: учительница русского языка и
Егорова Вера Павловна
Осуществление образовательной деятельности в условиях реализации Федерального Закона «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
Ведущие принципы ФГОС общего образования – принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы – это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Выпускник основной школы – умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные зания на практике.
Таким образом, ФГОС ООО логично и содлержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 1 сентября 2011 года.
В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образвательной программы, соответсвующей требованиям ФГОС ООО: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогическуих, информационно-методических.
Необходимо осуществить внутрениий мониторинг готовности школы к переходу на ФГОС ООО.
В образовательном учреждении должна быть разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержания деятельности школы по реализации ФГОС ООО. Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образвательнго учреждения.
Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие ...
... необходима консолидация школы и Вуза, совместные разработки и реализации образовательных программ, выявление качества уровня содержания образования и, ... групповые и коллективные формы организации познавательной деятельности учащихся. Учителя в учебно-воспитательном процессе ... классах, использование учителя в роли информатора. Работа педагогического коллектива должна быть направлена на ...
Ключевые особенности ФГОС общего образования
Стандарт, как совокупность требований (к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы).
Выделение в основной образовательной программе (в том числе, в учебном плане) по каждой ступени общего образования двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Системно-деятеностный подход как методологическая основа ФГОС общего образвания.
Повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы.
Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
Параметр для сравнения |
ФГОС |
ГОС |
Нормативно закрепленное понятие стандарта (ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» |
Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) |
Совокупность трех компонентов (федеральнго, регионального (национально-регионального), образовательного учреждения), определяющая в первую очередь содержание ООП |
Структура стандарта |
— требования к структуре ООП; — требования к условиям реализации ООП; — требования к результатам освоения ООП |
— обязательный минимум содержания ООП; — максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; — требования к уровню подготовки выпускников |
Основа стандарта |
Системно-деятельностный подход |
Основные направления модернизации российского образования |
Внеурочная деятельность |
+ |
— |
Умение учиться |
Формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно) |
Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности |
Финансирование образовательного процесса |
Урочная и внеурочная деятельность (основная образовательная программа) |
Базисный учебный план |
Для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально-педагогических умений. Среди них – умения проектировать и организовать уроки на основе системно-деятельностного подхода, направленные на достижение образовательных результатов ФГОС ООО.
Для организации уроков на основе системно-деятельного подхода, реализующих требования ФГОС ОО, учитель должен уметь составлять технологическую карту урока.
Технологическая карта урока – современня форма планирования педагогического взимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта урока – это обобщенно – графическое изображение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидульных методов педагогической деятельности.
Обучение с использванием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметеых, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность.
Задача технологической карты урока – отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Структура технологической карты включает:
- Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
- Цель освоения учебного содержания.
- Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД).
- Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы).
- Основные понятия темы.
- Технологию изучения указанной темя (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемы результат, даются практические заданияя на отработку материала и диагностические задания на роверку его понимания и усвоения).
- Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Ф.И.О.: Егорова Вера Павловна
Тема: Имя существительное как часть речи .
Тип урока: Урок обобщения изученного.
Класс: 6
Технологическая карта изучения темы
Тема |
Имя существительное как часть речи. |
||||
Цели |
Образовательные: научить анализировать существительное как «предмет» , выявлять морфологические признаки имени существительного |
||||
Предметные умения |
Формировать УУД: |
||||
Планируемый результат |
Знать склонение имён сущест- вительных, правильно писать падежные окончанийя имен существительных, знать син-таксическую роль сущес-твительных в предложении. Уметь распознавать сущес-твительные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний. Уметь вос-принимать текст на слух, выделять существительные в нем. В художественном тексте узнавать приемы олицетворения, безошибочно писать падежные окончания существительных |
— Личностные УУД |
— Регулятивные УУД |
— Коммуникативные УУД |
— Познавательные УУД |
Понять ценность рус-ского языка и богатство его структурных возмож-ностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональ-ную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. |
пользоваться разными видами чтения (озна-комительным, изучающим), перерабатывать и преобразовы-вать информа-цию (вопросы, таблица), вла-деть разными видами аудиро-вания. |
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения. Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной и письменной речью. |
Понимать, структури-ровать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравни-вать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
||
Основные понятия |
Части речи, существительное, алгоритм, кластер Грамматическое значение существительного. Морфологические признаки имени существительного. Типы склонений. Выбор условий написания падежных окончаний имен существительных |
||||
Межпредметные связи |
Культура речи. |
||||
Ресурсы |
Учебник , таблицы, презентация по теме. |
||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|||||||||||
I. Оргмомент. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих . |
|||||||||||||
II. Языковая разминка. |
– Записать под диктовку предложение: На дне лесного ручья виден каждый камушек… (Соколов-Микитов) – Обозначьте орфограммы в корне слова. Это один или разные виды орфограмм? – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему. – Разберите слово лесного по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи. |
Записывают и разбирают предложение Производят синтаксический разбор предложения, составляют схему. – Разбирают слово лесного по составу. |
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
|||||||||||
III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока. |
1. Подводящая к вопросу беседа . – О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт? Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам. – Что вы знаете об имени существительном? Ответы учеников . – Откройте учебник на с. 131 и прочитайте название § 44 – Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.) – Прочитайте вопросы после параграфа, обсудите их в парах и ответьте на вопрос: – Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? – Назовите ключевые слова урока. ( Имя существительное, лексическое значение . ) 2. Формулировка основного вопроса урока. В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?» |
(Имя существительное.) Называют признаки существительного (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.) |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
|||||||||||
IV. Открытие новых знаний. |
1. – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Послушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова». Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полнымполно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И всё, что в памяти у нас, – Означено словами. – Какие названия здесь перечислены? Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам. |
Называют существительные- предметы, окружающие нас |
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать. |
|||||||||||
V. Углубление и обобщение изученного. |
1. Актуализация изученного . – Вспомните, какими ещё признаками кроме значения характеризуются части речи. Ответы учеников. а) Упр. 242,243 – наблюдение над признаками имён существительных . – Какое лексическое значение имеют выделенные в тексте имена существительные? – А какие ещё возможны значения у имён существительных как части речи? – Назовите морфологические признаки выделенных слов, функцию их в предложении.
– Прочитайте ключевые слова темы. Конкретизируйте понятие «общее грамматическое значение». |
А)- (Конкретные предметы, животные, птицы.) — (Действие, признак.) Имя существительное
|
Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний, информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). |
|||||||||||
VI. Развитие учебно языковых и речевых умений. |
Упр. 247 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение Дополнительно . Самостоятельная работа (выдаются бланкилисточки для работы на каждого ученика). a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие. б) – Выписать из стихотворения по одному существительному, соответствующему морфологическим признакам: 1) существительное неодушевлённое, женского рода, 3го склонения, во множественном числе, именительном падеже; 2) существительное одушевлённое, мужского рода, 2го склонения, в единственном числе, родительном падеже. |
Выполняется в парах, проверка с помощью доски (на закрывающихся частях доски работают два человека, 3й пример – взаимопроверка между парами). Д Д Шёпот, робкое дыханье, П П Трели соловья. Пр Д Серебро и колыханье П Сонного ручья. Д П Свет ночной. Ночные тени, П Тени без конца. П Д Ряд волшебных изменений П Милого лица. |
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности. |
|||||||||||
VII. Итог урока. |
– Ответьте на основной вопрос урока: «Какие значения могут быть у имён существительных?» – Какое общее грамматическое значение их всех объединяет? – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? Что было интересно на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя? |
(Предмет.) |
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
|||||||||||
VIII. Домашнее задание. |
1. П § 44, упр.253, рассказать об имени существительном как части речи. П. Упр. 251 |