Социальное обслуживание населения

Дипломная работа

Организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации придаётся с каждым годом всё большее значение. Социальная политика по отношению к гражданам, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития.

Выделение в общей структуре социальной политики особого направления – социального обслуживания, касающегося благосостояния и здоровья граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом.

В настоящее время меры по совершенствованию социального обслуживания граждан находятся в числе приоритетных направлений государственной социальной политики. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в рамках которого социальное обслуживание может получить любой нуждающийся гражданин наше страны, а не только граждане пожилого возраста и инвалиды.

Роль социального обслуживания в осуществлении социальной политики определяется спецификой субъекта социального управления. Социальное обслуживание различных категорий населения является составной частью современной социальной политики, новым направлением социальной защиты населения. Современная система социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска, включает широкий спектр технологий и методов.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Реализация большинства программ социальной политики происходит через учреждения системы социальной защиты населения. Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Принципы социального обслуживания граждан заложены в законах о социальном обслуживании. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организации социального обслуживания населения направлены на создание условий эффективного и качественного решения социальных задач, являющегося основой принятия стратегических и тактических решений на всех уровнях.

4 стр., 1529 слов

Развитие бытового обслуживания населения РБ

... организаций бытового обслуживания населения и индивидуальных предпринимателей; мониторинг бытовых услуг. Развитию бытовых услуг будет способствовать разработка комплексных программ развития бытового обслуживания населения в областях, ... Важной задачей является легализация деятельности граждан, оказывающих бытовые услуги, но не зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей, для ...

Актуальность

В современном Российском государстве в сфере социального обслуживания населения, приоритетом становится повышение качества предоставляемых социальных услуг, которые определяются не возможностями социальных служб, а индивидуальными потребностями граждан, поэтому конструирование социального обслуживания в современных условиях с учетом индивидуальных потребностей, улучшение качества предоставляемых услуг приобрело особую актуальность.

Целью дипломной работы является изучение организации работы комплексных центров социального обслуживания населения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую работу учреждений социального обслуживания населения в РФ
  2. Раскрыть понятия и принципы, виды и формы социального обслуживания в РФ,
  3. Проанализировать деятельность Краевого государственного бюджетного учреждения «Чумиканский комплексный центр социального обслуживания населения»
  4. Выявить проблемы работы учреждений социального обслуживания населения в Хабаровском крае, и предложить пути их решения.

1 Социальное обслуживание населения как часть социальной политики Российской Федерации

1.1 Нормативно-правовое регулирование работы учреждений социального обслуживания населения в РФ

Работа учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации регулируется законодательством РФ, в том числе законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Совокупность всех правовых актов, содержащих нормы о социальном обслуживании населения, свидетельствует о его существовании как самостоятельного правового института социального обеспечения.

Конституцией Российской Федерации установлено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важнейшим условием для реализации закрепленных в Конституции прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости. Государство оказывает социальную помощь несовершеннолетним детям и гражданам, находящимися в трудной жизненной ситуации, а так же гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для региона в котором они проживают.

Социальное обслуживание осуществляется государственными социальными службами в виде материальной помощи, социального обслуживания на дому или в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, оказания реабилитационных и консультативных услуг. Государство осуществляет и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и другие.

8 стр., 3838 слов

Социальное обслуживание

... работе с клиентами важно учитывать индивидуальность каждого случая и применять принципы социального обслуживания. Что бы представить целостную картину практики социального обслуживания, разберем ее на примере социального обслуживания пожилых людей. ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ...

Особое значение для правового регулирования отношений социального обслуживания имеют конституционные положения о том, что социальная защита граждан, включая социальное обеспечение и обслуживание, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, уполномоченного федерального органа исполнительной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;

6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;

7) федеральный государственный контроль в сфере социального обслуживания;

9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания относятся:

1) правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации;

2) определение уполномоченного органа субъекта РФ, а также при необходимости уполномоченной организации;

3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;

4) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Минтруд России разработал «дорожную карту» повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения. «Дорожная карта» представляет собой документ, отражающий стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения на период с 2013 по 2018 годы.

Основными целями «дорожной карты» являются:

  • совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;
  • оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
  • развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
  • предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг. Один из механизмов достижения целей — это повышение уровня оплаты труда работников социальной сферы в увязке с переходом на «эффективный контракт».

Под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:

13 стр., 6266 слов

Технологии управления социальной защиты населения в области поддержки ...

... Глава 1. Технологии социальной работы с молодой семьей. §1.1. Молодая семья как объект социальной работы. В нашей стране уделяется огромное внимание семье. Современные брачно- ... социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок – таковы социальные проблемы современной семьи . Молодая семья как коллективный клиент социальной работы ...

  • наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
  • подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Введение «эффективного контракта» должно способствовать наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот.

«Дорожная карта» содержит перечень стратегических мероприятий, реализация которых к 2018 году позволит достичь максимального удовлетворения потребности граждан в предоставлении социальных услуг в сфере социального обслуживания, роста профессионального уровня социальных работников и престижа данной профессии. Специальный раздел «дорожной карты» посвящен вопросам сохранения кадрового потенциала, повышения привлекательности профессии социальных работников, совершенствования оплаты их труда.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений «дорожной карты» разработаны и утверждены региональные «дорожные карты» на 2013-2018 годы. Выполнение которых положительно повлияло на качество предоставления гражданам социальных услуг.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определят государственную политику в области социальной защиты населения, и закрепляет гарантированную систему мер социального обслуживания инвалидов, условия для преодоления, замещения ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

3 стр., 1285 слов

Трансграничное загрязнение, как фактор ухудшения социальной защиты населения

... противопожарной, противорадиационной, противохимической и противобактериологической защите. Заключение Защита населения и территорий РФ от трансграничных загрязнений проводится в соответствии с единой государственной политикой ... Деловой двор, 2010. — 600 с. И. Я. Василенко Розенко П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности // Правительственный курьер. — 2009. — № 17. — с. ...

В 2012 году Россия приняла на себя обязательства Конвенции ООН о правах инвалидов, которая направлена на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав. Ратификация Конвенции создает дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов, а также служит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» предусмотрено создание и введение в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

Основной задачей информационной системы, введенной в эксплуатацию в январе 2018 года, является аккумулирование в одном источнике информации о мерах социальной защиты, социальных услугах и иных социальных гарантиях, предоставляемых гражданам за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что позволит повысить качество предоставления указанных мер поддержки и социальных услуг населению, а также обеспечить возможность проведения финансового планирования и контроля за расходованием финансовых средств в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», целью которой является создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки и повышения доступности социального обслуживания населения.

К задачам Программы относится:

  • выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
  • обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
  • создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
  • повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

«Модернизация и развитие социального обслуживания населения» является подпрограммой государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на период с 2014 по 2019 год.

Ожидаемым результатом является увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения к 2020 году до 99,8 процента.

В законодательство, регулирующее вопросы социального обслуживания населения, внесены существенные изменения, которые в итоге привели к большим преобразованиям в социальной сфере.

33 стр., 16131 слов

Анализ деятельности центров социальной адаптации для лиц без ...

... эффективности функционирования модели. Основной технологией социальной работы с лицами без определенного места жительства является социальная адаптация. В рамках данного направления социальная работа с лицами без определенного места жительства должна включать социальная диагностика (процесс исследования бездомности ...

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 декабря 2013 г. № 792 утвержден Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться работникам органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания всех форм собственности.

Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания для повышения эффективности выполнения ими своей профессиональной деятельности, обеспечение единых норм поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, а также содействие укреплению авторитета работника органа управления социальной защиты населения и работника учреждения социального обслуживания, повышению доверия граждан к органам управления социальной защиты населения и учреждениям социального обслуживания.

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено введение профессионального стандарта социального работника, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Реализация нового законодательства невозможна без повышения квалификации и изменения методологии работы сотрудников учреждений социального обслуживания населения. Необходимо поменять технологии и подходы, которые складывались десятилетиями. Необходимо соблюдать самое важное определение в законодательстве – это индивидуальный подход к определению нуждаемости каждого человека. В законе установлена система, которая предусматривает комплексный подход к потребностям отдельно взятого человека и населения в целом. Это профилактика сложных жизненных ситуаций, непосредственное предоставление социальных услуг и мероприятия по социальному сопровождению, содействие человеку в получении необходимой ему помощи.

Особое внимание следует уделить вопросу внедрения сопровождаемого проживания, стационарозамещающей технологии социального обслуживания. Под сопровождаемым проживанием понимается совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях с целью выработки у них навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в жизни.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

1.2. Понятия и принципы социального обслуживания в РФ

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание граждан является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщенном виде социальное обслуживание как вид социального обеспечения можно сформулировать как комплекс разнообразных социальных услуг, предоставляемых престарелым, инвалидам и иным категориям граждан и их семьям бесплатно, платно или за частичную оплату за счет ассигнований из государственного бюджета, а также средств обязательного социального страхованиях в установленных законом случаях.

11 стр., 5298 слов

Технология социальной работы с лицами без определенного места ...

... Изучить опыт социальной работы с лицами без определенного места жительства. Определить пути совершенствования технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства. Объектом исследования курсовой работы являются лица без определенного места жительства. Предметом - содержание социальной работы с лицами без ...

В основу определения социального обслуживания заложено функционирование двух основных организационно-правовых форм социального обеспечения – обязательного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета.

Как вид социального обеспечения социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и проведению социальной адаптации и реабилитации вышеуказанных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Главное предназначение социального обслуживания заключается в удовлетворении потребностей инвалидов, пожилых и иных категорий граждан в социальных услугах.

На соблюдении определенных основополагающих принципов должно основываться проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации. Принципами в этом случае являются выработанные практикой, которые закреплены или отражены в особых нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми осуществляется деятельность разных субъектов в рамках их компетенции по социальному обслуживанию граждан.

Сфере общественных отношений в области социального обслуживания населения присущи следующие законодательно установленные основополагающие принципы: предоставление государственных гарантий по социальному обслуживанию; обеспечение гражданам равных возможностей на получение социального обслуживания; адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритет предоставления социальных услуг несовершеннолетним и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Принцип предоставления государственных гарантий по социальному обслуживанию следует понимать двояко: в юридическом и экономическом смысле. С одной стороны, гарантии должны быть обеспечены правовыми средствами – всеми нормативно-правовыми нормами независимо от его уровня (федерального, регионального, муниципального); с другой – органы государственной власти по всей ее вертикали не должны каким либо образом умалять права граждан на социальное обслуживание, ссылаясь на недостаточность или отсутствие финансовых возможностей. Без реального воплощения в жизнь данного принципа все другие принципы не будут иметь особого значения для лиц, нуждающихся в социальных услугах.

Принцип обеспечения гражданам равных возможностей на получение социального обслуживания свидетельствует, что социальные услуги гражданину предоставляются независимо от места его пребывания. Не должны быть труднодоступными социальные услуги для лиц, проживающих в отдаленных местностях страны, а также равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.

20 стр., 9987 слов

Межведомственное взаимодействие по обеспечению доступной среды ...

... разработке рекомендаций по созданию доступной среды жизнедеятельности в зданиях жилого и общественного назначения. Таким образом, можно выделить, что переход к восприятию социальной модели инвалидности ... в объект его заботы и попечения. Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости ...

Адресность как принцип означает конкретную направленность социальных услуг на определенную категорию граждан. Социальные услуги изначально носят адресный характер, они ориентированы на тех граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Широкий перечень социальных услуг и учреждений, их оказывающих, позволяет предоставить конкретному гражданину ту совокупность услуг, которая позволит наиболее эффективно содействовать выходу из ситуации, нарушающей его жизнедеятельность. Региональным законодательством может быть предусмотрена приоритетность предоставления социальных услуг определенной категории лиц во внеочередном или первоочередном порядке:

  • инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;
  • гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;
  • гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; — иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Воплощение принципа доступности в реальной жизни предполагает, что каждый гражданин, нуждающийся в государственных социальных услугах, вправе обратиться в соответствующие органы или организации социального обслуживания и рассчитывать на оказание ему квалифицированной социальной помощи. Услуги должны быть максимально приближены к клиенту территориально и представлять различный спектр услуг с учетом доходов и физических возможностей получателя социальных услуг.

Добровольность – это принцип, который свидетельствует, что никто не вправе принудить человека прибегнуть к социальному обслуживанию со стороны Российской Федерации в лице соответствующих социальных учреждений. Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

  • самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  • согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами.

Решение вопроса о принудительном помещении определенных категорий граждан отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Принцип гуманности вытекает из конституционного принципа, который на практике должен свидетельствовать о необходимости повседневного сострадания к лицам, нуждающимся в социальной помощи.

12 стр., 5501 слов

Социальная адаптация

... курсовой работы: 1) Изучить социальную адаптацию как технологию социальной работы; 2) Определить общие основания и принципы социальной адаптации неполных семей; 3) Охарактеризовать структурно-функциональную характеристику ГБУ АО «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания «Доброта»; 4) Провести анализ социальной адаптации ...

Приоритетность принципа предоставления социальных услуг несовершеннолетним, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации, означает, что в сравнении со взрослыми эта группа является наиболее уязвимой категорией населения и должна находиться под особым вниманием государства.

Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения сотрудниками социальных учреждений каких-либо сведений о лицах, находящихся в данных социальных учреждениях, и услугах, им оказываемых.

Профилактическая направленность, как принцип, свидетельствует об обязательности социальных служб организации и проведения мероприятий, направленных на предотвращение асоциальных явлений среди граждан. Конкретизация таких мер может проявляться в разнообразных формах – профилактике заболеваний и охране здоровья населения, предупреждении безнадзорности несовершеннолетних и прочих.

Социальное обслуживание населения осуществляется предприятиями и учреждениями различных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание населения на территории Российской Федерации осуществляют следующие учреждения и предприятия:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей).

Малообеспеченность является одним из основных показателей для обращения в учреждение социального обслуживания населения. Малообеспеченными считаются граждане чей доход не превышает прожиточного минимума установленного для территории на которой они проживают. Для граждан, нуждающихся в социальной поддержке, центры социального обслуживания зачастую оказываются последней инстанцией дающей надежду на улучшение их социального статуса. Поэтому вопросы по совершенствованию социальной работы комплексными центрами социального обслуживания, анализ расходов на социальное обеспечение, являются весьма актуальными.

В соответствии ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщиком социальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Принцип приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг социального обслуживания граждан выражается в следующем:

  • в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;
  • в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;
  • в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;
  • в возможности получения определенными категориями граждан бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;
  • в возможности получения социального обслуживания как на дому, так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания.

Социальное обслуживание населения также осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности — сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности различными субъектами РФ по социальному обслуживанию населения в соответствии с рассмотренными принципами, с одной стороны, обеспечит реализацию прав граждан, нуждающихся в помощи на достойное существование, а с другой — послужит укреплению мнения международного сообщества о Российской Федерации как стране с социально ориентированной внутренней политикой.

1.3 Формы и виды социального обслуживания населения в РФ

Социальное обслуживание осуществляется в специально созданных для этих целей специализированных учреждениях, которые составляют систему социальных служб.

Законодательно закреплено, что государственная система социальных служб это система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание в России может осуществляться также организациями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

В отраслевом федеральном законодательстве формы социального обслуживания закрепляются и именуются по-разному: стационарное и полустационарное социальное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания и т. п.

С целью выработки единого подхода к наименованиям учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Минтруда России рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации социальных учреждений использовать Номенклатуру учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, привести в соответствие с нею наименования действующих учреждений по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.

В зависимости от специализации и категории граждан учреждения социального обслуживания граждан могут включать в себя:

  • стационарные учреждения, в том числе отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов для престарелых и инвалидов; дом-интернат для ветеранов войны и труда; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста; дом-интернат милосердия; геронтологический центр; геронтопсихиатрический центр; дом-интернат малой вместимости; социально-оздоровительный центр;
  • учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающих услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования;
  • учреждения полустационарного социального обслуживания социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов; центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому: центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; специализированное отделение социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
  • учреждения срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – службы срочного социального обслуживания;
  • учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь -консультативный центр.

К комплексным учреждениям социального обслуживания относятся:

  • центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • центр социального обслуживания населения; социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства;
  • центры помощи семье с детьми.

К иным учреждениям, в том числе отделениям, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организациям, находящимся при них, можно отнести социальную столовую, отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан, лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и другие.

В систему социального обслуживания населения входят:

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания.

Усиление асоциальных явлений в жизни общества породило необходимость создания временных приютов для разных категорий граждан. В настоящее время временный приют специализированным учреждением социального обслуживания предоставляется следующим категориям граждан:

  • детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей;
  • безнадзорным несовершеннолетним;
  • детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
  • гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  • другим гражданам, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется в учреждениях социальной защиты населения – в домах для ветеранов, домах для пожилых, домах для инвалидов. В них содержатся граждане пожилого возраста, инвалиды, которые частично или полностью, временно или постоянно утратили способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждаются в постоянном уходе и присмотре. В таких стационарных учреждениях социальной защиты населения предоставляется полный комплекс социальных услуг и обслуживания, необходимых для названных категорий лиц.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, обладают теми же правами, что и другие граждане. Так, они вправе в любое время оставить стационарное учреждение, отказаться от его услуг, если это позволяет сделать состояние здоровья; могут распоряжаться своим имуществом, совершать соответствующие сделки. Наряду с правами они имеют и обязанности, например должны соблюдать установленные правила проживания. Нарушители этих правил могут быть в судебном порядке, принятом на основании представления администрации учреждения, переведены в стационарное учреждение социального обслуживания специального типа.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания добровольное, как и пребывание в нем. Граждане, которые не имеют ухода и поддержки со стороны родственников и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, помещаются в стационарное учреждение социального обслуживания без их согласия. Если лицо признано недееспособным, то оно может быть помещено в такие учреждения без согласия его законного представителя.

