Ремонт и техническое обслуживание стартера

Курсовая работа
Содержание скрыть

Ремонт стартера является важным при обслуживании автомобиля. Основные задачи, стоящие перед автомобильным транспортом, это увеличение пробега автомобиля, снижение себестоимости автомобильных перевозок, повышение комфортабельности и безопасности движения. Важность и актуальность ремонта в автомобильных предприятиях неразрывно связано с экономическим социальным развитием всех отраслей народного хозяйства и переходе всего с развитием автомобильной промышленности и автотранспорта с научно- технологическим процессом в этих отраслях. автотранспортный стартер ремонт безопасность

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя. При прокручивании маховика двигателя стартер должен преодолеть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией. При этом пусковая частота вращения при положительных температурах для бензиновых двигателей составляет 40-50 об/мин, а для дизельных двигателей 100-250 об/мин. В зависимости от места применения стартеры подразделяют на группы: для легковых автомобилей, для грузового автотранспорта и прочей техники. Классификация стартеров по конструктивным особенностям весьма разнообразна.

На современном автомобиле стартер является основным звеном таких систем как — пуск системы двигателя. В сложной системе двигателя стартера является, самым важным звеном.

В письменной экзаменационной работе рассмотрена тема «Техническое обслуживание и ремонт стартера»

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Характеристика автотранспортной организации

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКСАВТО» станция технического обслуживания автомобилей располагается в городе Чусовой по адресу Механическая 9, специализируется по выполнению ремонтных работ легковых автомобилей. Является городской станцией технического обслуживания автомобилей.

Таблица 1 — Основные показатели работы СТОА

п/п

Наименование

показателя

Условное

обозначение

Единица

измерения

Величина

показателя

1

Тип станции

городская

2

Количество

обслуживаемых марок

n

Шт

230

3

Количество заездов

автомобилей в год

d

Шт

4

Количество

постов (рабочих) на СТОА

3

Шт

3

5

Средний годовой пробег одного обслуживаемого автомобиля

Км

15000

6

Количество дней работы в году

дней

357

7

Продолжительность

смены

Час

12

8

Число смен

Шт

1,5

9

Удельная трудоемкость

ТО и ТР автомобилей

T уд

Чел*час/1000км

10

Среднее число рабочих на одном посту

Р ср

Чел

1

Основным направлением работы автосервиса предприятия ООО «ЭКС-Авто» является предпродажная подготовка и сервисное обслуживание автомобилей находящихся на гарантии.

В предпродажную подготовку входит:

1. Мойка и сушка автомобиля , чистка салона ;

2. Визуальный контроль кузова и его элементов (устранение выявленных дефектов);

3. Проверка наличия инструмента, комплектующих изделий;

4. Проверка состояния АКБ;

5. Проверка уровня эксплуатационных жидкостей:

  • охлаждающую жидкость в расширительном бачке;
  • жидкость в бачке гидропривода тормозов;
  • масло в картере двигателя;
  • масло в коробке передач;
  • жидкость в бачке омывателя стекол;

6. Проверка крепления колес и надежность фиксации рулевой колонки, состояние чехлов и колпачков, фиксацию высоковольтных проводов;

7. Проверка и регулировка:

  • давления воздуха в шинах;
  • направления световых пучков фар;
  • натяжения ремня генератора.

8. Проверка работы:

  • замков дверей, капота, двери задка и люка бензобака;
  • электропривода стеклоподъемника и наружных зеркал, электроблокировки замков;
  • регулировки рулевой колонки;
  • приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, системы корректировки фар, прикуривателя;
  • механизмов сидений и ремней безопасности;
  • очистителей и омывателей стекол, обогрева заднего стекла и передних сидений.

9. При наличии системы пассивной безопасности провести контроль ее работоспособности.

10. Проверка работоспособности АБС, тормозов.

11. Провести проверку работоспособности:

  • системы отопления и вентиляции;
  • системы кондиционирования.

12. Выполнить процедуру активизации иммобилизатора (в присутствии покупателя) и обучения пульта дистанционного управления по радиоканалам. Проверить работу указанных систем.

13. Проверка работы систем, механизмов и приборов на ходу или на стенде, частоту и полноту включения-выключения. Обнаруженные дефекты и неисправности устранить.

14. Проверка отсутствия кодов неисправности в электронной системе управления двигателем.

15. При необходимости устранить причины и стереть коды неисправностей из памяти контроллера.

