Перспективы развития нефтегазового комплекса России

Курсовая работа

На газовых рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского регионов Россия столкнется с ростом конкуренции. Основные надежды европейские потребители связывают с диверсификацией поставок за счет увеличения доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет), а также государств Каспийского региона, Ближнего Востока, Центральной Азии. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов (выход БТД на полную мощность, БТЭ (Баку – Тбилиси — Эрзерум) с подключением к проекту «Набукко» и пр.) нацелено на то, чтобы ограничить влияние России. В свою очередь Китай реализует несколько проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в КНР нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.

Тем не менее в Европе Россия сохранит статус регионального энергетического лидера. В ближайшем будущем Европейский союз останется крупнейшим рынком сбыта российских энергоресурсов. Весьма сомнительно, что в скором времени удастся сформировать общеевропейский энергетический рынок и существенно потеснить на нем Россию.

Подобной перспективе препятствует целый ряд обстоятельств. В первую очередь неурегулированность многих вопросов в рамках Евросоюза и фактическое отсутствие единой точки зрения на пути обеспечения энергобезопасности. Потеснить Россию не удастся также и ввиду того, что реализация конкретных проектов по внедрению альтернативных источников энергии в Европе ведется в основном на уровне национальных экономик. Этому не способствует и взрывоопасная военно-политическая ситуация в Ближневосточном регионе (особенно вокруг Ирана, на который как на главную альтернативу России в вопросах поставок нефти и газа смотрят практически все потребители российского газа в Европе и на постсоветском пространстве).

Нынешнее положение дел на Ближнем Востоке порождает целый ряд политических и военных рисков, препятствующих реализации планов Запада по выстраиванию новых энергетических коридоров.

Таким образом, основной задачей, стоящей перед Россией в ближайшие 10 лет, является создание условий для того, чтобы минимизировать ожидаемые потери, во-первых, от снижения ее присутствия на мировых рынках нефти и трубопроводного газа, а во-вторых, от снижения мировых цен на энергоносители.

Как государство, так и крупнейшие нефтегазовые компании в первую очередь должны сосредоточиться на внутреннем секторе газо- и нефтедобычи. Потребуется стимулировать инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений. При этом важно временно отойти от концепции глобальной энергетической экспансии в пользу инвестиций в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т. п.

9 стр., 4029 слов

Топливно-энергетические ископаемые: (нефть, газ, уголь, горючие ...

... последнее время добыча газа растет в некоторых развивающихся странах. Алжир, Малайзия, Индонезия, ОАЭ продают сжиженный природный газ в страны Европы и Японию. Угольная промышленность. Уголь добывают ... между основными районами добычи нефти и районами ее потребления. Крупнейшими экспортерами нефти являются страны Персидского залива. Большими запасами обладают Россия, США, Китай, Иран и др. Газовая ...

В то же время с учетом перспектив сохранения влияния Ближнего Востока как основного мирового энергетического центра необходимо сосредоточить усилия на сохранении и расширении присутствия российских компаний в ТЭКе Ирака, Ирана, других государств региона.

Среди первоочередных мер по решению стоящих перед Россией задач следует также указать на необходимость пересмотреть финансовые параметры Соглашения о разделе продукции (СРП), разработать такие механизмы участия иностранных компаний в российских добывающих СПГ-проектах, которые учитывали бы интересы обеих сторон.

Особое внимание надо уделить проектам по производству СПГ, как наиболее перспективным с точки зрения будущего мирового ТЭКа. Также необходимо повысить технологическую безопасность и эффективность работы энерготранспортных сетей.

Важно расширить поставки углеводородов на рынки в Европе за счет строительства дополнительных энерготранспортных магистралей (в Северную и Южную Европу, на Балканы), а также закрепиться на азиатско-тихоокеанском рынке.

Российским нефтегазовым компаниям необходимо использовать благоприятную внешнюю конъюнктуру для реконструкции производственных мощностей с применением современных технологий и для развития сети сбыта, что позволит снизить себестоимость производства и предложить на внешние рынки более конкурентоспособный продукт.

1.2. Государственное регулирование нефтегазового рынка России.

Нефтегазовый рынок России с точки зрения государственного регулирования рассматривается как составная часть топливно-энергетического комплекса со всеми внутренними взаимосвязями, и в качестве объекта исследования сочетает в себе различных по задачам участников – государство в лице уполномоченных органов, регулирующих и контролирующих ситуацию; организации, непосредственно осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, формирующие предложение; потребители нефти и нефтепродуктов (топлива, энергии в широком понимании), определяющие спрос.

Нефтегазовый комплекс (НГК) занимает особе место в национальной экономике – практически 80% всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти и газа, он является фундаментом всей российской экономики, также как и в любой стране, стремящейся получить определенный эффект от возможностей добычи нефти, газа и их переработки. Важнейшие показатели функционирования топливно-энергетических рынков, в том числе нефти и нефтепродуктов, входят в систему национальных счетов и отражают место рынка в формировании результативных показателей мирового и российского хозяйства.

Нефтяная отрасль Российской Федерации в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений, в то время как в 1996 г. рынок нефтепродуктов обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, в 1997 г. – 13%, в 1998 г. – 16%, в 1997-1998 гг. – 22%, и в 1999 г. нефтяная промышленность обеспечила уже 25% валютных поступлений страны. Кроме того, при всей сложности ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности производство основных нефтепродуктов увеличилось за 1996-2006 гг., в частности автомобильного бензина – на 30,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 26,5%; дизельного топлива – на 43,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 30,5%; топочного мазута – на 1,2%, но за 2000-2006 гг. — на 23,0% с тенденцией к значительному снижению его потребления на внутреннем рынке России.

8 стр., 3966 слов

Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Газпром нефть»

... характеристика организации «Газпром нефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания, основные виды деятельности которой — разведка и разработка месторождений нефти и газа, реализация добытого сырья, а также производство и сбыт нефтепродуктов. Доказанные ...

Нефтяной комплекс России в 2006 г. обеспечил свыше 20,2% добавленной стоимости в ВВП, 49,7% экспорта страны и 40,7% налоговых поступлений в бюджетную систему с учетом таможенных платежей. Однако, как и любая система, нефтяной комплекс России постоянно развивается и в рыночных условиях одной их приоритетных задач является увеличение производства высококачественных конкурентных нефтепродуктов при сокращении производства топочного мазута и поставок нефтепродуктов на экспорт.

Для газовой отрасли в современной обстановке характерен высокий уровень динамичного и устойчивого развития, о чем свидетельствуют значения технико-экономических показателей. В частности, при росте добычи газа ОАО «Газпром» за 2000-2007 гг. всего на 4,85%, рыночная капитализация компании увеличилась с 7,94 млрд. долларов в 2000 г. до 259,0 млрд. долларов в 2007 г., то есть в 32,6 раз, что выдвинуло её в мировом хозяйстве в лидеры по различным показателям.

Всего на начало 2008 г. в России зарегистрировано 16100 предприятий и организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, из них 6500 (или 43,5%) — непосредственно добычей топливно-энергетических ископаемых, при этом 81,4% находятся в частной собственности. Добычу нефти в стране осуществляют более 150 компаний, из которых 10 вертикально-интегрированных нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», обеспечивают около 92,5% всего объема добычи. Кроме того, в России в 2008 г. производством кокса и нефтепродуктов занимаются 2700 предприятий и организаций, 88,9% которых имеют частную форму собственности, примерно 955 организаций – действующие. В сфере транспорта нефти и нефтепродуктов свыше 95% приходится на деятельность государственной компании ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (а с 2007-2008 гг. и транспортом нефтепродуктов), в газовой отрасли также монополистом является ОАО «Газпром», 50,002% акций которого контролируется государством, в том числе 38,373% Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, 10,740% — ОАО «Роснефтегаз» и 0,889% — ОАО «Росгазификация».

На рынке нефти и нефтепродуктов предложение товаров осуществляется крупными нефтяными компаниями, которые сформировались в результате неоднократных слияний, поглощений, раздела и т.д.: ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ТНК-ВР», ОАО «АНК Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «РуссНефть», ОАО «Газпром», в том числе ОАО «Газпром нефть», а также рядом независимых нефтеперерабатывающих заводов и компаний. В той или иной степени в акционерном капитале каждой из них присутствует пакет акций, контролируемый либо федеральными органами власти, либо региональными. Данные компании стали образовываться в 1990-х годах, когда Министерство нефтяной промышленности России провело реформирование отрасли на фоне структурных преобразований в экономике страны. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало степень своего влияния в пользу рыночных методов регулирования нефтегазовой отрасли. Однако, в условиях кризиса финансовой системы 2008 года, роль государств в мировой и национальных экономиках возросла, особенно в отношении государственной поддержки крупных коммерческих организаций и банков, чей размер капиталов наиболее зависим от колебаний фондовых и сырьевых рынков.

11 стр., 5178 слов

Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса страны

... Министерство нефтяной промышленности России провело реформирование отрасли на фоне структурных преобразований в экономике страны. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало ... нефтепродуктов), в газовой отрасли также монополистом является ОАО «Газпром», 50,002% акций которого контролируется государством, в том числе 38,373% Федеральным агентством по управлению ...

Фактически государственное регулирование рынка – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Осуществляется с целью организации процессов, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов. Государственное регулирование реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику. Государственная политика подразумевает помимо налоговой и других вышеперечисленных видов, участие в международных организациях и соглашениях, внешнеэкономическую политику, политику расходов (государственные закупки, инвестиции), экологические ограничения и, конечно же, ценовую политику. При этом эффективность государственного регулирования нефтегазового рынка зависит от степени монополизации и необходимости реализации структурных реформ; территориально-географических особенностей страны и ее экономики; степени зависимости бюджета и внешнеторгового баланса страны от нефтегазовой отрасли и других. В то же время эффективность функционирования рынка зависит от таких явлений, как структура экономики, ее масштаб, уровень ВВП на душу населения, состояние технико-технологических схем, плотность инфраструктуры, квалификационный состав трудовых ресурсов, устойчивость организационной системы и других.

Растущие потребности экономики и населения в перспективе требуют значительных инвестиционных потоков, обеспечить которые за счет средств консолидированных бюджетов или собственных средств нефтегазовых компаний не всегда представляется возможным, особенно при поиске, разведке, разработке и эксплуатации новых нефтегазоносных провинций в труднодоступных, стратегически важных и оспариваемых другими странами регионах. Одним из вариантов выхода в данных обстоятельствах является сотрудничество, либо партнёрство нескольких нефтегазовых компаний (в том числе на международном уровне), либо при поддержке или непосредственном долевом участии государства в лице уполномоченных представителей в различных проектах.

При этом системы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и бюджетного учета в учреждениях сопоставимы и согласованы.

Экономический эффект развития НГК в условиях глобализации определяется не только и не столько количественным ростом комплекса в целом и составляющих его отраслей, сколько воздействием этой сферы на технико-технологическую структуру экономики, научно-технический прогресс, рост производительности общественного труда и качество жизни человека.

20 стр., 9797 слов

Реферат нефтегазовое оборудование

... развития каждой нефтегазовой компании. К сожалению, не выработаны механизмы получения такой информации из нефтяных компаний и ОАО «Газпром». Отсутствие серьезного анализа потребностей нефтегазового комплекса страны в оборудовании ... отраслей экономики и наполнение потребительского рынка. От уровня развития машиностроения напрямую зависят важнейшие показатели валового внутреннего продукта страны ( ...

Динамика мировой экономики XXI века определяет тенденции топливно- энергетической сферы, в том числе нефтегазового рынка, выступающих одновременно как результат, и как предпосылка экономического развития. При этом существующие проблемы нефтегазового комплекса требуют решения не столько на региональном уровне, сколько на государственном, учитывая возможности федеральных институтов, которые способны повлиять на изменение каких-либо неблагоприятных тенденций топливно-энергетического комплекса страны. На фоне международного финансового кризиса 2008 г. направления государственного регулирования и соответствующие действия с целью нивелирования отрицательных последствий в России приобрели особую актуальность и значимость.

  1. Влияние нефтегазового сектора России на развитие страны.

В настоящее время для России стал актуальным и вопрос диверсификации рынков сбыта, что должно привести к укреплению энергетической независимости страны. Учитывая современный уровень развития нефтегазового комплекса России, геополитическое положение, особенности экономического развития и роль в этом процессе топливно-энергетического комплекса, актуальными становятся вопросы влияния нефтегазового сектора на формирование энергетической стратегии и обеспечение энергетической безопасности страны в глобализационных трансформационных процессах.