Одной из актуальных задач педагогики была и остается проблема активизации познавательной деятельности обучающихся, повышение интереса, мотивации и самостоятельности к овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллект и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Одной из технологий, позволяющей стать обучающемуся эффективным субъектом процесса обучения и плодотворно развивать самостоятельность и коммуникативные умения, является технология коллективного взаимодействия, или коллективный способ обучения (КСО).
Проблемы воспитания и обучения детей в коллективе и посредством коллективного взаимодействия всегда стояли в центре психолого-педагогических исследований. Вопросы коллективного взаимодействия детей раскрываются в работах таких авторов, как А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Цукерман и мн.др. Все исследователи сходятся во мнении, что работу в рамках технологии коллективного взаимодействия необходимо начинать еще в начальной школе, так как так как коллективное взаимодействие и коммуникативные действия обеспечивают социальную и коммуникативную компетентность младшего школьника.
Цель курсовой работы — изучить особенности и возможности технологии коллективного взаимодействия в начальной школе.
Объект исследования — педагогические технологии.
Предмет исследования — технологии коллективного взаимодействия.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить понятия «технология коллективного взаимодействия».
2. Рассмотреть особенности методики организации коллективных форм взаимодействия.
3. Выявить особенности организации технологии коллективного взаимодействия детей в начальной школе.
4. Разработать рекомендации для педагогов по моделированию коллективного взаимодействия младших школьников.
В структурном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы технологии коллективного взаимодействия
1.1. Понятие «технология коллективного взаимодействия» в современной педагогической литературе
Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г. Ривиным, его учениками и последователями В. В. Архиповой, В. К. Дьяченко, А. С. Соколовым и др.
«Адаптивная система обучения»
... поиск, ориентируясь на возможности адаптивной системы обучения. Это и индивидуализация обучения в условиях формирования коллектива, это и адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся, и использование ... подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, учитель в традиционной системе дает учащимся ...
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что учитель в основном обучал старших учеников. Лучшие из старших учеников — мониторы — получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белланкастерская система не получила широкого распространения [5, С.52].
Проблемы коллективного воспитания и обучения всегда стояли в центре многих психолого-педагогических исследований, опирающихся на широкую философско-методологическую базу (АА. Брудный, Л.П. Буева, В.Г. Иванов, Н.И. Лапин, А.Д. Шиханцов и др.).
Вопросы коллективного общения индивидов, и в частности детей, раскрываются в работах таких психологов, как А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Уманский, Г.А. Цукерман. Изучением педагогических проблем взаимоотношений в детском коллективе занимались отечественные педагоги П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, Н.И. Пирогов, Н.П. Сорока-Россинский, С.Т. Шацкий. В дальнейшем их идеи развивали М.Д. Виноградова, О.С. Газман, Н.С. Дежникова, М.Зенов, А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Сенкевич, В.А. Сухомлинский.
Коллективизм как основной принцип воспитания провозглашается в коммунарских методиках и системе коллективных творческих дел И.П. Иванова, которые, в свою очередь, легли в основу творчества известных педагогов-исследователей В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина [5, С.52].
Теоретические и методологические основы технологии коллективного способа обучения (КСО) изложены в исследованиях А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, М. . Мкртчяна. Системный анализ технологии КСО предпринят Г.К. Селевко.
Александр Григорьевич Ривин и Виталий Кузьмич Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
Методики Ривина имеют различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, коллективный способ обучения (КСО), работа учащихся в парах сменного состава. Любая технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. Основным ведущим фактором развития, на который опирается технология коллективного обучения, является социогенный фактор, который представляет личность как «tabularasa», с латинского «чистая доска». Так философы называют незапрограммированное сознание, на которое записывается социальный опыт человека, результаты обучения.
Коллективная творческая деятельность
... коллективных дел. В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности ... процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, ... Трудовые дела. Цель трудовых КТД - обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, ... деятельности. Это могут быть стихи, буклеты, картины, реферат
В основе технологии коллективного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения, которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей — ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации — своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности.
На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения. Кратко смысл ассоциативно-рефлекторной теории можно выразить следующими положениями [5, С.53]:
- Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека — есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных;
- Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е.
процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: восприятие учебного материала; его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности;
- Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач;
- Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий: формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
- подачи учебного материала в определенной последовательности;
- демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
- применения знаний в учебных и служебных целях и т.п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
- Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые, зрительные, двигательные и др.
- Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: выделять главное; применять подчеркивание; использовать цвет; предлагать обратить особое внимание и т.
д.
- Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным;
- логически взаимосвязанным;
- правильно понятым;
- актуализированным.
- В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо: составление конспекта изученного;
- повторение;
- рассказ;
- объяснение;
- показ усвоенного товарищу;
- применение полученных знаний в практической деятельности. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике [4, С.67].
Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.
«Технология коллективного обучения»
... деятельности учащихся. Происходит смена образовательной парадигмы. Одной из таких форм является коллективная. Коллективный способ обучения (КСО) использует достижения психологии, педагогики и методики. При КСО лидирует форма работы в парах сменного состава. ... в парах парах постоянного состава. Цель использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в ...
Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются: направленность на активизацию познавательной деятельности; направленность на умственное развитие учеников; формирование у учеников самостоятельного творческого мышления. Реализуется это посредством использования активных форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности. КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар [5, С.54].
1.2. Методика коллективных способов взаимодействия
Технология коллективного взаимодействия это совокупность задач и методов, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.
К признакам группового взаимодействия относятся [18, С.96]:
— деление класса на группы с целью решения конкретных задач;
— получение каждой группой какого-либо задания и выполнение его под руководством лидера группы;
— выполнение задания таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника группы;
— непостоянство состава группы.
Принципы технологии коллективного способа обучения [17, С.241]:
— ориентация на высшие конечные результаты;
— непрерывная передача полученных знаний друг другу;
— сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
— разнообразие тем и заданий;
— разноуровневость участников педагогического процесса;
— обучение по способностям индивида;
— педагогизация деятельности каждого участника.
Существуют различные методики, следуя которым, дети в парах могут обучать друг друга, изучать новый материал, тренироваться, проверять и т. д.
Приемы и методы технологии КСО [27, С.107]:
— взаимные диктанты в парах сменного состава (один ученик диктует, другой пишет; затем другой ученик (тот, кто перед этим писал) диктует, а первый пишет; потом каждый берет тетрадь своего соседа и без карточки проверяет написанный диктант; совместно проверяются по карточкам два диктанта, анализируются ошибки);
— разучивание стихотворений (в парах сменного состава);
— работа в парах сменного состава по карточкам (ученик получает карточку с заданием, читает ее, выполняет задание; выбирает себе партнера с карточкой другого цвета, с этим учеником он обменивается карточками, выполняет задание второй карточки, проверяет правильность выполнения задания «своей карточки»; затем опять выбирается партнер с карточкой другого цвета; обмен карточками происходит до тех пор, пока ученик не выполнит задания карточек всех цветов: его первая карточка должна вернуться к нему) [27, С.109];
Мастер-класс как технология формирования творческих и практических ...
... целостная картина. Идея мастер-класса интересна тем, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы своим ученикам. Объект исследования - уровень развития творческих и практических умений учащихся через мастер-класс. Предметом исследования является ...
— взаимообмен заданиями (ученикам раздаются карточки с 3-мя однотипными заданиями; первое задание карточки объясняет учитель и делает запись ученику в тетрадь, ученик при этом может задавать вопросы на понимание; второе задание выполняет ученик под наблюдением учителя, во время решения ученика учитель может задавать вопросы на понимание; третье задание выполняет второй ученик после объяснений первого ученика, проверив правильность выполнения задания, напарники расходятся; после того как запущены все карточки, ребята работают в парах сменного состава);
— методика работы по вопросникам (учитель составляет вопросы по теме и раздает вопросник ученикам; после этого он предлагает ученикам прочитать все вопросы, подготовить ответы и найти в учебнике или придумать свои примеры к каждому вопросу; затем ученики в парах отвечают друг другу, на каждый вопрос и все определения и правила конкретизируют примерами);
— сотрудничество учащихся «по вертикали» (в парах работают ученики, имеющие не просто разные темы, а каждый из них изучает разные темы программного материала: один из них обгоняет другого на одну, две темы, это значит, что один из участников парной работы является «учителем», а другой — «учеником». Между ними нет взаимного (взаимообразного) обучения. Напротив, первый (идущий по программе впереди) обучает и проверяет второго, а второй не может обучать и проверять первого, так как он от него отстает, хотя такое отставание может быть временным);
— педагогика сотрудничества и «погружение» (собирается группа по интересам; выбирается направление изучения; подгруппа уединяется и глубоко изучает предмет; параллельно составляют наглядную по изученной теме) [27, С.112].
Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом.
У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом.
У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника [27, С.115].
Описание условия работы, выбора материала и технологии упрочняющей ...
... разных оборотах. Условия работы распределительного вала Распределительного вал обязан выдерживать режим работы двигателя при самых разных оборотах коленчатого вала, при плюс ... распредвала из подходящих материалов, самый дешевый материал - Ст 40. Таблица 1. Цены выбранных материалов Марка профиль ГОСТ, ... вместе с валом, кулачок должен выбрать тепловой зазор в работающей с ним паре трения и начать ...
Рассмотрим техники, применяемые в технологии КСО [1, С.120].
При обучении в парах сменного состава можно использовать технику организации групповой работы в четверках «междусобойчик» и технику «мозаика».
Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик» представлена в табл.1.
Таблица 1. Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик» [1, С.120]
ЭтапСодержание деятельности1. Индивидуальная работаУчитель предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект какой-либо темы урока, продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15- 20 мин. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый ученик группы имел свой вариант выполненного задания2. Работа в парах (горизонтальные связи)Каждый ученик выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении совместного, парного решения. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение обоих учеников. Время для обсуждения — 10 мин3. Работа в парах (вертикальные связи)Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения — 10 мин. Таким образом, каждый ученик группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение4.Принятие группового решенияЧлены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде опорного конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.).
Время — 10 мин
Эта форма работы, помимо активного усвоения информации, позволяет выработать навыки совместной деятельности. Особенно она помогает застенчивым детям, благотворно влияет на самооценку школьников. Но, как и у всякого метода, и у него есть свои недостатки. И один из них это замыкание на одной микрогруппе поэтому когда «Междусобойчики» будут освоены, можно переходить к следующей форме взаимодействия — «Мозаика». Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Содержание (проблема, тема и т.д.) аналогично в предыдущей методике. Однако суть заключается в поиске решения проблемы не только внутри, но и за пределами микрогруппы [1, С.123].
Техника «Мозаика». Работа осуществляется в четыре этапа (продолжительность каждого этапа от 10 до 20 мин).
Участники делятся на тройки или четверки по карточкам с буквенными индексами (А, В, С) или (А, В, С, Д), которые заранее подготовлены и разложены на каждом столе.
1 этап. Внутри круга — прежде всего проблема решается внутри микрогруппы из 3-4 человек. Преподаватель предлагает задание: например, определить характерные черты изучаемого явления или события и т.д. В итоге каждый участник микрогруппы должен иметь листок с согласованным в микрогруппе решением.
Тема работы Технология проведения товарно-коммерческих операций ...
... А.В. (Подпись) (Дата) (Ф.И.О.) В форме: ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы Дипломной работы Студенту: Группа ФИО 3-2Т01 Адушкин Антон Валерьевич Тема работы: «Технология проведения товарно-коммерческих операций с нефтью ...
2 этап. В людях — первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу «буквенного единства»: А-А; В-В и т.д. Каждый из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.
3 этап. Следующий этап по форме практически повторяет предыдущий: работа ведется в парах буквенного единства», но уже с новыми партнерами. Таким образом, к концу третьего этапа каждый участник имеет многовариантный конспект решений проблемы.
4 этап. Поиск нового решения. Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений.
В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива [1, С.125].
Данная техника позволяет преподавателю показать вариативность, полифоничность решаемых задач. При этом необходимо обратить внимание участников на то, что здесь не может быть «неправильных» или «правильных» решений. В каждом из предложенных вариантов обязательно содержится рациональное зерно — нужно только уметь его вырастить.
Работа преподавателя, внедряющего технологию коллективного обучения в практику преподавания своего предмета может строиться следующим образом [1, С.126]:
1) Подготовка учебного материала: разработать технологическую капсулу изучения темы; расчленить учебный материал (текст, §) на смысловые единицы, абзацы; разработать целевые задания (карточки) -обучающие, развивающие, контрольные, в том числе и домашние;
2) Организация работы учащихся, подготовка их к отработке необходимых учебных умений: умения слушать партнера и слышать, что он говорит; умения работать в шумовой среде; умения ориентироваться в пространстве класса, передвигаться от пары к паре, ориентироваться с помощью цветовых сигналов и маршрутных листов; умения переводить слова в образ и образ в слова (понимать и объяснять, находить общий язык); умения находить необходимую информацию; умения соблюдать правила игры, т.к. здесь часто используется игровая ситуация.
3) Знакомство обучающихся с технологической капсулой темы. Технологическая капсула темы (на 10 часов) может включать следующие виды деятельности на уроках:
— вводная лекция;
— отработка материала, текста по методикам КСО;
— отработка темы по карточкам;
— практическое занятие по методикам КСО;
Групповые технологии в обучении
... педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ... коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему: объяснение цели предстоящей работы; деление учащихся на группы; раздача заданий для групп; контроль за ходом групповой ...
— тематический контроль.
Ход учебного занятия в технологии КСО опирается на основной алгоритм, который следует отработать и освоить с учащимися на первых этапах введения этой технологии [14, С.68]:
— Прочитай текст и подели его на смысловые абзацы;
— Найди первого партнера;
— Проработайте вместе первый абзац твоего текста:
— О чем этот абзац?
— О каких явлениях, фактах, событиях идет речь в этом абзаце (ключевые слова)?
— Какова основная мысль абзаца (определяется по ключевым словам)?
— Как связана основная мысль с предыдущим абзацем? О чем будет идти речь далее?
— Выдели и выпиши основные понятия (незнакомые слова и словосочетания) в свою тетрадь;
— Перескажи текст данного абзаца партнеру;
— Ответь на вопросы партнера;
— Подумайте над заголовком данного абзаца, который станет опорным сигналом при дальнейшем пересказе текста, запишите его в тетради;
— Прочитайте второй абзац текста;
— Выпишите новые слова;
— Выслушай пересказ партнером первого и второго абзацев;
— Задай вопросы партнеру по первому и второму абзацу;
— Подумайте и запишите заголовок второго абзаца;
— Поблагодарите друг друга за работу.
Этот ключевой алгоритм лежит в основе разнообразных методик технологии КСО. Обучающиеся могут работать с текстом одного параграфа или с разными текстами — у каждого партнера свой текст, или с карточками-заданиями, могут меняться партнерами после каждого задания или работать вместе над несколькими заданиями подряд; пересказывающий текст ученик может играть роль «ученика», т.е. получать отметку от «учителя», отвечать на его вопросы, или играть роль «учителя», т.е. объяснять материал и задавать вопросы, чтобы откорректировать знания партнера, поставить ему отметку [14, С.71].
В технологии КСО большое значение имеет посадка детей. Особенности посадки зависят от формы работы [22, С.156]:
— Лекция, объяснение — посадка рядами;
Семинар, диспут — круговая посадка;
Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек;
Защита проектов — посадка в два ряда напротив друг друга.
При разработке карточек-заданий следует придерживаться цветовых сигналов: 1 уровень — репродуктивные задания на воспроизведение материала имеют желтый цветовой сигнал; 2 уровень — задания конструктивного типа на объяснение, установление причинно-следственных связей, сравнение, выведение закономерностей имеют синий цветовой сигнал; 3 уровень — творческие задания на создание собственных проектов, моделей, написание сочинений, рецензий имеют зеленый цветовой сигнал (что можно рассматривать как сумму желтого и синего).
Технология работы с обращениями граждан, классификация и порядок ...
... должны держать под личным контролем этот участок работы. Технология работы с обращениями граждан требует выполнения следующих операций: прием и первичная обработка письменных обращений;? регистрация обращений;? направление обращений на исполнение;? уведомление заявителя о направлении ...
Контрольные карточки имеют красный цвет. Методика использования разноуровневых заданий определяется учителем в зависимости от типа урока, уровня сложности материала, программных требований, вида деятельности и уровня развития учащихся. Так, на уроке изучения нового материала все должны освоить задания репродуктивного уровня. На уроках отработки материала, закрепления и обобщения учащиеся постепенно продвигаются по сложности заданий: желтые — синие — зеленые, могут сами выбирать уровень заданий, с которого начинать. При отработке материала в парах, желательно, чтобы задания у обоих партнеров были «одного цвета». В контрольную карточку по итогам прохождения всей темы включаются задания всех уровней. Учет знаний при работе по технологии КСО ведется на специальных оценочных листах, которые имеются у каждого ученика, в каждой малой группе или один на весь класс — в зависимости от использующейся методики [5, С.113].
В процессе коллективной работы у каждого учащегося развиваются качества взаимопомощи, требовательности, личной ответственности, умение оценивать себя и товарища. Развиваются умения слушать, ставить вопросы, давать советы. Возникает интерес к общению и новым знаниям, у учащихся отмечается возрастание чувства личной ответственности перед товарищами за объясненный материал. Прочное знание усвоенного материала на занятиях поднимает настроение, а высокое качество знаний формирует личное достоинство. Работа в диалоге мобилизует коммуникативные умения. В диалоге развивается подвижность коммуникативных процессов: то, как «учитель» передает тему; то как «ученик» ее осваивает, выслушивает; то, как «учитель» оценивает умения объяснять новую тему, дает советы, поправляет; и то, как «ученик» выслушивает замечания, советы, записывает, задает вопросы. Смена ролей оказывает влияние на развитие способностей у учащихся управления учебным процессом. В процессе диалога у учащихся формируется ответственность за свои знания и знания товарищей. Возможность индивидуального подхода в парах сменного состава к объяснению нового материала, вопросам и ответам помогает воспитывать честность и искренность. После работы в парах сменного состава у каждого учащегося выявляется высокий уровень качества знаний. В процессе повторных рассказов у них происходит выявление главного, существенного, свертывание информации, то есть усвоение и запоминание [5, С.116].
Вывод по главе 1
Таким образом, технология коллективного взаимодействия основана на коллективном способе обучения и состоит в том, что обучение происходит путем общения в динамических парах. Данная технология является современной и актуальной. Имеет характерные признаки основных технологий, позволяет осуществлять образовательные цели. Основные преимущества данной педагогической технологии заключается в следующем:
— в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
— в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знании;
— каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
— отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
— формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
— обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
К недостаткам данной технологии относится то, что при работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом.
Глава 2. Технология коллективного взаимодействия на уроке
2.1. Организация технологии коллективного взаимодействия в начальной школе
Как показало исследование особенностей технологии КСО, данная технология помогает, в первую очередь, обогатить опыт ребенка коллективного взаимодействия, а во вторую очередь, помогает развивать коммуникативные навыки.
Как показал анализ научной литературы, данная технология актуальна для работы с младшим школьным возрастом, так как коллективное взаимодействие и коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [25].
Формирование коммуникативной деятельности — это длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода, поэтому уже с первых дней школьники приступают к решению таких задач, как [23, С.88]:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
— сотрудничество в поиске и сборе информации;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.
Взаимодействие с другими требует особого опыта — опыта человеческих взаимоотношений и опыта коллективной жизни. Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Как наиболее простую из них и доступную для детей младшего школьного возраста необходимо отметить работу в парах.
Игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности:
— решение коллективной познавательной задачи;
— распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь;
— контроль за результатами деятельности, который осуществляется, прежде всего, самими участниками игры.
Игры в парах в начальной школе вводятся в учебно-воспитательный процесс постепенно, начиная с самых простых, таких, например, как игра «Найдем красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того как ученики 5-6 раз напишут новую букву, учитель предлагает соседям по парте обменяться тетрадями, найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть ее (обвести, поставить под ней точку).
Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил, используя в рассказе названия ее элементов, оценивает качество их написания [20, С.37].
При этом решается множество воспитательно-образовательных задач: внимание учащихся еще раз привлекается к графическому облику буквы; графический облик буквы приходится описывать словами, а это не только помогает лучше запомнить букву, но и способствует развитию речи, формированию навыка письма (если ученик может выразить словами суть действия, то это способствует осознанию этого действия); формируются навыки контроля, оценочные действия; сама постановка задачи игры имеет в виду, что каждый может писать красиво, и дает возможность каждому ощутить успех; учащиеся ориентированы на поиск положительного в работе товарища [23, С.92].
Важно отметить, что неизбежно при реализации данной технологии в классе возникает шум. Однако, это не всегда можно расценивать как недостаток. В парной игре учащимся обеспечивается состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, а кто — потом, высказываются не тогда, когда вызовет и позволит учитель, а тогда, когда сами этого хотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на уроках становится меньше. Вторым кажущимся недостатком данной технологии можно назвать повышенную конфликтность. Однако, и здесь можно выявить «плюс»: в отношениях с товарищами ученик чувствует и держит себя свободнее, поэтому конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения отдельных учащихся, отрицательные стороны во взаимоотношениях младших школьников, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.
