Технологический процесс в социальной работе

Курсовая работа
  • объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
  • должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
  • возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
  • возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
  • Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

    Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах.

    Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

    Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы. Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций.

    Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему. Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий. Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.

    10 стр., 4952 слов

    Технологии социальной работы с молодой семьей

    ... является молодая семья Предмет – социальная работа с молодой семьей Целью дипломной работы является изучение технологий социальной работы с молодой семьей. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и специфику молодой семьи; определить особенности и проблем молодой семьи; описать функции, формы и методы социальной работы с молодой семьей; ...

    Технологию социальной работы характеризуют:

    • динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
    • непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
    • цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;
    • дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

    Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной , сферы деятельности и специалистов социальных служб.

    1.2. Задачи технологии социальной работы

    Современный специалист социальной работы — это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др. Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание.

    Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт. На учебный курс «Технология социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели — формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Следует заметить, что достижение указанной цели в курсе «Технология социальной работы» обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами образовательной профессиональной программы. Однако это не означает, что курс «Технология социальной работы» не имеет соответствующих образовательных и воспитательных целей. В этом курсе решаются следующие учебно-воспитательные задачи:

    18 стр., 8743 слов

    Особенности организации проектной работы учащихся по технологии

    ... др. В нашей дипломной работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы уроках технологии. Объект исследования: проектная ... и последствия познания, применения, получения или преобразования объектов природной или социальной среды. Это позволяет обучающимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, ...

    • овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;
    • развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
    • формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.

    В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «Технология социальной работы» призван готовить специалистов, способных выполнять разнообразные виды деятельности. Для этого студенту необходимо:

    • овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций в практику;
    • познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладевать экологической культурой;
    • изучать специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста;
    • развивать умение применять научные знания о природе социальных девиаций при работе с девиантами и представителями групп риска;
    • осваивать технологию работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными и мигрантами — оказанию им моральной и материальной поддержки, помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации;
    • учиться применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе;
    • овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы.

    Сформировать высокий профессионализм будущих специалистов социальной работы — это значит обеспечить высокий уровень их технологической подготовки, то есть добиться органической связи теоретических знаний с жизнью, с практикой работы социальных служб и органов социальной защиты населения.

    Глава 2. Социальная работа как технологический процесс.

    Социальная работа, как деятельность представляет собой технологический процесс, который повторяется при решении новой задачи, поэтому необходимо остановиться конкретно на этом понятии. Процесс — это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами – нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека.

    3 стр., 1191 слов

    Инновационные технологии в социальной работе

    ... -техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий, сокращение инновационных издержек. В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее. Социальные технологии в широком ...

    Процесс рассматривается также как синоним понятий «развитие» , «переход объектов из одного состояния в другое». Целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента – основная функция технологии социальной работы. Специалист социальной работы принимает непосредственное участие в анализе информации, в подготовке вариантов решения той или иной личностной проблемы и в практическом осуществлении намеченного варианта действий, т.е. является активным участником и творцом технологии воздействия на жизнедеятельность клиента. Технологии социальной работы как процессу присущи определенная протяженность во времени. Протяженность эта охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее решения, составляя определенный и завершенный цикл взаимодействия организаторов социальной работы и их клиентов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом — сущностная характеристика технологического процесса.

    Основу технологического процесса составляют, во-первых, алгоритм действий (операций).

    Алгоритм — это точное предписание относительно последовательности операций, которые осуществляют преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние. Термин этот за последнее время не только широко применяется в электронно-вычислительной технике, но и все чаще используется в социально-экономических исследованиях. Он происходит от латинского слова algorithmi. Так звучало на латинском языке имя хорезмского математика IХ столетия аль-Хорезми, трактат которого в средние века был распространен в Европе. В то время алгоритмом называли десятичное счисление и искусство счета в этой системе. В современном смысле алгоритм определяет не только последовательность операций с числами, но и логических операций: при выработке управленческих решений, при формулировании целей и задач, при обработке информации и др. Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели).

    Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса. Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели или подцели. На результат действий, как известно, могут оказывать влияние целый ряд неконтролируемых факторов, связанных со спецификой социальной среды, господствующих социально-психологических явлений, экономического положения, а также связанных с факторами, обусловленными особенностями самой личности или социальной группы. Поэтому результат каждой операции, а следовательно, всего технологического цикла зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб. В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность. Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечь клиента социальной работы в различные виды деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную — это значит использовать главное, основное средство воздействия на личность.

    18 стр., 8679 слов

    Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...

    ... Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида Вся сложность и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Воспитание ребенка-инвалида ...

    Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера. Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов до тех пор, пока они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.

    В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

    1. Формулирование цели воздействия.

    2. Выработка и выбор способов воздействия.

    3. Организация воздействия.

    4. Оценка и анализ результатов воздействия.

    Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач. Выработка и выбор способов воздействия предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы. Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта, включая распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.

    Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности. В практике социальной работы те или иные операции могут не фиксироваться, если управленческие взаимоотношения достаточно отлажены, поскольку многие проблемы, которые повседневно призван решать персонал социальных служб, зачастую однотипны. Однако это говорит лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не об игнорировании какой-либо операции в структуре технологического процесса. В практике социальной работы отдельные операции могут выпадать в силу отлаженности управленческих взаимоотношений, в силу повторяемости и однотипности многих проблем, разрешать которые повседневно призван персонал социальных служб. Однако это означает лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не означает игнорирования какой-либо операции в структуре технологического процесса.

    6 стр., 2814 слов

    Нормирование работ по обслуживанию торгового процесса и управлению им

    ... данной работы: ознакомиться с теоретическими аспектами нормирования работ по обслуживанию торгового процесса и управлению им. Для достижении цели поставлены задачи: рассмотреть нормирование труда на работах по обслуживанию торгового процесса, изучить нормирование труда служащих. 1. Нормирование труда на работах по обслуживанию торгового ...

    Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном скорректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

    Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение. Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей. Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

    Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной. Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы. Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, новационный характер.

    3 стр., 1203 слов

    Назначение разработки курсовой работы

    ... разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразработанного в данной теме, чтобы было понятно, с какой целью автор курсовой работы ... социального плана, обосновать тему с точки зрения накопившихся социальных проблем ... к курсовым работам разных типов. В начале работы теоретического характера ... Её назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Общая ...

    Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий.