Основные характеристики, техническое оснащение и сферы применения различных видов транспорта

Контрольная работа

«Транспорт — это ось гравитации страны»

Д.И. Менделеев

Существование любого государства невозможно без развитого транспорта. Особенно велика роль транспорта для России.

Экономика России, несмотря на современное состояние, имеет широкие перспективы развития. Численность населения России составляет 3% от населения мира, при этом страна обладает гигантскими ресурсами единственная из крупных держав полностью обеспечивает себя всеми энергоресурсами. Страна обладает 13% мировых запасов нефти, 42% запасов газа, 43% запасов угля, крупномасштабными аграрными, промышленными, строительными и транспортными потенциалами.

1. Автомобильный транспорт

На рубеже XIX и XX веков тоннаж мирового парового флота (13,5 млн. т) превысил тоннаж парусного флота (8,2 млн. т).

Первый, получивший практическое применение двигатель внутреннего сгорания, был сконструирован французским механиком Этъеном Ленуаром в 1860 г. Этот двигатель работал на горючем (светильном) газе и конструктивно мало отличался от паровых машин.

В 1867 г. немецкие изобретатели Н. Отто и Э. Ланген создали более совершенный газовый двигатель внутреннего сгорания, и спустя 11 лет Н. Отто построил первый четырехтактный двига-11-hi», в котором горючая смесь перед воспламенением подвергалась в цилиндрах предварительному сжатию. Временем рождения автомобиля и мотоцикла с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания стали 80-е годы XIX века. В 1885 г. немецкий изобретатель ИЗ г. Мангейма Карл Бенц сконструировал и построил трехколесную повозку с горизонтальным одноцилиндровым бензиновым двигателем. Она двигалась со скоростью 15 км/ч.

Его соотечественник Готлиб Даймлер изобрел более совершенный четырехтактный бензиновый двигатель, имеющий вдвое больший КПД, чем двигатель Карла Бенца. Он установил его на мотоцикле, а затем на четырехколесной повозке. Первые автомобили, созданные в Германии, изображены на рис. 1.

Рис. 1. Первые автомобили Карла Бенца и Готлиба Даймлера (Германия)

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания не сразу занял ведущее положение среди средств наземного безрельсового транспорта. Продолжалось производство паромобилей, ставились опыты по созданию электромобилей. Лишь в 90-х годах XIX века возникла новая отрасль — автомобилестроение. Образовались компании «Мишлен», «Пежо», «Даймлер», «Фиат». К массовому производству автомобилей приступил в 1912-1913 гг. американский предприниматель Генри Форд.

11 стр., 5381 слов

Сертификационные требования к экологической безопасности топливных ...

... свыше 10 лет. [1] Продукты сгорания бензинов, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля, поступают в атмосферу, ... его сменил более жесткий - «Евро-2». Россия перешагнула через сертификацию «Евро-1», первым экологическим стандартом у ... Европейские стандарты на загрязнения, производимые автомобильным транспортом. Кампания по уменьшению вредных выбросов в ...

Первый российский грузовой автомобиль был спроектирован и построен на Ижорском заводе в 1901 г. инженером Б. Луцким. Машина была оснащена бензиновым двигателем мощностью 12 л. с. (9 кВт) и имела грузоподъемность 5 т при ной массе 1,3 т. Ее скорость составляла 10 км/ч. Массовое производство автомобилей в нашей стране началось лишь с началом 30-х годов прошлого века.

19 век отмечен новой технической революцией на рельсовом и водном транспорте, вызванной использованием на подвижном составе электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания.

В России, несмотря на ряд практических предложений, электрические локомотивы не производили вплоть до начала электрификации ее железных дорог (1924 г.).

Однако только в 1932-1934 годах были построены первые отечественные грузовой и пассажирский электровозы серии ВЛ-19 и ПБ.

Первый двигатель внутреннего сгорания с воспламенением тяжелого топлива от сжатия воздуха в цилиндрах был сконструирован и изготовлен в 1897 г. немецким инженером-изобретателем Рудольфом Дизелем и назван его именем. Он получил применение на теплоходах, тепловозах и автомобилях.

2. Внутренний водный транспорт

В нашей стране морской транспорт на протяжении долгих лет был ее гордостью, приоритетом внимания и развития. Однако, за последние годы он значительно снизил эффективность своей работы, уступив многие позиции зарубежным морским компаниям. Отечественный флот переживает сегодня техническое и моральное старение и требует значительных инвестиций, прежде всего для обновления и пополнения состава судов, модернизации и развития портового хозяйства.