Организацию коллективного взаимодействия первоклассников целесообразно реализовать через игру, так как игра остается одним из ведущих видов деятельности младшего школьника. С другой стороны, как показывает практика, именно игра, позволяет эффективно формировать и развивать умения работать в парах постоянного и сменного состава.
Приведем примеры игр в рамках технологии КСО [20, С.117]:
Угадай слово., Пишем и печатаем, Звуковая эстафета., Гласный — согласный.
«Ремонт» слов.
Задание для товарища., Птичий базар.
Практика организации совместной учебной работы младших школьников в группе показывает следующие преимущества: снижается школьная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; растёт самокритичность, ребёнок лучше себя контролирует; дети становятся более ответственными.
2.2. Моделирование коллективного взаимодействия
В данном разделе курсовой работы поговорим о рекомендациях для педагогов начальной школы, заинтересованных в грамотном и целесообразном использовании групповых форм учебной работы. Моделирование эффективного коллективного взаимодействия затрагивает, в первую очередь, вопросы разделения класса на группы, микрогруппы, пары. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет [4, С.141].
1) По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах: «Разделитесь на группы по … человек», «Разделитесь на … равные группы». Такой способ разделения успешно можно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе, и важен не результат, а процесс. Такое обучение действительно часто проходит проще и комфортнее в группе эмоционально близких людей.
2) Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуются тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
3) По определенному признаку. По такому признаку задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так можно разделиться по первой букве имени, в соответствии с тем, в какое время года родился, по цвету глаз и т.д. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой стороны изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединяющихся людей.
4) По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими лидерами. Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу [4, С.143].
Изучив научную литературу и опыт педагогов-новаторов, работающих с технологией КСО, можно сформулировать некоторые рекомендации по реализации технологии коллективного взаимодействия [3, С.52]:
1. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.
2. Необходимо моделировать ситуации творческого поиска, создать атмосферу «мозгового штурма», приводящего к накоплению «банка» коллективных идей. Для того чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности,
3. Важно использовать разнообразные методы и приемы. После того как в классе создана психологически благоприятная атмосфера для коллективного взаимодействия, достигнута ее мотивационная обеспеченность, педагог может переходить к организации деятельности по совместному планированию и поиску способов достижения общей цели.
4. Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого.
5. Необходимо выражать собственное мнение в равной позиции с детьми, что стимулирует детское творчество. Такая диалоговая позиция позволяет педагогу не навязывать, не диктовать свое мнение, а коллективно обсуждать и искать вместе оптимальное решение, раскрывая и объясняя его достоинства и результативность.
6. Если дети затрудняются в самостоятельном планировании деятельности, необходимо использовать вопросительный стиль общения с подгруппой или классом. Верно составленная система вопросов позволяет детскому коллективу самостоятельно определить перспективы предстоящей деятельности, «не замечая» помощи учителя.
7. Важна активизация коллективного поиска путей и способов исполнения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения. Проводя своеобразные тренинги решения разных задач, педагог тем самым готовит детей к последующей самостоятельной совместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству.
8. Важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника, для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств. При этом задача педагога не просто изучить ребенка, а «преподнести» проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
9. Необходимо, организуя коллективную деятельность, педагогу по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия.
10. По ходу коллективной деятельности педагогу необходимо оказывать детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
11. Важно поддержать у детей и продлить переживание совместной радости от удачно выполненной деятельности. Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. В зависимости от степени развитости коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта.
12. По мере развития детского коллектива педагогу следует переходить на позицию равноправного участника совместной деятельности детей. Партнерская позиция учителя позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы.
13. Необходимое при реализации технологии и развитии коммуникативных компетенций общение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную деятельность «изолированных» детей, выявить их достоинства, привлечь к ним внимание сверстников [3, С.59].
Вывод по главе 2
В начальной школе технологию коллективного взаимодействия следует организовывать сначала в парах и на основе игровых технологий. Это обусловлено тем, что игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности: решение коллективной познавательной задачи; распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь; контроль за результатами деятельности, который осуществляется, прежде всего, самими участниками игры.
Парные формы работы на уроке в начальной школе способствуют развитию у младших школьников критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают креативность.
