В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.
Исправным считают автомобиль, который соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Работоспособный автомобиль в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, выполнение которых позволяет использовать его по назначению без угрозы безопасности движения. Работоспособный автомобиль может быть неисправным, например, иметь ухудшенный внешний вид, пониженное давление в смазочной системе двигателя.
Повреждением называют переход автомобиля в неисправное, но работоспособное состояние; переход его в неработоспособное состояние называют отказом.
Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей.
Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены прежде всего неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей).
Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях (АТП) периодическое ТО и при необходимости текущий ремонт (ТР), который осуществляется путем замены отдельных деталей и агрегатов. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).
Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность автомобиля на пробеге до очередного планового ремонта, причем этот пробег должен быть не менее пробега до очередного ТО-2. В случае возникновения отказов выполняют неплановый ТР, при котором заменяют или восстанавливают детали и сборочные единицы в объеме, определяемом техническим состоянием автомобиля.
Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (либо близкий к полному) ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены любых сборочных единиц и деталей, включая базовые. Базовой называют деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя к ней сборочные единицы и другие детали. У автомобилей базовой деталью является рама, у агрегатов — корпусная деталь, например, блок цилиндров двигателя, картер коробки передач.
Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей
... техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-предупредительной системы обслуживания. Сущность этой системы заключается в том, что техническое обслуживание автомобилей является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через определенные пробеги. Ремонтные работы ...
Назначение
Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей. Ремонт предназначен для восстановления работоспособного состояния автомобиля.
Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены прежде всего неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей).
Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях (АТП) периодическое ТО и при необходимости текущий ремонт (ТР), который осуществляется путём замены отдельных деталей и агрегатов. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически целесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).
Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность автомобиля на пробеге до очередного планового ремонта, причем этот пробег должен быть не менее пробега до очередного ТО-2. В случае возникновения отказов выполняют неплановый ТР, при котором заменяют или восстанавливают детали и сборочные единицы в объёме, определяемым техническим состоянием автомобиля.
Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (либо близкий к полному) ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены любых сборочных единиц и деталей, включая базовые. Базовой называют деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя к ней сборочные единицы и другие детали. У автомобилей базовой деталью является рама, у агрегатов — корпусная деталь, например, блок цилиндров двигателя, картер коробки передач.
Основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса их деталей. Около 70…75% деталей автомобилей, поступивших в КР, могут быть использованы повторно либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия.
Детали, полностью и счерпавшие свой ресурс и подлежащие замене, составляют 25…30% всех деталей. Это поршни, поршневые кольца, подшипники качения, резинотехнические изделия и др. Количество деталей, износ рабочих поверхностей которых находится в допустимых пределах, что позволяет их использовать без ремонта, достигает 30…35%. Остальные детали автомобиля (40…45%) могут быть использованы повторно только после их восстановления. К ним относится большинство наиболее сложных, металлоемких и дорогостоящих деталей автомобиля, в частности блок цилиндров, коленчатый и распределительные валы, головка цилиндров, картеры коробки передач и заднего моста и др. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10…50% стоимости их изготовления.
ремонт автомобиль охлаждение неисправность
1. Виды и методы ремонта
В зависимости от назначения, характера и объёма выполняемых работ различают текущий, средний и капитальный ремонты.
Проектирование кузовного и малярного участка на базе СТО автомобилей ...
... состоянии и продление срока службы автомобиля. При несвоевременном, нерегулярном и некачественном проведении профилактических работ (ТО, диагностирование) происходит повышенный износ деталей, агрегатов ... эффективности ремонта автомобилей имеет использование остаточного ресурса деталей. Около 70.. 75% деталей автомобилей и их агрегатов, прошедших срок службы до первого капитального ремонта, имеет ...
Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с ремонтом или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния. Текущий ремонт обеспечивает безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге, не меньшем, чем до ближайшего ТО-2. Сокращение времени простоя автомобиля применяется агрегатный метод ремонта, при котором производится замена неисправных или требующих капитального ремонта агрегатов и узлов на исправные, взятые из оборотного фонда.
