Торгово промышленная палата

Курсовая работа

Процесс экономической перестройки происходил в неблагоприятных условиях: реформировалась экономическая структура, в которой доминирующую роль играли крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и объединения, крайне невосприимчивые к рыночной модернизации. Этим в значительной степени объясняются издержки экономической реформы, недостатки современного социально-экономического развития. торговый промышленный инновационный

Экономическая реформа, в частности, поставила на повестку дня реформирование отношений власти и бизнеса. Эти отношения — важный фактор влияния на социально-экономические процессы, формирования нормального предпринимательского климата. В общественных организациях, содействующих предпринимательской деятельности, формируется ценный опыт. Без осознания этого положения невозможно выстроить наиболее короткий путь к цели, если целью называть построение экономически благополучного общества. Понимание места и роли торгово-промышленных палат, как выразителя интересов предпринимательства, может оказать существенную помощь в выборе путей совершенствования рыночных отношений.

В настоящее время, в условиях глобализации экономики и усиления внешнеэкономических связей, значительно возросла роль торгово-промышленных палат, которые во всем мире признаны важным международным институтом.

Важной организационной структурой поддержки малого предпринимательства является сеть торгово-промышленных палат Российской Федерации, которые на международном, федеральном, региональных и местных уровнях оказывают содействие развитию малого бизнеса путем оказания консультативных, информационных, юридических и других услуг.

Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их партнерами, развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей отечественных предпринимателей с предпринимателями зарубежных стран, а также развитию международной торговли в целом.

Объект исследования курсовой работы — мировая и отечественная система ТПП. Предмет исследования — деятельность торгово-промышленной палаты РФ.

8 стр., 3950 слов

Кризис крепостного права и развитие капиталистических отношений в России

... развития производительных сил, настоятельно требовала утверждения новых производственных отношений, углубляя тем самым кризис крепостнической системы. В области промышленного развития ... хозяйств в орбиту рыночных отношений порождало помещичье предпринимательство, т.е. попытки расширения и ... значение для развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве имел рост торгового земледелия, который ...

Целью курсовой работы является изучение и освещение ключевых элементов, дающих общий обзор торгово-промышленных палат.

Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:

  • ознакомиться с историей создания мировой системы торговых палат;
  • рассмотреть историю создания торгово-промышленных палат в России;
  • определить цели, задачи и функции ТПП РФ;
  • обозначить роль ТПП РФ в развитии малого и среднего предпринимательства, поддержке инновационной деятельности;
  • рассмотреть итоги деятельности ТПП РФ после V Съезда ТПП России;
  • провести анализ итогов опроса участников V Съезда ТПП РФ;
  • рассмотреть перспективы ТПП РФ по развитию инновационной деятельности.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

При исследовании темы курсовой работы были использованы: нормативно-правовые документы (Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Программа деятельности торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007-2011 годы, Устав ТПП России и др.), учебники и учебные пособия, статьи из современных периодических изданий, а также ресурсы сети Интернет.

Глава 1. Мировая система торгово-промышленных (торговых) палат

1.1 История создания мировой системы ТПП

История палат имеет в основном два корня. Наиболее отдаленные предшественники современных палат — это средневековые европейские корпорации и купеческие гильдии. Это были организации, опирающиеся только на собственные силы, организованные и управляемые купцами для защиты и регулирования своей торговли. Они не имели национальной основы и концентрировались в главных торговых центрах. Купеческие гильдии организовывали обмен товарами, определяли и контролировали весы и измерения, руководили арбитражными советами и управляли портами и рынками. С появлением современных национальных государств после Французской революции власть городов и купцов начала приходить в упадок, так как государственная власть начала организовывать и регулировать экономику на государственном уровне. Франция и Англия уничтожили гильдии законами Loi de Chapelier от 1791 г. и General Combination Act от 1799 г., соответственно. В других странах их влияние снизилось по мере того, как была введена свобода торговли.

Современная форма палат относится к так называемым «торговым палатам», введенным на государственном уровне во Франции в период правления Наполеона. В период с 1802 по 1804 гг. на территории Франции были учреждены 176 палат. Закон о палате устанавливал, что все предприниматели должны принадлежать соответствующей палате. Далее, закон регулировал область деятельности каждой палаты, допуская только одну официально признанную палату в каждом городе или районе. Первоначально эти палаты были, в основном, консультационными органами при государственной власти. Их основными задачами были сбор, накопление и представление правительству мнений и предложений деловых сообществ, касающихся экономического законодательства, тарифов и содействия развитию бизнеса. Палаты также должны были собирать и предоставлять статистическую информацию по торговле и промышленности. Наполеоновские палаты не были самоуправляемыми и не имели собственного бюджета. Они управлялись городскими чиновниками, поэтому их можно рассматривать как полугосударственные организации [9, с.67].

3 стр., 1283 слов

Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической ...

... закономерности развития института торгово-промышленных палат и его особую роль в системе предпринимательских союзов. Отдельные теоретические аспекты деятельности торгово-промышленных палат по стимулированию внешнеэкономической активности компаний нашли свое отражение в работах ряда зарубежных ученых, ...

Французская модель характеризуется обязательным членством и специальным законом о палатах, который определяет их статус и задачи. Она была принята несколькими государствами в континентальной Европе, включая Германию, Италию, Австрию, Нидерланды и Испанию в конце 19 и начале 20 века. Поэтому системы палат, действующие в рамках государственного закона, часто рассматриваются как «континентальные» модели. Эта система также была введена в большинстве французских колоний.

В Великобритании появилась другая система палат. Следуя либеральным традициям Британской экономической политики, органы государственной власти меньше вмешивались в дела палат, что создавало благоприятные условия для самоуправления делового сообщества. В результате, в Великобритании отсутствовали палаты, управляемые законом. Наоборот, палаты были организованы на основе частного права, требующего регистрации в деловом регистре или в регистре объединений. Членство в таких палатах добровольное, область деятельности не регулируется, а задачи палат не определены законом. Мировое значение этой системы палат, часто определяемой как англосаксонская или американская модель, частично объясняется ее введением в Британских колониях [9, с.67].

Континентальная и англосаксонская модели представляют два противоположных полюса в системе палат. Системы палат в большинстве стран можно классифицировать как одну из этих двух моделей. Однако существует несколько стран, чьи системы палат объединяют характеристики обеих этих моделей. Эти гибридные модели будут рассматриваться как «смешанные системы». Так как палаты определяются как «членские организации», их сила и власть зависят от их членской базы. Экономическая и политическая значимость палат непосредственно связана с числом членов и их готовностью поддерживать деятельность палат.

1.2 Зарубежный опыт организации торгово-промышленных палат

Членство в торгово-промышленных палатах Германии является обязательным для всех физических лиц, занятых собственным делом, и юридических лиц, осуществляющих бизнес, включая предпринимателей и предприятия промышленности и торговли. Существуют отдельные палаты для сельского хозяйства, малого бизнеса и специалистов, таких как адвокаты, врачи и архитекторы.

В Германии 83 торгово-промышленные палаты, причем каждая действует в определенном регионе, определенном правительством. Германская торгово-промышленная палата объединяет в среднем 30000 членов. Самая маленькая палата объединяет 4200 членов. Самая большая (Мюнхенская торгово-промышленная палата) — 220000 членов. Главным органом палат является Ассоциация Германских торгово-промышленных палат (DIHT), представляющая 83 палаты и приблизительно 2,6 миллиона компаний. В отличие от региональных палат, этот орган является добровольной организацией и не имеет статуса общественного права [15].

Так как на германское законодательство о палатах сильно влияет французская модель, между ними есть много общего. Как и в примере Германии, членство во французских торгово-промышленных палатах обязательное для всех предприятий, перечисленных в торговом регистре. Этот регистр включает предприятия промышленного, коммерческого и профессионального секторов. Другие секторы, такие как сельское хозяйство и малое предпринимательство, в другие палаты.

8 стр., 3553 слов

Региональные торгово-промышленные палаты как фактор самоорганизации ...