1.2 Организация управления производством ТО и ТР автомобилей

Принятая на автомобильном транспорте организация технического обслуживания и ремонта автомобилей предусматривает планово-предупредительную систему ТО и ремонта.

Принципиальные положения этой системы ТО и ремонта:

1. Выполнение в принудительном порядке постоянного комплекса работ по ТО через установленный период;

2. Выполнение ремонта автомобиля (агрегата) по потребности, которая определяется техническим осмотром после межремонтного пробега, устанавливаемого для каждого вида ремонта и модели автомобиля или принятая в процессе ТО, а также в результате контрольного осмотра по возвращении с линии.

Таким образом, ТО представляет собой обязательный объём работ, заранее установленный для данного типа и модели автомобиля в определённых условиях эксплуатации и выполненный периодически после установленного пробега.

В России на автомобильном транспорте используется «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Основой положения является планово-предупредительная система с принудительным выполнением ТО.

Положением предусматривается:

1. Ежедневное обслуживание (ЕО)

2. Первое техническое обслуживание (ТО-1)

3. Второе техническое обслуживание (ТО-2)

4. Текущий ремонт (ТР)

Текущий ремонт включает в себя текущий ремонт автомобиля, агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность ТО нормируется в зависимости от категории эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава меньше периодичности ТО-1,его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже 2 раза в год.

Контроль качества проведения ТО и ТР является частью производственного процесса. Конечной целью контроля является предупреждение брака и повышение качества выполняемых работ. Объективными показателями качества работ являются продолжительность безотказной работы автомобиля на линии после ТО и ремонта.

Основные функции контроля качества ТО и ТР подвижного состава возлагаются на отдел технического контроля (ОТК).

Специалисты ОТК на большинстве предприятий основное внимание уделяют проверке технического состояния автомобиля при выпуске на линию и возврате на предприятие, а также контролю качества работ, выполняемых непосредственно на автомобиле.

После выполнения ТО-1 и ТО-2 контролируется не только качество работы, но и выполнение принятого перечня операций. Контроль осуществляется визуально, с применением переносных приборов, а также с помощью имеющегося оборудования для диагностики. Применение средств диагностики позволяет при минимальных затратах времени объективно оценить качество выполняемых работ и готовность автомобиля к выпуску на линию.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Устройство стартера

Стартер является основным прибором системы пуска двигателя и представляет собой четырехнолюсный электродвигатель для преобразования электрической энергии аккумуляторной батареи в механическую и передачи ее на маховик с целью прокрутки коленчатого вала двигателя.

На автомобилях КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ-130, 4331, ГАЗ-53-12, -66-11, Урал-4320, ЗИЛ-131 и др. в систему пуска также входит устройство для предпускового подогрева двигателя, а на дизельных автомобилях еще и устройство для подогрева воздуха во впускном трубопроводе двигателя.

Механизм привода стартера служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика, передачи крутящего момента от якоря стартера на венец маховика и быстрого отключения якоря от маховика после пуска двигателя. Механизм привода смонтирован на валу якоря. Механизм привода стартера CT130-A3, устанавливаемого на автомобилях ЗИЛ-130, состоит из шестерни, муфты свободного хода, муфты, рычага с эксцентриковой осью и буферной пружины. Муфта свободного хода служит дчя передачи крутящего момента от вала якоря на маховик и предотвращения вращения якоря от маховика после пуска двигателя — предохранение якоря от “разноса”.

Механизм управления стертером служит для создания усилия на рычаге привода и замыкания цепи “аккумулятор—стартер”. Механизм управления дистанционный, включается при включении замка зажигания. Состоит из электромагнитного тягового реле, которое установлено на корпусе стартера. В него входят защитный кожух в, регулировочный винт, катушка (обмотка) реле, контакты — подвижный, неподвижный, якорь-реле с возвратной пружиной.