Особенности водного транспорта

Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.

Основные преимущества морского транспорта:

меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже аналогов.

отсутствие габаритных ограничений

неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов)

незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию

более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном транспорте

производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.

Недостатки морского транспорта:

сравнительно невысокая скорость доставки

дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают

зависимость от погодных условий и как следствие нерегулярность сообщения морским транспортом

Классификация морских судов

по назначению: пассажирские, для перевозки генеральных грузов, танкеры, контейнеровозы, газовозы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях

по архитектурно-конструктивным признакам: по количеству палуб (полнонаборные и шельтердечные).

по акватории эксплуатации — выделяют суда неограниченного (дальнего) плавания, ограниченного (прибрежного) плавания, ледового плавания (самостоятельно и с ледоколами).

Существуют суда местного плавания в акваториях портов. Широкое распространение получают суда смешанного (морского и речного плавания), рассчитанные на бес перегрузочную доставку грузов по морям и рекам.

67 стр., 33309 слов

Сюрвейерское обслуживание при перевозке труб на судах смешанного ...

... этой работе. Суда смешанного плавания имеют большое разнообразие по типам и по назначению. Основным преимуществом является без перевалочная перевозка грузов из морских бассейнов в речные и ... перевозки грузов; сокращение расстояния перевозки по сравнению с использованием наземного вида транспорта; сокращается или отсутствует перевалка грузов в морских портах; небольшая грузоподъемность и осадка судна ...

по виду движителей — винтовые, водометные, крыльчатые

по типам судовых энергетических установок — паровые, дизельные, газотурбинные, атомные

по количеству корпусов — однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трехкорпусные (тримараны)

по способу движения по воде — водоизмещающие суда, суда поддерживаемые динамической силой, создаваемой подводными крыльями или воздушной подушкой

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни пассажирским считается судно, имеющее на борту более 12 пассажиров. Крупные пассажирские суда постепенно теряют свое чисто транспортное назначение, часть из них превращается в круизные суда или суда для отдыха, т.к. часть пассажиров на дальние расстояния выбирают авиалинии, а не водный транспорт.

Пассажирские суда подразделяются на линейные пассажирские лайнеры, круизные и каботажные.

Грузовые суда классифицируют на: универсальные для генеральных (тарно-штучных) грузов, балкеры (для сыпучих грузов), контейнеровозы, баржевозы, газовозы, танкеры, рефрижераторы, лесовозы и др.. Они могут делиться по виду эксплуатации (линейные и суда нерегулярного плавания)

Суда на воздушной подушке в отличие от судов на подводных крыльях могут двигаться с большей скоростью (до 120 км/ч) как над водой, так и под водой.

Название и характеристика судна должны соответствовать данным его Международного мерительного свидетельства и другим судовым документом, выданным Морской портовой организацией.

Терминология морского флота:

Прочность судна — корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда.

Остойчивость — способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию.

Ходкость — способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой.

Поворотливость — способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.

Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:

вертикальной («боковой чертеж»)

горизонтальной

вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).

Основные размеры судна называются размерением.

Плавучесть — способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости — ватерлинии.

Tн Тк; Тк>Тн

Тк — кормовая осадка

Тн — носовая осадка

На крупных судах в 300 тыс. тонн Тос=30 м

Водоизмещение — вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды, вытесняемой подводной частью судна.

Один узел составляет 1,87 км. Рекорд скорости судна — 320 узлов/час (Кейбел).

Различают чистое водоизмещение, т.е. без груза, пассажиров, воды и т.д.

6 стр., 2693 слов

Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов

Технологический процесс работы флота и портов - это основной процесс морского транспорта. По основным операциям и приемам технологические процессы работы этих производственных подразделений характеризуются следующим образом. Технологический процесс работы морских судов состоит из следующих рабочих ...

Грузоподъемность

Грузоподъемность измеряется в м3.

Структура флота сегодня

У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море — из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2.

Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать «под удобными флагами». В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет).

Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке «сэконд-хэнд». На «бебоудгартер» (лицензия с последующим выкупом).

За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет, плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает.

Морские порты

Важную роль в системах морского транспорта играют порты, где выполняют загрузку и разгрузку судов, операции по их техническому обслуживанию, снабжению, оформлению перевозочных документов. Это крупные транспортные узлы, где взаимодействуют различные виды транспорта.

Морские поты бывают: мировые, международные, национальные, региональные и местные. По осваиваемому ими годовому грузообороту они подразделяются на большие (более 20 млн. т), крупные (10-20 млн. т), средние (5-10 млн. т) и мелкие (до 1 млн. т).

Существуют так называемые активные порты (объемы отправления грузов превышают их прибытие) и пассивные порты (наоборот активным).

Морские порты могут быть многофункциональными (переработка и хранение различных видов грузов) и специализированными (определенных грузов).

Водная часть порта называется акваторией (имеет причальную зону, внутренние и внешние рейды), а береговая часть — территорией.

54% всех портов принадлежит России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты делятся на 3 категории. Вне категорий считается: Санкт-Петербург, Одесса, Новороссийск и т.д.

В настоящее время по национальной программой по возрождению отечественного флота предприняты шаги в сторону восстановления былой мощи Российского флота. Предусмотрено и развитие морских портов по всей территории РФ.

Основные качественные показатели морского флота.

Рейс грузового судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку

Рейс пассажирского судна — время, затрачиваемое судном на проследование из пункта начального отправления до конечного пункта назначения по линии перевозок. Продолжительность рейса включает в себя как время хода, так и время стоянок судна.

Коэффициент ходового времени характеризует эффективность использования флота и определяется как отношение времени хода к общей продолжительности рейса.

Коэффициент загрузки судна отражает степень использования его грузоподъемности и рассчитывается как отношение массы и груза, принятого судном, к его чистой грузоподъемности.

11 стр., 5439 слов

Тенденции и современное состояние транспорта в России

... автомобильной промышленности создало материальную основу для формирования автомобильного транспорта как новой отрасли хозяйства, имеющей важное значение для экономики ... курсовой работы является определение тенденций развития транспорта, в современных условиях. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: рассмотреть развитие транспорта в России; определить тенденции развития транспорта, ...

Годовой грузооборот порта — общее количество груза, проходящее через его причалы за год.

Перевалочная мощность порта — суммарный тоннаж грузов, которые могут быть пропущены через технологические комплексы порта за определенный период времени.

Доходность транспортного флота от загранплаваний характеризуется средней доходной ставкой, которую рассчитывают как отношение доходов от перевозок в этом виде плавания к выполненным при этом тонно-милям.

3. Воздушный транспорт

Основной задачей воздушного транспорта является перевозка срочных грузов и пассажиров. Большое значение воздушный транспорт имеет в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, геолого-разведочных и поисково-спасательных работах, в полярных экспедициях, метеорологии, строительстве и др.

Авис — (от лат.) птица.

Первый научный подход к проблеме полетов мы находим у Леонардо да Винчи (эпоха Ренессанса).

Выдающийся вклад внес в 1876 году капитан морского флота Можайский. В 1893 году братья Райт построили самолет с бензиновым двигателем. Он пролетел 800 метров. В 1913 году русский конструктор Сикорский построил самый большой в мире самолет (4,3 тонны) «Витязь». В 1924 году был построен АНТ. К началу войны СССР имел 62 мировых рекорда в области авиации. ТУ-104 установил за 2 года 26 мировых рекорда.

Технико-экономические особенности воздушного транспорта

Преимущества воздушного транспорта:

возможность значительного сокращения пути следования (воздушные линии короче по направлению автодорог на 25%, речного транспорта — на 40%)

высокая скорость доставки пассажиров и грузов

большая мобильность и автономность полетов

почти полное отсутствие вложений в путевые работы (требует в 10-20 раз меньше капитальных вложений на основание новых линий)

безопасность движения выше автомобиля в 2 раза.

Недостатки:

влияние погодных условий

высокая себестоимость грузовых перевозок (в 100 раз выше, чем на железной дороге)

авиация значительно загрязняет атмосферу (на 1 пассажиро-километр самолет выбрасывает 386 грамм грязи, автомобиль — 12 гр., железная дорога — 0,6 гр. За один трансатлантический полет самолет сжигает от 35 до 50 тонн кислорода — это столько, сколько потребляет город с населением 15-20 тыс. человек в течение года).

Классификация летательных аппаратов:

от назначения и области использования: пассажирские, грузовые, комбинированные, специального назначения, учебные

по скорости: дозвуковые и сверхзвуковые

в зависимости от протяженности беспосадочного перелета, количества перевозимых пассажиров, размеров и типов взлетно-посадочных полос: местные и магистральные самолеты

Протяженность воздушных линий отечественной гражданской авиации — 800 тыс. км, из которых 200 тыс. км приходиться на линии международных воздушных сообщений.