... данного контракта, должны урегулироваться арбитражным судом Пензенской Торгово-промышленной Палаты согласно регуляторным нормам указанного суда. Изложенное судом ... В качестве основы был принят опыт работы Коалиции бизнес ассоциаций Саратовской области «Единство действий», которая ... своего коллектива. И только тогда, когда большинство членов вашей организации уверены в необходимости публичной ...

Организация французских палат имеет трехъярусную структуру. Существуют 162 местные торгово-промышленные палаты, каждая из которых действует на определенной административной территории, закрепленной в законе о палатах. Местная торгово-промышленная палата объединяет в среднем 10500 членов. На региональном уровне эти местные палаты объединены в 21 региональную палату. Наконец, как местные, так и региональные палаты являются членами национального головного органа — Ассамблеи французских торгово-промышленных палат. В противоположность германскому DIHT, французская национальная палата (представляющая 183 палат и приблизительно 1,7 млн. компаний) является корпорацией в рамках общественного права.

В отличие от континентальной модели, деятельность палат в США не регулируется специальным законом о палатах. Однако все палаты должны соблюдать определенные местные, государственные и федеральные правила и инструкции, которые управляют работой (не подлежащей налогообложению) организации 501. Неподчинение этим законам может привести к утрате статуса благоприятствования по налогообложению. Кроме того, существуют определенные государственные законы и инструкции, которые палаты должны соблюдать, поскольку они признаны как неприбыльные организации. Членство полностью добровольное, и отдельные палаты определяют условия вступления в члены своими уставами. В общем, любое лицо, объединение, кооперация, партнерство или сословие, имеющее интерес к центральной задаче организации, может подать заявление и вступить в члены.

Так как в США каждый может учредить палату, и палаты не регистрируются централизованно, точное число всех палат не известно. Однако, в 1992 г. существовало приблизительно 5000 местных и государственных палат, каждая из которых охватывала определенную географическую область, определяемую ее уставом. Как членская база, так и географическое представление сильно разнятся. Более мелкие палаты могут состоять из 100 членов и меньше, а более крупные столичные или государственные палаты могут иметь несколько тысяч членов. Существуют мелкие города с менее, чем 5000 членами с одной палатой и несколько более крупных столичных областей с несколькими палатами. Кроме метропольной палаты, более крупные метропольные регионы могут иметь несколько торговых палат. Существует много палат в пригородных районах, окружающих главный город. Многие пригородные палаты очень влиятельны и имеют сотни членов со своим собственным правом. Местные палаты могут входить как в палату штата, так и в национальную палату, однако необходимые условия для такого членства отсутствуют. Головной организацией местных палат и палат штатов является Торговая палата США. В отличие от германских и французских национальных палат членская база Торговой палаты США включает не только палаты, но также индивидуальные предприятия и торговые объединения. Торговая палата США представляет примерно 215000 частных предприятий, 3000 местных торговых палат и торговых палат штатов и 1200 торговых объединений. Многие предприятия являются членами не только местной палаты, а также и национальной палаты [15].

В Японии деятельность палат регулируется законом, но членство добровольное. Закон о палатах требует, чтобы зона деятельности одной палаты не пересекалась с другой. Закон не требует создания палаты в каждом районе. Однако сегодня каждый большой город имеет собственную палату. Существует 496 торгово-промышленных палат объединяющих около 1,4 млн. членов по всей стране 3. Национальная федерация местных палат представлена Японской Торгово-промышленной палатой (NISSFAO).

19 стр., 9365 слов

Бизнес-планирование на предприятии

... перехода к следующей части работы — рассмотрению этапов разработки бизнес-плана, стоит упомянуть об основополагающих принципах бизнес-планирования, направленных на создание успешной деятельности предприятия. К таким принципам ... предприятия в теории и ее аналитика на примере компании ООО»Ангел-А». Компания специализируется на продаже женской одежды. Данная сфера выбрана ввиду того, швейная и торговая ...

Любое физическое или юридическое лицо, занимающееся бизнесом в регионе, на который распространяется действие палаты, может стать членом палаты. Хотя среднее число членов примерно составляет 3000, палаты в более крупных городах Токио и Осака включают 15000 членов. Японские палаты традиционно представляют малые и средние предприятия различных секторов экономики.

Особенность японских палат состоит в объединении «особых торговцев и промышленников». Это крупнейшие предприятия в регионе действия палаты, сумма налогов или доля акционерного капитала которых превышает определенные показатели. Эти предприятия должны зарегистрироваться в соответствующей палате. Эта регистрация не является членством, но обеспечивает им специальный статус в палате. Они имеют право голосовать на общем собрании членов и должны платить взносы, размер которых определяет палата.

1.3 Роль торговых палат в поддержке малого бизнеса. Зарубежный опыт

до 80% доходной части бюджета государства приносит малый бизнес (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% в Японии, 40% в США).

Доля малых форм предприятий в предпринимательском секторе экономики непрерывно растет, отражая тенденцию к расширению и децентрализации как наиболее соответствующим потребностям человека в его творческой самореализации, о чем свидетельствует тот факт, что сегодня в мировой экономике в секторе малого бизнеса заняты 60-75% всех работающих, а число малых и средних предприятий превышает 80% общего числа предприятий [8, с.34].

Защита интересов малого бизнеса в различных формах входит в сферу деятельности торговых палат многих стран мира, прежде всего США, Японии и стран Западной Европы. Что касается США, то участие торговых палат в такой деятельности объясняется, прежде всего тем, что малые предприятия являются основой американской экономики, а местные торговые палаты — это прежде всего деловые объединения малого бизнеса. Соответственно, делами малого бизнеса занимаются все без исключения многочисленные торговые палаты. В этом плане характерна позиция Торговой палаты США (ТП США), одной из приоритетных задач которой является изучение проблем и защита интересов малого бизнеса. Достаточно сказать, что почти каждое четвертое обращение президента ТП США по актуальным проблемам национального бизнеса в той или иной степени посвящено вопросам малого предпринимательства.

В начале 1998 г. ТП США вдвое увеличила число своих лоббистов в Конгрессе с тем, чтобы ускорить решение ряда проблем, включая малый бизнес. Усилия ТП США приносят конкретные результаты. Например, под давлением деловых кругов, мобилизованных Торговой палатой, Администрацией президента Клинтона было принято решение о реорганизации Налогового Управления, которое постоянно превышало свои полномочия во взаимоотношениях с предприятиями малого бизнеса.

Также интересен опыт работы торговых палат по поддержке малого бизнеса в Японии. После финансового кризиса 1998 г. правительство Японии приняло ряд долговременных стратегических решений по повышению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики в условиях нарастающей глобализации рыночных отношений. Быстрый научно-технический прогресс во всех отраслях реальной экономики потребовал ускоренной реструктуризации промышленности на национальном и региональном уровнях. Это в значительной мере связано с разукрупнением сверхмощных предприятий и корпораций путём принудительной продажи крупных блоков акций другим компаниям на открытых торгах с выделением дочерних производственных и венчурных МСП.

50 стр., 24962 слов

Разработка бизнес–плана малого предприятия

... бизнес-плана; определить этапы разработки бизнес-плана; охарактеризовать структуру бизнес-плана; применить на практике полученные знания в области бизнес - планирования. В настоящей работе была использована методика составления бизнес плана исследуемого предприятия. ... теоретические основы бизнес - планирования и применить их на практике, разработав бизнес план для малого предприятия ООО « ...

К концу 2006 г. было сформировано около 50 тысяч производственных центров предпринимательства, объединяющих на технологической и организационной основе различные группы МСП. Это, в свою очередь, позволило организовать 19 крупных индустриальных кластеров, деятельность которых в значительной мере способствовала экономическому оздоровлению регионов. На эти цели в бюджете страны, начиная с 2006 г. ежегодно выделялось около $8,5млрд. [8, с.35]

В условиях ужесточения конкурентной борьбы при одновременном усложнении деятельности во всех сферах бизнеса отмечается тенденция к сокращению выживаемости стартующих МП. Продолжительное время в японской экономике существует превышение количества закрываемых МСП над числом вновь создаваемых предприятий. В этой связи возникла необходимость в дополнительной поддержке стартующих предприятий, и особенно в сфере венчурного бизнеса, где существуют наибольшие деловые риски.

Важную роль здесь играют созданные так называемые специальные консультационные бюро по предотвращению банкротств, действующие в рамках местных ТПП. Специалисты, работающие в этих бюро, проводят комплексный анализ деятельности малых предприятий, находящихся в тяжелом положении, и вырабатывают соответствующие рекомендации для предпринимателей. Получение таких рекомендаций, утверждаемых председателем соответствующего отделения ТПП, является необходимым условием для оказания предпринимателю финансовой помощи. Кроме того, если малое предприятие, не имеющее поручителя и залога или испытывающее трудности с получением средств в коммерческих банках, обращается за ссудой, то оно предварительно должно заручиться согласием местного отделения ТПП. Отделение рассматривает обращение предпринимателя и готовит т.н. «рекомендательное письмо», которое является основанием для получения суммы. Ее размер составляет до 5,5 млн. йен, выдаваемой сроком на 6 лет из расчета 3,4% годовых с льготным периодом в 6 месяцев.

Без рекомендаций местной ТПП малые предприятия, работающие меньше года, не могут получить также беспроцентную ссуду на модернизацию оборудования в размере 50% от стоимости оборудования, но не более 40 млн. йен, сроком на 5 лет.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления: [8, с.36]

  • кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
  • кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;
  • кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
  • кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
  • проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.
  • Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:
  • программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;
  • программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган — Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству — призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

14 стр., 6704 слов

Организация деятельности российских центров научно-технической ...

... центра научно-технической информации предлагает комплекс услуг по регистрации и защите прав на интеллектуальную собственность: патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в России и зарубежном; регистрация товарных знаков (торговых ...

Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества [8, с.37].

Исходя из зарубежного опыта, можно сделать вполне определенный вывод, что роль и значение торговых палат в формировании социально-экономического климата в стране и развитии рыночных отношений зависит не только от их активной деятельности в структурах государственной власти, но и инициативы самого бизнес-сообщества, выразителем интересов которого являются торговые палаты.

В рамках такой инициативы, по нашему мнению, можно выделить основные направления деятельности торговых палат, которая способствовала бы поддержки малого бизнеса и стимулированию инноваций.

Прежде всего, это консультативная помощь членам палаты по организации предпринимательской деятельности, ВЭД и другим финансовым и экономическим вопросам; экспертиза проектов законодательных актов и подготовка по ним заключений для представления властным структурам коллективного мнения деловых кругов по их соответствию политике рыночных реформ и развитию деятельности малого предпринимательства.

Использование зарубежных представительств и совместных палат по оказанию содействия ВЭД своим членам, в том числе по подбору контрагентов, определению их надежности, налогообложению, таможенным процедурам, адаптации к местным условиям, так же играет немаловажную роль в поддержки предприятий малого бизнеса и прежде всего, экспорто- ориентированных.

14 стр., 6845 слов

Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации

... в каждом государстве, хотя и преследует одну и ту же цель: стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала. Целью написания курсовой работы является изучение инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации. В работе ...

Таким образом, общие законы развития рыночной экономики предопределяют идентичность выполняемых и решаемых торгово-промышленными палатами в различных странах функций и задач, которые, как правило, включают в себя: оказание услуг, в которых нуждаются деловые круги; представление экономических интересов регионов в правительстве путем подготовки экспертиз и внесения соответствующих предложений; содействие развитию внешней торговли, представление экономических интересов деловых кругов своих стран в целом. Таким образом, торгово-промышленные палаты выполняют важные функции в регулировании экономической политики государства.

Глава 2. Торгово-промышленные палаты РФ

2.1 История создания торгово-промышленных палат в России

До 1917 года функции торговых палат в России выполнялись биржевыми комитетами, которые, в частности, участвовали в разработке торгового и промышленного законодательства. Московский биржевой комитет был основан в 1839 году. Современная Торгово-промышленная палата РФ расположена в бывшем здании Московского биржевого комитета (на Ильинке).

6 октября 1917 года было издано Постановление Временного правительства «О создании торгово-промышленных палат». Согласно 6 статье этого закона, основная инициатива в учреждении палат передавалась на места. В тех местностях, где существовали предпринимательские организации, в том числе и биржевые комитеты, право преимущественной инициативы принадлежало им. Закон предполагал обязательное членство всех хозяйствующих субъектов, платящих промысловый налог. 28 марта 1919 года Верховный правитель адмирал Колчак утвердил постановление Совета Министров Российской Республики «О временных торгово-промышленных палатах», которое устанавливало правила учреждения Временных торгово-промышленных палат» на территории белого движения в период военных действий. В период гражданской войны было создано 8 торгово-промышленных палат. 6 сентября 1921 года в Чите на заседании Правительства Дальневосточной Республики был принят Закон № 153 «Об установлении Положения о Торгово-Промышленных Палатах».

В результате действия этого закона было создано пять торгово-промышленных палат в Верхнеудинске (Улан-Удэ), Чите, Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке. 18 октября 1921 года решением Северо-Западного Экономического Совещания (протокол № 4 от 18 октября 1921 года) было принято решение о создании Северо-Западной областной торговой палаты в Петрограде, деятельность которой распространялась на Псковскую, Новгородскую, Петроградскую, Олонецкую (Карелия), Мурманскую губернии и часть Архангельской губернии. Палата должна была обеспечить развитие торговой деятельности в Северо-Западной области, укрепить торговые отношения со всеми районами Советской республики, содействовать развитию внешнеторговых связей с западными странами. 15 февраля 1923 г. Постановлением Совета Труда и Обороны был утвержден Устав Российско-Восточной торговой палаты, в котором была объявлена ее цель: «…содействовать экономическому сближению России с Советскими Республиками — Бухарой и Хорезмом, а также с Персией (Ираном), Турцией, Афганистаном, Монголией, Китаем и Японией на почве торгово-промышленных интересов». 23 сентября 1927 года Советом Труда и Обороны 23 сентября 1927 (протокол от 23 сентября 1927 г.) был утверждён устав Всесоюзно-Западной торговой палаты (ВЗТП), которая была создана на базе Северо-Западной областной торговой палаты. В августе 1928 года ВЗТП переехала в Москву и разместилась в здании Московской биржи на ул. Куйбышева, 6 (ныне, вновь Ильинка).

8 стр., 3577 слов

Правовое положение торгово-промышленных палат

... основу создания и деятельности. Например, своеобразна правовая основа неправительственного постоянного международного коммерческого арбитража в Вильнюсе (Института арбитражного суда — ВМКА), созданного под эгидой Литовской торгово-промышленной палаты, устав которого ...

14 июня 1928 года Совет народных комиссаров Союза ССР изменяет статус Российско-Восточной торговой палаты и утверждает Устав созданной на её базе Всесоюзно-Восточной торговой палаты. 28 мая 1932 года на основе Всесоюзно-Западной и Всесоюзно-Восточной торговых палат была создана Всесоюзная торговая палата — общественная организация, призванная содействовать развитию внешнеэкономических связей СССР с зарубежными странами [9, с.80].

На основании постановления Совета Министров СССР, решением Президиума палаты в 1972 году Всесоюзная Торговая палата была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР, что придало ей статус союзно-республиканского органа, и в 14 советских республиках были образованы республиканские торгово-промышленные палаты. ТПП СССР являлась юридическим лицом, обладала обособленным имуществом, со всеми, присутствующими при этом правовом статусе, правами. При ТПП СССР созданы Арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

Функции палаты были значительно расширены, среди них: содействие развитию экспорта советских товаров; оказание консультационных услуг по всем вопросам деятельности предприятий; установление и развитие связей с иностранными деловыми и общественными кругами; осуществление связей с ассоциациями делового сотрудничества с зарубежными странами; содействие установлению прямых производственных и научно-технических связей с предприятиями других стран; представление советских предприятий в Международной организации труда (МОТ); приглашение и прием иностранных торгово-экономических и научно-технических делегаций; изучение, обобщение и распространение справочной и информационной литературы по экономике; удостоверение свидетельства происхождения товаров; контроль качества и комплектности, а также проверка количества экспортных и импортных товаров и многие другие функции. Впервые союзная палата получила право самостоятельно создавать, реорганизовывать и ликвидировать на территории СССР торгово-промышленные палаты городов, региональные отделения палаты, объединения, предприятия и другие организации. Уставом палаты расширен круг возможных членов. Важным положением устава являлось требование о том, что действительные члены торгово-промышленных палат союзных республик и городов одновременно являются действительными членами Торгово-промышленной палаты СССР, и это положение окончательно закрепило существование единой системы торгово-промышленных палат, которое традиционно сохранилось до настоящего времени. В 1988 году на заседание Совета Министров СССР были рассмотрены вопросы совершенствования организационный структуры управления системой ТПП СССР. На основании этого постановления были приняты важные организационные решения. С этого времени началось открытие отделений ТПП СССР в экономически развитых регионах СССР.

