является одной из насущных потребностей современного общества, наряду с такими, как пища, одежда и жилище, обеспечивающих жизнедеятельность человека.
Транспорт — важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Транспорт оказывает влияние на концентрацию производства. При концентрации производства важно определить оптимальные размеры предприятий. От этого зависит уровень трудовых затрат и себестоимости продукции. Увеличение мощности предприятия, как правило, сопровождается их снижением. При установлении границ целесообразной концентрации производства определяют совокупные затраты на производство и транспортировку продукции, т. е., кроме технических, технологических и финансовых вопросов, учитывают особенности размещения предприятий и издержки транспорта, включаемые в себестоимость продукции.
Концентрация производства приводит к расширению района потребления продукции. Если транспортная слагающая, включающая в себя расходы на доставку сырья и топлива в районы производства и готовой продукции в районы потребления, будет возрастать в результате увеличения дальности перевозок в большей степени, чем снижаются издержки при концентрации производства, то увеличение размеров предприятия не будет эффективным. Например, повышение мощности тепловой электростанции, работающей на торфе, может оказаться нерентабельным, если из-за увеличения дальности перевозки торфа транспортные расходы превысят экономию от снижения себестоимости электроэнергии.
Автомобиль (от др.-греч. б?фп — сам и лат. mobilis — движущийся), автомашина — самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности Земли.
Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающий большой маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работы в различных климатических и географических условиях, он является эффективным средством для перевозки людей и грузов в основном на относительно небольшие расстояния.
Роль автомобильного транспорта в общей транспортной системе нашей страны возрастает из года в год. Одновременно проводится укрупнение автомобильных хозяйств, централизация технического обслуживания и ремонта автомобилей, внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования на автомобильном транспорте.
Обоснование целесообразности развития малого предприятия нового ...
... Всё вышесказанное обусловило выбор темы бакалаврской работы: Обоснование целесообразности развития малого предприятия нового вида деятельности - производства кабельной продукции (на примере ООО «ЭлСнабСервис») Объектом исследования ... на Лондонской бирже металлов (80 90% себестоимости кабельной продукции содержат стоимость цветных металлов) и курсовая разница. До роста курса евро килограмм меди стоил ...
На автомобильный транспорт приходится более 80% общего количества перевозимых грузов. В связи с разукрупнением предприятий, расширением сети межпроизводственных связей, но уменьшением объемов партий транспортируемых грузов возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортного средства. Так как автомобили перевозят грузы, по сравнению с другими видами транспорта, на небольшие расстояния, то удельный вес грузооборота автомобильным транспортом в России остается всего 7% от общего грузооборота страны, в то время как в зарубежных странах этот показатель доходит до 75%.
Развитие автомобильных грузоперевозок в России сдерживается различными факторами» в частности, недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками.
Тем не менее автомобильный парк непрерывно растет и пополняется транспортными средствами как отечественного, так и зарубежного производства. Изменение экономических условий развития страны вызывает потребность пересмотра структуры парка автомобилей, снижения эксплуатационных затрат и придания автомобильному транспорту более высоких потребительских качеств.
С каждым годом количество автомобилей растет, растет и количество иномарок. Автомобили становятся совершеннее и сложнее, поэтому требуют специализированного обслуживания.
Для обеспечения безопасности дорожного движения, экологической безопасности, высокой технической готовности необходимо своевременно проводить техническое обслуживание автомобиля. Для этого и существуют специальные ремонтные предприятия и станции технического обслуживания (СТО).
Основным предприятием в автосервисе является СТО, которые в зависимости от мощности и размеров выполняют большинство функций автосервиса.
Станции обслуживания по характеру оказываемых услуг могут быть универсальными (для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей) и специализированными (для обслуживания одной марки).
Для повышения производительности и сокращения трудоёмкости работ, необходимо оснащать рабочие места высокопроизводительным и современным оборудованием, что даёт существенное повышение уровня механизации производственных процессов ТО и ремонта подвижного состава.
транспорт оборудование технологический
1. Исследовательская часть
1.1 Характеристика СТО. Производственный процесс и структура СТО
27 марта 2007 года компания «АвтоСТОлица» инвестировала 30 млн. евро в создание в Петербурге сети станций техобслуживания. К концу 2007 года «АвтоСТОлица» открыла в Петербурге 8 СТО в формате немецкой сети ATU. «АвтоСТОлица» — сеть послегарантийных сервисов. Станции расположены основных районах города. Все станции имеют единый формат, который включает в себя: ремонтный блок на 5-9 мест, автомойку, кафетерий, розничный магазин запасных частей и ресепшен.
ООО «Паритет холдинг автостолица» находится по адресу проспект Народного Ополчения, д.147,к.2,л.А и на мой взгляд полностью соответствует современным требованиям относящимся к ТО и ремонту легковых автомобилей.
Организация технологических процессов технического обслуживания ...
... Перечень выполняемых операции, их периодичность и трудоемкость в целом составляют режим ТО. 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 1.1 Надежность автомобиля, виды, методы и организация технологического обслуживания и ремонта В процессе эксплуатации автомобиля на него воздействует целый ряд ...
СТО «АвтоСТОлица» не является специализированной станцией обслуживания одной марки автомобилей, что свойственно для дилерских станций.
Основной акцент в работе приходится на обслуживание автомобилей, занимающих верхние строчки в рейтингах наиболее продаваемых иномарок в России: Ford Focus, Mitsubishi Lancer, Chevrolet Lacetti, Toyota Corolla, Hyundai, Opel, Skoda, Маzda и другие. Но на этой станции технического обслуживания также производится и ремонт отечественных автомобилей.
СТО предлагает следующий набор услуг:
- комплексную диагностику автомобиля, осуществляемую на современном оборудовании;
- техническое обслуживание и регламентные работы;
- диагностику и ремонт тормозных систем;
- ремонт и замену узлов ходовой части с последующей регулировкой углов установки колес с использованием специального стенда;
- мелкий кузовной ремонт;
- шиномонтажные и балансировочные работы;
- сезонное хранение колес;
- обслуживание систем кондиционирования и вентиляции;
- мойку, химчистку, полировку;
- установку дополнительного оборудования;
- электротехнические работы.
Станция технического обслуживания имеет все необходимые сертификаты на проведение вышеперечисленных видов работ.
В распоряжении СТО место для стоянки на улице и место для мойки автомобилей внутри СТО, зона ТО и ТР для легковых автомобилей, моторный и диагностический участки, а также имеются складские помещения.
Все договора заключаются в порядке, установленном гражданским кодексом РФ. На предприятии существует юридическая служба, проверяющая правильность оформления и законность заключения договоров.
Структура управления производством представлена в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 Структура управления производством
Во главе всего находится администратор станции, ему подчиняются все более мелкие структуры. Администратор станции, как и мастер смены производят приём автомобилей на ремонт, с последующем указанием проводимых операции, опрашивает клиента о неполадках или об необходимых процедурах, а также указывает стоимость за проведение всех операций. Мастер смены загоняет автомобиль непосредственно в ремонтную зону и предоставляет все необходимые детали для ремонта. Мастер ремонтной зоны отвечает за порядок на всех участках и необходимую проверку автомобилей. Если в процессе работы обнаруживаются какие-либо недостатки автотранспортного средства, влияющие на безопасность дорожного движения, то слесарь сообщает об этом мастеру, который принимал этот автомобиль у клиента. Мастер связывается с клиентом по телефону, который всегда оставляет клиент и объясняет причину беспокойства. Клиент вправе сам решать, необходимы ли ему дополнительные услуги или нет.
Структура управления СТО представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 Структура управления СТО
Директор занимается исполнительными обязанностями. Управляющий станцией занимается управлением на станции и производственным процессом. Начальник ОТК занимается набором.
1.2 Анализ организации технологического процесса в зоне ТО и ТР
Схема технологического процесса представлена в соответствии с рисунком 3.
СТО соответствует всем современным требованиям по обслуживанию и ремонту автомобиля. Здесь могут производиться практически все работы по обеспечению технически исправного состояния автомобиля выше указанных марок, при помощи современных систем диагностики и ремонта. СТО имеет современное оборудование и технику. СТО компьтерезированно, все данные по ремонту автомобиля заносятся в компьютер и являются конфиденциальными.
1.3 Обоснование необходимости проектирования
СТО в основном отвечает требованиям организации выполнения ТО и ТР. Высокое качество выполняемых работ достигается как достаточно высокой квалификацией рабочих, так и жестким контролем качества выполненных работ со стороны начальников.
Обеспеченность зоны ТО и ТР отвечает требованиям проведения технических работ. Участок обеспечен подъёмниками, необходимым инструментом, съёмниками и приспособлениями. Однако имеется нехватка необходимых съёмников, на участке не достаточно гидравлических стоек для снятия КП и др. Из-за выхода более новых и современных автомобилей, всё с более усложнёнными системами и электроникой возникает необходимость, как нового программного обеспечения для диагностики, непосредственно обслуживания и ремонта автомобилей, а также необходимых систем, возникает необходимость обеспечить участок подходящим оборудованием, для улучшения проведения работ по ТО и ремонту автомобилей.
2. Расчётно-технологическая часть
2.1 Анализ исходных данных
Основными исходными данными для технологического расчета станции обслуживания являются:
- тип СТО (городская, дорожная);
- годовое количество автомобилей заездов по маркам — N3;
- годовое количество условных комплексно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам — NСТО;
- количество продаваемых автомобилей в год — NП , если СТО продает автомобили;
- среднегодовые пробеги автомобилей по маркам — LГ;
- число рабочих дней в году станции обслуживания — ДРАБГ;
- продолжительность смены, ч — ТСМ;
- число смен — С;
- климатический район.
NСТО, N3, LГ и климатический район, устанавливаются на основе маркетинговых исследований, или могут быть заданы. Режим работы станции (ДРАБ Г , ТСМ , С) выбирается исходя из наиб6олее полного удовлетворения потребности населения в услугах автосервиса.
Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 Исходные данные
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
Тип СТО |
городская |
|
Годовое количество автомобилей заездов по маркам |
Не задается |
|
Годовое количество условных комплексно обслуживаемых автомобилей по маркам Ford Focus 1 BMW 520 E34 Volkswagen Golf 3 |
850 650 900 |
|
Количество продаваемых автомобилей в год |
Автомобили СТО не продаёт |
|
Среднегодовые пробеги автомобилей по маркам в год, км Ford Focus 1 BMW 520 E34 Volkswagen Golf 3 |
20000 25000 20000 |
|
Число рабочих дней СТО в году |
305 |
|
Продолжительность смены, ч |
12 |
|
Число смен |
1,5 |
|
Климатический район |
Умеренный (СПб) |
|
2.2 Выбор перечня услуг выполняемых СТО
Перечень услуг зависит от входящего потока требований (автомобиле-заездов), который характеризуется частотой спроса на различные виды работ и трудоемкостью их выполнения. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что поток заездов автомобилей на СТО в зависимости от трудоёмкости заезда можно выделить в 4 основные группы.
1-я группа включает работы, для которых характерна большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, ТР на базе замены деталей, регулировки приборов систем электрооборудования и питания и т.п.), средняя удельная трудоемкость на один автомобиле-заезд по данной группе работ не более 2 чел.ч, их удельный вес в общей структуре заездов автомобилей на станцию обслуживания составляет около 60%. Таким образом, среднюю удельную трудоемкость одного заезда на СТО выполняющей работы по первой группе (по всем группам перечня услуг, для целей проектирования принимаем большее значение трудоемкости) t3ср = 2 чел.ч
2-ю группу работ составляют работы с меньшей, чем для работ 1-ой группы частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, приборов систем электрооборудования и питания, тормозной системы, шиномонтажные работы и др.).
средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе не более 4 чел.ч, а удельных вес в общей структуре заездов примерно 20%. Таким образом, среднюю удельную трудоемкость одного заезда на СТО выполняющей работы только по первой и второй группе
3-ю группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел.ч (мелкие и средние кузовные работы, подкраска и полная окраска автомобиля, обойные и арматурные работы).
Эти работы в общем потоке составляют порядка 13%.
4-я группа — это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы (послеаварийный ремонт, ремонт двигателей и других агрегатов автомобиля).
Средняя удельная трудоемкость таких работ более 8 чел.ч, а удельный вес примерно 7% от общего числа заездов. Таким образом, t3ср для СТО выполняющую работы 1, 2, 3, 4 групп, если принять t3ср по четвертой группе 16 чел.ч, то t3ср = 4,48 чел.ч
Если станция специализируется только на кузовных работах и работах связанных с ремонтом агрегатов автомобиля, т.е. выполняет работы по 3 и 4 группе, то t3ср = 10,8 чел.ч
На СТО поток заездов включает различные виды работ. При этом работы по 80-85% заездов автомобилей на станцию выполняются в течение рабочего дня.
Таким образом, на основании перечня выполняемых работ СТО можно обоснованно принять и среднюю удельную трудоемкость одного заезда СТО.
Для реконструируемой СТО принимаем работы по первой, второй и третьей группам, так как на данной СТО выполняются следующие виды работ:
- комплексную диагностику автомобиля, осуществляемую на современном оборудовании;
- техническое обслуживание и регламентные работы;
- диагностику и ремонт тормозных систем;
- ремонт и замену узлов ходовой части с последующей регулировкой углов установки колес с использованием специального стенда;
- мелкий кузовной ремонт;
- шиномонтажные и балансировочные работы;
- сезонное хранение колес;
- обслуживание систем кондиционирования и вентиляции;
- мойку, химчистку, полировку;
- установку дополнительного оборудования;
- электротехнические работы.
Среднюю трудоемкость на заезд принимаем 3,27 чел.ч., т.е. =3,27чел.ч
2.3 Расчёт годового объёма работ СТО
Годовой объём работ станции обслуживания может включать услуги ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приёмке, выдаче и предпродажной подготовке автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузова.
Годовой объем по ТО и ТР при известных количестве автомобиле-заездов N3 в течении года и средней трудоемкости заезда t3ср составит, чел.ч, по формуле
, (3.1)
где Nз — число заездов в год, ед;
- t3ср — средняя трудоемкость заезда, чел.ч.
По данной формуле не считаем, так как в нашем задании на реконструкцию Nз не задано.
Годовой объем работ по ТО и ТР для заданного числа условно комплексно обслуживаемых автомобилей чел.ч, по формуле
, (3.2)
где NСТО — число комплексно обслуживаемых СТО автомобилей в
год по маркам;
- LГ — среднегодовой пробег автомобиля по маркам, км;
- tТО-ТР — удельная трудоемкость работ по ТО и ТР для заданной марки автомобиля, чел.ч/1000 км.
В соответствии с Отраслевыми нормами технологического проектирования предприятия автомобильного транспорта (ОНТП-01-91) удельная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на СТО установлена в зависимости от класса автомобиля и приведена в таблице 2.
Таблица 2 Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)
Тип СТО и подвижного состава |
Удельная трудоемкость ТО и ТР без уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки, чел.ч/1000 км |
Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.ч |
|||||
ТО и ТР |
Мойка и уборка (при ручной шланговой мойке tУМ = 0,5 чел.ч) |
Приемка и выдача |
Предпродажная подготовка |
Противокоррозионная обработка |
|||
Городские СТО легковых автомобилей: — особо малого класса |
2,0 |
— |
0,15 |
0,15 |
3,5 |
3,0 |
|
— малого класса |
2,3 |
— |
0,20 |
0,20 |
3,5 |
3,0 |
|
— среднего класса |
2,7 |
— |
0,25 |
0,25 |
3,5 |
3,0 |
|
Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от размера СТО (числа рабочих постов) и климатического района, перечня услуг проектируемой СТО, объема работ фактически выполняемых на СТО.
Значение коэффициентов корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от числа рабочих постов составляет (Кп):
До 5 |
1,05 |
|
Свыше 5 до 10 |
1,00 |
|
Свыше 10 до 15 |
0,95 |
|
Свыше 15 до 25 |
0,90 |
|
Свыше 25 до 35 |
0,85 |
|
Свыше 35 |
0,80 |
|
Для выбора КП необходимо знать число рабочих постов на проектируемой СТО. Однако таких данных пока нет. Для приблизительного расчета можно принять следующие данные, что на один рабочий пост приходится 600-700 условно комплексно обслуживаемых автомобилей отечественных или 200-300 иномарок. Меньшее значение относится к среднему классу автомобилей и большему годовому пробегу автомобилей, большее к малому классу и меньшему годовому пробегу автомобилей. Коэффициент принимается по суммарному числу постов для всех марок автомобилей обслуживаемых на СТО. Количество автомобилей , n ед. определяем по формуле
(3.3)
Для автомобилей Ford Focus 1:
Для автомобилей BMW 520 E34:
Для автомобилей Volkswagen Golf 3:
ориентировочно на СТО 8 постов, значит Кп = 1,00.
В дальнейшем, после получения расчётного числа постов, необходимо уточнить Кп и если он принят ошибочно , то пересчитать фактический годовой объём работ на СТО.
Значение коэффициентов корректирования трудоёмкости ТО и ТР в зависимости от климатического района (КК) принимаем как для корректирования ТР подвижного состава АТП.
Значение коэффициента перечня услуг (KУ) принимается как сумма частей каждой принятой группы работ в общей трудоемкости заезда. Так, если работы на СТО выполняются только по первой группе перечня, то KУ = 0,6, по первой и второй группам KУ = 0,8, по первой, второй и третьей группам KУ = 0,93, весь перечень услуг KУ = 1,0.
Значение коэффициента объема работ фактически выполняемых на СТО (KФ), принимается исходя из следующего условия. Как поясняет (6 с. 143), нормативная удельная трудоемкость работ по ТО и ТР (tТО-ТР) предусматривает выполнение всех (100%) работ на станции обслуживания. Реально же на СТО выполняется лишь 25-35% трудоемкости ТО и ТР для отечественных автомобилей и 80-90% для иномарок, а остальная часть работ может выполняться самим владельцем автомобиля, либо с привлечением других лиц, частично не выполняться и т.п. Поэтому в окончательном виде рассчитанный годовой объем работ по ТО и ТР должен быть скорректирован.
Фактический годовой объем ТО и ТР на СТО чел.ч, по формуле
, (3.4)
где KП — коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от числа постов;
- КК — коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от климатического района;
- КУ — коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от перечня услуг оказываемых СТО, в данном случае оказываются услуги по первой, второй и третей группе перечня работ;
- КФ — коэффициент корректирования объема выполнения работ на СТО;
- КФ = 0,25 — 0,35 при обслуживании СТО отечественных автомобилей и K = 0,8 — 0,9 при обслуживании СТО иномарок.
Коэффициент КФ должен быть обоснован. Чем сложнее автомобили конструкционно, чем более требовательны автомобили к специальному оборудованию и оснастке, тем КФ выше.
Необходимо учесть, что данный коэффициент применяется только при условии расчёта TТО-ТР через число комплексно-обслуживаемых автомобилей в год на СТО.
При расчете TТО-ТР через число заездов выданных заданием на проектирование, фактический годовой объем работ принимается равный расчётному, т.е. ТТО-ТРФ = ТТО-ТР = Nз
- t3ср.
Расчет общей трудоемкости ТТО-ТР реконструируемой СТО представлен в таблице 3.
Таблица 3 Расчет общей трудоемкости ТТО-ТР реконструируемой СТО
Обозначение показателя |
Расчётная формула |
Расчёт. Размерность |
|
850·20000·2,8/1000=47600 чел.ч |
|||
650·25000·2,2/1000=35750 чел.ч |
|||
900·20000·3/1000=54000 чел.ч |
|||
47600·1,0·1,0·0,8·0,8=30464 чел.ч |
|||
35750·1,0·1,0·0,8·0,8=22880 чел.ч |
|||
54000·1,0·1,0·0,8·0,8=34560 чел.ч |
|||
30464 + 22880 + 34560 = 87904 чел.ч |
|||
Для дальнейших расчетов трудоемкостей работ (по уборке и мойке, приему и выдаче, предпродажной подготовке, противокоррозионной обработке) на СТО необходимо определить число заездов.
Число заездов в год на СТО для выполнения расчетной общей трудоемкости работ по ТО и ТР определяется по формуле
, (3.5)
где — фактическая трудоемкость работ по ТО и ТР на станции по всем маркам автомобилей, чел.ч;
- средняя трудоемкость заезда автомобиля на СТО, чел.ч.
Среднюю трудоёмкость заезда можно обосновать при выборе перечня услуг (работ), как трудоёмкость выбранного перечня услуг.
Рассчитанная общая фактическая трудоемкость = 116371,2 чел.ч (таблица 3).
Средняя трудоёмкость одного заезда при выполнении работ по ТО и ТР на СТО по перечню услуг первой, второй и третей группы = 3,27 чел.ч.
Тогда
Ввиду того, что значение не различается по классам автомобилей и для целей проектирования принимается одинаковым, тогда число заездов по маркам:
Число заездов автомобилей Ford Focus 1
Число заездов автомобилей BMW 520 E34
Число заездов автомобилей Volkswagen Golf 3
Годовой объём уборочно-моечных работ ТУМ (в чел.ч) определяется исходя из числа заездов на станцию автомобилей в год (N3) и средней трудоёмкости работ (tУМ), по формуле:
(3.6)
Тогда:
Если на станции обслуживания уборочно-моечные работы выполняются не только перед ТО и ТР, а и как самостоятельный вид услуг, то общее число заездов на уборочно-моечные работы принимается из расчёта одного заезда на 800-1000 км.
Годовой объём работ по приёмке и выдаче автомобилей в чел.ч (ТПВ) определяется исходя из числа заездов на СТО в год (NПК) и средней трудоёмкости работ приёмки и выдачи (tПВ), по формуле
(3.7)
Ввиду того, что tПВ = tУМ,, то и TПВ = ТУМ
Годовой объём работ по приёмке и выдаче, чел.ч
ТПВ = ТУМ = 5726,2
Годовой объём работ по противокоррозионной обработке кузова автомобиля в чел.ч (ТПК) определяется исходя из числа заездов автомобилей на этот вид работ (NПК) и средней трудоёмкости противокоррозионной обработки (tПК).
Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3-5 лет, то есть 0,2-0,3 заезда в год (NПК = 0,2 — 0,3 N3).
Таким образом, определяем по формуле
(3.8)
Противокоррозионную обработку СТО не осуществляет.
Если на СТО продаются автомобили, то в общем объёме выполняемых работ необходимо предусмотреть работы, связанные с предпродажной подготовкой автомобилей.
Годовой объём работ (в чел.ч) по предпродажной подготовке (ТПП) определяется числом продаваемых автомобилей в год (NП) и трудоёмкостью их предпродажной подготовки (tПП), по формуле
(3.9)
Согласно заданию, проектируемая СТО автомобили не реализует, поэтому предпродажную подготовку не осуществляет.
Производственная программа СТО автомобилей, чел.ч
(3.10)
В трудоёмкость ТО и ТР входят работы: диагностические, ТО в полном объёме, смазочные, регулировочные по установке углов управляемых колёс, регулировочные по тормозам, по обслуживанию и ремонту приборов питания, электротехнические, аккумуляторные, шиноремонтные, ТР узлов и агрегатов, кузовные (жестяницкие, сварочные, медницкие, малярные и противокоррозионные, обойные и арматурные, слесарно-механические).
Примерное распределение трудоёмкости по видам работ в зависимости от мощности (размера) СТО следует принимать по таблице 4.
Таблица 4 Примерное распределение трудоемкости по видам работ на СТО, % (по ОНТП-01-91)
Вид работ |
Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих часов, % |
|||||
до 5 |
от 6 до 10 |
от 11 до 20 |
от 21 до 30 |
свыше 30 |
||
Диагностические |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
|
ТО в полном объеме |
35 |
25 |
15 |
10 |
6 |
|
Смазочные |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
|
Регулировочные по установке углов передних колес |
10 |
5 |
4 |
4 |
3 |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
10 |
5 |
3 |
3 |
2 |
|
Аккумуляторные |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
По приборам системы питания |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
|
Электротехнические |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
|
Шиномонтажные |
7 |
5 |
2 |
1 |
1 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
16 |
10 |
8 |
8 |
8 |
|
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
— |
10 |
25 |
28 |
35 |
|
Окрасочные и противокоррозионные |
— |
10 |
16 |
20 |
25 |
|
Слесарно-механические |
— |
8 |
7 |
7 |
5 |
|
Обойные |
— |
1 |
3 |
3 |
2 |
|
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
ТО в полном объеме, это 75-80% крепежных и 20-25% регулировочных работ.
На основе данных, определенных выше, составляем таблицу распределения трудоемкости по видам работ на реконструируемой СТО. Для составления таблицы также используем данные ОНТП-01-91. Распределение трудоемкости по видам работ на реконструируемой СТО представлено в таблице 5.
Таблица 5 Распределение трудоемкости по видам работ на реконструируемой СТО
Вид работ |
% трудоемкости |
Трудоемкость, чел.ч |
|
Диагностические |
5 |
4967,8 |
|
ТО в полном объеме |
29 |
28813,4 |
|
Смазочные |
4 |
3974,3 |
|
Регулировочные по установке углов передних колес |
5 |
4967,8 |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
5 |
4967,8 |
|
Аккумуляторные |
— |
— |
|
По приборам системы питания |
5 |
4967,8 |
|
Электротехнические |
5 |
4967,8 |
|
Шиномонтажные |
6 |
5961,3 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
4 |
3974,4 |
|
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
25 |
24839 |
|
Окрасочные и противокоррозионные |
— |
— |
|
Слесарно-механические |
7 |
6955 |
|
Обойные |
— |
— |
|
Итого |
100 |
99356,4 |
|
Указанные работы осуществляются как на постах, непосредственно на автомобиле (постовые), так и на участках (цехах) или отдельно выделенных рабочих постах (стендах), верстаках, вспомогательных постах, где непосредственно проводятся участковые (ремонтные) работы.
Распределение объёмов работ ТО и ТР на постовые и участковые следует принимать по таблице 6.
Таблица 6 Распределение объемов работ по месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91)
Вид работ |
Распределение объема работ по месту их выполнения |
||
Постовые |
Участковые |
||
Диагностические |
100 |
— |
|
ТО в полном объеме |
100 |
— |
|
Смазочные |
100 |
— |
|
Регулировочные по установке углов передних колес |
100 |
— |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
100 |
— |
|
Аккумуляторные |
10 |
90 |
|
По приборам системы питания |
70 |
30 |
|
Электротехнические |
80 |
20 |
|
Шиномонтажные |
30 |
70 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
50 |
50 |
|
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
75 |
25 |
|
Окрасочные и противокоррозионные |
100 |
— |
|
Слесарно-механические |
— |
100 |
|
Обойные |
50 |
50 |
|
Уборочно-моечные |
100 |
— |
|
Приведённое распределение работ на постовые и участковые довольно условно и его при необходимости можно корректировать, особенно в зависимости от мощности (размера) СТО и конкретных марок автомобилей, обслуживаемых СТО.
Распределение объема работ по месту их выполнения на реконструируемой СТО приведено в таблице 7.
Таблица 7 Распределение работ по месту их выполнения
Вид работ |
Распределение работ по месту их выполнения, чел |
||||
постовые |
участковые |
||||
% |
чел.ч |
% |
чел.ч |
||
Диагностические |
100 |
4967,8 |
— |
— |
|
ТО в полном объеме |
100 |
28813,4 |
— |
— |
|
Смазочные |
100 |
3974,3 |
— |
— |
|
Регулировочные по установке углов передних колес |
100 |
4967,8 |
— |
— |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
100 |
4967,8 |
— |
— |
|
Аккумуляторные |
— |
— |
— |
— |
|
По приборам системы питания |
70 |
3477,5 |
30 |
1490,3 |
|
Электротехнические |
80 |
3974,2 |
20 |
993,6 |
|
Шиномонтажные |
30 |
1788,4 |
70 |
4172,9 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
50 |
1987,2 |
50 |
1987,2 |
|
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
75 |
18629,3 |
25 |
6209,7 |
|
Окрасочные и противокоррозионные |
— |
— |
— |
— |
|
Слесарно-механические |
— |
— |
100 |
6955 |
|
Обойные |
— |
— |
— |
— |
|
Уборно-моечные |
100 |
5726,2 |
— |
— |
|
По приёмке и выдаче автомобилей |
100 |
5726,2 |
— |
— |
|
Итого |
— |
89000,1 |
— |
21808,7 |
|
2.4 Расчёт численности производственных и вспомогательных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей. Различают технологически необходимое (явное) и штатное число рабочих.
Технологически необходимое число рабочих, чел, по формуле
, (3.11)
где Т — годовой фонд (номинальный) времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч.
Фонд (ФШ) определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей смены) и числом рабочих дней в году.
Для расчёта технологически необходимого числа рабочих в практике годовой фонд времени (ФТ) принимают равным 2020 ч для производства с нормальными условиями труда и 1780 ч для производств с вредными условиями труда.
чел
Штатное число рабочих, чел, по формуле
, (3.12)
где ФШ — годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего ч.
Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте, фонд времени штатного рабочего меньше фонда времени технологически необходимого рабочего, за счёт предоставления рабочим отпусков и невыходов по уважительным причинам (по болезни и др.).
Для расчёта штатного количества рабочих ФШ = 1770 ч для производства с нормальными условиями труда и ФШ = 1560 ч для производств с вредными условиями труда.
чел
К вспомогательным рабочим относятся рабочие, осуществляющие обслуживание и ремонт технологического и инженерного оборудования, коммуникаций и другие виды работ.
Численность вспомогательных рабочих (РВ) согласно ОНТП-01-91 устанавливается в процентном отношении от штатной численности производственных рабочих (15-20%).
Численность административного персонала (ИТР и служащих) (РА) принимается в процентном отношении от штатной численности производственных рабочих (20-25%).
Определяется по формулам
чел (3.13)
чел (3.14)
2.5 Расчёт числа постов и автомобиле мест
Посты и автомобиле-места по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.
Рабочие посты — это автомобиле-места, оснащённые соответствующим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирование ТО, ТР, ремонта кузовов и окрасочные).
Вспомогательные посты — это автомобиле-места, оснащённые или не оснащённые оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (по приёмке и выдаче автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на участке окраски).
Годовой фонд времени поста, ч, по формуле
, (3.15)
где Драб.г- число дней работы в году станции обслуживания, дн;
- ТСМ — продолжительность смены, ч;
- С — число смен;
- коэффициент использования рабочего времени поста.
Годовой фонд рабочего времени поста, ч
ч
Количество рабочих постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР), постов ТО, диагностирования,, ТР, кузовных и окрасочных работ ТР,, а также вспомогательных постов для приёма и выдачи автомобилей определяется по формуле, ед, по формуле
, (3.16)
где ТП — годовой объём постовых работ, чел.ч;
- коэффициент неравномерности загрузки постов;
- РСР — среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Согласно ОНТП среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 1 — 2 чел, а коэффициент неравномерности загрузки постов .
Число постов
Принимаем 10 постов (рабочих и вспомогательных).
Число рабочих постов определяется по формуле
, (3.17)
где ТРП — постовая трудоёмкость рабочих постов, чел.ч.
Определяется исключением из постовых работ трудоёмкости вспомогательных постов (приёма-выдачи), т.е. ТП — Твп = 89000,1 — 21808,7 = 67191,4 чел.ч
Число рабочих постов находится в пределе от 5 до 10, значит коэффициент КП = 1,0 выбран правильно.
Расчёт общего числа постов по приведённой формуле можно считать примерным. Наиболее точно число постов можно определить по трудоёмкости вида работ и принятому числу рабочих для данного поста, а также времени работы данного поста.
Суточное число заездов автомобилей на городскую СТО, ед, по формуле
(3.18)
Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки не рассчитывается, так как СТО её не осуществляет.
Для хранения готовых автомобилей число автомобиле-мест, ед, по формуле
, (3.19)
где ТПР — среднее время пребывания автомобиля на СТО после
его обслуживания до выдачи владельцу (около 4 ч);
- ТВ — продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
Общее число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживание и готовых к выдаче, принимаются из расчёта три автомобиле-места на один рабочий пост (ОНТП).
Открытые стоянки для автомобилей клиентуры и персонала станции определяются из расчёта 7-10 автомобиле-мест на 10 рабочих постов.
Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО представлено в таблице 8.
