Проблема энергетической безопасности и энергетический потенциал Российской Федерации

Курсовая работа

Актуальность работы обусловлена тем, что энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира — как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасности государства, а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы безопасности.

Цель работы — раскрыть сущность энергетической безопасности страны.

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты исследования энергетической безопасности государства;
  • проанализировать состояние энергетической безопасности РФ;
  • исследовать нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности страны.

Объект исследования — проблема энергетической безопасности. Предмет изучения — энергетический потенциал Российской Федерации.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты исследования энергетической безопасности государства

1.1 Энергетическая безопасность государства: понятие, сущность

Понятие «энергетическая безопасность» впервые было введено промышленно-развитыми странами с рыночной экономикой в 1947 году, когда в США был принят законодательный документ, регламентирующий действия государства в сфере обеспечения национальной безопасности. В российских научных работах понятие «безопасность» применительно к экономической сфере вообще и ее энергетической составляющей в частности стало активно употребляться, начиная с 90-х годов прошлого столетия. В РФ Закон о безопасности вступил в силу в 1992 г., а через пять лет, в 1997 г. появилась первая Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Новая ее редакция была утверждена Президентом РФ 10 января 2000 г. Проблема энергетической безопасности активно обсуждается в России с начала 1990-х годов, однако до сих пор не существует четкой формулировки понятия «энергетическая безопасность», закрепленной законодательно Борталевич, С.И. Совершенствование управления энергетической безопасностью / С.И. Борталевич // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19 (217).

4 стр., 1531 слов

Энергетическая независимость и безопасность государства Республики Беларусь

... Глобальной энергетической безопасности, принятый на саммите «Группы восьми» в 2006 г. Напротив, в научных работах это понятие ... затрат для республики. Ранжирование выполнено исходя из предположений, что: в прогнозируемом периоде все государства-экспортеры ... несколько лет Беларуси придется пережить тяжелейший энергетический кризис. Главная проблема — высокая степень энергетической зависимости нашей ...

— С. 152 — 156..

В современной отечественной экономической литературе можно выделить три основных подхода к определению понятия «энергетическая безопасность», которые дополняют друг друга. Согласно первому подходу, «энергетическая безопасность — это уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях» Мастепанов, А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков — состояние, проблемы и перспективы развития / А.М. Мастепанов / Справочно-аналитический сборник. — М.: ГУ ИЭС, 2015.. К сожалению, в данном подходе можно говорить об определенной узости и размытости понятия «энергетическая безопасность», так как, во-первых, в данной формулировке не конкретизированы объект и субъект энергетической безопасности, что не позволяет определить цели стратегии обеспечения энергетической безопасности и выработать конкретные средства для достижения этих целей. Во-вторых, не указывается причина возникновения угроз энергетической безопасности, которые могут иметь как экономический характер, так и политический, социальный, природный, техногенный, технологический и др. В-третьих, трактовка Мирового энергетического совета (МИРЭС) не предполагает дополнительного включения в понятие энергетической безопасности факторов, учитывающих роль ТЭК в экономике страны.

Второй подход исходит из формулировки понятия «безопасность», изложенной в ст. 1 Закона РФ «О безопасности»: «Энергетическая безопасность — это состояние защищенности жизненно важных энергетических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом «жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

В данном определении можно уже видеть конкретизацию объекта энергетической безопасности (государство, общество, личность).

Не вызывает сомнений и утверждение о том, что именно интересы, угрозы и защищенность выступают базовыми элементами безопасности. Причем ее первооснову составляют интересы личности, из которых вытекают интересы общества и государства как инструмента, обеспечивающего наилучшие условия для развития личности и общества. Но поскольку угроза безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, то ключевым для понятия «безопасность» выступает термин «защищенность» (от внутренних и внешних угроз), через призму которого и дают определение понятия «энергетическая безопасность» многие специалисты.

30 стр., 14773 слов

Учебное пособие: Структурная эволюция общественного производства. ...

... общества выступают общественно-экономические формации, вычленяемые на основе такого критерия, как способ производства. Общественно-экономическая формация — «общество, ... первобытное общество). Второй уровень основан на использовании энергетических возможностей ... используемых для периодизации эволюции общества: формационный и ... самого понятия «цивилизация». Цивилизация: 1) уровень общественного ...

И, наконец, третий подход исходит из понятия энергетической безопасности, сформулированного в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р: «энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны» Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 20. — Ст. 2444..

Третий подход к трактовке понятия энергетической безопасности, по нашему мнению, более «широкий», так как включает в себя не только способность ТЭК надежно обеспечивать в полном объеме потребности энергией приемлемого качества и по экономически приемлемым ценам, но и способность потребителей эффективно использовать полученные ТЭР. Такой подход к понятию энергетической безопасности отражает способность энергосистемы противостоять внутренним и внешним угрозам (экономическим, политическим, техногенным и природным), и, одновременно, способность минимизировать ущерб в результате воздействия этих угроз, а при чрезвычайных ситуациях — гарантировать обеспечение минимально необходимого объема потребностей Борталевич, С.И. Совершенствование управления энергетической безопасностью / С.И. Борталевич // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19 (217).

— С. 152-156..

В целом, рассматривая приведенные выше определения понятия «энергетическая безопасность», можно заключить, что каждое из них характеризует тот или иной аспект данной сущностной категории и может войти составной частью в единую концепцию энергобезопасности, а их совокупность может создать целостное обобщенное представление о ее сущности с экономических позиций. Именно поэтому, если следовать более легким путем, можно было бы попытаться синтезировать единое определение из частных формулировок, представленных выше, последовательно перечисляя отдельные признаки понятия энергетической безопасности, в результате чего удалось бы достичь необходимой полноты охвата всех признаков данной категории. Но такое многословное определение не обладало бы высокой степенью общности, на основе которой можно было бы организовать четкую логическую схему исследования факторов, определяющих уровень энергетической безопасности региона.

Формирование подходов к обеспечению «энергетической безопасности» можно проследить через историю взаимоотношений стран-поставщиков и стран-потребителей энергоресурсов. Для каждой из этих 2 групп энергетическая безопасность трактуется по-разному. Но независимо от того, рассматривается ли она со стороны страны — импортера или экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность является одним из самых важных элементов экономической и, следовательно, национальной безопасности.

45 стр., 22374 слов

Энергетических ресурсов и их распределения представлена в трудах ...

... рассмотрении энергетического потенциала различных стран; методы анализа и сравнения применяются при изучении влияния энергетического фактора на внешнюю политику России; статистический ... интересы России в энергетической сфере, ключевые направления энергетической политики России. Приводится ситуационный анализ перспектив развития энергетического сотрудничества России с мировыми импортерами топливных ...

Авторы определяют энергетическую безопасность как внутреннее и внешнее состояние страны, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства, а в случае возникновения угроз — это система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов. В данном случае поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов; обеспечиваются необходимые условия для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны.

Можно выделить следующие параметры для оценки энергетической безопасности:

  • возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение;
  • устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики;

— экономическая доступность энергетических ресурсов Мастепанов, А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков — состояние, проблемы и перспективы развития / А.М. Мастепанов / Справочно-аналитический сборник. — М.: ГУ ИЭС, 2015..

Современная структура энергетики России представляет собой комплекс отраслей, который включает как добывающие сектора, так и обрабатывающие: электроэнергетика, нефтегазовый комплекс, угольная промышленность и возобновляемые источники энергии, которые особенно популярны в мире, но находятся в процессе исследования и дороги в использовании в силу своей крайней ограниченности.

1.2 Цель и принципы обеспечения энергетической безопасности государства

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности — одна из основных задач энергетической политики.

Энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики, от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований: электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/ (Дата обращения: 03.01.2016)..

Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся «хронической болезнью» (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется неравномерностью размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью электрических связей Востока, Сибири и Европейской части страны.

Целью политики энергетической безопасности является последовательное достижение качественно нового уровня ее главных характеристик:

16 стр., 7654 слов

Реферат влияние энергетической отрасли на экономику страны

... понятие энергетической безопасности государства. Энергетические стратегии развитых стран нацеливаются не только на сокращение ... национальных экономик. Преимущество отдается мало энергоемким отраслям и ... развития энергетики стало отводиться энергосбережению. Если до энергетического кризиса ... сегодня все большее влияние на структуру и тенденции ... в европейской части России. По производству электроэнергии ...

  • ѕ способности ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;
  • ѕ способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

— ѕ устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов Танайлов, С.В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат диссертации кандидата полит. Наук / С.В. Танайлов. — М.: Московский гос. обл. ун-т 2013..

Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:

  • ѕ гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;
  • ѕ восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);
  • ѕ диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);
  • ѕ учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);
  • ѕ предотвращение энергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);
  • ѕ создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта;

— ѕ максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования Мастепанов, А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков — состояние, проблемы и перспективы развития / А.М. Мастепанов / Справочно-аналитический сборник. — М.: ГУ ИЭС, 2015..

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем.

Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы — обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях. Предусматривается, что в текущем десятилетии ввиду ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) технологическая модернизация будет происходить в первую очередь на существующих производственных мощностях (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем — путём их коренной реконструкции и создания новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий.

Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемых источников, а также рассредоточение добычи углеводородов из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион).

Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК станет единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с законодательством предусматривается следующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.

Федеральные государственные органы разрабатывают нормативно-правовую базу, в том числе законодательную основу функционирования ТЭК и взаимоотношений в обществе в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают технические регламенты, стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ Танайлов, С.В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат диссертации кандидата полит. Наук / С.В. Танайлов. — М.: Московский гос. обл. ун-т 2013..

К совместному ведению федеральных органов и субъектов Федерации относится определение условий лицензирования месторождений полезных ископаемых, контроль за соблюдением выданных лицензий, организация топливо- и энергоснабжения потребителей в условиях чрезвычайных обстоятельств.

В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся:

  • ѕ регулирование в рамках федерального законодательства функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем;
  • ѕ выдача разрешений на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них;

— ѕ принятие дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов, расположенных на подведомственной территории с учетом экономической целесообразности Мастепанов, А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков — состояние, проблемы и перспективы развития / А.М. Мастепанов / Справочно-аналитический сборник. — М.: ГУ ИЭС, 2015..

Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния безопасности регионов России, на этапе реализации Энергетической стратегии предусматриваются разработка и реализация системы оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, использование критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.

1.3 Критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности государства

При оценке эффективности всех возможных направлений и мер обеспечения энергетической безопасности ключевую роль играют методические основы исследований ТЭК и систем энергетики, учитывающие многоплановость проблемы, требования к представлению объектов исследований, возможные подходы к обоснованию мероприятий с учетом этих аспектов. Анализ восприимчивости ТЭК и систем энергетики к угрозам энергетической безопасности, возможностей обеспечения быстрого и эффективного восстановления топливо- и энергоснабжения потребителей связан с исследованиями надежности и особенно живучести ТЭК и систем энергетики. В основе этих исследований лежит имитационный подход. С учетом уникальности изучаемых условий и их последствий основополагающим в проблеме энергетической безопасности является понятие риска, который выступает в качестве одного из основных критериев оценки ситуаций и обоснования решений. При этом важную роль играет обеспечение общности (универсальности) рекомендаций по повышению энергетической безопасности в отношении исследуемых сценариев рассматриваемых условий и возмущений.

Диагностика уровня энергетической безопасности объективно происходит в нечетких условиях, определяемых незнанием конкретной обстановки и неполной формализуемостью процесса исследований. Разработан формальный аппарат оценки уровня энергетической безопасности в нечеткой среде, работоспособность которого демонстрируется в книге на примерах ретроспективной и перспективной оценки ситуации в ТЭКе Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований: электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/ (Дата обращения: 03.01.2016..

Методы и модели для исследования стратегий развития ТЭК выбираются с учетом требований энергетической безопасности, а также некоторых результатов исследований. Эти результаты иллюстрируют роль резервирования при выборе стратегий развития ТЭК для взаимопомощи отдельных территорий и отраслей ТЭК в условиях существования потенциальных угроз энергетической безопасности. Большое значение имеет выбор такой стратегии развития ТЭК, которая обладала бы наибольшей адаптивностью к возможным принципиальным изменениям энергетической политики под влиянием внешних условий.

Важным аспектом исследований энергетической безопасности является рассмотрение проблем на уровне отраслевых систем энергетики. Структурная и функциональная детализация свойств и поведения систем энергетики заставляет, с одной стороны, корректировать и уточнять общий подход к исследованию, а с другой — cогласовывать уточненные отраслевые оценки и рекомендации с общеэнергетическими на уровне ТЭКа. Особенности отраслевых исследований иллюстрируются примерами конкретных задач. Первая из них связана с перебоями в нефтепродуктоснабжении и показывает важность рассмотрения отраслевых проблем на двух уровнях — собственно отраслевом и в ТЭКе. Вторая задача посвящена оценке последствий возможных крупномасштабных аварий в Единой системе газоснабжения страны и демонстрирует эффективность используемой потоковой модели. Третья задача связана с комплексным анализом возможных критических и чрезвычайных ситуаций в Единой энергосистеме России и выявлением рекомендаций, наиболее эффективных для их устранения Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований: электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/ (Дата обращения: 03.01.2016.. энергетический безопасность государство

Существо задач исследований энергетики с позиций энергетической безопасности, их сложность и многоплановость предопределяют целесообразность использования современных информационных технологий с целью разработки систем принятия решений в этой области. В книге дается описание конкретных инструментальных средств для таких систем, включающих базовое общесистемное обеспечение, а также объектно-ориентированную геоинформационную и информационно-графическую систему.

Для оценки уровня энергетической безопасности государства можно применить следующий состав показателей (индикаторов):

1. Индикаторы обеспеченности электроэнергией:

  • ѕ доля собственной выработки (отношение выработки электроэнергии электростанциями к годовому потреблению электроэнергии);
  • ѕ производство электроэнергии на душу населения (отношение производства электроэнергии к численности населения);
  • ѕ потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе (отношение потребления электроэнергии в коммунально-бытовом комплексе к численности населения).

2. Индикаторы обеспеченности тепловой энергией:

  • ѕ коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовой потребности в тепловой нагрузке);
  • ѕ производство тепловой энергии на душу населения (отношение производства тепловой энергии к численности населения);
  • ѕ расход котельно-печного топлива (КПТ) (отношение фактического расхода топлива к нормативу);
  • ѕ доля введённых источников теплоснабжения (отношение введённых источников теплоснабжения к числу действующих источников теплоснабжения);
  • ѕ коэффициент потерь тепловой энергии (отношение потери тепловой энергии к произведенному количеству);
  • ѕ среднее число аварий на один источник теплоснабжения (отношение числа аварий на источниках теплоснабжения к числу источников теплоснабжения);

— ѕ коэффициент износа тепловых и паровых сетей (отношение протяженности тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене к общей протяженности) Танайлов, С.В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат диссертации кандидата полит. Наук / С.В. Танайлов. — М.: Московский гос. обл. ун-т 2013..

В большинстве экономически развитых странах обычно пользуются не более 5-6 основными макроэкономическими показателями и производными индексами. В России для оценки уровня энергетической безопасности используются от 10 до 122 показателей, в Молдове сформирована система из 27 основных показателей, а в Белоруссии на государственном уровне установлены 12 индикаторов энергобезопасности Мастепанов, А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков — состояние, проблемы и перспективы развития / А.М. Мастепанов / Справочно-аналитический сборник. — М.: ГУ ИЭС, 2015..

Есть даже предложения оценивать энергетическую безопасность только по одному показателю — доле собственных энергоресурсов в общем объеме потребления.

Многообразие показателей существенно затрудняют проведение межстрановых сопоставлений. Кроме того, многие исходные данные, используемые для проведения оценок уровня энергобезопасности, доступны только для местных исследователей.

2. Анализ и оценка уровня энергетической безопасности Российской Федерации

2.1 Основные энергетические показатели развития страны

Ситуация, сложившаяся в России к середине 1990 годов, оказалась значительно серьезнее вследствие глубокого кризиса в энергетике в целом, который протекает в условиях серьезнейшего общенационального социально-экономического и политического кризиса, влияния кризисно-стагнационных факторов предыдущего периода, болезненного и противоречивого становления новой экономической и политической системы.

Энергетическая безопасность затрагивает широкий круг взаимосвязанных проблем, касающихся ресурсной базы энергетики и влияния на топливо- и энергоснабжение потребителей угроз экономического, социально-политического, внешнеэкономического, внешнеполитического, техногенного и природного происхождения, а также несовершенства управления энергетикой.

Проблемы энергетической безопасности России в значительной мере определяются «узкими» местами в ее экономике и энергетике. Анализ состояния и перспектив развития ТЭК и составляющих его систем показывает опасное снижение производства топливно-энергетических ресурсов, катастрофическое старение основных производственных фондов, крайнюю недостаточность инвестиционных ресурсов для обновления и развития энергетических отраслей и ряд других негативных явлений. С одной стороны, в стране сложились энергорасточительные производственная и коммунально-бытовая сферы, а с другой — имеются существенные резервы энергосбережения как в самой энергетике, так и в других отраслях народного хозяйства. Изучение экономической среды ТЭКа показывает множество принципиальных возможностей устранения узких мест в энергетике за счет реализации резервов энергосбережения.

Совокупность угроз энергетической безопасности охватывает весь спектр дестабилизирующих факторов, перечисленных выше. Некоторые из них имеют преходящий характер, и их влияние будет снижаться по мере выхода экономики страны из кризиса. Однако основной комплекс угроз актуален в любых экономических условиях, причем следует отметить особую опасность наложения различных факторов.

Для России при ее протяженной территории, различных природно-климатических условиях в разных регионах, разной степени их обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами и т.д. принципиальную важность имеют региональные аспекты энергетической безопасности. Несмотря на определенную удовлетворительность состояния топливо- и энергоснабжения по стране в целом, отдельные регионы по ряду объективных причин испытывают дефицит в энергоресурсах. Вполне реальны подобные ситуации и в будущем, поэтому чрезвычайно актуально своевременное выявление региональных проблем с целью формирования рекомендаций по их решению или по крайней мере существенному снижению их остроты.

Для определения проблем и критериев энергетической безопасности весьма важен анализ требований потребителей топлива и энергии. Разные отрасли экономики и группы потребителей предъявляют различные требования к устойчивости их энергообеспечения. Эти требования определяются, с одной стороны, технологическими особенностями отдельных производственных процессов, а с другой — той ролью, которую играют различные отрасли экономики и группы потребителей в жизнеобеспечении населения, экологической и производственной безопасности, обороноспособности страны и др. Структура ущербов от нарушения энергоснабжения позволяет оценить народнохозяйственную и социальную значимость отдельных групп потребителей, а знание технологических возможностей и резервов производств дает возможность частично компенсировать за счет внутренних ресурсов потребителей негативные последствия от нарушений их энергоснабжения.

Таблица 1. Сведения об основных энергетических показателях России в 2011-2014 гг. Центральная база статистических данных: электронный ресурс. — Режим доступа: (Дата обращения: 03.01.2016).

№ п/п

Показатель

Год

2010

2011

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

1

Численность населения РФ, млн. чел.

142,9

143,0

143,3

143,7

146,3

2

Выработка эл. эн. электростанциями, в млрд. кВтч

954,1

996,2

1042,1

1040,3

1013,5

3

Потребление электроэнергии по РФ, в млрд. кВтч

937,3

979,4

1025,3

1022,7

995,9

4

Потребление электроэнергии в коммунально-бытовом комплексе по РФ, в млрд. кВтч

253,7

262,7

272,4

280,6

278,4

5

Суммарная мощность источников теплоснабжения, гигакал. в час.

623210,6

619984,01

602622,5

590758,9

590686,8

6

Максимальная годовая потребность в тепле, гигакал. в час.

476104,8

472354,3

452165,5

433702

434448

7

Произведено тепловой энергии, в тыс. гигакал

952209,7

944708,37

904330,9

867403,88

868895,95

8

Произведено тепловой энергии когенерационными тепловыми установками, в тыс. гигакал.

19705,3

18171,5

14356,8

13392,9

9

Потери тепловой энергии, в тыс. гигакал.

115977,9

120316,23

112892,2

113088,8

118805,21

10

Отпущено тепловой энергии потребителям, в тыс. гигакал.

945649,6

946124,87

925174,4

899839,73

894885,79

11

Расход топлива фактически в РФ, в тыс. тонн условного топлива

162135,5

174559,85

162033,61

150544,12

150947,11

12

Расход топлива по норме в РФ, в тыс. тонн условного топлива

163381,8

178572,5

164370,08

152797,71

152512,41

13

Число источников теплоснабжения, в единицах

64895

65985

70232

72161

73136

14

Введено источников теплоснабжения, в единицах

1576

2009

2400

2729

2887

15

Количество котлов (энергоустановок), в единицах.

180063

179023

184763

188404

189053

16

Число аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях, в единицах

27605

22592

20107

17045

12943

17

Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, в километрах

177174,9

176514,13

173073,7

172019

171995,6

18

Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене, в километрах

44669,3

44179,67

44830,2

45020,6

46318,4

19

Заменено тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, в километрах

5912,5

5706,6

5151,2

5417,3

4540,7

20

Экономия от работ по модернизации, тыс. руб.

860133,5

507602

21

Экономия от проведенных мероприятий по энергосбережению, тыс. руб.

1671334,6

2353904,5

В таблице 1 собраны основные энергетические показатели развития России по электрической и тепловой энергетике с 2011 по 2014 годы. На основании этих данных в параграфе 2.2 дан анализ и оценка уровня энергетической безопасности.

2.2 Оценка уровня энергетической безопасности страны

Возможность предлагать энергетические ресурсы обусловлена в России огромным ресурсным потенциалом, а способность можно охарактеризовать сбалансированностью между добычей первичных энергоресурсов и их внутренним потреблением.

Производство и потребление электроэнергии увеличивались вплоть до 2012 года. После чего произошел спад и объемов производства, и потребления в результате экономического кризиса, но уже в 2014 году показатели растут.

Внутреннее потребление и производство газа в России растет до 2013 года, далее наблюдался спад.

Разница между спросом и предложением газа в среднем составляет 220157,1 млн м 3 , или 30%, из чего можно сделать вывод, что треть всей добычи идет на экспорт.

Добыча и внутреннее потребление нефти растут в течение 2005-2011 гг. Здесь разница между спросом и предложением очень большая, ее средняя величина составляет 358157,1 тыс. т, или 51%.

Добыча и потребление угля в 2005-2011 гг. в России медленно растет, большого роста или падения за представленные годы не было. Разница между предложением и спросом в среднем составляет 56,5 млн т, или 30%.

Подводя итог анализа первой составляющей энергетической безопасности можно сделать вывод о том, что возможность обеспечивать предложение ресурсами есть. Однако дисбаланс между внутренним спросом и добычей первичных энергоресурсов (особенно по нефти) и производством электроэнергии позволяет предположить, что система энергетики полностью не востребована внутренним рынком, излишек предложения экспортируется, что является основным фактором экономического роста.

Устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики к воздействующим факторам. Этот параметр можно оценить по мере физического и морального износов основных фондов энергетической отрасли, аварийностью объектов, энергоемкостью ВВП.

На сегодняшний день износ основных фондов в России в электроэнергетике превышает 40%; в газовой промышленности — 60%; в нефтепереработке — 80%.

И доля оборудования, выработавшего свой ресурс (нормативный срок службы), во всех отраслях ТЭКа продолжает увеличиваться. Следствием этого является высокая аварийность, значительные затраты и продолжительность ремонтов, низкий технический уровень. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.

К 2010 г. около 70% магистральных нефтепроводов имели возраст более 20 лет, из них около половины находились в эксплуатации более 30 лет. При этом несмотря на ввод новых нефтепроводов качественных изменений не произошло — доля изношенного оборудования остается по-прежнему большой. В газотранспортной системе страны на начало 2009 г. около 30% линейной части трубопроводов и 10% газоперекачивающих агрегатов находится в эксплуатации более 30 лет, а к 2015 г. средний возраст всех газопроводов превысит 30 лет Центральная база статистических данных: электронный ресурс. — Режим доступа: (Дата обращения: 03.01.2016)..

Важнейшей проблемой электроэнергетики России является высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов. Динамика старения генерирующего оборудования электростанций России до 2020 г. приведена в таблице 2.

Таблица 2. Мощность устаревшего оборудования на электростанциях России, млн. кВт

Тип электростанции

2001

2005

2010

2015

2020

ГЭС

23

26

34

40

42

ТЭС

5

36

68

81

95

АЭС

2

7

Всего по отношению к установленной мощности на 1.01.02 г.

28

62

102

123

144

(13%)

(28%)

(47%)

(57%)

(67%)

Существует также проблема морального износа оборудования, в особенности преодоления низкой эффективности сжигания природного газа, доля которого в структуре сжигаемого на электростанциях топлива превышает 60% Центральная база статистических данных: электронный ресурс. — Режим доступа: (Дата обращения: 03.01.2016)..

Несмотря на высокую изношенность активной части основных производственных фондов отраслей ТЭК коэффициенты их обновления на протяжении последнего десятилетия были около 2% (за исключением нефтедобычи — 4%).

Износ основных фондов неизбежно приводит к аварийным ситуациям. Аварийность в энергетике России по отраслям представлена в таблице 3.

Таблица 3. Аварийность энергетики России по отраслям в 2014 году

Отрасль

Количество аварий

Общая аварийность, % (изменение по отношению к 2013 году)

Электроэнергетика

3500

-5,3%

Нефтегазовый комплекс

17

-10%

Угольная отрасль

16

+3,1%

Общая аварийность на объектах энергетики снижается в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе, однако количество аварий по сей день остается очень большим.

Таким образом, Россия на сегодняшний день обладает одним из самых высоких значений энергоемкости ВВП в мире. Энергоемкость России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза. Такая величина в первую очередь обусловлена высокой электроемкостью — высокие удельные расходы электроэнергии на добывающих и обрабатывающих производствах. Также причина кроется в существенных потерях электроэнергии в электрических сетях вследствие старения электротехнического оборудования.

Сохранение высокой энергоемкости экономики, низкие темпы обновления производственного аппарата ТЭК, высокий моральный и физический износ основных фондов однозначно создают угрозу энергетической безопасности России. Это приводит к таким последствиям, как снижение энергетической безопасности России, торможение экономического роста, низкая конкурентоспособность российской промышленности и др.

Экономическая доступность энергетических ресурсов. Чтобы оценить этот параметр, проанализируем цены на внешнем и внутреннем рынках газа, нефти, угля и электроэнергии.

Динамика цен на внутреннем рынке ТЭР и электроэнергии имеет тенденцию к росту (табл. 4).

С 2010-го по 2015 г. цены на все виды угля, нефть и газ увеличились не менее чем в 2 раза. Цены на электроэнергию для производителей увеличились только на 1,73% за рассматриваемый период благодаря тарифному регулированию региональными органами власти. Из всех видов ресурсов самые высокие цены на нефть, а самая большая разница между ценой производителя и ценой потребителя у газа, что говорит о большой налоговой нагрузке. Соотношение между ценой производителей и потребителей в рассматриваемый период: по углю уменьшилось; по нефти — уменьшилось незначительно; по газу и электроэнергии — увеличилось.

Таблица 4. Средние цены производителей и приобретения основных видов топливно-энергетических ресурсов и их соотношение в России (на конец года, рублей за тонну) Россия в цифрах: 2014. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2014.

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Уголь коксовый (коксующийся)

— производителей *

— приобретения **

— соотношение, раз

787

743

788

1125

1026

1555

2402

2199

2819

4505

3782

5920

3,1

3,0

3,6

4,0

3,7

3,8

Уголь каменный обогащенный

— производителей

— приобретения

— соотношение, раз

453

465

568

746

712

822

792

871

949

1101

1174

1308

1,7

1,9

1,7

1,5

1,6

1,6

Нефть

— производителей

— приобретения

— соотношение, раз

4812

4434

7075

3377

6633

7566

6569

5711

10368

3025

7429

11045

1,4

1,3

1,5

0,9

1,1

1,5

Газ горючий природный

(газ естественный), за 1000 м 3

— производителей

— приобретения

— соотношение, раз

330

378

431

533

510

626

1436

1582

1856

2312

2764

3081

4,4

4,2

4,3

4,3

5,4

4,9

Электроэнергия, за 1000 кВтЧч

— производителей

— приобретения

— соотношение, раз

451

536

627

677

559

665

914

1016

1009

1284

1551

1539

2,0

1,9

1,6

1,9

2,8

2,3

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством РФ. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).

Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации. В частности, Газпром получил право отпускать газ определенной категории потребителей по договорным ценам, при этом ФСТ регулирует верхний предел цен. В 2014 году этот предел составлял 10% от уровня регулируемой цены. Несмотря на то, что уровень регулируемых цен на газ в России повышается, в настоящее время цены существенно ниже мирового уровня Россия в цифрах: 2014. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2014..

Учитывая рассмотренные данные, можно заключить, что экономическая допустимость топливно-энергетических ресурсов для потребителей в России постепенно снижается.

Результаты анализа критериев оценки энергетической безопасности России показали, что возможность ТЭК страны обеспечивать предложение есть, однако его способность сокращается, при этом сам топливно-энергетический комплекс страны неустойчив и экономическая доступность энергетических ресурсов сокращается.

В таблице 5 приведён расчёт показателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных в таблице 1.

Таблица 5. Оценка энергетической безопасности государства

№ п/п

Показатель

(рассчитывается из табл. 1)

Год

2010

2011

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

1

Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3)

1,01792

1,01715

1,01639

1,01721

1,01767

2

Производство электроэнергии на душу населения в кВтч, (1000000000*ст.3/ст.1)

6667

6992

7332

7328

7145

3

Потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1)

1773

1844

1917

1977

1963

4

Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6)

1,30898

1,31254

1,33275

1,36213

1,35963

5

Производство тепловой энергии на душу населения в гигакал. (ст.7/ст.1)

6,65351

6,63013

6,36338

6,11035

6,12577

6

Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12)

99,23

97,75

98,57

98,52

98,97

7

Доля введённых источников теплоснабжения в %, (ст.14/ст.13)

2,428

3,044

3,417

3,781

3,947

8

Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7)

12,1799

12,7358

12,4835

13,0376

13,6731

9

Среднее число аварий на один источник теплоснабжения, (ст.16/ст.13)

0,425

0,342

0,286

0,236

0,176

10

Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17)

25,21

25,02

25,90

26,17

26,93

Россия отстаёт в производстве электроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например, от США в 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например, Китай в 6 раз).

В среднем по РФ большой запас мощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициент покрытия тепловой энергией.

Расход топлива фактический незначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствует показатель расхода КПТ в таблице 5.

Огромны потери тепловой энергии (строка 8), которые увеличиваются от года к году. Этот рост обусловлен старением энергетических установок и тепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним.

Ещё более впечатляет коэффициент износа тепловых и паровых сетей: в 2010 г. 25,21 %, а в 2014 году он составил уже 26,93 %.

Среднее число аварий на один источник теплоснабжения заметно сократилось: за 5 лет в несколько раз.

2.3 Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности страны

Количество совокупных нормативных правовых актов в области энергетической безопасности за последние 10 лет возросло более чем в 3 раза. По мнению профессора М.М. Бринчука, законодательных актов в сфере энергетической безопасности насчитывается более 50 национальных и 30 зарубежных.

Значительным событием стало принятие Федерального закона от 21.07.2011 № 256- ФЗ «О безопасности объектов топливно- энергетического комплекса», который устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.

В то же время основной целью закона является создание правовых основ защиты объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства. Концепция, идеология, построение закона полностью направлены на предотвращение террористических актов и иных внешних воздействий на объекты ТЭК. В законе прямо сформулировано, что «безопасность объектов ТЭК — это состояние защищенности объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства».

Закон дает четкий перечень объектов ТЭК: объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. В законе также даны относительно новые (для энергетики) определения: «критически важные объекты ТЭК», «критические элементы объекта ТЭК», «линейные объекты ТЭК» и др. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований: электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/ (Дата обращения: 03.01.2016).

Появление нового законодательного акта в сфере безопасности традиционно для нашей страны означает рост нормативных правовых актов, направленных на ужесточение мер по охране, создание технических, технологических, организационных систем безопасности, появление все более мощного контрольно-надзорного аппарата. К сожалению, по нашим наблюдениям, в области энергетической безопасности стал проявляться бюрократически очевидный подход, направленный на усиления запретов и создание все более сложных, а в некоторых случаях избыточных систем государственного контроля. А это, как известно, прямой путь к коррупции.

Государственная энергетическая политика Российской Федерации, задающая устойчивый долгосрочный курс развития энерусловиях глобализации и новых гетического сектора, приобретает вызовов как внутри страны, так особую значимость в современных и в мировом масштабе. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее ЭС-2030) является документом, конкретизирующим цели и задачи перспективного развития российского энергетического сектора, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации.

ЭС-2030 — не первый документ подобного рода. Энергетических стратегий в России, начиная с 1991 г., было разработано несколько. Последняя — с проекцией на 2030 г. Но все они базировались на трех китах. Первое — обеспечение энергетической безопасности страны и ее регионов. Там должно быть достаточно ресурсов, они должны быть экономически доступны и технологически допустимы. Второе — эффективно использовать природные ресурсы и весь энергетический потенциал, все национальное богатство для развития экономики и повышения качества жизни населения. Третье, инновационно обновить как сам ТЭК, так и, с его помощью, всю отечественную промышленность.

Кроме того, в 1996 г. в соответствии с Законом РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1 «О безопасности» была разработана и одобрена решением Межведомственной комиссии по экономической безопасности Совета Безопасности РФ от 27 февраля 1998 г. Доктрина энергетической безопасности России. В Доктрине энергетика рассматривалась как важнейший фактор национальной безопасности, в том числе внешнего характера.

В ныне действующей ЭС-2030 сказано: настоящая Стратегия формирует новые ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.

Формирование долгосрочной государственной экономической политики, в том числе в сфере энергетики, началось с первых шагов новой России как самостоятельного государства, что было законодательно закреплено на самом высоком правовом уровне. В Конституции РФ 1993 г. установлено, что «В ведении Российской Федерации находятся… федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы …» (п. «и» ст. 71).

В развитие конституционных положений государственная энергетическая политика новой России закрепляется на законодательном и ином нормативно-правовом уровне.

Новая Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. соблюдает преемственность по отношению к ЭС-2020. Она обеспечивает корректировку ориентиров, максимальный учет новых тенденций развития экономики и энергетики, появление новых технологий и расширение временного горизонта до 2030 г. в соответствии с требованиями времени.

Главная цель, закрепляемая в Стратегии, — максимально эффек…