Организация совместной работы учащихся на х технологии

Курсовая работа

Одно из важных качеств личности, которые нужно формировать у современных школьников для удовлетворения требований общества, — познавательная самостоятельность. Это качество личности является наиболее интегративным, так как оно связано с воспитанием положительных мотивов к учению, формированию системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий.

Учитель, прежде всего, должен овладеть системой средств активизации учения школьников в целях формирования познавательной самостоятельности как качества личности школьников.

Можно выделить три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный, содержательно-операционный и волевой. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако наиболее существенным из них является мотивационный, так как проявление самостоятельности в познавательной деятельности напрямую связано с ее мотивом.

В основе технического мышления и пространственного воображения лежит познавательная потребность. Именно ее и нужно формировать, так как потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека.

Потребность теснейшим образом связана с наличием у школьников устойчивых познавательных интересов.

Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том что во-первых, у каждого ребенка свой опыт технического мышления и пространственного воображения и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой объем информации, который необходимо запомнить в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришел к выводу, что проблема активизации технического мышления и пространственного воображения будет существовать всегда.

41 стр., 20277 слов

Игровые технологии обучения как средство активизации познавательной ...

... и воспитания школьников. Интерпретация понятий: "игра", "игровые технологии", "познавательная деятельность", "познавательная самостоятельность", "активизация познавательной деятельности" Игра - большое открытие человека; она владеет для его био, общественного и духовного развития не не в так

Поэтому основными задачами своей работы считаю:

1.Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. 2 . Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей. . 3.Формирование ИКТ — компетентности учащихся. 4.Возрождение желания ребенка учиться.

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:

  • повышение мотивации обучения;
  • выполнение практических и творческих заданий;
  • решение технологических задач;
  • проведение уроков с применением ИКТ.
  • проведение нестандартных уроков, дидактических игр.
  • осуществление меж предметных связей.
  • практическая направленность обучения.
  • создание ситуации успеха.
  • учет индивидуальных особенностей учащихся.

Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их техническое мышление и пространственное воображение и создавая для этого все необходимые условия».

Разработка по формированию и развитию технического мышления и пространственного воображения учащихся на уроках технологии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я. (Теория проблемного обучения), И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).

Результативность:

  • формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активному развитию технического мышления и пространственного воображения учащихся в ходе решения задач технического характера;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • создается обстановка для естественного самовыражения ученика;
  • развивается устойчивый интерес к предмету;
  • на уроке создается ситуация успеха для каждого;

— Проблеме развития технического мышления и пространственного воображения учащихся посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований. Что особенно значимо на современном этапе развития школы. Использование игровых технологий в образовательном процессе способствует развитию технического мышления и пространственного воображения, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Однако в литературе недостаточно раскрыт потенциал проблемных ситуаций в развитии технического мышления и пространственного воображения, в том числе и на уроках технологии.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития технического мышления и пространственного воображения учащихся средствами проблемных ситуаций на уроках технологии и недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

26 стр., 12974 слов

Развитие пространственного мышления у учащихся строительного ...

... учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Задачи дипломной работы: 1. Теоретический анализ проблемы развития пространственного мышления при обучении инженерной графике. 2. Разработать учебно-методический комплекс по курсу «Инженерная графика», включающий: ѕ рабочую программу; ѕ планы-конспекты ...

Данное противоречие определило выбор темы исследования — «Развитие технического мышления и пространственного воображения учащихся в ходе решения задач технического характера».

Объект исследования: процесс развития технического мышления и пространственного воображения учащихся в процессе обучения технологии в школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия эффективного использования проблемных ситуаций с целью развития технического мышления и пространственного воображения в процессе обучения технологии.

Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность психолого-педагогических условий использования проблемных ситуаций развития технического мышления и пространственного воображения учащихся в процессе обучения технологии.

Гипотеза исследования: процесс развития технического мышления и пространственного воображения учащихся средствами проблемных ситуаций на уроках технологии будет эффективным, если:

1.Выявить специфику данного процесса, уточнив подходы к определению его сущности и структуры.

2.Оценить потенциал проблемных ситуаций технологии в развитии технического мышления и пространственного воображения учащихся.

3.Учесть индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность психолого-педагогических условий использования проблемных ситуаций с целью развития технологического мышления и пространственного воображения в процессе обучения технологии.

