Организация многостаночной работы, ее влияние на эффективность производства

Курсовая работа

Рациональное использование трудовых средств и оборудования предприятия — непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов, что является исключительно важнымиt и актуальнымиt на современном этапе экономических преобразований в России.

Актуальность темы работы заключается в том, что многостаночное обслуживание, как форма кооперация труда работников, является инструментом повышения эффективности и труда.

Объектом исследования в работе является организация многостаночного обслуживания.

Предметом исследования является внедрение многостаночного обслуживания на участке предприятия «ХХХ».

Целью данной работы является исследование эффективности использования многостаночной работы на примере расчетов по предприятию «ХХХ».

Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты многостаночного обслуживания на предприятии, а именно изучить понятие и виды многоагрегатного обслуживания;
  • изучить основные показатели, применяемые при организации многостаночной работы;

-провести расчеты показателей многостаночного обслуживания для участка предприятия и оценить эффективность его внедрения.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Теоретической и методологической основой работы послужили многие положения, посвященные данной проблеме, изложенные 1 в 1 трудах 1 российских 1 ученых 1 экономистов.

Любая трудовая деятельность невозможна без той или иной организации, без разделения и кооперации труда, подготовки работника, определения места и функций каждого человека в трудовом процессе, без распределения созданного в процессе труда продукта. Поскольку существует труд, то существует и его организация.

В содержание организации труда

  • разделение и кооперация труда между работниками в соответствии с особенностями производства, уровнем развития техники и квалификацией рабочих кадров;
  • расстановка работников по их рабочим местам;
  • организация и обслуживание рабочих мест;
  • организация эффективного трудового процесса;
  • совершенствование нормирования труда;
  • постоянное улучшение условий труда и техники безопасности;
  • организация оплаты труда, стимулирующей рост производительности труда и качество продукции с высокими потребительскими свойствами;
  • разработка комплекса мер по укреплению дисциплины труда;
  • создание условий для внутрифирменной конкуренции;
  • подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала предприятия в соответствии с потребностями производства, создание условий для раскрытия творческих возможностей каждого работника.

Любой вид разделения труда, то есть обособление различных видов труда и закрепление их за участниками производственного процесса, всегда влечет за собой соответствующую кооперацию труда. Чем глубже разделение труда в той или иной организации, тем шире его кооперация, чем больше работников занятых выполнением простых трудовых процессов, тем больше исполнителей необходимо объединить в единый процесс производства продукции и оказания услуг.

52 стр., 25860 слов

Проект организации многостаночного обслуживания

... Многостаночное обслуживание является эффективным способом повышения производительности труда. При многостаночном обслуживании необходимо, чтобы обслуживаемые станки автоматически выключались после окончания цикла обработки; многостаночник должен быть освобожден от выполнения вспомогательных работ по обслуживанию ... элементом эффективной организации многостаночного обслуживания является рациональная ...

Под кооперацией принято понимать объединение всех категорий персонала для участия в совместной планомерно организованной трудовой деятельности.

Задача кооперации труда

Кооперация труда осуществляется на всех уровнях управления — от отдельного рабочего места, где могут быть заняты несколько работников, до всего экономического пространства предприятия и целой страны, и представляет собой систему устойчивых трудовых отношений между отдельными исполнителями или производственными подразделениями в процессе деятельности предприятия или организации.

На предприятиях различают несколько видов производственной кооперации:

  • межцеховая;
  • внутрицеховая;
  • внутриучастковая.

Межцеховая кооперация, Внутрицеховая кооперация

внутриучастковой кооперации

Кооперация труда между группами рабочих и отдельными исполнителями осуществляется в различных формах: коллективные формы организации работы — производственные бригады, совмещение профессий (должностей) и функций, многоагрегатное (многоаппаратурное) обслуживание.