Рисунок 1 — Стартер

1 — неподвижный контакт реле; 2 — подвижный контакт реле; 3 — катушка реле; 4 — якорь реле; 5 — регулировочный винт; 6 — защитный кожух; 7 — рычаг; 8 — винт регулировки хода шестерни привода; 9 — крышка стартера со стороны привода; 10 — упорное кольцо; 11 — шестерня привода; 12 — муфта свободного хода; 13 — вал привода; 14 — муфта привода; 15 — корпус стартера; 16 — якорь стартера; 17 — коллектор; 18 — крышка стартера со стороны коллектора; 19 — обмотка возбуждения; 20 — полюс; 21 — щеткодержатель; 22 — пружина щеткодержателя; 23 — канатик щетки; 24 — щетка

Рисунок 2 — Детали стартера автомобиль ЗИЛ-130

1 — стартер в сборе; 2 — щиток стартера; 3 — реле включения стартера; 4 — выключатель зажигания; 5 — шпилька стяжная; 6 — крышка со стороны коллектора; 7 — шайба; 8 — пружина щетки; 9 — траверса в сборе; 10 — щеткодержатель; 11, 12 — катушка полюсов в сборе; 13 — коллектор; 14 — якорь; 15 — подшипник; 16 — шайба; 17 — чашка; 18, 19 — пружины; 20 — направляющая втулка с шестерней; 21 — втулка отводки; 22 — диск контактный; 23 — винт полюса; 24 — корпус стартера в сборе; 25 — реле стартера в сборе; 26 — защитный кожух; 27 — прокладка; 28 — рычаг в сборе; 29 — крышка со стороны привода; 30 — вкладыш; 31 — фильц; 32 — заглушка; 33 — контактные болты; 34 — прокладка изоляционная; 35 — контакт гибкий.

2.2 Неисправность стартера

Таблица 2 — Возможные неисправности

ВИДИМАЯ НЕПОЛАДКА

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

При повороте ключа на старт стартер не включается.

Разряжен либо неисправен аккумулятор.

Зарядить или заменить аккумулятор.

Переключатель скоростей стоит не в положении «P» или «N» (для АКПП).

Переключить в положение «Р»..

Нет контакта провода массы с двигателем.

Проверить надежность контакта массы, очистить контакт, подтянуть болты крепления провода массы.

Неисправен переключатель блокировки коробки передач.

Заменить переключатель блокировки коробки передач.

Не подсоединен разъем на управление стартером (контакт 50).

Проверить и, если требуется, заменить разъем.

Щетки неплотно прилегают к коллектору («зависли» либо износились).

Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе.

Дефект втягивающего реле.

Заменить втягивающее реле.

Сильный износ коллектора якоря.

Проверить и, если требуется, заменить коллектор якоря.

Нет контакта между обмоткой и коллектором якоря.

Проверить якорь, при необходимости заменить.

Стартер двигатель вращает, но очень медленно.

Нет контакта провода массы с двигателем.

Проверить надежность контакта массы, очистить и подтянуть болты крепления провода массы.

Нет зарядки.

Смотри неисправности генератора.

Износ втулок стартера.

Проверить и заменить втулки стартера.

Дефект втягивающего реле.

Заменить втягивающее реле.

Обмотка статора или якоря имеет контакт с массой.

Проверить и заменить статор или якорь.

Щетки неплотно прилегают к коллектору («зависли» либо износились).

Проверить длину и легкость перемещения щеток в щеткодержателе.

Провод между стартером и аккумулятором имеет плохой контакт.

Проверить и заменить провод.

Стартер вращается, но коленвал стоит на месте.

Износ бендикса.

Заменить бендикс.

Разрушены части редуктора.

Заменить неисправную часть редуктора и бендикс.

После запуска двигателя стартер вращается вместе с маховиком.

Неисправность контактной группы замка зажигания.

Заменить контактную группу замка и отремонтировать стартер.

Неисправность втягивающего реле.

Заменить втягивающее реле и отремонтировать стартер.

Рассмотрим характерные ситуации.

Стартер проворачивает слишком медленно:

1. Убедитесь в том, что аккумулятор полностью заряжен (12,6 В), а его провода и клеммы в хорошем состоянии.

2. Слишком раннее зажигание вызывает «обратные вспышки», работающие против направления вращения коленвала. Силы будут передаваться на стартер при его вхождении в зацепление с маховиком. Эффективность работы стартера снижается.

3. Избыточная вязкость моторного масла, особенно в холодных погодных условиях, когда вязкость масла сильно повышается и затрудняет вращение коленвала.

Рисунок 3 — Современный стартер объединяет электрическую машину, реле и редуктор.

Стартеру приходится преодолевать возросшее внутреннее сопротивление двигателя:

1. Причиной может стать внесение изменений в конструкцию двигателя, например повышение степени сжатия, так как при этом изменяются рабочие характеристики двигателя, появляется вероятность действия на стартер дополнительных сил. Стартер необходимо заменить соответствующим новым рабочим характеристикам двигателя.

2. Причиной также могут быть или плохой контакт (электромагнитного реле, проводов питания или клемм аккумулятора), или неполадка силового блока (например, короткое замыкание, износ щеток и подшипников), или повреждение электромотора.

3. Возможны и механические проблемы в самом запускаемом стартером двигателе.

Стартер не может провернуть коленвал двигателя :

1. Стартер предназначен для вращения при определенном числе оборотов в минуту. Если соединения или провода аккумулятора имеют коррозию или загрязнены, это может вызвать замедленное вращение стартера или его полный отказ. Убедитесь в том, что клеммы аккумулятора чисты и надежно закреплены.

2. Другой причиной может быть то, что шестерня не входит в зацепление с коленвалом, или же проскальзывает муфта, или двигатель заблокирован.

Стартер вращается, не проворачивая коленвал

1. Маховик или муфта передает вращательную энергию стартера на двигатель. Если стартер вращается, а двигатель нет, проверьте все зубья на маховике и муфте на чрезмерный износ, повреждение или отсутствие. Проверить зубья можно через монтажное отверстие стартера, если нет съемной крышки для контроля.

2. Неисправный блок привода стартера может проявлять такие же симптомы, что и поврежденный маховик/муфта. Если шестерня стартера правильно зацепляется с маховиком/стартером и не вращается, стартер необходимо проверить на механический износ или повреждение.

3. Стартер может быть установлен в перевернутом положении. Сверьтесь с инструкцией по установке.

Рисунок 4 — Стертер

При включении системы пуска раздается щелчок

1. Если при включении цепи управления стартером раздается щелчок и стартер не вращается, возможно, что на соленоид (реле) не подается напряжение, необходимое для полного включения. Проверьте проводку цепи управления стартером на повреждения, прочность, загрязнение или коррозию соединений.

2. Если на соленоид необходимое напряжение подается, проверьте, не обгорели ли его контакты. Соблюдайте рекомендованные производителем транспортного средства процедуры и меры предосторожности при проверке соленоида.

3. Проверьте напряжение аккумулятора. При необходимости зарядите его или замените.

При попытке запустить двигатель раздается лязг:

1. Лязг может быть связан с физическим повреждением маховика и муфты. Полностью проверьте эти детали на трещины, вмятины, правильность формы.

2. Неработающий соленоид стартера или поврежденный стартер также могут вызвать лязг. Соблюдайте рекомендованные производителем транспортного средства процедуры и меры предосторожности при проверке соленоида и стартера.

3. Аккумулятор должен быть полностью заряжен (12,6 В) согласно рекомендациям производителя, а провода и клеммы аккумулятора должны находиться в хорошем и чистом состоянии.

4. Еще одной причиной ненормального шума от стартера может быть неисправность щеток, износ головок зубьев шестерен или плохое скольжение или зацепление шестерни.

Стартер вообще не вращается, нет шума от электромагнитного реле:

1. Причиной может быть низкая плотность и уровень электролита в аккумуляторе. В этом случае проверьте аккумулятор.

2. Также причиной может быть плохой контакт соединения цепи включения стартера, может быть неисправна втягивающая катушка электромагнитного реле или его шток.

Стартер вообще не вращается, а реле «шумит»

1. Могут быть виноваты низкие плотность и уровень электролита в аккумуляторе. В этом случае проверьте аккумулятор.

2. Возможны плохой контакт пусковой цепи или неполадка силового блока (короткое замыкание, износ щеток и т.д.).

2.3 Ремонт стартера

Приводятся общие рекомендации по разборке типового стартера. Некоторые незначительные различия могут возникать, в зависимости от модификации стартера.

Рисунок 5 — Стартер

1 — передняя втулка скольжения; 2 — передняя крышка; 3 — приводная шестерня; 4 — обгонная муфта; 5 — редуктор; 6 — ротор; 7 — статор; 8 — блок щеток; 9 — задняя крышка; 10 — вилка включения; 11 — тяговое реле

1. Очистите стартер.

2. Отвинтите гайку, и отсоедините провод питания стартера от зажима тягового реле

3. Отвинтите винты с крестообразными шлицами и извлеките тяговое реле со стороны привода

4. Отсоедините якорь реле от рычага включения

5. Отвинтите стяжные болты и извлеките их из корпуса

6. Используя отвертку как рычаг, извлеките резиновые подушки над рычагом включения

7. Снимите крышку со стороны привода и одновременно снимите рычаг включения

8. Отсоедините рычаг включения от кольца скольжения якоря

9. Отвинтите винты и снимите малую торцевую крышку и прокладку

10. Снимите пружинное стопорное кольцо и прокладки, отмечая точное количество прокладок, так как они определяют осевой люфт якоря

11. Снимите защитную пластину коллектора с прокладкой

12. Перед снятием узла щеткодержателя, возьмите трубчатую оправку с наружным диаметром равным диаметру коллектора. Установите оправку напротив коллектора, затем сдвиньте втулки и щеткодержатель на оправку

13. Отметьте положение пластины рычага включения относительно вилки, затем извлеките ротор

14. Металлической трубчатой оправкой сбейте упорное кольцо со стопорного кольца на валу ротора, затем снимите стопорное кольцо и упорное кольцо, сдвигая их по валу

15. Снимите привод шестерни с вала ротора.

После разборки стартера проверьте:

  • состояние щеток, а также свободу перемещения щеток в щеткодержателях;
  • измерьте длину щеток, и в случае износа щеток, установите новые щетки, которые необходимо впаять на место.

При пайке следите, чтобы припой не попал на плетеный провод, поскольку это может мешать щеткам свободно перемещаться в держателях;

  • силу прижима и положение пружин щеток;
  • вид коллектора, который следует очистить тряпкой, смоченной в бензине или трихлорэтилене, и прошлифовать мелкозернистой наждачной бумагой;
  • состояние втулок самосмазываемых подшипников;
  • в случае необходимости замены новые втулки следует опустить не менее чем на 20 минут в моторное масло (вязкости SAE 30 или 40) перед их установкой в стартер;
  • проверьте зубья привода шестерни и убедитесь, что муфта свободного хода вращается только в одном направлении;
  • проверьте диаметр коллектора.

16. Сборка проводится в последовательности обратной разборке.

Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера

Перед ремонтом снимают стартер с двигателя и разбирают. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотка статора. Отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его, отвернуть винты и снимать защитный кожух, снять стопорную шайбу , вывернуть стяжные болты и отсоединить корпус с крышкой от крышки с якорем, вынуть заглушку из передней крышки. Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора, и отсоединить корпус от крышки , снять пружины и щетки. Расшплинтовать и вынуть из крышки ось рычага привода стартера, вынуть рычаг и якорь с приводом из крышки, а затем отсоединить рычаг от привода.

Чтобы снять с якоря привод, удалить стопорное кольцо из-под ограничительного кольца — привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

Если тяговое реле выполнено в разборном исполнении, т.е. детали реле не завальцованы в его корпусе, то для его разборки нужно отвернуть гайки стяжных болтов и отпаять выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле. После разборки продуть детали сжатым воздухом и протереть.

Особенности разборки стартера связаны с другой конструкцией коллектора и задней крышки. После снятия тягового реле необходимо ослабить винт крепления стяжной защитной ленты на крышке со стороны коллектора и снять ленту с прокладкой. Вывернуть винты крепления к щеткодержателям клемм щеток и выводов обмотки статора, и снять щетки.

Отвернуть гайки стяжных шпилек и отсоединить корпус с крышкой от передней крышки с якорем. Вывернуть из передней крышки стяжные шпильки и вынуть из нее резиновую заглушку рычага. Отсоединить крышку от корпуса.

После разборки стартера очищают его внутренние поверхности от пыли и грязи, проверяют техническое состояние всех узлов и деталей и ремонтируют их, проверяют и заменяют подшипники, щеткодержатели и щетки, зачищают или растачивают коллектор и пр. Запрещается погружение деталей стартера в моющие жидкости (бензин, дизельное топливо и др.).

При разборке стартера детали продувают сжатым воздухом и протирают тряпкой, смоченной в бензине. При необходимости растачивают на станке коллектор якоря, заменяют подшипники и их смазку.

Дефектация деталей стартера

Дефекты стaртерoв: зaбoины и заусенцы на пoсaдoчных местах крышек; срыв внутренней и внешней резьбы на отдельных деталях стaртерa; срыв шлицев гoлoвoк винтов крепления полюсных сердечников; задиры на внутренней пoверхнoсти полюсных сердечников из-за зaдевaния их железом якоря при износе пoдшипникoв; повреждение изоляции oбмoтoк якоря и возбуждения из-за перегрева или загрязнения; нарушение изоляции изoлирoвaнных щеткoдержaтелей; износ якоря под втулки пoдшипникoв в крышках и прoмежутoчнoй oпoре; износ втулок; зaмыкaние или обрыв oбмoтoк катушек реле стaртерa или окисление кoнтaктных бoлтoв и диска; повреждение муфты привoдa (зaклинивaние или прoскaльзывaние рoликoв, трещины на oднoй из полумуфт, износ зубьев или зaбoины тoрцoв шестерни и т.д.); износ рoликoв, отверстий под пальцы рычaгa привoдa.

Дефектaцию отдельных деталей стaртерa осуществляют путем измерения изношенных пoверхнoстей универсaльным (микрoметрoм, штaнгенциркулем, линейкoй) или специaльным (шaблoнaми, кaлибрaми) измерительным инструментoм.

Обрыв oбмoтoк реле выявляют с пoмoщью кoнтрoльнoй лaмпы. При oтсутствии oбрывa лaмпa, включеннaя между вывoдoм реле и кoрпусoм, дoлжнa гoреть.

Без перемотки катушек реле мoжнo устранить лишь обрыв в месте сoединения вывoдa удерживaющей oбмoтки с кoрпусoм. Для этoгo прoпaивaют этo сoединение или oсaживaют зaклепку, крепящую прoвoд к кoрпусу.

Межвиткoвые зaмыкaния oбмoтoк реле стaртерa выявляют измерением сoпрoтивления втягивaющей и удерживaющей кaтушек. Если измеренные сoпрoтивления oкaжутся меньше знaчений, укaзaнных в технических услoвиях, тo имеется межвиткoвoе зaмыкaние. Если же имеется oбрыв oбмoтoк в других местaх (oбычнo в сoединении кaтушек с вывoдaми), тo тaк же, кaк и при межвиткo-вых зaмыкaниях, реле стaртерa заменяют исправным.

Сoстoяние кoнтaктных бoлтoв, дискa реле и включателя oценивaют oсмoтрoм. Изнoшенные меднo-грaфитoвые втулки крышек стaртерa зaменяют нoвыми. Винты крепления пoлюсных сердечникoв с сoрвaнными шлицами заменяют нoвыми.

Нaибoлее чaстo встречaющейся неиспрaвнoстью привoдa является зaклинивaние или прoбуксoвкa муфты свoбoднoгo хoдa. Прoверку муфты нa прoбуксoвку прoвoдят прoкручивaнием шестерни привoдa oтнoсительнo шлицевoй втулки в приспoсoблении при пoмoщи динaмoметрическoгo рычaгa. В этoм случaе шестерня в oднoм нaпрaвлении прoвoрaчивaться не дoлжнa (при мoменте, превышающим в 2,5 раза номинальный крутящий мoмент стaртерa при пoлнoм тoрмoжении), a в другом направлении дoлжнa прoвoрaчивaться свoбoднo. Привoд, у кoтoрoгo имеет местo прoбуксoвкa или зaклинивaние муфты свoбoднoгo хoдa, рaзбирaют, a все детaли дефектуют. При рaзбoрке муфту сo снятoй пружинoй зaжимaют в пaтрoн тoкaрнoгo стaнкa и рaзвaльцoвывaют кoжух специaльным резцoм. Кoжух муфты мoжнo рaзвaльцoвывaть в тискaх с пoмoщью специaльнo зaтoченнoгo зубилa .Изoляцию щеткoдержaтелей крышки, oбмoтки якoря и других детaлей кoнтрoлируют лaмпoчкoй, кoтoрaя не горит при нoрмaльнoй изoляции и зaгoрaется, если oнa нaрушенa.

2.4 Техническое обслуживание стартера

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

Техническое обслуживание: установлено в трёх видах; ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2).

ЕО проводят ежедневно по возвращении или выезде автомобиля. В ЕО входят проверка тормозов, сцепления, указателей поворота, колёс и т. д.

ТО-1 и ТО-2 выполняют после определённого пробега.

В ТО-1 входят работы:

1) Проверка уровня масла в КПП.

2) Производится смазка рулевого управления.

3) Проверка уровня тормозной жидкости в системе тормозов, подтекание масла на двигателе, охлаждения, света, габаритов и т. д.

