Принятые обозначения

Курсовая работа

С развитием и совершенствованием ЭВМ тесно связано появление средств программирования. Для машин первого поколения они составлялись в машинных кодах. Это был трудоемкий процесс, поскольку программисту самому приходилось распределять память под программу, исходные данные и результаты. Разобраться в такой программе, модифицировать ее было практически невозможно. Еще в период перехода к машинам второго поколения (50-е годы) возникла необходимость в создании больших и сложных программ. Процесс их составления в машинных кодах резко снижал эффективность использования ЭВМ. Этот период характеризовался появлением первых алгоритмических языков программирования. Они отличались наглядной формой реализации алгоритма, использованием привычной математической символики, ограниченным набором ключевых слов. Основное их достоинство — универсальность.

Работа с программой, выполненной на алгоритмическом языке, очень упрощалась за счет относительной простоты написания, возможности модифицирования. Совершенствование вычислительной техники, а именно увеличение объема памяти и быстродействия машин, делало программирование на алгоритмических языках все более распространенным и перспективным. В настоящее время существует большое количество алгоритмических языков, которым присущи как общие, так и отличительные черты. Это Фортран, Бейсик, Паскаль и др. На их примере можно наглядно увидеть те характерные особенности, которые присущи программированию на алгоритмических языках вообще.

Бейсик (BASIC) – это сокращение английских слов BeginnersAll-purpouseSymbolicInstractionCode, что в переводе означает “многоцелевой язык символических инструкций для начинающих”. Он был разработан профессорами Дартмутского колледжа (США) Т. Куртцем и Дж. Кемени в 1965 году для обучения студентов, незнакомых с вычислительной техникой. Этот язык, напоминающий Фортран, но более простой, быстро стал очень популярным. Особенно его популярность повысилась с появлением персональных компьютеров, где он стал одним из основных языков программирования. Существует множество версий языка Бейсик и все они имеют особенности. В каждой из них можно выделить общее подмножество, в котором отражены характерные (стандартные) грамматика, синтаксис и семантика языка. Наиболее популярной версией является Qbasic, благодаря удобному интерфейсу и представлению пользователю ряда сервисных возможностей, присущих современным системам программирования. Поэтому тексты представленных в работе программ отлажены именно в ней.

7 стр., 3031 слов

Основы программирования

... 423, 434]. Параллельное программирование [concurrentprogramming] - разработка программ, обеспечивающих одновременное (параллельное) ... программ для ЭВМ. Для разработки программного обеспечения применяются следующие методы: математические, инженерных расчетов и управления. Уровень программирования определяется четырьмя взаимосвязанными факторами развития: возможностями компьютеров, теорией и языками, ...

Цель и задачи

Курсовая работа имеет цель научить студента практическому применению полученных им ранее знаний, при решении конкретных задач. Задача курсовой работы – закрепление знаний по основным положениям дисциплины.

Курсовая работа заключается в разработке программно-методического комплекса решения поставленной задачи.

1. Постановка задачи и анализ исходных данных

В двумерном массиве заменить максимальный элемент на числоP.

Входные данные: размерность массива, число P., Выходные данные: массив.

2. Математическое описание решения поставленной задачи

Для выполнения данной работы не требуется специальных математических функций или расчетов. Для того, чтобы определить положительный или отрицательный элемент, используются стандартные операции алгебры логики (операторы «больше», «меньше», «равно»).

Матрица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля (например, целых, действительных или комплексныхчисел), которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы. Количество строк и столбцов матрицы задают размер матрицы. Хотя исторически рассматривались, например, треугольные матрицы, в настоящее время говорят исключительно о матрицах прямоугольной формы, так как они являются наиболее удобными и общими.

Матрицы широко применяются в математике для компактной записи систем линейных алгебраических или дифференциальных уравнений. В этом случае количество строк матрицы соответствует числу уравнений, а количество столбцов — количеству неизвестных. В результате решение систем линейных уравнений сводится к операциям над матрицами.