Средний ремонт ( СР ) автомобилей предусматривается для случав их эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях; проводится с периодичностью более одного года. При нём могут выполняться следующие ремонтные работы: замена двигателя, достигшего предельного состояния и требующего капитального ремонта, устранение неисправностей других агрегатов с заменой или ремонтом деталей, окраска кузова и другие работы, которые обеспечили бы восстановление исправного состояния автомобиля.
Капитальный ремонт ( КР ) автомобилей, агрегатов и узлов предназначен для обеспечения назначенного ресурса автомобиля и его составных частей путём восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%доремонтного) восстановлению ресурса и обеспечения других нормируемых свойств. При КР заменяют или восстанавливают любые узлы и детали, включая базовые. Автомобили и агрегаты подвергают, как правило, не более чем одному капитальному ремонту. Базовой частью легкового автомобиля и автобуса является кузов, грузового автомобиля — рама. К базовым деталям агрегатов относятся: в двигателе — блок цилиндров; в коробке передач, заднем мосту, рулевом механизме — картер; в переднем мосту — балка переднего моста или поперечина независимой подвески; в кузове или кабине — корпус; в раме — продольные балки.
По характеру постановки на ремонт различают плановый и неплановый ремонты.
Плановый ремонт — ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Неплановый ремонт
По регламентации выполнения предусматриваются ремонты: регламентированный и по техническому состоянию.
Регламентированный ремонт — плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объёме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.
Ремонт по техническому состоянию, Не обезличенный метод, Обезличенный метод, Агрегатный метод
Состав АРП
В состав ремонтного предприятия входят основное и вспомогательное производства, складское хозяйство, транспорт, лаборатории, заводоуправление.
Основное производство
Вспомогательное производство — включает инструментальное хозяйство и отдел главного механика (ОГМ).
В его функции входят обслуживание и ремонт оборудования, зданий, сооружений и инженерных сетей, изготовление, ремонт и заточка инструмента, изготовление приспособлений и другие работы.
Складское хозяйство
Транспорт ремонтного предприятия разделяется на внешний внутризаводской. Для организации и осуществления внешних перевозок в составе заводоупотребления образуется транспортный отдел. Внутризаводской транспорт включает участок хранения и ремонта, а также
Ремонт радиатора
... радиатор охлаждения дистиллированную простую воду. Долговременное использование простой качестве в воды охлаждающей жидкости способствует появлению отложений и ржавчины на отдельных деталях системы охлаждения, последствии в что сокращает её срок службы. Система двигателя охлаждения, ...
зарядки аккумуляторов электротранспорта.
Лаборатории ремонтного предприятия: центральная, измерительная, надёжности. Центральная лаборатория включает отделения: химическое, металлографическое, фотографическое.
Классификация АРП
По роду выполняемых работ:
- грузовые ,
пассажирские (
грузопассажирские,
специальные (
По организации производственной деятельности:
автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.
автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.
автокомбинат
автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.
2. Техническая часть проекта
Назначение
Система охлаждения двигателя служит для поддержания нормального теплового режима мотора. При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя выделяется большое количество тепла, так как средняя температура газов в цилиндрах работающего двигателя 600-1000*C. Непосредственная естественная отдача тепла в окружающую среду совершенно недостаточна. Этим объясняется необходимость принудительного охлаждения мотора с помощью вспомогательных систем. Нельзя допускать и переохлаждения мотора, так как при этом увеличиваются тепловые потери (уменьшается доля полезного используемого тепла), увеличиваются потери на трение из-за загустения смазки, уменьшается мощность и ухудшается КПД, экономичность двигателя, также ухудшается запуск двигателя в различных погодных условиях. В качестве теплоносителя раньше использовалась вода, теперь это тосол или антифриз.
Нормальным тепловым режимом для карбюраторных двигателей считается такой, при котором температура охлаждающей жидкости, выходящей из головки блока, составляет 80-90*С, а для дизеля 75-85*C. Система охлаждения большинства автомобильных двигателей жидкостная (водяная), но существует и воздушная. Если система охлаждения закрытого типа (не сообщается с атмосферой), то при работе мотора в ней обеспечивается повышение температуры кипения воды до 108-111*С, благодаря чему уменьшается накипе-образование и повышается долговечность системы. В систему охлаждения входят рубашка охлаждения двигателя, радиатор, водяной насос, вентиляторы, термостаты, жалюзи.
