Территориально-производственные комплексы и их роль в развитии региона

Курсовая работа

На рубеже первого десятилетия XXI века необходимо признать, что рыночные преобразования в целом деформировали региональные экономические системы. Усиление данных проявлений в экономике регионов и входящих в их состав районов, нарастание диспропорциональности отраслей, дезинтеграция экономического пространства неизбежно в дальнейшем будет сопровождаться кризисами в социально-экономической системе.

Таким образом, в региональной экономической политике на современном этапе актуальными являются проблемы, связанные с обеспечением стабильного социально-экономического развития территорий. Исходя из того, что под экономической стабилизацией понимается наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического, инновационного потенциалов и организационной структуры объекта его стратегическим целям и задачам, обеспечение стабилизации экономики регионов должно осуществляется, прежде всего, через структурно-территориальную политику. Как показала практика, «естественный отбор» малоэффективен в современных условиях. Поэтому не случайно активизировались исследования, акцентирующие внимание на необходимости разработки интеграционных механизмов как потенциальных факторов постиндустриального развития.

Важную роль в решении вышеназванных проблем имеет развитие и размещение производительных сил, где центральное место занимает совершенствование сложившихся и формирование новых вариантов организации территориально-производственных комплексов.

Это связано с тем, что территориально-производственные комплексы представляют собой не просто совокупность предприятий, сосредоточенных в пределах определенной территории и связанных между собой, объектов производства и других сфер различных видов деятельности, а лишь та их часть, которая имеет функциональные связи и общность инфраструктуры, кадровой базы и энергомощностей.

Развитие таких территориально-производственных комплексов в регионах создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления производством, обеспечения необходимых темпов рационального развития, активизации социально-экономической системы региона.

Современные подходы к развитию территориально-производственных комплексов имеют свои особенности, обусловленные экономическими теориями. В этой связи появляется необходимость разработки новой структурной схемы построения территориально-производственного комплекса и разработки соответствующих направлений реализации региональной экономической политики.

10 стр., 4654 слов

Структура, современные тенденции и перспективы развития топливно-энергетического ...

... жизнедеятельности физических и юридических лиц. 1.2 Тенденции развития мирового топливно-энергетического комплекса Важнейшим природным ресурсом на современном этапе, как ... топливно-энергетический комплекс для развития мирового хозяйства? По мнению д.э.н., в.н.с. Клавдиенко В.П, между потреблением сырья и ростом экономики существует диалектическая взаимосвязь, то есть более высокий экономический ...

Цель курсовой работы состоит в обосновании формирования региональных территориально-производственных комплексов как направления совершенствования региональной экономики.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач:

  • выявить тенденции формирования территориальной организации национального хозяйства России;
  • обосновать формирование территориально-производственного комплекса как основной формы развития современной экономики России;
  • определить детерминанты развития хозяйственного комплекса региона в современных условиях;
  • на основе выявления специфики регионального хозяйства сложившейся инфраструктуры определить сферу деятельности для формирования территориально-производственного-комплекса;
  • Объектом исследования является территориально-производственные комплексы.

Предмет — реализация их роли в развитии региона.

Теоретическая и методологическая база исследования охватывает научные труды известных отечественных и зарубежных специалистов в данной объектно-предметной области, фундаментальные исследования и прикладные работы ученых в области регионального управления, системного анализа социально-экономических проблем (в т.ч. повышения эффективности функционирования регионов; формирования и развития территориально-производственных комплексов, совершенствования систем регионального управления), документы законодательных и исполнительных органов власти.

В работе использовались методы анализа и синтеза, монографический и историографический методы.

1. Понятия ТПК

1.1 Состав и структура

Классическое определение ТПК впервые было дано Н.Н. Колосовским в 1941 году: «Производственным комплексом называется такое экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением». Идея формирования ТПК в экономических районах России получило развитие в 1960-90-е годы.

Согласно общепринятому определению, территориально-производственные комплексы, форма пространственной организации производительных сил социалистического общества, наиболее полно отвечающая задачам их развития в условиях научно-технической революции. ТПК., являясь частью хозяйства экономического района (подрайона), представляют собой совокупность взаимосвязанных промышленных и с/х. предприятий, формируются на определённой территории (не всегда в границах существующих административно-территориальных единиц), активно участвуют в общей системе территориального разделения труда.

Экономическое единство ТПК создаётся производственными связями предприятий, использованием общерайонных природных и экономических ресурсов и условий, а также общей системой расселения. По сравнению с изолированным (штучным) размещением предприятий планомерное формирование ТПК. даёт возможность получать значительный экономический эффект за счёт комбинирования и кооперирования предприятий, рационального использования природных и трудовых ресурсов, вторичного сырья, транспортных сетей, снижения стоимости строительства вспомогательных и обслуживающих предприятий, инженерных коммуникаций и социально-культурных объектов.

13 стр., 6348 слов

Тенденции развития энергетических ресурсов Республики Казахстан

... энергетические потребности южных областей Казахстана, но и выполнять транзитную роль. Как отметил в одном из своих интервью министр энергетики и минеральных ресурсов РК ... осуществляющих тепло- и электроснабжение крупных промышленных предприятий и близлежащих населенных пунктов, входят: Павлодарская ... На первом и втором этапах реализации программы развития отрасли осуществлено: в Казахстане создан и ...

Конкретные ТПК являются в большинстве случаев результатом сложного взаимодействия как внутренних (по отношению к границам данного производств комплекса) источников развития — местных природных и трудовых ресурсов, накопленных фондов промышленности, сельского хозяйства и транспорта, так и внешних территориальных отношений (межрайонные связи) по мобильным элементам производства. ТПК. не тождественны экономическим районам, но служат материально-технической основой их формирования.

Каждый из таксономических уровней ТПК характеризуется своей системой организации производственно-территориальных связей, степенью их замкнутости. Важный параметр ТПК — характер территориальной организации основных элементов его структуры, прежде всего промышленных узлов и компактных групп с/х предприятий, а также объединяющих их сооружений производственной инфраструктуры.

ТПК является основной формой организации производительных сил. Основной чертой ТПК является сочетание производства и территорий. Производство представляет собой сочетание предприятий на данной территории, которые объединены выполнением определенных задач и имеют крепкие связи.

Отраслевые и межотраслевые производственные комплексы являются составными частями ТПК экономических районов, которые входят в ТПК страны. ТПК не тождественны экономическим районам, но служат материально-технической основой их формирования. Они могут занимать не всю территорию экономического района или выходить за ее пределы.

Формирование ТПК ведет к сокращению общих размеров территории, необходимой для размещения промышленных объектов. По сравнению с единичными предприятиями, территория под застройку сокращается на треть. Предприятия могут совместно использовать инфраструктуру: подъездной транспорт, трубопроводы, электросети, различные инженерные сооружения и складское хозяйство и т.д.

Экономическая сущность ТПК заключается в более высокой эффективности, чем суммарная эффективность компонентов, если бы они работали раздельно.

Эффективность ТПК по сравнению с некомплексным размещением предприятий выражается в экономии материальных и трудовых ресурсов, сокращении капиталовложений, уменьшении транспортных расходов, ускорении оборачиваемости оборотных средств и экономии на создании и функционировании инфраструктуры.

Территориальный фактор ТПК дает повышение эффективности за счет:

  • значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности производственного процесса;
  • сокращение транспортных затрат;
  • рационального использования всех видом местных ресурсов;
  • создания оптимальных условий для сочетания отраслевого планирования и управления с территориальным планированием и управлением.

Кроме того, формирование ТПК благоприятно влияет на социально-экономическое развитие региона по следующим основным направлениям:

  • создание инфраструктуры: строительство жилья и дорог;
  • формирование прогрессивных территориальных структур в регионе;
  • обеспечение развития промышленности городов и сел, производственной и непроизводственной сферы;
  • обеспечение занятости населения;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджет региона.

В ТПК предприятия определенным образом привязаны друг к другу. Наиболее целесообразно создавать ТПК на основе сочетания последовательных стадий обработки сырья и его отходов (например, АПК — выращивание с/х продуктов, переработка, доставка, переработка отходов).

4 стр., 1892 слов

Управления развития производства

... уменьшение задела в производстве; сокращение объема бумажных работ, частоты проверок; уменьшение разнообразия работ. 3 Принципы стратегии производства Важнейшие принципы стратегии производства, сложившиеся в современных условиях, характеризуются; 1) организацией производства по принципу "точно в срок", предусматривающей ...

Все элементы, составляющие ТПК, объединяются в несколько групп: отрасли специализации, комплексные производства, инфраструктура, местные природные ресурсы, население.

Население, природная среда и непроизводственная структура участвуют в формировании ТПК, они включаются в него, как потребители продукции и ресурсов и своеобразные конкуренты в использовании ресурсов.

Отрасли специализации ТПК — это отрасли, ориентированные на внешний спрос, они характеризуют место ТПК в территориальном разделении труда.

Состав и структура специализации, масштабы их развития и основные направления производственных связей обуславливаются эффективностью природных и экономических ресурсов исследуемой территории.

Комплексные производства создаются для обеспечения условий функционирования предприятий отраслей специализации и удовлетворения потребностей населения в продукции местного производства.

Сочетание отраслей специализации и комплексных производств образует производственную структуру ТПК. При аналогичной специализации комплексы могут отличаться производственной структурой вследствие разнородного состава комплексных производств.

Ряд объектов, необходимых для нормального функционирования как отраслей специализации, так и населения образует инфраструктуру ТПК.

Местные природные ресурсы — минеральное сырье, топливно-энергетические, водные, земельные ресурсы, во многом определяют формирование структуры ТПК, состав отраслей специализации, масштабы их развития.

Население — самостоятельный элемент ТПК — выступает с одной стороны как производитель, с другой стороны как основной потребитель.

Формирование ТПК происходит в течение длительного времени и естественного процесса хозяйственного развития при обязательной государственной поддержке.

Эффективное формирование ТПК предполагает координацию сроков и масштабов вводимых мощностей, согласование параметров технологий, оптимальной финансовой, природоохранной, технологической организационно-правовой поддержке.

Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.

Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет: сокращения транспортных затрат; рационального использования местных ресурсов и возможностей маневрирования ими; комбинирования и кооперирования производственных связей; использования общей инфраструктуры.

В современных условиях реформ, формирование единого экономического пространства как никогда актуальны проблемы районирования и развития ТПК, основанных на современных технологиях.

В последние десятилетия активизировался процесс территориальной концентрации хозяйства, и лидирующие позиции в этом процессе принадлежат промышленности. Это неудивительно, поскольку ТПК выступают основой функционирования хозяйственных систем, соответственно динамичное и эффективное развитие территорий, экономики региона, страны связано с формированием новых и совершенствованием существующих ТПК, усложнением их отраслевой структуры, разработкой эффективных систем управления ТПК и оптимальных направлений их развития.

11 стр., 5029 слов

Преимущества и недостатки предметной и технологической форм специализации ...

... унификацией и типизацией конструкций изделий и технологии их изготовления. Для характеристики специализации производства в масштабе машиностроительного предприятия и цехов используют следующую систему показателей: удельный ... сборочно-монтажных цехах Сборка узлов и панелей 1,0 - 1,2 Изменение производственной структуры приводит к изменению размера основных и оборотных средств предприятия. Например, ...

1.2 Особенности построения/создания

Еще в начале ХХ в. один из выдающихся, ученых советского периода Н.Н. Колосовский разработал теорию экономического районирования и связанного с ним формирования хозяйственных региональных комплексов [2].

Суть данной концепции в условиях плановой экономики состояла в выделении района как определенным образом специализированной территории, внутри границ которой все экономические пункты должны прямо или косвенно осуществлять функции специализации.

Каждый экономический район при этом рассматривался как отдельный территориально-производственный комплекс, объединяющий трудовые и природные ресурсы, промышленные предприятия и региональную инфраструктуру.

Ключевым понятием, введенным Н.Н. Колосовским в теорию экономического районирования, стало понятие «энергопроизводственных циклов», под которыми понималась вся совокупность производственных процессов, осуществляющихся в экономическом районе на основе использования определенного вида энергии и имеющегося сырья: от первичной стадии добычи и сырья до получения всех видов готовой продукции, которые возможно произвести в регионе, исходя из требований приближения производства к источникам сырья и комплексного использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов данного типа. Сочетание циклов и их сырьевых и энергетических баз на данной территории образует, согласно теории Колосовского, территориально-производственное ядро района.

Значение «циклов Колосовского» после многолетнего забвения в экономической практике вновь возросло уже в условиях рыночной экономики применительно к таким циклам, на базе которых создаются региональные вертикально интегрированные компании и кластерные структуры.

Основные положения концепции Колосовского сводятся к следующему:

  • вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в совокупности законченную систему региональных сочетаний производительных сил;
  • каждый экономический район является всесторонне развитой в экономическом отношении территорией, объединяющей производственный аппарат, природные ресурсы, население с его трудовыми навыками, транспортные коммуникации и другие материальные и нематериальные ценности наиболее выгодным образом в виде производственно-территориального сочетания;
  • основная экономическая задача функционирования каждого района заключается в выполнении плановых заданий с учетом его географического положения, транспортных условий, выгодности эксплуатации ресурсов;
  • выполнение основной экономической задачи приводит к специализации каждого экономического района на тех отраслях производства, какие в нем могут быть развиты наиболее полно и выгодно, включая все необходимые промышленные, энергетические и транспортные звенья;
  • обмен между районами ограничивается строго необходимыми количествами продуктов при отказе от излишне дальних и встречных перевозок;
  • каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет местных источников сырья и энергии;
  • для каждого экономического района устанавливаются три категории производств: районного значения (продукция потребляется внутри экономического района);
  • межрайонного значения (для группы экономических районов);
  • общесоюзного значения, а также наиболее выгодные зоны сбыта;
  • развитие каждого района осуществляется таким образом, чтобы способствовать материальному и культурному развитию всей страны;
  • научно-техническая политика конкретизируется для отдельных экономических районов;

— наивысшей эффективности достигают комбинированные технологические процессы при переработке сырья, получении энергии, использовании труда и оборудования, приводящие к созданию территориально-производственных комплексов (ТПК) [5, с. 36].

35 стр., 17224 слов

Обоснование целесообразности развития малого предприятия нового ...

... обусловило выбор темы бакалаврской работы: Обоснование целесообразности развития малого предприятия нового вида деятельности - производства кабельной продукции (на примере ООО « ... чаще всего используется алюминий. В крупных производственных масштабах с целью, как можно более ... металлов (80 90% себестоимости кабельной продукции содержат стоимость цветных металлов) и курсовая разница. До роста курса ...

2. Анализ реализации роли в экономическом развитии региона

2.1 Необходимость создания ТПК

Для того чтобы ликвидировать диспропорции в научно-производственном развитии европейской и восточной зон России, необходим комплексный подход, предусматривающий сбалансированное развитие промышленности, науки, социальной инфраструктуры. В период жесткой централизации управления экономикой на территории страны строительство производственных объектов практиковалось без соответствующей социальной, а часто и производственной инфраструктуры, и не только в восточных регионах.

Изменение соотношения запад — восток (центр — периферия) в пользу последнего должно быть отличительной чертой экономического развития России. Особенно важно применить такой подход при переходе к рыночным отношениям, так как самостоятельность в создании научно-производственных комплексов поможет местным властям и хозяйственным руководителям научиться предпринимательству и избавиться от комплекса провинциальности и иждивенчества.

Вместе с тем участие федерального правительства в реализации программы развития восточных районов тоже необходимо. Оно должно выступать в качестве координатора, а также принять на себя законодательную инициативу, что могло бы стать одним из важных элементов стабилизации общеэкономической ситуации в России. Нужен общегосударственный закон о содействии развитию научно-производственных комплексов, в котором необходимо четко определить компетенцию федеральных органов и местных властей, критерий отбора территорий, где будут формироваться ВПК, финансовые условия функционирования комплексов: объем кредитов, предоставляемых правительством, временное освобождение от налогов предприятий и научных учреждений, действующих в зонах комплексов. В законе должны быть четко установлены права местных властей. Необходимо создать единый координационный, информационный и учебно-методический центр, который собирал бы сведения о претендентах, имеющих возможности формирования комплексов, их партнерах, предоставлял бы местным властям необходимую информацию, консультации и методические рекомендации, помогал в подготовке специалистов по региональной экономике.

3 стр., 1350 слов

Динамика развития комплекса легкой промышленности России в условиях ...

... экономики легкой промышленности, повышения ее конкуренто-способности и имиджа в мировом производстве товарной продукции. Выполнение поставленных задач в выше перечисленных документах, ориентированных на придание новых импульсов в инновационном развитии легкой промышленности России, своевременно и ...

При разработке и принятии общегосударственной программы создания НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать финансово-организационный механизм. Тогда каждый из регионов-участников сможет выбрать свой путь движения к намеченным правительственной программой целям. Последнее условие особенно важно иметь в виду, так как многие наши региональные программы, разработанные при централизованном управлении, не удавались именно потому, что регионы с самыми разнообразными природными ресурсами, социально-экономическими условиями ставились в усредненные жесткие рамки плана, созданного в центре.

Одна из целей программы НПК — оживление и поддержка базовых отраслей промышленности (топливно-энергетической, металлургической, химической и др.), их техническое перевооружение, переориентация на выпуск новой, в том числе наукоемкой продукции.

В сложившейся экономической ситуации в России НПК едва ли помогут, по крайней мере на первом этапе, развитию самостоятельных, высокотехнологичных или наукоемких производств, но их вклад в организацию традиционных отраслей может оказаться значительным. НПК могут размещаться в старых промышленных регионах, например в металлургических центрах Урала и Западной Сибири. Научно-производственные комплексы должны иметь исследовательский центр. Он может быть организован на базе существующих научно-исследовательских институтов и лабораторий предприятий.

Программа создания НПК должна быть рассчитана на длительную перспективу (10—15 лет) и по мере ее выполнения подвергаться корректировке.

За период 1929—1990 гг. большое внимание в нашей стране уделялось разработке теоретических вопросов формирования территориально-производственных комплексов (ТПК).

В работах ведущих ученых была доказана необходимость комплексного решения проблемы территориальной организации хозяйства, создания территориально-производственных комплексов как наиболее эффективных форм такой организации.

В годы первой пятилетки (1929—1932 гг.) был сформирован комплекс межрайонного значения на базе железных руд Южного Урала и коксующихся углей Кузнецкого бассейна (Урало-Кузнецкий комбинат), но он оказался малоэффективным.

Формирование ТПК — ведущее направление территориальной организации производительных сил, позволяющее наиболее полно реализовать эффект территориального разделения труда с учетом местных природных и экономических условий производства, ускорить решение задач повышения эффективности размещения производства. В составе территориальной производственной структуры страны эти образования позволяют реализовать все то прогрессивное и эффективное, что используется в отраслевой структуре народного хозяйства страны. Классическое определение территориально-производственного комплекса впервые было дано Н.Н. Колосовским в 1941 г.: «Производственным комплексом называется такое экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением».

14 стр., 6633 слов

Особенности исторического развития России и проблемы ее модернизации ...

... особенностей ее цивилизационного развития, к проблеме модернизации России представляется актуальным. Цель работы - всестороннее изучение, обобщение и анализ вопроса по проблеме цивилизационной самобытности развития России. Работа состоит ... производства приходилось уже свыше двух третей продукции крупной промышленности. Росло и число занятых в промышленности рабочих: в 1860 г. на 15 338 предприятиях ...

Территориально-производственный комплекс как функциональное образование иерархичен. Объективной базой этой иерархии является неодинаковая на различных территориальных уровнях степень комплексности его развития, элементов промышленной и сельскохозяйственной деятельности, а также производственной и непроизводственной инфраструктуры. Комплексность выявляется через анализ производственно-территориальных связей.

Идея формирования территориально-производственных комплексов во всех экономических районах страны в период 1929—1960 гг. широкого распространения не получила. Имевшиеся объективные возможности для этого не были подкреплены общими экономическими условиями, позволяющими претворить их в жизнь. В этот период преобладал принцип выделения ведущего звена и ресурсы концентрировались в большинстве случаев для решения определенных узкоотраслевых задач, часто в ущерб комплексности. При экстенсивном развитии экономики страны, ограниченности капитальных вложений, избытке трудовых ресурсов высокие темпы экономического развития отмечались и при слабой территориальной комплексности производства.

Объективные возможности для широкого развития территориальных комплексов возникли в период 1961—1990 гг., когда при размещении отраслей и предприятий стал учитываться территориальный фактор. Роль территориального фактора не сводится только к решению проблемы рационального сочетания предприятий в рамках определенной территории. Территориальный подход к развитию производства дает основания и для уточнения территориальной специализации этого производства в данном комплексе или промышленном узле. В этом смысле проблема определения эффективности региональных комплексов в стране перерастет в проблему выявления эффективности всего территориального разделения труда в России.

В территориальных комплексах экономический эффект обеспечивается как совместной эксплуатацией предприятиями общей инфраструктуры (транспорта, строительной базы, теплоснабжения, электроснабжения и т.д.), так и экономией в сфере самого производства в результате более полного использования сырья, комбинирования и кооперирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, лучшего использования основных фондов, оборотных средств, экономии живого труда. По расчетам проектных организаций, площади застраиваемых территорий в ТПК сокращаются по сравнению с изолированным размещением предприятий на 10%, протяженность коммуникаций уменьшается на 20%, экономия капитальных вложений достигает 15—20%.

2.2 Специфика/особенности

Следует отметить, что уже в исходном определении ТПК, введенном Николаем Колосовским в 1940-х гг., речь шла о взаимосвязанных и взаимообусловленных производствах, от размещения которых на определенной территории достигается дополнительный экономический эффект за счет использования общей инфраструктуры, кадровой базы, энергетических мощностей и т. д. В современных условиях при разработке региональной кластерной политики акцент также делается именно на данных особенностях региональных кластеров.

Конкретные ТПК являются в большинстве случаев результатом сложного взаимодействия как внутренних (по отношению к границам данного производственного комплекса) источников развития — местных природных и трудовых ресурсов, накопленных фондов промышленности, сельского хозяйства и транспорта, так и внешних территориальных отношений (межрайонных связей) по мобильным элементам производства.

20 стр., 9812 слов

Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России

... целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, рассмотрение разных точек зрения на способы ее проведения, раскрытие роли и структуры фискальной политики в государственной экономике, ее анализ на современном этапе развития России в условиях мирового ...

ТПК не тождественны экономическим районам, но служат материально-технической основой их формирования. Каждый из структурных уровней ТПК характеризуется своей системой организации производственно-территориальных связей, степенью их замкнутости. Важный параметр ТПК — характер территориальной организации основных элементов его структуры, прежде всего промышленных узлов и компактных групп сельскохозяйственных предприятий, а также объединяющих их сооружений производственной инфраструктуры. Разного рода промышленные и агропромышленные комбинаты, образуемые предприятиями, взаимодействующими по производственно-технологическому принципу, группы перерабатывающих и обрабатывающих предприятий, использующие либо общую сырьевую базу, либо единый источник рабочей силы, или работающие на одного потребителя, следует рассматривать как локальные функциональные элементы ТПК. Территориальное сосредоточение их может иметь концентрированный или рассредоточенный (дисперсный) характер [4. С. 28]. Экономическое единство ТПК создается производственными связями предприятий, использованием общерайонных природных и экономических ресурсов и условий, а также общей системой расселения. По сравнению с изолированным размещением предприятий, планомерное формирование ТПК дает возможность получать значительный экономический эффект за счет комбинирования и кооперирования предприятий, рационального использования природных и трудовых ресурсов, вторичного сырья, транспортных сетей, снижения стоимости строительства вспомогательных и обслуживающих предприятий, инженерных коммуникаций и социально-культурных объектов. В первую очередь ТПК дают повышение эффективности за счет:

  • значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности производственного процесса;
  • сокращения транспортных затрат;
  • рационального использования всех видов местных ресурсов;
  • создания оптимальных условий для сочетания отраслевого планирования и управления с территориальным планированием и управлением.

Кроме того, формирование ТПК благоприятно влияет на социально-экономическое развитие региона по следующим основным направлениям:

  • создание инфраструктуры, в том числе строительство жилья и дорог;
  • формирование прогрессивных территориальных структур в регионе;
  • обеспечение развития промышленности городов и сел, производственной и непроизводственной сферы;
  • обеспечение занятости населения;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджет региона [3, с. 26].

В современных условиях необходимости повышения конкурентоспособности страны как никогда актуальны проблемы регионального развития. Поскольку ТПК выступают основой функционирования хозяйственных систем, соответственно, динамичное и эффективное развитие территорий, экономики региона, страны связано с формированием новых и совершенствованием существующих ТПК, усложнением их отраслевой структуры, разработкой эффективных систем управления ТПК и их адаптации к требованиям рынка.

Практически весь перечень принципов образования территориально-производственных комплексов можно перенести и на понятие кластера. Сформировавшиеся в РФ региональные комплексы во многом изначально имеют очертания кластеров, хотя и не систематизированных и, соответственно, не достигающих в рыночных условиях основной цели — повышения конкурентоспособности региона. Коренным отличием ТПК от кластеров в трактовке М. Портера является обязательное наличие конкуренции внутри кластера. В связи с этим необходимо проведение всестороннего анализа существующих территориально-производственных комплексов с выделением в них основных конкурентных элементов для построения на их базе высокоэффективных кластеров.

Следует согласиться с точкой зрения О.М. Трофимовой [7, с. 13], которая отмечает, что современные региональные кластерные системы в российском варианте представляют собой совокупность функционально и экономически взаимосвязанных предприятий на территории региона, выстроенных в единую цепочку производства. Причем данные предприятия, как правило, являются градообразующими или выполняют «структурно-осевую» роль в экономике региона. Характер развития территориально-производственных комплексов в России обоснован интеграцией интересов отраслевых структур и основных субъектов регионального социально-экономического развития. В связи с этим главным критерием формирования кластерных комплексов на уровне региона является наличие многоуровневой системы взаимных интересов между предприятиями — участниками подобных структур.

2.3 Проблемы в развитии ТПК

Наличие крупных запасов углеводородного сырья в восточных регионах России и комплексное их использование создают предпосылки формирования новых территориально-производственных комплексов нефтегазовой специализации: Южно-Эвенкийского в пределах Красноярского края, Верхне-Ленского в Иркутской области, Западно-Якутского на Западе Республики Саха (Якутия) и Северо-Сахалинского на севере Сахалинской области.

В советские годы ТПК получили широкое научное обоснование и практическую реализацию в ряде регионов при освоении их ресурсного потенциала, например, Братско-Усть-Илимский ТПК, показавший высокую народнохозяйственную эффективность [1].

Впоследствии, в постсоветское время, появилось достаточно много различных вариантов и интерпретаций комплексного развития территорий и отраслей: экономические пояса, зоны, отраслевые кластеры, промышленные комплексы, агломерации и т.п., в основе которых лежат отдельные не всегда взаимоувязанные государственные, отраслевые и территориально-хозяйственные приоритеты [2].

Но как показала практика, наиболее оправданной и зарекомендовавшей себя формой организации производительных сил на определенной территории являются ТПК, в которых крупные объекты энергетики ориентируются не на поставки сырья, а на его глубокую переработку и создают условия вовлечения в хозяйственный оборот других, неэнергетических, ресурсов на базе создаваемой общей инфраструктуры (транспорт, энергоснабжение, финансово-кредитная система и др.) [3-5].

За годы рыночных реформ государственная региональная политика в отношении развития регионов практически отошла от комплексного освоения территорий и, как правило, разработка богатой ресурсной базы регионов проводится точечно, т.е. по отдельным наиболее эффективным проектам, в которых заинтересованы крупные частные компании. Такой подход приводит к большим экономическим потерям регионов, замедляет их развитие, не обеспечивает создание развитой производственной и социальной инфраструктуры, необходимого экономического роста и существенного повышения уровня жизни населения. На наш взгляд сейчас наступило время к возврату стратегического планирования на базе территориально-производственных комплексов и, в первую очередь, в восточных регионах России.

Основу ТПК НС составят крупные эффективно функционирующие в перспективе до 2025-2030 гг. нефтегазовые предприятия и инфраструктурные объекты разного уровня территориальной иерархии, охватывающие, как правило, несколько территориальных административных образований субъектов Федерации. Так, в состав Южно-Эвенкийского ТПК НС входят — Южная часть Эвенкийского района, Кежемский и Богучанский районы, а так же северные части Северо-Енисейского и Мотыгинского районов Красноярского края. На этой территории расположены два перспективных нефтегазоносных района — Юрубчоно-Тохомский и Собинско-Тэтэринский, а также месторождения золота, сурьмы и редкоземельных металлов, железнорудного сырья и сырья для производства глинозема. Помимо полезных ископаемых в этом регионе находятся уникальные неосвоенные запасы леса — сырьевая база для развития на территории ТПК лесной и деревообрабатывающей промышленности.

В состав Верхне-Ленского ТПК НС входят — Катангский, Усть-Кутский и Киренский районы, а так же Жигаловский, Зиминский и Иркутский районы Иркутской области. На этой территории расположены более десятка перспективных месторождений нефти и газа, среди которых наиболее крупными являются — Ковыктинское и Верхнее-Чонское. Из полезных ископаемых на территории рассматриваемого ТПК расположено крупное Непское месторождение калийных солей, имеются также неосвоенные лесные ресурсы, которые могут быть использованы для производства пиломатериалов и продуктов глубокой переработки древесины.

В состав Западно-Якутского ТПК НС входят — Ленский, Мирнинский, Нюрбинский районы, а так же северная часть Олекминского района. На этой территории расположены несколько перспективных нефтеконденсатных месторождений, среди которых выделяются — Талаканское, Чаяндинское и Средне-Ботуобинское. Стратегическим природным ресурсом, сосредоточенным на данной территории являются алмазы — около 80% всех разведанных алмазоносных руд России. Кроме того, территория ТПК обладает богатыми лесными ресурсами.

В состав Северо-Сахалинского ТПК НС входят целиком 8 районов (муниципальных образований) северной части острова, а также северная часть Томаринского района. На этой территории и прилегающей к ней акватории находятся все открытые и изученные месторождения нефти и газа о. Сахалин, как шельфа, так и суши. Здесь фактически уже осуществляется формирование ТПК. Среди природных ресурсов, которыми обладает данная территория следует отметить разрабатываемое Солнцевское месторождение бурых углей и неосвоенные лесные ресурсы, древесина которых может быть использована для создания производств с глубокой ее переработкой и целлюлозно-бумажной промышленности.

Потенциальные возможности ТПК НС по объёмам добычи нефти и газа к 2030 году обеспечивают перспективную потребность в углеводородном сырье этих регионов и стран АТР с учётом их энергетической кооперации с восточными регионами России.

Субъекты Федерации, на территориях которых реализуются ТПК НС, имеют важное геополитическое значение для России и призваны обеспечивать сильные экономические, демографические и геополитические позиции на Востоке страны. В значительной мере решение этой задачи может быть обеспечено формированием ТПК НС. Их реализация позволит:

1. Создать на базе местных ресурсов эффективные самодостаточные региональные хозяйственные комплексы.

2. Приблизить уровень и качество жизни населения к передовыми регионами РФ и странам АТР.

3. Закрепить имеющуюся на территории численность населения и создать условия для её роста.

Преимущества формирования ТПК заключаются в следующем.

1. Появляется реальная возможность сокращения сырьевой составляющей в вывозе продукции (особенно экспорте) и расширении её структуры за счет глубокой переработки как углеводородного сырья, так и других природных ресурсов.

2. Обеспечивается удешевление получаемой продукции, повышение добавленной стоимости и в конечном итоге — повышение доходной части бюджетов всех уровней и, как следствие, создаются благоприятные финансовые условия для решения экономических, социальных и экологических задач территорий.

3. Создаются дополнительные рабочие места и обеспечивается занятость местного населения.

В качестве интегральной оценки, характеризующей социально-экономическую эффективность ТПК НС в развитии региона используется показатель производства валовой добавленной стоимости по новым проектам нефтегазовой и других видов специализации. Получение таких интегральных оценок методически базируется на комплексном «проектном» прогнозировании экономики. С использованием данного подхода была проведена оценка эффективности прогнозируемых ТПК НС в четырех субъектах Федерации востока России.

Оценки показали высокий уровень эффективности подобных ТПК, как среди отраслей ТЭК, так и в смежных отраслях. Так, в 2030 доля проектов смежных отраслей в производстве валового регионального продукта в Южно-Эвенкийском ТПК НС составит 30% (174 млрд. руб.), в Верхне-Ленском и Западно-Якутском — около 28% (примерно по 100 млрд. руб. в каждом), а в Северо-Сахалинском — 23% (114 млрд. руб.).

Заключение

На каждом этапе исторического развития общества проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Если закономерности выражают объективную реальность в размещении общественного производства, то принципы являются отражением этих закономерностей в хозяйственной деятельности.

С научной и практической точки зрения важно не только правильно различать закономерности размещения производительных сил и их принципы, а также правильно понимать их соотношения. Исходными должны быть объективные закономерности, т.е. существующие независимо от нашего сознания объективно необходимые взаимосвязи и взаимообусловленность в размещении предприятий, отраслей народного хозяйства и устойчивом развитии регионов, в рациональных связях между ними.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом важное значение имеет комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизации экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должно быть направлено на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально- производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.

В настоящее время создание и развитие нефтегазовых комплексов Восточной Сибири и Дальнего Востока находится в начальной стадии и в целях обеспечения максимально эффективного освоения новых крупных территорий необходимо увязывать их реализацию с развитием смежных добывающих и перерабатывающих производств. Такой подход государства к освоению природных ресурсов в восточных регионах страны позволил бы повысить производство валового регионального продукта на 27-30 % больше, чем только за счёт реализации отдельных проектов нефтегазового комплекса.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/proizvodstvennyiy-kompleks/

1. Дейкин, А.И. Экономика России после «эпохи бюджетных дефицитов» / А.И. Дейкин // США: экономика, политика, идеология, 2010, № 1, 2.

2. Иванов, Ю. О показателях экономического благосостояния / Ю. Иванов // Вопросы экономики. 2010. № 2.

3. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института.// Вопросы экономики, 2011, № 12.

4. Исаенко, А. Человеческий капитал определяющий фактор экономического роста / А. Исаенко // Человек и труд. 2010. № 3.

5. Кадомцева, К.А. Развитие бюджетного федерализма и выравнивание региональной социально-экономической асимметрии / К.А. Кадомцева // Социально-трудовая сфера, № 5. — 2010.

6. Кадомцева, К.А. Роль государства в регулировании региональной экономики / К.А. Кадомцева. — 2011. — № 6.

7. Клепач, А. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы / А. Клепач // Вопросы экономики, 2010, № 8.

8. Колосовский, Н.Н. Теория экономического районирования [Текст] / Н.Н. Колосовский. — М.: Мысль, 2009. — 335 с.

9. Лавров, А. Реформа межбюджетных отношений в России: «Федерализм, создающий рынок» / А. Лавров // Вопросы экономики, 2011, № 4.

10. Лавров, А. Экономика и политика российского бюджетного федерализма / А. Лавров // Российский федерализм, № 5 — 2010.

11. Лапин, А. Контуры региональной политики развития человеческих ресурсов / А. Лапин // Человек и труд, 2010, № 12.

12. Лексин, В.Н. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации (материалы к лекциям и семинарам) / В.Н. Лексин // РЭЖ, 2011, № 7.

13. Литвишко, В. Расширение продуктивной занятости стимул и результат развития региона / В. Литвишко // Человек и труд, 2011, № 7.

14. Любин, В. Место и роль государства в процессе развития (круглый стол).

/ В. Любин // МЭиМО, 2008 г № 12.

15. Некрасов, Н.Н. Проблемы региональной экономики [Текст] / Н.Н. Некрасов. — М.: Мысль, 2011. — 68 с.

16. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер; пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

17. Столярова, Е.В. Вертикальная интеграция компании и теоретические подходы к ее объяснению Текст] / Е.В. Столярова // Журнал международного права и международных отношений. — 2007. — № 1. — С. 93-99.

18. Трофимова, О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике и [Текст] / О.М. Трофимова // Научный вестник Уральской академии государственной службы. — 2010. — № 2 (11).

— С. 61-67.

19. Христенко, В. развитие бюджетного федерализма в России / В. Христенко // Вопросы экономики, 2009, № 2.

20. Хурсевич, С.Н. Как оптимизировать финансовую поддержку регионов / С.Н. Хурсевич // «Федерализм», 2008, № 2.

21. Ясин, Е. Функции государства в рыночной экономике / Е. Ясин // Вопросы экономики, 2011, № 6.