Для матрицы определены следующие алгебраические операции:

  • сложение матриц, имеющих один и тот же размер;
  • умножение матриц подходящего размера (матрицу, имеющую столбцов, можно умножить справа на матрицу, имеющую строк);
  • в том числе умножение на матрицу вектора (по обычному правилу матричного умножения; вектор является в этом смысле частным случаем матрицы);
  • умножение матрицы на элемент основного кольца или поля (то есть скаляр).

Особое значение в теории матриц занимают всевозможные нормальные формы, то есть канонический вид, к которому можно привести матрицу заменой координат. Наиболее важной (в теоретическом значении) и проработанной является теория жордановых нормальных форм. На практике, однако, используются такие нормальные формы, которые обладают дополнительными свойствами, например, устойчивостью.

3.Описание логической структуры решения задачи

Перед началом программирования была разработана блок-схема решаемой задачи:

Рисунок 1 — Схема алгоритма

Алгоритм работы программы:

  1. Объявляем массив и инициализируем служебные переменные
  2. Задаем переменной max заведомо большое значение
  3. Ввод числа P
  4. Начало цикла i
  5. Начало цикла j
  6. Формируем элементы массива а
  7. Если a(i,j)>max, то max=a(i,j)
  8. Вывод массива на экран
  9. Еслиa(I,j)=max, если да ,то заменяем a(I,j) на число P
  10. Конец цикла j
  11. Конец цикла i
  12. Вывод результатов на экран
  13. Конец программы

Разработаем программу по данному алгоритму:

95 стр., 47316 слов

Дипломная работа разработка программы лояльности

... специализирующихся на создании и использовании программ лояльности. Завершается первая глава обзором существующих методов решения основных задач системы управления бонусной программой лояльности и описанием предлагаемого в дипломной работе математического инструментария анализа клиентской ...

CLS

RANDOMIZE TIMER

INPUT «Vveditechislo P:»; p

DO

INPUT «N=»; n

INPUT «M=»; m

LOOP UNTIL n > 0 AND m > 0

DIM a(1 TO m, 1 TO n)

max = -100

PRINT «Ishodniymassiv:»

FOR i = 1 TO m

FOR j = 1 TO n

a(i, j) = INT(RND * 50) — 20

IF a(i, j) > max THEN max = a(i, j): maxi = i: maxj = j

PRINT a(i, j);

NEXT j

PRINT

NEXT i

PRINT «MAX»; max

a(maxi, maxj) = p

FOR i = 1 TO m

FOR j = 1 TO n

PRINT a(i, j);

NEXT j

PRINT

NEXTi

END

4. Описание работы программы

Для работы данной программы требуется: персональный компьютер с установленной системой MS-DOS, установленный интерпретатор QBasic.

Программа после запуска не требует участия оператора – все вычисления осуществляются автоматически.

Заключение

Решение какой-либо задачи с помощью ЭВМ распадается на три основных этапа: постановка задачи, составление алгоритма решения, программная реализация алгоритма на ЭВМ. В данной работе реализованы все указанные выше этапы в среде программирования Qbasic.

В работе представлены задания, направленные на овладение основами программирования в указанной среде: выполнение арифметических операций.

В результате ее выполнения разработана программа, охватывающая основные возможности версии, позволяющие выполнять все необходимые действия по составлению, отладке и выполнению программ.

В среде qbasic существует несколько экранных режимов. Основной исходный экран представляет поле редактирования текста программы. Встроенный текстовый редактор выполняет две функции – редактирования текста и синхронной интерпретации строки. В этой связи строки в некоторых программах не нумеровались. Результаты работы программы, комментарии и сообщения интерпретатора представлялись в текстовом экране (по умолчанию режим SCREEN 0).

Особый интерес представляла система помощи help (подсказок), имеющая контекстную структуру с возможностью копирования примеров из текста подсказок, что позволило освоить работу с языком программирования Qbasic практически самостоятельно.

Таким образом, основная цель курсовой работы по овладению основами программирования в среде Qbasic выполнена.

Список использованных источников доступен в полной версии работы. У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Категория: