Машиностроительный комплекс составляют металлообработка и машиностроение, которые объединяют несколько 10-ов отраслей и подотраслей. Машиностроение создает оборудование и машины, приборы и аппараты, разного рода механизмы для материального производства, культуры, науки, а также сферы услуг. Металлообработка занимается ремонтом оборудования и машин, производством металлических изделий. В данное время машиностроение РФ состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 производств и подотраслей.
Машиностроение изготавливает средства труда – оборудование и машины, вычислительную технику и приборы, транспортные средства, передаточные устройства — для всех отраслей народного хозяйства. Оно изготавливает предметы потребления, в основном длительного пользования (часы, телев изоры, легковые автомобили и др.).
Развитие машиностроения на современном этапе России характеризуется ростом производственных мощностей, увеличением численности субъектов, которые участвуют в машиностроительной деятельности, и усложнением структуры производственной кооперации и реализации. Следствием этого являются новые требования к структурной модернизации, которая обеспечивает поднятие эффективности принятия управленческих решений.
Развитие информационно-управляющих и организационно-экономических механизмов нужно проводить с учетом данных требований и при этом основываться на парадигме формирования интегрированной производственно-сбытовой системы, как механизма, который направлен на организацию потребностей в продукции в российской промышленности и производственно-хозяйственных связей.
Решение данных задач требует, прежде всего, пересмотра главных характеристик организационно-экономических процессов и систем производственной кооперации и реализации в современной структуре изготовления, технологической кооперации и реализации участников сбытовых и производственных процессов в критериях эксплуатации, как имеющихся машиностроительных компаний, так и нового строительства. [7]
Целью курсовой работы является определения места машиностроительного комплекса в мировой экономике.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть машиностроительный комплекс в России,
- рассмотреть машиностроительный комплекс за рубежом,
- определить значение и место машиностроительного комплекса в мировой экономике.
Франция. Наряду с Великобританией и Германия крупную роль в международных отношениях и мировой экономике играет Франция. Высокоразвитая индустрия данной страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в неких видах транспортного машиностроения, хим. индустрии. Крупнейшие индустриальные центры – Марсель, Париж, Дюнкерк, Гавр, Страсбург, Лилль, Тулуза, Нант.
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса мира
... является весьма перспективным в будущем. ГЛАВА 1. МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1.1 Роль и содержание машиностроительного комплекса Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и ...
Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их только 13 ( не считая Монако, Лихтенштейна и др.): Бельгия, Австралия, Дания, Греция, Исландия, Ирландия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария. Иногда к ним относят Испанию.
Несмотря на то, что удельный вес каждого из данных государств в мировой экономике невелик, взятые в месте, они представляют силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы — примерно 30%, а во внешней торговле – 40%. [10]
Восточная Европа
Восточная Европа включает Чехию, Польшу, Венгрию, Словакию, Болгарию, Румынию, Хорватию, Словению, Черногорию, Сербию, Герцеговину и Боснию, Албанию, Македонию, а еще Эстонию, Латвию и Литву.
Польша – самая большая из данных стран по экономическому потенциалу. Машиностроение тут, достигло высочайшего уровня, но, оно отличается завышенной металлоемкостью. Здесь производят оборудование и машины для сельского хозяйства, строительства и промышленности, развито еще тракторостроение и транспортное машиностроение. По большинству видов производимой в данной отрасли продукции Польша занимает лидерские места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению. Главные центры машиностроения: Лодзь, Варшава, Познань, Вроцлав, Быдгощ, Гданьск.
В Чехии (Брно, Пльзень, Прага и др.), машиностроение более развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для компаний, бытовые приборы, вычислительную технику и т. п. [6]
Восточная и Юго-восточная Азия
Япония ( столица – г. Токио) – островное правительство государство в Тихом океане у восточных берегов Евразии, занимает лидирующую позицию.
Суда, которые построены на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машинки захватили репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке чрезвычайно велик.
Японские автобусы, автомобили, грузовики и железнодорожный подвижной состав выполняют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, которые призведены в Японии, обеспечивают энергией и светом промышленные компании и дома в Австралии, Африке, Азии, в Южной и Северной Америке. Японское ткацкое и прядильное оборудование является основанием развития текстильной индустрии почти во всех странах Азии и остальных континентов.
Производство электрических аппаратов представляет собой более быстрорастущую отрасль машиностроения. Одним из главных достижений японского машиностроения в последние годы стал феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как магнитофоны, телевизоры, стереофонические радиолы, радиоприемники составляют 46,7% общего выпуска продукции.
Китай – большое древнее государство.
Машиностроение отличается разнообразием издаваемой продукции, при этом доминируют не специальные, а универсальные компании, которые расположены вблизи больших городов, морскими портами и металлургической базой. За последние годы в итоге проводимой экономической реформы КНР достигла заметных успехов в изготовлении бытовой электроаппаратуры, приборов, новейших средств связи, ЭВМ и т. д.
Новые индустриальные страны Азии в мировой экономике
... легкой промышленности, металлоемкой машиностроительной продукции, а также микроэлектронной аппаратуры ограниченного ассортимента по технологиям, уже получившим широкое распространение в постиндустриальных странах. Глава 2. Анализ отраслевой системы стран НИС 2.1. Сингапур Сингапур — индустриально ...
Главные центры машиностроения – Шэньян, Шанхай, Харбин, Тань-цзинь, Пекин, Чанчунь, Лоян и др.
Группа новых индустриальных государств Азии состоит из 2-ух «эшелонов». К главному из них было принято определять Сингапур, Республику Корею, Гонконг и Тайвань, которые в следствии осуществленного ими экономического скачка стали называть четверкой «азиатских тигров» («драконов»).
Затем их примеру последовали еще 3 страны – члены АСЕАН, которые образовали как бы «2-ой эшелон» НИС Азии, — Индонезия, Таиланд и Малайзия.
В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики этих стран по образцу японской модели. В них возникла крупная нефтеперерабатывающая, автомобильная, судостроительная, нефтехимическая и особенно электронная и электротехническая промышленность; ежегодно здесь выпускают десятки миллионов телевизоров, радиоприемников, видеомагнитофонов, магнитофонов.
Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту швейных машин, кинокамер, мониторов; Республика Корея – магнитных дисков, телевизоров, судов; Малайзия – электронных компонентов, кондиционеров и т. п. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью. [10]
СНГ
В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Могилёв, Жодино, Минск) и станкостроение (Гомель, Витебск, Минск).
Развита радиоэлектроника и приборостроение.
Главные отрасли машиностроения Украины: тяжелое машиностроение, вагоно, авто -, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, станкостроение (Донецк, Киев, Днепропетровск, Запорожье).
[8]
Глава 2. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ОТРАСЛИ
МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2. 1 Значение машиностроения в мировой экономике
Машиностроительный комплекс – это составная доля одного народного хозяйственного комплекса страны.
Это обусловлено прежде всего тем, что машиностроение:
- создает оборудование и машины, которые используются в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
- является крупнейшим потребителем продукции цветной и черной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
- выступает как районообразующий фактор;
- обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
- дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий;
- является отражением степени развития производительных сил в регионе.
Т.е., можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния представленного промышленного комплекса.
Машиностроение – это ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством оборудования и машин, различного рода механизмов для материального производства, сферы услуг, культуры, науки. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.
Металлообработка занимается ремонтом оборудования и машин, производством металлических изделий.
Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, т.к. служит основой НТП и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства
Особенности размещения отрасли народного хозяйства в регионе ...
... Целью данной работы является выявление особенностей размещения такой отрасли народного хозяйства, как сельское хозяйство, на примере Пензенской области. Для достижения поставленной цели в ходе работы решались ... обработанными продуктами питания, а пищевую и легкую промышленности — сырьем. Доля продукции сельского хозяйства равна 12,5% ВВП всего народного хозяйства, в нем занято около 54% всех ...
Машиностроительный комплекс – это крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится примерно 25% стоимости произведенной продукции и примерно 35% всех работающих в хозяйстве РФ, а также примерно 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше. [5]
По сравнению с промышленностью в целом, металлообработка и машиностроение характеризуются:
- более крупными размерами предприятий,
- большей фондоёмкостью продукции,
- большей капиталоёмкостью продукции,
- большей трудоёмкостью продукции.
Сложная продукция машиностроения требует высококвалифицированной и разнообразной по профессиям рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает 1-ое место по доле в промышленно-производственном персонале и валовой продукции, 2-ое место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как:
- транспортное, энергетическое и тяжелое машиностроение;
- электротехническая промышленность;
- нефтяное и химическое машиностроение;
- инструментальная промышленность и станкостроение;
- приборостроение;
- сельскохозяйственное и тракторное машиностроение;
- машиностроение для пищевой и легкой промышленности и т.д.,
так и множество специализированных производств и подотраслей.
Машиностроение создает оборудование и машины, которые применяются повсеместно: в сельском хозяйстве, промышленности, на транспорте, в быту. Следовательно, НТП во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как электронная и электротехническая промышленность, станкостроение, производство электронно-вычислительной техники, приборостроение.
Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор НТП, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, которые обеспечивают развитие НТР во всем народном хозяйстве — это химическое машиностроение, приборостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение.
2. Отрасли, которые обеспечивают развитие НТР в машиностроении — это инструментальная и станкостроение промышленность.
Сертификация систем менеджмента качества продукции и разработка ...
... 1.1 Сертификация продукции в металлургической отрасли Металлургия одна из отраслей ориентированных на экспорт. Уже в 2004г. были внедрены системы менеджмента качества в соответствии ... предприятиях позволяет изготавливать высококачественную продукцию. Значение качества металлопродукции обуславливает качество продукции в смежных отраслях, в частности машиностроения. Внедрение систем менеджмента ...
3. Отрасли, которые обеспечивают развитие НТР в отдельных отраслях хозяйства — это сельскохозяйственное, тракторное и строительно-дорожное машиностроение, автомобилестроение и др.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, которые связаны с выпуском средств автоматизации, телемеханики и электроники, оборудования для реактивной авиации, атомной энергетики, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Основное экономическое назначение продукции машиностроения – это облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Машиностроительный комплекс – это важнейший комплекс, который играет огромную роль в производственном процессе, взаимосвязаны со многими отраслями хозяйства страны, имеет свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его размещение и развитие оказывает влияние гамма факторов. Размещение и развитие его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса.
Принципы размещения и развития преломляются в специфических и общих факторах, которые оказывают влияние на размещение и развитие отраслей машиностроительного комплекса:
- География сырьевых и природных ресурсов, природные условия.
- Базовый уровень развития техники и науки.
- Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.
- Транспортная сеть и пути сообщения.
- Формы организации производства
- Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
- Транспортабельность готовой продукции и сырья.
- География, структура и масштабы потребления продукции.
- Экологическая обстановка в регионе. [4]
Важнейшим является наличие квалифицированных трудовых ресурсов, общественной потребности в продукции, собственного производства или возможности поставки электроэнергии и конструкционных материалов. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», т.к. оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие воды, полезных ископаемых и т.п. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов.
К ним можно отнести:
1. Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (всевозможных роботов, компьютеров) концентрируется в центрах и районах, которые обладают высокоразвитой научной базой: конструкторскими бюро, крупными НИИ (Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва и др.).
Ориентация на научный потенциал — основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
2. Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, которые занимаются производством такой продукции, как к примеру, горно-шахтного, энергетического, металлургического оборудования потребляют много цветных и черных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, которые занимаются выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
География отраслей машиностроительного комплекса РФ
... Уровень специализации и кооперирования. Отрасли промышлен-ности и производства Ресурсы Районы потребления продукции сырьевые Топливно-энергетические трудовые Машиностроение: Тяжелое Локомотивостроение Судостроение Автостроение Станкостроение Приборостроение С/х машиностроение Решающее Сильное Отсутствует Отсутствует Слабое Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует ...
3. Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется очень высокой квалификацией труда и большими затратами. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть инженерно-технические и высококвалифицированные кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: станкостроение (г. Москва, г. Санкт-Петербург), авиационная промышленность (г.Самара, г.Казань), производство точных приборов и электротехники (г.Ульяновск).
4. Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство металлургического, горно-шахтного, энергетического оборудования, которые потребляют большое количество цветных и черных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за высокой стоимости перевозок и их большого размера. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.
5. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, которые выпускают продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между производствами и отраслями, которые входят в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием технических, организационных и экономических факторов:
- Темпы развития отраслей народного хозяйства;
- Уровень развития техники и науки в стране;
- Культурный и материальный уровень населения страны;
- Уровень кооперирования и специализации;
- Место страны в системе международного разделения труда. [4]
Отрасли
машиностроения
Ресурсы
Районы потребления продукции
Сырьевые
Топливно-энергетические
трудовые
Тяжелое
Локомотивостроение
Судостроение
Автостроение
Станкостроение
Приборостроение
С/х машиностроение
Решающее
Сильное
Отсутствует
Отсутствует
Слабое
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Слабое
Слабое
Слабое
Решающее
Сильное
Решающее
Слабое
Слабое
Отсутствует
Решающее
Отсутствует
Сильное
Отсутствует