Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, согласно статье 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
В гражданском законодательстве уделено немало внимания к юридическим лицам, что подтверждает необходимость и целесообразность юридического лица и заинтересованность государства в регулировании общественных отношений в данной отрасли гражданского права.
Создание юридического лица предполагает регистрацию в едином государственном реестре. Для этого необходимо подготовить ряд учредительных документов. Такие документы должны быть предоставлены в полном объёме (объём учредительных документов должен соответствовать необходимому количеству документов, требуемые для регистрации юридического лица в едином государственном реестре, которое необходимо для регистрации в данный период времени) и в надлежащем формате. Не редко проблемой создания юридического лица становится проблемой, связанной с документами предоставляемые в органы государственной регистрации юридических лиц.
Актуальность
Цель: изучение порядка возникновения юридического лица.
Задачи :
- раскрыть понятие юридического лица;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование процесса создания юридического лица;
- изучить процедуру создания юридического лица;
1.1 Понятие и признаки юридического лица
Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.Пиляева В.В. Гражданское право: учебник / В.В. Пиляева. — Крокус, 2005. С. 403
Юридическое лицо имеет ряд присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все они вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы:
Бесплатно по гражданскому праву России конкурсное производство, ...
... банкротстве должника и об открытии конкурсного производства. В решении арбитражного суда о признании банкротом должника - юридического лица и об открытии конкурсного производства содержатся следующие указания: о признании должника банкротом; об открытии конкурсного производства; ... гражданского права, в том числе проблема гражданско - правового регулирования банкротства, - это не что иное, как ...
- Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;
— Имущественная обособленность юридического лица. Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом.
— Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых.
— Выступление юридического лица в гражданском обороте от своего имени — еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается. Грудцын Л. Ю. Гражданское право России: под ред. А. А. Спектор. — М.: Юстицинформ, 20013 г. С 54
Учитывая все перечисленные выше свойства, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством, в качестве субъекта права, организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
1.2 Правоспособность (правосубъектность) юридического лица
В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает общей (или универсальной — предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) и специальной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Поскольку юридическое лицо является участником имущественных и личных неимущественных правоотношений, оно наделено гражданской правоспособностью. В большинстве случаев учредителями юридических лиц выступают физические лица. Однако правоспособность юридических лиц значительно отличается от правоспособности лиц физических. Если правоспособность физического лица возникает с момента его рождения, а дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия, то у юридического лица правоспособность и дееспособность наступают одновременно — с момента его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. -«Юстицинформ»,2005г.-С. 110 юридический лицо правоотношение регулирование
Юридический состав правонарушений
... как аномальное явление, обозначить его структуру и виды, а также сформулировать основные понятия, признаки и виды юридической ответственности, вытекающей из нарушения. ПРАВОНАРУШЕНИЕ ... лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой помощи ). Не является деянием событие. Оно не контролируется сознанием человека либо не зависит от его деятельности ... нарушения норм права заложена в ...
Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, некоторые виды деятельности осуществляются свободно, а другие требуют получения от государства специальных разрешений (лицензий).
Право на занятие такой деятельностью возникает только у лица, получившего лицензию в установленном порядке. Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц. Основаниями ограничения правоспособности являются:
- Ограничения по закону;
- Наличие специальной лицензии для некоторых видов деятельности;
- Само юридическое лицо ограничивает себя (цели деятельности установлены в уставе).
Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п.1 ст.49 ГК).
Власов Т.Р. Гражданское право: учебник/ Т.Р. Власов. — РИОР, 2007.-123 С.
Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. Например, государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, поскольку они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам.
Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства целевые ограничения правоспособности юридических лиц отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном, изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, «непрофильных» видов деятельности).
Новый ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законом, видов деятельности, т.е. общую правоспособность. Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия — не собственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).
Книга: Характеристика юридической техники
... правоприменительная техника; интерпретационная техника; правореализационная техника. Законодательная техника, являясь основным элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) законов. Д.А. ...
Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.
Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое «самоограничение» правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц — других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем. Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.
Согласно статье 168 ГК РФ: «для юридических лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные пределы, считаются ничтожными вне зависимости от того, знали ли они о таких ограничениях».
Прекращение правоспособности юридического лица наступает:
- В момент завершения его ликвидации — в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- По истечении срока действия лицензии.
2.1 Нормативно-правовое регулирование процесса создания юридического лица
До недавнего времени в Российской Федерации не было ни всеобъемлющего правового акта, который регулировал бы процесс государственной регистрации юридических лиц, ни единой системы такой регистрации, хотя принятие соответствующего закона было предусмотрено еще в 1994 г. первой частью Гражданского кодекса РФ: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.» (п. 1 ст. 51).
Правоспособность и дееспособность юридического лица
... установленного законом порядка образования юридических лиц и соответствие его учредительных документов закону. Отказ в регистрации может быть оспорен в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности образования юридического лица не допускается. 2.3. Правоспособность и дееспособность юридического лица Правоспособность юридического лица ...
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Следовательно, нормами ГК РФ были декларативно определены лишь некоторые аспекты и требования к государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц определялся ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ//»Ведомости СНД и ВС РСФСР», 27.12.1990, N 30, ст. 418 Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 (ред. от 21.10.2002)
«Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 11.07.1994, N 11, ст. 1194 рядом других специальных законов, принятых в соответствии с нормами ГК РФ. Например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержат ряд положений, определяющих специальные требования к юридическому лицу соответствующей организационно-правовой формы. Кроме того, существовало множество подзаконных актов, издаваемых местными органами власти. По этой причине процедура регистрации в разных субъектах Федерации имела «местные» особенности, причем весьма существенные. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)// «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 1.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее также — Закон о регистрации), который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра.
Закон о регистрации вслед за ГК РФ (ст. 51) исходит из необходимости государственной регистрации всех без исключения юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих).
Законодатель обоснованно не принял позицию некоторых юристов, которые отвергают необходимость регистрации некоммерческих организаций, не имеющих права заниматься предпринимательской деятельностью.
Комментируемый Закон предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
Закон основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации.
Наследование по закону как одно из оснований наследования
... наследования по закону как одно из оснований наследования, в связи с тем, что реалии современного мира стимулируют появление исследований, посвященных такому гражданско-правовому явлению как наследование. Можно назвать несколько работ, ... России экономическими реформами. В результате приватизации государственных предприятий, государственного и муниципального жилищного фонда, осуществления ...
В основе нового Закона заложено то, что государственная регистрация — это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.
В целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).
Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»//»Собрание законодательства РФ», 30.06.2003, N 26, ст. 2565.
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который внес существенные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Закон о регистрации. Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// «Парламентская газета», N 242-243, 31.12.2003.
В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, а также Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ «О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» от 10 марта 1999 г. N 266 и «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации» от 19 июня 2002 г. N 440. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 440 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации»//»Собрание законодательства РФ», 01.07.2002, N 26, ст. 2587
Технология работы с документами в негосударственных организациях ...
... требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления. Это один из основополагающих федеральных нормативных ... ходе дипломной работы были изучены и проанализированы организация и технология документационного обеспечения деятельности Закрытого акционерного общества «Технолига ». Целью написания дипломной работы является ...
Главное нововведение Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившего в силу с 1 января 2004 г., — система «одного окна». Налоговые органы, получившие заявительные документы от организации, обязаны обеспечить следующую последовательность действий: провести госрегистрацию налогоплательщика, внести сведения о нем в соответствующий государственный реестр, поставить на налоговый учет. И главное — в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней налоговые органы должны выдать или отправить по почте «новообращенной» организации или предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, а также уведомление о совершении указанных действий. Сохранена обязанность по самостоятельной регистрации в качестве страхователей для организаций по местонахождению их обособленных подразделений, страхователей — физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, и страхователей — физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора. Перечисленные страхователи обязаны самостоятельно подавать заявления о регистрации во внебюджетные фонды.
Заявление о регистрации юридического лица по местонахождению обособленного подразделения подается в региональное отделение фонда не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения. Физические лица подают заявление не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников или со дня заключения гражданско-правового договора. К заявлению нужно приложить нотариально заверенные копии соответствующих документов. Если у страхователя уже есть счета в банке, то дополнительно прилагается банковская справка об открытых счетах. В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и копий документов орган внебюджетного фонда России регистрирует нового страхователя и высылает ему заказным письмом страховое свидетельство и уведомление о размере страховых взносов.
2.2 Процедура создания юридического лица
При государственной регистрации создаваемого юридического лица с одновременной постановкой на учет в налоговом органе необходимо представить следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, утвержденной Правительством РФ (см. Приложение А).
В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
- подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины.
Уполномоченное лицо вправе представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов. В этом случае регистрирующий орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа на месте прошивки учредительных документов штамп (основание — Приказ МНС России от 18 апреля 2003 г. N БГ-3-09/198).
Процессуальные особенности рассмотрения в порядке особого производства ...
... одних делах особого производства речь идет об установлении события или действия, в других - об установлении определенного юридического состояния лица или имущества. Установление юридического факта-действия имеется в случаях установления фактов регистрации ...
Один экземпляр учредительных документов выдается (направляется) заявителю вместе со Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.Смоленский М.Б. Гражданское право: учебник / М.Б. Смоленский. Феникс. 2005, С.146
Решение о создании юридического лица, принятое его учредителями, должно приобрести форму, предписанную законом для избранной учредителями организационно-правовой формы юридического лица. Создание любого юридического лица представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, — учредителями (учредителем).
При наличии нескольких учредителей решение о создании юридического лица принимается ими совместно. Если юридическое лицо создается одним учредителем, достаточно его волеизъявления.
Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством. Действующее законодательство не всегда дает возможность отграничить форму решения о создании юридического лица от учредительного документа этого юридического лица. Применительно к полному товариществу ст. 69 и 70 ГК РФ упоминают только один документ — учредительный договор, подписываемый его участниками. Такое же значение, согласно ст. 83 ГК РФ, имеет учредительный договор коммандитного товарищества. Двойственный характер присущ и учредительному договору, заключаемому несколькими учредителями общества с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ, ст. 12 Закона об ООО).
Если между лицами, пожелавшими создать полное товарищество, коммандитное товарищество или общество с ограниченной ответственностью, были предварительные переговоры, может быть даже с подписанием протокола, то подобные действия законодательством не предусмотрены. Такого рода письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует. Иное значение имеет решение об утверждении устава общества с ограниченной ответственностью, но оно представляется регистрирующему органу вместе с учредительными документами.
Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Автоматизированные системы регистрации документов
... в компьютере, современные автоматизированные системы регистрации документов позволяют связать файл документа с его регистрационной карточкой в базе данных о документах организации, учреждения, фирмы. Системы автоматизированного делопроизводства позволяют осуществлять автоматическую регистрацию с обязательным заполнением ...
Согласно ст. 98 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Закона об АО учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, и т.д. Такой договор имеет самостоятельное значение и по существу представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), предусмотренный ст. 1041 ГК РФ. Текст договора должен быть представлен для государственной регистрации акционерного общества, как и решение учредительного собрания о создании общества, которое и должно быть внесено в протокол собрания (ст. 9 Закона об АО).
В соответствии с п. 1 ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Закона об ООО общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом. Акционерное общество тоже может быть создано одним лицом (п. 6 ст. 98 ГК РФ, ст. 9 Закона об АО).
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 114 ГК РФ).
В соответствии со ст. 10 Закона об унитарных предприятиях для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Общие требования к учредительным документам юридического лица выражены в ст. 52 ГК РФ. В соответствии с этой статьей юридическое лицо может в качестве учредительных документов иметь либо устав, либо учредительный договор, либо и то и другое. Некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Часть 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ определяет, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Если в предусмотренных законом случаях учредитель один, то он утверждает устав. Регистрирующий орган по представленным документам проверяет, соблюден ли порядок заключения учредительного договора и утверждения устава.
Статьи 70 и 83 ГК РФ предусматривают, что полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) создаются и действуют на основании учредительного договора. Учредительный договор (но уже вместе с уставом) необходим обществу с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ).
Статья 14 Закона о некоммерческих организациях в качестве учредительного документа для общественной или религиозной организации, фонда, а также для некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации предлагает иметь устав. Однако учредителям некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций разрешается при желании заключать учредительный договор, по-видимому, в качестве дополнительного учредительного документа. Очевидно, что регистрирующий орган не вправе требовать от некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации представления и устава, и учредительного договора, если учредители ограничились только принятием устава.
Устав признается единственным учредительным документом для многих видов юридических лиц. Статья 11 Закона об АО объявляет устав акционерного общества единственной имеющей правоустанавливающее значение формой волеизъявления учредителей, создающих юридическое лицо. И хотя п. 5 ст. 9 Закона об АО говорит о том, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, этот договор — всего лишь договор о совместной деятельности по учреждению юридического лица, действие которого прекращается с момента утверждения устава. Следовательно, регистрирующий орган не вправе требовать представления этого договора. Во всех случаях, когда юридическое лицо создается несколькими учредителями, независимо от того, какой учредительный документ для него предписывает закон (устав или учредительный договор), речь идет о согласованном волеизъявлении, направленном на достижение правового результата. Поэтому для регистрирующего органа возникает необходимость проверки правоспособности и дееспособности учредителей, указанных в учредительных документах. Разумеется, такая проверка может осуществляться только по документам, представленным в регистрирующий орган. Проводить какое бы то ни было расследование регистрирующий орган не вправе.
Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п. 2 ст. 52 ГК РФ, в котором перечислены общие для всех юридических лиц характеристики: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Другие сведения отражают особенности, свойственные юридическим лицам определенных видов. Но и общие характеристики индивидуализируются применительно к конкретному юридическому лицу. Законы об отдельных видах юридических лиц определяют содержание учредительных документов исходя из особенностей организационно-правовой формы лица. Так, ст. 11 Закона об АО, перечисляя сведения, составляющие содержание устава общества, обязывает учредителей указать тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа).
Особенности, предусмотренные ст. 12 Закона об ООО, должны отражаться в уставе соответствующего общества. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности этих юридических лиц, что свидетельствует о наличии у них специальной правоспособности. Пункт 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях требуют, чтобы в учредительных документах некоммерческой организации были указаны предмет и цели деятельности, а согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в уставе религиозной организации следует указать вероисповедание. Разнообразие требований специальных законов, предъявляемых к содержанию учредительных документов, создает сложности в работе регистрирующих органов и оправдывает презумпцию достоверности заявления уполномоченного лица, которое делается в соответствии с п. «а» комментируемой статьи.
Порядок представления документов при государственной регистрации
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (абзац введен Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя либо нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Круг лиц, которые могут являться заявителями, был определен нами в комментарии к ст. 9 настоящего Закона.
Документы для представления в регистрирующий орган представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
После принятия документов соответствующие сведения вносятся в Книгу государственной регистрации (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438).
Оба экземпляра расписки оформляются подписью и печатью уполномоченного на государственную регистрацию лица. Один экземпляр расписки подшивается в регистрационное дело, второй экземпляр выдается на руки либо на следующий день отправляется по почте по адресу, указанному в заявлении заявителем. В течение пяти рабочих дней осуществляется регистрация и подготавливается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001) либо решение об отказе в государственной регистрации.
Основания для отказа в государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ):
- § непредставление определенных Законом о регистрации документов, необходимых для государственной регистрации;
- § представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- Один экземпляр решения выдается лично либо отсылается по почте. Второй экземпляр решения подшивается в регистрационное дело.
Свидетельство о государственной регистрации (либо решение об отказе) выдается не позднее пяти рабочих дней со дня подачи документов (свидетельство подписывается уполномоченным лицом согласно приказу ИМНС).
В свидетельстве о государственной регистрации наименование юридического лица указывается в точном соответствии с учредительными документами.
Процесс создания юридического лица завершается его государственной регистрацией на основании представленных заявителем документов.
Государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц.
Существует необходимость не допустить проникновения в гражданский оборот субъектов, заведомо преследующих противоправные цели. Представляется очевидным, что одной из основных функций государственной регистрации должна быть «фильтрация» субъектов, желающих приобрести статус юридического лица.
Основные цели государственной регистрации.
1. Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган (ст. 12, 14, 17, 21 Закона о регистрации).
2. Получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.
3. Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.
Нормативно правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016).
3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ//»Ведомости СНД и ВС РСФСР», 27.12.1990, N 30, ст. 418.
4. Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 (ред. от 21.10.2002) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 11.07.1994, N 11, ст. 1194.
5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)// «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 1.
6. Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»//»Собрание законодательства РФ», 30.06.2003, N 26, ст. 2565.
7. Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// «Парламентская газета», N 242-243, 31.12.2003.
8. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 440 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации»//»Собрание законодательства РФ», 01.07.2002, N 26, ст. 2587.
Специальная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/osnovaniya-vozniknoveniya-yuridicheskih-lits/
1. Власов, Т.Р. Гражданское право: учебник/ Т.Р. Власов. РИОР, 2007. 653 с.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая. // Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкина. Крокус, 2016. 249 с.
3. Гражданское право. Учебник для вузов / Гражданское право. Юнити-Дата, 2004. 704 С.
4. Гусев А.Г. Гражданское право: учебник / А.Г. Гусев. Инфра-М, 2004. 300 с.
5. Корнеева А.В. Гражданское право: часть I. Учебное пособие / А.В. Корнеева. РИОР, 2007. 546 с.
6. Некрестьянов Т.А. Гражданское право: общая часть. Курс лекций. Список экзаменационных вопросов. / Т.А. Некрестьянов. 2007. 435 с.
7. Пиляева В. В. Гражданское право: учебник / В.В. Пиляева. Крокус, 2005. 796 с.
8. Смоленский, М.Б. Гражданское право: учебник / М.Б. Смоленский. Феникс. 2005, 348 С.
9. Тузов, Д.О. Вещные права: система, содержание, приобретение / Д.О. Тузов. Статус. 2008, 464 с.