Учреждения социального обслуживания предоставляют различные виды услуг гражданам с учетом их возраста, состояния здоровья, окружающей обстановки.

Социальные услуги гражданам в зависимости от их назначения подразделяются на следующие основные виды:

  • социально-бытовые,
  • социально-медицинские,
  • социально-психологические,
  • социально-педагогические
  • социально-экономические услуги.

Социально-бытовые услуги направлены на поддержание жизнедеятельности граждан в быту. Их перечень разнообразен: содействие населению в получении им льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении; предоставление в пользование мебели согласно нормативам; приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания; предоставление мягкого инвентаря согласно нормативам; оказание социально-бытовых услуг индивидуального гигиенического характера в стационарных учреждениях неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, оказание помощи в написании и прочтении писем; предоставление транспорта при необходимости их транспортировки в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом; организация ритуальных услуг; покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; содействие в приготовлении пищи; иные социальные бытовые услуги.

Социально-медицинские услуги направлены на поддержание и улучшение здоровья граждан. К ним относится: обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; оказание первичной медико-санитарной помощи; содействие в организации прохождения диспансеризации; госпитализация в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение; содействие в получении бесплатной зубопротезной, протезно-ортопедической и слухопротезной помощи; обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации; организация квалифицированного медицинского консультирования; помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации; проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки; организация медико-социального обследования; оказание первой доврачебной помощи; проведение процедур, связанных со здоровьем; оказание помощи в выполнении физических упражнений; организация лечебно-оздоровительных мероприятий; организация лечебно-трудовой деятельности; консультирование по социально-медицинским вопросам; проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации; организация экстренной медико-психологической помощи; формирование и организация работы групп здоровья по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан; иные социально-медицинские услуги.

Социально-психологические услуги, оказываемые с целью коррекции психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания, включают в себя: социально-психологическое и психологическое консультирование; психологическую диагностику и обследование личности; психологическую коррекцию; психотерапевтическую помощь; социально-психологический патронаж; психологические тренинги; проведение занятий в группах взаимной поддержки, клубах общения; экстренную психологическую и медико-психологическую помощь; иную психологическая помощь.

Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, представляют собой: социально-педагогическое консультирование; социально-педагогическую диагностику и обследование личности; педагогическую коррекцию; анимационные услуги; социально-педагогический патронаж; обучение инвалидов пользоваться техническими средствами реабилитации; профессиональную реабилитацию инвалидов, их профессиональное консультирование; содействие в получении образования и профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями; содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов; обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно; организацию профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков; содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции; обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности; обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях; организацию обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе; организацию обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов; услуги по переводу на язык жестов; иные социально-педагогические услуги.

К социально-экономическим услугам, направленным на поддержание и улучшение жизненного уровня населения, относятся: содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с российским законодательством; оказание материальной помощи; компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций; обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам; содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками; содействие в трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной или сезонной работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому; консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, иные социально-экономические услуги.

Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса граждан, оказание юридической помощи, а также защиту законных прав и интересов, представляют собой консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан; помощь в оформлении документов; оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением; оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат; обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов; содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством; содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение; содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами; содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, определении на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания, на усыновлении, опеки; оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав; содействие в получении страхового медицинского полиса; консультирование по социально-правовым вопросам; оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение; получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат; оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание; оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.

Вышеуказанные социальные услуги предоставляются гражданам в стационарных учреждениях или отделениях учреждений, в полустационарных учреждениях — отделениях дневного и ночного пребывания учреждений; в нестационарных учреждениях в том числе отделениях; на дому; в комплексных учреждениях; иных учреждениях, в том числе гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Социальная политика государства на сегодняшний день направлена на совершенствование системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

Законодательство закрепляет индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом индивидуальной потребности в социальных услугах гражданину составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.


1