Организация станции технического обслуживания автомобилей на рабочих постах

Курсовая работа

Годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей, Nсто

Количество заездов одного автомобиля в год, d

Количество продаваемых в год автомобилей, Nn

Среднегодовой Пробег автомобиля, Lг, км

Число рабочих дней в году, Драб. Г

Продолжительность смены, Тсм, ч

Число смен ,С

1100

1,8

130

14000

305

8

1,2

Разовая трудоёмкость на один

заезд по видам работ, чел. — ч

ТО

и ТР

Мойка и уборка

Приёмка и выдача

Предпродажная подготовка

Противокоррозионная обработка

Городские СТО

легковых автомобилей:

особо малого

класса

2,0

__

0,15

0,15

3,5

3.0

малого класса

2,3

0, 20

0, 20

3,5

3,0

среднего класса

2,7

0,25

0,25

3,5

3,0

Дорожные СТО:

легковых автомобилей всех

классов

2,0

0, 20

0, 20

автобусов и грузовых автомобилей независимо

от класса и грузоподъемности

2,8

0,25

0,30

* Трудоёмкости могут быть скорректированы при соответствующем обосновании.

** Без учёта уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки.

Годовой объем уборочно-моечных работ (в чел. — ч):

Т умр = NЗ . УМР ґ tУМР , ( 3)

где N З . УМР число заездов в год на УМР;

t УМР — средняя трудоемкость УМР, чел. — ч [2, 6].

Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.

(4)

Если на СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР согласно [2] может быть принято из расчета одного заезда на L З =800 — 1000 км пробега.

Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг

(5) Для нашего примера

Годовой объем работ УМР (в чел. — ч):

(6)

где t ЕО — средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной (0,15 — 0,25) и ручной мойке (0,50), чел. — ч [2, 6].

Для нашего примера

Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел. — ч):

(7)

где t ПВ — разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел. — ч [2, 6].

Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов, автомобилей (в чел. — ч):

(8)

где N З . ПК число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова;

t ПК — разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел. — ч [2, 6].

Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 — 5 лет., т.е.0,2 — 0,3 заезда в год.

(9)

В нашем случае принимаем ,

Годовой объем работ по предпродажной подготовке (в чел. — ч);

(10)

где N П — количество продаваемых автомобилей в год;

t ПП , — трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (3,0 — 3,5 чел. — ч).

Для нашего примера

Результаты расчета годовых объемов работ приводятся по форме табл.3.

Таблица 3 — Годовые объемы работ, чел. — ч

Виды воздействий

ТО и ТР,

Т ТО-ТР

УМР, Т УМР

Приемка и выдача авт., Т ПВ

Противо-коррозион-ная обработка

кузова, Т ПК

Предпродажная подготовка авт., Т ПП

390

Годовой объём вспомогательных работ (в чел. — ч.)

автомобиль пост техническое обслуживание

Кроме работ, приведённых в табл.3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10 — 15% от общего объема работ СТО.

Для нашего примера объем вспомогательных работ составит

Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов

Распределение объема работ по месту их выполнения

До 5

От 6 до 10

От 11 до 20

От 21 до 30

Свыше 30

На рабочих постах

На производственных участках

Диагностические

6

5

4

4

3

100

ТО в полном объеме

35

25

15

10

6

100

Смазочные

5

4

3

2

2

100

«Регулировочные по установке углов управляемых колес

10

5

4

4

3

100

Ремонт и регулировка тормозов

10

5

3

3

2

100

Электротехнические

5

5

4

4

3

80

20

По приборам системы питания

5

5

4

4

3

70

30

Аккумуляторные

1

2

2

2

2

10

90

Шиномонтажные

7

5

2

1

1

30

70

Ремонт узлов, систем и агрегатов

16

10

8

8

8

50

50

Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные)

10

25

28

35

75

25

Окрасочные

10

16

20

25

100

Обойные

2

3

3

2

50

50

Слесарно-механические

8

7

7

5

100

Уборочно-моечные

100

Противокоррозионные

100

* Распределение объёма работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании.

Используя данные табл.4 (колонка от 6 до 10 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл.5).

Таблица 5 — Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения

Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения

На рабочих постах

На производственных участках

%

чел-ч

%

чел-ч

%

чел-ч

Диагностические

4

920

100

920

ГО, смазочные

29

6670

100

6670

Регулировочные по установке углов управляемых колес

5

1150

100

1150

Ремонт и регулировка тормозов

5

1150

100

1150

Электротехнические

5

1150

80

920

20

230

По приборам системы питания

5

1150

70

805

30

345

Аккумуляторные

2

460

10

46

90

414

Шиномонтажные

5

1150

30

345

70

805

Ремонт узлов, систем и агрегатов

10

2300

50

1150

50

1150

Кузовные и арматурные

10

2300

75

1725

25

575

Окрасочные

10

2300

100

2300

Обойные

2

460

50

230

50

230

Слесарно-механические

8

1840

100

1840

Итого

100

23000

17411

5589

Рт

Рш

расчетн.

принят.

расчетн.

принят.

ТО-ТР

23000

11,4

12

13

13

УМР

2340

1,2

1

1,3

1

Приемка и выдача

340

0,2

1

0,2

1

Противокоррозионная обработка

900

0,4

1

0,5

1

Предпродажная подготовка

600

0,3

1

0,3

1

Итого

27180

13,5

14

15,3

15

Численность вспомогательных рабочих

Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл.7.

Таблица 7 — Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения

Объем работ ТО и ТР выполняемый

Численность производственных рабочих

На рабочих постах

На производственных участках

Рт

Рш

Рт

Рш

расч.

прин

расч

прин.

расч.

поин.

расч.

прин.

Диагностические

920

0,5

1

0,5

1

ТО, смазочные

6670

3,3

3

3,8

4

Регулировочные по установке углов передних колес

1150

0,6

0,6

1

Ремонт и регулировка тормозов

1150

0,6

0,6

1

Электротехнические

920

230

0,5

0.5

0,1

0,2

По приборам системы питания

805

345

0,4

0.5

0,2

0,2

Аккумуляторные

46

414

0,3

0,3

Шиномонтажные

345

805

0,2

0,2

0,5

0,6

Ремонт узлов, систем и агрегатов

1150

1150

0,6

0,6

}1

0,6

1

0,6

1

Кузовные и арматурные

1725

575

0,9

1

1

1

0,3

1

0,3

1

Окрасочные

2300

1,1

1

1,3

1

Обойные

230

230

0,1

0,1

0,1

0,1

Слесарно-механические

1840

0,9

1

1

1

Итого

17411

5589

8,6

9

9,8

10

2,8

3

3,2

4

Примечание. Принятая итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного значения до целого числа.

Число рабочих постов

Расчетное Принятое

Диагностические

920

0,3

ТО, смазочные

6670

2,3

2

Регулировочные по установке углов управляемых колёс

1150

0,4

1

Ремонт и регулировка тормозов

1150

0,4

1

Электротехнические

920

0,3

По приборам системы питания

805

0,3

Аккумуляторные

46

Шиномонтажные

345

0,1

Ремонт узлов, систем и агрегатов

1150

0,4

1

Кузовные и арматурные

1725

0,6

1

Окрасочные

2300

0,8

1

Обойные

230

0,1

Итого

17411

6

6

В результате анализа данных табл.5, 7 и 8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.

Диагностические работы предлагается проводить на посту по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов.

Обойные работы предусматривается выполнять в кузовном участке.

В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в табл.9.

Таблица 9 — Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов

Распределение объема работ по ТО я ТР по месту выполи.

Численность производственных рабочих

Число рабочих постов

на рабочих постах

на производственных участках

Рт

Рш

Рг

Рш

%

чел-ч

%

чел-ч

%

чел-ч

расч.

прин.

оасч.

прин.

расч.

прин.

расч.

прин.

ТО, смазочные

29

6670

100

6670

3,3

3

3,8

4

2,3

2

Регулировочные, по установке углов передних колес, диагностические

14

3220

100

3220

1,6

2

1,8

2

0,8

1

Ремонт и регулировка тормозов, диагностические

17

3910

55

2150

45

1760

1

1

1,2

1

0,9

1

1

1

0,7

1

Ремонт узлов, систем и агрегатов

10

2300

50

1150

50

1150

0,6

1

0,6

1

0,6

1

0,6

1

1

1

Кузовные, арматурные и обойные

12

2760

75

2070

25

690

1

1

1,2

1

0,3

0,4

0,7

1

Окрасочные

10

2300

100

2300

1,1

1

1,3

1

1

1

Слесарно-механи-ческие

8

1840

100

1840

0,9

1

1

1

Итого

100

23000

17560

5440

8,7

9

9,9

10

2,7

3

3

3

6,5

7

* В расчёте принято, что 75% объёма работ выполняется на постах и 25% на участке.

** То же 85% на постах и 15% на участке.

Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ:

кузовных, арматурных и обойных;

окрасочных;

слесарно-механических и по ремонту узлов, систем и агрегатов;

противокоррозионных.

Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной установки

(15)

Где Nc — суточное число заездов (N С =N3 /Драб г);

цм — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (для СТО до 10 рабочих постов-1,3 — 1,5; от 11 до 30 постов — 1,2 — 1,3);

Тоб — суточная продолжительность работы участка, ч;

Nу — производительность моечной установки, авт. /ч;

з п — коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 — 0,90).

Для нашего примера

число постов УМР (перед ТО и ТР),

число механизированных постов мойки

Х М УМР . М = (10000/305) Ч 1,3/8Ч1,5 Ч 3 Ч 0,85 = 1,4 принимаем 2 поста.

Для проектируемой СТО принимаем 2 пост УМР (для мойки автомобилей перед ТО и ТР и для коммерческой мойки).

число постов по противокоррозионной обработке кузовов

принимаем 1 пост.

Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл.10.

Таблица 10 — Распределение рабочих постов по видам воздействий

Число постов по видам воздействий

УМР

ТО, сма-зочные, диагности-ческие

Ремонт узлов систем и агрегатов

Кузовные, арматурные, обойные

Окра-сочные

Противокоррозионная обработка кузова

Вспомогательные посты

В нашем примере:

число постов приемки и выдачи

Хпв = 340 1,4/305 Ч 8 Ч1,5 Ч 1,0 Ч 0,9 = 0,2 поста

В данном случае приёмку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.

число вспомогательных постов на окрасочном участке (зашкуривания, шпатлевки и т.п.) принимается из расчета 2.4 вспомогательных поста на один пост окраски, т.е.

Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25 — 0,50.

1. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С., Маслов А.А. Гаражи и станции технического обслуживания. Альбом чертежей. М.: Транс порт, 1980. — 216с.

2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. — 2-е изд. переработанное и дополненное. М.: Транспорт, 1993. — 271 с.

3. Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса и запасных частей. — М.: «О — 89», 1997. — 224с.

4. Кузнецов E. G. Управление техническими системами: Учебное пособие/ МАДИ (ТУ) — М., 1998. — 177 с.

5. Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент М.: Транспорт, 1949. — 270 с.

6. Методика планирования и учета объемов реализации бытовых услуг по ремонту и ТО транспортных средств, принадлежащих гражданам. Минавтопром СССР. Филиал НАМИ. — М.: НАМИ, 1983. — 40с.

7. Муравкина Г.Ш. Методика расчёта производственной мощности предприятия технического сервиса на примере предприятия г. Москвы // Повышение организованности предприятий коммунального хозяйства города (населённого пункта).

Мате риалы международной научно-практической конференции/ЮРГУЭС. Новочеркасск, 2002. С.4-25.

8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я редакция).

М.: Экономика, 2000. — 421 с.