«Применение современных физкультурно-оздоровительных технологий на х физической культуры в старших классах»

Курсовая работа

Эффективное решение данной проблемы невозможно без внедрения в процесс физического воспитания активных средств и методов педагогического воздействия, новых форм организации занятий — это обусловлено возможностью использования популярных видов спорта.

Одним из путей повышения эффективности физического воспитания, на мой взгляд, является применение на уроках физической культуры различных современных физкультурно-оздоровительных технологий (фитнес-технологий), которые позволяют обеспечить расширение и увеличение функциональных возможностей, повышение резистентности организма и профилактику заболеваемости старших школьников.

В настоящее время все больше специалистов в области физического воспитания сходятся во мнении, что уроки физической культуры должны иметь оздоровительную направленность, но при этом нельзя забывать о заинтересованности детей в занятиях физической культурой и спортом. Для этого, на мой взгляд, нужно применять современные ФОТ, т.к. современные дети требуют современного подхода в обучении.

Сегодня, спортивные и оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая спортивно-оздоровительная техника включает в себя постановку целей и задач оздоровления, а также фактическое осуществление спортивно-оздоровительных мероприятий в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию программы здоровья, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности.

В соответствие с вышесказанным, в рамках данной работы, нам представляется актуальным провести теоретическое исследование с целью изучения особенностей применения современных ФОТ в физическом воспитании школьников 16 – 17 лет.

Объект исследования, Предмет исследования:

задачи исследования

1. Изучить морфофункциональные характеристики школьников 16 — 17 лет.

2.Рассмотерть содержание современных ФОТ

3.Выявить методические особенности применения современных ФОТ

на уроках физической культуры и во внеклассной работе в старших классах общеобразовательной школы.

Основной метод курсового исследования

ГЛАВА 1. Теоретический анализ содержания процесса физическоговоспитания в старших классах

Анатомо-физиологические и психофизические особенности

учащихся старших классов

Правильная постановка физического воспитания в школе требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся.

20 стр., 9926 слов

Формирование физкультурных знаний в процессе физического воспитания

... в физическом воспитании будут стратегически важными для системы образования; "будет разработана теоретическая модель физкультурных знаний учащихся; " определены условия его формирования знания на теоретических занятиях по предмету физическая культура. Объект исследования: физическое воспитание учащихся общеобразовательных ...

В возрасте 16 — 17 лет процесс роста и развития организма еще продолжается. По сравнению с подростками 12 — 15 лет у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма. 1

В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедлении роста тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также в увеличении прироста в весе тела. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослым. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши становятся выше девушек и тяжелее. У девушек же, в отличие от юношей, становится более длинным туловище, более короткими ноги и руки, ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка и т. д.

В 16 — 17 лет у школьников заканчивается окостенение большей части скелета за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости и др.), окостенение которых завершается к 25-26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более широкими и прочными.

В это время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка. Скелет у старших школьников уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного аппарата идет формирование мышц, сухожилий и связок. 2

В отличие от учащихся подросткового возраста у школьников 16-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увеличивается мышечная масса, растет сила мышц [25].

В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократительным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т. е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. Все это создает своего рода основу для быстрых, разнообразных по характеру и по амплитуде движений. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. В связи с этим для полноценного формирования двигательного аппарата серьезное значение приобретает симметричное развитие мышц правой и левой сторон туловища и конечностей. Это важно и для достижения высоких результатов в выполнении различных упражнений, в частности и таких, которые имеют одностороннюю направленность, — в прыжках, метаниях и др.

11 стр., 5144 слов

Развитие гибкости

... развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание. Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы ... всех возрастах на 20-30% по сравнению ... движений являются кости. Форма костей во многом определяет ... во всех суставах тела и позволяет ...

На уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп. Для этого следует широко использовать общеразвивающие упражнения с движением рук, ног, туловища в разные стороны, упражнения с палками, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и т.д.

В отличие от подросткового возраста у старшеклассников опорно-двигательный аппарат становится более стойким к двигательным напряжениям, статической работе. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц. Вместе с тем опасность вредного влияния на развитие костей и мышц чрезмерных двигательных напряжений и часто повторяемой статической работы до некоторой степени остается. Так, было замечено, что у юношей — штангистов в возрасте 17 лет после многократного поднимания штанги в течение дня уплощается стопа. Высота свода стопы и другие ее морфо-функциональные показатели у юных легкоатлетов восстанавливаются только через 1 — 2 дня после двухчасовой тренировки. 3

Для обеспечения правильного развития костно-мышечной системы целесообразно применять посильные, умеренные упражнения и с большим напряжением мышц, направленные на развитие силы, однако такие упражнения должны проводиться в чередовании с более легкими. В этих упражнениях напряжения отдельных мышц должны сочетаться с их последующим расслаблением и работой других мышц.

Для девушек становятся характерными более развитый тазовый пояс и мускулатура тазового дна, нежное строение скелета и мышц. По сравнению с юношами, у них наблюдается значительно меньший прирост веса мышц по отношению к весу тела, гораздо медленнее идет рост силы, заметно отстает в развитии плечевой пояс. Все это сказывается на способности девушек выполнять упражнения, требующие большого напряжения мышц, например: подтягивание, висы, упоры, лазанье. Для правильного формирования костно-мышечной системы девушкам необходимо с большой осторожностью давать упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление, вредно влияющие на развитие органов малого таза, например поднимание и перенос больших тяжестей, прыжки с большой высоты на твердую поверхность и т. д. В то же время следует широко применять упражнения, укрепляющие мышцы таза и брюшного пресса, способствующие развитию костей таза. К таким упражнениям относятся различные упражнения в приведении и отведении ног, кружение ног, упражнения типа «велосипед» лежа на спине, вращения туловища и др. 4

В связи с ростом и развитием тела в юношеском возрасте идет дальнейшее формирование органов кровообращения и дыхания. В этот период продолжается рост сердца, совершенствуется его регуляция, увеличивается мощность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем сердца (объем крови, выбрасываемый сердцем при одном сокращении и в течение минуты), увеличивается сила сердечных сокращений при одновременном уменьшении частоты сокращений.

К 16-17 годам высокого совершенства достигает нервная и гуморальная регуляция деятельностью сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца и сосудов становится слаженной, реакция сердца на внешние раздражения делается более адекватной, соразмерной. Благодаря указанным особенностям в старшем школьном возрасте заметно повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, в частности возрастает выносливость сердца по отношению к физическим напряжениям.

33 стр., 16308 слов

Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у ...

... мозаикой; работа с пластилином. 5) Развитие речевой моторики На первой стадии развитие речевой моторики проводится по следующим направлениям: развитие мимических движений, развитие движений нижней челюсти, языка, губ. Развитие движений мышц лица Примерные упражнения: ...

Формирование органов дыхания в старшем школьном возрасте характеризуется рядом особенностей. У юношей и в меньшей степени у девушек прогрессивно нарастает окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений, экскурсия; идет дальнейшее развитие дыхательных мышц, их силы; совершенствуется регуляция дыхания; значительных размеров достигает жизненная емкость легких. В этом возрасте наблюдается заметное увеличение легочной вентиляции, как в покое, так и при предельной физической нагрузке. Кроме того, более эффективным становится обмен газов в легких: повышается процент использования кислорода. Несмотря на это, дыхательный аппарат у старшеклассников по своим функциональным возможностям не достигает еще предела, свойственного взрослым. При интенсивных физических нагрузках у них быстрее снижается уровень насыщения крови кислородом, быстрее наступает кислородная недостаточность (гипоксемия).

По этой причине и в связи с более высокой возбудимостью дыхательного центра учащиеся старших классов не могут столь же длительно, как и взрослые, задерживать дыхание и переносить затруднения дыхания при физических упражнениях, сохранять высокую работоспособность. Под влиянием физических упражнений функциональные способности дыхательного аппарата у школьников старшего возраста значительно возрастают, в частности становится редким и более глубоким дыхание, увеличивается жизненная емкость легких, повышается уровень потребления кислорода при максимальных физических нагрузках. В итоге более устойчивой становится общая работоспособность организма по отношению к длительным нагрузкам.

Большое значение для развития органов дыхания, кровообращения и всего организма имеет выработка у школьников равномерного и глубокого дыхания. Такое дыхание является наиболее рациональным и для успешного обеспечения организма кислородом в условиях повышенной мышечной деятельности. Для решения этой задачи следует систематически использовать упражнения, вызывающие равномерное, глубокое дыхание: ходьбу, бег, передвижение на лыжах и коньках, плавание и др. При обучении двигательным действиям необходимо обращать внимание на глубокий выдох, на согласование дыхания с движением. В циклических движениях акт дыхания — вдох и выдох — должен сочетаться с определенным количеством шагов (при ходьбе, беге и др.), гребком руками (в плавании) и т. д.; в ациклических движениях (прыжки, метание, гимнастические упражнения и др.) вдох и выдох должны производиться как с учетом положения грудной клетки по отношению к конечностям и другим частям тела, так и с учетом моментов наибольшего напряжения мышц в выполняемых движениях. Так, при выполнении общеразвивающих упражнений необходимо во время разгибания туловища и разведения рук делать вдох, а в момент наклонов и сведения или сгибания рук — выдох. В то же время, учитывая установленный факт повышения силы мышц на фазе выдоха и при натуживании (задержке дыхания на выдохе), при выполнении упражнений в прыжках, метании, подтягивании, поднимании тяжестей целесообразно, в моменты наибольшего напряжения мышц производить выдох или задержку дыхания на выдохе. 5

В спортивной практике это делается часто даже в тех случаях, когда выдох анатомически кажется невыгодным. В гребле, например, выдох производится не в фазе сгибания туловища, а в момент его разгибания, когда осуществляется гребок, и мышцы находятся в стадии максимального напряжения.

30 стр., 14594 слов

Активизация познавательной деятельности у подростков на х технологии

... развитие интереса, как интерес влияет на успеваемость подростков. Предметом исследования является познавательная деятельность. Объектом исследования будут подростки, учащиеся 7 – 8 классов. Задача исследования: изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках технологии. ...

Для укрепления здоровья учащихся-развития органов дыхания и кровообращения — большое значение имеет чистота воздуха. Показано, что занятия физическими упражнениями на чистом воздухе более эффективно влияют на увеличение жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, содержание гемоглобина и эритроцитов в крови. В связи с этим очень важно уроки физической культуры чаще проводить на открытом воздухе. Весьма полезно проводить занятия на открытом воздухе в зимнее время: прохладный морозный воздух оказывает особенно бодрящее и закаливающее воздействие на организм. В развитии сердечно — сосудистой и дыхательной систем у юношей и девушек в возрасте 16-17 лет устанавливается довольно резкое различие. По сравнению с юношами у девушек менее развиты грудная клетка, сердце и легкие, меньше жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, а также максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания оказываются у них гораздо ниже, чем у юношей. Все это заставляет более осторожно относиться к физическим нагрузкам организма девушек во время занятий. 6

Для правильной постановки физического воспитания учащихся очень важен учет особенностей развития центральной нервной системы, которой принадлежит ведущая роль в регуляции всех функций организма. В старшем школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы, высокого совершенства достигает высший ее отдел — кора головного мозга. Нервные процессы приобретают большую подвижность, растет их сила, протекание процессов возбуждения и торможения становится более уравновешенным. Значительно улучшается аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Высокого уровня развития достигает вторая сигнальная система. Все это создает благоприятные условия для углубленного обучения учащихся двигательным действиям, развития у них двигательных качеств [6].

Что касаемо психофизических особенностей развития старших школьников можно сказать, что подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период является интимно-личностное обещание. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. 7

4 стр., 1697 слов

По физической культуре Общая характеристика физкультурно-спортивных сооружений

... изучении особенностей физкультурно-спортивных сооружений учреждений основного образования учащихся. Спортивные сооружения школ - это универсальные учебно-спортивные крытые сооружения (спортивные залы, бассейны) и спортивные площадки, ... программ по физической культуре, а также для проведения внеурочных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий Оборудование для открытых спортивных площадок: ...

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «я». К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Развитие личностной рефлексии, новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозам. 8

Подростковый возраст — это переходный период от детства к зрелости. Происходит становление качественных изменений в сфере физического, умственного, нравственного, социального развития. Одним из основных факторов развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, построение взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации, освобождения от опеки взрослых, контроля, а также в разнообразных увлечениях — внешкольных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что можно говорить о «подростковых реакциях» Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. 9

Самая яркая особенность этого времени — это личностная нестабильность. О личной нестабильности судят по резкому ухудшению поведения, что проявляется в негативизме, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. на просьбу взрослых сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем в грубой форме; он идет наперекор справедливыми требованиям. Иногда подростку безразличны даже самые важные события. Они могут быть равнодушны к оценке — будь она хорошая или плохая, не реагировать на похвалу или порицание, но бурно возмущаться из-за пустяка.

Другая черта поведения — противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженная психологическим дискомфортом — тревога, страх, и т.д.

10 стр., 4582 слов

«Внедрение корпоративной культуры в деятельность организации»

... на поведение членов организации. 1.2. Функции корпоративной культуры Декларирование делового кредо руководством компании во внешних взаимодействиях с партнерами и клиентами, а также во внутренних взаимодействиях с персоналом – это ...

Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга — характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения. 10

Для этого периода характерна потребность в самопознании, связанная с развитием рефлексии. Она реализуется в самоанализе, выработке системы представлений о себе. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям. Подросток открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, он стремится понять, какой он есть на самом деле и каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья — необходимое условие личностного роста. Подростковый возраст считается трудным и тяжелым, это период затянувшегося кризиса. Трудности подросткового возраста связанны с эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью. Снижением работоспособности, быстрой утомляемостью. 11

Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире — в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности человеческого мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе и в специальных заведениях материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человека бытия происходит постепенно, наращиваясь к концу подросткового — началу юношеского возраста.

Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно поэтому поводу Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект чрез воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействий субъекта с объектом (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дилогические нормы)». 12

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. 13

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя — длительная учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе обработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для себя ситуации.

В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к ассоциативной памяти. При этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление, заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого материала; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Память работает на базе опосредованных, уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти.

13 стр., 6375 слов

Физическая культура и её функции

... и общества. физическая культура эстетический Потребность - это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее ...

В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции — воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений между людьми, мир, в котором проигрывают они и те же сюжеты и переживают одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Воображение подростков может оказать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность. 14

Таким образом в переходный период подросткам особенно нужно и важно чувствовать чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме и психике, однако разъяснять закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Наблюдения и исследования показали, что в данный период совершенствуются память, внимание, характер мышления, развиваются критические черты характера, растет круг интересов стремлений.

1.2. Краткий обзор традиционных программ по физическому воспитанию в старших классах

Согласно Концепции развития образования в области физической культуры содержанием среднего образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические

качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность. 15

Проанализировав несколько программ по физической культуре в старшей школе, я выяснила, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 204 часа, из расчета 3 часа в неделю с X по XI класс. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени — 20 % (40 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».

Содержание программ состоит из нескольких направлений: теоретическая часть и практическая часть. В практической части изучается: гимнастика, легкая атлетика и кроссовая подготовка, спортивные игры, подвижные игры и эстафеты, лыжная подготовка.

Основные формы организации образовательного процесса в старшей школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

12 стр., 5816 слов

Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной ...

... гимнастики предпринято в РГАФК [26]. По сути, это информационная программа, но с элементами оценивания. Другой области физической культуры посвящены работы Г.И. Пара и С.Я. Чимаева, в которых в рамках физкультурно ... их использованию в педагогической деятельности. В этой связи представляют научный интерес вопросы развития теории и практики использования компьютерных технологий в образовательном ...

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В средней школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

16

Традиционные программы содержат множество форм и методов организации занятий по физической культуре, но среди них очень мало современных физкультурно-оздоровительных технологий. Основными средствами организации деятельности на уроке в соответствии с традиционной программой являются: ОРУ — ходьба, бег разной интенсивности, их сочетания, специальные беговые и прыжковые упражнения. Подводящие и подготовительные игры, игры средней интенсивности, упражнения на развитие подвижности в суставах, быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств, спортивные игры.

Таким образом, проанализировав несколько программ по физической культуре, можно сказать, что современные физкультурно-оздоровительные технологий применяются не повсеместно и не во всех ОУ, а лишь в редких случаях. Современные ФОТ – это залог здоровья, активности и заинтересованности в уроках физической культуры. Необходимость их внедрения в систему физического воспитания нам диктует образ жизни современного человека.

ГЛАВА 2. Методика применения средств современных физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры в старших классах

2.1. Понятие и характеристика современных физкультурно-оздоровительных технологий

Современная теория физической культуры рассматривает понятие «физическая культура» как вид культуры человека и общества, а деятельность и её результативность направлена на формирование физической готовности к жизнедеятельности, а также как средство и способ физического совершенствования людей, и социальный фактор формирования их здоровья (ценностей здоровья и здорового образа жизни).

17

Вся физкультурная практика с людьми различных возрастных и социальных групп базируется на принципе оздоровительной направленности. Реализация различных разделов физической культуры определяет достижение оздоровительного эффекта, но в различной степени в зависимости: от особенностей сфер жизнедеятельности человека и общества, от особенностей состояния здоровья различных групп населения и их индивидуальных потребностей. Для полноценной реализации оздоровительных возможностей физической культуры целесообразно комплексное использование ее различных видов и разновидностей с последовательным их включением в общий режим жизни в соответствии с особенностями этапов онтогенеза индивида. 18

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания конкретизируется в современных физкультурно — оздоровительных технологиях, которые в настоящее время активно развиваются. Понятие физкультурно — оздоровительная технология объединяет процесс использования средств физического воспитания в оздоровительных целях и научную дисциплину, разрабатывающую основы методики построения физкультурно — оздоровительного процесса. Практическим проявлением физкультурно — оздоровительных технологий в физическом воспитании являются разнообразные фитнес — программы. Фитнес — программы как формы двигательной активности специально организованы в формах групповых и индивидуальных занятий, имеют как оздоровительно — координационный направленность (снижение риска развития заболеваний, достижения и поддержания определенного уровня двигательных качеств), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решение двигательных и спортивных задач на высоком уровне. В структуре любой — либо фитнес — программы выделяют следующие части: разминка, аэробная часть, кардиоресператорный компонент, силовая часть, компонент развития гибкости, заключительная часть. Наиболее рас распространены фитнес — программы, созданные на использовании видов двигательной активности аэробной направленности. 19

Виды фитнес-программ аэробной направленности:

— Роуп-скипинг — представляет комбинации различных прыжков, акробатических и танцевальных элементов с одной или двумя скакалками, выполняемых индивидуально или в группах. Программа является одной из самых доступных и эмоциональных видов двигательной активности, позволяет эффективнее влиять на важные группы мышц, укрепить сердечно — сосудистую и дыхательную систему, корректировать массу тела, развивать общую и специальную скоростную выносливость, силовые качества, ловкость и координацию движений.

  • Памп-аэробика — направление танцевальной аэробики с использованием спортивных снарядов (перекладины, мини — штанги, гантели, амортизаторы).

    20

  • Пилатес 

— это специальная система упражнений, разработанная больше 100 лет назад немецким тренером Джозефом Пилатесом. Методика упражненийосновывается на восточных и западных видах тренировок. Именно поэтому пилатес — одно из направлений фитнеса «Body & Mind» («Разум и тело»).

Занятия пилатесом сравнимы с йогой или тай-чи.

Методика пилатес направлена на проработку внутренних глубоких мышц и суставов, она формируют крепкий мышечный корсет, развивают гибкость и растяжку. После упорных и регулярных тренировок результат не заставит себя ждать — королевская осанка, подтянутый живот, рельефные изгибы и сильное здоровое тело.

— Фитбол-аэробика — комплекс разнообразных движений и статических поз с сопротивлением на специальный мяч. Возможность проведения аэробной части занятия в положении сидя на поверхности мяча оказывает положительное влияние на мышцы спины, нижних и верхних конечностей, позвоночник и вестибулярный аппарат. 21

Йога одна из древнейших наук, само слово означает «соединять». Вся системе йоги делится на 8 ступеней. Согласно им, человек следуя по этим ступеням обретает здоровье, становиться мудрым. С учащимися нашего лицея я занимаюсь лишь асанами (упражнениями).

Асана — это третья ступень йоги, это слово означает «поза» или «положение». Одни асаны подражают живым существам (собака, змея), другие природным объектам ( гора,месяц), есть асаны, которые подражают предметам (плуг, колесо).

Асаны делают тело сильным и гибким, помогают сохранить здоровье. Пранаяма – это дыхательные упражнения. Она состоит из вдоха, выдоха и задержки дыхания. Заниматься упражнениями можно и в помещении и на улице. Для занятий можно использовать специальный коврик, одеяло или туристический коврик. Упражнения можно выполнять на счет, который приблизительно равен секунде, каждая асана выполняется от одного до трех раз. 22

— Функциональный тренинг – тренировка, направлена на обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств (сила, выносливость, гибкость, быстрота и координационные способности) и их сочетания, улучшение телосложения и т.п. то есть того, что может подпасть под определение «хорошие физические кондиции», «хорошая физическая форма», «спортивный внешний вид» (эти же задачи ставит перед собой учитель физической культуры на своих уроках).

Функциональные тренировки изначально использовали профессиональные спортсмены. Фигуристы и конькобежцы с помощью специальных упражнений тренировали чувство равновесия, метатели дисков и копий — взрывную силу, спринтеры — стартовый толчок. Несколько лет назад функциональные тренировки стали активно внедрять в программу фитнес-клубов. Смысл функционального тренинга в том, что человек отрабатывает движения, необходимые ему в повседневной жизни: учится легко вставать и садиться за стол или в глубокое кресло, технично перепрыгивать через лужи, поднимать и удерживать на руках ребенка — список можно продолжать бесконечно, благодаря чему улучшается сила мышц, участвующих в этих движениях. 23

Таким образом, современная физкультурно-оздоровительная технология — это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологи могу осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.

2.2. Методические особенности применения современных физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры в старших классах

Учебная деятельность основывается на содержании и требованиях государственных программ «Физическая культура». Её основными формами организации является урок. На современном этапе обучения выделяют теоретические (20%) и практические (80%) виды урочной формы, которые по принципу выделяемых дидактических задач могут подразделяться на пять разновидностей (типов): вводные; уроки по изучению нового материала; уроки совершенствования; контрольные и смешанные уроки. Длительность стандартного урока 45 минут, он проводится три раза на протяжении недели.

Общепринятая организационно-методическая основа урока представлена тремя взаимосвязанными частями: подготовительной, основной и заключительной. 24

Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Однако современный учитель неоднократно может столкнуться с нежеланием учеников старших классов заниматься физической культурой. Это связанно с незаинтересованностью учащихся, отсутствием мотивации, трудностью выполнения упражнений. Для решения данного вопроса нужно активно внедрять современные физкультурно-оздоровительные технологии в урок.

На данном этапе в реализации направления физического воспитания важное значение придается разработке новых видов тренажеров и других технических средств воздействия на тело человека, автоматизированным системам управления и т.д. В физическом воспитании учащихся образовательных учреждений, применяется комплекс различных форм двигательной активности и видов спорта, подвижных игр. Прежде всего это: аэробика, танцы, гимнастика, бадминтон, настольный теннис, катание на коньках, плавание, борьба, йога, различные командные игры. По мнению многих специалистов, организация образовательного процесса на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики определяет повышение внимания к «эстетическому направлению» физического воспитания, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение эстетических задач, воспитание эстетической культуры и культуры движений личности. 25

Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.

Так, на уроках легкоатлетической направленности фитнес-технологии включаются в подготовительную часть, выполняя упражнения под музыку. 26

Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.

В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют джаз-аэробика, фанк и т.д.

На уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, скип-аэробика, шейпинг.

На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке. Интересно проходят упражнения жонглирования мячом под музыку: это небольшие комплексы на 32 счёта.

На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводятся упражнения силовой аэробики: с резиновыми бинтами под музыку, терра-аэробика, с набивными мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, скипп-аэробика, классическая аэробика, фолк-аэробика.

Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности.

В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес-технологии: стретчинг, йога-аэробика, детские ритмические танцы для профессиональной подготовки девушек. 27

Также современные физкультурно-оздоровительные технологии активно используются в различных видах и этапах урока физической культуры.

Как показывает изучение научно-методической литературы, внедрение фитнес-технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. По направленности уроков на первое место выход танцевальная аэробика и шейпинг. Растёт интерес к силовым упражнениям под музыку. Также можно предположить, что включение в уроки фитнес-технологий смогло бы удовлетворить потребность старшеклассников и в новизне, и в музыкальном сопровождении, тем самым повысив плотность самого урока, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе. 28

Таким образом, можно прийти к выводу, что современные физкультурно-оздоровительные технологии могут содействовать изменению негативного отношения к урокам физической культуры, они являются действенным средством повышения интереса у обучающихся к занятиям физическими упражнениями, способствовать повышению уровня здоровья молодёжи.

2.3. Особенности применения современных физкультурно-оздоровительных технологий во внеурочной работе со школьниками старших классов

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. 29

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития обучающимся своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. 30

Физкультурно-оздоровительная работа или внеклассная деятельность учителя физической культуры обеспечивает занятия физической культурой учащихся вне урока. Согласно требованиям комплексной программы по физическому воспитанию следует проводить не менее двух внеклассных мероприятия в четверти для каждой параллели учащихся. 31

Возможные формы внеурочной деятельности с обучающимися:

спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья;

  • утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе;
  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований;
  • оформление уголков по технике безопасности и ПДД;
  • проведение инструктажа с детьми по безопасности.

Игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты, КТД;

  • игровые программы по пропаганде ЗОЖ, «Здоровье — плюс», «Основы школы Здоровья»;
  • поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса;
  • агитация и запись учащихся класса в спортивные секции;
  • организация походов выходного дня;
  • туристические походы;
  • организация горячего питания, уроки здорового питания;
  • организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Задачи внеклассной работы:

  • содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
  • воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
  • организовывать здоровый отдых учащихся;
  • прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. 32

Чтобы во внеурочную работу было вовлечено как можно больше учащихся, необходимо использовать разные формы организации и проведения занятий с ними, при этом необходимо учитывать возраст, состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся.

Внедрение современных ФОТ во внеурочную деятельность дает шанс учителям, педагогам и тренерам более масштабно охватить все виды деятельности физической культуры, для осуществления поставленных задач по сохранению здоровья учащихся.

Спортивные секции — создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства. 33

Спортивные секции можно организовать по любому физкультурно-оздоровительному направлению, например таким как стретчинг, кроссфит, аэробика, фит-бол и другие.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП).

В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы. Именно в таких группах было бы актуально использовать фитнес-технологии.

Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья у детей и подростков. Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонника здорового образа жизни. Демонстрация развития двигательных умений и навыков занимающихся реализуется через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу.

Используя в полной мере оздоровительный потенциал фитнеса в профилактике различных заболеваний, гиподинамии, общество получит наименее затратный и наиболее эффективный способ оздоровления детей школьного возраста. 34

При организации внеурочной деятельности важно взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для полной реализации поставленных задач в школах формируется план по спортивно-массовым мероприятиям на год, полугодие или четверть. В рамках его реализации учреждения могут проводить спортивные мероприятия не только для учеников, но и спортивные праздники для их родителей. Примером таких мероприятий могут быть именно те, при организации которых используются современные ФОТ, например праздники йоги на свежем воздухе, мастер-классы по фитнес-аэробики, теоретические лекции на тему собственной организации спортивной деятельности в домашних условиях.

Таким образом, применение современных ФОТ во внеурочной деятельности очень разнообразны. Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний. Посещая такие занятия, учащиеся развивают определенные двигательные умения и навыки, самостоятельность, творчество, потребность в самосовершенствовании, сохранение своего здоровья. Основной особенностью внеурочной деятельности по физической культуре является то, что в её содержание входят современные системы физических упражнений, обладающие достаточно высокой мотивационной ценностью и имеющие определенную активность и привлекательность для старшеклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлось теоретическое изучение особенностей применения современных ФОТ в физическом воспитании школьников 16 – 17 лет. Данная цель была реализована в полном объёме благодаря поставленными задачами.

Я изучила морфофункциональные характеристики школьников 16-17 лет и выяснила, что подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Далее рассматривалось содержание современных физкультурно-оздоровительных технологий. Современные физкультурно-оздоровительные технологии представляют собой динамично развивающуюся педагогическую научно-теоритически и методически обусловленную систему занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности, которая имеет концептуальный, процессуальный, управляющий и координирующий компоненты, состоящая из «основного и обеспечивающего уровня» структурных модулей, и предназначена для поддержания, сохранения и улучшения физического здоровья и психологического состояния, профилактику болезней и преждевременного старения, а также приобретения навыков здорового образа жизни у занимающихся.

В двух последних пунктах выявлялись методические особенности применения современных ФОТ на уроках физической культуры и во внеурочной работе в старших классах общеобразовательной школы. Как показало изучение научно-методической литературы, внедрение современных физкультурно-оздоровительных технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. Растёт интерес к силовым упражнениям под музыку. Также можно предположить, что включение в уроки фитнес-технологий смогло бы удовлетворить потребность старшеклассников и в новизне, и в музыкальном сопровождении, тем самым повысив плотность самого урока, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе. Что касаемо внеурочной работы, то применение современных ФОТ во внеурочной деятельности очень разнообразны. Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний. Посещая такие занятия, учащиеся развивают определенные двигательные умения и навыки, самостоятельность, творчество, потребность в самосовершенствовании, сохранение своего здоровья. Основной особенностью внеурочной деятельности по физической культуре является то, что в её содержание входят современные системы физических упражнений, обладающие достаточно высокой мотивационной ценностью и имеющие определенную активность и привлекательность для старшеклассников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/ozdorovitelnyih-tehnologiyah/

Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. – М., 2014. – 327 с.

Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. – М.: Просвещение, 2008. – 215 с., ил.

Аэробика: теория и методика проведения занятий/Учебное пособие для ВУЗов физической культуры. –Спорт Академ Пресс.-М., 2002

Грудина, С. В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников / С. В. Грудина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).

— Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2982/

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор. – М.: Просвещение, 2015

Бальсевич, В. К. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева. — Казань, 2011. 128 с.

Бруднев, Н. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы [Текст] / Н. Бруднев // Воспитание школьников. — 2013. — №4. – С. 11.

Бушева Ж.И., Литовченко О.Г.. Аустер А.В. Морфологический статус детей старшего школьного возраста, занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 96-99.

Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — 1. — С. 23 – 25.

Бегун. И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей физической культуры по составлению годового и тематического планирования. Центр «Школьная книга» М.2007. стр.

Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийскойнаучно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова,А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.

Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2013. – 200 c

Давыдов В.В. Психическое развитие старших школьников. /Под ред. Давыдова В.В. — М.: Педагогика, 2002. – 210 с.

Каинов А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся. – М.: Учитель, 2013. – 171 с.

Кныш Е.А. Функциональный тренинг и его значение в развитии физических качеств / Е.А. Кныш // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. — № 12(23).

Кулюткина М. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Кулюткина. – М.: Советский спорт, 2004.– С. 345.

Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002. – 221 с.

Лебедев О. Е. «Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений» 2011г.

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.

Макарова Т. Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2012 г.

Методические рекомендации по изучению физического здоровья населения / Щепин О.П., Медик В.А., Швецов А.Г. и др. М.: РАМН, 2017. 139 с.

Мусакаев, М.Б. Направления и формы внеклассной работы / М.Б. Мусакаев, А.П.Ермолаев // Специалист. – 2015. – № 11. – С. 20-23.

Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. – М.: Спутник +, 2016. – 104 c.

Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев. — http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2004N7/p2-10.htm.

Петров И.Н. Возрастные основы физического воспитания. — М., 2013. –225 с.

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 1-11 классы. mmoufk .ucoz .rupubl /metodicheskij _kabinet /fgos /5

Пидкасистого П.И. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Росс. Пед. Агентство, 2005. – 361 с. 21.

Сластенин И.Ф.Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512 с. 22.

Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 576 с.

Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Спб.: Питер, 2006. — 1896 с.

Пономарев Г.Н., Сайкина Е.Г., Лосева Н.А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 55–60.

Сайкина Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 297с.

Сайкина Е.Г. Фитбол- аэробика и классификация её упражнений / Е.Г. Сайкина //Теория и практика физической культуры.- 2004. — № 7.- С. 43 — 47.

Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие/ Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 2013. – 512 с.

Миллер Э.Б. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время / Э. Б. Миллер, К. Блэкмэн. — М.: Гранд 2000. — 229 с : ил.

Ульянова, И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников / И. С. Ульянова // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 42-49.

Физическая культура. Рабочие программы в соответствие с ФГОС среднего общего образования В.И.Лях. Предметная линия учебников,10 – 11 классы. В.И.Лях. М.: Просвещение, 2016г

Физкультурно-оздоровительные технологии: учебное пособие/сост. И. А. Ивко. Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. 148 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Яковлев И.Д. Физкультура в школе//Спорт в школе: научно-методический журнал, 2014. — 22. – С.17-19.

http://минобрнауки.рф/документы/336 — ФГОС общего образования (рабочая ссылка).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/- фитнес-технологии в школе.

1 Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — 1. — С. 23 – 25.

2 Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 2013. – 512 с.

3 Петров И.Н. Возрастные основы физического воспитания. — М., 2013. –225 с.

4 Методические рекомендации по изучению физического здоровья населения / Щепин О.П., Медик В.А., Швецов А.Г. и др. М.: РАМН, 2017. 139 с.

5 Бушева Ж.И., Литовченко О.Г.. Аустер А.В. Морфологический статус детей старшего школьного возраста, занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 96-99.

6 Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 2013. – 512 с.

7 Пидкасистого П.И. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Росс. Пед. Агентство, 2005. – 361 с. 21.

8 Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.

9 Давыдов В.В. Психическое развитие старших школьников. /Под ред. Давыдова В.В. — М.: Педагогика, 2002. – 210 с.

10 Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Спб.: Питер, 2006. — 1896 с.

11 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 576 с.

12 Сластенин И.Ф.Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512 с. 22.

13 Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие/ Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

14 Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.

15 Каинов А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся. – М.: Учитель, 2013. – 171 с.

16 Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 1-11 классы. html / mmoufk .ucoz .rupubl /metodicheskij _kabinet /fgos /5

17 Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие/ Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

18 Яковлев И.Д. Физкультура в школе//Спорт в школе: научно-методический журнал, 2014. — 22. – С.17-19.

19 Ульянова, И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников / И. С. Ульянова // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 42-49.

20 Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — 1. — С. 23 – 25.

21 Аэробика: теория и методика проведения занятий/Учебное пособие для ВУЗов физической культуры. –Спорт Академ Пресс.-М., 2002

22 Миллер Э.Б. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время / Э. Б. Миллер, К. Блэкмэн. — М.: Гранд 2000. — 229 с : ил.

23 Кныш Е.А. Функциональный тренинг и его значение в развитии физических качеств / Е.А. Кныш // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. — № 12(23).

24 Физическая культура. Рабочие программы в соответствие с ФГОС среднего общего образования В.И.Лях. Предметная линия учебников,10 – 11 классы. В.И.Лях. М.: Просвещение, 2016г

25 Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие/ Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

26 Пономарев Г.Н., Сайкина Е.Г., Лосева Н.А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 55–60.

27 Ульянова, И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников / И. С. Ульянова // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 42-49.

28 Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — 1. — С. 23 – 25.

29 Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийскойнаучно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова,А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.