Принцип работы системы охлаждения
Работу системы охлаждения обеспечивает система управления двигателем. В современных двигателях алгоритм работы реализован на основе математической модели, которая учитывает различные параметры (температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, наружную температуру и др.) и задает оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов.
Охлаждающая жидкость в системе имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает центробежный насос. Движение жидкости осуществляется через «рубашку охлаждения» двигателя. При этом происходит охлаждение двигателя и нагрев охлаждающей жидкости. Направление движения жидкости в «рубашке охлаждения» может быть продольным (от первого цилиндра к последнему) или поперечным (от выпускного коллектора к впускному).
В зависимости от температуры жидкость циркулирует по малому или большому кругу. При запуске двигателя сам двигатель и охлаждающая жидкость в нем холодные. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт.
Реферат охлаждение
... других деталей. Вокруг цилиндров двигателя и головки блока имеется пространство с двойными стенками (водяная рубашка), где циркулирует охлаждающая жидкость. Рис. 1. Схема жидкостей системы охлаждения: 1 — радиатор; 2 — верхний бачок; ...
По мере нагрева охлаждающей жидкости термостат открывается, и охлаждающая жидкость движется по большому кругу — через радиатор. Нагретая жидкость проходит через радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. При необходимости жидкость охлаждается потоком воздуха от вентилятора.
После охлаждения жидкость снова поступает в «рубашку охлаждения» двигателя. В ходе работы двигателя цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется.
На автомобилях c турбонаддувом может применяться двухконтурная система охлаждения, в которой один контур отвечает за охлаждение двигателя, другой — за охлаждение наддувочного воздуха.
2.1 Устройство системы охлаждения Ваз 2107, Рис. 7. Система охлаждения двигателя.
1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости; 2. Шланг отвода жидкости от впускного трубопровода; 3.Шланг отвода жидкости из радиатора отопителя салона; 4.Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя; 5. Перепускной шланг термостата; 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения; 7. Подводящий шланг радиатора; 8. Расширительный бачок; 9. Пробка расширительного бачка; 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку; 11. Пробка радиатора; 12. Выпускной (паровой) клапан пробки; 13. Впускной клапан пробки; 14. Верхний бачок радиатора; 15. Заливная горловина радиатора; 16. Трубка радиатора; 17. Охлаждающие пластины радиатора; 18. Вентилятор; 19. Кожух вентилятора; 20. Шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 21. Резиновая опора радиатора; 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости ; 23. Обойма сальника; 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости; 25. Крышка насоса; 26. Ступица шкива насоса; 27. Валик насоса; 28. Стопорный винт; 29. Манжета сальника; 30. Корпус насоса; 31. Крыльчатка насоса; 32. Приемный патрубок насоса; 33. Нижний бачок радиатора; 34. Отводящий шланг радиатора; 35. Ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 36. Насос охлаждающей жидкости; 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 38. Термостат; 39. Левый бачок алюминиевого радиатора; 40. Сливная пробка; 41. Датчик включения и выключения электродвигателя вентилятора; 42. Алюминиевая сердцевина радиатора; 43. Правый бачок алюминиевого радиатора; 44. Резиновая вставка; 45. Входной патрубок; 46. Основной клапан; 47. Перепускной клапан; 48. Корпус термостата; 49. Патрубок перепускного шланга; 50. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос; 51. Крышка термостата; 52. Поршень рабочего элемента термостата; I. Схема работы термостата; II. Температура жидкости менее +80°С; III. Температура жидкости +80 — +94°С; IV. Температура жидкости больше +94°С.
Система охлаждения служит для охлаждения нагревающихся деталей и поддержания нормального температурного режима двигателя. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Вместимость системы 9.85 л (двигатели с алюминиевыми радиаторами имеют меньшую вместимость).
Система охлаждения состоит из насоса 36. радиатора, расширительного бачка 8, неразборного термостата 38. четырехлопастного электровентилятора, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров, трубопроводов, шлангов и сливных пробок. Система заполняется жидкостью Тосол А-40 — водным раствором антифриза Тосол-А (концентрированного раствора этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими присадками, исключающими образование накипи и коррозии деталей, плотностью 1,12-1,14 г/см).
Тосол А-40 имеет плотность 1, 078-1,085 г/см и температуру начала кристаллизации минус 40 С. Уровень жидкости при холодном двигателе должен быть на 3-4 см выше метки «MIN» на полупрозрачном расширительном бачке. Доливать в расширительный бачок необходимо дистиллированную воду или антифриз Тосол-А в зависимости от плотности охлаждающей жидкости в системе. Проверка плотности жидкости осуществляется ареометром при техническом обслуживании автомобиля. Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеются датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. При нормальном тепловом режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80 — 100 C. Повышенный тепловой режим двигателя может быть вызван неполадками в системе охлаждения (недостаточное количество охлаждающей жидкости, ослабление натяжения ремня привода насоса, неисправность термостата) или тяжелыми условиями движения (движение по песку, крутому затяжному подъему, буксировка и т.д.).
Слив жидкости из системы охлаждения осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна в левом углу нижнего бачка радиатора, другая в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля.
При работе двигателя нагретая в рубашке охлаждения жидкость поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат 38 в зависимости от положения клапанов термостата, далее всасывается по шлангу 37 насосом 36 и направляется насосом снова в рубашку охлаждения. К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36. Насос охлаждающей жидкости служит для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения. Насос центробежного типа. Корпус 30 и крышка 25 отлиты из сплава алюминия. Валик 27 насоса устанавливается в двухрядном шариковом подшипнике 24, который стопорится в крышке стопорным винтом 28. Чтобы винт не ослабевал, контуры гнезда стопорного винта расчеканиваются после сборки. Подшипник не имеет внутренней обоймы, роль обоймы выполняет валик насоса. При сборке подшипник заполняется смазкой Литол-24 и в дальнейшем не смазывается.
На передний конец валика напрессовывается ступица 26 шкива привода насоса, на задний — крыльчатка 31. К торцу крыльчатки, закаленному токами высокой частоты на глубину 2-3 мм, прижимается упорное уплотнительное кольцо сальника, изготовленное из графитовой композиции. Сальник насоса неразборный. состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты 29 и уплотнительного кольца. Сальник запрессован в крышку насоса. Корпус 30 насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 со стороны блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. Электровентилятор. Вентилятор 18 четырехлопастной, изготавливается из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на вал электродвигателя и поджимается гайкой. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 19, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Электровентилятор в сборе с электродвигателем устанавливается на трех резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха вентилятора. Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры жидкости датчиком типа ТМ-108, который завертывается в нижний бачок радиатора с левой стороны. Температура замыкания контактов датчика должна находиться в пределах 89-95 С, а размыкания контактов в пределах 84-90 С. Радиатор и расширительный бачок. Радиатор с верхним и нижним бачками, двумя рядами латунных вертикальных трубок и с лужеными охлаждающими пластинами. Крепится радиатор четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8.
Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через который радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0.5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении жидкости. При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не успевает выпускать жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему с расширительным бачком. Когда давление при нагревании возрастет до 50 кПа, откроется выпускной клапан 12, и часть охлаждающей жидкости выйдет в расширительный бачок. Расширительный бачок закрывается пробкой, которая имеет резиновый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. С июля 1987 года на двигатели стали устанавливать радиаторы с алюминиевыми сердцевинами 42, изготовленными из двух рядов горизонтальных круглых алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. Радиатор имеет правый 43 и левый 39 пластмассовые бачки с патрубками для подсоединения шлангов и заливную горловину. Радиатор разборный, сердцевина крепится к бачкам через уплотнительные резиновые прокладки.
Для повышения эффективности охлаждения жидкости алюминиевые охлаждающие пластины штампуются с насечкой, обеспечивающей турбулентное движение воздуха через радиатор. Исключение из технологического процесса пайки использование алюминия и пластмассы уменьшило трудоемкость изготовления радиатора, а также значительно снизило его массу. Однако в связи с использованием алюминиевых трубок не рекомендуется использование в системе охлаждения одной воды в качестве охлаждающей жидкости, чтобы исключить вероятность коррозии этих трубок. Термостат и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85- 95 С. Термостат 38 состоит из корпуса 48 и крышки 51, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 46. Термостат имеет входной патрубок 45 охлажденной жидкости из радиатора, патрубок 49 перепускного шланга 5 перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 50 подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан установлен на стакане, в котором завальцована резиновая вставка 44. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 52, который закреплен на неподвижном держателе. Между стенками стакана и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 46 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 47. поджимаемый пружиной перепускного клапана. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его. На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80 С основной клапан закрыт, перепускной — открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной клапан 47 в насос 36. минуя радиатор (по малому кругу).
Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя.
Если температура жидкости повышается выше 94 С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 44 и выдавливает поршень 52. перемещая основной клапан 46 до полного открытия. Перепускной клапан 47 полностью закроется. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения. В пределах температур 80-94 С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости и наилучший тепловой режим работы двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в пределах 80,6-81,5 С. ход клапана — не менее 6,0 мм. Проверку начала открытия основного клапана выполняют в баке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75 С. Температуру воды постепенно увеличивают на 1 С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм. Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле. При исправном термостате после пуска холодного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-85 С. Неисправный термостат заменяют новым.
2.2 Основные неисправности системы охлаждения
ПРИЧИНА |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ |
|
Перегрев двигателя (по указателю температуры) |
||
Низкий уровень охлаждающей жидкости |
Восстановите уровень. |
|
Ослабление ремня вентилятора |
Отрегулируйте натяжение ремня. |
|
Пережатие шлангов |
Замените шланги. |
|
Отсутствует доступ потока воздуха к радиатору |
Очистите радиатор или уберите препятствия (противотуманные фары и др.) |
|
Неисправна пробка горловины радиатора |
Замените пробку. |
|
Неправильная установка момента зажигания |
Отрегулируйте. |
|
Низкие обороты холостого хода |
Отрегулируйте. |
|
Образование воздушных пробок в системе охлаждения |
Удалите воздух. |
|
Тяжелые условия движения |
Периодически переводите двигатель в режим повышенных оборотов холостого хода, чтобы улучшить охлаждение. |
|
Неправильный монтаж деталей системы охлаждения |
Установите детали. |
|
Неисправен термостат |
Замените. |
|
Поломка валика насоса или срыв крыльчатки |
Замените насос. |
|
Засорение радиатора |
Промойте радиатор. |
|
Засорение каналов системы охлаждения |
Промойте систему. |
|
Отложения накипи в охлаждающих каналах |
Отремонтируйте или замените блок цилиндров. Накипь будет видна при снятии деталей системы охлаждения или при удалении заглушек каналов. |
|
Колеса полностью не растормаживаются |
Отремонтируйте тормоза. |
|
Повышенное трение в деталях двигателя |
Отремонтируйте двигатель. |
|
Концентрация антифриза превышает 68% |
Восстановите нормальный состав охлаждающей жидкости. |
|
Нарушение воздушных уплотнений |
Восстановите уплотнения. |
|
Неисправность датчика или указателя |
Отремонтируйте или замените неисправный прибор. |
|
Потеря охлаждающей жидкости вследствие утечки или вспенивания |
Замените жидкость, отремонтируйте или замените неисправные детали. |
|
Двигатель не прогревается до нормальной температуры |
||
Неисправен термостат |
Замените. |
|
Неисправность датчика или указателя |
Отремонтируйте или замените неисправный прибор. |
|
Потери охлаждающей жидкости (выброс) |
||
Уровень жидкости выше нормы |
Восстановите уровень. |
|
Остановка двигателя сразу после езды |
Перед остановкой двигатель должен немного поработать на быстром холостом ходу. |
|
Образование в системе охлаждения воздушных пробок (иногда наблюдается «извержение» жидкости) |
Удалите воздух. |
|
Недостаточная концентрация антифриза, вследствие чего понижается точка кипения |
Восстановите нормальный состав жидкости. |
|
Старение антифриза или загрязнение |
Замените жидкость. |
|
Утечки, обусловленные ослаблением хомутов шлангов, крепежных элементов, сливных пробок, неисправностью шлангов или радиатора |
Выполните опрессовку системы и найдите места течи, отремонтируйте. |
|
Повреждение прокладки головки цилиндров |
Замените прокладку. |
|
Трещины в головке цилиндров, всасывающем коллекторе или в блоке цилиндров |
Замените неисправные детали. |
|
Неисправна пробка горловины радиатора |
Замените пробку. |
|
Попадание охлаждающей жидкости в масло (блок цилиндров) |
||
Повреждение прокладки головки цилиндров |
Замените прокладку. |
|
Трещины в головке цилиндров, всасывающем коллекторе или в блоке цилиндров |
Замените неисправные детали. |
|
Уровень жидкости не восстанавливается |
||
Низкий уровень жидкости |
Долейте до отметки FULL. |
|
Течь в системе охлаждения |
Выполните опрессовку системы и найдите места течи, отремонтируйте. |
|
Неплотно закрывается пробка радиатора, повреждение или отсутствие прокладки |
Отремонтируйте, прокладку замените. |
|
Неисправна пробка радиатора |
Замените. |
|
Засорена или течет трубка расширительного бачка |
||
Засорены вентиляционные отверстия расширительного бачка |
Прочистите. |
|
Шумы |
||
Задевание крыльчатки вентилятора за кожух |
Отрегулируйте положение кожуха, проверьте состояние опор двигателя. |
|
Ослабление крыльчатки на валу насоса |
Замените насос. |
|
Изношен (проскальзывает ремень привода) |
Замените или смажьте ремень силиконовой смазкой. |
|
Ослабление ремня вентилятора |
Отрегулируйте натяжение ремня. |
|
Шероховатость шкива |
Замените шкив. |
|
Износ подшипника насоса |
Снимите ремень и убедитесь, что шум исходит от насоса. Замените насос. |
|
Плоскости шкивов смещены (перекос ремня) |
Проверьте совмещение плоскостей шкивов. При необходимости отремонтируйте. |
|
В радиатор отопителя жидкость не поступает |
||
Деформация впускного патрубка насоса |
||
Перегиб шлангов радиатора отопителя |
Устраните перегиб или замените шланг. |
|
Деформация патрубка или каналов радиатора отопителя |
Отремонтируйте или замените радиатор. |
|
Засорен или пережат выпускной патрубок термостата |
Удалите накипь или устраните пережатие. |
|
Засорение перепускного отверстия всасывающего коллектора |
Прочистите. |
|
Неисправен кран отопителя |
Замените кран. |
|
Засорение канала охлаждающей жидкости во всасывающем коллекторе |
Прочистите или замените коллектор. Сразу после остановки двигатель переходит в состояние «теплового отмокания». Это обусловлено повышением температуры охлаждающей жидкости на неработающем горячем двигателе, при отсутствии циркуляции через радиатор. Если температура двигателя превышает точку кипения, то наблюдается «переливание» жидкости. Допускается редкое проявление такого эффекта. |
|
3. Практическая часть
3.1 Востановление детали с применением синтетических материалов
1. В автотранспортном (ремонтном) производстве всё большее применение при восстановлении деталей находят различные виды синтетических материалов (пластмасс).
Их используют при устранении механических повреждений на деталях (трещин, пробоин, отколов и т.п.), при компенсации износа рабочих поверхностей деталей, а так же при соединении деталей склеиванием. Это объясняется простотой технологического процесса и применяемого оборудования, невысокой трудоёмкостью процесса, достаточно высокими физико — механическими свойствами пластмасс, низкой их стоимостью.
Главной составляющей частью пластмасс являются полимеры. Многие пластмассы представляют собой чистые полимеры (полистирол, полиэтилен, полипропилен и др.), но есть пластмассы, в состав которых, кроме полимеров, входят и другие компоненты — наполнители, пластификаторы, красители, отвердители и др. добавки, сообщающие пластмассам требуемые свойства. Все полимеры подразделяются на две большие группы:
- реактопласты (термореактивные);
- термопласты (термопластические).
