Управление качеством и роль государства, и его обеспечение

Курсовая работа

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства. Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Целью исследования является определение основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг. В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены обязательственные отношения и деятельность управления органов в сфере регулирования качества товаров, работ, услуг;

2. Выявлены преимущества правового регулирования качества продукции, работ, услуг по сравнению с другими формами регулирования;

3. Проведен анализ, и выработка нормативно – правовой базы, соответственно были сделаны различные выводы и предложения по правовому регулированию организационно – правовых и экономических проблем правового регулирования качества продукции, работ, услуг.

Глава 1. Правовые основы регулирования качества продукции

1.1. . Понятие качества, безопасности, субъективное право на качество и безопасность.

В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:

1. Объект регулирования качества продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

4 стр., 1936 слов

Свойства, признаки и качество продукции

... и пр.). Среди качественных признаков большое значение при управлении качеством имеют альтернативные признаки, используемые при статистическом контроле эти признаки могут иметь только ... или средней стоимостью ремонта (экономическим показателем). Признак продукции Признаки продукций могут быть качественными количественными. К качественным признакам относятся цвет материала, форма изделия, наличие на ...

2. Субъектом регулирования качества продукции являются управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

3.Цель регулирования – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности продукции.

Проблема качества продукции является в настоящее время одной из наиболее важных и сложных проблем экономического и технического развития. Управление качеством продукции является составной частью любого производственного процесса, в каких бы формах и масштабах он не осуществлялся. Проблема качества сложна и многогранна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров, и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д. Механизм управления качеством продукции заключается в следующем. В результате изучения характера и объема потребности, технических, экономических и организационных возможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качеству продукции. На этой основе начинается конструкторская и технологическая подготовка производства и изготовление продукции в необходимых количествах.

При изготовлении постоянно или с определенной периодичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. При возникновении разницы между ними вырабатывают и реализуют мероприятия по устранению причин, вызывающих эти отклонения, т. е. влияют на факторы и условия, обеспечивающие качество продукции. За исходную характеристику качества промышленной продукции принято её свойство. Свойство продукции — это объективная её особенность, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении. Так, например, важным свойством материалов металлургического производства являются: химическое, физическое, механическое и другие. Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Сложные свойства представляют собой сочетание простых. Например, прочность металла включает способность его к сопротивлению разрыву, сжатию, кручению, срезу, удару. Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие. Например, высокая твердость ряда металлов и сплавов существенно снижает их ударную вязкость. Поскольку требования к продукции могут быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с помощью количественных показателей качества.

6 стр., 2764 слов

Метрология, стандартизация, управление качеством и сертификация

... технических связей. Государственной системой стандартизации предусмотрены следующие категории стандартов. Государственные стандарты – устанавливают на продукцию массового и крупносерийного производства, на экспортную продукцию, ... технической, конструкторской и технологической документации. Основным стандартом, в области метрологии, ... процессов, объективный контроль качества продукции и повышение ...

1.2. Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи и договора подряда.

Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий. Государственная система качеством РФ создана с учетом международных стандартов на системы качества. Международные стандарты гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления продукции. Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому они касаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным органом управления. Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и другие общественные организации, которые организуют и проводят работы по стандартизации в соответствие с Законом РФ “О стандартизации”. Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Их действие распространяется на предприятия конкретной отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдения стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.

Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций, разрабатываемые этими организациями с целью распространения знаний о достижениях науки и техники, утверждаются соответствующим органом государственного управления по стандартизации. Они могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении между ними договоров определенного уровня, в которых предусматривается условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Составляются они на основе требований госстандартов и не должны нарушать предусмотренные в них нормы и правила (ответственность за нарушения несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности).

В условиях рыночных отношений законодательства РФ представляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям госстандартов.

Глава 2. Основа государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

2.1. Правовое регулирование стандартизации и сертификации.

Становление России как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов. Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы России как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям, а также обеспечивать проведение единой технической политики.

15 стр., 7438 слов

Стандартизация, сертификация и аккредитация, их роль в управлении ...

... окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь обязательный или добровольный характер. сертификация продукция стандартизация аккредитация качество В настоящее время наблюдается беспрецедентное изобилие товаров и ...

Стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции. Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации.

В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности. Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.

Сертификация на соответствие обязательным требованиям нормативных документов проводится исключительно в государственной системе сертификации. Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейший надзор за сертифицированной продукцией. Испытания должны проводится кредитироваными испытательными лабораториями теми методами, которые определены соответствующими нормативными документами. В случае отсутствия этих документов – методами, которые определяются органом сертификации или органом, который исполняет его функции. В результате позитивного решения органа сертификации заказчику выдается сертификат и право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.

14 стр., 6603 слов

Анализ и совершенствование системы управления качеством продукции ...

... сертификацией соответствия на их основе государство обеспечивает выполнение требований общества. Опираясь на вышеизложенное, попробуем сформулировать понятие качества продукции, отойдя от "сухой" формулировки ИСО. Качество продукции есть совокупность свойств продукции, ... условие сохранения конкурентоспособности предприятия - это высокое качество продукции. Цель выпускной квалификационной работы ...

Нужно подробнее рассмотреть разновидности сертификатов. Государственная система сертификации включает в себя несколько разновидностей сертификатов:

1.Сертификат аудитора в отрасли сертификации;

2.Сертификат на систему качества;