Проблема обеспечения энергетической безопасности России, условия глобализации

Курсовая работа

В энергетическом секторе мирового хозяйства ведущую роль играют топливно-энергетические ресурсы — нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь, энергия (ядерная, гидроэнергия).

Среди топливно-энергетических ресурсов особое место занимают нефть и природный газ. Эта группа товаров сохраняют роль лидеров среди прочих товарных групп в международной торговле, уступая только продукции машиностроения.

Россия играет ключевую роль на мировом рынке энергетических ресурсов. Наша страна выступает одним из гарантов общей энергетической безопасности и стабильности мира в долгосрочной перспективе.

В настоящее время, в силу сырьевой ориентации российской экономики наличие ТЭР стало основой успешного развития регионов РФ, обладающих ими. С ними напрямую связано благосостояние всех граждан России, и такие проблемы, как безработица и инфляция. Возросшее значение ТЭР в развитии нашей страны обусловило пристальный интерес к ним со стороны общества и правительства. Эффективная энергетическая политика для России имеет стратегическое значение, отсюда и высокая актуальность данной темы.

Объектом исследования является энергетическая безопасность страны.

Предмет исследования – проблемы обеспечения энергетической безопасности страны на примере России.

Цель работы – разработка рекомендаций по снижению угроз энергетической безопасности России.

Задачи:

  • дать определение энергетической безопасности;
  • дать анализ состояния энергети ческой безопасности РФ;

— описать возможные угрозы энергетической безопасности государства и пути их нейтрализации.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 Понятие, критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности

Энергетическая безопасность – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Она трактуется как защищенность энергетической системы страны от угрозы дефицита в обеспечении потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в условиях нормального функционирования и при чрезвычайных обстоятельствах, включая нарушение стабильного топливо-и энергоснабжения.

Критические ситуации в сфере энергетической безопасности связаны с природными явлениями (суровые зимы, наводнения, землетрясения и т.п.), производственными авариями, а также с явлениями общеэкономического (разрушение инвестиционного процесса и т.п.), социально-политического характера (забастовки, межнациональные конфликты и т.п.).

6 стр., 2898 слов

Топливно-энергетический комплекс России

... безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств. Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности страны. ... территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы ...

Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.[17]

Ситуация на мировом рынке характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами:

  • резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);
  • увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства газа в развитых экономических странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта);
  • недостаток нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;
  • недостаточная информационная транспарентность мировой торговли нефтью.

Все эти обстоятельства выдвинули на передний план проблему энергетической безопасности. В свою очередь, процессы глобализации, с которыми мировое сообщество столкнулось еще в XX веке, непосредственно затрагивают сферу мировой энергетики. [15, с.124]

Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности как, в первую очередь, надежность обеспечения всех стран и всего населения планеты энергоресурсами.

Достижению глобальной энергетической безопасности будет способствовать реализация всем мировым сообществом системы мер по трем основным направлениям:

  • надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами энергоресурсов;
  • рост эффективности использования энергетических ресурсов и защита окружающей среды;
  • разработка и использование новых источников энергии.

Свой вклад в решение проблемы глобальной энергетической безопасности Россия вносит как непосредственно в процессе развития топливно-энергетического комплекса страны, так и в ходе расширяющегося международного сотрудничества. [16]

На данный момент существует конкуренция между поставщиками энергетических ресурсов и она также должна быть встроена в систему глобальной энергетической безопасности. В самом деле, конкуренция, построенная на экономических принципах, конкуренция за потребителя является логичным и понятным явлением. Однако любое использование энергетических ресурсов в политических целях в сложившейся ситуации опережающего спроса ведет к конфликтам, развитие которых может быть непредсказуемым. Сама попытка сделать из энергетики, как необходимого условия экономического роста, предмет политического противостояния является вызовом глобальной системе энергетической безопасности.

Таким образом, принципами энергетической безопасности является честная конкуренция. При этом если можно представить конкуренцию между поставщиками, то гораздо более серьезным явлением является конкуренция между потребителями. По сути, учитывая то, что энергетика – необходимое условие экономического роста, данная конкуренция не должна присутствовать. Более того, учитывая приведенные данные о том, что треть населения планеты не имеет доступа к энергетическим ресурсам, становится также очевидным глобальное социальное измерение энергетической безопасности.[5, с.19]

28 стр., 13758 слов

Проблема энергетической безопасности и энергетический потенциал ...

... аспекты исследования энергетической безопасности государства; проанализировать состояние энергетической безопасности РФ; исследовать нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности страны. Объект исследования - проблема энергетической безопасности. Предмет изучения - энергетический потенциал Российской Федерации. Информационная база курсовой работы включает: нормативно ...

Энергетическая безопасность должна означать не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Так же не следует забывать, что энергетическая безопасность не может не быть составной частью глобальной системы безопасности.

Одним из примеров работы в направлении обеспечения равного доступа всех стран энергетическими ресурсами является предложение России о создании международных ядерных центров, на это же, по всей видимости, будет направлена совместная российско-американская инициатива в сфере ядерного нераспространения. Итак, можно выделить два принципа энергетической безопасности: глобальность и социальная направленность.[8, с.6]

Для оценки уровня энергетической безопасности государства можно применить следующий состав показателей (индикаторов):

1. Индикаторы обеспеченности электроэнергией:

  • доля собственной выработки (отношение выработки электроэнергии электростанциями к годовому потреблению электроэнергии);
  • производство электроэнергии на душу населения (отношение производства электроэнергии к численности населения);

потребление электроэнергии на душу населения в коммунально- бытовом комплексе (отношение потребления электроэнергии в коммунально-бытовом комплексе к численности населения).

2. Индикаторы обеспеченности тепловой энергией:

  • коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовой потребности в тепловой нагрузке);
  • производство тепловой энергии на душу населения (отношение производства тепловой энергии к численности населения);

расход котельно-печного топлива (КПТ) (отношение фактического расхода топлива к нормативу);

  • доля введённых источников теплоснабжения (отношение введённых источников теплоснабжения к числу действующих источников теплоснабжения);
  • коэффициент потерь тепловой энергии (отношение потери тепловой энергии к произведенному количеству);
  • среднее число аварий на один источник теплоснабжения (отношение числа аварий на источниках теплоснабжения к числу источников теплоснабжения);
  • коэффициент износа тепловых и паровых сетей (отношение протяженности тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене к общей протяженности).[11, с.27]

1.2 Роль энергетической политики в обеспечении энергетической безопасности

Достижение энергетической безопасности осуществляется на базе реализации всех основных составляющих государственной энергетической политики и проведение специальных мероприятий, исходя из следующих важнейших принципов:

4 стр., 1531 слов

Энергетическая независимость и безопасность государства Республики Беларусь

... энергетической безопасности государства можно применить следующий состав показателей (индикаторов): 1. Индикаторы обеспеченности электроэнергией: доля собственной выработки (отношение выработки электроэнергии электростанциями к годовому потреблению электроэнергии); производство электроэнергии на душу населения (отношение производства электроэнергии к численности населения); ...

  • обеспечение гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера за счет создания системы стратегических резервов топливно-энергетических ресурсов, регламентации минимально допустимых резервов генерирующих и энерготранспортных мощностей, уровней сезонных запасов топлива, резервов оборудования, необходимого для устранения последствий крупных аварий в энергетическом секторе;

разделение полномочий и ответственности государственных органов, органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, энергоснабжающих компаний и хозяйствующих субъектов- потребителей в части обеспечения энергетической безопасности всех секторов экономики, населения, социально значимых объектов и предприятий;

обеспечение надежного функционирования и предсказуемого развития энергетической инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, последовательное снятие ограничений в транспортировке энергоресурсов между различными регионами страны, а также между отдельными территориально- производственными комплексами (энергоузлами) внутри регионов;

  • своевременность геологоразведки, подготовки и освоения новых месторождений (залежей, площадей, участков, провинций) традиционных видов топлива, в том числе за счет частно-государственного партнерства и рациональной налоговой политики (имея в виду опережающий добычу прирост разведанных извлекаемых запасов), своевременность подготовки к использованию замещающих инновационных энергоресурсов и источников энергии по мере исчерпания традиционных ископаемых энергоресурсов;