Пассажиропотоки формируются под влиянием следующих факторов: численность и подвижность населения, тарифы, условия перевозок, близость аэропортов, качественные показатели перевозок, частота рейсов, согласованность расписания с другими видами транспорта. Значительный пассажиропоток характерен для восточных направлений, связывающих Москву, С-Петербург, Сочи Иркутск, Казань, Новосибирск, Ростов-на -Дону с Поволжьем, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

4 стр., 1967 слов

Организация перевозки грузов промышленности и строительства

... работе, снижаются затраты на перевозки. 2. Организацияперевозки грузов промышленности Промышленные грузы ... перевозок зависит качество перевозочного процесса, т.е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок. 1. Организация перевозки грузов строительства Перевозка грузов автомобильным транспортом ... Металл и трубы. Группы формируются ...

В Росси ведется реконструкция аэропортов Сочи, Хабаровск, Благовещенск, Анадырь, Нальчик, Барнаул, Екатеринбург, которым предстоит стать международными в скором времени.

Основные показатели работы воздушного транспорта

1. объем перевозок

2. пассажирооборот

3. грузооборот

4. коммерческая загрузка самолета- частное от деления выполненных им приведенных тонно-километров нетто на налет самолета в километрах

5. производительность воздушного судна — отношение выполненных им приведенных тонно-километров нетто на налет самолета в часах

6. средняя дальность полетов пассажиров — рассчитывают путем деления выполненных пассажиро-километров на количество отправленных пассажиров.

Управление полетами

Для управления страна делится на районы диспетчерской службы. В районе аэропорта управление движением осуществляется АДЦ (диспетчерская служба аэропорта).

Применяется система, представляющая собой радиолокационный и вычислительный комплекс. Этот комплекс дает автоматический сбор, обработку и диспетчеру выдает следующие сведения:

координаты воздушных судов

их бортовые номера

заданная и текущая высота

скорости полета

количество топлива.

Передача управления самолетами между смежными секторами происходит автоматически. Каждому самолету устанавливается высота эшелона, по которому он обязан совершить горизонтальный полет по маршруту. Высота нижнего эшелона должна быть не меньше 600 метров от низшей точки земного ландшафта в полосе 25 километров по обе стороны от линии пути.

Во время кризиса 90-х годов в три раза сократился объем воздушных перевозок. Государственная компания «Аэрофлот» распалась на 100 мелких компаний, часть которых оказались неустойчивыми к финансовым колебаниям и распались.

Ежегодно списывается 100 судов с истекшим сроком службы, а из-за дефицита инвестиций закупается только один. Единственный путь обновления отечественного парка воздушных судов — аренда (лизинг).

Таким образом, образовались частные компании и их чартерные перелеты.

Федеральная программа «Развитие Гражданской авиационной техники России» рассчитана до 2015 г и направлена на создание нового дальнемагистрального самолета (ИЛ-96М), среднемагистрального (ТУ), регионального самолета (ТУ-324) с последующей постройкой среднемагистральных лайнеров нового поколения с высокоэкономичным двигателем.

Общие показатели работы по России с 90-х по 2000гг в среднем возросли: грузооборот и средняя дальность перевозки пассажиров и грузов, но снизился показатель пассажирооборота. С 2001 г показатель пассажирооборота снова вырос в связи с развитием туризма.

4. Трубопроводный транспорт

Узкоспециализированный вид транспорта по перемещению по транспортным трубопроводам только определенных грузов. В зависимости от рода транспортируемого груза трубопроводы получают свое название — газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод и др.

Система магистральных трубопроводов — это нефть (газ) и нефтепродукты. В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км. В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около 99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что если не возродить работы по созданию нефтепроводов и их реконструкции, то России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России).

В 1999 г. Правительство России рассмотрело и одобрило проект «Основные концептуальные положения по развитию нефтегазового комплекса России». Этим документом определены ближайшие и перспективные задачи для нефтегазовой отрасли, в том числе по ремонту и модернизации, развитию трубопроводных транспортных систем.

Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100-140 км устанавливают насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга.

Основной экспортной трубопроводной системой является крупнейший нефтепровод мира «Дружба» длиной 5116 км, который из Самары идет на Беларусь, Украину, в страны Восточной Европы; газопровод Уренгой-Ужгород длиной 4450 км и др. Строятся новые трубопроводные линии Западная Сибирь — Центр, Ямал — Запад.

Технико-эксплуатационные характеристики магистрального трубопровода

Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом транспорта для массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).

Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 70-90 годы XX века. Хотя первый трубопровод был построен в Баку в 1970 году. Диаметр этого трубопровода был 100 мм, протяженность — 12 км.

Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества:

самый дешевый вид транспорта для транспортировки

малые потери продуктов перекачки из-за высокой герметичности труб (герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и автомобильной дорогой)

возможность быстрого и строительства трубопроводов даже в сложных условиях (трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград)

первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью

эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна, т.е. не зависит от климата и времени года

полная автоматизация процесса, поэтому небольшой штат обслуживания, а отсюда большая производительность труда

низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).

возможность использования земли в сельском хозяйстве на уже построенных трубопроводах

полная автоматизация операций налива, слива, перекачки

Недостатки трубопроводного транспорта

1) Большая металлоемкость (дорогостоящие трубы).

Как нефть, так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на промыслах.

2) требуется постоянное обновление газопроводов и их агрегатов

3) узкая специализация по видам груза.

Повышение провозной способности можно достичь несколькими способами:

Увеличение диаметра трубы (при диаметре 720 мм — 15 млн. тонн в год, при 1020 мм — 45 млн. т., при 1420 мм — 75 млн. т.)

Прокладка вторых линий

Увеличение давления в трубах (многослойные трубы, что увеличивает стоимость трубопроводного транспорта)

Под влиянием сопротивления движению давление в трубе падает. Величину напора можно определить из следующей формулы:

;

  • k — коэффициент трения;
  • L — длина участка трубопровода;
  • d — диаметр трубы.

Скорость движения нефти — 1-1,5 м/сек.

Для снижения сопротивления внутри трубы укладывают пластики, эпоксидную смолу. Трубы укладывают в траншею до 2,5 м глубиной. Для защиты от коррозии делают изоляцию от блуждающих токов, строят дорогостоящие станции катодной защиты. На повышенных местах трубопроводы имеют устройства для выпуска скапливающихся воздуха, а в пониженных местах — осадочные колодцы для песка и грязи.

Трубы от коррозии защищаются различными методами — битумно-бумажное покрытие, полимерные пленки с защитными обертками и др. Самым надежным является эмалирование, но в связи с его дороговизной применяется довольно ограничено. Трубопроводами в зависимости от природно — климатических условий региона укладываются непосредственно на землю, на специальные эстакады или закладываются в землю.

Нефте- и продуктопроводы

Под нефтепродуктопроводом понимают трубопровод светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо), т.к. мазут и другие темные нефтепродукты по трубопроводам не перекачивают.

Они бывают:

магистральные

промысловые

подводящие

базовые

Магистральными называют транспортные трубопроводы, по которым нефть, нефтепродукты, природный газ, вода перекачиваются от места добычи, переработки или забора к месту потребления. Т.е. это целый комплекс объектов и сооружений, диспетчерской связи и электрозащиты и др. Длина магистральных трубопроводов более 1000 км; диаметр — 1020 мм, 1400 мм до 2500 мм; давление — 50-60 атмосфер. Применяются телесистемы дистанционного наблюдения. Разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете.

На станциях перекачки находится насосное и машинное отделение, резервуары, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматика, ремонтные хозяйства и дома для жилья.

Станции перекачки бывают: головными, промежуточными (через 100 и более км), конечные (нефтебазы).

Хранилища бывают: стальными, бетонными, стекловолоконными.

Магистральные газопроводы бывают:

подземные

надземные (на опорах).

Для бытового газа применяют одорезацию (придание специального запаха).

Существуют газохранилища надземные, подземные, подводные.

Внутреннюю часть нефтепроводов периодически очищают, пропуская по ходу перекачки нефти специальные скребки (от грязи и парафина).

От нефтеперегонных заводов берут свое начало все магистральные нефтепроводы. До 98% всех магистральных трубопроводов находятся под водой. Для облегчения перекачки вязкой нефти в нее добавляют присадки, смешивают эту нефть с водой, подогревают нефтепровод. Магистральные трубопроводы классифицируют по диаметру стальных труб и сложности их укладки. В перспективе развития трубопроводного транспорта трубы из полиэтилена, что снизит металлоемкость отрасли, подверженность коррозии и вызовет уменьшение массы трубопроводов.

Трубопроводы для транспортировки твердых материалов- гидросистемы, пневмосистемы. Гидросистемы транспортируют твердые смеси с водой, пневмосистемы — твердые смеси с воздухом.

Гидротранспорт делится на 2 группы:

самотёчный (без напора, за счет гравитации)

напорный.

Диаметр пульпопровода — 800 мм. Также в пульпе (в потоке воды, тяжелых углеводородов, жидких и газообразных веществ) доставляют твердое сырье и материалы. Для транспортировки угля служит углепровод Белово — Новосибирск.