В ТО-2 входят работы:

1) Проверка тормозов, проверка накладок на колодках задних и передних тормозов, проверка и осмотр тормозных барабанов, подшипников задних и передних ступиц, проверка и замена агрегатов.

2) Замена масла в двигателе, в КПП и т. д.

Есть еще сезонное обслуживание (СО), его проводят два раза в год для подготовки машин к летнему и зимнему периоду эксплуатации.

Ремонт автомобилей установлен в двух видах текущий и капитальный.

Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта [12, С. 65].

Текущий ремонт (ТР) выполняют тогда, когда необходимо устранить замеченные неисправности при работе и проверки автомобиля.

Капитальный ремонт (КР) предусматривает полное восстановления нормального состояния всех деталей, агрегатов автомобиля.

КР выполняют в авто ремонтных мастерских или на заводе, ЕО, ТО-1, ТО-2; ТР — в комплексных гаражах, станциях обслуживания. По возвращению автомобиля с линии в комплексный гараж он проходит приёмку при которой проверяют техническое состояние и устанавливают необходимость текущего ремонта.

2.5 Подбор приспособления для ремонта стартера

Контрольная проверка стартера

Стартер проверяйте на холостом ходу и в режиме полного торможения. Кроме того, проверьте тяговое реле включения стартера. Источником питания стартера при проверке служит аккумуляторная батарея.

Проверка стартера на холостом ходу

Приборы и приспособления: стенд или тиски (при отсутствии стенда), амперметр с шунтом, вольтметр, тахометр. Схема проверки включения стартера показана на рисунке — 6.

Рисунок 6 Схема проверки включения стартера:

1 — динамометр; 2 — тормозной рычаг; 3 — стартер; 4 — электромагнитное тяговое реле; 5 — кнопочный выключатель; 6 — шунт амперметра; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — амперметр; 9 — вольтметр.

Для проверки на холостом ходу установите стартер на специальный стенд или зажмите в тисках. Применяемая аккумуляторная батарея 6-СТ-55 должна быть полностью заряжена. Присоединительные провода к батарее, к шунту амперметра и к стартеру должны иметь сечение не менее 16 ммІ.

При напряжении на клеммах 12 В исправный стартер должен потреблять ток не больше 85 А, а частота вращения якоря должна быть не менее 5000 об/мин.

Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения, а также шум во время работы свидетельствуют об электрических и механических неисправностях стартера, замыкании обмотки якоря на «массу» или замыкании между витками. Малый потребляемый ток и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на клеммах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или слабом давлении пружин щеток.

Проверка стартера в режиме полного торможения

На шестерню привода стартера закрепите приспособление, имеющее рычаг и связанное с динамометром для измерения крутящего момента. Для проверки включите стартер на 4-5 секунд во избежание перегрева и повреждений. Тормозной момент определите произведением длины рычага в метрах на показание динамометра в килограммах.

Проверка тягового репе включения стартера

Приборы и приспособления: реостат, вольтметр, контрольная лампа.

Проверку напряжения включения тягового реле производите с помощью реостата, включаемого в цепь реле. Регулируя реостатом, определите по вольтметру напряжение, при котором замыкаются главные контакты реле. Это напряжение должно быть не более 9 В. Если напряжение повышено, то неисправны обмотки реле или имеются механические повреждения в системе привода стартера. С помощью контрольной лампы проверьте отсутствие замыкания на «массу» всех клемм на крышке реле.

3. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 Техника безопасности перед началом работ

1. Перед началом работы обязан:

  • предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
  • надеть спецодежду и спец обувь установленного образца;
  • при выполнении работ повышенной опасности ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ, и расписаться в наряде-допуске, выданном на поручаемую работу.

2. После получения задания у руководителя работ и ознакомления, в случае необходимости, с мероприятиями наряда-допуска обязан:

  • подготовить необходимые средства индивидуальной защиты, проверить их исправность;
  • проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;
  • подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности;
  • ознакомиться с изменениями в схеме электроснабжения потребителей и текущими записями в оперативном журнале.

3. Не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

  • неисправности технологической оснастки, приспособлений и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;
  • несвоевременном проведении очередных испытаний основных и дополнительных средств защиты или истечении срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем;
  • недостаточной освещенности или при загроможденности рабочего места;

— отсутствии или истечении срока действия наряда-допуска при работе в действующих электроустановках. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это электромонтеры обязаны сообщить о них бригадиру или ответственному руководителю работ.

