Информационные системы в налоговой службе

Курсовая работа

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Информационная система в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

16 стр., 7702 слов

Налоговая система Российской Федерации и проблемы ее совершенствования

... -НОМ федеральной налоговой службы России за 2013-2015 определить проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы РФ. В целях написания курсовой работы была изучена следующая литература: Х.Б. Алиев "Налоги и налоговая системы Российской Федерации", В.Г. ...

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть информационные системы в налоговой службе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие основ информационных систем в налоговой службе;

2. Определить компьютерные информационные системы обработки налоговой информации;

3. Рассмотреть информационное обеспечение компьютерных информационных системы обработки налоговой информации.

Объект исследования – информационные системы в налоговой службе.

Теоретическую базу работы составили положения российской школы в области информационных систем (Балдина К.В., Гагариной Л.Г., Гвоздевой В.А., Емельяновой Н. З., Кузнецова Л.К., Титоренко Г.А., Ясенева В.Н. и др.)

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Информационные системы в налоговой системе

1.1. Значение компьютерных информационных систем в управлении налоговой системой России

Наличие значительного количества информационных потоков, огромные объемы, требование к оперативности получения информации, ее качеству и достоверности, предопределяют необходимость применения для их обработки компьютерных технологий. Сегодня уже не вызывает никаких сомнений, что важно обеспечить надежное функционирование всех уровней системы по сбору налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведение комплексного оперативного анализа состояния налогообложения, обеспечение органов управления достоверной информацией.

Эффективность всякой информационной системы обеспечивается информационными технологиями, которые характеризуются совокупностью методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку для обеспечения выполнения работ по всему циклу от сбора информации до передачи результатов пользователю на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и коммуникаций.

В период, когда распалась система планового хозяйства, возник вопрос о целесообразности, степени и средствах регулирования экономикой. Многие теоретики считали, что рынок сам отрегулирует все. Однако опыт стран, прошедший этот путь, показал, что при всех формах ведения экономики государственное регулирование оставалось, хотя в разной степени и разными методами.

Изучение этого опыта позволило выбрать свои методы регулирования, среди которых признаны важнейшими — налоговая и бюджетная система.

Налоговая политика представлена системой налогообложения и сборов налогов, системой пошлин и различных платежей с юридических и физических лиц. Все собранные налоги поступают в бюджет и обеспечивают финансирование основных сфер деятельности социальных и других видов расходов.

А поскольку налоговые поступления в бюджет составляют около 90%, то роль налоговой системы в вопросе повышения эффективности экономики страны становится определяющей. От того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов, настолько эффективна и налоговая система. Важным фактором в налоговой системе является технология работы налоговой службы, так как от неё существенно зависит полнота собираемости налогов.

14 стр., 6619 слов

Налог на добычу полезных ископаемых, роль и значение в налоговой системе

... недрами. В рамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу ...

Взаимосвязь налоговых органов с внешней средой обусловлена тем, что налоговая служба является сложной корпоративной системой и в своей работе связана с множеством всевозможных налогоплательщиков, с одной стороны, и организациями, включая и службы финансовой структуры, связи с которыми регламентированы принятой системой управления. Обмен информацией между ведомствами финансовой структуры необходим для обеспечения исполнения доходной части бюджета страны, в том числе для совместного использования учетной информации о юридических и физических лицах, о налоговых поступлениях от них, сведений о банковских счетах налогоплательщиков

1.2. Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

ИС налоговых органов строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ).

В качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и ИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень имеет обширные внутренние и внешние связи.

На федеральном уровне определяется стратегия налоговой системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Аналитическая — включает анализ выполнения налогового законодательства, определение динамики налоговых платежей и прогнозирование величины сборов по видам налогов.

Основная работа по учету налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций и соответствующих им АИС. Здесь формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей справок и платежных документов. В ИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах.

В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами все решаемые задачи сгруппированы в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и методическими материалами.

В ИС «НАЛОГ» предусмотрено информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и ведется единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет — технологий (ИТ-услуг), которая уже отрабатывалась в ФНС г.Москвы и в центральном аппарате ФНС России. Очевидно, что полный эффект может быть получен при формировании ЕГРН регионального уровня и ускорении работ по приведению их информационных ресурсов в соответствие с федеральным ЕГРН, что и предусмотрено Решением Совещания по вопросам информатизации территориальных органов, а в управлениях региональных налоговых служб созданы подразделения по созданию ЕГРН.

14 стр., 6910 слов

Автоматизированные информационные системы в финансовых органах

... Автоматизированная система информационного обеспечения должна включать следующие базы данных: 1. Государственный реестр налогоплательщиков, ... органов Министерства РК, в том числе от Главного управления Республиканского казначейства, Департамента страхового надзора; сведения о налоговом учете налогоплательщиков, о нарушении налогового ... автоматизации процесса управления финансами в настоящее ...

Концентрация информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровне в составе интегрированных баз данных (хранилищ) АИС, функционирующих на основе единых принципов, создает предпосылки создания единого информационного пространства ФНС России. На федеральном уровне эти хранилища, под управлением единой программно-аппаратной платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность многомерной аналитической и статистической обработки налоговой информации.

Одновременно силами Департамента информационных технологий, отдела телекоммуникаций, Управления по информационной политике и ГНИВЦ ФНС РФ продолжается развитие портала ФНС России и регионов в сети Интернет с единым стандартизованным интерфейсом. Ведется также работа по техническому проектированию федерального ЦОД.

Большое внимание в последние годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД — регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Одновременно разрабатывается концепция комплексной защиты информации в информационно — телекоммуникационной системе ФНС России.

Операционные системы, построенные на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2010, Windows XP), создают на каждого пользователя отдельные профили. В них записывается “личная” информация пользователя (оформление рабочего стола, меню, индивидуальные настройки программ и т.п.).

Эта информация доступна только владельцу профиля. Кроме этого, существует профиль “All Users” – Для всех пользователей. В него записывается информация, которая должна быть доступна ВСЕМ пользователям данного компьютера.

При установке Office 2007 (Office XP, Office 2010), инсталлятор записывает информацию об устанавливаемых программах в общий профиль, а в текущий личный профиль – информацию о личных настройках

Для разработки АИС и координации их создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях – отделы информатизации и администраторы баз данных.

Проекты разрабатываются специалистами по информатизации и модернизируются по мере изменения условий функционирования налоговых органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях созданы вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ), координирующие работу отделов информатизации на региональном и муниципальных уровнях. ПО этих задач является собственностью Федеральной налоговой службы РФ. Оно как изделие имеет гарантии в отношении сопровождения и развития [7].

Основными системными требованиями является создание распределенного банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.

7 стр., 3491 слов

Влияние информатизации на жизнь современного общества

... информационного общества Информатизация современного общества имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу: реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций; опасность влияния на общество ... числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; ...

ИС проектируется как открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается также как открытая система.

Архитектура информационной системы ИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру, включающую: