Человек должен мечтать, он должен стремиться к прекрасному — это его обязанность на земле.
А.Грин
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Знание своего предмета не дает возможности хорошего обучения.
Придя на работу в школу, учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету. Во-первых, надо составить её план; во-вторых, определить кружок, который он может создать, в соответствии со своими склонностями и интересами учащихся; в-третьих – продумать, какие индивидуальные, групповые и массовые мероприятия можно провести с целью развития у школьников интереса к технике и труду.
Поэтому задача школы состоит в том, чтобы развить фантазию детей, сформировать эстетический вкус, воспитать у нашей молодежи настоящую любовь к творческому труду.
Основной и первичной формой организации коллективной творческой работы учащихся в той или иной области науки, техники, технического труда является кружок.
При всем многообразии содержания работы, деятельность каждого кружка способствует решению определенных задач. Это — образовательная, воспитательная и практическая.
Образовательное и воспитательное значение кружков огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития школьника. Кружки расширяют его кругозор, способствуют формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия в кружках воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, вырабатывают усидчивость, развивают трудовые умения и навыки ребенка.
Актуализация исследования:
Участия в мероприятиях, занятия в кружках важны и интересны, потому что они способствуют расширению кругозора детей, воспитанию активного интереса к технике и творчеству, формированию положитель-ного интереса к труду.
Обычно учащиеся занимаются в разных кружках, принимают участия в различных мероприятиях и их трудно привлечь к какому-то определенному занятию. Но есть ребята, которые не могут удовлетвориться возможностью творить изделия только на уроках. А для самостоятельной работы над изделиями дома у них еще нет необходимых навыков и умений. Следовательно, основной путь удовлетворения разумного интереса к творчеству — это внедрение творческой мысли во внеклассной работе, организации внеклассных занятий.
Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...
... Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)». Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов. Объект исследования – технологии работы с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида. Предмет исследования – особенности комплексной социальной реабилитации с ...
О том, какими возможностями располагает внеклассная работа по технологии для решения задач воспитания, образования и профессиональной ориентации детей и подростков, о её методах, содержании, формах организации мы рассмотрим в дипломной работе.
Тема работы: «Работа учителя технологии со старшеклассниками во внеурочное время по формированию эстетического вкуса».
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс во внеурочное время по технологии.
Предметом исследования является — формирование эстетического вкуса у старшеклассников во внеурочных занятиях.
Цель исследования —
Гипотеза. Формирование эстетического вкуса во внеурочных занятиях по технологии будет обеспечено, если:
- разработать методы формирования эстетического вкуса у старшеклассников;
- применить полученные знания на практике.
задачи исследования:
- рассмотреть сущность и особенности внеурочной работы учителя технологии со старшеклассниками;
- проследить процесс влияния внеклассных занятий результат обучения старшеклассников;
— выделить наиболее эффективные формы и методы осуществления процесса воспитания старшеклассников по формированию эстетического вкуса во внеурочное время;
сформировать у старшеклассников эстетический вкус и повысить уровень самосознания.
Методы исследования:
теоретические:
- изучение психологической, педагогической, методической литературы.
практические:
- проведение анкетирования и тестирования среди старшеклассников;
- беседы с подростками;
- целенаправленные педагогические наблюдения.
Новизна исследования состоит в том, что проанализированы теоретические и методические подходы по формированию эстетического вкуса.
Практическая значимость
— доказана необходимость проведения дополнительных занятий во внеурочное время по формированию эстетического вкуса среди старшеклассников;
— данные, полученные в результате исследования, применяются в воспитательном процессе общеобразовательной школы.
База исследования:, Структура дипломной работы.
В наше время эстетическое начало широко проникает в технологию, отношение человека к природе. От приобщения детей и юношества к искусству, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.
Технология рекламной деятельности по продвижению социально-значимых проектов
Объектом изучения данной работы является рекламная деятельность учреждений культуры. Предметом выступает сущность и специфика технологии продвижения социально-значимого проекта. Методы исследования, Степень разработанности проблемы., Структура курсовой работы. 1. Реклама как сфера социально ...
Исследования, относящиеся к области эстетического воспитания и художественного развития школьников, свидетельствуют о распространенности одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но эстетическое развитие человека осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений, и в первую очередь труд.
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности на внеклассных занятиях по технологии. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.
Существенное значение при положительном отношении учащихся к учению имеет понимание значимости знаний. Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания. Многим ученикам эти занятия нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком.
Итак, именно в классах среднего звена активно идет процесс всестороннего развития личности. Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшее, интеллектуальное приобретение этого возраста — это умение оперировать гипотезами.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью учащихся, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.
Детей данного возраста отличает повышенная творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научится, причем делать все по-настоящему, профессионально как взрослые. Например, на уроках технологии важно использование метода проблемного обучения. В основе, которого лежит создание соответст-вующих ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
На уроках технологии деятельность учащихся представляет определенную последовательность действий и операций, то есть она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности. В деятельности школьник должен быть заинтересован, проявлять интерес. Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, — писал А. Н. Леонтьев, — это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». [Комарова 1995] «Процесс формирования интересов, — отмечает Г. И. Щукина, — происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов». [Комарова 1995]
Организация кружка по технологии «Художественная обработка ...
... тканей; организация и проведение опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость, Практическая значимость:, Структура: 1. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания при занятии аппликационными работами с тканью 1 Возрастные особенности учащихся 5 ...
За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений ученика.
Особое значение для формирования эстетического вкуса в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономер-ностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально-значимых видах деятельности.
Эстетический вкус выступает перед нами как:
— избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, которые отличаются своей гармоничность, красотой;
— тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно, той деятельностью, которая приносит эмоциональное удовлетворение;
— мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
— особое эстетическое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [Волков 1989]
В школе объектом эстетического вкуса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. В свою сферу он включает не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.
Эстетический вкус сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным гармоничным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы. Он не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что творческая деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое эстетическое удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что эстетический вкус выступает как важный мотив активности личности, ее деятельности.
Эстетика представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием эстетических интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, вложенные в интерес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха. [Дмитриева 1996]
Важной особенностью эстетического вкуса является также и то, что центром его бывает такая творческая задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Исследовательская работа «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА, ...
... работе будем говорить об управлении коллективом в образовательном учреждении. Глава 1. Организация деятельности коллектива Структура управления ... поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя ... управления. Научное управление реально не только в технике и на производстве, но и в управлении ... интересов продавца и покупателя[7, с.154]. В системе методов управления ...
Пытливость, любознательность, готовность к творческой деятельности, — всё это различные выражения эстетической направленности личности, в основе которой лежит интерес, определяющий эстетическое отношение к миру и к процессу его познания.
Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.
У школьников одного и того же класса эстетический вкус может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленный различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Элементарным уровнем эстетического вкуса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к творчеству. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне эстетический вкус часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм. На этом уровне творчество уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности.
Итак, эстетический вкус нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса на уроках технологии в средних классах, влияние, которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания творческой деятельности учащихся.
1.1. Сущность и особенности внеурочной работы учителя технологии со старшеклассниками
В современном обществе все более возрастает роль внеклассных занятий по технологии. В соответствии с требованиями жизни трудовая подготовка предполагает не только развитие определенных трудовых навыков, но и развитие эстетического вкуса. Формирование и развитие вкуса — задача эстетического воспитания.
В настоящее время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ученике чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 — 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
Организация коллективной работы учащихся в образовательной области ...
... работы организации учебного процесса на уроке технологии в основной школе. Предметом курсовой работы является коллективные методы обучения на уроках технологии. Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках технологии в средней школе. 1. Теоретические основы коллективной деятельности учащихся на уроках технологии ...
Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие деятели (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), — особенно важно в школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ученике особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ученика наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». [ Б.М. Неменский 2000]
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках то технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.
Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки и т. д. Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только учитель и его ученики.
Разработка содержания домашней самостоятельной работы учащихся ...
... в разработке теории обучения, однако, ряд актуальных вопросов теории и практики самостоятельной работы учащихся в процессе обучения разработан ещ ... включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наименее изученной и в ... значительно повышают уровень научности самостоятельной работы, выполняемой учащимися, но вместе с тем не снижают ее доступности. ...
Организация школьного кооператива, создание центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам любой вариант диктуется местными условиями. Важно лишь, чтобы меркантильные интересы не возобладали над воспитательными.
Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия, проводимые по определенной системе под постоянным руководством учителя. Однако обязательными занятиями не исчерпывается содержание учебно-воспитательного процесса в школе. Органической частью является его внеклассная работа.
Внеклассную работу нельзя считать простым продолжением учебных занятий, а нужно органически сочетать с ними. В отличие от учебной внеклассную работу надо строить на добровольности, а содержание её должно отвечать интересам школьников.
Внеклассные занятия дают возможность широко проводить с учениками различные виды работ, упражняющие их как умственно, так и физически, помогают воспитывать у них интерес к науке и технике, любовь к творческому труду, учат мечтать и действовать. Одна из задач внеклассной работы — углубление общенаучных и специальных знаний и развитие политехнического кругозора учащихся, выявление творческих способностей и дарований и содействие их всестороннему развитию, воспитание у учащихся творческой инициативы и самостоятельности. Велика роль внеклассной работы в ознакомлении школьников с производственными профессиями и в пробуждении интереса к перспективным видам техники, прогрессивным формам труда. При проведении внеклассной работы учитель должен учитывать будущую профессиональную подготовку большинства школьников в связи с потребностями данного экономического района. [И.Д. Чернышенко 1980]
Важным условием успешного проведения внеклассной работы в школе является её плановость. Общую координацию внеклассных мероприятий в школе осуществляет директор. Свои предложения в общешкольный план внеклассной работы может внести каждый учитель. Все внеклассные занятия должны планироваться в начале учебного года. В плане должны быть отражены следующие вопросы:
а) перечень кружков, которые имеются или будут созданы в школе, и фамилии их руководителей;
- б) обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями;
- в) расписание занятий каждого кружка с указанием постоянного места его работы;
- г) график проведения массовых внеклассных мероприятий;
- д) состав участников и ответственных за подготовку и проведение каждого из этих мероприятий.
Планируя годовую работу кружков руководителю необходимо учитывать местные условия и возможности. Подбор и тематика занятий, могут изменяться в зависимости от заготовленного материала, а также от умения и навыков кружковцев.
Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении
... современных технологий методической работы в детских образовательных учреждениях. Тема исследования: Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении. Цель исследования: разработать мероприятия по внедрению инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении. Объект исследования: методическая работа в ...
В процессе занятий, накапливая практический опыт, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Поэтому в начале рекомендуется прорабатывать наиболее простые модели.
Программа любого кружка должна включать в себя теоретическую часть (беседы, экскурсии) и практическую работу (выполнение самой работы)
При планировании кружковых занятий необходимо включать экскурсии, посещение выставок художественных и профессионально-технических учебных заведений. Это дает возможность ближе познако-мить учащихся с процессом создания экспоната, проводить профориента-ционную работу, формировать у школьников интерес к рабочим профессиям, а также наметить программу чтения соответствующей литературы для пополнения знаний учащихся в области истории создания экспонатов и их современного производства. [ З.А. Литова 2000]
Вся внеклассная работа с учащимися во внеурочное время строится на основе принципов обучения и воспитания. К основным из них с учетом специфики и проведения различных видов внеклассной работы относится:
а) идейная направленность внеклассной работы;
б) добровольность выбора учащимися тех или иных форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом интересов;
в) массовый охват детей;
г) опора на самодеятельность и инициативу учащихся при создании различных кружков и проведение массовых мероприятий;
д) общественная полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы;
- е) подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы школы.
Дидактические принципы являются исходными для пополнения теории обучения, ими руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от естественных законов стихийно не действуют. В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами.
Принципы организации внеклассной работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на внеклассных занятиях по труду.
Организация совместной работы учащихся на х технологии
... в разработке комплекса уроков по технологии в которых содержатся задания, направленные на развитие технологического мышления и пространственного воображения учащихся средствами проблемных ситуаций. Базой для организации опытно-экспериментальной работы явилась ГОУ ...
Связь теории с практикой.
Научность . Принцип требует, чтобы изучение техники труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства. Принцип научности требует, чтобы на внеклассных занятиях по труду использовались новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве. В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов. В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство.
Систематичность и последовательность, Доступность и посильность труда., Сознательность и активность., Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков., Наглядность.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении кружковцами нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимися разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.
К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения изготовляемого экспоната и чертежи к ним. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении работы.
Неоценимую помощь в эстетическом развитии детей оказывают изделия народных мастеров.
С большим успехом при объяснении новой темы может быть использован показ цветных диапозитивов и учебных диафильмов. Диапозитивы и диафильмы, сопровождаемые объяснением руководителя кружка, помогают учащимся лучше воспринимать материал, так как создают более полное представление об изучаемом предмете. Следует отметить, что за последнее время создан ряд диапозитивов и диафильмов как сопроводительный материал к беседам и о видах выполняемой работы.
Интересно могут быть использованы на занятиях цветные слайды, на которые можно снять лучшие работы кружка, методические разработки по данным видам работы.
Воспитание учащихся во время технологического обучения., Задачами трудового воспитания являются:
1. Центральная — воспитание трудолюбия – постоянного активного стремления к активной самостоятельной трудовой деятельности, как интеллектуальной, так и физической. Ведущее средство здесь – постоянное приучение к самостоятельной работе, доступной и посильной детям, самовоспитанию, самосовершенствованию, самопознанию.
2. Сопряженной с центральной, является задача формирования у учащихся соответствующей системы отношений: положительного отношения к любого вида честному труду как единственно нравственно оправданному средству удовлетворения возникающих потребностей и стремлений, к трудовому образу жизни, к людям труда; рационального, бережного отношения к средствам и предметам труда, к окружающей природе.
3. Следующая задача: Эстетическое воспитание, формирование общей культуры труда, проявляющейся в рациональной постановке целей, прогнозировании, планировании, оптимальной организации трудовой деятельности, оценке ее результатов, их учет в дальнейшем.
4. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации.
5. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою работу и учебу, поведение в доме, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение этическими нормами поведения человека в обществе.
4. Своевременное выявление и развитие задатков, склонностей, способностей к различным видам трудовой деятельности, с последующей профессиональной ориентацией.
5. Овладение компьютерной грамотностью и новыми информа-ционными технологиями.
По организационному признаку внеклассные мероприятия, в том числе и по технике и труду, можно разделить на три вида: индивидуальные, групповые и массовые. В первом случае речь идет о руководстве работой отдельных учеников, увлекшихся, например, изготовлением того или иного устройства, модели, макета, сувенира и т.п.
Индивидуальная работа является ступенью в организации кружков, поэтому индивидуальный подход присутствует любой из форм организации внеклассной работы. Индивидуальная работа заключается в том, что отдельные школьники под руководством учителя или другого специалиста занимаются конструированием и моделированием, разрабатывают рационализаторские предложения, изготовляют наглядные пособия и т.п. В дальнейшем к этим энтузиастам присоединяются другие ученики, проявившие интерес к данной работе и постепенно создаются кружки.
Во втором — в основном об организации кружковых занятий (кружки, каждый из которых охватывает сравнительно небольшое число учащихся, интересующихся тем или иным видам техники и труда).
В третьем — массовые мероприятия, охватывающие большое количество учащихся (предметные вечера, конкурсы, олимпиады, выставки творческих работ).
А, вовлекая учащихся в различные виды деятельности во внеурочное время, создавая между ними коллективистические отношения и включая в широкую сферу общения со старшим поколением, учитель имеет возможность использовать мировоззренческие понятия, представления и взгляды значительно расширить и довести до уровня личных убеждений. Он может также целенаправленно воспитывать у школьников лучшие нравственные качества, совершенствовать трудовые и организаторские умения и навыки, обогащать их политехническими знаниями, закреплять профессиональные интересы. Для этого необходимо органически слить внеклассную работу с учебным процессом и добиться такого положения, чтобы она была его логическим продолжением и завершением. [И.Д. Чернышенко 1980]
1.2. Содержание, формы и методы, используемые учителем технологии во внеурочной работе
Внеклассные занятия — это процесс не столько обучения, сколько воспитания. Навыки и умения нужны при работе над изделием: ведь дети работают самостоятельно. Главное — научить их видеть в изготовляемом изделии конструктивную сторону, уметь выбрать подходящий материал для самодельных деталей или подходящие детали, правильно определить их место, понять назначение и взаимодействие. Значительное преимущество внеклассной работы, по сравнению с обучением по обязательной программе, выражается в том, что внеклассные занятия нисколько не лимитируются временем (если не считать естественного стремления детей как можно скорее увидеть готовые изделия; нередко это приводит к снижению качества, поэтому руководителю приходится как-то сдерживать слишком нетерпеливых юных мастеров).
Предположим, что руководитель предлагал посвятить работе над моделями 8 часов. Но эта работа заинтересовала детей, они хотят продолжить её, сделать новые модели. Препятствовать им не нужно, возникновение более или менее устойчивого интереса к каким-то определённым отраслям техники можно только приветствовать.
Иногда в процессе практической работы нередко возникает необходимость на что-то указать, что-то напомнить. В таких случаях руководитель приостанавливает работу и дает необходимые указания или задаёт вопросы, выяснение которых необходимо именно в данный момент, а также помогает отстающим в выполнении работы учащимся.
Каждое занятие заканчивается осмотром и оценкой произведенного, причём, не обязательно, чтобы оценку давал руководитель. Напротив, он может спросить у детей, какие из сделанных моделей, по их мнению, лучше других.
Задача руководителя — поощрять учащихся, отмечать проявленные ими старания, а если они делают ошибки, поправлять, делая это мягко, осторожно, не обижая детей. Предположим, кто-то из учащихся выполнил работу плохо. Категорическую оценку давать не следует. Лучше скажите ученику, что сегодня он слишком спешил, поэтому работа получилась неаккуратной. Посоветуйте в следующий раз не торопиться, чтобы сделать всё как можно точнее и получить в результате отличную модель.
В тематическое планирование воспитательной работы необходимо включать такие вопросы, как сообщение познавательных сведений, рекомендации для самостоятельного изучения литературы по техническому и творческому моделированию, экскурсии. Такие наблюдения учащиеся должны провести самостоятельно.
Непосредственные наблюдения приучают детей самих делать заключения и выводы, способствует более прочному усвоению того, что они слышали на уроках и внеклассных занятиях, или читали в книгах и учебниках; подводят учащихся к пониманию того, что любая работа становится интересной, дает удовлетворение человеку, если он выполняет её умело, любовно, если он осознаёт необходимость и важность этой работы для блага народа.
Составляя план проведения внеклассного занятия с целью изучения деятельности по формированию и развитию мотивации к воспитанию уча-щихся, необходимо проанализировать выполнение программы:
1. Формулировка цели внеклассного занятия и актуализация значимости нового материала.
2. Постановка воспитательной задачи (четкое определение того, что они должны в себе воспитать, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть учащиеся).
3. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
4. Изложение нового материала характеризуется яркостью, образностью, эмоциональностью.
5. Формы и способы познавательной активности в воспитательной деятельности.
6. Проявление учащихся практической значимости изучаемого материала.
7. Использование жизненного опыта учащихся.
8. Проявление элементов сотрудничества учителя и учеников.
9. Способы проявления потребностей в познании нового материала., Пути формирования творческого отношения к труду:
1. Как можно чаще ставить учащихся в условия творческого применения знаний и умений.
2. Широкое применение «активных» форм и методов производст-венного обучения: беседы, дискуссии, решение «продуктивных» технологических задач, обсуждение рационализаторских предложений учащихся, самостоятельная разработка учащимися технологических процессов.
3. Выполнение учащимися заданий творческого характера: поиск неисправностей, рационализация, конструирование приспособлений, модернизация, совершенствование технологии.
4. Организация широкого показа творческих достижений учащихся: организация обмена опытом творческой деятельности учащихся.
В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретические сведения – это объяснение нового материала, информации познавательного характера и практическое выполнение самой работы.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и умения.
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года (от простого к сложному).
Поэтому руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением теоретических сведений, полученных учащимися.
словесные – письменные – печатные – автоматизация и компьютеризация
В обучении технологии используются такие методы как: рассказ, объяснение, устный и письменный инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения.
Применение словесных методов предполагает соблюдение следующих непременных условий:
- хорошая дикция;
- умеренный темп;
- четкость речи;
- эмоциональность;
- применение научных терминов.
Необходимо избегать местных диалектов, засорение иностранными терминами, слов-паразитов и т.п. Необходимо учитывать уровень интеллекта уч-ся.
Рассмотрим особенности каждого словесного метода:
1. Монологическая группа словесных методов
Рассказ – в ходе него ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами в форме их словесного описания. Он более пригоден для младших классов. Его эффективность зависит от того насколько правильно поставил рассказ и подобрал слова учитель.
Объяснение
Лекция – чаще используется в старших классах. Она служит для передачи определенной информации из области наук о технике, технологии, природе. От рассказа лекция отличается тем, что она воздействует не только на воображение и чувства, но активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Ее структура более строгая, чем у рассказа, а ход подчинен логике.
2. Диалоговые методы:
Беседа (сообщающая и воспроизводящая) – является более совершенным словесным методом, учитель использует имеющиеся знания учеников, с помощью вопросов подводит их к пониманию нового материала, осуществляет проверку и закрепление знаний. Она вынуждает уч-ся мылить самостоятельно, активизирует умственную деятельность и развивает внимание и речь. Однако, она требует большей затраты времени и лучшей подготовки учителя. Вопросы должны быть кратким, ясными, логичными, четкими и доступными. Сложные вопросы следует расчленять на несколько более простых. Вопросы должны быть связаны с пройденными темами. К числу наиболее типичных вопросов можно отнести:
— активизирующие в памяти уч-ся прежние знания и практический опыт (Расскажите, в какой последовательности вы выполняли……);
— облегчающие формирование понятий, установление связей между фактами и явлениями (В чем сходство и различие обычного резца и применяемого новатором);
— направленные на практическое применение знаний (Какая скорость резания является наилучшей для данного случая).
Эвристическая беседа
2. Самостоятельная работа с литературой
3. Инструктаж, Вводное – служит для подготовки учащихся к конкретной самостоятельной работе., Текущее – для анализа хода самостоятельной работы., Заключительное – для подведения итогов работы.
4. Демонстрация, По Н.И. Макиенко схема демонстрации состоит из:
1. Наглядные пособия:
1.1. – Натуральные образцы: оборудование, механизмы, приспо-собления, инструменты, материалы.
1.2 – Изобразительные пособия:
1.2.1 плакаты, таблицы, чертежи, схемы, диаграммы.
1.2.2. макеты, модели, диафильмы, кино-и-видеофильмы, диапозитивы.
2. Трудовые приемы: рабочая поза, пользование инструментом, характер рабочей одежды, скорость, сила, темп и ритм, координи-рованность, точность, пластичность и ловкость.
Правила демонстрации:
-
Информировать уч-ся, что они будут делать и для какой цели.
-
Демонстрируемый предмет должен быть хорошо виден.
3. Демонстрация должна вовлекать в работу различные органы чувств уч-ся (не только зрение).
4. Важнейшие особенности предмета должны быть показаны так, чтобы произвести на уч-ся сильное впечатление.
5. Последовательно переключать внимание учеников с одного момента на другой (а не на несколько одновременно).
6. Речь во время показа не должна быть многословной., Для демонстрации трудовых приемов характерна следующая методика:
-
Показ трудового процесса в рабочем темпе.
2. Показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости.
3. Изолированный показ отдельных сложных движений.
4. Заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме.
5. Проверка (пробное выполнение) уяснения уч-ся показанного трудового процесса.
6. Самостоятельное наблюдение
Применяется при сравнительно длительном изучении технологических процессов производства в естественных условиях. Для получения требуемого результата обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научит уч-ся наблюдать, развивать у них определенные умения в осмыслении и фиксации визируемого, сопоставлении результатов. Если наблюдение проводится в естественных (заводских) условиях или в условиях правильно организованного опыта, им должно предшествовать следующее:
- сообщение цели и порядка наблюдений;
- выделение основных моментов, которые надо усвоить;
- дать вопросы, на которые следует получить ответы;
- предупреждение о возможных трудностях;
- форма, в которой должно быть отражено наблюдение;
- завершить наблюдение может групповая беседа.
7. Практические методы:
Подготовительные упражнения – применяются на первоначальном этапе обучения, — по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты и т.п. При их выполнении учитель должен предупреждать торопливость, побуждать внимательно, следить за своими действиями и оценивать результаты. Рекомендуется немедленно исправлять намечающуюся ошибку. Однако, по мере углубления в работу, следует приучать учащихся самостоятельно анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения.
Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются:
- применение тренажеров;
- использование инструкционных карт;
- разбор чертежей;
- подбор режимов работы;
- пользование контрольно-измерительными инструментами;
- личный контроль качества готовой продукции.
8. Проектный метод
— связан с планированием и осуществлением определенной практической деятельности. Для этого требуются значительные затраты учебного времени, поскольку предполагается максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретенные им знания носят более осознанный и прочный характер.
9. Метод проверки знаний
— специфическая группа. Без обратной связи дидактический процесс теряет смысл. Сюда входят методы: текущие наблюдения, устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических работ, проектов, квалификационных работ, самоконтроль уч-ся.
Текущие наблюдения помогают учителю, верно, оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков уч-ся. Преимущество этого метода является – систематичность.
Устный контроль включает методы индивидуального и фронтального опроса, устные зачеты, экзамены, программированный опрос. Письменный – контрольные работы. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом уроке, так и периодически. Практика показывает, что совмещение устного опроса 1-2 учеников и письменного с большим охватом остальных (например тестирование) дает значительную экономию времени и развернутую картину информации о знаниях уч-ся.
10. Активизации познавательной деятельности.
Это важная задача. Для этого следует ограничивать до оправданных размеров использование репродуктивных методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Для технологии в этом отношении хорошо зарекомендовали себя: проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры.
Элементы проблемного обучения, возможно, применять на каждом занятии, необходимо постоянное его использование. Для каждого возраста должны быть свой уровень проблемности.
Коллективные методы на уроках технологии известны давно и достаточно эффективны. Они оправданы тем, что человек всю свою жизнь проводит в обществе, и умение совместно прорабатывать задачи, важно для его будущего. Основным методом решения противоречий является дискуссия. Правильно организованная, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: понимание других, заинтересованность в их идеях, уважение к чужому мнению, настойчивость в реализации целей.
Отбор методов для каждого занятия зависит от его учебных и воспитательных целей, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей уч-ся и уровня их подготовки. Большое влияние имеет наличие оборудования, материала и др. условий, а также опыт, стиль работы и личные качества учителя.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбирать такую форму проведения занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творчества. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и возможность разнообразия в оформлении работ. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в выполнении поставленной задачи.
формой обучения
Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количества обучаемых, особенностями содержания конкретных разделов и тем, материально-техническим обеспечением мастерских. Поэтому только учитель принимает решение, каким образом должна быть организована работа на данном занятии.
фронтальная, звеньевая и индивидуальная.
Фронтальная форма:, Звеньевая форма:
Состав звеньев относительно постоянен. Учащиеся входят в них, руководствуясь в основном взаимной симпатией, общими интересами. Однако учитель должен стремиться к тому, чтобы звенья оказались относительно равноценными по силам. В каждом из них выделяется старший, который руководит общей работой. Но, при этом общее руководство и контроль остается за учителем.
Возникает вопрос, может ли учитель формировать звенья по своему усмотрению? Такой вариант возможен. При этом можно руководствоваться советами американских специалистов по организации группового обучения:
1. Прежде надо хорошо узнать учеников, сравнить свое мнение с мнением других учителей, родителей.
2. Предварительно научить учеников работать самостоятельно.
3. Работу в группах следует вводить постепенно, чтобы дать время для приспособления к новым условиям.
4. Группируйте учеников в соответствии с их индивидуальными способностями.
5. Проверить, все ли ученики хорошо знают принципы и обязанности членов группы.
Применительно к обучению технологии представляется, что звеньевая форма организации работы уч-ся особенно приемлема при выполнении проектов. Естественно, что в этом случае усложняется руководство учебным процессом со стороны учителя, которому приходится одновременно осуществлять контроль не только за несколькими разнообразными работами, но и за характером деятельности каждого из учеников в группах.
Однако очевидны достоинства этой формы: она создает у школьников общее представление об организации труда работающих на производстве. Группа может решать серьезные задачи, работая над более сложными объектами труда, что повышает интерес учащихся к делу. И наконец, это по существу единственно возможный вариант организации обучения в тех случаях, когда недостает оборудования, например, при работах на станках .
Индивидуальная форма:
Объяснение теоретического материала и практические занятия сопровождаются демонстрацией различного рода наглядных материалов и готовых образцов. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, оформлении. Готовясь к занятиям, руководитель особенно тщательно должен продумать методику показа наглядного материала, как, и в какой последовательности, проводить показ и объяснение, на что обратить внимание и какие задавать вопросы.
Необходимо помнить, что учащиеся активнее воспринимают материал, если наглядные пособия по мере объяснения темы меняются. При одновременном показе различного вида наглядного материала внимание детей, как правило, рассеивается, что создает неблагоприятные условия для успешного усвоения задания.
Основная цель показа готовых образцов – научить кружковцев правильно использовать эти образцы в работе. Руководитель не ставит задачу точного повторения образца, а с его помощью стремится вызвать у ребят желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Показ готового образца обязательно сопровождается пояснением руководителя.
Выполнение задания в группе кружковцев обычно проходят неравномерно: одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому руководителю необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание.
Коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия работы.
Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают школьников справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Наиболее распространенной формой внеклассной работы является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Это может быть совместное изучение вопросов техники и технологии, конструирование и постройки моделей и других устройств, рационализаторская деятельность, научный и технический поиск. Занятия в кружках характеризуется наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.
Для занятий кружка требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Занятия школьных кружков можно проводить в кабинете обслуживающего труда, в комнатах предназначенных для кружковых занятий. Во всех случаях помещение должно быть сухое, с естественным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильное организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди, а падающие от рук тени не создавали помех во время работы.
Рабочее место руководителя кружка оборудуется столом и стулом. Стол предназначен для работы, размещения журналов, а также различных подставок для демонстрации образцов.
В помещении должна быть настенная доска. На ней мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, устраивают кратковременную выставку работ. Очень удобна раскладная доска-экран, которой можно использовать для демонстрации диапозитивов, слайдов и т.д.
По боковой стене комнаты целесообразно расположить комбини-рованные шкафы с застекленной верхней частью, где можно разместить постоянную выставку детских работ, образцы выполняемых работ. Нижнюю, закрытую часть шкафов можно использовать для хранения текущей работы, наглядного материала, инструментов и приспособлений.
Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части. Размещения каждого вида инструментов в отдельных ящичках и в определенном порядке обеспечит также быструю раздачу их на занятиях. [ О.С. Молотобарова 1983 ]
Для того чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и применить полученные знания по технологии, существуют в школах и закрепленных к ним учреждениях (кружки, секции, различные творческие комнаты и т.д.) все это относится к комплексу внеклассных мероприятий.
Давайте рассмотрим несколько из них поподробней.
Творческая комната
Основная задача кружков — привить школьникам практические трудовые навыки, воспитать у них художественный вкус, развивать творческую активность. Занятия в кружках сочетают не только виды практической работы, но и открывают детям мир красоты и гармонии. [ О.С. Молотобарова 1983 ]
Цель этих кружковых занятий — воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие технического творчества и формирование у них умений и навыков рационализаторской деятельности. Кружки могут быть различного профиля. Для наиболее распространенных из них создаются типовые программы. В практике работы сложились следующие типы кружков технического творчество учащихся:
а) подготовительные;
б) предметно-технические (физические, химические, математические, и др).
Во многих школах кружки этого типа часто просто называют предметными;
в) творческие, конструкторские (кружки изобретателей, авиамоделизма);
г) учебно-технические или кружки-курсы (например, автомобилизму)
д) кружки художественно-прикладного или декоративного творчества;
е) массовые мероприятия (тематические вечера, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по технике, прикладному искусству)
Подготовительные технические кружки., Предметно-технические кружки.
Из этого следует, что цель этих кружков — расширение и углубление знаний и умений учащихся по предмету, создание оборудования и наглядных пособий для пополнения учебных кабинетов и развитие на этой основе технического творчества учащихся. Тематика занятий разрабатывается руководителей кружка с учетом пожеланий учащихся.
Занятия в кружке обычно проводятся один раз в неделю по 2 часа. Большую часть времени занимает практическая работа, меньшую — доклады, отчеты и выступления кружковцев.
Оценка качества выполненной работы проводится не только руководителем, но и все6ми кружковцами. Это способствует воспитанию у них чувства ответственности перед коллективом за свою работу и желания больше знать и уметь.
Творческие конструкторские кружки., Учебно-технические кружки., Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества.
Как показывает опыт, техническим творчеством занимаются далеко не все школьники. Многие из них работают в кружках других типов (художественной самодеятельности и т.д.).
Вместе с тем школа готовит своих воспитанников к практической деятельности. И где бы ни трудились выпускники школы, труд их должен носить творческий характер. Поэтому к творчеству следует готовить всех учащихся, воспитывать у них творческую активность, инициативу, стремление к рационализаторской деятельности в той отрасли производства, где они будут работать. Для этого необходимо использовать различные формы массовой работы.
Среди массовых мероприятий по технологии выделим тематические вечера, посвященные знаменательным датам в области науки и техники, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по технологии, прикладному искусству, предметные недели, олимпиады по технологии. Подчеркнем, что любое соревнование, конкурс требует хорошей организации, четких требований и критериев оценки работы участников.
Научно-технические вечера., Школьные олимпиады по технологии.
Таким образом, олимпиады по технологии по охвату учащихся являются наиболее массовыми формами внеклассной работы по трудовому воспитанию.
Профессиональные курсы., Выставки технического и декоративно-прикладного творчества.
Перед закрытием выставки подводят итоги. Жюри определяют призовые места разных экспонатов, и отмечает лучших из участников выставки.
Предметная неделя по технологии.
Среди других массовых форм внеклассной работы можно указать на проведение лекций и бесед, чтение научно-технической и популярной литературы, просмотр телепередач. В целях воспитания у учащихся интереса к технике и стремления к техническому творчеству. Во многих школах созданы уголки научно-технической информации и музеи, соответствующим образом оформлены учебные помещения и мастерские, осуществляются игровые формы технической пропаганды (конкурсы по решению технических задач, на лучшие рационализаторское предложения по ликвидации узкого места в мастерской или предприятия и др.), проводятся школьные и межшкольные олимпиады и технические викторины.
Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными оказываются аудиовизуальные, в частности видео-магнитофоны, позволяющие предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.
В научно-исследовательском плане при создании первых учебных видеофильмов ставились и частично решены такие важные дидактические задачи, как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.
Экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленных предприятиях, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и т.п. объекты для ознакомления учащихся с подготовкой и использованием графической документации.
Занимаясь в кружках, учащиеся творят, выдумывают, узнают много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивают технологические приемы и способы обработки материалов, участвуют в игровых ситуациях, учатся анализировать, развивают образное и пространственное мышление.