«Семья, как фактор социальной адаптации первоклассников»

Курсовая работа

Проблема социальной адаптации к школе является одной из актуальных. Феномен адаптации связан с овладением человеком новыми видами деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В процессе социально-психологической адаптации есть наиболее значимые периоды, таких как поступление ребенка в школу, когда меняется тип ведущей деятельности и социальный статус, расширяется сфера общения. По тем же самым причинам приход в школу является и психотравмирующим фактором. Как переживает этот период начинающий ученик, сможет ли влиться в новый коллектив и наладить отношения – от этого зависит его социальное благополучие и психическое здоровье.

Над проблемой социальной адаптации работали многие известные психологи и педагоги, такие как Э. Тоффлер, У. Томас, А.Знанецкий, Г. Селье, Ю. А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже, А. А. Налчаджян, Т. А. Немчин и др.

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему в педагогической деятельности при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь важна. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях и добьётся более ощутимых результатов в воспитании учащегося.

Понимая значение семьи как среды социализации личности в работе особое внимание сосредоточено на вопросах социализации ребенка первоклассника и его педагогической поддержки в школе родителями и учителями. Проблема изучения семьи и семейных взаимоотношений, как среды социализации личности, стала предметом пристального внимания таких отечественных педагогов и психологов, как Ю.П. Азаров, А.Я.Варга, Б.Т.Лихачев, В.С.Мухина, А.Л.Спиваковская, B.А.Сухомлинский и др.

В их исследованиях изучались общие и частные вопросы семейного воспитания: методологические и методические основы семейного воспитания; взаимоотношения в семье и их влияние на воспитание ребенка; методы семейного воспитания ребенка в различные периоды его жизни; взаимодействие образовательных учреждений и семьи в воспитании и социализации ребенка; роль семьи в подготовке ребенка к школе.

Способность ребенка быстро адаптироваться к новой системе, школьной среде, всецело зависит от созданных родителями и учителями условий социализации и педагогической поддержки.

15 стр., 7025 слов

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

... называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и ...

В связи с этим можно выделить ряд противоречий между: актуальностью вопросов социализации в обществе и состоянием воспитания и социализации ребенка в семье; организацией процесса социализации в школе и отсутствием у родителей опыта социализации ребенка в семье; между развитием современных образовательных учреждений, и недостаточным вниманием к вопросам социальной адаптации первоклассников.

Данные противоречия позволили определить цель нашего исследования, которая состоит в выявлении и научном обосновании эффективных психолого-педагогических условий повышения уровня социальной адаптации первоклассников.

Проблема исследования:, Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

Социальная адаптация первоклассников будет успешна, если:

— организация работы с семьями первоклассников осуществляется на основе дифференцированного подхода;

— соблюдаются тесное сотрудничество и педагогические принципы взаимодействия школы и семьи;

— обеспечивается многообразие содержания и форм педагогического сотрудничества с родителями первоклассников.

Задачи исследования:

  1. Выявить психолого-педагогическую сущность социальной адаптации первоклассников.

  2. Определить особенности социальной адаптации первоклассников.

  3. Выявить критерии, показатели, уровни сформированности социальной адаптации первоклассников.

  4. Выявить эффективные психолого — педагогические условия социальной адаптации первоклассников в семье и школе.

Методы исследования:, Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость исследования

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Впервые термин адаптации ввел в научный оборот немецкий физиолог Ауберт, который использовал этот термин для характеристики явления приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя.

Социализация личности — процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающим. Данное понятие рассматривается как зарубежными авторами (И.С. Кон, А.Маслоу, М.Вебер, Ж.Пиаже и др.), так и отечественными (Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреева, Д.Н. Дубровин, В.М.Сафронова и др.).

12 стр., 5501 слов

Социальная адаптация

... Методы курсовой работы: обобщение, систематизация, анализ литературы, анализ документов, опрос экспертов, интервьюирование. 1. Социальная адаптация неполных семей: теоретико-методологические аспекты 1.1 Социальная адаптация как технология социальной работы адаптация семья неполный социальный Социальные технологии социальная адаптация Особое внимание при характеристике социальной адаптации надо ...

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для человека социальной среды.

Социальная адаптация может протекать в различных формах:

Активная: взаимодействие индивида со средой характеризуется стремлением его изменить эту среду, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях.

Пассивная: индивид просто воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы, пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.

Адаптационно-адаптирующаяся: человек, приспосабливаясь к условиям новой социальной среды, в то же время привносит в эту среду что-то свое.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие роли. Адекватно выстроенный процесс социального воспитания предоставляет возможность овладения широким спектром социальных ролей, необходимым для адаптации в конкретных условиях.

В.М. Сафронова представляет процесс социальной адаптации следующими уровнями:

Внешняя адаптация — ограничивается психологической переориентацией на уровне целенаправленного конформизма, то есть человек знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне не признает этого и, если возможно, отвергает предлагаемую систему ценностей;

Взаимная терпимость характеризуется тем, что личность и социальная среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и нормам поведения;

Аккомодация — глубокий уровень адаптации, который возникает на основе терпимости и связан с взаимными уступками, то есть человек признает основные ценности новой социальной среды, которая в свою очередь признает некоторые ценности индивида;

Ассимиляция — характеризуется полным принятием человеком норм и ценностей, правил социальной среды, «растворение в этой социальной среде, отказ от своих жизненных установок и принципов;

Интеграция — бесконфликтное сотрудничество с сохранением относительной психологической и социокультурной самостоятельности на основе взаимной.

Социальная адаптация личности — это многогранный процесс развития личности, который осуществляется в объективно-субъективной форме, в основе которого лежит активное приспособление человека к окружающей природной и социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность. Поэтому в основе понимания механизмов социальной адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, в основе которой лежит потребность в преобразовании социальной действительности. В связи с этим сам процесс социальной адаптации происходит посредством деятельности, общения, самосознания, самоопределения, самоутверждения, характеризующих социальную сущность личности. Социальная адаптация включает в себя различные сферы жизнедеятельности. Одной из сфер социальной адаптации первоклассника выступает его адаптация к школьной жизни.

18 стр., 8679 слов

Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...

... имеющих детей-инвалидов В связи с этим мы избрали темой исследования – «Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)». Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов. Объект исследования – технологии работы с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида. ...

В современной педагогике и психологии проблемы социальной адаптации вызывают повышенный интерес ученых, который связан с происходящими изменениями в современном обществе.

Следует отметить, что в раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, что связано с развитием психических процессов. Она отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, коммуникативных связей, умений решать межличностные проблемы.

В педагогике социальная адаптация – явление, которое характеризует наибольшую приспособленность человека к условиям обучения и воспитания, она свидетельствует о том, что условия, в которых находится ребенок, для него наиболее оптимальны с позиции обучения и воспитания.

Признаками данного процесса являются:

удовлетворённость ребёнка учебным процессом;

отсутствие у него страха и неуверенности;

самостоятельность при выполнении учебных заданий;

удовлетворённость от межличностных отношений со сверстниками .

Таким образом,

Поступление в школу связано для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими усилиями семьи и профессиональных педагогов. Причины глубоких изменений в настроении, поведении ребенка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спокойно, уверенно, надежно. Он привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке. Способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное. Иное дело – ребенок. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

20 стр., 9844 слов

Технологии социальной работы с бездомными детьми

... структуру, объект, предмет и содержание работы. Объектом курсовой работы является социальная работа с бездомными детьми. Предмет — технологии социальной работы с бездомными детьми. Целью курсовой работы является анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в условиях ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского кожууна Республики ...

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую «платит» организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Одним из главных факторов, влияющих на социальную адаптацию первоклассников, является семья, в которой он воспитывается, так как с емья – основа чувства безопасности, основа психического здоровья своих членов (особенно для детей).

Семья – это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Семья – модель межгендерных отношений, важнейший источник и фильтр социального опыта.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. В этих отношениях имеет место амбивалентность – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому.

Социальные функции семьи:

— воспитательная – социализация молодого поколения;

— хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

— экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

— социальный контроль – ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

13 стр., 6266 слов

Технологии управления социальной защиты населения в области поддержки ...

... искусством управления - ценное общественное достояние. Глава 1. Технологии социальной работы с молодой семьей. §1.1. Молодая семья как объект социальной работы. В нашей стране уделяется огромное внимание семье. Современные брачно-семейные дела требуют того, чтоб у ...

— духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

— социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

— досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

— эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социализирующие функции семьи:

  1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

  2. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка , а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

  3. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

  4. В семье формируются фундаментальные ценностные, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В каждой семье объективно складываются определенная, не всегда осознаваемая система воспитания. Родители, на основе понимания ими целей воспитания, выбирают и методы воспитания, устанавливая, что ребенку можно, а чего нельзя.

Могут быть выделены

— диктат – авторитарный стиль, это когда в семье один из родителей или оба родителя полностью подчиняют себе ребенка, навязывая свою волю. Ребенок не имеет права голоса, не может возражать родителям, за него все решают взрослые. При таком воспитании подавляется воля ребенка, он делается несамостоятельным, нерешительным, пассивным, плохо приспособленным к жизни. А бывает, что именно при таком стиле, в переходном возрасте у ребенка рождается бурный протест против диктата взрослых, наблюдаются срывы в поведении, правонарушения.

— опека — разновидность авторитарного стиля. Во благо ребенка родители не дают ему шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и как ему необходимо делать. Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых потом родители вынуждены нянчить всю жизнь.

14 стр., 6596 слов

Технология социальной работы с семьей

... данной курсовой работы является социальные проблемы семьи в современном российском обществе как объект изучения социальной работы. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: а) рассмотреть функции семьи; б) изучить технологии социальной работы с семьей как ...

— «невмешательство или попустительство» — характерен для семей, где отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не пользуются у ребенка авторитетом, дети часто предоставлены сами себе. Воспитательные мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе. При таком «воспитании» дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым, интерес к учебе, часты правонарушения.

— сотрудничество – демократический стиль взаимоотношений имеет в своей основе сотрудничество, взаимопонимание детей и родителей, взаимоуважение. С мнением ребенка считаются, с ним советуются. Ему взрослые доверяют. Относятся к нему как к личности, умеющей отвечать за свои поступки перед другими членами семьи. Детей и родителей объединяют общие дела, общие интересы. Существует теплота отношений, дружеского участия. В таких условиях воспитывается личность с чувством собственного достоинства, уважающая и других людей, готовая прийти на помощь, если в ней кто-то нуждается. Именно такими должны быть отношения в семьях.

Таким образом, раскрывая особенности социальной адаптации, можно сделать вывод, что для ребенка не последнюю роль играет то, как он живет в семье, как к нему относятся родители, какие подходы в воспитании применяются, а процесс социальной адаптации связан со значительным напряжением всех систем организма и сопровождается сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими усилиями семьи и профессиональных педагогов.

По мнению, Л. Кузнецовой, социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам.

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом [Я. Л. Коломинский].

В структуре социальной адаптации мы выделим критерии уровней ее сформированности и кратко охарактеризуем их.

Таблица 1

Характеристика критериев, показателей и средств диагностики сформированности социальной адаптации младших школьников

Методика «Рукавички» Г. А. Цукерман.

Методика «Ковёр» Р.Овчарова.

Уровень самооценки первоклассника.

8 стр., 3813 слов

Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, ...

... Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; 3. Изучить технологии профилактики и предупреждения сиротства и создания условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для полноценной ...

Самооценка у большинства детей становится более адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Но зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя.

Методика «Лесенка» В. Г. Щур.

Таблица 2

Характеристика уровней сформированности социальной адаптации младших школьников

Уровень адаптации может повышаться или понижаться под воздействием воспитания и обучения, а также условий и уровня жизни. Социальная адаптация характеризуется приспособлением ребёнка к новым социальным условиям, отношениям, режиму жизнедеятельности.

При наличии различных отклонений и негативных процессов возникает дезадаптация.

Дезадаптация — (лат. dis отсутствие; adaptatio – приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования, признаками которой выступают:

— нарушение успеваемости;

— неконтролируемое поведение;

— повышенная утомляемость;

— снижение работоспособности;

— высокое требование к окружающим;

— тревожность и боязнь общения;

— замкнутость.

Для того, чтобы корректировать социальную дезадаптацию личности необходимо формировать навык общения и гармонизировать отношение ребенка со сверстниками, а также устранить те негативные социальные отношения, которые стали причиной имеющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением.

Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера, отсутствие специальных корректирующих программ, приводят не только к отставанию в усвоении школьных знаний и снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении ребёнка. Ребёнок, который не прошёл стадию адаптации и не усвоил основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому в дальнейшем.

На социальную адаптацию первоклассников оказывают влияние следующие факторы:

— тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная);

— возраст родителей;

— уровень образования и профессиональная принадлежность;

— социально-экономическое положение семьи;

— родство (являются ли родители родными или нет);

— тип и стиль взаимоотношений в семье;

— возрастные особенности ребенка.

Таким образом, выделив компоненты социальной адаптации первоклассников с показателями этих компонентов, при помощи средств диагностики, мы выделили три уровня ее сформированности. Высокий уровень социальной адаптации будет позитивно сказываться не только на процессе обучения, но и показывать высокие результаты становления гармонично развитой личности. Уровень адаптации может повышаться или понижаться под воздействием воспитания и обучения, а также условий и уровня жизни. Школьная адаптация характеризуется приспособлением ребёнка к новым социальным условиям, отношениям, режиму жизнедеятельности.

3 стр., 1269 слов

Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида

... людей, в частности. Цель курсовой работы разработать программу социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях семейного социума. Объект исследования: социальные проблемы семей с детьми – инвалидами. Предметом – является основные направления социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов. Гипотеза – Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, будет более эффективна при ...

Теоретическое понимание процесса и особенностей социальной адаптации младших школьников, рассмотренных в первых двух параграфах, основано на знании и учете всего набора потребностей, необходимых для успешной социальной адаптации и организации условий по удовлетворению этих потребностей.

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

В третьем параграфе мы выделили уровни сформированности социальной адаптации младших школьников на критериях усвоения новой социальной роли, мотивации деятельности и поведения, развития коммуникативных качеств, способности к работе в коллективе и самооценки первоклассника. Определили, что даже незначительные отклонения и негативные влияния могут привести к дезадаптации.

Таким образом,

Глава 2. Педагогические условия повышения уровня социальной адаптации первоклассников

Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Сплоченность предполагает ценностное единство, наличие фамилизма, приоритета семьи, подчинения интересов индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи.

Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям).

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом:

— состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;

— позиция ребенка в семье – включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны – например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;

— основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;

— стиль воспитания в семье – можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда);

— собственно-личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи – нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.

О соотношении социализации в семье и семейного воспитания – известный русский педагог, писатель А.Н. Острогорский подметил: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, – но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким».

Дифференцированный подход — это выстраивание работы с учетом индивидуальных особенностей семьи: семейного микроклимата, социального статуса, уровня педагогических и психологических знаний и умений, степени заинтересованности жизнью школы.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача — вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в социальной адаптации не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие педагогов и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

— изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

— группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка;

— составление программы совместных действий педагога и родителей;

— анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями — необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода педагогов к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

— соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

— учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

— сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

— взаимосвязь разных форм работы с родителями;

— одновременное влияние на родителей и детей;

— обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:

1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

Для этого необходимо проведение педагогом индивидуальных консультаций с родителями школьников, использование различных методик (Анализ семейного воспитания (Эйдемиллер, Юстицкис), рисуночные методики “Моя семья”, ”Мой дом” и т.п.)).

2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают — положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи — дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что повышения уровня социальной адаптации младших школьников можно достичь через реализацию разных форм и методов работы педагога с родителями, используя дифференцированный подход, который предусматривает выстраивание работы с учетом индивидуальных особенностей семьи.

Так сложилось, что семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформированных в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации определяется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развития ребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Поэтому сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнёрства – это залог успешной социализации нравственной личности школьника.

Сотрудничество – это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает чёткое осознание единства целей, чёткое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели.

Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным — вполне реальная цель при условии включения родителей в воспитательный процесс, успех которого зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями.

Основной смысл этих требований можно определить следующим образом:

1. Отношения в системе «учитель – ученик» должны строго соответствовать нормам педагогической этики.

2. Учитель должен глубоко осознавать причины возможных противоречий с родителями и понимать, что социальной основой сотрудничества учителя с родителями является то, что цели и задачи школы как социального института, соответствуют интересам семьи, как ячейки общества. Поэтому учителю невозможно достичь высоких результатов воспитания в отрыве от семьи.

3. Между учителем и родителями имеются тесные и систематические контакты в осуществлении целесообразных влияний на детей, если их отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьёй учитель опирается на всё, то положительное, что имеется в ребёнке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех сотрудничества с родителями и ведёт постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры родителей.

Сотрудничество школы и семьи как залог успешной социализации нравственной личности школьника эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности.

Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Осуществляется данный принцип путем метода договора.

Принцип сопряжения предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Принцип сопереживания предполагает взаимоуважение, доверие и расположение школы и семьи. разрешение конфликтов и избегание противоборства.

Принцип сопричастности — это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте, проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка.

Принцип содеянности предполагает причастие семьи к общему делу школы, умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе.

Таким образом, выстраивая работу с семьями, педагог должен придерживаться тесного сотрудничества с соблюдением ряда общепринятых принципов, обеспечивающих эффективность процесса социальной адаптации младших школьников.

На сегодняшний день содержание и формы педагогического просвещения родителей младших школьников разнообразны. Работу с родителями можно разделить на два основных блока:

1. Педагогическое просвещение родителей, задача которого заключается в повышении их педагогической грамотности в вопросах социальной адаптации первоклассников.

2. Включение родителей в деятельность, задача которого заключается в создании всех условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью всего образовательного процесса.

Основные принципы, на которых должна выстраиваться вся работа образовательного учреждения с родителями, это:

— открытость школы и семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок в образовательной среде);

— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию и социализации младших школьников в семье и коллективе;

— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества образовательного учреждения и семьи. К традиционным относятся родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, информационно-стендовый материал. К нетрадиционным формам работы с родителями относятся круглые столы, вечера вопросов, встречи по интересам, педагогические гостиные, родительские вечеринки, дискуссии, чайные паузы, телефоны доверия, устные журналы, семинары-практикумы, тестирование, рефлексивные листы, выпуски собственных журналов и газет, памяток, реклам, выставок-презентаций и др.

Наиболее эффективные профилактические, обучающие и развивающие мероприятия, которые направлены на решение следующих задач:

— повышение педагогической компетентности родителей в вопросах социальной адаптации первоклассников;

— обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;

— согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;

— коррекция стиля родительского воспитания.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через оформление выставок литературы, тематических стендов, изготовление памяток и буклетов, помогает доступно донести информацию о воспитательно-образовательном процессе, показать передовые методы работы.

Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.

Встречи за круглым столом расширяют познания о воспитательном процессе как у родителей, так и у педагога. Тематика их может быть самой разнообразной. Можно обсудить проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Характерным для такой формы взаимодействия является активная позиция родителей. Они охотно делятся опытом, интересными наблюдениями.

Вечера вопросов и ответов представляю собой сбор информации по разным педагогическим темам. Ответы на вопросы носят дискуссионный характер, зачастую переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера носят непринуждённый характер, равноправное участие в них педагогов и родителей. К участию в этих мероприятиях целесообразно пригласить социального педагога, логопеда, педагога-психолога.

Семинары позволяют родителя глубже вникнуть в процессы воспитания, расширить знания о психологии, о методах педагогического воздействия .

На семинарах родители учатся адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной̆ жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:

— мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей̆. Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;

— групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы семейного воспитания», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей̆», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

— книжная терапия, суть которой̆ заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной̆ жизни и семейного воспитания.

Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания.

В зависимости от поставленных целей они делятся на:

— организационные (выбор родительского комитета, разработка и утверждение плана работы, создание инициативных групп для участия в организации и проведении каких-либо классных и общешкольных мероприятий).

— итоговые (подведение итогов за определенный промежуток времени, анализ успехов и неудач, выработка дальнейших путей сотрудничества).

— тематические, ориентированные на повышение педагогической грамотности родителей.

По форме проведения это могут быть лекции, беседы на психологическую, педагогическую тематику, тренинги, читательские конференции по вопросам семейного воспитания и др. Для активизации родителей и в конечном итоге для успешного проведения собрания педагогу нужно заранее о его проведении оповестить родителей, тщательно продумать сценарий, продумать ход мероприятия, все организационные моменты. Данная форма взаимодействия сплачивает коллектив родителей, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам педагогики и психологии; повышает чувство ответственности родителей за семейное воспитание; оказывает положительное влияние на отношения школы и семьи.

В воспитательно-образовательном процессе современные школы используют проектный метод. Метод проектов способствует развитию познавательного интереса детей, их всестороннему развитию. Тематика проектов специфична, направлена на социальные нормы, правила, традиции. В силу своих возрастных особенностей дети не всегда могут справиться с заданиями самостоятельно и тогда родители оказывают им поддержку.

В целях облегчения работы учителя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на три группы:

1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в школе.

2. Практические рекомендации учителям относительно содержания, форм и методов работы школы с родителями:

а) изучение семей;

б) педагогические беседы и тематические консультации;

в) родительские собрания;

г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;

д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;

е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы учителей с родителями.

3. Повышение педагогических умений учителей:

а) планирование работы с родителями;

б) педагогическое самообразование педагогов;

в) педагогический опыт;

г) консультации и семинары с учителями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многообразие форм работы с родителями, с выявлением особенностей семей, а так же повышение компетентности педагогов, являются неотъемлемой основополагающей в формировании педагогической грамотности родителей младших школьников не только в вопросах социальной адаптации первоклассников, но и социализации в целом.

Целью нашей работы было выявление психолого-педагогических условий повышения уровня социальной адаптации первоклассников.

В первом параграфе мы определили, что основополагающим фактором является дифференцированный подход, который обеспечивает качественную работу по формированию педагогической грамотности родителей с учетом особенностей семьи в вопросах социальной адаптации.

Во втором параграфе мы выделили педагогические принципы взаимодействия семьи и школы, без которых не возможно эффективно влиять на формирование педагогической грамотности родителей младших школьников в вопросах не только социальной адаптации, но и в вопросах воспитания и развития младших школьников в целом.

В третьем параграфе мы рассмотрели содержание и формы педагогического просвещения и воздействия на родителей младших школьников, которые обеспечивают наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов, а так же сочетание всех форм наглядной педагогической пропаганды позволяющих повысить педагогическую просвещенность родителей, заставляющих переосмысливать и корректировать методы семейного воспитания.

Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.

Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей.

На сегодняшний день тема социальной адаптации младших школьников является актуальной. От знаний психолого-педагогических основ зависит полноценное всестороннее развитие и воспитание детей, соответствующее требованиям, которые выставляет общество. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», писал В.А. Сухомлинский.

Среди огромного числа проблем, которые волнуют педагогов, на первое место выступают: возрождение русской культуры, сохранение нравственного, духовного и социального здоровья подрастающего поколения. Решение проблем общества всегда связывалось с образованием, воспитанием и социализацией, обеспечивающих становление личности.

Вопросы социализации младших школьников актуализируются возрастом ребенка — первоклассника, входящего в новое пространство жизни — школьное детство, в котором складывается определенная картина мира, чувственно-образные способы ее познания, присвоение социального опыта. Социализация вносит в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы ее познания, накладывает на ребенка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме. В период детства ребенок погружается в собственное пространство, в социальное пространство семьи и социально-воспитательное пространство школы, которые создают ему особые «испытания» с приходом в первый класс, где он начинает осваивать новые социальные и учебные роли. В этих пространствах особое место отводится семье и школе, где взрослые обязаны оказывать помощь и поддержку ребенка в период его социальной адаптации к новой роли ученика.

Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей. Успеха можно достичь только тогда, когда и учителя, и родители станут союзниками, их совместные действия будут направлены в интересах личности ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей.

Анализ работы педагогов с родителями в школьных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества школы и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

— учителя не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

— содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества педагоги не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

— довольно часто учителя, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причины этого — недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям.

Взаимодействие школы и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в школе. Необходимо чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

Итак, изучение опыта работы показывает, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации учителей, использовании дифференцированного подхода к работе с семьёй, соблюдение принципов взаимодействия семьи и школы, использование различных форм и методов работы с родителями и детьми. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.