Реактопласты при нормальной температуре могут быть в жидком или твёрдом состоянии. Но при нагреве до определённой температуры переходит в вязко — текучее состояние, а при дальнейшем нагреве затвердевают и остаются в таком состоянии независимо от температуры. Этот процесс необратимый, т.к. перевести реактопласты в пластичное состояние невозможно.
Термопласты при нормальной температуре находятся в твёрдом состоянии, а при нагреве размягчаются. В этом состоянии можно придавать любую форму. После охлаждения они снова затвердевают. При повторном нагреве сохраняют пластические свойства т.е. пригодны для дальнейшего использования.
Из реактопластов наиболее широкое применение при восстановлении деталей нашли эпоксидные смолы ЭД — 16 и ЭД — 20 — вязкая жидкость светло — коричневого цвета. При восстановлении деталей применяют эпоксидные композиции — эпоксидная смола, отвердители, пластификаторы и наполнители.
Отвердители (холодные и горячие), соответственно процесс идёт при температурах 60.. .70 С и 120… 160 С.
Пластификаторы — дибутилфталат (ДБФ) — низко молекулярная алифатическая смола ДЭГ — 1 и тиокол НВБ — 2.
Наполнители — стальной или чугунный порошок, аэросил, алюминевая пудра, порошки слюды, талька, асбеста и графита. Так же для приготовления эпоксидных составов могут быть использованы поставляемые промышленностью готовые композиции К — 115 и К — 153, которые не содержат наполнителей и отвердителей.
Из термопластов наибольшее применение нашли полиэтилены, полипропелены, полистеролы, винипласты, полиамиды и фторопласты. Эти материалы обладают хорошей адгезией с металлами, достаточно высокой механической прочностью и износостойкостью. Выпускаются промышленностью в виде гранул и применяются при восстановлении поверхностей деталей, работающих в условиях трения скольжения. Для повышения твёрдости, износостойкости др. свойств в полиамидные смолы вводят наполнители: графит, тальк, сульфид молибдена и металлические порошки. Эти материалы используются так же для изготовления небольших деталей, арматуры кузова и т.п.
2. Эпоксидные составы применяют для заделки трещин, раковин, пробоин и др. механических повреждений в корпусных деталях, а так же для восстановления в них посадочных поверхностей под подшипники.
Перед выполнением этих работ приготавливают эпоксидный состав (пасту).
Для этого эпоксидную смолу подогревают до температуры 50…60 С, вводят в неё пластификатор и тщательно перемешивают, затем в пасту при непрерывном перемешивании вводят в требуемом количестве наполнители. Полученный состав охлаждают до комнатной температуры и за 30.. .40 мин. до применения в эпоксидный состав вводят отвердитель.
При заделке трещин в корпусных деталях их подготавливают к нанесению эпоксидного состава: как и перед заваркой производят разделку трещин под углом 120, засверливают их концы, зачищают кромки от окислов и обезжиривают растворителями (ацетон, бензин).
Далее в засверленные отверстия вставляют асбестовые пробки и при помощи шпателя наносят эпоксидную пасту в два слоя. Вначале наносят тонкий слой для того, чтобы только покрыть разделанный шов, а затем вторым слоем заполняют полностью шов с перекрытием кромок на 5… 10 мм. Отвердевание пасты производят в сушильном шкафу. При применении холодного отвердителя деталь нагревают до 60.. .70 С и выдерживают при этой температуре 4.. .5 часов.
При устранении пробоин края повреждения зачищают до металлического блеска. Из стеклоткани вырезают накладку, перекрывающую края пробоины на 15…20 мм. После этого очищенные и обезжиренные края пробоины наносят тонкий слой эпоксидного состава и на него накладывают стеклоткань и прикатывают её роликами.
Далее на поверхность накладки наносят слой эпоксидной пасты и его снова покрывают стеклотканью и т.д. В зависимости от размеров пробоины может быть 3…5 слоев. После нанесения последнего слоя производят отверждение пасты в сушильном шкафу.
3. При восстановлении цилиндрических поверхностей деталей применяют термопласты. Нанесение этих полимеров на детали производится путём погружения в расплав пластмассы, литьём под давлением и различными способами напыления порошков. Наиболее широкое применение нашли следующие способы напыления: вихревой, вибрационный, газопламенный и напыление порошка на нагретую поверхность детали. Перед напылением гранулы полимеров превращают механическим или химическим путём в порошкообразное состояние с размером частиц 0,1.. .0,15 мм. При вихревом напылении деталь, предварительно обезжиренную и подогретую до 280.. .300 С, помещают в специальную камеру с взвихренным (псевдосжиженным) порошком пластмассы. Камера вихревого напыления разделена пористой перегородкой на две части. В нижнюю часть камеры поступает сжатый воздух или азот. Сверху на пористую перегородку загружают порошок пластмассы. Сжатый воздух, проходя через пористую перегородку, взвихривает порошок. Соприкасаясь с нагретой поверхностью детали частицы порошка оплавляются и образуют на поверхности детали покрытие. Время выдержки детали в камере зависит от необходимой толщины покрытия. После напыления покрытие подвергают термообработке для снятия внутренних напряжений путём нагрева в масле до температуры 160 С в течение 15…60 мин.
При вибрационном напылении порошок пластмассы приводят в псевдосжиженное состояние в специальной виброкамере с помощью электромагнитного вибратора. Этот способ не требует подогрева детали до высокой температуры, т.к. она не охлаждается потоком сжатого газа. Однако окончательное оплавление порошка в этом случае производят в специальном нагревательном шкафу. Наиболее эффективная частота вибрации 50… 100 Гц, при которой ускорение напыляемых частиц достигает 30 м/с, при этом толщена покрытия — до 1,5 мм.
Описанными способами напыления (вихревым, вибрационным и напылением порошка на нагретую поверхность детали) полимеров можно восстанавливать втулки из антифрикционных материалов, а так же посадочные поверхности на других деталях.
При газопламенном напылении пластмассовый порошок расплавляется в пламени специальной горелки и распыляется струёй сжатого воздуха. Применяется способ для устранения неровностей после правки на поверхности кузовов. Используется специальный порошок ПФН — 12 или ТПФ — 37. Перед нанесением покрытия поверхность кузова очищают от ржавчины и старой краски. А затем придают ей шероховатость при помощи шлифовальной машины крупнозернистыми кругом или дробеструйной обработкой, затем нагревают пламенем газовой горелки до температуры 200С и только после этого включают подачу порошка и производят напыление. Напыленную поверхность перед окраской шлифуют шкуркой.
Напыление пластмассовых порошков можно производить так же путём их напыления на подогретую поверхность детали. При этом деталь нагревают до температуры плавления пластмассы. Частицы порошка, попадая на нагретую поверхность детали, расплавляются и образуют покрытие.
4. Синтетические клеи применяют при ремонте автомобилей для приклеивания накладок на пробоины в баках, бачках радиаторов и др. деталях, а так же при восстановлении кузовов и для наклейки фрикционных накладок на тормозные колодки. В авторемонтном производстве нашли применение следующие синтетические клеи: ВС — 350, БФ — 2, ВС — Ют, МПФ — 1, ВК — 200, эпоксидные клеи и др.
Перед склеиванием поверхности деталей тщательно очищают от загрязнений, обезжиривают растворителями и придают им некоторую шероховатость. После этого на соединяемые поверхности наносят 2…3 слоя клея толщиной около 0,1 мм. Учитывая, что большинство клеев (кроме эпоксидных) содержат летучие растворители, после нанесения первого и последующих слоев клея их нужно подсушить.
После подсушки клея соединяют склеиваемые поверхности. При этом очень важно строго выдерживать режим отвержения клея: усилия прижатия поверхностей, температуру и длительность выдержки при отверждении. Отверждение может производиться при температуре 180 С путём общего нагрева детали в течение 45 минут или путём местного нагрева склеиваемых поверхностей электронагревателем, паяльной лампой и др. источниками тепла. Охлаждение деталей необходимо производить медленно (правила применения клеев).