Основной формой кооперированного труда является производственная бригада. Это первичный трудовой коллектив, оснащенный материально-техническими средствами производства, связанный совместно выполняемой работой и несущий коллективную ответственность за ее результаты. Создание бригад позволяет решать такие задачи, которые не могут быть решены разрозненными усилиями отдельных исполнителей (например, обслуживание сложных видов оборудования, когда для выполнения определенного объема работ необходимы рабочие разных профессий.

5 стр., 2116 слов

Техническое обслуживание технологического оборудования для изготовления ...

... работе рассмотрены главные темы: основное технологическое оборудование, используемое для изготовления очков в оптике «Счастливый взгляд»; описание спецификации технологического оборудования, которое используется; наиболее часто встречающиеся неисправности и ошибки на данном технологическом оборудовании и мероприятия по обслуживанию ...

Под совмещением функций, специальностей и профессий понимается такая организация труда, при которой один рабочий кроме работы на своем основном рабочем месте и по своей профессии и специальности выполняет работы другого функционального содержания, или по другим специальностям в пределах своей профессии, или даже по другим профессиям. При совмещении функций рабочий-исполнитель, частично выполняет функции другого рабочего. Например, дополнительные функции, которые параллельно со своей основной работой выполняет квалифицированный рабочий-станочник: подналадка своего станка, заправка режущего инструмента, укладка в тару готовых изделий, которые должны выполняться во время машинно-автоматической работы станка и без ущерба для производительности труда. За счет совмещения функций устраняются или сокращаются потери рабочего времени, возникающие при ожидании обслуживания, и уменьшается трудоемкость работ по обслуживанию оборудования и рабочих мест.

Рассмотрим подробнее понятие многостаночного обслуживания., Одной из прогрессивных форм разделения и кооперации труда является многостаночное обслуживание.

Сущность многостаночного обслуживания заключается в том, что рабочий (бригада) определенной профессии и специальности обслуживает одновременно несколько станков, машин, агрегатов, работающих в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Все ручные операции на каждой из одновременно работающих машин производятся в период свободного машинно-автоматического времени других машин.

Материальные предпосылки, Экономическая целесообразность

Переходу на такое обслуживание должна предшествовать соответствующая организационно-техническая подготовка.

Подготовительная работа при переходе на многостаночное обслуживание состоит из следующих элементов:

  1. необходимы проверка выполнения норм рабочими за ряд месяцев и анализ баланса рабочего времени и работы оборудования с целью выявления величины времени пассивного наблюдения, простоев, систематичности выполнения норм;
  2. определение оптимальной зоны обслуживания;
  3. выбор рационального функционального разделения труда между рабочими;
  4. отбор станков с учетом структуры оперативного времени и единообразия в методах управления ими;
  5. оснащение оборудования удобными пультами управления, приспособлениями и т.п;
  6. рациональное размещение (планировка) оборудования на рабочем месте, разработка удобных маршрутов передвижения многостаночника от одного станка к другому;
  7. подбор соответствующих деталей (изделий) для обработки в условиях многостаночного обслуживания;
  8. разработка рациональных приемов и методов труда, обучение им рабочих;
  9. определение наиболее эффективных систем обслуживания многостаночного рабочего места;

10)расчет экономической эффективности внедрения многостаночного обслуживания;

11)обеспечение материальной заинтересованности рабочих в переходе на многостаночное обслуживание и в достижении высоких результатов их труда.

16 стр., 7911 слов

Организация труда на производстве

... обслуживания рабочих мест может быть достигнута лишь при соблюдении: принципа предупредитель­ности обслуживания, предусматривающего выполнение со­ответствующих работ до того, как процесс производства ... и многостаночными, постоянными и временными, а также рабочими местами ручной работы, механизированными, автоматизированными, аппаратными, рабочими местами служащих и др. Оснащение рабочего места ...

По виду многостаночное обслуживание делится на бригадное, звеньевое (групповое) и индивидуальное. При бригадном обслуживании определенная зона обслуживания закрепляется за бригадой, при звеньевом (групповом) — за звеном или группой рабочих, входящих в бригаду, при индивидуальном — за каждым рабочим бригады.

Многостаночные комплексы различают:

  • по виду совмещаемых операций: