Организация кружковой работы по технологии

Курсовая работа

Пытливый ум и активность влекут ребят к всевозможным занятиям, удовлетворяющим любознательность и дающим простор инициативе.

Организовать творческую самодеятельность школьников – одна из задач учителей. Развитие детского творчества, связанное с изготовлением различных видов изделий, содействует трудовому воспитанию и приобщению школьников к общественно – полезному труду.

Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Дополнительное образование – сфера наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. В его арсенале неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого учащегося, что благотворно сказывается на укреплении его достоинства. Разнообразие видов деятельности расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует школьника к творчеству.

Дополнительное образование — вид образования, основное предназначение которого — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей;

  • Актуальность курсовой работы в том, что кружковая работа по технологии способствует развитию творческих способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ.

Объектом исследования является – кружковая работа по технологии

Предмет исследования — содержание и формы кружковой работы по технологии

Цель курсовой работы – Разработать эффективные методы, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ.

Задачи включают:

 Изучить и обобщить опыт по поставленной проблеме исследования на основе библиографического анализа.

 Изучить историю возникновения дополнительного образования

 Изучить содержание и формы дополнительного образования по технологии

10 стр., 4989 слов

Игровые технологии во внеурочной работе младших школьников

... на школьников во внеурочное время; ѕ изучить опыт учителей начальных классов по применению игровых технологий. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении материала, определяющего особенности игровых технологий и их использования во внеучебной деятельности ...

 Теоретический анализ влияния кружковых занятий по технологии на развитие творческого потенциала детей.

 Разработать авторскую программу занятий «Умелые руки» в процессе кружковой работы: разработать календарно-тематический план, план-конспект уроков.

Глава І. Содержание и форма кружковых работ.

1.1. История развития отечественной системы дополнительного образования детей.

Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешколь­ных учреждений для детей в России связано с именами С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко.

Свою педаго­гическую деятельность С.Т.Шацкий начал в 1905 г. среди де­тей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А.У.Зе­ленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. Александр Устинович Зеленко (1871—1953), архитек­тор и педагог, одним из первых в России поставил проблему со­здания специальной архитектуры для детей и стремился решить ее на практике. В 1905 г. С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко открыли в Москве клуб для детей. Здание для клуба было построено по проекту А.У.Зеленко.

Общество «Сетлемент», созданное С.Т.Шацким, А.У.Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи мало­обеспеченной и малокультурной части населения, фактически ли­шенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные кур­сы и начальную школу. Общество вело культурно-просветитель­ную работу и среди взрослого населения.

После Октябрьской революции начинает формироваться сеть внешкольных учреждений, основу которой соста­вили дворцы и дома пионеров и школьников. Первые из них были открыты в 1923—24 гг. в Бауманском и Фрунзенском рай­онах Москвы. Их создание было связано с организацией пио­нерских отрядов. Дворцы и дома пионеров стали организа­ционными и методическими центрами пионерского движения.

В 1926 г. в Москве открылась первая Станция юных техни­ков. К 1950 г. их насчитывалось 417 (половина из которых была в РСФСР).

Станции стали центрами технического творчества, включавшими кружки различного профиля: авиамодельные, судомодельные, авто- и мотокружки, радиокружки, «Умелые руки» и др. Станции юннатов и юных техников стали центрами экспериментальной работы. На станциях юных техников школьники овладевали методами моделирования и конструи­рования.

Наряду с детскими внешкольными учреждениями культур­но-просветительные учреждения для детей стали играть важ­ную роль в приобщении детей к ценностям культуры.

Важной составной частью системы внешкольных учрежде­ний для детей стали пионерские лагеря, которые рассма­тривались как воспитательно-оздоровительные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пио­нерской организации..

Таким образом, в течение примерно двадцати лет формирова­лась система внешкольных учреждений для детей, обладающая большим социально-педагогическим потенциалом. Этот потенци­ал основывался на организационных возможностях системы, фундамент которой составляла сеть разнообразных внешкольных учреждений: дворцов и домов пионеров, специализированных центров детского творчества, спортивных школ, пионерских ла­герей. Эти учреждения имелись во всех республиках и областях. Вместе с культурно-просветительными учреждениями для детей сеть внешкольных учреждений была способна решать разнообраз­ные задачи духовного, интеллектуального и физического разви­тия детей.

11 стр., 5261 слов

«Современные педагогические технологии в системе дополнительного ...

... односторонним. Педагогические технологии дополнительного образования детей ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка работать самостоятельно, строить диалоги с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей работы, искать причины ...

Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям: учебно-кружковая работа, массовая работа, методическая работа (прежде всего по вопросам деятель­ности детских организаций).

Система внешкольных учреждений рассматривалось как важ­ный идеологический инструмент укрепления социалистического строя: детские внешкольные упреждения наряду с другими соци­альными институтами были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, культурой труда и поведения.

Выполняя государственный заказ, детские внешкольные уч­реждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Явля­ясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориенти­роваться на достижение индивидуально-личностных результа­тов. Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожи­даемых результатов его деятельности, соответствующих соци­альному заказу, потребностям детей и педагогическим возмож­ностям самого учреждения. С этой точки зрения можно выде­лить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.

Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных уч­реждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в со­держании и масштабах инновационной деятельности.

Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятель­ности внешкольных учреждений. В 1992 г. эти учреждения ох­ватывали 6 363 тыс. детей, в 1993 г. — 5 946 тыс., в 1994 г. — 6 082 тыс., в 1995 г. — 6 074 тыс. По сравнению с 1990 г. почти на тысячу уменьшилось число детско-юношеских спортивных школ. Общая численность других видов внешкольных учреж­дений Министерства образования за этот же период увеличи­лась с 5001 до 5532, но число занимающихся в них детей со­кратилось с 4,6 млн чел. до 4,2 млн чел2. Нехватка средств при­вела к расширению практики предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще об­ращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи.

Процесс дифференциации в 90-е гг. развивался по несколь­ким направлениям. В структуре учреждений дополнительного образования стали появляться новые виды детских объедине­ний, ориентированных на привлечение новых групп детей, в частности дошкольников (например, школы раннего разви­тия).

Возникли иные формы интеграции школьного и допол­нительного образования — общеобразовательные классы и школы, входящие в состав учреждений дополнительного обра­зования. Получили распространение новые разновидности об­разовательных учреждений (например, агроэкологический центр, центр детских и юношеских объединений, межшколь­ный эстетический центр углубленного изучения музыки, центр традиционных народных промыслов и т.д.).

Процесс диффе­ренциации учреждений дополнительного образования стал пре­вращаться в процесс их «индивидуализации»: различия меж­ду центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педа­гогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ.

17 стр., 8323 слов

Разработка программы дополнительного образования

... МАОУ СОШ № 1. Объект исследования - Муниципальное автономное общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Лабытнанги. Предмет исследования: программа дополнительного образования детей «Патриот» на базе МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги. ...

Произошли изменения в методических функциях. С исчез­новением пионерской и комсомольской организаций, естествен­но, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров: некоторые крупные уч­реждения дополнительного образования стали выполнять функ­ции центров повышения квалификации. Важным средством стимулирования стал Всероссийский конкурс педагогов допол­нительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс при­зван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению профессионального мастер­ства и престижа труда работников дополнительного образова­ния, привлечению внимания местных администраций к обра­зовательной деятельности этой системы.

Учреждения дополнительного образования выполняют функ­цию организационно-методического обеспечения федеральных педагогических проектов. К их числу относятся всероссийские конкурсы творческих работ учащихся, всероссийские соревнова­ния по техническим видам спорта, туризму и ориентированию, спортивные соревнования, олимпиады, краеведческая програм­ма «Судьбы России» и другие проекты.

Итак, подытоживая, можно отметить, что если первона­чально внешкольные учреждения компенсировали отсут­ствие общего образования у детей и по характеру своей педагогической деятельности были своеобразной альтернати­вой традиционной школе, то с расширением сети школ, переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста происходило превращение внешкольных учреждений в уч­реждения дополнительного образования, а само дополнитель­ное образование становилось важным компонентом общего образования. [1]

1.2. Содержание дополнительного образования в школе

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  •  художественно-эстетическое;
  •  научно-техническое;
  •  спортивно-техническое;
  •  эколого-биологическое;
  •  физкультурно-оздоровительное;
  •  туристско-краеведческое;
  •  военно-патриотическое;
  •  социально-педагогическое;
  •  культурологическое;
  •  экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

12 стр., 5510 слов

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть

... в команде. На вопрос о том, к кому бы обратились воспитатели за помощью при совместной разработке инновационного проекта, 28 % ... педагогов ДОУ. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ строится на взаимодействии психолога с педагогами ДОУ на глубоком анализе качества профессиональной деятельности педагога с детьми ...

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствования учителей к этому только готовятся, необходимо создавать совместные методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам. [2]