3.2 Техника безопасности во время работ

1. Выполнять работы при соблюдении следующих требований:

  • произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры;
  • отключить при помощи коммутационных аппаратов или путем снятия предохранителей токоведущие части, на которых производится работа, или те, к которым прикасаются при выполнении работы, или оградить их во время работы изолирующими накладками (временными ограждениями);
  • при производстве работ на токоведущих частях, находящихся под напряжением, пользоваться только сухими и чистыми изолирующими средствами, а также держать изолирующие средства за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца

2. Смену плавких вставок предохранителей при наличии рубильника следует производить при снятом напряжении. При невозможности снятия напряжения (на групповых щитках, сборках) смену плавких вставок предохранителей допускается производить под напряжением, но при отключенной нагрузке.

3. Перед пуском оборудования, временно отключенного по заявке не электротехнического персонала, следует осмотреть его, убедиться в готовности к приему напряжения и предупредить работающих на нем о предстоящем включении.

4. Присоединение и отсоединение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, необходимо производить при полном снятии напряжения.

5. При выполнении работ во взрывоопасных помещениях не разрешается:

  • ремонтировать электрооборудование и сети, находящиеся под напряжением;
  • эксплуатировать электрооборудование при неисправном защитном заземлении;
  • оставлять открытыми двери помещений и тамбуров, отделяющих взрывоопасные помещения от других;
  • заменять защиту (тепловые элементы, предохранители, расцепители) электрооборудования защитой другого вида с другими номинальными параметрами, на которые данное оборудование не рассчитано;

6. При работе в электроустановках необходимо применять исправные электрозащитные средства: как основные (изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения, диэлектрические перчатки), так и дополнительные (диэлектрические галоши, коврики, переносные заземляющие устройства, изолирующие подставки, оградительные подставки, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности)

7. При обслуживании осветительных сетей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования:

  • замену предохранителей и перегоревших ламп новыми, ремонт осветительной арматуры и электропроводки осуществлять при снятом напряжении в сети и в светлое время суток;

8. В процессе работы электромонтеру запрещается:

  • пользоваться при работе под напряжением ножовками, напильниками, металлическими метрами и т.п.;
  • применять токоизмерительные клещи с вынесенным амперметром, а также нагибаться к амперметру при отсчете показаний во время работы с токоизмерительными клещами;

3.3 Требования безопасности по окончанию работы

1. Привести в порядок рабочее место

2. Убрать инструмент, приборы и средства индивидуальной защиты в отведенные для них места;

3. Снять спецодежду и спец обувь и убрать в установленное место.

4. Сообщить лицу, ответственному за производство работ о всех недостатках, замеченных во время работы, и принятых мерах по их устранению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автотранспортное предприятие сложное современное производство, на котором трудятся высококвалифицированные рабочие, техники и инженеры.

Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.

Для проверки генератора на стенде понадобится:

1 — аккумуляторная батарея;

2 — амперметр с шунтом на 1000 А;

3 — выключатель;

4 — реостат;

5 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В;

6 — стартер

Стартер разбирают через каждые 100 000 км пробега автомобиля и при ремонте в случае необходимости.

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм.

В письменной экзаменационной работе мною был изучен технологический процесс технического обслуживания и ремонта стартера. Ни один ремонт не обходится без испытания стартера на стенде. Можно сделать вывод, что для эффективного и качественного ремонта электрооборудования автомобилей каждое автотранспортное предприятие должно оснащать производственные цеха данным видом стендов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/remont-generatorov-i-starterov/

1.Методическое пособие по выполнению дипломного проекта. Учебно-методический центр ФГОУ СПО «МАДК им. А.А.Николаева»

2.Карогодин В.И. ремонт автомобилей и двигателей: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с.

3.Техническое обслуживание автомобилей К.2 Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; Туревский И.С.; Инфра-М, Форум; 2007 г.; 256 стр.;

4.Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н. Б. Кириченко. — М.: издательский центр. «Академия», 2010, — 208с.

5.Передерии В.П. Устройство автомобиля: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-м,2008. — 288с.

6. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М.

7. Круглов и др.; под ред. В.М. Власова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 480 с.

8. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М.

Епифанов Л.И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — 2-е изд., перераб. и допол. — Москва, 2009

9. Епифанов Л.И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — 2-е изд., перераб. и допол. — Москва, 2009