Изучить методику проведения ТО и диагностики;
- Научиться проводить дефектацию деталей кузова автомобиля ВАЗ 2115;
- Ознакомиться с основными дефектами кузова автомобиля ВАЗ 2115.
1 Общее устройства легкового автомобиля
Рассматривая общее устройство легкового автомобиля, можно выделить три основные его части: кузов, двигатель и шасси.
Кузов легковой автомашины является цельнометаллическим и приспособлен он, в основном, для размещения водителя и пассажиров. К нему можно отнести такие детали, как: облицовка, капот, сполеры, крылья, брызговики.
В настоящее время существует несколько разновидностей двигателей для автомобиля: электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания. Последний преобразует химическую энергию горения топлива в механическую работу.
В общем устройстве легкового автомобиля шасси представляет его основу. Состоит оно из ходовой части, трансмиссии и механизмов управления.
Автомобильная ходовая часть состоит из рамы, заднего и переднего мостов, которые крепятся к раме с помощью рессор. На мостах расположены колеса, бывающие ведущими и управляемыми.
Трансмиссия в общем устройстве легкового автомобиля представлена в виде узлов и механизмов, которые нужны для передачи к ведущим колесам (чаще задним) крутящего момента от коленвала. К трансмиссии автомашины относятся: сцепление, главная передача, карданная передача, коробка передач, полуоси (приводные валы колес) и дифференциал.
Основная задача сцепления — плавное соединение двигателя с остальными узлами и агрегатами трансмиссии, и для временного их разобщения. Располагается оно между коробкой передач и мотором.
Главная передача в общем устройстве лёгкого автомобиля призвана увеличивать крутящийся момент, подводимый к ней, и передавать его на полуоси под прямым углом.
Передача крутящего момента под измененным углом к главной передаче от коробки передач происходит за счет карданной передачи. ращение с разным количеством оборотов. Такая необходимость существует при движении по выбоинам и на поворотах.
На механизмы управления общем устройстве лёгкого автомобиля возлагается забота об изменении направления движения, торможении авто, удержании в неподвижном состоянии. Относятся к ним тормоза, а также рулевое управление.
Рекомендую вам полный обзор нового автомобиля. В статье вы узнаете все преимущества данной модели.
Благодаря коробке передач изменяется крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам авто от двигателя. Также коробка, помимо разъединения ведущих колес и мотора, позволяет автомашине двигаться задним ходом.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ВАЗ
... передач. На различных автомобилях устройство коробки передач может отличаться, но принципиальная схема остаётся примерно одинаковой. 1. Устройства коробки переменных передач (КПП) автомобиля ВАЗ 2107 ... передач легковых автомобилей, малогабаритных автобусов и грузовых автомобилей небольшой грузоподъемности имеют четыре ступени, а коробки передач больших автобусов и грузовых автомобилей значительной ...
К направляющим колесам от дифференциала крутящий момент передается посредством приводных валов колес (полуосей).
Задача дифференциала состоит в том, чтобы обеспечить ведущим колесам автомашины.
2. Основная часть
1 Назначение и устройство кузова автомобиля ВАЗ-2115
Кузов автомобиля типа седан, несущей конструкции, четырехдверный. Боковые двери с опускными стеклами. Стекла дверей и боковин гнутые, полированные, закаленные. Ветровое стекло трехслойное, полированное.
Спереди и сзади кузов имеет пластмассовые бамперы с алюминиевыми балками. Передние крылья съемные.
Передние сиденья раздельные, с регулируемыми по высоте и углу наклона подголовниками. Сиденья имеют регулировку наклона спинки и могут перемещаться вдоль салона для удобной посадки водителя и пассажира.
Передние сиденья имеют ремни безопасности с инерционными катушками.
Салон автомобиля оборудуется энергопоглощающей панелью приборов. На панели приборов устанавливается комбинация приборов, пепельница, радиоприемник или коробка для мелких вещей, вещевой ящик, полка, прикуриватель.
Система вентиляции и отопления салона обеспечивает подачу воздуха на ветровое стекло, в центральную часть салона и к ногам передних и задних пассажиров. Воздух для вентиляции и отопления поступает в салон из коробки воздухопритока через отопитель. Система отопления салона подключена к системе охлаждения двигателя. Значительная часть ремонтных работ по автомобилям, тем более поступающим после дорожно-транспортных происшествий, приходится на ремонт кузовов. В большинстве случаев при ремонте требуется проверка геометрии точек крепления узлов и агрегатов шасси автомобиля.
2.2 Основные неисправности кузова и способы их
Повреждения кузова автомобилей могут быть самыми различными. Поэтому правила ремонта в каждом отдельном случае должны быть свои, наиболее подходящие для этих повреждений, при этом необходимо максимально использовать возможности рихтовки поврежденных панелей. По возможности необходимо избегать термического воздействия на металл, чтобы не нарушать заводскую сварку и антикоррозионную защиту кузова. Лицевые панели кузова снимать только в крайних случаях, чтобы определить места повреждений, выправить или выверить кузов.
В случаях значительных повреждений кузова рекомендуется снимать все внутренние обивочные детали, чтобы облегчить измерение, контроль и установку гидравлических и винтовых домкратов для устранения перекосов и повреждений кузова.
3 Техническое обслуживание и ремонт кузова автомобиля ВАЗ-2115
Ремонт поврежденных деталей кузова производится вытяжкой, рихтовкой, правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не поддающихся ремонту, изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием им формы восстанавливаемой детали.
Деформированные места панелей выправляют, как правило, вручную при помощи специального инструмента (металлических, пластмассовых, деревянных молотков и различных оправок) и приспособлений.
Правку с нагревом используют для осаживания (стягивания) сильно растянутых поверхностей панелей. Для предотвращения резкого вспучивания и ухудшения механических свойств панели нагревают до 600-650 °С (вишнево-красный цвет).
Диаметр нагретого пятна должен быть не более 20-30 мм.
Стягивание поверхностей производите следующим образом:
- угольным электродом сварочного полуавтомата или газовой горелкой нагрейте металл от периферии к центру дефектного участка и ударами деревянной киянки и молотка осаживайте нагретые места, используя плоскую поддержку или наковальню;
- повторяйте операции нагревания и осаживания до получения необходимой поверхности панели.
Неровности на панелях можно выровнять при помощи полиэфирных шпатлевок, термопластика, эпоксидных мастик холодного отвердения и при помощи припоя.
Полиэфирные шпатлевки типа «Хемпропол-П» или ПЭ-0085 образуют надежные соединения с панелями, зачищенными до металла. Они представляют собой двухкомпонентные материалы: ненасыщенную полиэфирную смолу и отвердитель, который является катализатором быстрого отвердения смеси. Температура в рабочем помещении не должна быть ниже 18 °С. Приготовленную полиэфирную шпатлевку необходимо использовать по времени не более чем за 10 мин. Она окончательно затвердевает через 60 мин после нанесения. Толщина слоя шпатлевки не должна превышать 2 мм.
Термопластик выпускается в виде порошка. Эластичные свойства, необходимые для нанесения его на металлическую поверхность панели, приобретает при температуре 150-160 °С. Поверхность, подлежащая заполнению, должна быть тщательно очищена от ржавчины, окалины, старой краски и других загрязнений. Адгезия термопластика лучше к шероховатой поверхности металла. Для нанесения термопластика участок, подлежащий выравниванию, нагревают до 170-180 °С и наносят первый слой порошка, который укатывают металлическим катком. Затем наносят второй слой и так далее до заполнения неровности. Каждый слой укатывают до получения монолитного слоя пластической массы. После отвердения слой обрабатывают обычными методами.
Припои типа ПОССу 18-2 или ПОССу 25-2 применяются для выравнивания участков, ранее заполненных припоем, наращивания кромок деталей и устранения зазоров.
При значительных повреждениях панели заменяют новыми с использованием электросварки в среде защитных газов.
Снятие и установка переднего крыла
Рис. 8.7. Снятие переднего крыла: 1, 2 и 3 — точки крепления крыла |
Для снятия крыла выньте патрон с лампой указателя поворота. Выверните самонарезающие винты крепления крыла к кузову: четыре винта верхнему фланцу, по одному винту 1 спереди внизу и сзади внизу, два винта крепления к передней стойке (под крылом).
При невозможности вывернуть передний винт выверните предварительно два винта крепления соответствующей стороны бампера к кузову и для доступа к указанному винту крепления крыла, приподняв бампер, отведите несколько в сторону накладку бампера.
Осторожно отсоедините крыло и снимите изолирующие прокладки с мест контакта крыла с брызговиком. Снимите с крыла указатель поворота.
Установку крыла выполняйте в обратной последовательности. Изолирующие прокладки рекомендуется устанавливать новые. Перед окончательным затягиванием винтов за счет увеличенных отверстий подгоните крыло по зазорам и выступанию с другими элементами кузова.
После замены крыла нанесите противокоррозионное покрытие на его внутреннюю поверхность.
Полировка
Для сохранения лакокрасочного покрытия кузова и содержания его в хорошем состоянии длительное время необходимо подбирать полирующие средства, соответствующие состоянию покрытия. При этом необходимо соблюдать рекомендации по их применению.
В первые 2-3 месяца эксплуатации автомобиля мойте покрытие кузова холодной водой. Для полировки нового покрытия (до 3 лет) используйте безабразивные полирующие средства для новых покрытий.
При эксплуатации автомобиля от 3 до 5 лет используйте автополироли для обветренных покрытий, имеющих в своем составе небольшое количество абразивных веществ. После пяти лет интенсивной эксплуатации применяйте автополироли для старых покрытий.
Во избежание высыхания полироля полируйте кузов небольшими участками вручную чистой фланелью.
Для устранения мелких дефектов лакокрасочного покрытия могут быть использованы полировочные пасты ПМА-1 или ПМА-2. Полировать можно вручную и механически фланелевыми или цигейковыми кругами.
Перед употреблением пасту перемешайте, при загустении разбавьте водой. После полировки протрите поверхность чистой фланелью.
Перекраска кузова синтетической эмалью
Вымойте кузов водой и шпателем или щеткой снимите старое отслоившееся покрытие с дефектных участков.
Проведите мокрое шлифование окрашиваемых поверхностей шлифовальными шкурками 68С 8-П или 55С 4-П. При небольшой толщине покрытия, не имеющего механических повреждений, отшлифуйте поверхность до эпоксидного грунта заводской окраски. При значительной коррозии, а также поверхности ранее окрашенные нитроэмалью, зачищайте до металла.
Вымойте кузов водой, обдуйте сжатым воздухом и высушите.
Обезжирьте окрашиваемые поверхности уайт-спиритом или бензином-растворителем БР-1 и промажьте уплотнительной мастикой «пластизоль Д-4А» сварные швы и стыки замененных деталей. Удалите излишки мастики ветошью, смоченной уайт-спиритом.
Поверхности, не подлежащие окраске, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой.
На участки поверхности, зачищенные до металла, нанесите краскораспылителем грунт ГФ-073 или ВЛ-023 и дайте выдержку 5 мин. Вязкость грунта должна быть 22-24 с при температуре 20 °С по вискозиметру ВЗ-4. Грунт разбавляйте ксилолом.
Краскораспылителем нанесите грунт ЭП-0228 на поверхности, покрытые грунтом ГФ-073 или ВЛ-023, а также на замененные кузовные детали, и просушите при температуре 90 °С в течение 60 мин. Перед нанесением добавьте в грунт ЭП-0228 сиккатив НФ-1 6-8 % или катализатор МТТ-75 3-4 % от веса грунта. Срок годности готового грунта с катализатором 7 ч. Вязкость грунта должна быть 23-25 с по вискозиметру ВЗ-4. Разбавляйте грунт растворителем РЭ-11В или ксилолом.
Охладите кузов, проведите мокрое шлифование шкуркой 55С 4-П, вымойте водой, обдуйте сжатым воздухом и просушите.
Зашпаклюйте при необходимости неровные места шпатлевкой МС-00-6 (толщиной не более 0,3 мм).
Загустевшую шпатлевку разбавьте ксилолом до вязкости, удобной для нанесения.
Просушите кузов в течение 30 мин при температуре 18-20 °С, отшлифуйте зашпатлеванные поверхности шлифовальной шкуркой 55С 4-П, промойте кузов, продуйте сжатым воздухом и просушите.
Изолируйте неокрашиваемые поверхности плотной бумагой, клейкой лентой и установите кузов в окрасочную камеру.
Обезжирьте окрашиваемые поверхности уайт-спиритом.
Нанесите краскораспылителем два слоя эмали МЛ-197 с промежуточной выдержкой 7-10 мин на внутренние окрашиваемые поверхности салона, дверных проемов, торцовых поверхностей дверей, моторного отсека, багажного отделения.
Так же с промежуточной выдержкой 7-10 мин нанесите три слоя эмали на наружные поверхности кузова.
Просушите покрытие при температуре 90 °С в течение одного часа и охладите в естественных условиях.
Перед использованием эмали добавьте в нее 10% катализатора ДГУ-70. Для эмалей МЛ-197 допускается использование 20%-ного малеинового ангидрита в этилацетате. Вязкость эмали должна быть 20 °С по ВЗ-4. Разбавляйте эмаль растворителем Р-197 с последующим фильтрованием через сетку N 015 К.
Если необходимо снять старое комплексное покрытие, используйте смывку СП-7. Наносите ее кистью 2-3 раза в зависимости от толщины лакокрасочного покрытия. Время размягчения покрытия смывкой 30-40 мин. Щеткой или шпателем удалите размягченное покрытие.
Протрите поверхности уайт-спиритом для снятия остатков смывки, обильно промойте водой и просушите кузов.
Окраска отдельных деталей
При замене отдельных деталей кузова (крыла, двери, капота и т.д.), а также после рихтовочных работ на деформированных деталях проводите окраску всей наружной поверхности детали.
Перед окраской установленные вновь детали слегка прошлифуйте и нанесите на всю поверхность эпоксидный грунт.
Окраску детали выполняйте по технологии перекраски кузова.
Подготовка и противокоррозионная обработка скрытых полостей
Ввиду применения сложного технологического оборудования и необходимости высококачественного выполнения работ обработку скрытых полостей рекомендуется выполнять только на станциях технического обслуживания автомобилей.
Перед началом работ установите автомобиль на подъемник, снимите детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости. Промойте водой, нагретой до температуры 0-50 °С, через технологические и дренажные отверстия скрытые полости (табл. 1) и низ кузова до вытекания чистой воды. При этом опускные стекла дверей должны быть подняты. Удалите влагу, попавшую в салон и багажное отделение, продуйте сжатым воздухом все места нанесения антикоррозионных составов.
|
Рис. 1. Скрытые полости кузова (вид спереди): 1 — средней поперечины пола; 2 — задней поперечины пола; 3 — задних лонжеронов пола; 4 — соединителей боковин и передка; 5 — карманов капота; 6 — верхних усилителей брызговиков; 7 — нижней поперечины рамки радиатора; 8 — передних усилителей брызговиков; 9 — передних лонжеронов; 10 — порогов пола |
|
Рис. 2. Скрытые полости кузова (вид сзади): 1 — нижних поверхностей карманов дверей; 2 — порогов пола; 3 — передних соединителей порогов пола; 4 — полость между щитком передка и полом; 5 — полости передних лонжеронов пола; 6 — полости между брызговиками и усилителями передних стоек; 7 — полости между наружными и внутренними панелями боковин; 8 — задних лонжеронов |
|
|
Рис. 3. Скрытые полости кузова (вид снизу спереди): 1 — нижней поперечины рамки радиатора; 2 — полость между щитком передка и полом; 3 — передних лонжеронов пола; 4 — полость переднего соединителя порога пола; 5 — порогов пола; 6 — задней поперечины пола |
|
Перегоните автомобиль в камеру, поставьте на подъемник. Нанесите распылением антикоррозионный состав в места, показанные на рис 1, 2, 3.
Опустите автомобиль с подъемника, очистите от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Восстановление антикоррозионного и противошумного покрытия низа кузова и арок колес
В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию гравия, песка, соли, влаги. В результате мастика и грунт повреждаются и стираются. Оголенный металл подвергается коррозии.
При повреждениях покрытия пластизоля Д-11А без нарушения слоя грунта поврежденные участки очистите от грязи и на сухую поверхность безвоздушным распылением или кистью нанесите пластизоль. Просушите пластизоль при температуре 130 °С в течение 30 мин. Допускается нанесение вместо пластизоля противошумной мастики БПМ-1, сушка которой может проходить в естественных условиях.
Перед восстановлением покрытия установите автомобиль на подъемник, тщательно осмотрите низ кузова и выявите дефекты покрытия. Очистите от грязи низ кузова, удалите ржавчину шпателем, шкуркой или преобразователем ржавчины согласно инструкции. Обдуйте низ кузова сжатым воздухом.
Установите автомобиль на подъемник в камеру для нанесения мастики и снимите колеса. Закройте барабаны и диски тормозов защитными кожухами, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой карданную передачу, глушители, тросы и другие места, не подлежащие обработке мастикой.
Ветошью, смоченной в уайт-спирите, обезжирьте зачищенные до металла места.
На зачищенные места нанесите распылением или кистью грунт ГФ-073 и выдержите 5-10 мин. Затем нанесите распылением или вручную (кистью или шпателем) мастику БПМ-1 на дефектные места слоем 1,0-1,5 мм. Перекрытие по старому слою покрытия (Д-11А) должно быть минимальным.
В холодное время года мастику перед употреблением выдержать в теплом помещении до повышения температуры не ниже 20 °С. В случае загустения мастики разбавьте ее ксилолом, но не более 3%.
Лакокрасочное покрытие очистите от загрязнений мастикой ветошью, смоченной в уайт-спирите. Просушите мастику при температуре 100-110 °С в течение 30 мин или при 18-28 °С не менее 24 ч.
Герметизация кузова
|
Рис. 4.Резиновые уплотнители кузова: 1 и 3 — уплотнители ветрового стекла; 2 — уплотнитель капота; 4 — уплотнитель желобка опускного стекла; 5 — уплотнитель проема передней двери; 6 — уплотнитель заднего стекла; 7 — уплотнитель багажника; 8 — уплотнитель заднего бокового стекла; 9 — уплотнитель направляющего желобка опускного стекла; 10 — нижний уплотнитель опускного стекла |
Герметизация обеспечивается применением резиновых уплотнителей (рис. 4), клеев, уплотнительных мастик, резиновых пробок, закрывающих технологические отверстия, и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей.
Снимая и устанавливая уплотнители с металлическими каркасами, не допускайте смятия каркаса и образования гофр на уплотнителях.
|
Рис. 5. Стыки, на которые наносится невысыхающая уплотнительная мастика |
Сварные швы не дают полной герметичности соединений деталей, поэтому они являются очагами коррозии. От попадания влаги и грязи сварные швы загерметизированы пластизолем Д-4А. После замены отдельных деталей кузова промажьте сварные швы с обеих сторон пластизолем Д-4А и нанесите невысыхающую мастику типа 51-Г-7 в угловые стыки и зазоры, показанные на рис. 5.
Снятие и установка передней двери
|
Рис. 6. Внутренний вид передней двери: 1 — кнопка выключения замка; 2 — обивка двери; 3 — ручка подлокотника; 4 — внутренняя ручка двери; 5 — наружное зеркало заднего вида; 6 — болты крепления двери; 7 — ограничитель открывания двери; 8 — выключатель электростеклоподъемника; 9 — карман обивки двери; 10 — катафот; 11 — наружный замок двери |
Для снятия передней двери выверните винты крепления проушины ограничителя 7 (рис. 6) к передней стойке кузова и болты 6 крепления петель и снимите дверь. При этом помощник должен поддерживать дверь.
Установку двери выполняйте в обратном порядке. Перед окончательным затягиванием болтов отрегулируйте зазоры между дверью и кузовом.
Разборка и сборка передней двери
|
Отожмите розетку 3 и сдвиньте до полного выхода облицовку 2 ручки 1 (рис. 7) стеклоподъемника. Снимите ручку и облицовку.
|
Рис. 8. Внутренний вид передней двери: 1 — кнопка выключения замка; 2 — обивка двери; 3 — ручка подлокотника; 4 — внутренняя ручка двери; 5 — наружное зеркало заднего вида; 6 — болты крепления двери; 7 — ограничитель открывания двери; 8 — выключатель электростеклоподъемника; 9 — карман обивки двери; 10 — катафот; 11 — наружный замок двери |
Вывернув винты, снимите ручку подлокотника 3 (см. рис. 8) и карман обивки двери. При помощи отвертки снимите облицовку внутренней ручки 4 двери. Выверните кнопку 1 выключения замка.
Снимите ручку регулирования наружного зеркала 5 заднего вида, внутреннюю облицовку и, вывернув винты крепления, снимите зеркало.
Преодолевая сопротивление пружинных пластмассовых держателей, снимите обивку 2 двери. Снимите с двери уплотнители опускного стекла. Через отверстия внутренней панели двери удалите защитные пластины.
Выверните винты крепления и снимите вниз направляющие желобки опускного стекла, затем отсоедините обойму 12 (рис. 8) стекла от пластины 13, отверните гайки крепления стеклоподъемника, снимите его и выньте через верх опускное стекло.
|
Рис. 9. Стеклоподъемник с электроприводом: 1 — ролик; 2 — оболочка троса; 3 — опора стеклоподъемника; 4 — механизм стеклоподъемника; 5 — моторедуктор; 6 — пластина крепления опускного стекла; 7 — кронштейн крепления моторедуктора; 8 — трос |
Часть автомобилей комплектуется стеклоподъемниками с электроприводом (рис. 9).
Подъем стекла осуществляется путем передачи крутящего момента от моторедуктора 5 механизму 4 стеклоподъемника и далее вертикальным перемещением троса 8 с закрепленной на нем пластиной 6 крепления опускного стекла.
Перед разборкой двери и последующим снятием стеклоподъемника необходимо отсоединить переключатель 8 (см. рис. 7) от разъема моторедуктора 5 (рис. 9).
Снимите стеклоподъемник, выкрутите опоры 3 и отсоедините моторедуктор.
|
Рис. 10. Замок передней правой двери: 1 — поводок клавиши; 2 — поводок выключателя замка; 3 — тяга выключения; 4 — тяга наружного привода; 5 — клавиша; 6 — кнопка выключения замка; 7 — тяга кнопки выключения; 8 и 17 — рычаги выключения; 9 — наружная ручка двери; 10 — кронштейн внутренней ручки; 11 — внутренняя ручка двери; 12 — облицовка внутренней ручки; 13 — тяга внутреннего привода; 14 — корпус внутреннего замка; 15 — рычаг наружного привода; 16 — промежуточный рычаг; 18 — корпус наружного замка; 19 — палец привода замка; 20 — собачка; 21 — фиксатор замка; 22 — храповик; 23 — винт крепления замка |
Отсоедините от замка тяги 4 (рис. 10), 7 и 13, наружной 9 и внутренней 11 ручек двери. Отверните две гайки крепления и снимите наружную ручку двери.
|
Рис. 11. Крепление замков и ручек передней двери: 1 — внутренняя ручка двери; 2 — передняя дверь; 3 — тяга внутреннего привода; 4 — кнопка; 5 — наружная ручка двери; 6 — клавиша ручки; 7 — личинка замка; 8 — уплотнитель ручки; 9 — тяга кнопки; 10 — тяга наружного привода; 11 — поводок выключателя замка; 12 — тяга поводка выключателя замка; 13 — палец фиксатора замка; 14 — корпус фиксатора замка; 15 — замок наружный; 16 — замок внутренний; 17 — тяга моторедуктора; 18 — моторедуктор блокировки замка двери |
В случае комплектации автомобиля электроблокировкой замков дверей (рис. 11) после снятия обивки двери отсоедините разъем моторедуктора 18 и тягу 17.
Выверните винты и снимите замок 8 (см. рис. 8.16).
Выньте внутреннюю ручку двери в сборе с кронштейном 10, вывернув предварительно винты крепления.
При необходимости выверните винты крепления и снимите ограничитель открывания двери.
Сборку двери выполните в обратном порядке. Для надежного крепления резьбу винтов замка и фиксатора смажьте герметиком типа УГ-9. Перед установкой обивки двери проверьте состояние держателей.
Рис. 12. Крепление замков и ручек задней двери: 1 — рычаг; 2 — тяга кнопки; 3 — кнопка; 4 — тяга привода замка; 5 — тяга внутреннего привода; 6 — панель двери; 7 — клавиша ручки; 8 — корпус ручки двери; 9 — поводок клавиши; 10 — уплотнитель ручки; 11 — тяга; 12 — замок наружный; 13 — палец фиксатора замка; 14 — корпус фиксатора замка; 15 — замок внутренний; 16 — тяга моторедуктора; 17 — моторедуктор блокировки замка двери; 18 — ручка двери внутренняя |
Разборку и сборку задней двери производить аналогично передней (рис. 12).
Регулировка замка передней двери
|
Рис. 13. Крепление замков и ручек передней двери: 1 — внутренняя ручка двери; 2 — передняя дверь; 3 — тяга внутреннего привода; 4 — кнопка; 5 — наружная ручка двери; 6 — клавиша ручки; 7 — личинка замка; 8 — уплотнитель ручки; 9 — тяга кнопки; 10 — тяга наружного привода; 11 — поводок выключателя замка; 12 — тяга поводка выключателя замка; 13 — палец фиксатора замка; 14 — корпус фиксатора замка; 15 — замок наружный; 16 — замок внутренний; 17 — тяга моторедуктора; 18 — моторедуктор блокировки замка двери |
Перед регулировкой замка рекомендуется очертить контуры фиксатора 14 (см. рис. 13) на стойке кузова.
Если дверь закрывается слишком туго, ослабьте винты крепления фиксатора, сместите его наружу и затяните винты. Если дверь закрывается неплотно, фиксатор сместите внутрь. При этом не должно быть западания или выступания двери относительно кузова.
Если дверь при закрывании приподнимается (провисание в открытом положении), фиксатор опустите.
Снятие и установка капота
|
Рис. 14. Детали капота и замка: 1 — петля капота; 2 — буфера; 3 — капот; 4 — крючок; 5 — пружина крючка; 6 — ось крючка; 7 — штырь; 8 — пружина замка; 9 — оболочка с тягой замка; 10 — ось рукоятки; 11 — рукоятка замка; 12 — втулка оболочки тяги; 13 — оболочка с тягой замка; 14 — втулка упора капота |
Капот 3 (рис. 14) навешивается на петли 1 по заднему краю передка кузова. В передней части устанавливается замок капота с крючком 4, предохраняющим от открывания капота при движении автомобиля. В открытом положении капот удерживается металлическим упором 13.
Привод замка тросовый с рукояткой 11 замка, расположенной внутри салона с левой стороны под панелью приборов.
Для снятия капота отсоедините трубку омывателя ветрового стекла от тройника и электрические провода от подкапотной лампы. Отверните четыре болта крепления петель к капоту и снимите его с кузова.
При установке капота перед окончательным затягиванием болтов крепления отрегулируйте его положение таким образом, чтобы он имел одинаковые зазоры с правым и левым крылом.
Если замок ненадежно запирает капот, то ослабьте контргайку крепления штыря 7 и, смещая штырь за счет увеличенного отверстия в капоте, добейтесь его соосности с гнездом замка.
Для обеспечения надежной блокировки штыря пружиной 8, а также ликвидации выступания или западания лицевой поверхности капота найдите нужное его положение, вращая штырь. После регулировки заверните контргайку.
Снятие, установка и регулировка положения крышки багажника
|
Рис. 15. Снятие крышки багажника: 1 — фиксатор; 2 — петля; 3 — замок; 4 — крышка багажника; 5 — болты крепления крышки |
Откройте крышку багажника и отсоедините электрические провода. Отверните болты 5 (рис. 15) крепления крышки 4 к петлям 2 и снимите крышку багажника.
При установке крышки багажника отрегулируйте ее положение в проеме кузова за счет увеличенных отверстий в петлях, так чтобы зазоры с кузовом были одинаковы.
|
Рис. 16. Замок крышки багажника: 1 — пластина фиксатора; 2 — болт крепления фиксатора замка; 3 — пружина ротора; 4 — собачка замка; 5 — винт крепления тяги привода; 6 — рычаг; 7 — пружина собачки замка; 8 — тяга привода; 9 — поводок привода; 10 — привод замка; 11 — ручка привода замка; 12 — крышка багажника; 13 — замок крышки багажника; 14 — гайки крепления замка; 15 — пружина ротора; 16 — ротор замка; 17 — фиксатор замка; 18 — верхняя поперечина задка кузова |
Крышка багажника должна легко отпираться и запираться. Если замок (рис. 16) крышки отпирается или запирается с усилием, то отрегулируйте положение замка, для чего:
очертите контуры корпуса замка и пластины 1 фиксатора 17;
ослабьте гайки 14 крепления замка и болты 2 фиксатора;
переместите корпус замка и фиксатор в новое положение;
слегка затяните гайки и болты, проверьте работу замка и окончательно закрепите замок.
Снятие и установка бамперов
Для снятия переднего бампера отсоедините электрические провода от противотуманных фонарей (устанавливаются на отдельных модификациях автомобилей).
|
Рис. 17. Детали переднего бампера: 1 — облицовка бампера; 2 — боковой кронштейн; 3 — балка; 4 — передний кронштейн |
Передний бампер 1 (рис. 17) снимается с передка кузова в сборе с балкой 3 и кронштейнами для этого, отверните гайки крепления боковых 2 и передних 4 кронштейнов бампера. Выверните шесть винтов и снимите с бампера боковые кронштейны. Снимите номерной знак, вывернув два винта. Отверните два болта и отсоедините балку с передними кронштейнами от бампера. Осмотрите бампер, кронштейны, балку и при необходимости замените их.
Сборку и установку переднего бампера выполняйте в обратной последовательности.
|
Рис. 18. Детали заднего бампера: 1 — облицовка бампера; 2 — балка; 3 — задний кронштейн |
Перед снятием заднего бампера отсоедините электрические провода от фонаря освещения номерного знака. Задний бампер 1 (рис. 18) снимается с задка кузова в сборе с балкой 2 и кронштейнами 3. Отверните гайки бокового крепления бампера к кузову и гайки крепления кронштейнов и снимите бампер. Снимите с бампера номерной знак и отверните болты крепления балки. Отсоедините балку с кронштейнами от бампера. Осмотрите элементы бампера и крепежа, при обнаружении неисправности замените их.
Сборку и установку заднего бампера производите в обратном порядке.
Замена ветрового стекла, стекол боковин и заднего окна
|
Рис. 19. Снятие ветрового стекла |
Чтобы вынуть поврежденное ветровое стекло, снимите рычаги стеклоочистителей, заправьте кромки уплотнителя вверху за фланец проема кузова и, нажимая на верхние углы стекла, выдавите его наружу. При этом помощник должен поддерживать стекло снаружи (рис. 19).
Снимите со стекла уплотнитель.
Установку ветрового стекла выполняйте следующи
|
Рис. 20. Уплотнитель ветрового стекла: 1 — резиновый уплотнитель; 2 — ветровое стекло; 3 — фланец проема окна |
промойте водой пазы уплотнителя 1 (рис. 20) и продуйте сжатым воздухом;
наденьте уплотнитель на стекло;
|
Рис. 21. Установка ветрового стекла: 1 — шнур для установки стекла; 2 — уплотнитель |
в паз при помощи отвертки вложите шнур 1 (рис. 21);
установите стекло в проем кузова и затем, натягивая концы шнура 1 из уплотнителя внутрь кузова, добейтесь, чтобы стекло с уплотнителем 2 село на место. При этом помощник должен слегка надавливать на стекло снаружи. Если стекло не устанавливается, проверьте размеры проема кузова, используя стекло без уплотнителя. Отклонения размеров проема устраните рихтовкой.
Замену стекол заднего окна и боковин выполняйте аналогично замене ветрового стекла.
.4 Организация рабочего места
Рабочим местом слесаря по ремонту автомобилей может быть:
- пост и линия технического обслуживания и ремонта;
— пост, оборудованный слесарным верстаком, на котором производят разборку и сборку снятых узлов и выполняют слесарно-подгоночные и другие работы. Приступая к работе, слесарь по ремонту автомобилей должен подготовить своё рабочее место, подготовить необходимый инструмент для ремонта, демонтажа либо установки узла.
При выполнении работ непосредственно у автомобиля рабочим местом слесарь по ремонту автомобилей является пост технического обслуживания или ремонта. Как при выполнении работ на верстаке так и у автомобиля важное значение имеет её организация.
До начала работ слесарь по ремонту автомобилей должен получить наряд на её выполнение. В наряде указывают, какую работу необходимо выполнить, норму времени. Требуемые для выполнения работы: запасные части и материалы выписывают со склада. Получив задание на работу, слесарь по ремонту автомобилей должен, прежде всего, подготовить инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения задания, и правильно расположить их на верстаке или у автомобиля.
Каждый инструмент надо помещать на определённое место, чтобы любой предмет можно было брать сразу, не делая лишних движений и незатрачивая лишнего времени на его поиски.
.5 Меры безопасности ТО
Меры безопасности ТО — это комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Ответственность за охрану труда и технику безопасности, а также за проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний в целом по предприятию возлагается на руководителя предприятия, а по отдельным участкам — на соответствующих руководителей.
Общий контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возложен на профсоюзные организации.
Для предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения работающих соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.
Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.
При проведении вводного инструктажа должны быть разъяснены:
основные положения Российского законодательства по технике безопасности и производственной санитарии;
правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных надписей, плакатов и сигнализаций;
особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
требования к работающим по соблюдению личной гигиены и правила производственной санитарии на предприятии;
нормы выдачи и правила пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
порядок оформления несчастного случая, связанного с производством;
требования пожарной безопасности.
В программу инструктажа по безопасным приемам и методам на рабочем месте входят:
общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства;
ознакомление с устройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а также применением средств индивидуальной защиты (предохранительных приспособлений);
порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, приспособлений и инструментов);
требование правильной организации и содержания рабочего места;
основные правила безопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочий индивидуально и совместно с другими рабочими.
Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве текущего ремонта автомобилей имеет правильная организация рабочего места.
Помещения для стоянки автомобилей, зон обслуживания, мастерских и цехов должны содержаться в чистоте и хорошо вентилироваться. Автомобили следует устанавливать на стоянке и для ремонта так, чтобы были свободные проходы и доступ ко всем агрегатам. Все проезды и проходы должны быть свободными, а движение автомобилей на территории организовано по определенной схеме, исключающей встречное движение и возможность наезда на людей. Категорически запрещается вождение автомобилей лицами, не имеющими водительских прав.
У карбюраторных двигателей в отработавших газах содержится окись углерода (угарный газ), а у дизелей — акролеин. Поэтому движение автомобилей и работа двигателей в помещениях гаража должны быть минимальными, так как отработавшие газы вредны для здоровья и могут при определенной концентрации вызвать отравление.
При установке автомобиля на пост обслуживания или ремонта необходимо надежно затормозить его ручным тормозом или подложить. упоры под колеса. Обслуживать и ремонтировать автомобиль с работающим двигателем не разрешается. Весьма опасна работа под автомобилем при вывешенных колесах. Поэтому поднятую часть или сторону автомобиля необходимо установить на специальные металлические подставки — козелки, не допуская подкладывания случайных предметов — кирпичей, досок, чурбаков, деталей автомобиля.
Нельзя производить работы под автомобилем, если он поднят только домкратом. В случае необходимости, работая под автомобилем лежа, следует пользоваться подкатанными тележками с подголовником.
Транспортировка снятых с автомобиля агрегатов должна осуществляться на специальных тележках.
При работе под автомобилем в осмотровой канаве, не имеющей освещения, можно пользоваться переносной лампой, подключаемой к сети с напряжением не более 12 В.
Монтажно-демонтажные работы следует выполнять только исправным инструментом определенного назначения.
Гаечные ключи должны точно соответствовать размерам гаек и болтов и не иметь выработки зева и трещин. Во избежание несчастных случаев сдваивание гаечных ключей или применение рычага для удлинения плеча недопустимо.
Тяжелые работы по снятию и установке агрегатов следует выполнять с применением специальных подъемных приспособлений, захватов и съемников; обвязывание при этом агрегатов веревкой не допускается.
Для выполнения слесарных работ следует применять только исправные инструменты. Бойки молотков, кувалд и затылки зубил или крейцмейселей не должны иметь заусенцев и быть сборными. Длина зубила и крейцмейселя должна быть не менее 125 мм.
.6 Экономическая часть
При оценке и расчете стоимости восстановительного ремонта (далее ремонта) АТС используются затратный и сравнительный подходы.
Затратный подход используется для составления калькуляции (сметы) на ремонтные работы.
Сравнительный подход применяется при определении рыночной стоимости материалов, комплектующих изделий, энергии, трудовых затрат и стоимости других ресурсов, привлекаемых для ремонта АТС.
Расчет стоимости (величины затрат) ремонта (устранение повреждений и дефектов) АТС определяется по формуле:
Срем = Сраб + См + Сзч, руб. (1)
где: Срем — величина затрат на ремонт, руб.;
Сраб — стоимость трудовых затрат и накладных расходов, руб.;
См — стоимость материалов, руб.;
Сзч — стоимость запасных частей, руб.;
. Определение величины трудовых затрат и накладных расходов.
Стоимость трудовых затрат и накладных расходов ремонтных работ по устранению повреждений и дефектов АТС (Сраб) определяется на основании:
установленных предприятием-изготовителем АТС нормативов трудоемкостей (если на какие-либо виды работ нормативы не установлены, то допускается использование норм времени, определенных экспертным путем);
рыночной стоимости нормо-часа работ в данном регионе на дату оценки с учетом типа, модели и возраста АТС;
по формуле:
Сраб = Траб х Снч, руб, (2)
где: Траб — трудоемкость работ, нормо-часов;
Снч — рыночная стоимость нормо-часа, руб.
. Определение стоимости материалов и запчастей.
Стоимость запасных частей, материалов, применяемых для восстановительного ремонта определяется по рыночной стоимости сложившейся в данном регионе на момент оценки с учетом типа, модели и возраста АТС.
Ориентировочные цены:
Капот ВАЗ-2115-6800руб
Двери ВАЗ-2115-6500руб
Дверь задка (5-я) ВАЗ 2115-4500руб
Крылья ВАЗ-2115-3500руб
Брызговики ВАЗ-2115 двигателя-200руб
Панель ВАЗ-2115 задка-1500руб
Крышка люка бака топливного ВАЗ-2115-150руб
Боковины кузова ВАЗ-2115 -1500руб
Панель пола передняя ВАЗ-2115-2500руб
Панель пола задняя ВАЗ-2115-850руб
Панель пола средняя ВАЗ-2115-1200руб
Соединитель порога правый ВАЗ-100руб
Дверь задка (5-я) ВАЗ 2115-4500руб
Фары передние ВАЗ-2115-200руб
Фары задние ВАЗ-2115-150руб
Спойлер ВАЗ-2115-1000руб
Лобовое стекло ВАЗ-2115-3900руб
Заднее стекло ВАЗ-2115-3800руб
Боковые передние стекла ВАЗ-2115-2100руб
Боковые задние стекла ВАЗ-2115-2000руб
.7 Охрана окружающей среды на АЗС
Для уменьшения испарения на АЗС нефтепродуктов следует:
поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность; отрегулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью, оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой герметично, закрывать сливные и замерные устройства, люки смотровых и сливных колодцев после приема нефтепродуктов и измерения уровня, температуры, плотности, не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автомашин, сливать нефтепродукты из автоцистерн только с применением быстроразъемных герметичных муфт МС-1.
На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха. Отбор и анализ проб проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-76 и Временной методики по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР. Частота и место отбора проб определяются приказом директора нефтебазы, комбината, управления АЗС по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС) и фиксируются в журнале лаборатории, производящей отбор и анализ проб.
Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) в мг/куб.м по указанному стандарту:
АЗС должна быть оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков. Разлившийся нефтепродукт собирают в сборник для отработанных нефтепродуктов, а площадку очищают сильной струей воды, направляя сток в канализацию. Сточные воды по производственно-ливневой канализации направляют на очистные сооружения, состоящие из колодца-отстойника, фильтра и колодца-сборника, или в накопитель сточных вод, из которого их вывозят на очистные сооружения других предприятий. Вопрос о наличии очистных сооружений или вывозе стоков решается в каждом конкретном случае.
Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.
мену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости. Загрязненный фильтрующий материал и осадки отвозят в специально отведенные места и уничтожают.
Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заиливания их выходов, не реже 2 раз в год (весной и осенью) проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт
О всех изменениях, проведенных на очистных сооружениях, необходимо делать запись в паспорте.
Заключение
Каким образом ТО влияет на продолжительность работы ремонт кузова ВАЗ-2115?
Каким образом достигли поставленной цели?
С помощью книг.
кузов автомобиль ремонт слесарь
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnicheskoe-obslujivanie-avtomobiley-vaz/
1. ВАЗ-2115 Книга по То и ремонту. //А.И. Чванов, В.Л. Костенков, В.С. Боюр, В.С. Смирнов, Г.В. Гаранин, Н.Н. Завьялова, Г.А. Хлыненкова, А.В. Капранов, 1997.