомендации по усовершенствованию системы применения технологий социальной работы с бездомными:
- Для эффективного соблюдения принципа всенационального масштаба:
- законодательно определить возможность принудительного лечения лиц без определенного места жительства от алкоголизма;
- создание четкой структуры специализированных учреждений социальной помощи во всех населенных пунктах, соответствующего масштаба;
— предварительно оценив потребность в них, открыть в городах бесплатные дезинфекционные станции (санпропускники), а также дневные центры, где бездомный мог бы принять душ, постирать, высушить или заменить одежду, поесть, получить информацию об услугах для бездомных. В небольших городах достаточно одного такого дневного центра. Центры для повышения эффективности своей работы должны вести учет клиентов.
развивать практику социальных гостиниц — это один из эффективных вариантов решения жилищной проблемы людей, уже оказавшихся в состоянии бездомности. При этом важно создать систему «категорий»: чем лучше жилищные условия, тем больше необходимо платить за проживание. Это способствует запуску мотивации к самостоятельному поиску выхода из сложной ситуации, в том числе с помощью трудоустройства.
- Для соблюдения принципа комплексности:
при оказании помощи исходить из того, что она должна носить комплексный характер. Для бездомных людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, крайне важно социальное сопровождение.
активнее проводить работу по содействию в трудоустройстве лиц без определенного места жительства, используя при этом взаимодействие различных органов: центров занятости, КОСов, органов МВД.
- Для соблюдения принципа инклюзии:
проводить тренинги для сотрудников государственных и муниципальных учреждений с целью повышения толерантности, предоставления объективных знаний о бездомности и бездомных.
повышать уровень правовой грамотности населения. Развивать систему бесплатных юридических консультаций, осуществлять юридическое сопровождение граждан без регистрации по месту жительства.
включать в программу работы с лицами без определенного места жительства мероприятия инновационного характера: волонтерская работа, работа в храмах и т.д.
- Для соблюдения принципа профилактики:
- обеспечивать присутствие на судебных процессах по выселению или принудительной продаже жилья людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом, специалистов из соответствующих служб (по работе с бездомными, с людьми, страдающими алкоголизмом);
- дать возможность бездомным родителям контактировать со своими детьми в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. Контакты с детьми мотивируют человека на то, чтобы выйти из состояния бездомности и начать самостоятельную жизнь (совместно с ребенком).
Понятно, что в такой ситуации не должны нарушаться интересы ребенка, которые представляет учреждение;
— разработать программы, предусматривающие совместное временное пребывание семейных пар и родителей с детьми. Это в большей степени относится к семьям из групп риска, семьям, недавно ставшим бездомными. Ограничение на совместное пребывание должно вводиться только при возникновении реальной угрозы здоровью ребенка, а не быть основной (единственной) практикой.
1. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. — 2014. — №2. [Электронный ресурс]. URL: http://amisod.ru/index.php/index.php?option=com_content&view=article&id=32:amisod-2011-2-4&catid=14:amisod-2-17-2011
2. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. — 2014. — №2. — С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.
- Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. — 2013. — №12. — С.29-32.
- Курбатов В.И.
Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2013. — 260 с.
- Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие /А.И. Лященко. — М Аспект-Пресс, 2013. — 233 с.
- Медведева, Г.П.
Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 208 с.
- Международные акты о правах человека: Сборник документов /Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. — 944 с.
- Менеджмент социальной работы.
— М., 2013. — 260 с.
- Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. — М.: NOTA BENE, 2009. — 223 с.
- Павленок П.Д.
Введению в профессию «социальная работа». — М., 2013. — 340 с.
- Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений /Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова — М: ВЛАДОС, 2010. — 157 с.
- Рынок труда: Учебник /Под ред.
В.С. Буланова, Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2010. — 448 с.
- Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изд-во «Экзамен», 2012. — 736с.
- Социология: Учебник для студентов вузов /Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко и др.; Под ред.
Ю.Г.Волкова. — М.: Гардарики, 2013. — 510 с.
- Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М., 2014. — 360 с.
- Теория и методология социальной работы /Под ред.
С.И. Григорьева. — М., 2014. — 280 с.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — М., 2013. — 340 с.
- Тетерский С.В.
Введение в социальную работу. — М. 2013. — 260 с.
- Технологиии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» /Т.В. Шеляг, П.Д. Павленюк, В.Ц. Худовердян и др.;
- Под. Общ. Ред. Е.И. Холостовой — М: ИНФРА — М, 2013. — 400 с.
- Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 256 с.
- Фирсов, М.В.
Теория социальной работы: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 347 с.
- Холостова, Е.И. Социальная политика: Учебное пособие /Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 202 с.
- Холостова, Е.И.
Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. — М.: Наука, 2014. — 235 с.
- Черток В.М., Золотарева Г.К. Медико-социальные основы здоровья. — Ч. 2. Раздел «анатомно-физиологические особенности»: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. — 72 с.
- Официальный сайт ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» Режим доступа: