Опасный путь преступной жизни

Курсовая работа

Модернизация образования является неотъемлемой частью реформирования России. В это время утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.

Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Актуальность темы : секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.

Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и областных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

13 стр., 6033 слов

Проект производства работ по строительству газопровода

... разработка проекта производства работ строительства ПЭ газопровода, учитывающего рациональную организацию производства работ и применение современных технологий. Задачи выполнения курсового проекта по профессиональному циклу ПМ 02 МДК 02.01. реализация технологических процессов монтажа ...

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения ; развивают системное мышление.

Задачи:

теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение; определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников; выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса; апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.

Глава 1. История метода проектов.

Слово «проект» произошло от латинского «projectus», что означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

В это время и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Ряд независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э. Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О. Декроли), в США (Э.Торндайк) и др. привели к близким результатам.

Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста («Дальтон-план»), Дж. Девея, У. Килпатрика («метод проектов»).

Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.

17 стр., 8105 слов

Проект электрооборудования мостового крана (2)

... моста, высота подъема, скорость подъема, скорость передвижения крана, скорость передвижения грузовой тележки, масса крана. Электрооборудование мостовых кранов по назначению подразделяется на основное и ... хозяйстве электроприводов началась после принятия и реализации государственного плана электрификации России — плана ГОЭЛРО, который предусматривает широкое строительство новых и реконструкцию ...

В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

Эта идея красной нитью проходит через деятельность французского педагога С. Френе, который стремился совместить индивидуальную работу и групповую, чтобы один вид деятельности не был главным по отношению к другим. Дж. Дьюи оказал наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны, предложив строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Он считал, что педагог должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребёнка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Опыт и знания ребёнок должен приобретать путём «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, восхождения от частного к общему, т.е. путём использования индуктивного метода познания. Данная педагогическая концепция получила название «инструментальной педагогики». Она оказала большое влияние на систему образования XX столетия. Однако практика показала недооценку в системе Дж. Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода преподавания. Сам учёный со временем признал, что спонтанного интереса и систематизирующих способностей ребёнка явно недостаточно для овладения необходимыми знаниями, и потому нужно развивать у него силу воли и характер.

Опросы учителей в довоенной Америке указывали как на преимущества, так и на сложности работы по методу проектов в школьной практике. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Почти все учителя, опрошенные в США, отмечали, что метод проектов разрушает школьную рутину. Педагоги, использовавшие этот метод, в основной массе были настроены применять его и впредь.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Причины забвения были и другие: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

20 стр., 9567 слов

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...

... 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Понятие и виды форм, методов и средств социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность , как и любая другая имеет те ...

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Способствуют возрождению метода проекта И.Д. Чечель, Т.Д. Новикова; в практике преподавания иностранного языка Е.С. Полат, И. Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков, Л. В. Насонкина; в информатике Н. Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, Г.А.Федорова; в преподавании образовательной области «Технология» В.Е. Мельников, В А. Мигунов, П.А. Петряков; на уроках истории Г. А. Кропанева (заслуженный учитель России гуманитарной гимназии города Кирова), Н.И. Шевченко и многие другие.

Е.С. Полат большое внимание уделяет типологии проектов, отдельно выделяет телекоммуникационные проекты. Появившись в начале 80-х годов, телекоммуникационные сети в настоящее время эффективно используются в практике преподавания. Как показала международная практика, специально организованная совместная работа учащихся в сети может дать высокий педагогический результат.

Т.Д. Новиковой в статье «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.

4 стр., 1670 слов

Риски инновационных проектов и методы их снижения на предприятии

... системы управления рисками инновационных проектов. Это предполагает необходимость дальнейшего исследования резервов роста эффективности управления рисками инновационных проектов и поиска эффективных методов их снижения на предприятии в современных условиях. Актуальность и степень разработанности проблемы, поставленной в дипломной работе определяет ...

В ходе проектирования, считает И.Д. Чечель, самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

В практике применения метода проекта на уроках истории, интересен опыт преподавателя истории гуманитарной гимназии города Кирова, заслуженного учителя России Галины Аркадьевны Кропаневой. Сформулированные автором положения видятся важными в первую очередь потому, что за ними стоит многолетний опыт работы над ученическими проектами, неустанный поиск оптимальных решений, постоянное совершенствование методики. Прочитав, статью Галины Аркадьевны нельзя, разумеется, сразу же выйти на тот необычайно высокий уровень работы, который достигнут в Кирове: для этого необходимо приложить массу усилий и проявить самоотверженность, свойственную автору. Важно, что заданный уровень вообще достижим и может стать ориентиром для всех преподавателей, желающих добиться аналогичного успеха в преподавании истории.

Но, несмотря на имеющийся опыт организации проектной деятельности на уроках истории, специальных комплексных исследований, остаются открытыми вопросы о системе оценивания учащихся в работе над проектом, особенностях организации проектной деятельности по истории в начальной и средней школе.

Большую роль для педагогов играет обучение по программе Intel «Обучение для будущего», которая знакомит с проектными технологиями обучения, дает возможность обучаемому овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке, т. е. от идеи до ее реализации в конечном продукте. Многие учителя начинают свой практический опыт по проектной деятельности именно после обучения по данной программе.

В последнее время для делового общения с коллегами – учителями создаются специальные Интернет – площадки, где можно найти единомышленников в решении конкретных проблем, соисполнителей проектов. Развивается Интернет – общение педагогов. Например, на портале «Auditorium.ru» работает консультационная линия для педагогов, желающих получить консультацию по вопросам методологии и технологии работы над проектом.

Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, что на нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности учащихся, необходимом для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.

40 стр., 19882 слов

Проект производства работ на строительство жилого дома

... и специализированных подрядных организаций, их производственной базе и принятых методах организации и производства работ. Календарный план строительства объекта разрабатывается в такой последовательности: делается анализ объемно ... м3 Vподч=(a+b)Ч2Чc 7,15 5 Монтаж фундаментных подушек шт по проекту 55 6 Монтаж фундаментных блоков шт по проекту 108 7 Устройство гидроизоляции м2 S=(a+b)Ч2Чh 134,1 8 ...

Глава 2. Понятие метода проекта.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути»

Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Но учителя новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. Число приверженцев растет. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя, те, которые ему стали известны от коллег. Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:

— большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;

4 стр., 1535 слов

Проблема ответственности инженера за результаты своих решений

... план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми. ... проектов . Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни. Изначальная цель инженерной деятельности ...

— попытки классификации учебных проектов;

— создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;

— выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;

— организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.

Глава 3. Цели и особенности проектного обучения.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

  • через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» – «Я хочу» – «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

12 стр., 5751 слов

Основные пути решения глобальной энергетической проблемы

... гидроэлектроэнергии по сравнению с другими видами энергоресурсов. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В МИРЕ 2010 г. привнес череду техногенных и природных катастроф и ... устойчивый путь развития. Ее потенциал безоговорочно огромен, но темп участия в удовлетворении мировых потребностей в значительной степени зависит от силы государственной поддержки, направленной на ...

Глава 4. Этапы работы над методом проекта.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2 .Планирование. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.

3. Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4. Формулирование результатов или выводов. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.

5. Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6 .Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

Н.Ю. Пахомова предлагает осуществлять проектную деятельность в 4 этапа:

6 стр., 2890 слов

Роль химии в решении энергетических проблем

... веществ, сначала была одним из разделов органической химии. В самостоятельную область она выделилась в последнее десятилетие 19 в. в результате исследований химических свойств веществ растительного и ... и выведения им статистических законов электронных переходов в атоме (1917) в физике обостряется проблема волна-частица. Если в XVIII-XIX веках имелись расхождения между различными учеными, ...

— Погружение в проект;

— Организация деятельности;

— Осуществление деятельности;

— Презентация результатов.

Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:

1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?

2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?

4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа.

Глава 5. Основные теоретические аспекты учебного проектирования.

Проект -это это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей.

Составляющие части любого проекта

Проблема

Цель

Методы выполнения проекта

Развитие компетентностей

Результат

Учебный проект — получение образовательной продукции, направленной на изменение количественный и качественных результатов образования, полученной в результате совместной деятельности всех его участников.

По доминирующей деятельности участников учебный проект может быть:

Исследовательский

Информационный

Творческий

Ролевой

Также существует несколько классификаций проектов .

Главным же результатом работы над проектом является форма продукта проектной деятельности. Выбор формы- важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта-презентабельной и убедительной, а предложенные решения-полезными для решения выбранной проблемы.

Приведу некоторые из возможных форм ,на мой взгляд наиболее интересных:

Анализ данных социологического опроса Веб-сайт Бизнес-план Праздник Выставка Видеоклип или мультимедийный продукт Коллекция и т. д.

Выбор формы презентации проекта-задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы деятельности. Набор типичных форм презентации несколько ограничен, по- этому здесь перед участниками стоит задача применить свои многочисленные способности. И часто именно здесь раскрывается тот самый практико-ориентированный подход к личности учащегося, о чем так много говорится и пишется в современном образовании. Виды презентационных проектов могут быть различными. Приведу ряд примеров:

Деловая игра Игра с залом Защита на ученом совете, отчет исследовательской экспедиции. Инсценировка события Реклама Спектакль Научный доклад (конференция)

Все эти виды подразумевают под собой главную задачу- превратить учебный проект в увлекательную учебную задачу, выполнение которой позволит не только овладеть знаниями и навыками, но и практически оценить результат своего труда.

Глава 6. Разработка и реализация учебного проекта на примере собственного опыта работы в МБОУ СОШ № 59 г. Чебоксары

На примере накопленного опыта в реализации учебных проектов, хочу продемонстрировать одни из самых успешных.

Методика проведения проекта по обществознанию на тему: «Опасный путь преступной жизни» в 7 классе.

Актуальность данного проекта.

Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всём мире. Россия – не исключение. Если разложить детский криминал по возрастному цензу, то на группу «14-15 лет» приходится около 1\3 всех преступлений, совершенных подростками, на группу «16-17 лет» — более 2\3. Излюбленным промыслом малолетних преступников по – прежнему остаются кражи и уличные грабежи. В большинстве случаев дети воруют или отнимают у сверстников и детей младшего возраста мобильные телефоны, которые затем продаю, а деньги тратят на игровые автоматы, сигареты или даже алкоголь. По статистике, каждое третье преступление, совершаемое детьми и подростками – тяжкое и особо тяжкое. Это убийства и насилия. Более половины впервые совершенных правонарушений приходится на детей в возрасте 10-12 лет, которые по закону неподсудны. С другой стороны, значительная часть взрослых рецидивистов начинала свою «карьеру» в нежном возрасте с преступления, за которое им погрозили пальцем или дали условный срок. Как известно, чем раньше человек встает на преступный путь, тем меньше у него шансов исправиться, а сам путь будет длиннее и опаснее. Таким образом, подростковая преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер, острее и актуальнее с каждым годом становится эта проблема.

Проблема проекта.

Конечно, в самое последнее время в России наметилась положительная тенденция в этом вопросе. но проблема детской преступности по-прежнему требует внимательного подхода к ней, поиска способов её решения. профилактика преступности, в том числе проводимая школами, остро необходима. но и осознание неотвратимости наказания в любом возрасте полезно. Таким образом, проблема проекта заключается в том, чтобы выяснить причины детской преступности и обсудить способы её решения со стороны всех субъектов общества: власти, общественности, семьи, школы, ученического сообщества.

В ходе реализации проекта ученики смогут:

назвать возможные пути снижения детской преступности; объяснить алгоритм решения проблемы, использовать этот алгоритм; определить круг лиц, заинтересованных в решении этой проблемы; поставить задачи для поиска информации, найти нужную информацию и провести исследование; проанализировать информацию и сделать выводы; выступить публично с аргументацией своей позиции; участвовать в дискуссии и в общественном обсуждении проблемы; выдвигать решения, выбирать наиболее обоснованное решение; высказывать мнение о проблеме детской преступности и способах её решения, определить свою позицию по этой проблеме.

Форма организации учащихся: групповая.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения результатов: формирование положительных социальных установок в подростковом возрасте.

Тип объекта проектирования: социальный (проектирование норм социального поведения).

Форма представления проектной деятельности: мультимедийная презентация, публичное выступление на гражданском форуме, групповой отчёт.

Возраст участников: ученики 7 классов.

Предметная область: обществознание.

Контроль: учитель ненавязчиво направляет работу, организует в случае необходимости отдельные этапы, деятельность отдельных участников.

Время реализации: краткосрочный (1-2 урока).

Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, копир для обработки и представления результатов работы; доступ в Интернет.

Учебно – методическое и информационное оснащение: школьные учебники, энциклопедии, Интернет-ресурсы, периодические издания.

проблемы и пути их законодательного решения//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.1998. Режим доступа: www.camps.ru

Введение в проект:

Подготовка к гражданскому форуму

«Опасный путь преступной жизни»

Ведущий (им может быть как учитель, так и ученик) форума предлагает участникам заполнить анкету, сообщает, что такая же анкета будет им предложена и после форума. Группы получают материал для ознакомления . После изучения предложенного материала ведущий задаёт вопросы участникам форума: Почему Шрам совершил преступление? Какие причины побудили его к этому? Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы предотвратить совершение этого преступления? Как мы можем проверить, что эти меры помогут ему и другим, снизят преступность? Исправит ли его тюрьма или колония? Материал для ознакомления После изучения предложенного материала ведущий задаёт вопросы участникам форума: Как вы считаете, действительно ли большинство людей думает так, как говорит судья? Как мы можем узнать, какой процент жителей нашего города так думают? Считаете ли вы, что суровые наказания снижают уровень преступности? Материал для ознакомления После изучения предложенного материала ведущий задаёт вопросы участникам форума: Согласны ли вы с начальником колонии, что причина детской преступности в том, что детьми никто не занимается? А как проверить это утверждение?

Учитель. Попробуем в ходе форума разобраться в причинах роста детской преступности, попытаемся найти выход из этой сложной ситуации. Для обсуждения проблемы предлагаю использовать следующий алгоритм.

Алгоритм решения проблемы:

Осознание, обоснование важности проблемы. Точное формулирование проблемы. Поиск информации. Анализ информации. Выработка вариантов решения. Принятие решения. Выработка плана действий по исполнению решения. Выполнение решения. Оценка эффективности решения, постановка новой проблемы.

Ведущий: итак, мы должны для себя решить, является ли проблема детской преступности важной? Стоит ли об этом думать, ею заниматься? Почему она важна? (ответы детей: молодёжь-это будущее страны; в детских колониях калечатся судьбы; из малолетних преступников вырастают взрослые; молодых легче всего вовлечь в преступную деятельность).

Учитель: давайте более точно сформулируем для себя проблему. Предлагаю варианты: «Как снизить уровень детской преступности?», или «Как сделать так, чтобы меньше сверстников совершали преступления?», или «Что мы, школьники, можем сделать?», или «Что мы все – и власть, и общество – можем сделать?».

— Какая информация нам будет нужна? Как мы будем ее искать, собирать?

— Какие специалисты изучают проблему профилактики преступности?

Учащимся предлагается перечень возможных видов информации .

Постановка задач и консультации.

После того, как дети ознакомились со списком, учитель (ведущий) предлагает отметить самые важные для ребят блоки информации. Затем предлагает выбрать ту информацию и тот вид её сбора и исследования, который понравится. Таким образом, ребята могут выбрать роли статиста, криминолога, юриста, политолога, историка, культуролога, социолога, антрополога.

После этого ребята вместе с учителем составляют план исследования для каждой группы (для удобства записи в форме таблицы)

Среди участников гражданского форума обязательно распределить следующие роли:

социологи – проводят анкетирование среди учащихся;

эксперты – криминологи: представляют на форуме аргументы «за» и «против» следующих позиций: «Наказание несовершеннолетних, совершивших преступление, должно быть строгим и неотвратимым», «Чтобы снизить рост детской преступности, необходимо повышать уровень правовой культуры», «Чтобы снизить рост детской преступности, необходимо обеспечить занятость подростков». Аргументы следует подкрепить фактами, статистикой, примерами из жизни.

Для представления подходов учащимся предлагается использовать ПОПС-формулу . Она незаменима при обсуждении сложных (дискуссионных) вопросов, проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определённую позицию, а так же при проведении других форм работы, связанных с общественными проблемами. Этот метод знакомит с простой формой работы на уроке, когда необходимо выбрать аргументы или мнения. Он помогает учащимся прояснить свою позицию, а так же сформулировать и представит своё мнение в чёткой и сжатой форме. Этот метод учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.

Правила для ведущего форума (им может быть как учитель, так и ученик)

Ход гражданского форума

«Опасный путь преступной жизни»

Открытие форума: ведущий приветствует участников, называет тему, представляет участников форума и приглашенных (2 мин.).

Заполнение анкеты участниками форума (5 мин.)

Ведущий: просим вас до участия в гражданском форуме заполнить анкету. Это позволит представить общее мнение наиболее полно. Нам интересно знать, как изменится (если изменится) ваш взгляд на проблему в ходе обсуждения. Поэтому просим вас после форума так же заполнить подобную анкету. Спасибо!

Впишите любое трехзначное число в качестве вашего кода, запомните его:

Информация о гражданском форуме (5 мин.)

Ведущий. Гражданский форум – это способ обсуждения общественных проблем, в котором принимают участие все заинтересованные стороны. Задача форума – услышать точки зрения и мнения, принять (если возможно) общее решение.

Тема нашего форума «Опасный путь преступной жизни». В результате работы форума мы должны выработать рекомендации органам власти и управления, организациям и гражданам по проблеме: «Как можно снизить уровень детской преступности в нашем городе».

Рассмотрим три подхода к решению этой проблемы, аргументы «за» и «против».

Ведущий. Участники форума провели исследования данной проблемы. Мы можем приступить к обсуждению различных подходов. На форуме присутствуют следующие специалисты: статистик, криминолог, юрист, политолог, историк, культуролог, социолог, антрополог.

Выступают эксперты – криминологи.

Представление трёх подходов (25 мин.)

Презентация первого подхода (5 мин.) Выступление оппонента первого подхода (3 мин.)

И т.д.

Обсуждение всех подходов, выработка других подходов (20 мин.)

— Какие вопросы к докладчиками и оппонентам?

— Кто может привести примеры или факты в поддержку этого подхода?

— Какие аргументы были наиболее убедительными?

— Есть ли возражения против той или иной позиции?

— Что вас не устраивает в этом подходе?

  • Какой из подходов вам близок? Объясните свою точку зрения. Приведите примеры.

— Что может быть общего у всех подходов?

— Можно ли все пути решения проблемы реализовать вместе?

— Какие противоречия есть между подходами?

— Какие ещё подходы вы можете предложить?

Если есть новые предложения, ведущий записывает их на доске форума, участники обсуждают их и принимают по ним решение.

ИТОГИ ФОРУМА.

Составление обращения к власти, общественности, родителям, бизнесу, СМИ, школьникам и т.д. с призывом решить данную проблему, реализовав предложения форума.

Заполнение анкеты участниками форума с добавлением трёх дополнительных вопросов .

Ведущий. Вы приняли участие в обсуждении проблемы на гражданском форуме. Предлагаем вам вновь заполнить ту же анкету. Нам интересно знать, как изменился (если изменился) ваш взгляд на проблему в ходе обсуждения. Спасибо!

Снова впишите сюда трехзначное число – ваш код.

Далее следует обработка анкет, объявление благодарности участникам форума, освещение итогов форума в прессе (например, в школьной газете, на стенде, по школьному радио).

Методика реализации учебного проекта для 9 класса « Права человека».

Перед изучением темы «Права человека» (примерно за месяц) был дан старт исследовательскому проекту «ТВОИ ПРАВА».

Ребята дали этому проекту творческое название

«Ребята, давайте жить дружно!»

Данный проект:

Практико-ориентированный. Категория учащ ихся — 9-й класс Вид- групповой.

Срок реализации — 1 месяц, реализуется по УМК — 9 класс (Боголюбов Л.Н.),

направлен на реализацию следующих задач:

Образовательные задачи:

Актуализировать знания учащихся по разделу «Права ребенка»

Развивающие задачи:

Способствовать формированию —

развитию критического мышления

информационной культуры

Воспитательные задачи:

Способствовать —

формированию коммуникативной культуры

формированию основ правой культуры

воспитанию толерантности

Основополагающим вопросом проекта стал вопрос:

Свободен ли свободный мир?

В ходе вводного занятия учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры.

Первой группе предложена тема исследования — Зачем человеку права?

Второй группе, — Перед какой «статуей» снимают шляпу, а равнодушные проходят мимо?

Третьей — Что делать, если твои права нарушены?

Проектный месяц включил три основных этапа:

подготовительный (организационный, или период запуска);

основной (выполнение проекта);

презентационный (публичная защита выполненной работы, представление полученного на основном этапе «продукта», ответы на вопросы учащихся и педагога.

Ресурсы проекта:

А) внутренние

Все учащиеся 9-х классов

Учитель обществознания

Заведующая школьной библиотекой

Б) технические

Сеть персональных компьютеров

Фотоаппарат

Видеомагнитофон

Видеокамера

В) внутренние

учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского и правового образования и воспитания

интернет

В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать достаточно компетентные работы.

I группа подготовила:

Лента времени (сообщение)

К+К (сообщение, презентация о конституции)

Мои права — моё богатство (кроссворд, буклет, тест)

II группа:

Я — гражданин (буклет, тест)

Сказка ложь, да в ней намек (презентация)

III группа:

А меня обидели (буклет)

Дядя Степа — милиционер (сообщение)

Итогом реализации этого проекта стал урок — «Круглый стол» (продолжительность 2 часа), который должен был подвести детей к следующим выводам:

Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать: права человека реализуются только через его волю.

Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Каждое право порождает определенную ответственность. Права без обязанностей приводят к вседозволенности, а обязанности без прав — к произволу.

Каждый имеет прав столько прав, сколько он хочет и может иметь.

Человек государство общаются друг с другом только письменно.

Самое оживленное обсуждение вызвала презентация — игра «Сказка-ложь, да в ней намек», которую создали учащиеся не только дл я себя, но и для того чтобы рассказать о Правах ребенка и младшим учащимся. В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной научно-практической конференции «Маленькое открытие». Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. О практической значимости проекта «ТВОИ ПРАВА» учащиеся поделилась в газетной заметке школьной прессы. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования. Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.

Заключение.

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях? И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.

Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень «побед» метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем учителя новаторы, это ученые прикладники и методисты в этой области одновременно. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение учителей проектной деятельности – необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты». Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, да и любому школьнику важно получить отклик сверстников и взрослых. Несущественно, как и когда это произойдет: во время выступления перед классом или на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь ребенок действовал сам. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Продвинутый в проектировании ребенок может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооценке, он более успешно идет по жизни.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/proektnyie-tehnologii/

1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.

2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.

3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998

4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.

5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157

7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, – С. 52-55

12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, – с. 41-45

13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.

14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

15. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа – 1997. – № 4.

16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках истории // История в школе – 2000. – № 2, 3. – с. 37-45.

17. Проект «Гражданин» – способ социализации подростков.//Народное образование. – 2000. – № 7.

18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

19. Ушинский К.Д. Собр. пед. сочинений.1949, том 1.

20. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. – С.24-31.

21. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1998. – № 3. – С.33-40

22. Шумакова Н.Б. «Программа по междисциплинарному обучению «Одарённый ребёнок»», г. Москва 1995г.

23. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альма-нах, – 2002. – № 11.

Интернет –источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/proektnyie-tehnologii/

http:// /shkola/obshchestvoznanie/library http://socializaciia.ucoz.ru/load/1 http://festival.1september.ru/articles/210332/