Таблица 8 Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО
Производственный участок |
Число рабочих постов |
|||
12 |
||||
Рабочие посты |
Вспомогательные посты |
Автомобиле-места ожидания |
||
Уборочно-моечный |
— |
2 |
4 |
|
Приёма и выдачи автомобилей |
— |
— |
2 |
|
Диагностирования |
1 |
— |
2 |
|
ТО и ТР |
5 |
— |
17 |
|
Смазочный |
1 |
— |
2 |
|
Кузовной |
1 |
— |
2 |
|
Окрасочный |
— |
— |
— |
|
Итого |
8 |
2 |
29 |
|
2.6 Выбор технологического оборудования
Перечень и количество оборудования устанавливается на основе выполненных на станции видов услуг (работ).
При подборе оборудования используются различные справочники и каталоги выпускаемого (продаваемого) оборудования.
Перечень используемого оборудования на участке ТО и ремонта представлен в таблице 9.
Таблица 9 Перечень используемого оборудования на участке ТО и ремонта
Наименование оборудования |
Тип, модель |
Размер |
Изготовитель |
Количество |
|
Аппарат для обслуживания климатических установок |
ACS 450 |
700х710 |
Bosch |
1 |
|
Слесарный верстак |
— |
1500х700 |
ДИКОМ |
13 |
|
Инструментальная тележка |
КД909 |
520х580 |
ДИКОМ |
13 |
|
Стеллаж для деталей |
СТ-051 |
1200х650 |
ДИКОМ |
1 |
|
Шкаф инструментальный |
КД-11-И |
1000х500 |
ДИКОМ |
4 |
|
Стенд развал-схождение |
FWA 510 |
900х600 |
Bosch |
1 |
|
Гидравлический пресс |
— |
810х710 |
— |
1 |
|
Тиски |
TMS -61005 |
340х130 |
Licota |
1 |
|
Ларь для отходов |
— |
500х500 |
Собственного изготовления |
4 |
|
Бочки для отработанных продуктов |
— |
500х500 |
Собственного изготовления |
5 |
|
Абразивный круг |
250 |
540х350 |
Unimac |
1 |
|
Настольный фрезерный станок |
FP-45P |
800х240 |
RUСТАН |
1 |
|
Подъёмник двухстоечный, трёхтонный |
ECON III |
3100х3700 |
Maha |
6 |
|
Подъёмник четырёхстоечный, для развал-схождения четырёхтонный |
TST 440 A |
5100х3100 |
Maha |
1 |
|
Подъёмник двухстоечный, электрогидравлический, четырёхтонный |
HL III |
3100х3700 |
Maha |
1 |
|
Стойка гидравлическая |
T56737 |
500х500 |
TORIN |
1 |
|
Перечень дополнительного оборудования на реконструируемой СТО на участке ТО и ТР представлен в таблице 10.
Таблица 10 Перечень внедряемого оборудования
Наименование оборудования |
Тип, модель |
Количество единиц |
Цена единицы, руб |
Общая стоимость, руб |
Цель внедрения |
|
Газоанализатор |
Bosch BEA 460 |
1 |
184000 |
184000 |
Для улучшения качества работ |
|
Стойка гидравлическая |
TORIN T56737 |
1 |
9130 |
9130 |
Снижение трудоёмкости работ ТО и ТР |
|
Набор торцевых головок |
Licota |
8 |
3000 |
24000 |
Снижение трудоёмкости работ ТО и ТР |
|
Ударный пневмогайковёрт |
WALMEC |
8 |
5400 |
43200 |
Снижение трудоёмкости работ ТО и ТР |
|
Тепловые завесы |
Frico ACC2500E (V) |
2 |
237170 |
474340 |
Для поддержания температурного режима |
|
Тестер для проверки аккумуляторов |
Bosch BAT 121 |
1 |
35310 |
35310 |
Снижение трудоёмкости работ ТО и ТР |
|
Пусковое устройство |
Bosch BAT 251 |
1 |
66900 |
66900 |
Снижение трудоёмкости работ ТО и ТР |
|
Зарядное устройство |
Bosch BAT 430 |
1 |
35900 |
35900 |
Снижение трудоёмкости работ ТО и ТР |
|
Ввиду того, что оборудование внедрялось в реконструируемой зоне ТО и ТР, то сокращение трудоёмкости будем учитывать только по постовым работам участка ТО и ТР. Необходимо проанализировать и обоснованно определить % снижения трудоёмкости вида работ, на которые прямо или косвенно будет влиять внедряемое оборудование.
Возможное сокращение трудоемкости вида работ принимаем в соответствии с методическим пособием по дипломному проектированию, представлены в таблице 11.
Таблица 11 Возможное сокращение трудоемкости вида работ
Вид работ |
Возможное сокращение трудоёмкости,% |
|
Диагностические |
10 |
|
То в полном объеме |
20 |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
5 |
|
Регулировочные по установке углов передних колёс |
5 |
|
Шиномонтажные |
15 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов автомобиля |
15 |
|
Фактическая трудоёмкость вида работ, чел.ч, по формуле
, (3.20)
где ТРвр — расчётная трудоёмкость вида работ, чел.ч;
- %Ст вр — процент сокращения вида работ, %.
Распределение трудоёмкости по видам работ, сокращение трудоёмкости, расчёт фактической трудоёмкости СТО до реконструкции представлено в таблице 12.
Таблица 12 Расчёт фактической трудоёмкости зоны ТО и ТР до реконструкции
Вид работ |
Расчётная трудоёмкость, (после реконструкции) чел.ч |
Сокращение трудоёмкости, % |
Фактическая трудоёмкость (до реконструкции), чел.ч |
||||
Постовые работы |
Участковые работы |
Постовые работы |
Участковые работы |
Постовые работы |
Участковые работы |
||
Диагностические |
4967,8 |
— |
10 |
— |
5464,6 |
— |
|
ТО в полном объёме |
28813,4 |
— |
20 |
— |
34576,1 |
— |
|
Смазочные |
3974,3 |
— |
— |
— |
3974,3 |
— |
|
Регулировочные по установке углов передних колёс |
4967,8 |
— |
5 |
— |
5216,2 |
— |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
4967,8 |
— |
5 |
— |
5216,2 |
— |
|
Аккумуляторные |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
По приборам системы питания |
3477,5 |
1490,3 |
— |
— |
3477,5 |
1490,3 |
|
Электротехнические |
3974,2 |
993,6 |
— |
— |
3974,2 |
993,6 |
|
Шиномонтажные |
1788,4 |
4172,9 |
15 |
— |
2056,7 |
4172,9 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
1987,2 |
1987,2 |
15 |
— |
2285,3 |
1987,2 |
|
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
18629,3 |
6209,7 |
— |
— |
18629,3 |
6209,7 |
|
Окрасочные и противокоррозионные |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Слесарно-механические |
— |
6955 |
— |
— |
— |
6955 |
|
Обойные |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Уборочно-моечные |
5726,2 |
— |
— |
— |
5726,2 |
— |
|
По приёмке и выдаче автомобилей |
5726,2 |
— |
— |
— |
5726,2 |
— |
|
Итого |
89000,1 |
21808,7 |
— |
— |
96322,8 |
21808,7 |
|
Всего |
110808,8 |
— |
118131,5 |
||||
Снижение трудоёмкости после реконструкции будет равно 128693,1 — 110808,8 = 17884,3 чел.ч. Снижение трудоёмкости при внедрении нового оборудования будет использовано при расчётах в экономической части дипломного проекта.
Численность ремонтных рабочих NРР ,чел, рассчитывается по следующей формуле:
, (3.21)
где ТУЧ — трудоемкость работ, выполняемых на участке, чел.ч;
- ФРВРР — годовой фонд рабочего времени автослесаря, ч.
До реконструкции
чел
После реконструкции
Расчет численности ремонтных рабочих представлен в таблице 13.
Таблица 13 Расчет численности ремонтных рабочих
Наименование показателя. |
Значение показателя |
||
До реконструкции |
После реконструкции |
||
Численность ремонтных рабочих |
67 |
63 |
|
2.7 Определение площадей и планировка объекта проектирования
Состав и площади помещений определяются размером станции и видами выполняемых услуг. На стадии технологического расчёта площади рассчитываются ориентировочно по укрупнённым показателям у уточняются в последующем при разработке планировочных решений.
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
- производственные (участки);
- складские;
- технические помещения (трансформаторная, тепловой пункт, водомерный узел, насосные, электрощитовая);
- административно-бытовые (конторские помещения, гардероб, туалеты, душевые);
- помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, буфет, помещения для продажи запасных частей, автопринадлежностей);
- помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения).
Площадь производственных помещений ориентировочно рассчитывается по удельной площади на один рабочий пост, которая с учётом проездов принимается 40-60 м2.
Площадь, занимаемая оборудованием, S,м2, вычисляются по формуле
S = ?Sоборуд
- КПЛ, (3.22)
где ?Sоборуд — площадь единицы оборудования.
КПЛ — коэффициент плотности расстановки оборудования (от 3,5 до 5) принимаем КПЛ = 3,5
?Sоборуд = (0,5+13,65+0,78+2++0,54+0,58+1+1,25+68,82+15,81+11,47+ +0,25+0,58)= 116,65 м2
(3.23)
2.8 Планировочное решение СТО
К основным требованиям, которые стоит учитывать при разработке станций технического обслуживания, относятся:
- расположение основных зон и производственных участков предприятия в соответствии со схемой технологического процесса желательно в одном здании без деления предприятия на мелкие помещения;
- стадийное развитие СТО, предусматривающее её расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования;
- обеспечение удобства для клиентов путём соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.
На территории СТО помимо основного здания станции и очистных сооружений обычно предусматриваются открытая стоянка для автомобилей, ожидающих обслуживания, и стоянка готовых автомобилей, которые желательно устраивать закрытыми.
Территория станции должна быть изолирована от городского движения транспорта и пешеходов. Вне территории станции размещают открытые стоянки для автомобилей клиентов и персонала.
2.9 Нововведения на объекте проектирования
2.9.1 Научная организация труда на объекте проектирования
Под научной организацией труда понимается комплекс технических, экономических, технологических, санитарно-гигиенических, организационных и прочих мероприятий направленных на повышение производительности при одновременном улучшении условий труда.
Основными задачами НОТ на СТО является:
- применение более рациональной организации труда на основе изучения производственных операций;
- устранение непроизводственных потерь рабочего времени;
- использование наиболее совершенных методов производства;
- внедрение таких форм труда, которые обеспечивают развитие творческого отношения к труду;
- общие улучшения условий труда, воздействующих на организм человека;
- использование различных форм сочетания морального и материального стимулов.
В связи с этим на реконструируемом участке необходимо применить следующие элементы НОТ:
- создание санитарно-гигиенических условий труда;
- обеспечение рабочих мест необходимым оборудованием и инструментом;
- повышение квалификации рабочих.
Все вышеперечисленные предложения позволяют увеличить производительность труда, уменьшить затраты непроизводственного времени, облегчить и улучшить условия труда, что в конечном счёте сказывается на качестве выполняемых работ.
2.9.2 Применение энергосберегающих технологий на объекте проектирования. Энергосберегающие это технологии экономии топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними затрат при производстве продукции и услуг, получаемые при соблюдении технологических параметров, обеспечивающих высокое качество, отвечающие требованием нормативов и стандартов
Федеральный закон «Об энергосбережение» №28 — ФЗ от 03.04.1996.
Определены: порядок разработки и государственного надзора за реализацией энергосберегающей политики; источники финансирования; обязательность оснащения предприятий и организаций приборами учета и контроля, энергетических обследований и организации государственной статистики в области энергосбережения.
Указ Президента РФ №472сот 07.05.1995 « Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010»
Определена необходимость разработки федеральной целевой программы « Энергосбережение России» и важнейшая роль энергосбережения при формировании энергетической политики
Федеральный закон №41 — ФЗ от 14.04.95 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»
Определена необходимость включения в себестоимость электрической и тепловой энергии затрат на энергосбережение.
К энергосбережению на предприятиях относится:
- регулярные энергетические обследования предприятия (энергоаудит);
- организация учета потребления энергоресурсов;
- стратегия эксплуатации и технического обслуживания (организационные работы);
- стратегия модернизации оборудования и технологических процессов;
- стратегия замены существующего оборудования на новое, на менее энергоемкое , и внедрение новых технологий.
При разработке мероприятий по энергосбережению на предприятии необходимо помнить, что имеются следующие направления экономии:
- Экономия ТЭР путем совершенствования энергосбережения.
- Экономия ТЭР путем совершенствования энергоиспользования.
Экономия ТЭР путем совершенствования энергосбережения :
- Правильный выбор энергоносителей;
- Уменьшение числа преобразований энергии;
- Разработка рациональных схем энергосбережения;
- Автоматизация энергоснабжающих установок;
- Повышение качества энергоресурсов.
Экономия ТЭР путем совершенствования энергоиспользования.
Данные мероприятия разрабатываются технологами совместно энергетиками. Основными из них являются:
- Организационно-технические мероприятия;
- Внедрение технологических процессов, оборудования, машин и механизмов с улучшенными энерготехнологическими характеристиками;
- Совершенствование действующих технологических процессов , модернизация и реконструкция оборудования;
- Повышение степени использования ВЭР;
- Утилизация низкопотенциального тепла.
Состояние энергосберегающих технологий на объекте реконструкции.
На данный момент на СТО применяется современное технологическое оборудовании, к которому относятся подъёмники и остальное оборудование. Освещение и вентиляция требуют модернизации.
Недостатки объекта реконструкции с точки энергосбережения:
- Освещение — использует устаревшие светильники;
- Вентиляция — используется устаревшая система регулирования.
Предложения по использованию энергосберегающих технологий на объекте реконструкции:
- провести энергоаудит;
- заменить систему освещения;
- обновить систему вентиляции;
- добавить тепловые завесы.
3. Карта технологического процесса
Исполнитель — слесарь 3 — го разряда.
Норма времени 0,5 чел.час
Карта технологического процесса на замену передних тормозных колодок на автомобиле Ford Focus 1 представлена в таблице 14.
Таблица 14 Карта технологического процесса на замену передних тормозных колодок на автомобиле Ford Focus 1
Наименование операции, перехода |
Оборудование, инструмент, приспособления, средства |
Норма времени, мин |
Технические условия и указания |
|
Установить автомобиль на подъёмник |
Вручную |
1 |
Перед подъёмом проверить правильность установки лапок |
|
Поднять автомобиль |
Подъёмник двухстоечный грузоподъёмностью 3 тонны Maha |
2 |
Поднять на уровень груди |
|
Снять с колёс колпаки |
Отвёрткой, шлицевой |
1 |
Подцепить отвёрткой, чтобы снять |
|
Снять переднее левое колесо |
Пневматический гайковёрт и ударная головка на 17 |
1 |
Болты выкручиваются против часовой стрелки |
|
Отвести поршень рабочего цилиндра |
Отвёртка, шлицевая |
0,5 |
Слегка отводим поршень для более удобного снятия суппорта |
|
Снять пружинный фиксатор |
Пассатижи с тонкими губками |
0,5 |
Снимаем фиксатор с наружной стороны суппорта |
|
Снять суппорт |
Трещётка или пневматический гайковёрт с шестигранной насадкой |
1 |
Откручиваем 2 шестигранных направляющих и снимаем суппорт со скобы |
|
Извлечь старые колодки |
Отвёртка |
0,5 |
После снятия проверяем колодки на равномерный износ |
|
Отвести поршень тормозного цилиндра |
С помощью приспособления для отвода суппорта |
0,5 |
Поршень отводится для того, чтобы было более удобно установить новые колодки |
|
Зачистить посадочные места |
Напильник рифель и очиститель |
1 |
Производиться механическая зачистка и обезжиривание, для свободного перемещения колодок в направляющих |
|
Смазать посадочные места |
Смазка Very Lube аэрозольная |
0,5 |
Смазка производится аккуратно, чтобы она не попала на тормозной диск, при её попадании на него, диск очищается |
|
Установить новые колодки |
Вручную |
1 |
Внутреннюю колодку устанавливаем захватом внутрь, а вторую колодку устанавливаем на наружную поверхность скобы |
|
Установить суппорт |
Вручную |
0,5 |
Устанавливаем суппорт на посадочные места |
|
Смазать крепёжные отверстия |
Смазка Very Lube аэрозольная |
1 |
Смазывают отверстия под и пружинный фиксатор, запрещается смазывать отверстия под направляющие, это может разрушить резиновую втулку и привести к возникновению люфта |
|
Установить пружинные фиксатор |
Вручную |
0,5 |
Закрепляем суппорт с помощью фиксатора на скобе |
|
Зачистить направляющие |
Вручную |
1 |
Направляющие зачищаются от резинового налёта, для свободного перемещения суппорта |
|
Закрепить суппорт |
Трещётка с шестигранной насадкой |
1 |
Закручиваются направляющие по часовой стрелке с моментом затяжки 95 Н·м, чтобы не испортить посадочные места |
|
Установить колесо |
Пневматический гайковёрт, головка на 17, динамометрический ключ |
1 |
Болты закручиваются по часовой стрелке с определённым моментом затяжки, чтобы не сорвать резьбу, с моментом затяжки 130 Н·м |
|
Повторить операцию |
10,5 |
Повторяем ту же операцию с другой стороны |
||
Установить на колёса колпаки |
Вручную |
1 |
Установка производится равномерно до щелчка |
|
Опускаем машину |
Подъёмник грузоподъёмностью 3 тонны Maha |
2 |
Машина опускается полностью до конца |
|
Прокачать тормоза |
Вручную |
1 |
Прокачка осуществляется для подвода поршня тормозного цилиндра к колодкам |
|
4. Охрана труда
4.1 Условия безопасной работы по исключению опасных и вредных факторов в зоне ТО и ТР
Охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.
Контроль за соблюдением охраны труда бывает следующих видов:
- Государственный (прокуратура РФ, Федеральная инспекция труда, Государственный технический надзор, Государственный энергетический надзор, Государственный санитарный надзор, Пожарный надзор, Государственная инспекция безопасности дорожного движения);
- Общественный (профессиональные союзы);
- Ведомственный (вышестоящие хозяйственные органы).
Ответственность за нарушение правил охраны труда бывает следующих видов:
- Дисциплинарная, наступает в случае не серьезного нарушения (не несет тяжких последствий).
Виды наказаний: выговор, увольнение, перевод на более низкую должность. Относится и к руководителям и к работникам;
- Административная. Виды наказаний: штрафные санкции. Наступает для должностных лиц за нарушение правил и норм;
- Материальная. Наступает в случае, когда предприятие понесло материальный ущерб (поломка оборудования, несчастный случай).
Относится и к работодателю и к работникам;
- Уголовная. Наступает для должностных лиц, по вине которых произошел несчастный случай (тяжелые случаи).
Опасный производственный фактор — фактор воздействие, которого на человека, приводит к травме или смерти.
На данном участке существуют следующие опасные факторы:
- движущиеся машины и механизмы;
- различные подъёмно-транспортные средства;
- нахождение людей под поднятым грузом;
- электрический ток;
- отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента;
- отравление выхлопными газами и токсичными веществами;
- пониженная или повышенная температура на участке.
Для предупреждения травматизма необходимо разрабатывать мероприятия, которые обеспечат соблюдение правил техники безопасности.
Техника безопасности — технические методы и средства, обеспечивающие производственную безопасность.
Рабочее место — место, где работник должен находиться, или куда ему следует прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Для создания безопасной работы на рабочем месте необходимо производить инструктажи. Инструктажи подразделяются на:
- Вводный. Производится при поступлении на работу или для командированных практикантов. Целью является ознакомление с общими правилами охраны труда на предприятии;