Каждый хозяйствующий субъект имеет свои как отраслевые, производственно-технологические, так и индивидуальные особенности функционирования. Организационная форма и содержание тактических и оперативных целей, а также основополагающие принципы управления хозяйствующим субъектом формируются его акционерами и менеджерами исходя из особенностей внешних и внутренних условий функционирования. Следует отметить, тактические и оперативные цели не могут быть фиксированными, а подвергаются изменениям в течение всего срока существования хозяйствующего субъекта. Из этого следует вывод о том, что планирование для отдельно взятого хозяйствующего субъекта имеет важнейшее практическое значение. В современных условиях степень важности процессов планирования для хозяйствующих субъектов существенно усиливается, так как организации на свой страх и риск ведут деятельность, конкурируя с другими участниками рынка. Для того чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, коммерческим организациям необходима координация различных хозяйственных функций путем разработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов. Как известно, постановка системы бюджетирования законодательно и нормативно не регламентируется государственными органами. В этой связи форматы и формы бюджетов, а также регламент их разработки, утверждения, реализации и контроля утверждаются руководством самого хозяйствующего субъекта.
ООО «ЗЕФС-Энерго»., СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, Сущность и функции бюджетирования, Бюджетирование
Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.
Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести
- унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
- совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
- совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
- обеспечение возможности составления сводного бюджета;
- стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
- разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;
- непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
- заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
- учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
- детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Автоматизация системы бюджетирования финансовой службы
... бюджетного анализа. Бюджет - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени плановые значения статей бюджета. В соответствии с представленными объектами бюджетирования на предприятии могут составляться следующие бюджеты: Операционные бюджеты: Финансовые бюджеты (сводные бюджеты.): Бюджеты ...
Бюджетирование выполняет три основные функции.
1. Функция планирования.
2. Функция учета.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
3. Функция контроля
2. Классификация бюджетов и методы их разработки
По формам можно выделить группы бюджетов:
- финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
- операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;
- вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.
Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена в таблице 1.
Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.
Таблица 1
Классификационный признак |
Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятия | Бюджет по операционной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности | |
По видам затрат | Бюджет текущих затрат |
Бюджет капитальных затрат | |
По широте номенклатуры затрат | Функциональный бюджет |
Комплексный бюджет | |
По методам разработки | Фиксированный бюджет |
Гибкий бюджет | |
По длительности планируемого периода | Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления | Оперативный бюджет |
Текущий бюджет | |
Перспективный бюджет | |
По непрерывности планирования | Самостоятельный бюджет |
Непрерывный (скользящий) бюджет | |
По степени содержания информации | Укрупненный бюджет |
Детализированный бюджет |
Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).
Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.
Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).
Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.
Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж).
Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.
Оперативный бюджет — это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.
Текущий бюджет — краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
Перспективный бюджет — бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной предприятия.
Самостоятельный бюджет — изолированный, не зависящий от других бюджетов.
Непрерывный (скользящий) бюджет — по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
Укрупненный бюджет — бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.
Детализированный бюджет — бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.
Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста, Метод нулевого базиса
Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.
При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что он оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т. д.
ВИДЫ БЮДЖЕТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗРАБОТКИ
1. Бюджет продаж
Бюджет продаж является основой для составления всех остальных планов компании. Составление бюджета продаж начинается с прогнозов реализации продукции или услуг. Этот прогноз обычно составляется так, чтобы показать предполагаемую реализацию по месяцам, неделям и даже по дням. Предполагаемый объем сбыта также может разбиваться по отдельным продуктам или их группам с дальнейшей подразбивкой ожидаемой реализации продукции по каждому району или территории, в которых реализуется продукция. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. При большой номенклатуре товаров необходимо их группировать. В этом случае бюджет продаж составляется по группам товаров и средним ценам для каждой группы. Если совокупная доля отдельных товаров в общем объеме продаж достаточно велика (не менее 50%), в бюджете продаж они не группируются.
Бюджет продаж (приведен в таблице 2) формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции.
Таблица 2
Бюджет продаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
А |
1 | Планируемый объем продаж, шт. | 1000 | 1100 | 1150 | 3250 | |
В |
2 | Цена реализации, р. | 800 | 808 | 816 | 808 | |
С |
3 |
Выручка, р. |
800 000 |
888 800 |
938 400 |
2 627 200 |
2. Бюджет производства
Основным планирования производственной деятельности является производственный бюджет (таблица 3), который непосредственно основывается на прогнозах сбыта. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Он представляет собой наметку объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требования сбыта.
Планово-учетной единицей при составлении производственной программы является продукт (полупродукт), выпускающийся на производственной установке с определенной рецептурой производства.
План производства продукта = Спрос на продукт — Остаток продукта на начало периода — Количество продукта, ограничиваемое производственными возможностями + Количество продукта, необходимое для формирования нормативного запаса на складе для обеспечения ритмичности
отгрузки.
Формула верна при условии:
- Остаток продукта на начало периода < Нормативного запаса продукта на складе.
Для расчета остатков готовой продукции на начало планируемого года:
Остаток продукта на начало планируемого года = Остаток продукта на текущий момент + Планируемая величина производства продукта — Планируемая отгрузка продукта.
Качественное планирование программы производства напрямую зависит от прогнозирования потребностей и согласования их с возможностями предприятия и непосредственно влияет на составление операционных и финансовых бюджетов, и в первую очередь на формирование бюджета продаж.
Таблица 3
Бюджет производства |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
M |
1 | Планируемый объем продаж, шт. |
A |
1000 | 1100 | 1150 | 3250 |
N |
2 | Планируемый запас готовой продукции на конец периода, шт. | 110 | 115 | 115 | ||
O |
3 | Планируемый запас готовой продукции на начало периода, шт. | 100 | 110 | 115 | ||
P |
4 |
Количество продукции, подлежащее изготовлению, р. |
M+N-O |
1010 |
1105 |
1150 |
3265 |
Условия:
- запас готовой продукции на конец периода составляет 10% от продаж месяца;
- запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода.
3. Бюджет закупок материалов
Бюджет материалов — это документ, в котором указывается предполагаемое количество материалов (как деталей, так и сырья), необходимых для удовлетворения производственных потребностей (таблица 4).
Прогноз запасов сырья и материалов необходим для корректного формирования бюджета закупок, рассчитываемого с учетом потребности на производственную программу, имеющихся остатков на складе и нормативного запаса:
Планируемая величина закупки компонента = Плановая потребность в компоненте по нормам на производственную программу — Остаток компонента на начало периода + Количество компонента, необходимое для формирования нормативного запаса на складе.
Формула верна при условии:
- Остаток компонента на начало периода < Нормативного запаса компонента на складе.
Потребность в материалах для выполнения производственной программы рассчитывается на основании предполагаемого объема производства и обоснованных норм расходования материальных ресурсов:
где Vвпi — объем валового выпуска конкретного продукта; К — норма расхода материала на единицу продукции; М — количество продуктов.
Потребность в постоянных материальных затратах на производство и реализацию продукции определяется коммерческими расходами, плановыми работами по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, планов капитального и подготовки производства новых изделий. При составлении бюджета предприятия обычно считается, что данная потребность не влияет на выпуск продукции и может быть приобретена как у определенного поставщика, так и на свободном рынке.
Таблица 4
Бюджет затрат на материалы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
Q |
1 | Планируемый объем пр-ва, шт. |
P |
1010 | 1105 | 1150 | 3265 |
R |
2 | Удельные затраты материалов, кг/шт. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
S |
3 | Потребность в материалах, кг |
QxR |
2020 | 2210 | 2300 | 6530 |
T |
4 | Планируемый запас материалов на конец периода, кг | 884 | 920 | 920 | ||
U |
5 | Запас материалов на начало периода, кг | 808 | 884 | 920 | ||
V |
6 | Материалы к закупке, кг |
S+T-U |
2020 | 2210 | 2300 | 6642 |
W |
7 | Цена 1 кг материалов, р. | 200 | 202 | 204 | 202 | |
X |
8 |
Расходы на материалы, р. |
VxW |
419 200 |
453 692 |
469 200 |
1 342 092 |
Условия:
- запасы материалов на конец периода составляют 40% от потребности в материалах периода;
- запас материалов на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода;
4. Бюджет затрат на оплату труда
Бюджет затрат на оплату труда и график выплат заработной платы (таблица 5) рассчитываются исходя из системы оплаты труда, применяемой на предприятии.
Жизнедеятельность промышленного предприятия во многом определяется наличием и использованием собственного потенциала. Качественное планирование и рациональное использование трудовых ресурсов — непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса, успешное выполнение производственных планов и эффективное развитие компании.
Планирование оплаты труда осуществляется предприятием самостоятельно в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, предусмотренными трудовыми контрактами или коллективными договорами, и с учетом положений трудового законодательства.
Бюджет оплаты труда промышленного предприятия состоит из переменной и условно-постоянной частей.
Расходы на оплату труда включают расходы всего списочного состава предприятия и подразделяются на затраты промышленного персонала, к которому относятся сотрудники, занятые выполнением работ и операций основной деятельности предприятия, и непромышленного персонала — работники подразделений социально-бытового назначения.
На основе рассчитанных плановых сумм выплат и предусмотренных вознаграждений сотрудникам формируются начисления, предназначенные для государственного пенсионного обеспечения, социального медицинской помощи и страховых взносов по от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При составлении бюджета суммы отчислений могут рассчитываться исходя из сумм заработанной платы по предприятию в целом, облагаемых единым социальным налогом, и установленных ставок.
В своей курсовой работе в бюджет оплаты труда я включу только основной производственный персонал. Остальные выплаты заработной платы будут отражены в бюджетах накладных, коммерческих, управленческих расходов.
Таблица 5
Бюджет оплаты труда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
AH |
1 | Планируемый объем пр-ва, шт. |
P |
1010 | 1105 | 1150 | 3265 |
AI |
2 | Прямые затраты труда на 1 изделие, чел./час Удельные затраты материалов, кг/шт. | 5 | 5 | 5 | 5 | |
AJ |
3 | Прямые затраты труда всего, чел./час Потребность в материалах, кг |
AHxAI |
5050 | 5525 | 5750 | 16 325 |
AK |
4 | Почасовая тарифная ставка, р. | 20,0 | 20,2 | 20,4 | 20,2 | |
AL |
5 |
Всего прямых затрат на оплату труда, р. |
AJxAK |
101 000 |
111 605 |
117 300 |
329 905 |
5. Бюджет накладных расходов производства
Бюджет накладных расходов производства (таблица 6) включает переменную и постоянную составляющие. Большинство накладных расходов являются постоянными; они не меняются в прямой зависимости от производственной деятельности. Даже в том случае, если предприятие бездействует (или почти бездействует), заработная плата основным служащим, многие расходы по сбыту, рекламе, стоимость вспомогательной рабочей силы, взносы, налоги, амортизация и многие другие расходы продолжают производиться.
Таблица 6
Бюджет накладных расходов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
AZ |
1 | Планируемый объем пр-ва, шт. |
P |
1010 | 1105 | 1150 | 3265 |
BA |
2 | Ставка переменных накладных расходов, р./шт | 4,00 | 4,04 | 4,08 | 4,04 | |
BB |
3 | Всего переменных накладных расходов, р. |
AZxBA |
4040 | 4464 | 4692 | |
BC |
4 | Постоянные накладные расходы, р., в том числе | 106 000 | 104 360 | 105 724 | 316 084 | |
BD |
4.1 | Амортизация | 48 000 | 48 000 | 48 000 | 144 000 | |
BE |
4.2 | Расходы на электроэнергию | 22 000 | 20 000 | 21 000 | 63 000 | |
BF |
4.3 | Расходы на з/п с начислениями | 19 000 | 19 190 | 19 382 | 57 572 | |
BG |
4.4 | Расходы на вспомогательные материалы | 6000 | 6060 | 6121 | 18 181 | |
BH |
4.5 | Расходы на содержание оборудования | 11000 | 11 ПО | 11221 | 33 331 | |
BI |
5 | Всего накладных расходов, р. | 110 040 | 108 824 | 110416 | 316 084 | |
BJ |
6 |
Накладные расходы к оплате, р. |
BI-BD |
62 040 |
60 824 |
62 416 |
172 084 |
6. Бюджет коммерческих расходов
Планирование деятельности организации невозможно без учета расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг, которые составляют существенную часть в общих расходах предприятия. Только определяя плановую производственную себестоимость и прогнозируя стоимость коммерческих расходов, предприятие может осуществить расчет полной (коммерческой) себестоимости продукции, формировать финансовый результат и прогнозировать рентабельность продаж (таблица 7).
Затраты предприятия на реализацию произведенной или приобретенной продукции являются коммерческими расходами (расходами на продажу).
В целом все коммерческие расходы, определяя центры финансовой ответственности, можно подразделять на расходы по организации, сбыту, расходы на рекламу, транспортно-экспедиционные расходы, прочие расходы.
В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.
Таблица 7
Бюджет коммерческих расходов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
BK |
1 | Планируемый объем продаж, шт. |
А |
1000 | 1100 | 1150 | 3250 |
BL |
2 | Ставка переменных коммерческих расходов, р./шт. | 10,0 | 10,1 | 10,2 | 10,1 | |
ВМ |
3 | Всего переменных коммерческих расходов, р. |
ВК х BL |
10 000 | 11 ПО | 11 730 | 32 840 |
BN |
4 | Всего постоянных коммерческих расходов, р. | 37 000 | 37 320 | 37 644 | 111 964 | |
ВО |
4.1 | 9000 | 9090 | 9181 | 27 271 |
Окончание таблицы 7
ВР |
4.2 | Зарплата служащих с начислениями | 18 000 | 18 180 | 18 362 | 54 542 | |
BQ |
4.3 | Аренда | 0 | 0 | 0 | 0 | |
BR |
4.4 | Амортизация | 5000 | 5000 | 5000 | 15 000 | |
BS |
4.5 | Прочие | 5000 | 5050 | 5101 | 15 151 | |
ВТ |
5 | Всего коммерческих расходов, р. | 47 000 | 48 430 | 49 374 | 144 804 | |
BU |
6 |
Коммерческие расходы к оплате, р. |
BT-BR |
42 000 |
43 430 |
44 374 |
129 804 |
7. Бюджет управленческих расходов
В бюджет управленческих расходов (таблица 8) входят все затраты, не связанные с производством и сбытом продукции. Большинство управленческих затрат носит постоянный характер; переменная часть затрат, если она присутствует, планируется как процент от объема продаж.
Таблица 8
Бюджет управленческих расходов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
BV |
1 | Планируемый объем продаж, шт. |
А |
1000 | 1100 | 1150 | 3250 |
BW |
2 | Ставка переменных управленческих расходов, р./шт. | 7,0 | 7,1 | 7,2 | 7,1 | |
BX |
3 | Всего переменных управленческих расходов, р. |
BVxBW |
7000 | 7810 | 8280 | 23 090 |
BY |
4 | Всего постоянных управленческих расходов, р. | 71 000 | 71 640 | 72 287 | 178 776 | |
BZ |
4.1 | Командировочные расходы | 13 000 | 13 130 | 13 261 | 39 391 | |
СА |
4.2 | 3000 | 3030 | 3060 | 9090 | ||
СВ |
4.3 | Зарплата служащих с начислениями | 35 000 | 35 350 | 35 704 | 106 054 | |
CD |
4.4 | Услуги связи | 8000 | 8080 | 8161 | 24 241 | |
СЕ |
4.5 | Аренда | 0 | 0 | 0 | 0 | |
CF |
4.6 | Амортизация | 7000 | 7000 | 7000 | 21 000 | |
CG |
4.7 | Прочие | 5000 | 5050 | 5101 | 15 151 | |
CH |
5 | Всего управленческих расходов, р. | 78 000 | 79 450 | 80 567 | 238 017 | |
CI |
6 |
Управленческие расходы к оплате, р. |
CH-CF |
71 000 |
72 450 |
73 567 |
217017 |
8. Бюджет доходов и расходов
На основе приведенных ранее операционных бюджетов разрабатываются основные (финансовые) бюджеты. Одним из них является бюджет доходов и расходов (таблица 9).
Он обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период и показывает эффективность принятых управленческих решений.
Каждая доходная и расходная статья бюджета может детализироваться до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта и других бюджетных элементов) с учетом специфики производственно-сбытовой деятельности и на основе экономической обоснованности и целесообразности.
Бюджет доходов и расходов позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, установить лимиты расходов.
Таблица 9
Бюджет доходов и расходов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
№ п/п | Показатели | Формулы | январь | февраль | март | 1-й кв. | |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||||||
CJ |
1 | Выручка (нетто), р. |
С |
800 000 | 888 800 | 938 400 | 2 627 200 |
CK |
2 | Переменные расходы, р. | 541 240 | 588 681 | 611 202 | ||
в том числе: | |||||||
CL |
2.1 | прямые переменные расходы |
X + AL |
520 200 | 565 297 | 586 500 | 1 671 997 |
СМ |
2.2 | накладные расходы |
BB |
4040 | 4464 | 4692 | 13 196 |
CN |
2.3 | коммерческие расходы |
ВМ |
10 000 | 11 ПО | 11 730 | 32 840 |
СО |
2.4 | управленческие расходы |
ВХ |
7000 | 7810 | 8280 | 23 090 |
СР |
3 | Маржинальная прибыль, р. | 258 760 | 300 119 | 327 198 | 886 077 | |
CQ |
4 | Постоянные расходы, р. | 214 000 | 213 320 | 215 655 | 642 975 | |
в том числе: | 0 | ||||||
CR |
4.1 | накладные расходы |
ВС |
106 000 | 104 360 | 105 724 | 316 084 |
CS |
4.2 | коммерческие расходы |
BN |
37 000 | 37 320 | 37 644 | 111 964 |
СТ |
4.3 | управленческие расходы |
BY |
71 000 | 71 640 | 72 287 | 214 927 |
CU |
5 |
Прибыль от продаж, р. |
44 760 |
86 799 |
111 543 |
243 102 |
|
Операционные доходы и расходы |
|||||||
CV |
6 | Проценты к уплате, р. | |||||
CW |
7 | Прочие расходы, р. | |||||
CX |
8 | Прибыль до налогообложения, р. | 44 760 | 86 799 | 111 543 | 243 102 | |
CY |
9 | Налог на прибыль, р. | 10 742 | 20 832 | 26 770 | 58 344 | |
CZ |
10 |
Чистая прибыль, р. |
34 018 |
65 967 |
84 773 |
184 758 |
ОТКЛОНЕНИЯ, И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
1. Виды отклонений затрат на материалы от бюджетных показателей, Затраты на материалы., Отклонения по цене приобретения материалов
Для определения размера совокупного отклонения по цене материалов необходимо разницу между нормативной и фактической ценой за единицу материалов умножить на количество закупаемого материала. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Таким образом, отклонение по цене на материалы определяется как произведение разницы между нормативной (НЦ) и фактической ценой (ФЦ) единицы материалов, и количества использованного материала (КЗ):
(НЦ-ФЦ)хКЗ.
Отклонения по количеству потребленных материалов.
2. Виды отклонений затрат по трудозатратам от бюджетных показателей, Отклонение по трудозатратам., Отклонения, вызванные изменением ставки оплаты труда., Отклонения, связанные с уровнем производительности труда.
Труд, который запланировано затратить на фактический выход продукции, выражается в нормо-часах, а для выявления отклонения, связанного с уровнем производительности труда, необходимо умножить излишек времени труда производственных рабочих на нормативную ставку оплаты труда. Данное отклонение по своей экономической сущности аналогично отклонению по использованию материалов, и для выявления обоих отклонений применяется показатель, характеризующий разницу между нормативным и фактическим количеством ресурсов.
Совокупное отклонение по труду.
Совокупное отклонение по труду может быть как отрицательным, так и положительным.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В, ООО «ЗЕФС-Энерго»
1. Классификация затрат ООО «ЗЕФС-Энерго»
Классификация по отношению к объему производства для управленческого учета имеет особое значение (таблица П1)
Таблица П1
Вид затрат |
Прямые |
Косвенные |
Основные |
Накладные |
На продукт |
Расходы периода |
Постоянные |
Переменные |
Регулируемые |
Нерегулируемые |
Приобретение материалов:
— газ |
+ | + | + | + | + | |||||
3/п производственных рабочих
|
+ |
+ + |
+ + | + + | + + | |||||
3/п управленческого персонала
|
+ + |
+ + |
+ + | + + |
+ + |
|||||
3/п обслуживающего персонала
|
+ + |
+ + |
+ + | + + | + + | |||||
Амортизация производственного оборудования | + | + | + | + | ||||||
Коммунальные платежи | + | + | + | + | + | |||||
Оплата услуг связи | + | + | + | + | ||||||
Затраты на оргтехнику и канцелярские товары | + | + | + | + | + | |||||
Амортизация офисного оборудования | + | + | + | + | + | |||||
Капремонт | + | + | + | + | + | |||||
Аудиторские услуги | + | + | + | + | + | |||||
Экологические платежи | + | + | + | + | + | |||||
Транспортные расходы (на продажу) | + | + | + | + | + | |||||
3/п персонала по продажам — ЕСН |
+ + | + + | + + | + + | + + |
Переменные, Постоянные
Постоянные |
Переменные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
товары | |
|
|
|
|
|
|
|
Рассчитаем долю каждого вида затрат в общих расходах. Для этого воспользуемся данными из генерального бюджета:
- постоянные расходы — 50 649 400,00;
- переменные расходы — 415 722 199,10;
- сумма всех расходов — 466 371 599,10.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что доля переменных всех расходов — 89,14%. Эта цифра (89,14%) является подтверждением того, что система учета затрат «директ-костинг» наиболее удачно подойдет для предприятия ООО «ЗЕФС-Энерго» в связи с большой материалоемкостью производства и малой долей постоянных затрат. Такие соотношения наглядно показывают, в какой степени переменные расходы на предприятии влияют (должны влиять) на принятие управленческих решений.