В январе 1990 года были ликвидированы отделения ТПП СССР на территории Российской Федерации и на их основе были созданы самостоятельные торгово-промышленные палаты. 19 октября 1991 года состоялся учредительный съезд Торгово-промышленной палаты РСФСР. В рамках новой системы предполагалась полная самостоятельность региональных палат, добровольность членства и возможность добровольного делегирования региональными палатами некоторых функций в национальную ТПП [9, с.82].

После распада СССР, ТПП РФ стала правопреемницей ТПП СССР.

июля 1993 года был принят Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» № 5340-I от 07.07.1993. В рамках принятого закона словосочетание «торговая палата», «промышленная палата» и «торгово-промышленная палата» стали охраняться законом и их можно было использовать в наименованиях организаций только с разрешения Торгово-промышленной палаты РФ. Данный закон предусматривал возможность организации только одной торгово-промышленной палаты в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Членство в палатах добровольное. В соответствии с законодательством ТПП РФ обеспечивает защиту интересов предпринимательства, а также осуществляет представительские функции бизнеса в стране и за рубежом. Законом предусмотрено исполнение государственных функций: удостоверение сертификатов происхождения, выдача Карнетов АТА, техническая экспертиза, удостоверение форс-мажорных обстоятельств, третейское судопроизводство и международное арбитражное судопроизводство.

2.2 Цели, задачи и функции ТПП РФ

Торгово-промышленная палата РФ является негосударственной, некоммерческой организацией российских предприятий и российских предпринимателей, созданной с целью содействия развитию экономики Российской Федерации, формирования современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развития всех видов предпринимательства, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, а также укрепления торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран [4].

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

Приоритетными задачами и направлениями деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются:

  • активное содействие развитию и широкому применению инноваций, современных технологий, экономики знаний;
  • представление и защита интересов деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • активное участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, и создание эффективной системы независимой экспертной оценки их проектов;
  • участие в становлении и развитии инфраструктуры обслуживания предпринимательства, расширение сферы оказываемых палатами услуг, повышение их качества и высокой степени доступности для бизнеса, общественных и государственных структур, муниципальных образований;
  • установление и развитие связей с иностранными партнерскими организациями и деловыми кругами, а также международными организациями бизнеса; [4]

содействие эффективному и качественному разрешению гражданско-правовых споров путем развития форм третейского разбирательства;

  • продвижение товаров и услуг российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
  • распространение принципов цивилизованного ведения бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде;
  • формирование позитивного имиджа российских производителей товаров и услуг.

Перспективное направление деятельности ТПП РФ — организация сотрудничества на взаимовыгодной основе представителей малого и крупного бизнеса, прежде всего, в инновационной сфере.

Система Торгово-промышленной палаты России сегодня — это:

  • более 170 территориальных торгово-промышленных палат;
  • около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, представляющих основные секторы российской экономики;
  • более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики;
  • около 40 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности;
  • более 30 комитетов ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и 800 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами;
  • представительства за рубежом.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации содействует деятельности более 40 российских деловых советов с зарубежными странами.

Торгово-промышленная палата России — член Международной торговой палаты, Всемирной федерации торговых палат, Европалаты, Совета руководителей ТПП государств-участников СНГ и других международных, а также региональных организаций.

«Центр международной торговли», «Экспоцентр», «Союзэкспертиза», «Союзпатент», хорошо известны не только в России, но и за рубежом, а также более 350 других предприятий и фирм, созданных с участием ТПП РФ и территориальных ТПП, образуют инфраструктуру обслуживания предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации оказывает следующие услуги: [15]

  • экспертиза товаров;
  • оценка собственности;
  • выставочно-ярмарочная деятельность;
  • защита интеллектуальной собственности;
  • информационное обслуживание и юридическое консультирование;
  • ведение негосударственных реестров экспертов по товарной экспертизе и оценочной деятельности, Реестра надежных партнеров;
  • свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор);
  • оформление документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
  • аккредитация иностранных фирм.

Для осуществления функций ТПП России имеет право в порядке, установленном действующим законодательством: [4]

1) осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;

2) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах; принимать участие в выборах в федеральные и местные органы власти, выдвигать кандидатов в состав этих органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) совершать всякого рода сделки с юридическими и физическими лицами и иные юридические акты;

4) приобретать и отчуждать всякого рода движимое и недвижимое имущество;

5) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в России и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями, предпринимателями и организациями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

6) определять порядок образования и размеры формируемых в Палате специальных фондов и основные направления их использования; устанавливать цены и тарифы на услуги, оказываемые Палатой;

7) самостоятельно определять методы осуществления своей хозяйственной деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты и материального стимулирования их труда;

8) открывать свои филиалы и представительства за границей;

9) входить в состав союзов, ассоциаций, федераций и других объединений, взаимодействие с которыми может служить более полному и всестороннему выполнению функций Палаты.

ТПП России состоит из торгово-промышленных палат, образованных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, и созданных ею предприятий и учреждений, а также организаций, объединяющих предприятия и предпринимателей.

Торгово-промышленные палаты, образованные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, состоят из торгово-промышленных палат, образованных в административно-территориальных образованиях Российской Федерации, и созданных ими предприятий и учреждений, а также организаций, объединяющих предприятия и предпринимателей.

На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата. [15]

Правовой статус торгово-промышленных палат определяется их учредительными документами. Уставы торгово-промышленных палат не должны противоречить Уставу ТПП России.

Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в соответствии с Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Члены ТПП России равны в отношении их прав и обязанностей перед Палатой.

Высшим руководящим органом ТПП России является Съезд.

Очередные съезды созываются Правлением Палаты не реже одного раза в четыре года.

Для решения вопросов, не терпящих отлагательства, могут созываться внеочередные съезды Палаты.

Съезд ТПП России:

1) избирает Правление и Президента Палаты;

2) избирает ревизионную комиссию Палаты, утверждает Положение о ее деятельности;

3) утверждает, изменяет и дополняет Устав ТПП России;

4) решает вопрос о прекращении деятельности Палаты;

5) рассматривает другие вопросы, относящиеся к деятельности Палаты.

Для руководства деятельностью ТПП России в период между съездами Съезд Палаты избирает на 4 года Правление. Количество избираемых членов Правления определяется Съездом Палаты. В состав Правления входят по должности Президент и вице-президенты.

Правление ТПП России возглавляется Председателем Правления, которым по должности является Президент Палаты.

Работа Правления осуществляется в соответствии с принимаемым Правлением Регламентом.

Члены Правления Палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах.

При этом Правление может принять решение о возмещении членам Правления расходов, связанных с их участием в работе Правления.

Для решения вопросов оперативного руководства Палатой Съезд ТПП России избирает Президента Палаты сроком на 4 года.

Для проверки финансово-хозяйственной деятельности, кассы, имущества и отчетности ТПП России Съезд Палаты избирает на 4 года ревизионную комиссию в количестве, определяемом Съездом, из числа лиц, не входящих в состав Правления Палаты. Реорганизация и ликвидация ТПП России производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. [15]

2.3. Роль ТПП РФ в развитии малого и среднего предпринимательства, поддержке инновационной деятельности

Развитие малого и среднего предпринимательства, являющегося важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста страны, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, преодоления бедности и укрепления социальной стабильности, было и остается одной из наиболее приоритетных задач ТПП России. В частности, ТПП РФ проводятся следующие работы:

  • увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение эффективности их деятельности (работа по формированию предложений в федеральные органы законодательной и исполнительной власти в части совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • оказание организационно-методического содействия территориальным палатам в вопросах их участия в разработке и реализации региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
  • осуществление постоянного мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства с целью определения уровня его развития и устранения проблем, тормозящих развитие сектора и др.);
  • [12]
  • оптимизация налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • формирование программ поддержки инновационных и экспортно-ориентированных проектов малых и средних предприятий;
  • развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обучение кадров.

Торгово-промышленная палата России является сегодня крупнейшим национальным деловым центром, чья деятельность вносит большой вклад в жизнь страны, способствует развитию отечественной экономики и укреплению взаимовыгодного международного сотрудничества. Сегодня перед нашей страной стоит стратегически важная задача — радикально повысить эффективность экономики, добиться её модернизации и структурной перестройки.

В рамках содействия инновационным процессам ТПП РФ сосредоточилась, в том числе, на создании региональных центров коммерциализации технологий и предпосевной подготовки инновационных проектов, а также на патронате над бизнес-инкубаторами и технопарками.

Созданный при Палате Торгово-промышленный инновационный фонд и создаваемые региональные центры коммерциализации технологий, предпосевной подготовки инновационных проектов призваны обеспечить поддержку инноваций в субъектах РФ.

В ближайшие планы ТПП РФ, входит создание интернет-портала «Инновационный навигатор ТПП РФ», ключевым проектом которого станет «Инновационная карта России» с максимально подробной информацией для потенциальных инвесторов, а также передача территориальным ТПП дополнительных полномочий в сфере поддержки предпринимательства, популяризация инновационной деятельности в СМИ.

Палатой уже подписаны трёхсторонние соглашения о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности с 11 субъектами РФ, готовятся к подписанию аналогичные соглашения с Калужской, Воронежской, Нижегородской и Ростовской областями. [11]

Таким образом, все торговые палаты мира объединяет одна миссия — защита интересов предпринимателей путем воздействия на органы власти и другие слои общества. Цели деятельности палат конкретизируются в задачах, которые они ставят перед собой на определенных исторических отрезках времени. Каждая палата формирует свои задачи, исходя из возможностей и потребности предпринимательского сообщества на своей территории.

Сегодня главная задача ТПП РФ — это поиск и реализация совместно с территориальными палатами, объединениями предпринимателей и властью наиболее востребованных и эффективных антикризисных решений. Особо следует выделить роль ТПП РФ в деле обобщения и распространения успешного регионального опыта по преодолению негативного влияния кризиса на развитие малых и средних предприятий.

Глава 3. Анализ деятельности системы ТПП РФ

3.1 Итоги деятельности ТПП РФ после V Съезда ТПП России

Интересными, насыщенными и совсем не простыми, были годы после V Cъезда в жизни нашей страны, в деятельности системы торгово-промышленных палат России. Достаточно сказать, что половина времени, отделяющего нас от V Съезда, пришлась на мировой кризис. К волне кризиса, захлестнувшего и Россию, добавилась небывалая засуха, бушевали лесные пожары. Естественно, что все это наложило печать на нашу работу, подчинило ее тем задачам, которые решали предпринимательские структуры, решала вся страна. Можно было бы перечислять и перечислять все, что предпринимала ТПП России, вся наша система торгово-промышленных палат в этих условиях. Делегаты и гости Съезда получили подробный отчет о деятельности палаты за прошедший период.

Остановимся на ряде проблем. Главная из них — это необходимость инновационного развития российской экономики. Не случайно, что руководители ТПП России входят в состав Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте РФ, Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. ТПП РФ представлена в правительственных комиссиях по развитию малого и среднего предпринимательства, по высоким технологиям и инновациям, по транспорту и связи, по законопроектной деятельности. [13]

Торгово-промышленная палата России ни в чем не противопоставляет интересы бизнеса обществу, государству. Поэтому основной упор в ее деятельности по вопросам инновационного развития экономики был сделан на необходимость активизации в этом направлении предпринимательства.

ТПП, ее комитеты неоднократно ставили вопрос о необходимости государственного стимулирования предпринимателей к инновационной деятельности.

Серьезным стимулом для предпринимателей по вложению средств в модернизацию экономики могли бы стать налоговые рычаги. Очевидно, что конечный успех будет во многом определяться налаживанием в России производственных циклов с основной задачей претворения в жизнь достигнутых прорывных научно-технологических разработок.

В деловом сообществе России хорошо известны усилия, которые прилагала в последнее десятилетие ТПП России по разработке концепции современной промышленной политики. В области законодательства, сегодня стоит задача реанимировать процесс принятия Федерального закона «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года».

Одним из основных элементов промышленной политики является обновление основных фондов российских предприятий. ТПП РФ неоднократно ставила вопрос о необходимости обнулить таможенные пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования, если оно не производится в нашей стране, и снять НДС на импорт такого оборудования.

Для перевода экономики на инновационные рельсы необходимо широко использовать особые экономические зоны, техно- и индустриальные парки, центры трансферта технологий. Правление и Президиум российской Палаты неоднократно обращались к позитивному опыту палат Республики Татарстан, Санкт-Петербургской, Липецкой, Челябинской (Южно-Уральской), которые активно способствовали созданию промышленно-внедренческих зон. Известны поучительные примеры и в других регионах. Так, Нижегородская палата активно участвует в формировании технопарков «Система-Саров», «Анкудиновка», Нижегородского бизнес-инкубатора. В среднесрочной перспективе в них будет размещено около 800 инновационных компаний, в том числе европейская штаб-квартира всемирно известной корпорации Intel. [13]

Успехом модернизации российской промышленности во многом будет способствовать активизация выставочно-ярмарочной деятельности. Прочные позиции в этой сфере удерживают ведущая профильная организация — «Экспоцентр», а также Краснодарская, Белгородская палаты, ТПП Республики Мордовия.

Опыт построения рыночной экономики доказал чрезвычайно важную роль малого и среднего бизнеса. Принятые на начальном этапе кризиса правительственные меры помогли российскому малому и среднему предпринимательству сдержать удар кризисной стихии. Получили определенное развитие институты микрофинансирования. Благодаря этому удалось избежать штормовой волны безработицы. Отметим, что те меры, которые предприняты в поддержку малых инновационных предприятий, еще не создают стимула для массированного притока венчурного капитала. В США компании, стартовавшие при помощи венчурного капитала, дают сейчас 21% ВВП страны. У нас же лишь узкому кругу специалистов известна пара-тройка фирм, сумевших подняться на ноги при поддержке бизнес-ангелов. В совершенствовании правового регулирования нуждаются и сами венчурные фонды — из 108 таких фондов, официально зарегистрированных в России, признаки жизни подают меньше половины.

Другая проблема — эта значительный и повсеместный рост земельных налогов, и, как следствие, всё возрастающее число банкротств предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в Рязанской области, в результате проведённой в 2009 году кадастровой оценки земель, её стоимость возросла от 2 до 10 раз.

Совершенно оправдано, что в отчетный период ТПП России концентрировала повышенное внимание на проблематике, связанной с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата. Хроническая нехватка инвестиций явилась одним из самых негативных результатов предкризисной экономической модели. Ситуация усугубляется непрекращающимся вывозом капитала за рубеж. [13]

Усилению притока иностранных инвестиций, несомненно, будет способствовать новый фонд, посредством которого государство будет делить все риски с инвесторами в соотношении 50 на 50 процентов. Благоприятный инвестиционный климат в России нельзя создать без противодействия коррупции и недобросовестному предпринимательству. Целый ряд инициатив был предпринят ТПП РФ по борьбе с рейдерскими захватами, с контрафактной и фальсифицированной продукцией.

Одна из серьезных задач, стоящих перед Торгово-промышленной палатой — это кадровое обеспечение модернизации. С июня 2007 года по январь 2011 года очный и дистанционный курсы обучения прошли более 3-х с половиной тысяч человек. По 160-часовой программе дополнительного профессионального образования подготовлены 80 руководителей территориальных ТПП.

Важнейшим событием для российского предпринимательства в ближайший период времени станет присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации. Необходима серьезная разъяснительная работа по вопросам вступления России в ВТО.

Следует также расширить меры поддержки несырьевых компаний, стремящихся прорваться на мировые рынки. Это имеет отношение, в частности, и к отечественному сельскому хозяйству. Оно в состоянии внести существенный вклад в экспортную составляющую России.

В числе важнейших приоритетов Торгово-промышленной палаты находились и находятся вопросы взаимного повышения ответственности государства и бизнеса за сохранение социальной стабильности в обществе. Палата поддерживает курс по наращиванию расходов на социальные программы.

В настоящее время в Российской Федерации действуют 174 торгово-промышленные палаты, в том числе 81 субъектов Федерации и 93 палаты муниципальных образований. Они объединяют более 47 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей. Членами Торгово-промышленной палаты России являются также 207 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей, 500 бизнес-ассоциаций, действующих на региональном уровне. За отчетный период ТПП России подписала и выполняет соглашения с такими коммерческими структурами, которые представляют большое число предприятий и организаций, как «Ростехнологии», РЖД, ВТБ, Сбербанк России, Россельхозбанк, Российский банк развития. Подписаны соглашения также с рядом государственных структур — с Минэконоразвития, МЧС, Счетной палатой, Росреестром, Федеральной таможенной службой, МВД, Генпрокуратурой, Российским союзом ректоров.

Интересы важнейших сфер производства и предпринимательства представляют 34 комитета ТПП РФ и более 1000 общественных экспертных формирований, созданных территориальными палатами. В составе комитетов работают представители предпринимателей, научного и экспертного сообщества, органов государственной власти. Хорошо работает Комитет по инвестициям, который проводит регулярные заседания и направляет предложения в руководящие органы страны. [13]

Одной из важнейших задач торгово-промышленных палат в сфере поддержки предпринимательства является расширение видов и увеличение объемов услуг. При этом первостепенная роль отводится информационно-консультационному обеспечению на базе современных технологий. Новые потребности бизнеса в услугах торгово-промышленных палат были предметно рассмотрены Президиумом Правления ТПП России на примере деятельности Южно-Уральской, Ульяновской и Пензенской торгово-промышленных палат.

В 2010 году деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях выхода из кризиса, результатов принятых Правительством РФ антикризисных мер и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и программ поддержки МСП, реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Комитет проводил работу совместно с Департаментом по законодательству и Департаментом по работе с объединениями предпринимателей по анализу законодательства и нормативно-правовых актов по МСП, выявлению пробелов в нормативной базе и подготовке предложений по совершенствованию законодательного обеспечения малого и среднего бизнеса.

Комитет принял участие в подготовке важного для развития финансовой поддержки малого бизнеса законопроекта «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Целью принятия законопроекта является обеспечение создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций (МФО).

Выработанные Комитетом в процессе своей работы предложения по совершенствованию законодательства по МСП направлялись в Департамент по законодательству ТПП РФ, в частности:

  • предложения по изменению законодательства, направленные на защиту малого и среднего предпринимательства при проведении проверок, осуществлении проверок правоохранительными и противодействие противоправным поглощениям;
  • предложения по развитию микрофинансирования;
  • предложения по вопросам перехода на страховые взносы.

Большое внимание уделялось совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации персонала территориальных ТПП. Так в рамках реализации пилотного проекта ТПП России и Европалаты были организованы краткосрочные стажировки сотрудников территориальных ТПП в торговых палатах стран Евросоюза. К реализации программы были привлечены 20 территориальных ТПП. Аналогичные программы реализуются с палатами Южной Кореи, Индии.

Продолжал свою работу Фонд поддержки и развития торгово-промышленных палат. В период с 2007 по 2011 годы из Фонда поддержки и развития торгово-промышленных палат по заявкам 33-х территориальных ТПП были выделены на безвозвратной основе значительные средства для развития и совершенствования уставной деятельности. Фонд выделил также палатам на возвратной, но, естественно, беспроцентной основе, средства на строительство и ремонт зданий, приобретение в собственность офисных и производственных площадей, земельных участков.

За период, прошедший после V Съезда ТПП РФ, получил развитие социально ориентированный проект негосударственного Пенсионного фонда ТПП России. Совокупные активы Фонда за это время увеличились почти в 3 раза. Его партнерами являются более 70 предприятий из 41 региона России, в том числе 44 территориальные торгово-промышленные палаты.

3.2 Итоги опроса участников V Съезда ТПП РФ

марта 2011 года состоялся очередной VI съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

В работе съезда приняли участие представители Администрации Президента РФ, Федерального собрания РФ, исполнительной власти, общественных организаций, около 500 делегатов от территориальных торгово-промышленных палат, коммерческих организаций, союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей — членов ТПП РФ. [14]

Одна из важных задач для ТПП РФ — содействовать модернизации страны, переводу нашей экономики на инновационные рельсы. Большую роль здесь должны сыграть также территориальные ТПП, поскольку именно «на местах» бывает труднее всего двигаться вперед из-за бюрократических барьеров, коррупции и т.д.

В период очередного VI Съезда его участникам было предложено высказаться по вопросам работы ТПП РФ и о существующих проблемах предпринимательства с помощью специально подготовленной анкеты. Инициаторами проведения опроса выступили Департамент по работе с территориальными ТПП, который вместе с Комитетом по информационному обеспечению предпринимательств обеспечил содержательную и организационную поддержку социологической службе Съезда. Всего было возвращено 387 заполненных анкет, в том числе 86% делегатами, а 14% — гостями Съезда. Средний стаж участия опрошенных в деятельности ТПП РФ составлял порядка 10 лет. 79% респондентов на регулярной основе участвуют в деятельности комитетов, комиссий. Советов, работающих в сети ТПП РФ. Каждый четвертый их участников опроса является владельцем или совладельцем предприятий/компаний, а около 70% возглавляют фирмы, многие из которых функционируют в сфере производства и строительства. Примерно три четверти (72%) опрошенных представляют российские регионы.

Преобладающее большинство опрошенных (68%) оценили деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за прошедший после V Съезда период в целом положительно. Только 5% участников выставили отрицательную оценку и еще 1% затруднились в своем однозначном выборе. Остальные 26% оценили деятельность ТПП РФ нейтрально. В целом, при сравнении характера отзывов на V и VI съездах, можно сказать, что они стали более сдержанными. Например, положительные оценки в 2006 году выставил 81% респондентов, а в 2011 году на 13% реже.

Наряду с оценкой работы системы ТПП РФ в целом, участникам Съезда было предложено охарактеризовать достигнутые за отчетный период результаты в отдельных, относившихся к основным направлениях деятельности Палаты в отчетный период. Результативность предлагалось оценивать по шкале «хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно».

Довольно высоко опрошенные характеризуют ситуацию, сложившуюся с налаживанием взаимодействия с деловыми кругами других стран. Причем, в данном случае удалось, если брать за критерий количество оценок «хорошо» и «удовлетворительно», удержаться на уровне 2006 года, когда в сумме было получен максимум положительных ответов — 85%. В 2011 году позитивные оценки выставили 82% респондентов, в том числе 42% — «хорошо» и 40% — «удовлетворительно».

С удовлетворением опрошенные оценили деятельность ТПП РФ по развитию федеральной сети территориальных палат. Ответ «хорошо» выбрали 34% респондентов, «удовлетворительно» — 44% и только 10% — неудовлетворительно (остальные 12% затруднились с ответом).

Высоко были охарактеризованы итоги по налаживанию взаимодействия сети ТПП РФ с различными органами власти. Достижения палат в данном случае 28% респондентов оценили «хорошо», 49% — на «удовлетворительно» и только 10% «плохо». [14]

Заметны, по мнению участников Съезда, были усилия в системе ТПП РФ в части налаживания взаимодействия с ассоциациями, союзами, организациями предпринимателей и другими структурами гражданского общества. 30% респондентов оценили эту сторону деятельности Российской палаты на «хорошо», а еще 49% охарактеризовали деятельность ТПП РФ в данном направлении как удовлетворительную.

В целом, исходя из количества набранных оценок «хорошо» и «удовлетворительно» в том или ином направлении деятельности ТПП РФ, выстраивается некоторый условный рейтинг результативности проделанной за отчетный период работы:

1) Взаимодействие с деловыми кругами других стран (82% положительных ответов).

2) Взаимодействие с ассоциациями, союзами предпринимателей, структурами гражданского общества (79% положительных ответов).

3) Взаимодействие с органами власти (81% положительных ответов).

4) Развитие федеральной сети ТПП (78% — положительных ответов).

5) Формирование нормативно-правовой базы предпринимательства (75% положительных ответов).

6) Выработка, реализация социально-экономической политики страны (68% — положительных ответов).

В сфере внимания участников Съезда, естественно, оказалось и развитие инфраструктуры услуг ТПП.

Две трети (66%) участников опроса уверены, что конкурентоспособность услуг, предоставляемых торгово-промышленными палатами, за прошедшие годы не только не снизилась (34%), но и выросла (32%).

О проигрыше в конкурентной борьбе заявили только 13% опрошенных. В то же время, примерно каждый пятый респондент (21%) не смог однозначно определить уровень конкурентоспособности услуг, оказываемых в системе ТПП РФ.

По мнению участников опроса, актуально совершенствование уже оказываемых услуг и освоение новых, на которые имеется запрос со стороны предпринимателей. То и другое возможно через решение в системе ТПП РФ тех или иных задач. В процессе опроса респондентам было предложено оценить сегодняшнюю востребованность в предпринимательском сообществе на решение некоторых из них (таблица 3.2.1).

Таблица 3.2.1

Какова сегодня востребованность у бизнеса в реализации системой ТПП РФ нижеперечисленных задач…?[14]

высокая средняя низкая Трудно оценить
— совершенствование экспертной оценочной деятельности 34% 50% 9% 7%
— совершенствование системы госзаказа 38% 21% 24% 17%
— наращивание объема и качества услуг в выставочно-ярмарочной и конгрессной сфере 28% 46% 12% 14%
— реализация проектов по информационно-коммуникационной поддержке бизнеса (электронный документооборот) 28% 37% 15% 20%
— предоставление услуг в инвестиционной сфере 28% 27% 24% 21%
— повышение эффективности деятельности аффилированных предприятий ТПП РФ 14% 40% 13% 33%

Результаты опроса показали, что весьма актуальной остается задача по совершенствованию экспертной и оценочной деятельности. 345 оценили бизнес-востребованность в решении этой задачи как высокую, а 50% — как среднюю.

% респондентов высказали заинтересованность, в том числе 28% как высокую, в наращивании объема и качества услуг в выставочно-ярмарочной и конгрессной сфере. 65% (28% выбрали оценку «высоко») «проголосовали» — за реализацию проектов по информационно-коммуникационной поддержке бизнеса, 55% (28% с оценкой «высоко») — за предоставление услуг в инвестиционной сфере.

Подавляющее большинство участников Съезда, поддержав в целом Программу деятельности ТПП РФ на 2011-2015 годы, тем не менее указали, что при всей важности реализации каждого из ее пунктов, целесообразно на отдельные направления обратить первоочередное внимание.

Предпринимательство в стране развивается не просто в плохих условиях, но и как считают свыше половины (56%) участников опроса на VI Съезде, при ухудшающемся в последнее время деловом климате (особенно остро перемены к худшему ощущают представители хозяйствующих структур на уровне муниципальных образований — 64%).

Только 125 респондентов в целом заметили перемены к лучшему в сложившейся деловой атмосфере, а 26% ответили, что ситуация в последние годы не изменялась.

К сказанному следует добавить, что, как и пять лет назад, 79% участников опроса выразили неудовлетворение. В их числе 28% — крайнее, проводимой государством политики в отношении отечественного предпринимательства. С одной стороны, критический накал несколько ослаб.

Свыше половины респондентов (53%) высказали повышенную заинтересованность в формировании институционально-правовых условий для модернизации экономики и развития предпринимательства.

Проведенный опрос, вместе с тем, показал, что деятельность системы ТПП РФ по выработке и реализации нормативно-правовой базы социально-экономического развития страны улучшается. По сравнению с 2006 годом, в этом направлении удалось даже несколько продвинуться.

Представляется, что актуальными остаются дальнейшие усилия действий по информационно-имиджевому сопровождению деятельности системы ТПП РФ, повышению внимания к деятельности системы торгово-промышленных палат для привлечения новых членов. В ближайшие годы в значительный рост членского состава верит только примерно каждый десятый (9%) опрошенный. Хотя большинство (порядка 66%) рассчитывают на его некоторое пополнение, не зависимо от территориальной принадлежности.

3.3 Перспективы ТПП РФ по развитию инновационной деятельности

На сегодняшний день в рамках содействия инновационным процессам ТПП РФ сосредоточилась на создании региональных центров коммерциализации технологий, предпосевной подготовки инновационных проектов, а также на патронате над бизнес-инкубаторами и технопарками.

Созданный при Палате Торгово-промышленный инновационный фонд и региональные центры коммерциализации технологий призваны обеспечить поддержку инноваций в субъектах РФ, а патронат палаты над бизнес-инкубаторами и технопарками дополнит систему стимулирующих инновации мер.

Основные задачи этого фонда заключаются в аккумулировании финансовых ресурсов, поиске, анализе и отборе перспективных инновационных проектов, создании историй успеха, поддержке проектов, предоставлении услуг партнерам фонда, в том числе иностранным, по участию в инновационных проектах, наконец, в информационно-аналитическом и консалтинговом обеспечении деятельности фонда и его партнеров.

Территориальные палаты будут заниматься предварительным отбором инновационных проектов, давать заключение об их социальной значимости для региона, оказывать содействие в разработке и реализации бизнес-планов, предоставлять маркетинговые услуги вплоть до реализации конечной продукции.

Кроме того, они будут содействовать в поиске помещений для технопарков, бизнес-инкубаторов, заниматься подбором компаний — резидентов по профилю бизнес-инкубаторов, технопарков, оказывать помощь в патентовании, оформлении товарных знаков, подготовке бизнес-планов, оценке прав на результаты интеллектуальной деятельности и так далее.

В планы ТПП РФ по развитию инновационной деятельности входит создание интернет-портала «Инновационный навигатор ТПП РФ», ключевым проектом которого станет «Инновационная карта России» с максимально подробной информацией для потенциальных инвесторов, а также передача территориальным ТПП дополнительных полномочий в сфере поддержки предпринимательства. [11]

Палатой подписаны трехсторонние соглашения о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности с 11 субъектами РФ, готовятся к подписанию аналогичные соглашения с Калужской, Воронежской, Нижегородской и Ростовской областями.

Эти соглашения направлены на совершенствование мер поддержки малого и среднего бизнеса и усиление системного взаимодействия с ведущими предпринимательскими структурами области для повышения инвестиционной привлекательности региона. Они предусматривают взаимное сотрудничество сторон по вопросам социально-экономического развития региона; содействие привлечению российских и иностранных инвестиций в приоритетные проекты; поддержку предпринимательства и организаций инновационной инфраструктуры, развитие межрегионального и международного сотрудничества; совершенствование регионального законодательства в инвестиционной и инновационной сферах; укрепление взаимодействия областных органов власти и субъектов предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день есть объективные основания для того, чтобы система торгово-промышленных палат стала ключевым игроком в реализации «дорожной карты» инновационного развития России.

Курс на технологическую модернизацию экономики России, перевод ее на инновационный путь развития невозможны без поддержки и поощрения предпринимательской инициативы.

Сегодня доля малого и среднего бизнеса, который способен дать импульс модернизации страны, невелика. Он производит всего около 20-25 %. Уровень развития малого и среднего предпринимательства сильно отличается от региона к региону. Кроме того, предприятия малого и среднего бизнеса в России представляют главным образом сферу торговли и транспорта. Сегодня, когда крупные международные промышленные компании основывают в России свои производства, возникает нужда в небольших машиностроительных предприятиях, которые могли бы поставлять этим компаниям комплектующие.

Международные организации в своих оценках отмечают существенное отставание России по ряду показателей развития бизнеса. Однако перспективы «капитализации» имеющихся преимуществ России могут обеспечить улучшение экономического положения и увеличение конкурентоспособности уже в краткосрочном плане.

Такими преимуществами эксперты Всемирного Банка вместе с авторами Доклада о конкурентоспособности России из компании Strategy Partners (группа Сбербанка) называют большой потенциал внутреннего и внешнего рынка, образованное население и ресурсную обеспеченность.

Использование этих преимуществ наряду с институциональными реформами, повышением качества образования, борьбой с коррупцией и выстраиванием эффективной финансовой системой, снижением административных и торговых барьеров, привлечением иностранных инвестиций и совершенствованием государственного и корпоративного управления помогут сформировать в России такие условия, когда рост производительности и диверсифицированности бизнеса повлечет за собой существенное улучшение условий жизни населения в среднесрочном и даже краткосрочном периоде.

Сегодня в России уже предпринимается ряд конкретных мер, направленных, прежде всего, на улучшение инвестиционного климата. Кроме того, правительство совместно с деловым сообществом на федеральном, региональном и местном уровнях разрабатывает и реализует программы поддержки, направленные на интенсификацию предпринимательской активности, повышение привлекательности своего дела. [11]

Определены и основные направления развития бизнеса. Это, прежде всего, высокотехнологичный, инновационный бизнес, производящий продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью, конкурентные как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Комиссией при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию России определены пять приоритетных направлений: энергоэффективность и ресурсосбережение, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика, космические технологии и программы, компьютерные технологии и программы.

Однако сфера развития бизнеса гораздо глубже и основана на широком спектре как продуктовых, так и процессных инноваций.

Процессные инновации необходимы России, например, для проведения на высшем уровне таких крупнейших международных проектов, как Олимпиада в Сочи в 2014 году или Чемпионат по футболу в 2018 году.

Реализуется крупный проект по проведению саммита АТЭС на Дальнем Востоке, активно развивается работа по повышению туристической привлекательности и посещаемости России, ведется ряд крупных инфраструктурных и промышленных мегапроектов. Все это обеспечивает возможности для деятельности предпринимателей, задействует потенциал внутреннего рынка.

Отдельное внимание уделяется реализации значимой инновационной составляющей и формированию среды, способствующей развитию наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса, восприимчивого к новшествам. Это достигается через принятие соответствующих законов, развитие элементов национальной инновационной системы, таких как институты развития и венчурного финансирования, инновационные научные центры (вузы, иннограды), особые экономические зоны, промышленные бизнес-инкубаторы, системные проекты по поддержке бизнеса.

Заключение

Торговые палаты играют особую роль и обладают, независимо от формы организации, во всех странах мира рядом общих черт, которые отличают их от других предпринимательских союзов. К ним следует отнести следующее:

  • как правило, они являются некоммерческими организациями;
  • носят территориальный характер (организованы в административных границах города, округа, штата и т.п.);
  • функционируют на основе самоуправления, определяемого уставами;
  • оказывают различные виды услуг своим членам (состав этих услуг, хотя и весьма отличается в разных странах, в целом направлен на развитие предпринимательства);
  • используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания благоприятного правового климата в целях развития предпринимательства и лоббирования его интересов;
  • выполняют функции посредников между правительственными предпринимательскими структурами в исполнении, толковании и совершенствовании нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Общие законы развития рыночной экономики предопределяют идентичность выполняемых и решаемых торгово-промышленными палатами в различных странах функций и задач, которые, как правило, включают в себя: оказание услуг, в которых нуждаются деловые круги; представление экономических интересов регионов в правительстве путем подготовки экспертиз и внесения соответствующих предложений; содействие развитию внешней торговли, представление экономических интересов деловых кругов своих стран в целом. Таким образом, торгово-промышленные палаты выполняют важные функции в регулировании экономической политики государства.

Все торговые палаты мира объединяет одна миссия — защита интересов предпринимателей путем воздействия на органы власти и другие слои общества. Цели деятельности палат конкретизируются в задачах, которые они ставят перед собой на определенных исторических отрезках времени. Каждая палата формирует свои задачи, исходя из возможностей и потребности предпринимательского сообщества на своей территории.

Сегодня главная задача ТПП РФ — это поиск и реализация совместно с территориальными палатами, объединениями предпринимателей и властью наиболее востребованных и эффективных антикризисных решений. Особо следует выделить роль ТПП РФ в деле обобщения и распространения успешного регионального опыта по преодолению негативного влияния кризиса на развитие малых и средних предприятий.

Система палат в целом достойно выдержала непростые испытания, сумела не только сохранить, но и по ряду позиций добиться приращения своего потенциала, а ее сотрудники приобрели ценный опыт работы в кризисных условиях. В качестве одной из первостепенных задач, которую предстоит решить ТПП России в ближайшем будущем, является обеспечение деятельности участия предпринимательского сообщества в ликвидации трудностей, сложившихся в финансово-экономической сфере в нашей страны, и реализация мер по их преодолению.

Актуальной задачей является и унификация национальных законодательств в отношении прав и обязанностей палат. Это нужно для того, чтобы предприниматели любой страны имели твердое представление о том, что в любой точке мира они могут получить от местных палат вполне конкретный минимально гарантированный набор услуг. В такой набор, в первую очередь, должны входить информационно-справочные услуги с объяснением специфики местных правил и традиций, регистрацией компании по принципу «одного окна» с помощью палаты, проведением презентационных мероприятий, оформлением необходимых документов по сопровождению внешнеэкономической деятельности. Такое решение могло бы существенно повысить авторитет палат в глазах представителей бизнеса.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/torgovo-promyishlennaya-palata/

  1. Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 23.07.2008) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // .
  3. Программа деятельности торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007-2011 годы // http://www.sartpp.ru.
  4. Устав ТПП России. Утвержден Съездом ТПП РСФСР 19 октября 1991 г. Изменения и дополнения утверждены V Съездом ТПП РФ 8 декабря 2006 г. // http://www.tpprf.ru/
  5. Абросимова Е.А. Функции Торгово-промышленных палат по организации торгового оборота /Е.А. Абросимова. //Актуальные проблемы коммерческого права. Выпуск 3. -Москва: Зерцало-М, 2007. -С. 74 87
  6. Андреев А. Чиновники мешают малому бизнесу больше, чем конкуренты // Российская газета Экономика Поволжья. — 2009. — №5001 (177).

  7. Гетман П. Совместными усилиями. Как обеспечить экономическую безопасность предпринимательства в условиях кризиса. // Торгово-промышленные ведомости. — 2009. — №18 (418).

    С. 7.

  8. Зверев А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. 2009. — N 9. — С.34.
  9. Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты. Ч.1. История. Саратов. 2010.
  10. Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты. Часть вторая. Теория и практика. Издательство Саратовской губернской ТПП. 2010 г.
  11. Городнов А. ТПП РФ — важный игрок системы инновационного развития России. 16 ноября 2011 г. // Торгово-промышленные ведомости // http://www.tpp-inform.ru.
  12. Дерябина Н.Н. Роль торговых палат в поддержке малого бизнеса (ФА при Правительстве РФ, г. Москва, РФ) // http://science-bsea.bgita.ru.
  13. Из доклада Президента ТПП РФ Е.М. Примакова наVI Съезде Торгово-промышленной палаты Российской Федерации // http://www.tpprf.ru/
  14. Итоги опроса участников V Съезда ТПП РФ //
  15. Официальный сайт торгово-промышленной палаты РФ // http://www.tpprf.ru/
  16. Соколова А. ТПП РФ: проблемы модернизации. 28 сентября 2011 г. // Торгово-промышленные ведомости. // http://www.tpp-inform.ru.