Недостаток:

  • предварительно необходимо дробление, помол и приготовление пульпы;
  • скорость движения зависит от фракции так, чтобы материал не оседал на стенках трубы; медный, никелевый концентрат передается с обогатительной фабрики на завод по пульпопроводу; трубы внутри имеют резину, камень, т.к.

быстро изнашиваются

износ труб, на конечных операциях сушка и очистка

наличие воды.

В перспективе развития трубопроводный контейнерный пневмотранспорт (в потоке газа, создаваемого воздуходувными станциями двигаются контейнеры в составе на колесах, заполненные грузами).

Скорость — 15-30 км/час. транспорт трубопроводный водный воздушный

Показатель работы трубопроводного транспорта

1. пропускная способность трубопроводов

2. объем перевозок

3. грузооборот

4.7 Промышленный транспорт

Сложный комплекс технических средств и технологий, предназначенных для выполнения, транспортных, погрузо-разгрузочных работ и складских операций в сфере производства.

Наряду с магистральным транспортом имеется промышленный транспорт, который выполняет перевозки на промышленных предприятиях, стройках, карьерах. Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, а по большому счету промышленный транспорт осуществляет начальные и конечные перевозки.

Транспорт необщего пользования, который обслуживает непосредственно отдельные предприятия — сельскохозяйственные, строительные и др. — обеспечивает нормальное функционирование их производства.

5. Другие виды транспорта

Промышленный автомобильный транспорт занимает важное место в общем, объеме перевозок промышленного транспорта.

Достоинства: 1. высокая универсальность и маневренность (развоз груза по территории всего предприятия).

2. возможность преодоления больших уклонов пути.

3. имеет малые радиусы поворота, тем самым необходимость больших площадок для выполнения грузовых операций падает.

Недостатки: 1. высокая себестоимость перевозок в сравнении с железнодорожным транспортом.

2. зависимость расхода топлива от климатических условий.

3. структура использования автомобильного парка несовершенна — мало используется спецтранспорт, а эксплуатационный срок службы грузовых автомобилей резко уменьшается.

Эффективное использование различных видов транспорта создается за счет комбинированных автомобиле — железнодорожных транспортных систем, а также привлечение в работу спецавтотранспорта — автопогрузчиков.

В промышленном транспорте также применим трубопроводный транспорт, монорельсовые подвесные дороги, грузовые подвесные канатные дороги в межцеховых и внутрицеховых перевозках.

Основные показатели промышленного транспорта

Качественные показатели работы промышленного транспорта характеризуют уровень использования транспортных и погрузочно-разгрузочных средств по времени и мощности. Обобщенную оценку качества эксплуатационной работы получают при определении средней производительности вагона, локомотива, автомобилей, специальных видов промышленного транспорта, средств механизации грузопереработки.

К количественным показателям работы промышленного транспорта относят объемы перевозок, выполненные на предприятии тем или иным видом транспорта за установленный период (объемы внешнего отправления и прибытия грузов, межцеховые и внутрицеховые объемы перевозок, объемы погрузочно-разгрузочных и складских работ).

Феномен — рост народонаселения. На протяжении многих тысячелетий прирост народонаселения был 0,005%. За 20 тыс. лет население мира удвоилось, а с появлением земледелия — увеличилось в 100 раз. К началу нашей эры было 300 млн. человек. В 1850 году — 1 млрд.; в 1900 году — 1,5 млрд.; в 1965 году — 3 млрд., в 1973 году — 4 млрд., в 1989 году — 5 млрд., в 2000 году — 6 млрд. В 2030 году ожидается 9млрд. человек.

XX также считается веком урбанизации, т.е. бурного роста городов. В 1900 году в городе проживало 13,6% населения мира. Сегодня — 55%. В СССР в городе проживало 66% населения. За 1000 лет на Руси создано 860 городов. За последние 70 лет — 1316 городов. В 1923 году было 2 города с населением больше миллиона. В СССР таких городов было 24. Сейчас в России 13 городов-мегаполисов с численностью более 1 млн. человек. Всего городов на территории России — около 1200.

Особенность современных городов — высокая плотность их жилой застройки, а следовательно, и высокая плотность населения. Современные города различаются между собой по численности населения, занимаемой ими территории, ее конфигурации, возрасту, экономико-географическому положению политическому и культурному значению, специфике трудовой занятости населения.

Вместе с ростом городов рос и развивался городской транспорт. Первая мостовая в России появилась в 9 веке в Новгороде (деревянная).

