Автоматизированные системы управления предприятием

Курсовая работа

На нынешнем этапе компьютеризации всех сфер жизни человечества очень остро стоит вопрос об автоматизации управления предприятием. В настоящее время предприятия стран СНГ используют признанные во всем мире методологии MRP, MRP II.

Первые автоматизированные системы планирования – системы планирования материальных ресурсов, MRP-системы – появились в США в 60-е годы, и до настоящего времени не потеряли своей актуальности. В это время лидерство американской промышленности было безусловным. Однако появление сильной конкуренции со стороны Европы и Японии требовала соответствующих решений.

В Японии в это время активно внедрялась методика КАНБАН, основанные на концепции Just-in-Time (точно-вовремя).

Основоположником этой методики стала фирма Toyota. Суть концепции Just-in-Time в том, что материалы и комплектующие поступали на предприятие и далее в цех именно в тот момент, когда это требовалось для производства без создания складских и внутрицеховых запасов и заделов.

Проблема наличия необходимых материалов и комплектующих в нужное время, в нужном месте и в нужном количестве особенно актуальна для массовых сборочных производств, где простои конвейера недопустимы. Именно под такие производства и разрабатывалась методология MRP и соответствующие программные решения.

Целью данной работы является изучение автоматизированных систем управления в России.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) выявить основы автоматизированного управления на предприятии;

2)проследить развитие организационной модели управления предприятием;

3) рассмотреть применение автоматизированных систем управления(АСУ) в малом и среднем бизнесе;

4)рассмотреть АСУ в Российской действительности;

ГЛАВА 1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

1.1. Основы автоматизированного управления предприятием.

Под системой производственного управления в большинстве случаев подразумеваются методы управления и поддерживающие их компьютерные системы.

Системы производственного управления охватывают все функции планирования и управления, имеющие отношение к процессу производства, включая управление материалами, машинами, людьми, отношениями с поставщиками.

Задачи, решаемые системами производственного управления, — это прежде всего методологическая и информационная поддержка процесса управления потоками материалов, использования оборудования и персонала, координация операций предприятия с действиями поставщиков, а также определение потребностей рынка и взаимодействия с клиентами. Предоставляемая системой информация необходима руководителям для принятия правильных управленческих решений.

8 стр., 3663 слов

Планирование производства и сбыт продукции на предприятии

... существовать. Раздел 1. Планирование производства. Исходными моментами для разработки плана производства и реализации продукции являются: перспективный план развития предприятия; мероприятия по повышению эффективности производства и наращиванию производственных мощностей; договоры о ...

Типичные области управления, охватываемые системой, включают:

  • планирование потребностей предприятия в ресурсах и оценку возможностей удовлетворения потребностей рынка,
  • планирование своевременных поставок материалов в количествах, реально необходимых для удовлетворения спроса,
  • обеспечение максимального использования оборудования и людских ресурсов,
  • поддержку необходимых запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции — в нужных количествах и в нужных местах
  • составление производственных заданий и графиков с учетом технологических требований и наличия производственных ресурсов (люди и оборудование),
  • поддержку отношений с поставщиками и клиентами, как при выполнении отдельных заказов, так и в долгосрочной перспективе,
  • удовлетворение постоянно меняющихся потребностей рынка,
  • быстрое реагирование на возникающие производственные проблемы,
  • формирование информации для финансового управления компанией.

В условиях современной экономики предприятия как нельзя нуждаются в современных информационных технологиях, ведущих к повышению производительности, обеспечению устойчивых прибылей и лидерству в конкурентной борьбе.

Основные услуги, оказываемые консалтинговыми компаниями в области информационных технологий (ИТ), как обычно называются услуги по внедрению систем управления производством.

Консалтинговые услуги:

  • Консультации по выбору и обоснованию решений для построения ИТ-инфраструктуры предприятия,
  • Консалтинг по вопросам организации систем электронного бизнеса,
  • Консалтинг в области внедрения информационных систем управления предприятием.

Услуги по системной интеграции:

  • Планирование ИТ-ресурсов для бизнес-приложений (Navision, Axapta, BAAN, Oracl, SyteLine и т.д.),
  • Проектирование архитектуры,
  • Создание инфраструктуры ИТ, поставка компьютерного и сетевого оборудования, системного и прикладного ПО,
  • Разработка и внедрение программных приложений,
  • Аудит и рекомендации по развитию инфраструктуры и программных приложений.

Услуги по разработке и внедрению бизнес-приложений:

  • Внедрение ERP-систем
  • Разработка и внедрение систем электронного бизнеса:
  • системы электронных продаж
  • системы электронных закупок и снабжения
  • корпоративные информационные порталы
  • торговые интернет-площадки
  • Web-представительства.

Таким образом, задачи предприятия, которые могут быть решены с помощью вышеуказанных методов управления и поддерживающих их информационных систем, представляются

Уменьшение себестоимости готовой продукции за счет лучшей организации системы управления производством и закупками.

Увеличение объема продаж за счет повышения уровня обслуживания клиентов, т.е. наиболее полного удовлетворения всех их потребностей. Это достигается за счет оптимального воздействия подразделений сбыта и производства.

30 стр., 14507 слов

Современные особенности управления системой образования на примере ...

... и услуг. Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек ... к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе, в новых социокультурных условиях. Цель работы: показать, каким образом происходит управление системой образования в Челябинской ...

Выбор соответствующей информационной системы и внедрение этой системы в методы управления.

Многие компании предлагают промышленным предприятиями системы планирования и управления ресурсами ERP (Enterprise Resource Planning), помогающую максимально эффективно использовать возможности и ресурсы предприятия, быстро реагировать на рыночный спрос, оперативно взаимодействовать с партнерами, а именно:

Функциональные области ERP-системы:

  • Обслуживание клиентов
  • Управление затратами
  • Обработка заказов
  • Управление качеством
  • Прогнозирование и управление сбытом
  • Управление запасами и закупками
  • Планирование потребностей в сырье и материалах
  • Управление производственными процессами
  • Планирование и управление производственными мощностями
  • Управление цехами и диспетчирование
  • Бухгалтерский и налоговый учет
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Управление проектами
  • Связь с САПР и АСУ ТП.

Управление практически любым предприятием можно представить как совокупность трех основных ветвей [1]:

  • финансовой
  • логистической
  • производственной (технологической)

Дадим определения [1]:

  • под финансовой ветвью понимаем описание предприятия с точки зрения движения денежных потоков и знания, присущие этим процессам
  • под логистической — описание предприятия с точки зрения движения материальных потоков и соответствующие знания,
  • а под производственной — описание правил реализации производственных бизнес процессов.

Совокупность знаний вышеперечисленных ветвей образуют знание предприятия. В отдельности отдельная ветвь представляет собой срез знаний реальных бизнес процессов. Технологическое знание очень обширно и присутствует во многих видах предприятий, которые возможно и не связаны непосредственно с производством.

Каждая ветвь предприятия имеет под собой серьезный теоретический фундамент и определяет развитие компании в соответствующем направлении. В зависимости от типа бизнеса (характера деятельности компании) доминирующее значение может иметь одна из трех ветвей. Например, грузоперевозчика в первую очередь интересует логистика, инвестиционную компанию финансы, производственную компанию – технология производства, однако и финансы, и логистика не менее важны при достижении положительного результата развития компании. Для производственного предприятия все три ветви тесно переплетены и любые недочеты в одной из точек зрения могут обернуться «провалами» деятельности в целом [1].

Для любого предприятия обязательным является наличие финансовых знаний, которые является основополагающим с точки зрения денежных отношений. Часто это приводит только к финансовому восприятию процесса управления, а значит к игнорированию знаний логистической и, в особенности, технологической ветвей. Следствием этого являются «неожиданные» финансовые проблемы, связанные с нарушением логистических ритмов и проблемами в производственных системах и каналах сбыта [1].

11 стр., 5471 слов

Информационные технологии в управлении предприятием

... этого развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем. Децентрализация и рост информационных потребностей Ориентация на максимальное сближение с ... в системе сбыта ИТ уходит в прошлое. § 4. Вывод отсутствует необходимое взаимодействие Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий ...

Особенно тяжело сказывается «финансовая доминанта» в случае производственной компании, так как нарушения в ритме производственного процесса, вызванные приоритетом финансовых проблем могут привести к серьезным, трудно ликвидируемым инфраструктурным проблемам [1].

На сегодняшний день существует несколько стандартов управления предприятием, точнее даже не стандартов, а наборов правил, понятий и определений для описания управления процессами предприятия.

1.2. Развитие организационной модели управления предприятием

Стандарты управления предприятием поддерживаются с конца 60-х годов Американским обществом управления производством и запасами (APICS).

APICS предполагает следующее деление на типы производств: дискретное производство; объемное производство; производство под заказ; производство на склад.

Прогнозирующие и планирующие возможности систем управления предприятием дают существенное снижение стоимости и повышают качество бизнес-процессов на предприятии.

Системы управления включают следующие основные управленческие методики:

  • MRP (Material Requirement Planning) — планирование потребности в материалах;
  • MRP II (Manufacturing Resource Planning) — планирование производственных ресурсов;
  • ERP (Enterprise Resource Planning) — планирование ресурсов предприятия;
  • CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента.