Исторический опыт развития многих государств убедительно указывает на тот факт , что основу могущества любого суверенного государства и обеспечения его национальной безопасности всегда определяла его экономическая политика, базирующаяся на технически совершенном промышленном производстве.
Современный регион – это регион, четко осознающий свои цели и имеющий стратегию развития, которая позволит их достичь. В связи с этим вопросы стратегического развития и актуализация основных направлений развития регионов являются одними из наиболее актуальных в деятельности региональных органов власти. Эффективная стратегия, отвечающая на вызовы, стоящие перед регионом, и содержащая проекты и мероприятия, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие и повышение благосостояния жителей, – неотъемлемый инструмент регионального управления.
Государственное управление в промышленности решает такие задачи, как: стимулирование экономического роста , регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в региональной структуре отраслей промышленности, поддержка экспорта.
В Ленинградской области представлены ведущие отрасли современной промышленности: приборостроение, машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое производство, промышленность строительных материалов. На территории Ленинградской области производится широкий ассортимент товаров народного потребления — продукты питания, автомобильные шины, бытовая техника, мебель, трикотаж, ткани и изделия из них, обувь, а также разнообразной продукции производственно-технического назначения — дизельное топливо, бензин, минеральные удобрения, ферросплавы, бумага, картон, электротехническая продукция и приборы, машины, оборудование, судовые компоненты и оборудование , цемент, изоляционные материалы.
Основная задача государственного управления и администрации Ленинградской области состоит в грамотном управлении данной сферой и приведении государственной политики в области промышленности.
Цель работы – исследование системы государственного управления промышленностью в Ленинградской области.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-
Анализ системы управления промышленность в Ленинградской области:
- состав органов законодательной и исполнительной власти, федеральных и общественных организаций, курирующих различные сферы производственной и обрабатывающей промышленности ЛО;
- состав системообразующих промышленных предприятий ЛО и курирующие их органы исполнительной власти ЛО.
-
Анализ текущего состояния промышленности ЛО.
11 стр., 5296 словИсторические этапы развития управления качеством в России
... последовательность развития управления качеством в России можно проследить по развитию таких взаимосвязанных вопросов, как: - контроль качества продукции; оценка качества продукции; процесс возрастания роли управления качеством (внимание со стороны органов государственной власти, внедрение единой государственной системы стандартизации, ...
-
Действующие и планируемые программы и мероприятия для улучшения состояния промышленности и инвестиционного климата ЛО.
Поскольку сфера компетенций рассмотренных структурных подразделений как правило значительно шире, перечисление полного перечня решаемых задач признано нецелесообразным в рамках рассмотрения темы данной курсовой работы.
1. Система государственного управления промышленностью
Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная, нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т.д.), которые, в свою очередь, в экономическом и организационном плане объединяются в промышленные комплексы, например, электроэнергетический, машиностроительный, военно-промышленный и другие.
Так, в рамках единого промышленного комплекса авиационная промышленность, ракетно-космическая промышленность, радио- и электронная промышленность, судостроительная промышленность составляют в своей совокупности военно-промышленный комплекс как определенное единство, в отношении которого могут приниматься управленческие решения на высшем уровне.
Первичным звеном промышленности как единого хозяйственно-экономического комплекса и всех структурных элементов его системы выступают хозяйствующие субъекты , занятые производством промышленной продукции и выступающие на товарном рынке субъектами предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Ими выступают различные по своим организационно-правовым формам коммерческие организации: предприятия, фирмы, субъекты малого предпринимательства, производственные кооперативы, акционерные общества, концерны, ассоциации и другие отраслевые, межотраслевые, территориальные их объединения. По формам собственности предприятия могут быть государственными, муниципальными, кооперативными, частными и смешанными. Большинство предприятий негосударственных форм собственности являются акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью.
Важным структурным элементом промышленного комплекса являются крупнейшие комплексные отраслевые объединения типа Российского акционерного общества энергетики и электрификации — РАО «ЕЭС России», Российского акционерного общества «Газпром», учредителем которых выступает Правительство РФ. Они действуют как единые промышленно-финансовые комплексы. Это естественные монополии, имеющие своеобразный правовой статус (Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.)).
Государством ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий, в который включаются организации (юридические лица), осуществляющие деятельность по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировке газа по трубопроводам , транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» вырабатывает и реализует государственную социально-экономическую политику в организации функционирования всех отраслей промышленного комплекса, направляя, координируя, обеспечивая и контролируя работу всех центральных органов исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств, ведающих соответствующими отраслями и сферами деятельности промышленного комплекса; осуществляет управление федеральной собственностью; проводит всю системно-структурную организацию центрального федерального аппарата государственных органов исполнительной власти, направляя и контролируя их деятельность; устанавливает правовой статус государственных органов исполнительной власти, утверждая Положения о соответствующих федеральных министерствах , ведомствах и их территориальных органах; разрабатывает федеральные программы развития промышленности в отраслевом и региональном масштабе, принимая затем все необходимые для их реализации меры.
Аграрно-промышленный комплекс
... сырье Перерабатывающая промышленность аграрно-промышленного комплекса Беларуси представлена рядом отраслей и производств, среди них — пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с ... во – 3,6 % ¨ перерабатывающие отрасли – 21-22% (пищевая – 19,2%, легкая промышленность – 0,2%, мукомольная, комбикормовая – 2,3%) ¨ отрасли, производящие средства производства – 12-13 % ...
Министерство промышленности и энергетики РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2566) как орган отраслевого государственного регулирования имеет в своей системе три федеральные службы: по атомному надзору; по технологическому надзору; по техническому регулированию и метрологии, а также пять федеральных агентств (по атомной энергии; по энергетике; по промышленности; космическое агентство; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).
Государственная контрольно-надзорная деятельность и административная ответственность в промышленном комплексе. В промышленном комплексе, как и во всех других отраслевых хозяйственно-экономических комплексах, к виновным физическим и юридическим лицам государственными органами исполнительной власти межотраслевой компетенции применяется административная ответственность за административные правонарушения межотраслевого масштаба и характера, например, за нарушения законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст. 15.1-15.26) и другие. Но существуют и специфические именно для промышленности разновидности административной ответственности отраслевого масштаба и характера , применяемые в рамках отраслевого административно-правового регулирования за административные правонарушения в сфере, например, государственного горного и промышленного надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного энергетического надзора и государственного геологического контроля и надзора, государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в промышленности.