Основы функционирования и перспективы развития ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

Курсовая работа

Гражданская авиация является важнейшим элементом транспортной системы государства. Она обеспечивает территориальную, экономическую и социальную целостность страны. В гражданской авиации можно выделить следующие основные звенья: эксплуатанты, аэропорты и хэндлинговые организации, органы управления воздушным движением, а также компании, предоставляющие дополнительные услуги.

Аэропорты являются главными наземными составляющими системы воздушного транспорта страны. За годы экономических реформ количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось в 2,5 раза. Уменьшение преимущественно происходило за счет объектов регионального и местного значения. По состоянию на 01 марта 2014 года в Государственный реестр аэропортов Российской Федерации включено 227 единицы, из них — 71 аэропорт допущен к международным полетам (по состоянию на 01.01.2014).

При этом объем перевозок в последнее время постоянно растет и в российских аэропортах в 2013 году было обслужено уже более 142 млн. пассажиров. Рост объемов воздушных перевозок в будущем зависит от состояния и пропускной способности наземной инфраструктуры, качества работы операторов аэропортовой деятельности, эффективности системы управления процессом наземного обслуживания, а так же совершенности схемы взаимодействия всех участников процесса.

1. Общая характеристика ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

воздушный судно аэропортовый

ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» является главным оператором аэропорта Шереметьево (Москва), второго по объему перевозок в России и лучшего аэропорта Европы по качеству обслуживания пассажиров.

Полное наименование предприятия — открытое акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево», сокращенное наименование — ОАО «МАШ».

Учредителем общества является Российская Федерация, доля Российской Федерации в уставном капитале по обыкновенным по привилегированным акциям составляет 83,0381%. Акционерами ОАО «МАШ» так же являются:

  • ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», владеющее 8,9589% акций;
  • ООО «ВЭБ Капитал» (4,2405% акций);
  • ОАО «Банк ВТБ» (3,7625% акций);
  • Другие акционеры владеют менее, чем по 2% акций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» управление предприятием осуществляется следующими органами:

  • Общее собрание акционеров (высший орган управления);
  • Совет директоров;
  • Единоличный исполнительный орган — Генеральный директор;
  • Коллегиальный исполнительный орган — Правление.

В целях контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия создана и действует Ревизионная комиссия.

15 стр., 7124 слов

Международный опыт управления качеством продукции

... систем управление качеством продукции Японии, США и Европы. Сравнительный анализ западного и восточного подходов к управлению качеством продукции. Анализ системы управления качеством продукции американской автомобилестроительной компании «Ford». 1. Международный опыт управления качеством продукции 1 Основные понятия качества и управления качеством Существует ...

Линейно-функциональная структура управления компанией обусловлена исторически сложившейся практикой для предприятий такого типа, и позволяет обеспечить стабильность деятельности, высокую формализацию и стандартизацию процессов, эффективность использования ресурсов. Одновременно стоит отметить недостатки линейно-функционального типа управления производством: длительность принятия и реализации решений, замедленная реакция на изменения рынка и внешних условий. Организационная структура ОАО «МАШ» приводится в Приложении 1.

Общество является коммерческой организацией, основной вид деятельности которой — обслуживание воздушных судов и пассажиров российских и иностранных авиаперевозчиков, а также предоставление услуг неавиационного характера предприятиям и организациям, пассажирам аэропорта.

ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», как держатель Сертификата аэропорта №ФАВТ А.02244 и Свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации №84 — является главным оператором в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 года №599.

ОАО «МАШ» осуществляет весь спектр традиционных аэропортовых видов деятельности, за исключением аэронавигационных услуг и услуг авиатопливообеспечения, в том числе:

1. аэродромное обеспечение полетов;

2. обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

3. электросветотехническое обеспечение полетов;

4. штурманское обеспечение полетов;

5. инженерно-авиационное обеспечение полетов;

6. обеспечение авиационной безопасности;

7. поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов.

Качество предоставляемых услуг подтверждено сертификатами соответствия, выданными Федеральным Агентством Воздушного Транспорта России.

Высокий уровень сервиса подтверждается тем фактом, что международный аэропорт Шереметьево два года подряд (по итогам 2012 и 2013 гг.) становится лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров по итогам авторитетной программы ASQ (Airport Service Quality) Международного Совета Аэропортов (ACI).

Шереметьево — первый российский аэропорт, который удостоился почетного лидерства в независимом рейтинге ASQ и получил международное признание пассажиров и профессиональных экспертов. Рейтинг ASQ составляется на основании исследования удовлетворенности пассажиров качеством услуг в аэропортах мира по 37 ключевым параметрам. Аэропорт Шереметьево является участником программы по исследованию качества в аэропортах мира ASQ с 2010 года. Также по итогам 2013 года Шереметьево вошел в список наиболее комфортных для семейных пассажиров аэропортов Европы по рейтингу глобального сайта для поиска путешествий Skyscanner.

Кроме комплекса авиационных услуг ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» оказывает обширный перечень услуг неавиационного характера, в том числе аренда помещений, услуги телефонной связи и коммунальные услуги, услуги по предоставлению автотранспорта и шиномонтажные работы, а так же медицинские услуги. Для оказания медицинских услуг в ОАО «МАШ» создано специальное подразделение — медико-санитарная часть, расположенная в отдельном здании и оснащенная всем необходимым оборудованием и имеющая укомплектованный штат квалифицированного персонала.

2. Инфраструктура аэропорта Шереметьево

Аэропорт Шереметьево располагается в 28 км. северо-западнее г. Москвы. Аэродром включает в себя 2 параллельные взлетно-посадочные полосы (ВПП):

  • ИВПП-1 3550х60 м, PCN 64/R/B/W/T;
  • ИВПП-2 3700х60 м, PCN 64/R/А/W/T.

Генеральный план аэропорта приводится в Приложении 2.

Класс аэродрома Шереметьево — «А», по противопожарному оснащению аэродрому присвоена 9 категория. Оборудование взлетно-посадочных полос позволяет совершать точной заход на посадку по III A категории ИКАО.

Пропускная способность комплекса ВПП составляет 45 взлетно-посадочных операций в час и обусловлена геометрическими характеристиками летного поля. Обслуживание (управление) воздушным движением, а также радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в аэропорту обеспечивается Шереметьевским центром ОВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Метеорологическое обеспечение полетов, в том числе предоставление метеосводок экипажам производится сотрудниками ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» на основании лицензии на право осуществления деятельности.

Для обслуживания пассажиров в аэропорту имеется пять терминалов, которые обозначаются буквами латинского алфавита: B, C, D, E и F общей пропускной способностью 35 млн. пассажиров в год.

Характеристики терминалов аэропорта Шереметьево

Характеристика терминала

В

C

D

E

F

Всего

Пропускная способность (млн. пас. в год)

5

6

12

5

7

35

Площадь (тыс. кв. м.)

39

44

175

78

95

431

Стойки регистрации

28

30

96

35

48

237

Выходы на посадку

12

11

24

9

17

73

Телескопические трапы

3

20

7

14

44

Обслуживание пассажиров бизнес-авиации в аэропорту Шереметьево осуществляется компанией ООО «Авиа Групп» в терминале А, общая площадь которого 3 тысячи квадратных метров, а пропускная способность — до 75 тысяч пассажиров в год. Просторные и комфортабельные помещения обеспечивают пассажирам удобное и приятное времяпровождение. В терминале расположены вип-комнаты для отдыха и переговоров, кафе, магазин беспошлинной торговли, у терминала — автомобильная стоянка.

Для обработки грузов и почты в аэропорту действуют два грузовых аэровокзальных комплекса под управлением операторов ООО «Аэропорт Москва» и ОАО «Шереметьево-Карго». ООО «Аэропорт Москва» обслуживает груз и почту с рейсов, прибывающих на перрон северного терминального комплекса, ОАО «Шереметьево-Карго» — на перрон южного терминального комплекса. Общая пропускная способность грузовых терминалов — 500 тыс. тонн груза в год.

Общий грузооборот аэропорта Шереметьево в 2012 году составил 302 тыс. тонн — это максимальное значение для аэропортов МАУ. При этом основной объем грузоперевозок выполнен на регулярных международных воздушных линиях — 207,4 тыс. тонн (68,8%), а лидирующее положение (43%) в объеме грузовых перевозок через международный аэропорт Шереметьево занимает авиакомпания ОАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии».

С января 2013 года на территории международного аэропорта Шереметьево работают два альтернативных топливозаправочных комплекса: ООО «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» и ЗАО «ТЗК Шереметьево». В настоящее время ОАО «МАШ» ведет переговоры о создании третьего ТЗК. При этом действующие операторы оказывают полный перечень услуг по контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов, по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов; услуг по обеспечению авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями; услуг по хранению авиационного топлива; услуг по обеспечению слива АвиаГСМ из систем воздушного судна.

На основании лицензии и сертификата соответствия ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность» в аэропорту Шереметьево осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности, в том числе:

  • предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
  • предполетный и специальный (дополнительный) досмотр воздушных судов;
  • доставка оружия и боеприпасов, принятых от пассажиров на время полета, на борт воздушного судна и с борта воздушного судна по прилету;
  • контроль за обработкой багажа, бортовых запасов, грузов и почты;
  • профайлинг пассажиров.

Полный комплекс работ по противообледенительной обработке ВС в соответствии с требованиями руководящих документов Российской Федерации, а также в соответствии с Международными стандартами ISO на территории аэропорта Шереметьево производится двумя сертифицированными операторами: ООО «Авиа Групп Техникс» и ОАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии». В общей сложности для проведения процедуры противообледенительной обработки ВС в зимний период используются 8 специальных машин «Элефант», заправляемых противообледенительными жидкостями различных типов в зависимости от метеоусловий.

3. Основы взаимодействия ОАО «МАШ» и эксплуатантов воздушных судов, операторов аэропортовой деятельности

Юридическим основанием для оказания аэропортовых услуг являются Генеральное соглашение и Соглашение о наземном обслуживании, заключаемыми между ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и эксплуатантами воздушных судов.

Предметом Генерального соглашения является предоставление основных сооружений и зданий аэропорта и обеспечение обязательных комплексов работ (услуг) по обслуживанию воздушных судов в аэропорту. За указанные услуги авиакомпания обязуется оплатить аэропортовые сборы, включающие в себя:

  • сбор за взлет-посадку;
  • сбор за стоянку, в том числе сверхнормативную;
  • сбор за пользование аэровокзалом;
  • сбор за обеспечение авиационной безопасности.

Соглашение о наземном обслуживании является унифицированным договором, текст которого разработан и постоянно совершенствуется Международной ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, сокр. IATA).

Стандартное соглашение о наземном обслуживании (Standard Ground Handling Agreement — SGHА) состоит из 3 частей:

  • Основное соглашение,
  • Приложение А — Услуги по наземному обслуживанию,
  • Приложение Б — Перечень согласованных услуг и тарифы за обслуживание.

Между ОАО «МАШ» и авиакомпанией подписывается приложение Б, в котором определяется перечень оказываемых услуг по наземному обслуживанию, их стоимость, а так же иные положения (например, дополнительные услуги, порядок и сроки оплаты, и т.д.).

В целях исполнения договорных обязательств, принятых ОАО «МАШ» по Генеральным соглашениям и Соглашениям о наземном обслуживании, общество имеет агентские соглашения и договоры субподряда с операторами аэропортовой деятельности и хэндлинговыми компаниями на осуществление тех или иных видов работ.

Такая структура договорных отношений между главным оператором и эксплуатантами ВС имеет ряд преимуществ:

  • унифицированная форма соглашений;
  • отсутствие необходимости для авиакомпании заключать отдельный контракт с каждым из операторов аэропортовой деятельности;
  • дополнительный источник доходов в виде агентского вознаграждения и отсутствие расходов для главного оператора.

Ниже приведен перечень основных услуг, оказываемых авиакомпаниям в аэропорту Шереметьево по агентским соглашениям и договорам субподряда:

  • Досмотр пассажиров, багажа, почты и груза.
  • Уборка салона ВС и вывоз мусора.
  • Проведение противообледенительной обработки ВС.
  • Доставка пассажиров и экипажей к/от гостиницы.
  • Организация питания для пассажиров задержанных / отменных рейсов.
  • Доставка пассажирам задержанного багажа.

Стоит отметить тот факт, что в международном аэропорту Шереметьево комплекс работ по обслуживанию пассажиров и ВС кроме ОАО «МАШ» осуществляется компанией ОАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии». Базовая авиакомпания обслуживает б о льшую часть собственных рейсов, а так же рейсы авиакомпаний — партнеров по альянсу SkyTeam.

4. Ставки аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности естественных монополий относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии в различных сферах, в том числе в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах. При этом рассмотрение вопросов по установлению аэропортовых сборов и тарифов субъектов естественных монополий осуществляется Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) по основаниям, предусмотренным Федеральным законом и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №322 от 30.06.2004 г.

Полные перечни и порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации определены отдельно для иностранных и российских авиаперевозчиков:

  • Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от 17 июля 2012 года №241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»;

— Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15 мая 2000 года №125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации».

В соответствии с вышеуказанными документами и с учетом положений, установленных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в области применения аэропортовых сборов, в международном аэропорту Шереметьево установлены и применяются ставки, приведенные ниже.

Аэропортовые сборы для иностранных эксплуатантов в международном аэропорту Шереметьево

№ п./п.

Наименование сбора, тарифа, цены

Единица измерения

Величина сбора, тарифа, цены (без налогов)

1.

Сбор за взлет-посадку (включая стоянку воздушных судов на аэродроме в течение 3-х часов после посадки):

долл. США/ тн МВМ

7,9

2.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности

долл. США/ тн МВМ

2,6

3.

Сбор за пользование аэровокзалом (за каждого убывающего, прибывающего и транзитного пассажира):

долл. США/пасс.

3.1

Терминал B

8,4

3.2

Терминал С

8,4

3.3

Терминал F

8,4

3.4

Терминал Е

8,4

3.5

Терминал D

14,5

4.

Сбор за час стоянки: — от взлета — посадки с 06.00 ч.до 22.00 ч. — от взлета — посадки с 22.00 ч. до 06.00 ч.

% от взлет-посадки за час

1,0 1,5

5.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности при наземном обслуживании ВС (за каждого убывающего пассажира старше 2-х лет) (досмотр ЗАО «АэроМАШ-АБ»)

долл. США/пасс.

6,74

6.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности при наземном обслуживании ВС (за тонну максимальной взлетной массы для грузовых ВС) (досмотр ЗАО «АэроМАШ-АБ»)

долл. США/ тн МВМ

5,4

Аэропортовые сборы и тарифы для российских эксплуатантов в международном аэропорту Шереметьево

№№ п/п

Наименование сбора, тарифа, цены

Единица измерения

Величина сбора (без налогов)

I. Аэропортовые сборы

1.

Сбор за взлет-посадку (включая стоянку воздушных судов на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских типов воздушных судов)

руб./т МВМ ВС

163,5

2.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности

руб./т МВМ ВС

50,8

3.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности (досмотр ЗАО «АэроМАШ-АБ»)

руб./т МВМ ВС

145,6

4.

Сбор за пользование аэровокзалом:

4.1.

— ВВЛ

4.1.1.

Терминал B

руб./пасс.

45,5

4.1.2.

Терминал D

105

4.2.

— МВЛ

4.2.1.

Терминал B

руб./пасс.

75

4.2.2.

Терминал С

80,3

4.2.3.

Терминал F

80,3

4.2.4.

Терминал Е

80,3

4.2.5.

Терминал D

350

5.

Сбор за стоянку воздушных судов на аэродроме более 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти часов для грузопассажирских типов воздушных судов

% от взлет-посадки за каждый час

5

5.1.

— при отсутствии грузов (свыше 3-х часов)

5

6.

Сбор за метеообеспечение

руб. за 1 самолето-вылет

1 744

II. Тарифы за наземное обслуживание

1.

Тариф за обслуживание пассажиров

1.1.

— ВВЛ

1.1.1.

Терминал B

руб./пасс.

127

1.1.2.

Терминал D

77

1.2.

— МВЛ

1.2.1

Терминал B

руб./пасс.

144

1.2.2

Терминал F

144

1.2.3

Терминал E

144

1.2.4

Терминал C

144

1.2.5

Терминал D

91

Тарифы по наземному обслуживанию ВС и прейскуранты на дополнительные услуги авиационного и неавиационного характера, уровень которых не подлежит государственному регулированию, ОАО «МАШ» устанавливает самостоятельно на среднерыночном уровне, в соответствии с внутренними нормативными документами общества.

5. Положение ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» на рынке и основные показатели работы за 3 года

Московский регион является крупнейшим транспортным узлом страны и одним из крупнейших в мире. В системе межрегиональных и международных перевозок Московского транспортного узла важную роль играет воздушный транспорт. Московский авиатранспортный узел (МАУ), в состав которого входят аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево, является воздушными воротами России и важным связующим элементом между внутренними воздушными линиями и международными авиалиниями. На долю аэропортов МАУ приходится 50% пассажирских авиаперевозок воздушного транспорта России. Аэропорт Шереметьево занимает одно из лидирующих положений среди аэропортов России по объему пассажирооборота и второе место в МАУ.

Динамика изменения пассажиропотока через аэропорты МАУ в период 2011-2013 гг. приводится на диаграмме — рис. 1.

Рис. 1. Изменение пассажиропотока через аэропорты МАУ в 2011-2013 гг.

В структуре общего пассажиропотока аэропортов Московского авиаузла (МАУ) по итогам 2013 года доля пассажиропотока аэропорта Шереметьево по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,19% и составила 41,1%. При этом доля пассажиропотока аэропорта Домодедово снизилась на -0,8% по сравнению с 2012 годом и составила 43,2%. Максимальное увеличение доли аэропорта в общих объемах МАУ — у Внуково, по сравнению с 2012 годом доля возросла на 0,6% и составила 15,7%.

Данные табл. 4 наглядно демонстрируют тенденцию по увеличению доли аэропорта Шереметьево в общем пассажиропотоке МАУ за 2011-2013 гг. Увеличение пассажиропотока происходит благодаря расширению маршрутной сети и эффективной работе по привлечению новых авиаперевозчиков. В Шереметьево выполняют полеты авиакомпании международного альянса SkyTeam, также аэропорт сотрудничает с авиакомпаниями, представляющими альянсы Oneworld и StarAlliance.

Объемы перевозок аэропортов МАУ в долях

Аэропорт

2011 год

2012 год

2013 год

Домодедово

45,5%

44,0%

43,2%

Шереметьево

40,0%

40,9%

41,1%

Внуково

14,5%

15,1%

15,7%

За 2013 год в аэропорту Шереметьево было обслужено 243881 рейс, что на 6,6% больше, чем за 2012 год, когда было обслужено 228848 рейсов.

Изменение общего количества рейсов, обслуженных в аэропорту Шереметьево за 2011-2013 года, приведено на рис. 2.

Рис. 2. Количество рейсов, обслуженных в Шереметьево за период 2011-2013 гг.

Таким образом, количество рейсов, обслуженных за 2013 год, превысило уровень 2011 года на 15,7%. При этом основная доля рейсов приходится на регулярные перевозки. Детальная структура распределения обслуженных рейсов по типам перевозок приводится на диаграмме (рис. 3).

В 2013 году в процентном отношении произошло значительное увеличение числа выполненных рейсов авиакомпаниями «Дон Авиа» и «Bulgaria Air». Одновременно произошло сокращение числа рейсов ряда авиакомпаний: «Авиакомпания Россия», «Владивосток Авиа» и «Estonian Air».

Наиболее востребованными зарубежными направлениями в 2013 году стали Анталия, Париж, Прага, Пекин, а федеральными — Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар.

За 2013 год количество перевезенных пассажиров возросло на 12% по сравнению с прошлым годом и составило 29 259 тыс. человек против 26 193 тыс. пассажиров в 2012 году и 22 555,3 тыс. человек в 2011 году (рис. 4).

Общий прирост пассажиропотока — 29,7%. Кроме того согласно данным рейтинга ACI EUROPE, аэропорт Шереметьево по итогам ноября 2013 года стал лидером роста по пассажиропотоку (+10,9%) среди крупнейших аэропортов Европы с пассажиропотоком свыше 25 млн. пассажиров в год. На втором месте аэропорт Стамбула (+7,6%), на третьем — Анталии (6,1%).

Пассажиропоток на МВЛ составил 18 606,7 тыс. человек против 17 176,8 тыс. человек в прошлом году. Прирост составил 8,3%.

На внутренних воздушных линиях прирост составил 18,15% — 10 652,7 тыс. человек против 9 016,2 тыс. человек за предшествующий год.

Основным перевозчиком в международном аэропорту Шереметьево является базовая авиакомпания ОАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии». Далее по объемам пассажирских перевозок следуют «Трансаэро», Nord Wind, Дон-Авиа и Оренбургские Авиалинии. Из иностранных перевозчиков необходимо отметить Air France, CSA Czech Airlines и KLM.

Дополнительно стоит отметить, что в 2013 году возросло количество пассажиров с ограниченными возможностями здоровья (ПОВЗ), которые воспользовались услугами Шереметьево. Так, по итогам года, количество авиапутешественников данной категории увеличилось на 42,8% до 42,9 тыс. человек. Это стало возможным благодаря наличию всей необходимой инфраструктуры в каждом терминале и привлечению квалифицированного персонала для обслуживания таких пассажиров. Пассажирам с ограниченными возможностями здоровья в Шереметьево предлагается персональную помощь при нахождении в терминалах и прохождении всех формальностей. Так для удобства пассажиров, которые не могут самостоятельно передвигаться, либо которым нужна медицинская помощь, предусмотрена возможность пройти таможенный, паспортный (для международных рейсов) и специальный контроль в медпунктах, после чего доставка на борт осуществляется амбулифтом (специальный автомобиль с подъемной кабиной).

При необходимости обеспечивается сопровождение квалифицированным медицинским работником. Услуги по багажному и транспортному обслуживанию для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья бесплатны.

Для слепых и слабовидящих пассажиров входы в терминалы аэропорта оборудованы специальной тактильной плиткой, ведущей к интерактивной информационной стойке для вызова сопровождения и оказания содействия в прохождении предполетных формальностей.

Кроме того, в терминалах международного аэропорта Шереметьево установлены специальные телефонные аппараты для слабослышащих пассажиров и гостей аэропорта. Преимуществом таких аппаратов является увеличенная громкость в трубке, совместимость со слуховым аппаратом, а также наличие клавиатуры оборудованной шрифтом Брайля, для возможности использования телефонных аппаратов слабовидящими и слепыми людьми.

В аэропорту Шереметьево работает 2 специализированных зала отдыха. Зал отдыха «Сириус» расположен за зоной паспортного контроля Терминала Е. Услугами зала могут воспользоваться пассажиры с инвалидностью, вылетающие из терминалов D, E, F, прошедшие все предполётные формальности или путешествующие транзитом.

Зал отдыха «Сатурн» расположен в общедоступной зоне Терминала D на 1 этаже.

В залах отдыха:

  • комната индивидуального сервиса с кнопкой вызова администратора и медицинской кушеткой;
  • Интернет-кафе с бесплатным Wi-Fi доступом и портативным устройством для чтения (для незрячих и слабовидящих людей);
  • специально оборудованные санузлы;
  • комфортабельная зона отдыха с большим плазменным экраном;
  • зал со «звуковой панелью» (для пассажиров с нарушенной функцией слуха, пользующихся слуховыми аппаратами в режиме индукционной катушки «Т»).

Таким образом, международный аэропорт Шереметьево активно и успешно реализует социальную программу по созданию оптимальных условий обслуживания инвалидов различных категорий. Программа направлена на дальнейшее превращение Шереметьево в аэропорт без барьеров, удобный и доступный транспортный узел для всех пассажиров, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Подводя итоги работы ОАО «МАШ» за 3 года, можно сделать вывод о том, что развитие Шереметьево продолжает гармонично сочетать в себе высокие темпы роста объемов перевозок и высокое качество обслуживания пассажиров, создавая атмосферу комфорта и доброжелательности для всех категорий пассажиров и клиентов.

6. Финансовые показатели деятельности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

Деятельность аэропорта, как любого хозяйствующего субъекта, характеризуется не только объемными показателями производства, но и финансовыми итогами работы.

Далее будут рассмотрены финансовые показатели деятельности ОАО «МАШ». Так, выручка предприятия за 2012 год приведена в табл.

Выручка от реализации услуг ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» за 2012 год

Сумма выручки ОАО «МАШ» в 2012 году составила 15 182 млн. руб., что на 66% выше показателя 2011 года. Выручка от авиационной деятельности составила 8 944 млн. руб., что на 57% выше аналогичного показателя 2011 года.

Выручка от аэропортовых сборов составила 8 944 млн. руб., что на 3,4% выше показателя бюджета и на 83,7% больше, чем в 2011 году. За предоставленные услуги по наземному обслуживанию в 2012 году ОАО «МАШ» получило 2 184 млн. руб., что на 16,4% больше, чем в 2011 году. Доходы от дополнительных авиационных услуг выросли на 5,8% по сравнению с 2011 годом и составили 352 тыс. руб.

Доля выручки от авиационной деятельности составила 58,9%, от неавиационной деятельности — 41,1% в общей выручке ОАО «МАШ» в 2012 году.

По предварительным данным, по итогам 2013 года процентное соотношение выручки от авиационной и неавиационной деятельности незначительно изменилось — 61,4% и 38,6% соответственно. Такое изменение вызвано значительным ростом производственных показателей — увеличение пассажиропотока на 6,62% и увеличение количества взлетно-посадочных операций на 11,71% по сравнению с 2012 годом.

Поскольку доходы ОАО «МАШ» от авиационной деятельности складываются в основном из аэропортовых сборов: за взлет-посадку, за обслуживание пассажиров и пользование аэровокзалом, то основным источником увеличения доходов является повышение производственных объемов. Такая цель достигается путем развития маршрутной сети авиаперевозчиков, привлечения новых эксплуатантов ВС и повышения пропускной способности аэропортового комплекса в целом.

Основные способы увеличения доходов от неавиационных видов деятельности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» — это расширение номенклатуры услуг неавиационного характера и повышение доходности от использования существующих, а так же выделение дополнительных площадей, предназначенных для сдачи в аренду.

Кроме доходов предприятие в ходе деятельности несет затраты на выплату заработной платы работникам, приобретение оборудования, запасных частей и расходных материалов. Структура расходов ОАО «МАШ» в 2012 году приводится в табл.

Эксплуатационные расходы ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» за 2012 год

В 2012 году эксплуатационные расходы осуществлялись в виде производственных и коммерческих расходов. Общая сумма эксплуатационных расходов в 2012 году составила 10 525 млн. руб., что на 12% меньше суммы эксплуатационных расходов, предусмотренных бюджетом и на 33% больше расходов предшествующего года. Значительную долю в структуре затрат компании занимают расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и основные материальные затраты. По предварительным данным, в 2013 году, как и в 2012 году структура затрат по сравнению с 2011 годом существенно не изменилась.

Принимая во внимание структуру расходов ОАО «МАШ» в период 2011-2013 гг., основные способы сокращения расходов — оптимизация численности персонала, пересмотр кадровой политики предприятия, а так же обновление и модернизация основных средств (оборудования и спецтехники) и снижения амортизационных затрат.

7. Перспективы развития ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» имеет краткосрочные и долгосрочные планы и цели развития. Так, например, к задачам на 2014 год отнесены следующие направления:

  • сохранение имеющегося и расширение контингента иностранных и российских авиакомпаний, выполняющих рейсы на регулярной основе и имеющих соглашения с ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»;
  • увеличение объёмов предоставления услуг авиационного характера;
  • наращивание производственно-технических возможностей для увеличения объемов отправок аэропорта;
  • повышение качества обслуживания пассажиров и авиакомпаний путем использования новых технологий обслуживания;
  • выполнение инвестиционных программ с целью обеспечения энергоресурсами стратегически важных объектов в чрезвычайных ситуациях, совершенствование системы авиационной безопасности, повышения оперативности во взаимодействии подразделений аэропорта и сторонних организаций;
  • повышения уровня комфорта пассажиров в терминалах аэропорта;
  • расширение ассортимента предлагаемых услуг;
  • модернизация оборудования;
  • закупка новой спецтехники для производственных подразделений;
  • увеличение доходов от услуг неавиационных видов бизнеса (аренда, коммунальные услуги и прочее);
  • обеспечение достижения промежуточных стратегических показателей деятельности.

По предварительным оценкам, в 2014 году международный аэропорт Шереметьево обслужит более 31 млн. пассажиров.

Для сохранения

Международный аэропорт Шереметьево — первый российский аэропорт, который разработал комплексный план перспективного развития на период до 2030 года с учетом параметров и в соотвествии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства от 22 ноября 2008 года. Мастер-план предусматривает увеличение пропускной способности до 64 млн. пассажиров в год, и обеспечение увеличения транзитного потока до 25%.

Для достижения указанных целей будет построена новая, независимая взлетно-посадочная полоса (ВПП-3).

Это позволит значительно увеличить пропускную способность летной зоны и повысить число количество взлетно-посадочных операций в час, что в свою очередь, создаст необходимые условия для реализации планов развития стратегического партнера ОАО «МАШ» — авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии». Строительство ВПП-3 и нового терминального комплекса с проектной пропускной способностью 20 млн. пассажиров в год позволит сбалансировать пропускную способность пассажирских терминалов и пропускную способность аэродрома.

Кроме того, комплексный план развития аэропорта предполагает строительство нового грузового мультимодального комплекса, который будет соответствовать всем международным стандартам в области обработки грузов. Площадь грузового комплекса составит около 20 тыс. кв. м. Всего к 2030 году грузопоток через Шереметьево составит более 1 млн тонн грузов ежегодно.

Однако, для гармоничного развития аэропорта Шереметьево и его превращения в один из ведущих хабов Восточной Европы, только расширения инфраструктуры и увеличения пропускной способности аэропорта недостаточно. От главного оператора аэропорта, операторов аэропортовой деятельности и хэндлинговых компаний требуется повышать эффективность и совершенствовать качество предоставляемых услуг, и как все компании в конкурентной среде, должны наращивать свой имидж и конкурентоспособность, обеспечивать высокий уровень безопасности выполняемых работ и их соответсвие международным стандартам.

Кроме того, в 21 веке перспективное развитие аэропорта невозможно без использования новейщих технологий и прогрессивных методов управления и контроля за процессом наземного обслуживания ВС, от момента его приземления в аэропорту до момента вылета. В международном аэропорту Шереметьево для этих целей с учетом опыта ведущих аэропортов мира в 2011 году был создан Центр управления аэропортом. Центр управления аэропортом — это стратегический проект, объединяющий представителей всех служб аэропорта, позволяющий управлять бизнес-процессами, оперативно координировать действия подразделений аэропорта и сторонних организаций в оперативной деятельности аэропорта и в сбойных ситуациях, координировать совместную работу всех участников процессов обслуживания ВС, пассажиров и багажа, а также отслеживать и анализировать обстановку на территории Шереметьево в режиме реального времени.

Деятельность Центра осуществляется с использованием уникальной производственной базы данных «Синхрон» (разработка аэропорта Шереметьево), систем управления производственными процессами и ресурсами Zeus, Groundstar, Ground Fleet Management, систем видеонаблюдения, безопасности и контроля доступа, современных средств связи, систем сбора, обработки и хранения информации. Первыми итогами функционирования Центра управления аэропортом стали: улучшение координации производственных процессов на основе своевременной и достоверной информации, оптимизация затрат и ресурсов, обеспечение благоприятных условий для пассажиров и клиентов.

Заключение

Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по обслуживанию регулярных международных рейсов, второй аэропорт страны по количеству обслуживаемых пассажиров. При значительных производственных объемах аэропорт Шереметьево предоставляет услуги высокого качества, что неоднократно подтверждено наградами и премиями в различных номинациях.

Рассмотренные в курсовом проекте показатели деятельности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» указывают на стабильное и динамичное развитие аэропорта. Так, за 2013 год аэропорт Шереметьево показал рекордные значения, обслужив 29,25 млн. пассажиров, превысив показатель 2012 года на 11,7%. Кроме того, аэропорт Шереметьево стал бесспорным лидером на рынке МАУ по росту ВВЛ, который составил 18,1%. Суммарное количество пассажиров, перевезенных на внутренних линиях, составило 10,6 млн. чел., а основным фактором, влияющим на рост пассажиропотока на ВВЛ в 2013 году, послужило интенсивное развитие внутренних направлений базовым перевозчиком Шереметьево — авиакомпанией ОАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии».

Анализ деятельности международного аэропорта Шереметьево позволяет сделать вывод о наличии всех необходимых составляющих для успешного развития в дальнейшем и превращения в крупнейщий хаб Восточной Европы.

Однако, существующая структура взаимодействия с авиакомпаниями — основными клиентами аэропорта, на мой взгляд, является не совершенной. Так перевозчику необходимо кроме Генерального соглашения и Соглашения о наземном обслуживании, заключаемого с главным оператором аэропорта, заключать дополнительные контракты и договоры с поставщиком авиатоплива, грузовым оператором, оператором бортпитания и другими хэндлинговыми компаниями, предоставляющими услуги на территории международного аэропорта Шереметьево. Такая структура договорных отношений перевозчика с различными операторами аэропорта увеличивает расходы авиакомпании на администрирование и документирование процесса обеспечения выполнения полетов в конкретный аэропорт.

В связи с вышесказанным считаю целесообразным предоставлять авиакомпаниям полный пакет услуг в аэропорту Шереметьево, используя принцип «одного окна». При применении данного принципа договорные отношения оформляются с одним юридическим лицом — главным оператором, а главный оператор аэропорта в свою очередь привлекает остальных операторов и хэндлинговые компании. Такой подход позволит оптимизировать взаимодействие и упростить договорную работу поставщиков услуг с потребителем — авиаперевозчиком. Инструментом реализации предложения является унифицированная форма стандартного соглашения о наземном обслуживании ИАТА (Standard Ground Handling Agreement — SGHА), которая рассматривалась в разделе 3 настоящей курсовой работы.

Таким образом, изменение схемы взаимодействия и пересмотр структуры договорных отношений между игроками аэропортового бизнеса является неотъемлемой частью стратегии развития аэропорта Шереметьево и его становление в качестве аэропорта-хаба в Восточной Европе.

Список использованных источников информации

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/sheremetevo-aeroport/

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ с изменениями и дополнениями.

2. Федеральный закон от 17.08.1995 №147 ФЗ «О естественных монополиях».

3. Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

4. Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное Постановлением Правительства РФ №322 от 30.06.2004 г.

5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года №1734-р.

6. Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от 17 июля 2012 года №241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».

7. Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15 мая 2000 года №125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации».

8. Приказ Росавиации от 24.04.2000 №98 Об утверждении и введении в действие федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры»

9. Олянюк П.В. Воздушный транспорт в современном мире. — СПб.: Галерея Принт, 2002.

10. Устав ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».

11. Официальный сайт Министерства Транспорта РФ http://www.mintrans.ru.

12. Официальный сайт Федерального агентства Воздушного Транспорта http://www.favt.ru.

13. Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» http://www.svo.aero/.

14. Официальный сайт ООО «Авиа Групп» http://avia-group.su/.

15. Официальный сайт ОАО «Шереметьево-Карго» https://www.shercargo.ru/.

16. Официальный сайт ООО «Аэропорт Москва»

17. Официальный сайт ЗАО «ТЗК Шереметьево» http://tzk.ru/ru/

18. Материалы Интернет-ресурса http://www.consultant.ru/

19. Материалы Интернет-ресурса http://www.ato.ru/

20. Материалы Интернет-ресурса http://www.transport.ru/

21. Материалы Интернет-ресурса http://www.aviaport.ru/