Задачи исследования:

Изучить современное состояние проблемы развития технологического мышления и пространственного воображения учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

1. Оценить роль и место проблемных ситуаций в развитии технологического мышления и пространственного воображения учащихся.

2. Выявить психолого-педагогические условия использования проблемных ситуаций с целью развития технологического мышления и пространственного воображения в процессе обучения технологии.

3. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность выявления психолого-педагогических условий.

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной работы.

Для реализации цели и задач мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ школьной документации, изучение продуктов творческой деятельности учащихся, беседа с учащимися, тестирование, анкетирование учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе раскрыта сущность и структура технологического мышления и пространственного воображения учащихся, выявлены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному использованию проблемных ситуаций в развитии технологического мышления и пространственного воображения учащихся на уроках технологии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса уроков по технологии в которых содержатся задания, направленные на развитие технологического мышления и пространственного воображения учащихся средствами проблемных ситуаций.

Базой для организации опытно-экспериментальной работы явилась ГОУ ТО «Донская школа №1» город Донской, Тульской области.

63 стр., 31002 слов

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования ...

... мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. ... мышления и доступных учащимся начальных классов. 4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе обучения. ... творческого мышления: восприятие и память; мышление; воображение и ...

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Формирование технологического мышления и пространственного воображения учащихся как психолого-педагогическая проблема

Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой технологического мышления и пространственного воображения является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса — необходимое условие развития технологического мышления и пространственного воображения.

Выделяют следующие уровни: развития технологического мышления и пространственного воображения

1. Первый уровень — воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2. Второй уровень — интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Третий уровень — творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность — проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения .

1.2 Принципы проявления технического мышления и пространственного воображения

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

17 стр., 8335 слов

ВКР : Технология развивающего обучения как фактор активизации ...

... активации самостоятельной работы учащихся; - развитие навыков самостоятельной работы обеспечивает рост результативности учебной деятельности и повышает мотивацию к изучению предмета обучающимися. Задачи работы: Изучить теоретические аспекты проблемы «Технология развивающегося обучения как фактор ...

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественным развитием технического мышления и пространственного воображения учащихся в решении задач технического характера.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному и наоборот от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в развитии технического мышления и пространственного воображения, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения — есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема — это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

  • наличие цели самостоятельной работы;
  • наличие конкретного задания;
  • четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
  • определение формы проверки результата самостоятельной работы;
  • обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

  • содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
  • содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
  • в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика.

Задача учителя — не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика — учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.

9 стр., 4304 слов

Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности

... и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы. Технология взаимного обучения основывается на ... совместно решают новую задачу, не знают способа ее решения, но ищут его сообща, выдвигая, проверяя и уточняя ... иерархического отношения ученика и учителя, незнающего и знающего. Знание не только транслируется сверху вниз, от учителя к ...

На основании Концепции ФГОС второго поколения основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний учащиеся должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Поэтому главная задача учителя — организовать результатом их собственных усилий.

Содержание учебного материала само по себе не побуждает к учебной деятельности, поэтому одним из важных средств активизации развития технического мышления и пространственного воображения является метод проблемного обучения.

Считается, что теоретическую основу современной технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи. Основываясь на результатах своей деятельности в опытной школе Чикаго (США), в 1909 г. в книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем. Отвергая догматическое обучение, Дьюи впоследствии обосновал и психологические механизмы способности ребёнка решать проблемы.

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем, и выявляются способы организации проблемного обучения.

Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин, зачинатели проблемного обучения в нашей стране, усматривают его своеобразие в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевать опытом творческой деятельность. Разумно организованно обучение начинается не с передачи «готовых» знаний и умений, а в создании условий происхождения человеческих способностей, т. е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решения которых эти способности формируются, а эти знания , умения и навыки усваиваются.

Проблемное обучение — это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Задачи проблемного обучения.

Задачами проблемного обучения являются:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Одними из методов проблемного обучения являются проблемное изложение материала учителем на уроке, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников, что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний. Это осуществляется через создание на уроке проблемных ситуаций. В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское удивление, любопытство, с которого начинается познание. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная мыслительная деятельность. Активность познавательного интереса побуждает поисково- исследовательскую деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска.

25 стр., 12197 слов

Мультимедийные уроки как инновационная форма организации учебной ...

... источником знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся. Цель исследования : определить место мультимедийного урока в решении обновленных образовательных задач. Объект исследования, Предмет ... В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его ...

Сущность проблемного обучения

Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой эта деятельность приобретает целенаправленный поисковый характер. Он начинается с их участия в постановке вопросов, с уяснения сути проблемы и проблемных задач, заложенных в учебных программах и учебниках, в проблемном изложении учебного материала педагогом и его пояснении учебной информации. Поисковый характер учебной деятельности учащихся раскрывается в процессе разрешения проблемы с использованием разнообразных видов их самостоятельной работы.

В проблемных вопросах, в отличие от не проблемных, всегда присутствует определенное скрытое противоречие. Необходимость уяснения и вскрытия этого противоречия уже является одной из характерных особенностей проблемной ситуации. При этом большое значение приобретает также мотивационная сторона проблемной ситуации. Мотивация состоит в наличии у ученика такого уровня и объема знаний, умений и навыков, который был бы достаточным для того, чтобы начать поиск неизвестного результата или способа выполнения задания. При ощущении же и осознании их недостаточности ученик самостоятельно стремится восполнить имеющиеся пробелы в своих знаниях, умениях и навыках. Иначе он не сможет воспринять суть ситуации, и она утратит для него роль учебной проблемы. Проблемное обучение представляет собой способ развития сознания человека через самостоятельное разрешение им познавательных проблем, содержащих в себе противоречия, или через его активное участие в процессе разрешения этих проблем. Противоречия являются важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения, закономерно возникающей и раскрывающейся в процессе познавательной деятельности ученика и являющейся источником ее движения и развития. Примерами таких противоречий могут быть: 1) противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, не укладывающимися в известную теорию и разрушающими ее; 2) противоречия между пониманием научной важности проблемы и отсутствием необходимой теоретической базы для ее решения; 3) противоречия между теоретически возможным способом решения проблемы и его практической нецелесообразностью; 4) противоречия между существованием определенного многообразия концепций и отсутствием надежной теории для объяснения данных фактов; 5) противоречия между практически доступным результатом и отсутствием его теоретического обоснования;

6) противоречия между большим количеством фактических данных и отсутствием общего метода их обработки и анализа.

Все указанные противоречия обычно возникают вследствие наличия определенного дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной из них и недостатком другой, или наоборот [Бондаренко, Пономарев и др., 2005, с. 253 — 255].

16 стр., 7940 слов

Методика организации проблемного обучения на х технологии в школе ...

... интересы. Именно поэтому тема данной работы предельно актуальна. Цель работы - рассмотреть проблемное обучение как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках трудового обучения. Объект исследования - проблемное обучение. Предмет изучения - проблемное обучение на уроках технологии в средней школе. В соответствии ...

Функции проблемного обучения.

Общие функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

2) развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

3) формирование диалектико-материалистического мышления школьников;

4) формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

1) воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

2) воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

3) формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

4)формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей [Махмутов, 1975, с. 20 — 23].

Технология проблемного обучения раскрывается через постановку (преподавателем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации, выступающие центральными категориями этой технологии.

Вопрос может содержать в себе скрытое противоречие, вызывать различные, порой противоположные позиции при его разрешении. Например, высказывание «завтра ожидается холодный южный ветер» содержит противоречие: южный, но холодный. Почему? Ответ: потому что циклон. Могут ли существовать горячий снег, жареный лед и т.д.? Поиски ответов на подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют ученика думать.

Проблемная задача выступает простейшим, частным случаем проблемы, когда последняя состоит всего лишь из одной задачи. Она представляет собой учебно-познавательную задачу, вызывающую стремление к самостоятельному поиску путей, способов и средств рационального ее решения. В основе проблемной задачи обычно лежит противоречие между существующими знаниями. Пример проблемной задачи: «Возможна ли привязка типового проекта к определенной местности»? Для решения этой задачи требуется провести специальный поиск способа действий или найти какие-то недостающие данные: провести разведку местности, сделать ее геодезическую съемку, исследовать в лаборатории характеристики грунта, определить розу ветров и т.п.

Проблемные задачи принципиально отличаются от тренировочных, цель которых состоит не в поиске нового способа решения, а закрепление у учеников навыка применения определенного известного метода [Бондаренко, Пономарев и др., 2005, с. 255 — 257].

Важным является то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. Учебная проблемная ситуация представляет собой психическое состояние мыслительного взаимодействия ученика или класса с некоторой проблемой под руководством преподавателя. Для такой ситуации характерным является психологическое состояние интеллектуального затруднения. Иными словами, человек, воспринимая проблему, осознает, что ему недостает, например, знаний для ее решения, он не может выполнить задачу известными ему способами и поэтому должен найти новые способы. У него возникает потребность активно мыслить, чтобы ответить на вопрос «почему»? Потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать.

19 стр., 9430 слов

Технология проблемного обучения

... Технология проблемного обучения является весьма эффективным способом организации педагогического процесса и предполагает проведение под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, ...

Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, вызывающая познавательную потребность ученика и создающая внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности [Дышинский, Лурье, Людмилов, 1975, с. 56].

Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям:

1) по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, математике и тому подобное);

2) по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);

3) по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия);

4) по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и тому подобное) [Кудрявцев, 1991, с. 18].

Серия проблемных вопросов должна преобразовать проблемную ситуацию в проблемную задачу, то есть в модель поиска решения, где известно, что «дано», что «требуется доказать» и планомерно рассмотреть различные пути, средства и методы решения.

Различается четыре основных типа проблемных ситуаций:

1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);

2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);

3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самые рациональные);

4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат [Матюшкин, 2008, с. 87 — 90].

В проблемном обучении главное — не мгновенный выход на решение проблемы, а своеобразная «путипроходческая» работа. Преподаватель, зная оптимальный путь решения, ориентирует поисковую деятельность учащихся, постоянно подводя их к «разгадке».

Методы проблемного обучения.

Система общих методов:

1) объяснительно иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение;

4) частично-поисковый;

5) исследовательский метод.

Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о пяти дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском [Лернер, 1981, с. 94 — 104].

Монологический метод — предполагает изложение обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

На первый взгляд кажется что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому учителю известно, как это трудно сделать. Трудно удержать внимание учащихся на учебном материале, поддержать их интерес к нередко неинтересным для них явлениям и фактам. Поэтому при монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приёмы, усиливающие его возможности.

Приём проблемного изложения — применительно к монологическому методу характеризуется спорадическим возникновением проблем.

Прием нахождения аналогии — формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели — нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности и т. п.

Приём обнаружения противоречий — активизирует способность анализировать, выделять главное.

Рассуждающий (показательный) метод — предполагает объяснение учебного материала путём постановки проблемы и показа учащимся логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе.

Приём логического изложения — формирует у учащихся понятие о логике и способах решения научной или практической проблемы. В монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены, особенно подчёркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить.

Приём предположения — в нём в отличие от приёма логического изложения учащимся предлагается после постановки учителем проблемного вопроса, предположить на какие факты опираются, доказывая свою правоту, сторонники той или иной точки зрения. Использование этого приёма возможно как индивидуально, так и в варианте парного и группового взаимодействия. В качестве подсказки можно предложить опорные слова и выражения. Последующее сопоставления собственного варианта с объяснением учителя способствует формированию у учащихся способов поисковой деятельности [Котова, Шиянов, 2000, с. 134 — 136 ].

Диалогический метод — предполагает проведение сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися. Ученики при этом методе активно участвуют в постановке проблемы и её решении путём выдвижения предположений и самостоятельного доказательства своих гипотез, что способствует формированию у них умений речевого общения, самостоятельной деятельности и коллективной мыслительной деятельности.

В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера.

Особенно привлекательным в данном методе является его динамичность он может перейти в эвристический при необходимости в монологический и кроме того может применяться в практически на любом этапе урока.

Из приёмов, соответствующих этому методу, назовем следующие приемы:

  • Приём создания проблемной ситуации — в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы;
  • формулирование вариантов решения;
  • оценка их предпочтительности;
  • выбор средств оптимального решения [Махмутов, 1987, с. 84 — 90].

Следует отметить, что данный приём может использоваться и в эвристическом, и в исследовательском методах.

Эвристический метод — предполагает проведение эвристической беседы с решением познавательных задач. Открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Для проведения уроков с использованием данного метода используются следующие приёмы:

Приём альтернативной ситуации — предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории. Проблемный вопрос в данной ситуации начинается со слов: Что было бы, если…[Лернер, 1981, с. 106 — 108].

Исследовательский метод — предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер [Махмутов, 1987, с. 84 — 90].

Структура проблемного урока.

Принято различать три основных звена в технологии про блемного обучении

1) осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;

2) формулировка конкретной проблемы, решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

3) проверка правильности решения проблемы.

В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения. При традиционной технологии обучения учитель сам форму лирует и решает проблему (выводит формулу, доказывает теорему и т.д.).

Ученик же должен понять и запомнить чужую мысль, за помнить формулировку, принцип решения, ход рассуждения. Первый уровень технологии проблемного обучения характери зуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поис ки ученика [Котова, Шиянов, 2000, с. 149].

После проведенного анализа переход идет на этап формулирования проблемы, преобразования задачи, сравнения, поиска аналогов и др. В результате проделанной работы ученики выдвигают вариант или варианты решения проблемы. Затем выбранный вариант (варианты) проверяются, исключаются неверные заключения, уточняются и развиваются достоверные положения [Богданова, 2011, с. 58].

У учебника воспи тывается способность, самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя ко нечного результата.

И, наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоя тельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

В итоге воспитывается способность само стоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть про блему, находить правильный ответ. Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную инфор мацию, снизить тем самым степень проблемы и перевести уча щихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения. Трехуровневая технология проблемного обучения применима при постановке задачи на «открытие» простого математического закона, правила правописания, исторической или биологической закономерности [Котова, Шиянов, 2000, с. 149].

Также не стоит забывать, что на таких уроках следует ставить акцент на устное изложение, а точнее диалог, который может быть как живое общение преподавателя с учениками, либо как внутренний диалог [Богданова, 2011, с. 61].

Проблемное обучение является наиболее эффективным действенным способом активизации мышления учащихся. На протяжении нескольких лет в своей работе применяю на уроках методы проблемного обучения. Для мотивации учебной деятельности включаю специальные проблемные ситуации. Применяю приём выдвижения гипотез, экспериментального исследования, эвристическую беседу, проблемное изложение материала.

Привожу пример: в разделе « Вышивка и шитье из льна,на льне»

Исторический факт: — История возникновения художественной вышивки.

Проблема — «Самый древний способ украшения изделий»

Проблемный вопрос:

  • расскажите историю возникновения художественной вышивки.
  • расскажите о существующих видах художественной вышивки, показав образцы изделий на демонстрационном столе.

Эвристическая беседа:

  • Какие материалы лучше использовать для вышивки и шитья и почему?
  • Мальчиков волнуют вопросы красоты и эстетики.

— Так сложилось, что Русь — страна льна. И такой благородный материал, как лен всегда был под рукой. С помощью иглы, ножниц и некоторых вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым. В каждое изделие мастер хотел внести частицу красоты. Для каждого изделия льна подбиралась с учетом физических и механических свойств. Ели красивая вышивка на ткани сама по себе могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть.

  • Художественная вышивка — самый древний способ украшения изделий. Она выполняется в виде стежков: двух, трех, четырех, стежков часто представляющих из себя орнамент (узор из ряда ритмических упорядочных элементов)

Работа с информационным материалом.

(учебник, дополнительная литература, Интернет- ресурсы и.др.)

  • Рабочий инструмент и организация рабочего места резчика.

( техника безопасности на уроке)

  • Сформулируйте выводы.
  • Составьте рекомендации, которым можно следовать при геометрической резьбе.

Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока. Но наибольшая возможность для проблемного обучения — уроки изучения нового материала. Особое значение при этом приобретает актуализация знаний учащихся. Если на данном этапе задача учителя — подготовить почву для активного усвоения нового материала, то прежние знания становятся актуальными в данный момент — это актуализация опорных знаний. Например, элементы урока технологии тема «Раскройка деталей. Шитье на электрической машине». Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащихся, вызвала у них интерес, желание разобраться. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску. Методическими приёмами являются анализ, систематизация, сравнение, обобщение, выводы.

Цель: Научить основным приемам пиления столярной ножовкой

I Мотивация учебной деятельности.

1.Создание проблемной ситуации:

Демонстрация готовых изделий:

  • Выберите правильное определение эскиза.
  • Определите, какие графические документы изображены ? (надпись под изображениями)
  • Что отражает инструкционно-технологическая карта?
  • Выполните эскиз предложенной детали.

2. Проблемный вопрос:

  • Как получить добротную, качественную, красивую работу ?

3. Обсуждение предложений.

Варианты предположений:

  • Нужно тщательно все продумать, осуществить разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами. И т.д.

II Определение темы и цели урока.

  • Определите цель нашего урока:
  • Научиться разметке деталей и пилить столярной ножовкой.

Этот процесс называется моделированием. С ним вы знакомы с 5 класса. — Выделите корень этого слова (модель).

  • Вспомните определение этого понятия, что оно означает?

Гипотеза: Предположим, что мы будем разрезать бумажную заготовку.

Тогда возникает вопрос « Как правильно разрезать и какие есть правила?»

III Актуализация знаний.

Эвристическая беседа:

1. У вас есть материал, из которого хотелось бы сшить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: кроить, обмеловать, вырезать и др. Мы научились составлять графическую документацию и инструкционно — технологические карты.

  • Можно ли приступать к изготовлению изделия?
  • Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?
  • Почему?

2. Практическая значимость получения этих знаний и умений.

  • Зачем это нужно?

И т. д.

На своих уроках применяю технологию проблемного обучения, включая эксперименты, исследование, лабораторные опыты.

Пример проблемного обучения на уроке технологии (частично-поисковый метод).

Проблемная ситуация: «Мнение швей о том, что изготовление изделия на электрической швейной машине занимает намного меньше времени, чем делать ручным инструментом».

  • Проблемный вопрос:
  • А как это проверить?

Дети делают предположения, высказывания.

Учитель направляет на верный путь решения проблемы.

Выводы:

1. Чтобы воплотить любое задуманное дело и получить качественное изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать.

Мотивация учения.

«Без мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной»

Э.М.Браверман.

К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос: как учить детей?

В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. К созданию условий относится и организация деятельности ученика, а деятельность не возможна без мотива. Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.

И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках технологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Прием «Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Учитель начинает урок стихотворением Ф. Тютчева

«Зима недаром злится

Прошла ее пора. —

Весна в окно стучится

И гонит со двора»

  • Стихотворение это о начале весны.
  • Назовите весенние месяцы.
  • Чем примечателен месяц март? (Первый месяц весны;
  • пробуждается природа;
  • в начале марта отмечается Международный женский день 8 Марта).

  • Что в этот день происходит? (Цветы, подарки, чаепитие).

  • Давайте и мы накроем стол для чаепития. (Учащиеся расставляют на столе посуду, конфеты, печенье).

  • Все хорошо, но чего-то не хватает на нашем столе? (Цветов).

Учитель ставит на стол вазу с мимозой и говорит, что этого недостаточно для придания столу праздничного вида, и учащиеся приходят к выводу, что на столе отсутствует скатерть.

  • Иметь красивую скатерть это хорошо, а если ее нет? В наших силах с вами, попытаться украсить стол праздничными салфетками.

Учитель демонстрирует одну такую салфетку, в дальнейшем учащиеся должны будут сами сшить такие же салфетки на уроке.

От стола учащиеся переходят к своим рабочим местам и отвечают на вопросы учителя.

  • Давайте более внимательно рассмотрим эту салфетку.
  • Из какой ткани выполнена салфетка? (Лен)
  • Чем обработаны срезы салфетки? (Обтачкой)
  • Что такое обтачка? (Дети дают ответы).

  • Какие виды обтачек вы знаете?
  • В чем своеобразие этих обтачек? (Долевые — не тянутся;
  • поперечные — небольшое растяжение;
  • косы имеют сильное растяжение).

  • И так, тема нашего урока «Пошив салфетки для праздничного стола». А если коротко, то тема нашего урока заключена в трех словах — «салфетка, обтачка, праздник».

Прием « Практичность теории».

При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Пример: Обобщающий урок по теме «Художественная вышивка по льну».

Учитель: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: « Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил. Что ответил философ?

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им. С этой целью для каждой темы формулирую тематические карты с результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений и навыков.

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Технология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

« … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше, и заставить весь класс сделать этот шаг…»

К.Д. Ушинский.

В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.

Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

1. Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;

2. Умение учителя создавать проблемную ситуацию;

3. Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы решения;