Учащиеся должны владеть всеми необходимыми начальными навыками участника. Учитель приемами тренера. В противоположном случае групповая работа не только не приведет к желанному результату, но и может обернуться проблемой: для отдельного ребенка, которого не примет, не услышит, не поддержит группа.
Прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи. Затем необходимо усложнять технологию и увеличивать количество человек в микрогруппе.
Заключение
Таким образом, к технологии коллективного взаимодействия можно отнести такие формы работы, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в группах).
Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
Разработка современных технологий обучения в процессе коллективного взаимодействия учащихся опирается на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Как показал анализ литературы и изучение опыта педагогов, активно реализующих технологию коллективного взаимодействия, данная технология актуальна для работы с младшим школьным возрастом, так как коллективное взаимодействие и коммуникативные действия играют решающую роль: в развитии мышления младших школьников в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; в создании дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства «мы»; в формировании межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других; в овладении способами организации совместной деятельности; в развитии самосознания учащихся, в самоопределении и самореализации в ситуациях взаимодействия и отражения своего «я» глазами других; в формировании активной позиции обучающихся, в становлении их субъектности; в создании психологически комфортных условий в процессе обучения.
Так как одним из ведущих видов деятельности младшего школьника по прежнему остается игра, то наиболее эффективная форма работы в начальной школе в рамках технологии коллективного взаимодействия — это игры в парах. В данной курсовой работе предложены различные вариации игр в парах для детей младшего школьного возраста, разработаны также рекомендации для педагогов по вопросам моделирования эффективного коллективного взаимодействия младших школьников.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnologiya-kollektivnogo-vzaimodeystviya/
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -2006. — № 12. — С.119-126.
- Балашова В.Г., Железнякова О.М., Новичкова Н.М. Технологии воспитания и обучения. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. — Ульяновск: ПедТех, 2015. — 145с.
- Ефимова Э.Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.).
— М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60.
- Гусак Е.В. Краткий курс по педагогике. — М.: Окей-книга, 2014. — 236с.
- Ефимова Э.Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся. // Педагогическое мастерство. Материалы VII Международной научной конференции. — 2015. — С. 52-60.
- Жмакина Н.Л. Технология группового и коллективного взаимодействия как средство повышения качества образования. // Модернизация образования, 2014. — № 6. — С. 29-31.
- Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! — Рига, Пед.Центр «Эксперимент», 2013. — 146с.
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2016. — С.50-58с.
- Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. — М.: Педагогика. 2009. — С.103-104.
- Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 2010. — 250с.
- Канунникова О.Г. Технология сотрудничества как системообразующий компонент коллективного способа взаимодействия // В сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений. под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной, 2016.- С. 139-141.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 130с.
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителей. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2014. — 384 с.
- Панина Т.С, Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. — М.: Академия, 2016. — 264с.
- Петухова Т.П., Глотова М.И. Использование технологии коллективного взаимодействия в самостоятельной работе учащихся. // Ученые записки ИУО РАО. — 2006. — № 20. — С.118-122.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2010. — 420с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: АСТ, 2008. — 256 с.
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса как фактор развития личности ребенка: Из опыта работы учебных заведений Альшеевского района Республики Башкортостан: Сборник материалов / Отв. ред. И.Е. Карпухин; зам. отв. ред. А.С. Акбашева. — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2011. — 175 с.
- Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников: Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая 2010 года / гл. ред. Т.Н. Караганова. — Вологда, 2011. — 147 с.
- Танцоров С. Групповая работа в развивающем обучении. — Рига: Пед.Центр «Эксперимент», 2014. — 160с.
- Тырышкина Е.А. Применение технологий коллективного взаимодействия // Актуальные проблемы и задачи педагогической практики Материалы региональной педагогической конференции. — 2014. — С. 68-76.
- Фалейтор А. Современные педагогические технологии как объективная потребность. — М.: АСТ, 2015. — 240с.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 2013. — 240с.
- Чекалина Н.Е. Технологии активного обучения. // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. — 2016. — № 5. — С. 238-244.
- Черникова О.В. Технология коллективного взаимодействия в начальных классах / Библиотека материалов для работников школы «Педпортал» [Электронный ресурс]. Режим доступа: #»justify»>Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 2000. — 144с.
- Яловец Т.В. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя: Дис…. канд. пед. наук: 13.00.08: Новокузнецк, 2003. — 168с.