Изучение народных промыслов на х технологии

Курсовая работа

Актуальность. В учебный процесс общеобразовательной школы должно быть включено изучение богатства народной, в том числе и региональной, культуры. При ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством, народным промыслами, отражающими опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий, исключительно важным является изучение народных традиций. Именно эти виды искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче. Народные промыслы способствуют развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Традиции народной культуры имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к эстетическим ценностям.[12 С. 28-32]. обучение творческий урок

Цель работы — разработать урок по изучению народных промыслов учащимися средней школы на уроках технологии.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  • выявить сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии;
  • изучить учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии;
  • выявить развитие творческих способностей обучающихся средней школы, посредством использования национально-регионального компонента на уроке технологии;
  • разработать урок по теме «Национальное искусство народов Севера. Изготовление оберега» в 6 классе.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом: организация учителем урока технологии с элементами включения в урок национально-регионального компонента для развития творческих способностей школьников среднего возраста.

В ходе работы были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ педагогической и психологической литературы, освещающей проблему исследования;

2) анализ и обобщение передового педагогического опыта;

3) Констатирующий эксперимент:

  • а) наблюдение с целью определения уровня развития творческих способностей;
  • б) беседа с учащимися с целью определения знаний учащихся о народных промыслах коренных народов Севера;

4) Формирующий эксперимент:

31 стр., 15198 слов

Игровые технологии в начальной школе

... игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу ... вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, ... школе. 3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. 4. Разработать игровые технологии, ... игры детей примитивных культур, как правило — ...

  • а) разработка содержания урока технологии с элементами изучения народных промыслов;

5) Контрольный эксперимент:

а) анкетирование с целью определения уровня сформированности творческих способностей.

Методологическая основа исследования: Г.С. Альтшуллер- автор ТРТЛ(теории развития творческой личности), В.А. Сухомлинский, А.В.Хуторской, Д.Росман, А.С.Макаренко.

На первом этапе исследования был наработан библиографический список по теме. Данные теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками составили основу системного изложения теоретической части работы. На втором этапе исследования был разработан урок по теме: «Национальное искусство народов Севера. Изготовление оберега». Разработка урока проводилась с учетом национально-регионального компонента.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты оргназации уроков технологии

1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности — одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Начало XXI века обозначило рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных промыслов. На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие — явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа.[4 С. 23-26]

Конкретно-исторический подход к анализу всех факторов, участвующих в создании и развитии народного промысла, показывает, что их роль на разных этапах развития промысла и в разное время могла быть неоднозначной.

Какие же конкретные факторы влияют на создание традиций искусства народного промысла и какова их роль в развитии и сегодняшнем состоянии местного искусства?

Называя тот или иной промысел, мы говорим: вологодское кружево, хохломская роспись, палехская лаковая миниатюра, дымковская игрушка, то есть называем вид искусства и местность, давшую ему жизнь. Эта взаимосвязь нередко недооценивается и даже игнорируется. Между тем взаимозависимость местности и искусства играла и продолжает играть решающую роль не только в момент возникновения промысла, когда началась художественная обработка природного местного материала — глины, кости, дерева, но и на протяжении всей истории промысла, когда местные условия быта, культуры, социально-экономические, торговые отношения постоянно в той или иной форме и степени воздействовали на его жизнь, формирование стиля и традиций.

2 стр., 809 слов

Организация уроков технологии и их воспитательных эффект

... Уроки технологии, ориентированные на воспитание культуры труда Уроки технологии должны быть построены таким образом, чтобы дети попробовали себя в разнообразных направлениях деятельности. ... развитию ребенка по нескольким направлениям: интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое, духовное, нравственное. Интеллектуальное развитие ребенка на уроках технологии реализуется за счет развития ...

Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Что подразумевают под понятием нетрадиционная форма урока?

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки — круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.).

