Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями (на примере г. Биробиджана)

Курсовая работа

Тема курсовой работы «Технологии опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей на примере г. Биробиджана» обоснована значимостью явления возрождения института опеки и попечительства в связи с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В детских домах и приютах, домах — ребёнка, школах — интернатах России воспитываются и постоянно проживают 260 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется около 130 тысяч таких детей [10].

Это не просто официальная статистика.

Это статистика, за которой скрывается не какая-то обезличенная масса людей, а абсолютно конкретные дети, которые очень нуждаются в семье.

Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом. Возможным разрешением этой катастрофической ситуации, может быть предотвращение социального сиротства и продвижение семейного устройства детей и поддержки со стороны государства тем семьям, у которых дети находятся под опекой и попечительством.

Самыми злободневными проблемами остаются беспризорность, сиротство, детская преступность и наркомания. По данным Минздравсоцразвития, в последние годы удалось сократить детскую беспризорность на 5 тыс. — до 3,5 тыс. детей. В то же время в России насчитывается более 740 тыс. так называемых социальных сирот, из которых около 500 тыс. растут в неблагополучных семьях. Ежегодно около 160 тыс. детей уходят из дома. Свыше 200 тыс. ребят находятся в государственных учреждениях. Сегодня в стране 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков. [11]

В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и деятельность институтов опеки и попечительства, профессиональной замещающей семьи.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставило соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активно искать приемлемые в современных условиях формы устройства детей и технологии в продвижении детей в приёмные семьи.

Повышение эффективности социальной поддержки семей с детьми является одной из ключевых задач современной государственной семейной политики. Действующая в настоящее время система государственной социальной поддержки семей с детьми претерпевает значительные изменения. Это в первую очередь связано с реализацией приоритетных национальных проектов, а также с концентрацией усилий государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала.

3 стр., 1292 слов

Технология социальной работы с детьми-сиротами

... С. 132. Проект Закона «Об организации опеки и попечительства» Закон о «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» ... жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие ...

Важным здесь является факт поддержки высшими органами государственной власти взаимосвязи этих направлений социальной политики с положением семьи и демографической ситуацией в России. Программно-целевой механизм их реализации обеспечивает стабильность и стратегическую направленность реализуемых мер.

Этот процесс начал широко обсуждаться общественностью, профессионалами и экспертами. Поиск оптимальных решений ведется с учетом мирового опыта, привлечения средств массовой информации, дискуссий, столкновений различных взглядов и концепций.

Ясно одно — каждый ребенок, как это закреплено в международной Конвенции о правах ребенка, имеет право на воспитание в семье. [1] Устройство ребенка-сироты в замещающую семью — безусловный приоритет социальной политики современной России. Семья во всех странах сохраняет значение одной из лидирующих ценностей, а институт брака признается наилучшей формой существования семьи. [12 ]

С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон «Об опеке и попечительстве», который впервые в России охватывает все вопросы опеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актах и регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами.

Таким образом, тема исследования является приоритетной, злободневной и актуальной.

Объектом исследования курсовой работы являются приёмные родители, опекуны и попечители, дети, оставшиеся без попечения родителей и взаимодействие между ними.

Предметом исследования, Цель исследования

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать опеку и попечительство как правовой и социальный институт в системе гражданского общества;

2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

3. Изучить технологии профилактики и предупреждения сиротства и создания условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для полноценной жизни и интеграции их в общество.

Тема курсовой работы является животрепещущей в общественном сознании и над ней работают многие учёные правоведы и специалисты по социальной работе: Холостова Е.И., Павленок П.Д., Н. А Баринов, В.В. Витрянский, Т.Б. Кононова, Л.О. Красавчикова, М.В. Антокольская и другие.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в возможности применения исследованных технологий в деятельности всех субъектов защиты прав детей — органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлений, комитетов социальной защиты населения, Фонда для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Глава 1. Теоретический анализ социальных технологий в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями

1.1 Нормативно-правовая база семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

12 стр., 5707 слов

Социальное обслуживание населения

... улучшение качества предоставляемых услуг приобрело особую актуальность. Целью дипломной работы является изучение организации работы комплексных центров социального обслуживания населения. ... социальные услуги; предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг. ...

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом Международных и Федеральных законодательных актов. Основными из них являются Конституция РФ (ст.38, 39), Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Ст. 20, 21, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» и другие законодательные акты.

Во исполнение федерального законодательства принят целый ряд подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».

В разделе 6 Семейного Кодекса РФ законодательно регламентируются ситуации, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей. Глава 18 посвящена защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст.121), выявлению, учету и устройству таких детей (ст.122, 123).

Деятельность, регламентированная этим разделом, может осуществляться только органами опеки и попечительства, являющимися органами местного самоуправления. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей зафиксирована в статье 126. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в учреждения различных типов: воспитательные, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения социальной защиты и другие.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение) детей (глава 19).

В статье 124 перечисляются категории детей, в отношении которых допускается усыновление (удочерение).

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Ст.125 регламентирует порядок усыновления ребенка. Усыновление детей рассматривается судом с обязательным участием усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Порядок учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, зафиксирован в статье 126. Определяются требования к лицам, имеющим право быть усыновителями (ст.127).

Обстоятельства усыновления с согласия опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, приводятся в статье 131. Статья 132 содержит положение: если ребенок достиг возраста десяти лет, необходимо его согласие на усыновление. Исключение возможно только, если он считает усыновителей своими родителями. По статье 133 при усыновлении необходимо согласие супруга усыновителя.

20 стр., 9844 слов

Технологии социальной работы с бездомными детьми

... объект, предмет и содержание работы. Объектом курсовой работы является социальная работа с бездомными детьми. Предмет — технологии социальной работы с бездомными детьми. Целью курсовой работы является анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в условиях ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского кожууна Республики ...

Изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка, даты и места его рождения, а также запись усыновителей в качестве родителей ребенка регламентировано ст.134-136. Правовые последствия усыновления ребенка изложены в статье 137.

Отношения усыновителя и усыновленного приравниваются к родственным. Особо оговаривается сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия (ст.138).

Тайна усыновления ребенка охраняется законом, и это положение закреплено в статье 139.

Ситуации отмены усыновления ребенка, включая его последствия, регламентированы ст.140-144. Они разрешаются в судебном порядке с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

В главе 20 дается описание правил установления опеки над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, и попечительства — в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Дети, над которыми может быть установлена опека или попечительство, лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями) детей, права детей, находящихся под опекой (попечительством), права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка — ограничения по всем этим вопросам заключены в ст.145, 146, 148, 150. Об опеке (попечительстве) над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты, и их правах говорится в ст.147 и 149.

Законодательство, связанное с образованием приемной семьи, приводится в главе 21. Образование приемной семьи осуществляется на основании договора, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами), ст.151. Договор о передаче детей на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования детей; права и обязанности приемных родителей, включая их оплату труда; льготы, предоставляемые приемной семье по законам субъектов РФ; обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства; кроме того, основания и последствия прекращения такого договора (ст.152).

Условия подбора приемных родителей изложены в статье 153. Условия передачи детей на воспитание в приемную семью приводятся в статье 154. Оно осуществляется с учетом их мнения, а для достигших возраста десяти лет — с их согласия. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Дети, переданные в приемную семью, сохраняют права на алименты, пенсию, пособия, другие социальные выплаты, право собственности или пользования жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством, а также правами, предусмотренными ст.55-57 Семейного Кодекса. Содержание детей, переданных в приемную семью, регламентировано статьей 155.

Раздел 7 содержит применение семейного законодательства, описанного предшествующими разделами, к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) определяется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Если хотя бы один из родителей является гражданином РФ, он вправе обращаться за установлением отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения РФ (ст.162).

9 стр., 4269 слов

Определение особенностей сотрудничества детей в семье по методике Никитиных

... Никитины указывают на современные опасности, угрожающие здоровью и развитию ребенка в первый год. В семье Никитина было принято внимательно относиться к детским потребностям и проблемам. Родители должны жить жизнью детей , сопереживать и ... нее - коммунистическая личность. Вместе с тем, Макаренко разработал практические технологии воспитания и самовоспитания личности в коллективе, заложив основы ...

Права и обязанности родителей и детей (ст.163), а также алиментные обязательства (ст.164) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При его отсутствии права определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок или лицо, получающее алименты.

Подробно Семейный кодекс РФ регламентирует усыновление (удочерение), происходящее с участием иностранных граждан или лиц без гражданства. Усыновление (удочерение) и отмена его производятся в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, или где он имеет постоянное место жительства. При усыновлении (удочерении) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ, должны быть соблюдены требования большого количества статей настоящего Кодекса и учтены положения международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Постановка на учет регламентируется Правительством РФ.

С 1 января 2008 г., в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», полномочия по опеке и попечительству, включая полномочия по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей и их устройству, переданы с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. В соответствии со ст.14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В целях оказания органам исполнительной власти субъектов РФ методической помощи Министерства образования и науки РФ направило 25 июня 2007 г. «Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ». Это дало возможность выстраивать региональную систему организации семейного устройства. Ряд субъектов РФ сохранил данные полномочия за региональными государственными органами, остальные — делегировали их в соответствии с законодательством муниципальным образованиям. Соответствующие изменения были внесены в законодательство субъектов РФ.

14 стр., 6943 слов

«Семья, как фактор социальной адаптации первоклассников»

... с родителями первоклассников. Задачи исследования: Выявить психолого-педагогическую сущность социальной адаптации первоклассников. Определить особенности социальной адаптации первоклассников. Выявить критерии, показатели, уровни сформированности социальной адаптации первоклассников. Выявить эффективные психолого - педагогические условия социальной адаптации первоклассников в семье и школе. ...

В апреле 2008 г. был впервые принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», который вступил в силу c 1 сентября 2008 г. В связи с его принятием с 1 сентября вступили в силу также изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и ряд других законодательных актов.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 49 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» внесли ряд корректив в нормативную основу организации деятельности по семейному устройству. Наиболее существенные из них.

Категория детей, подлежащих семейному устройству., Формы семейного устройства., Опека на возмездной основе., Возможность назначить несколько опекунов (попечителей).

Закреплена возможность, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, назначить ему нескольких опекунов или попечителей (п.7 ст.10 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Институт предварительной опеки., Дополнительное правовое регулирование передачи детей-сирот под надзор в организации., Подготовка замещающих родителей., Реализация различными организациями ряда полномочий органов опеки и попечительства.

Информирование граждан о возможности принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Без организации широкого информирования населения организовать работу по семейному устройству не представляется возможным.

Как отмечается в рекомендациях Министерства образования и науки РФ, реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь населения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Указанную информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей), в сети Интернет, в печатных средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения, в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения).

Как рекомендует Министерство образования и науки РФ, размещаемая информация должна содержать в том числе сведения о различных формах семейного устройства детей, об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные теле-

6 стр., 2518 слов

Основные направления и технологии социальной работы с семьей

... многочисленные методы социальной и психолого-педагогической работы с семьей (см. рис. 4) ("https:// ", 19). Основное значение современной психологической помощи детям и их родителям не сводится к выявлению ... обслуживание. На практике сущность проблем бывает таковой, что применяется сразу несколько технологий. Так, для коррекции нарушений иногда необходимо оказание нс только психоконсультативной, ...

фоны, время приема и т.д.), о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан. При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями ст.8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Ведение базы данных потенциальных замещающих семей.

В соответствии с п.10 ст.8 ФЗ «Об опеке и попечительстве», органы опеки и попечительства ведут учет граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание. Учет должен вестись в порядке, определяемом Правительством РФ.

1.2 Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемного ребенка можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.

С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ребенка влияет равнодушное, а нередко — и отрицательное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы. Важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни. Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, ведя семью после помещения в нее ребенка. В противном случае, замещающая семья не сможет выполнить своих задач. Стихийно созданные, несопровождаемые замещающие профессиональные семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в них приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Наиболее приемлемым вариантом выхода из данного круга проблем является создание единого социально-образовательного комплекса — системы межведомственного непрерывного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи.

10 стр., 4612 слов

«Технологии социальной работы с семьей по профилактике социального ...

... целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Так часто и начинается социальное сиротство, сиротство при живых родителях. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 2.1 Международный и отечественный опыт ...

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи — это система психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Процесс психолого-педагогического сопровождения

1) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения;

2) реализация этих программ;

3) мониторинг программ;

4) анализ достигнутых результатов и снова планирование программ с учетом достигнутых результатов и возникших проблем.

К социально-педагогическим услугам, предоставляемым замещающим семьям, относятся:

  • а) социально-педагогическое консультирование;
  • б) социально-педагогическая диагностика и обследование личности;
  • в) содействие в организации обучения на дому приемных детей-инвалидов и детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

г) содействие в организации профессиональной ориентации,

профессионального обучения и трудоустройства приемных детей;

  • д) содействие в проведении мероприятий для приемных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семье оказывается на экологическом, непосредственно семейном и индивидуальном уровнях.

Экологический уровень

При этом используются следующие информационные технологии.

1) Привлечение средств массовой информации (установление контактов с заинтересованными представителями СМИ, приглашение СМИ в семьи и на мероприятия с участием семей).

Как показал опыт, на начальном этапе целесообразней привлекать местные СМИ, так как к ним выше уровень доверия населения, особенно в сельской местности. Однако при дальнейшем продвижении семейного устройства на региональный уровень все большее значение стала приобретать поддержка в региональных и общероссийских СМИ — она позволяет повысить общественный статус замещающих семей.

2) Наружные носители (плакаты, объявления, листовки) преимущественно решают задачу информирования населения и распространения контактной информации.

3) Огромную роль в привлечении кандидатов играют волонтеры из числа действующих и бывших замещающих родителей, которые при непосредственном общении со знакомыми, соседями, коллегами и др. делятся своим успешным опытом воспитания приемных детей. По аналогии с техникой «вирусной» социальной рекламы, такая информация распространяется среди населения быстрей, более адресно и вызывает больше доверия, чем идущая по официальным информационным каналам.

На экологическом уровне перед специалистами стоит задача по созданию вокруг приемного ребенка и замещающей семьи общественно-поддерживающей сети. Такая сеть включает в себя не только друзей, коллег, учителей, родственников, (в том числе возможно кровных родственников ребенка), но и реабилитационное пространство — территориальную систему учреждений, организаций и структур, принимающих участие в реабилитации ребенка и поддержке замещающей семьи.

Непосредственно семейный уровень

а) разработка, внедрение и стандартизация услуг, помогающих

18 стр., 8679 слов

Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...

... имеющих детей-инвалидов В связи с этим мы избрали темой исследования – «Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)». Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов. Объект исследования – технологии работы с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида. ...

замещающим семьям;

б) изменение приоритетов в способах реагирования органов

опеки и попечительства — передача ребенка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в замещающие семьи;

  • в) преодоление межведомственной разобщенности, нескоординированности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по защите прав детей.

индивидуальном уровне

Особым видом работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи является повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности родителей детей с особыми нуждами (психологически неустойчивых детей, детей-инвалидов).

Психическое развитие таких детей, как правило, нарушено в связи с вынужденной обособленностью, одиночеством, ограниченностью жизненного пространства, отсутствием вхождения в среду сверстников. При этом далеко не у всех детей наблюдаются выраженные нарушения развития и поведения, с которыми, по мнению родителей, стоит обращаться к специалистам. Между тем часто именно такие неявно выраженные проблемы в развитии служат причиной стойкой неуспеваемости, нарушения поведения, асоциальных поступков.

Помощь и поддержку в воспитании детей родители могут получить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля, прежде всего социального педагога и психолога, а также общению с другими родителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая поддержки семьи, Психологическая составляющая поддержки семьи

посредническую составляющую поддержки семьи

а) помощь в организации семейного досуга;

  • б) помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка);
  • в) информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).

В основе модели большинства замещающих семей лежат теоретические и практические основы педагогической поддержки детей в образовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажа семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей включает в себя следующие направления:

психолого-педагогическое просвещение

гармонизация детско-родительских отношений

гармонизация супружеских отношений

гармонизация внутреннего мира замещающих родителей

обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.

первому направлению (

Наиболее удачными формами реализации данного направления, как показывает опыт, являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия, создание родительского клуба, проведение в его рамках неформальных встреч родителей, детей и консультантов, издание памяток. Хорошо зарекомендовали себя также групповые дискуссии. [21]

Кроме того, в ходе консультативной работы была выявлена необходимость психолого-психиатрического консультирования замещающих родителей. Наиболее распространенными оказались проблемы родителей-усыновителей, а также родителей «проблемных» детей, связанные с их личностными особенностями, педагогическими установками и социальной ситуацией:

1) эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги, депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояние растерянности);

2) физическая перегрузка, усталость; социальное одиночество родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и материальной поддержки);

3) отсутствие взаимопонимания с детьми;

4) недостаточный уровень педагогической компетентности;

5) неадекватные требования к ребенку, завышенные ожидания, не соответствующие индивидуальным психическим особенностям ребенка и его способности к обучению;

6) психическое нездоровье родителей (как пограничные психические расстройства, так и серьезные психические заболевания, нуждающиеся в применении психотропного лечения) [22]

Второе направление

1) познание своего приемного ребенка, происходящих в нем изменений и на их основе формирование четких представлений у приемных родителей о стратегии своей воспитательной деятельности;

2) укрепление веры в свои возможности как воспитателя, формирование родительской позиции;

3) понимание сущности конфликтов между взрослыми и детьми, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного поведения.

Третье направление

Решить названные выше задачи позволяют прежде всего консультирование, диагностика, обучение приемам согласования, использование психотерапевтических методик, тренингов типа «Шаг навстречу». ( Метод: Тренинг построен в виде увлекательной игры, в которой на равных принимают участие родители и дети. В ходе тренинга и дети, и родители погружаются в интересный мир совместной творческой деятельности: это и рисование, и театральные этюды, и решение сложных командных задач).

Четвертое направление