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.).[1 c.345]

1.2 Учебно-методический комплекс организации и проведения уроков технологии

6 стр., 2692 слов

Основы научно-технического творчества

... обеспечение патентной информации, продажу или покупку лицензий на новые научно-технические разработки и практические ... начальных знаний и иметь практические умения по основам научно-технического творчества и изобретательской ... элементы, параметры, свойства и другие характеристики предполагается исследовать. При патентном поиске сравниваются выражения смыслового содержания информационного запроса и ...

Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире.[11 С.67-69]

Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую — техническую среду общества — своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме — изобретательству — важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.[7 С. 4-10]

Методы, помогающие решить данную проблему.

В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства, опубликованная Д. Росманом в книге «Психология изобретательства» в включает в себя семь этапов:

1. Усмотрение потребности или трудности.

2. Анализ этой потребности или трудности.

3. Просмотр доступной информации.

4. Формулировку всех объективных решений.

5. Критический анализ этих решений.

6. Рождение новой идеи — изобретения.

7.Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.

Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние структуры процесса технического творчества и технического творчества учащихся вплоть до наших дней.

По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации: сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются вода, пища, вдыхаемый воздух.

Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую, патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.

Научно-техническая информация — это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях.

Патентная информация — это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.

30 стр., 14751 слов

Урок как основная форма организации обучения технологии

... образования, развития и воспитания личности учащегося. Цель работы Задачи: Обучение учащихся с помощью применения различных форм обучения; Разработка методики традиционных и нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках технологии. ... деятельности. В урок включены содержание материала, методы и формы обучения, методы управления и контроля за учебной деятельностью, технические средства, учебные ...

Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её потребителей (получателей).

Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях).

Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из структуры технического творчества и рассматривают как необязательный, вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г., критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в 1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.

Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль, что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно патентную информацию необходимо использовать.

И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым процитировать некоторые его высказывания. «…Имея картотеку на 500-600 примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том, что вы быстро найдёте правильный ответ… Заменяйте примеры аналогичными, но более чёткими. Источники примеров — патентные материалы, техническая литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты, производственный опыт и т.д..[6 286 с]

44 стр., 21938 слов

ВКР «Формирование творческих способностей в процессе обучения ...

... значимость, База исследования:, Структура работы: ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЫШИВКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Психолого-педагогическое обоснование творческих способностей Творчество - это постоянное усовершенствование ...

Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя играет изучение патентной литературы.

Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство изобретателя».

Мы согласны с этими тезисно — высказанными в 1969 г. Г.С. Альтшуллером мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем, нельзя согласиться с подходом Г.С. Альтшуллера к сбору информации всего лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя.

В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора информации также вводятся в структуру технического творчества на различных его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических, нетворческих структурных единиц.

Вывод по главе I

  • Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
  • Нетрадиционный урок- это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
  • Использование нетрадиционных уроков в школе помогает обеспечить благоприятный климат в классе, эмоциональную устойчивость и следовательно профилактику хронических заболеваний у школьников.
  • Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок-спектакль, урок-интервью, урок-праздник, урок-экскурсия, видео -урок,интегрированный урок, урок-проект, урок-мюзикл. Существуют следующие типы уроков: уроки формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения и обобщения знаний, закрепление умений, уроки проверки и учета знаний и умений.
  • Глава 2. Разработка урока по технологии с применением национально-регионального компонента в средней школе

2.1 Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии посредством включения в урок национально-регионального компонента

Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Трудовое обучение — обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы, это важное средство творческого и эстетического развития детей. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

14 стр., 6672 слов

Развитие творческих способностей учащихся на х технологии

... работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования. Вопросы, выносимые на защиту: 1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. 2. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках технологии. ... среднем школьном звене должна быть продолжена работы по выработке взглядов, системы ценностей, психологических ...

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это способствует развитию индивидуальных и творческих способностей ребенка в школе. Стремление к творчеству характерно для учащихся начальной школы.

Как известно, творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческий процесс — это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Существуют различные подходы к проблеме развития творческих способностей. По мнению А.В.Хуторского, Л.М.Фридмана, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, В.И.Дружинина и многих других отечественных и зарубежных ученых, обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Для образовательной практики наиболее интересным представляется «модель творческих способностей учащихся» А.В.Хуторского, где акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся.

Основным направлением модернизации российского образования, утвержденного Правительством Российской Федерации, является развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Внедрение в образовательный процесс современных технологий, методов обучения, регионального материала открывает значительные возможности для повышения качества обучения в свете Концепции модернизации российского образования. Это совпадает с Концепцией технологического образования, основной задачей которого является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности на основе научных знаний по созданию материальных и духовных ценностей, что позволит каждому учащемуся раскрыть свой творческий потенциал, а в последствии реализовать свои личные планы.

Образовательная область «Технология» входит в базовое ядро общего образования, поэтому преподавание предмета осуществляется по рекомендованному Министерством образования РФ в 1997г. программному курсу технология; Письму Министерства образования РФ от 17.06.1997г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»; приказом Министерством образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования».

17 стр., 8208 слов

Методика обучения художественной вышивки бисером на внеклассных занятиях

... Дидактические особенности проведения внеклассных занятий по художественной вышивке бисером Набор учащихся в кружки проводиться в конце ... переработанные программы по технологии для основной и средней (полной) школы по следующим темам: «Технологии обработки конструкционных материалов ... бисером. Знакомясь с бисером, как с элементом украшения или отделки костюмов разных народов древности, учащиеся ...

Для написания данной курсовой работы мы изучили литературу по данной теме. Изучили обычаи, быт, уклад жизни, народные промыслы народов ханты и манси. Народные художественные промыслы и ремесла Ханты-Мансийского автономного округа — Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа — хантов и манси, коми, русских, ненцев. Сама традиция ремесла корнями уходит в глубь веков и питается сакральным содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов.

Народное искусство — это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Сакральный смысл привел к сложению определенных канонов, ставших со временем традициями. Существуют определенные типы национальной одежды, а также предметы, связанные с рождением ребенка, со свадебными, погребальными и промысловыми обрядами.

У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры — одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

Обращение к изучению творческого наследия предшествующих поколений и, в частности, хантыйского народа, особенно актуально в наш суетной век. Наше искусство станет от этого богаче, красочнее и многограннее. На протяжении многих веков по крупицам собирались и передавались по наследству секреты народного художественного мастерства.

Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, люди, которые своим трудом преображают суровый край, — это та питательная среда, которая служит источником вдохновения не только для взрослых, но и для юных художников.

Среди рукоделий народов севера, в частности ханты, видное место занимает вышивка нитками по ткани. Распространение южнохантыйской вышивки совпадает с районами обильного произрастания крапивы. Вышивка бытовала в южных районах, на реках Иртыш, Салым, Демьянка и главным образом, Конде и ее притоках. Это обусловлено тем, что вышивали на крапивном холсте, который отличается способностью к отбеливанию и крепостью. Реже, и в более поздних работах встречаются льняные и конопляные холсты. Иногда основа и уток тканей бывали из разных нитей: крапивных и конопляных. Но в любом случае, для вышивки предпочиталась ткань домашнего производства, причем особенное внимание уделялось правильности переплетения основы с утком, так как нити ткани служили канвой для вышивки. При изучении литературы я выяснила, что у северных народов существует несколько приёмов вышивки, которые можно использовать на уроке технологии:

14 стр., 6544 слов

Технология вышивки гладью

... на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский ... с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивки было сильно ... приема выполнения - перевития цветными нитками. Цветная перевить - особый трудоемкий вид шитья по сетке, выполняемый цветными нитями. Вышивка ... Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8- ...

-первый прием считался самым старинным видом вышивания — «керем-ханч» — (от хант. — кередем — перевернуть, повернуть).

Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем. Отсюда вероятно она получила свое название. Вышитые полотна состоят из геометрических узоров, часто встречаются солярные знаки. В изделиях данный вид техники совмещается с другими видами.

-второй прием «ханда-ханч»- остяцкая вышивка, узор. Первоначально черной или коричневой шерстяной нитью наносится контур мелкими параллельными стежками в виде ступенчатой или зигзагообразной линией. Часто вершины полученных углов украшают стежками, отходящими в сторону или завитками из нескольких стежков. На изнаночной стороне получается такой же рисунок, как на лицевой стороне. Затем крупными параллельными стежками заполняют контур с лицевой стороны сплошь цветной шерстью. Цветовая гамма богатая. Применялись в этом виде вышивке все цвета, использующиеся в южнохантыйской вышивке, синий и черный, зеленый, красный, желтый.

-третий прием «руть-ханч»-«русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием напоминает «ханда-ханч», вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Шерстяные нити употребляются красного, cинего, желтого и зеленого цвета. Данный прием вышивания встречается только на хантыйской одежде. Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов — деревьев и птиц.

-четвертый прием — «севем-ханч»- плетеная вышивка. Выполняется мелкими крестиками. Крестики соприкасаются иногда одним концом, двумя или четырьмя. Особенностью данного вида вышивки является плотный узор, сплошь закрывающий фон. Для вышивания использовали все цвета шерстяных нитей. Орнаменты составляют изображения птиц и деревьев.

-пятый прием — «ектемь-ханч» — собирать. Название свое получил оттого, что набирается сразу много нитей ткани на иглу. Напоминает этот прием вышивки «керемь-ханч», но отличается применением более крупных стежков, вроде тех, что которые употребляют при заполнении контура вышивки «ханда-ханч».

Глина относится к разряду наиболее доступных природных материалов. Археологические исследования свидетельствуют о том, что в прошлом керамическое производство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII века такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь традиция изготовления из глины грузила. Производство керамических изделий (сосудов, игрушек) еще некоторое время назад существовало в русских поселениях. Керамические сосуды в основном изготавливались для собственных нужд. При этом применялись приемы ручной лепки.

Так, известно, что в Ханты-Мансийском районе в 1940-50-е годы действовал кирпичный завод, где делали кирпич трех видов: для внутренней кладки, керамический и глазурированный. Для кирпича использовали местную синюю глину. В течение года глина вылеживалась в глинозапасниках. В результате она разлагалась, обретала серый цвет и превращалась в мелкие жесткие комки. Местное название такой глины -«орешник».

На заводе, в том числе, делали кухонную посуду: кринки, корчаги, ладки, горшки, миски, кувшины, сковородки, «бражники». Для этого использовали более пластичную, с меньшим содержанием песка глину с красноватым оттенком. В 1930-1950-е гг. кроме кирпича и гончарной посуды на заводе делали игрушки — свистульки («пикульки»), декоративные копилки и миниатюрную скульптуру. Скульптура покрывалась подглазурной росписью. Свистульки были лепными, а миниатюрная скульптура отливалась по форме. К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным. Исторические знания позволяют вводить в урок лепку свистулек, посуды, миниатюрную скульптуру.

Один из видов рукоделия коренных народов севера является вышивка бисером. Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером — это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки и т.д.

По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные (нанизанные).

Вышивкой бисером украшается одежда, головные уборы, обувь, пояса, накостные и нагрудные украшения, рукавицы, охотничьи маски. Обычно бисером вышивают полосы из ткани, которые затем нашивают на одежду. По плотности и технике нашивки бисера различается несколько способов. Так, например, бисерины пришивают по 1-5 в виде строчки или орнамента, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин и т.д. В технике бисерного плетения в XIX-XX вв. делали съемные украшения, такие, как шейно-нагрудные и накостные. В качестве съемных нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики. В конце XX века из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны. Плетеные бисерные полосы нашивали на плечевую одежду, меховую обувь, на пояса. В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.

Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. На территории Югры эти занятия известны у хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.

Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Бисероплетение — достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.

Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику. Данный вид творчества, на сегодняшний день, является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества. Бисероплетение — не новый, но очень интересный вид рукоделия.

В данной курсовой работе нами была рассмотрена модель работы с бисером, которая помогает понять необходимость его применения на уроках технологии, для решения поставленных задач.

В ходе исследования нами были рассмотрены несколько типов уроков по технологии с включением в урок национально-регионального компонента.

Внедрение в урок технологии национально-регионального компонента предполагает развитие мыслительной и практической деятельности, ценностного отношения к своей стране, региону, городу, семье, активизации познавательного интереса к предмету, развитию творческого потенциала школьников. Исходя из вышесказанного были выделены следующие этапы развития творческих способностей учащихся средней школы.

Национально-региональный компонент курса «Технология» призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного творчества, но и его развитию.

Реализация такого вида урока, помимо знаний о народных промыслах и овладения практическими умениями и навыками, создает условия для расширения культурного кругозора учащихся.

Также возможно применение интегрированного урока, предусматривающие экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства и в Музей народной культуры, которые пробуждают интерес учащихся к жизни, к работе, к знаниям, он учится использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким. Каждая приобретенная крупинка знания подтолкнет ученика к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот.

Использование на занятиях по технологии материала, знакомящего учащихся с национальными обычаями и традициями в производственной и бытовой сферах, повышает их познавательный интерес, расширяет возможности для проявления творческого начала. Использование на уроках технологии национально-регионального компонента существенно влияет на развитие творческих способностей обучающихся, обеспечивает качественный показатель обученности, способствует развитию разносторонне развитой личности.

2.2 Разработка план-конспект урока по теме «Национальное искусство народов Севера. Изготовление оберега»

В рамках экспериментальной части курсовой работы был разработан урок по теме: «Национальное искусство народов Севера. Изготовление оберега».

Тема: “Национальное искусство народов севера. Изготовление оберега”.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с национальным искусством, с обычаями и традициями коренных народов Севера. Научить работать с материалами, бисером и мехом при изготовлении оберега.

2. Развивать внимание, точность, творческие способности учащихся.

3. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренных народов Севера.

Инструменты и материалы:

  • ножницы, швейная игла;
  • нитки разного цвета в тон ткани;
  • кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, синего цветов;
  • бисер разноцветный;
  • тесьма;
  • мех;
  • клей “Момент”.

Наглядное пособие:

  • карта поэтапного изготовления оберега, инструкционная карта;
  • трафареты треугольной формы;
  • образцы оберегов, изделие из меха;
  • выставочные работы народного искусства коренных народов Севера;

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы знакомимся с национальным искусством народов севера, с их обычаями и традициями.

2. Беседа с учащимися.

Презентация на тему «Коренные народы Севера».

  • Что нового узнали о коренном населении севера?
  • Что вам понравилось?
  • Что заинтересовало вас?

(рассказ ученика 1)

  • Перед вами небольшая выставка народного искусства коренных народов. Посмотрите, пожалуйста, может быть вам что-нибудь знакомо?
  • Какие-нибудь детали?

(ответы детей)

  • Да вы правы — эти подвески треугольной формы и есть обереги, которые мы сегодня с вами будем изготовлять.
  • Вы заметели, что они присутствуют во всех этих вещах.
  • А что же такое оберег? Как вы думаете?

(рассказ ученика 2)

3. Показ презентации «Одежда коренных народов Севера».

Вот перед вами ПЕЧОК — это глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с невысоким стоячим воротом, который стянут завязками с кистями на концах. Женский печок обычно длиннее и имеет украшения на груди в виде кистей из узких полосок сукна, пропущенного в швы, и бисера.

Обычно мастера располагают орнаменты на вороте, плечах, поясе, рукавах и подоле, закрывались все открытые места. Чтобы защитить жизненно важные органы — грудь, живот делали, так называемые, устрашающие знаки или как вот в этом случае печок украшен оберегами, низ украшался земельными знаками. Делали это для того, чтобы злые духи не проникали через открытые места в одежде.

Выделены четыре главные функции народного орнамента.

* Оберег — это магическая функция.

* Украшение — это декоративно-эстетическая функция.

* Воспитательная фунция — любовь к родному краю, семейные традиции и т.д.

* Информационная функция — это средство передачи информации.

А здесь вы видите ВОАЦ — это рукавички из оленьего меха, украшенные треугольниками из цветного сукна. Обратите внимание на столбики из бисера, на которых закреплены обереги.

На этом слайде вы видите на голове женщины надета ШАМШУРА — это головной убор в первую очередь замужней женщины; выполняется из бересты, обтягивается красным сукном, расшивается бисером.

4. Работа со словарём:

  • печок;
  • воац;
  • шамшура;

5. Беседа «Приемы вышивания у Северных народов»

У северных народов существует несколько приёмов вышивки, которые можно использовать на уроке технологии:

-первый прием считался самым старинным видом вышивания — «керем-ханч» — (от хант. — кередем — перевернуть, повернуть).

Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем. Отсюда вероятно она получила свое название. Вышитые полотна состоят из геометрических узоров, часто встречаются солярные знаки. В изделиях данный вид техники совмещается с другими видами.

-второй прием «ханда-ханч»- остяцкая вышивка, узор. Первоначально черной или коричневой шерстяной нитью наносится контур мелкими параллельными стежками в виде ступенчатой или зигзагообразной линией. Часто вершины полученных углов украшают стежками, отходящими в сторону или завитками из нескольких стежков. На изнаночной стороне получается такой же рисунок, как на лицевой стороне. Затем крупными параллельными стежками заполняют контур с лицевой стороны сплошь цветной шерстью. Цветовая гамма богатая. Применялись в этом виде вышивке все цвета, использующиеся в южнохантыйской вышивке, синий и черный, зеленый, красный, желтый.

-третий прием «руть-ханч»-«русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием напоминает «ханда-ханч», вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Шерстяные нити употребляются красного, cинего, желтого и зеленого цвета. Данный прием вышивания встречается только на хантыйской одежде. Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов — деревьев и птиц.

-четвертый прием — «севем-ханч»- плетеная вышивка. Выполняется мелкими крестиками. Крестики соприкасаются иногда одним концом, двумя или четырьмя. Особенностью данного вида вышивки является плотный узор, сплошь закрывающий фон. Для вышивания использовали все цвета шерстяных нитей. Орнаменты составляют изображения птиц и деревьев.

-пятый прием — «ектемь-ханч» — собирать. Название свое получил оттого, что набирается сразу много нитей ткани на иглу. Напоминает этот прием вышивки «керемь-ханч», но отличается применением более крупных стежков, вроде тех, что которые употребляют при заполнении контура вышивки «ханда-ханч».

6. Знакомство с вышивкой бисером.

Мотивы вышивок бисером у коренных народов состоят из вариаций простых элементов геометрической формы — треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полуокружий, зигзагов.

Трудно найти повторяющийся рисунок. Одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. А каждый орнамент оригинальный, отражающий индивидуальный почерк мастера, причём элементы орнамента головного убора, например, не могут быть использованы в вышивке праздничной упряжи.

С давних веков у северных народов сохранился обычай украшать свои дома, одежду оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток. Как утверждают люди суеверные, оберег является подлинным аккумулятором магнетических сил. Оберег является особым предметом, на который сознательно заряжается психической энергией для определённых, магических целей.

7. Описание оберега.

Обереги вы будете делать для себя или для своих родных и близких, если вы считаете, что им нужна помощь. Но оберегом его можно будет назвать только тогда, если во время работы, вы будете очень верить, что этот талисман действительно сбережёт вас. Ваш оберег будет украшен бисером и мехом. Узор составьте сами для себя. Символику мы уже с вами рассматривали — вот она.

8. Правила работы с бисером.

Сейчас я познакомлю вас с правилами работы с бисером (на доске).

Очень важно всю поверхность не заполнять вышивкой, только в центре и по краю. Орнамент должен дышать. Начинают вышивать с центра

Правила работы с бисером:

1. Подобрать иглу под бисер.

2. Подобрать нить в цвет ткани.

3 .Начать вышивку с центра.

4. Закрепить каждую бисеринку на ткани, перешагивая ниткой между бисеринками. Каждая пришивается отдельно.

5.Вышивать только в центре и по краям. Вышивка должна дышать.

6. Завершающий этап урока.

Подвести итоги урока.

1. Просмотр выполненных работ

2. Беседа «Что Вам большего всего понравилось на уроке».

3. Фронтальный опрос:

  • Что такое печок, воац, шамшура.
  • Что такое оберег? Для чего его применяли?

4. Запись домашнего задания.

5. Выставление оценок за урок.

Вывод по главе II

Развитие творческих способностей — сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя его увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В качестве средства развития творческих способностей было предложено внедрение в учебный процесс национально-регионального компонента, который бы давал возможность учащихся получить наибольшую информацию о своем регионе и использовать свои знания и умения для решения его проблем.

Таким образом, проведенное исследование убедительно доказало, что применение национально-регионального компонента в обучении активизирует деятельность учащихся и формирует у них творческие способности.

Заключение

Приобщение учащихся средних классов к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности — одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Использование этнопедагогики в своей практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего, патриотизма.

Подготовка любой формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

  • хорошее знание предмета и методики;
  • творческий подход к работе, изобретательность;
  • осознанное отношение к использованию различных форм урока в учебном процессе;
  • учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Бытует неверный термин «использование», «применение» традиций. Традиции в народном искусстве можно осваивать, развивать, к ним можно обращаться. Но «использовать» — значит брать напрокат как временный реквизит, который можно менять по выбору. Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому «псевдорусскому» стилю, который нередко возрождается сейчас любителями «русских сувениров». Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства — не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям.

Системный анализ современной науки предполагает изучение явления или объекта в единстве его поведения и строения, функционирования и внутренней структуры. Именно диалектическое единство этих противоположностей раскрывает сложные взаимосвязи и взаимообусловленность внешних и внутренних факторов, которые определяют специфику строения и особенности поведения данной системы. Уровень современных знаний о народном искусстве позволяет рассматривать его как сложную художественную систему, обладающую специфическими законами строения и развития. Но если общие закономерности народного искусства уже давно стали предметом научного знания, то более частные проявления их в местных системах народных промыслов и различных видах искусства еще ждут своей очереди.[10 c.163]

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2006. — 345 с.

2. Арнольдов, А. М. Введение в культурологию: учеб. пособие для сред. проф. учреждений. — М.: Аспект-Пресс, 2007. — 290 с.

3. Блонский, П.П. Избранные произведения/ П.П. Блонский. — М.: АСТ-Пресс, 2005. — 386 с.

4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты учащихся средней школы / Е.Н. Землянская // ПИШ. — 2005.- С. 23-26

5. Каргин, А.С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства/ А.С. Каргин. — М.: АСТ — Искусство, 2005. — 206 с.

6. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности среднего школьного возраста/ Е.Е. Кравцова. — М.: Владос, 2005. — 286 с.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Вестник образования. — 2003. — С. 4-10

8. Соловьев, Ю.А. Природная мастерская/ Ю.А. Соловьев // Коллекция идей. — 2008.- С. 38-41

9. Петрушина, С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения/ С.В. Петрушина // Средняя школа. — 2005. — С. 64-65

10. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл.: авт.-сост. Т.Я. Шпикалова // Программы общеобразовательных учреждений России. — М.: Просвещение, 2007. — 163 с.

11. Хотунцев, Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология»/ Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. — 2005. — С.67-69

12. Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников среднего возраста / Е.А. Яковлева // Вопросы психологии. -2006. — С. 28-32