Городские пути сообщения подразделяются на:

уличные и внеуличные

рельсовые и безрельсовые

общегосударственного (экспрессы) и районного значения.

Схемы путей сообщения связаны с планом города, его размерами, формой, рельефом и др.

Существует несколько схем планировки:

радиально-кольцевая (Москва, Париж, Лондон).

Это позволяет транзитным автомобилям объезжать город по кольцевым трассам. Кольцевые автомобильные дороги совпадают с административными границами городов.

В транспортном отношении наиболее удобными являются 2 схемы: радиально-кольцевая и диагонально-прямоугольная, т.к. они имеют наименьший коэффициент не прямолинейности маршрутов, т.е. отношения расстояния между двумя пунктами города к расстоянию по воздушной линии. В среднем прямоугольная система дает коэффициент не прямолинейности — 1,27, а радиально-кольцевая — 1,1.

Средним показателем является загрузка центра.

Радиально-кольцевая

прямоугольная

Диагонально-прямоугольная

Город-линия

Связь с центром

1,0

1,38

1,06

2,52

Периферийное сообщение

1,0

1,24

1,09

2,25

Разветвленность сети характеризуется количеством направлений и взаимосвязи транспортных трасс. На среднюю дальность поездки пассажиров существенное влияние оказывают размеры общей территории города и его планировка. С ростом общей территории города растет средняя дальность поездки пассажира. Именно она является определяющим фактором в выборе пассажиром того или иного вида транспорта. Затраты времени на поездку зависят от ее дальности и скорости сообщения. Нормами предусмотрено, что средние затраты времени на поездку от места проживания до места работы жителя (в один конец) не должно превышать 40 мин (для крупных городов) и 30 мин (для средних и мелких населенных пунктов).

Чем больше город, тем больше и средняя дальность поездки пассажиров:

  • а — поправочный коэффициент, который равен 0,25 для городов с населением до 1 млн. человек, 0,22 — для городов с населением более 1 млн. человек;
  • s — площадь города.

Хороший город считается, когда максимальная длительность сообщения города не превышает 0,75 часа при неблагоприятных условиях с учетом времени подхода к остановкам.

Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта

Сравнению и оценке подлежат следующие виды оценке:

скорость

провозная способность

себестоимость перевозок

удобство пассажиров

безопасность транспорта и поездок на нем

Уличные виды транспорта

трамвай (tram — англ. — рельс; way — путь)

В СССР обслуживал 110 городов, на его долю приходилась 1/5 городских перевозок (теперь 1/10).

Развернутая длина 9 тыс. км, ширина колеи 1524 мм (хотя есть и 1000 мм).

Рельсы желобчатые массой до 65 км/м и железнодорожные Р43 и Р50. Продольный уклон не более 0,06. Минимальный радиус кривой — 20 м. Расстояние между остановками 300-500 м. Работает на постоянном токе 600 В. Скорость до 70 км/час. Средняя скорость 16-20 км/час.

автобус

Самый распространенный вид транспорта с населением 100 тыс. человек. На его долю приходится 40 % перевозок. Большинство автобусов карбюраторные и отравляют воздух.

Линии метрополитена бывают подземные и наземные. Тоннели под землей строят глубокого (25 м и более) и мелкого (8-12 м) заложения.

Продольные уклоны от 3% до 40%. Радиус не менее 400 м, ширина колеи 5 футов (152,4 см).

Везде автоблокировка с автостопом. Блок-участок не менее 1 км. Ток постоянный — 750 В слева от рельсов. Длина вагона 19 м, ширина 2,7 м. В Чикаго есть грузовой метрополитен.

В настоящее время с появлением линейных двигателей возникло мини метро.

Скоростной трамвай

Внеуличный вид транспорта, т.к. делается на обособленной полосе. В центре города проходит в тоннеле (в Ижевске, Волгограде, Саратове, Старомосковье).

Скорость приблизительно в 2 раза больше обычного трамвая.

На Западе в последние годы скоростные трамваи и метрополитены стали строить на пневматике. В центральной части города строят движущиеся тротуары.

Рассмотренные в предыдущих разделах книги виды транспорта считаются традиционными. История их многолетнего развития совершенствования доказала целесообразность и эффективность применения таких видов транспорта. Вместе с тем, экономика и общество нуждаются не только в совершенствовании существующих долгие годы традиционных транспортных средств и систем, но также в создании и использовании принципиально новых видов транспортной техники, способной полнее отвечать требованиям времени, чем традиционные ее виды. Нетрадиционная транспортная техника отличается от традиционной иными принципами движения, конструкциями двигателей, используемых энергетических установок.

Существуют тысячи идей, патентов, проектов, созданы сотни опытных образцов нетрадиционной транспортной техники. Авторы этих разработок стремятся доказать преимущества предлагаемых ими решений. Безусловно, многие их них имеют право на широкое использование в перспективе. Ряд решений предложен много лет назад и сегодня лишь возрождается на новой технической основе.

Например, монорельсовые дороги впервые предложены 180 лет назад. В российском селе Мячково на лесозаготовках в 1820 г. была построена первая монорельсовая дорога с конной тягой. Действующую модель электрической монорельсовой дороги создал в 1897 г. инженер И.В. Романов. Через шесть лет в г. В Германии была построена первая пассажирская дорога такого типа. Последующие полвека большого интереса к монорельсовым дорогам не проявлялся. И только во второй половине XX века пассажирские монорельсовые дороги стали активно строить, правда, как аттракционы и на выставках.

Современная монорельсовая дорога состоит из железобетонной или металлической балки, опирающейся на бетонные опоры, и подвижного состава с колесами на пневматическом малошумном ходу. Известны дороги системы «Альвег» (ФРГ), у которых подвижной состав находится сверху балки, и системы «Сафеже» (Франция) с вагонами, подвешенными к тележкам снизу балки. Подвесная монорельсовая дорога:

  • а — системы «Альвег» (ФРГ);

б — системы «Сафеже» (Франция)

Такие дороги не требуют больших объемов земляных работ, устройств наземных коммуникаций. Капиталовложения при их строительстве в 2-4 раза меньше, чем при строительстве метрополитена той же протяженности и провозной способности. Они легко преодолевают наземные препятствия, не вызывают необходимость незначительного отчуждения земель, обеспечивают высокую безопасность движения. Большинство монорельсовых пассажирских дорог имеет составы из шести вагонов, вмещающих до 120 человек и передвигающихся со скоростью до 200 км/ч. В Москве построена первая монорельсовая дорога в 2003 г. Она связала станции метро «Ботанический сад» и «Тимирязевская». Ее протяженность 8,5 км.

Прогрессивная конструкция скоростной струнной транспортной системы на опорах предложена А.Э. Юницким. Эта система запатентована под названием «Струнный транспорт Юницкого». Модель системы демонстрировалась на Лейпцигской и Ганноверской ярмарках в Германии, получила золотую медаль Всероссийского выставочного центра в 1998 г. Концепция системы поддержана ООН.

С января 1999 г. Центр ООН Хабитат открыл финансирование проекта «Устойчивое развитие населенных пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктуры с использованием струнной транспортной системы (СТС)». Система состоит из двух специальных ток несущих рельсов-струн (изолированных друг от друга и от опор), по которым движутся высокоскоростные электромобили-модули. Рельс-струна представляет собой жесткую нить, образованную пустотелым рельсом, внутри которого размещены стальные канаты, натянутые с усилием в 2500 кН. Пустоты внутри рельса заполнены эпоксидной смолой. Провесы рельсовой нити в пролетах до 100 м составляют 10 см. Анкерные опоры, между которыми натянуты рельсы-канаты, установлены с интервалом 500-2000 м, а промежуточные опоры — с интервалом от 20 до 100 м. Высота опор зависит от рельефа местности, а также высоты тех объектов, под которыми проходит трасса.

Автомобили — модули должны быть оснащены стальными колесами диаметром 50-70 см. Каждая пара колес имеет индивидуальный электропривод. Они будут перемещаться по бес стыковым рельсам-струнам так же, как подвижной состав высокоскоростных железных дорог. Пассажир вместимость одного автомобиля-модуля 10 человек, грузовместимость 5 т. Скорость движения до 300 км/ч. Грузовые терминалы, на которых будет осуществляться загрузка и разгрузка модулей, а также пассажирские вокзалы для них должны иметь кольцевую форму. Строительство СТС включено в Федеральную программу развития города-курорта Сочи. Автором изобретения предложена и экономически обоснована кольцевая трасса СТС протяженностью 5,4 тыс. км в регионе Балтийского моря по маршруту: Стокгольм — Хельсинки — Санкт-Петербург — Таллинн — Калининград — Росток — Копенгаген — Стокгольм.

Дальнейшее развитие систем монорельсового транспорта предполагает их широкое использование не только для пассажирских, но и высокоскоростных грузовых перевозок, в частности, для доставки крупнотоннажных универсальных контейнеров на дальние расстояния. Существенным недостатком высокоскоростных монорельсовых дорог является шум, возникающий при контакте стальных колес с опорно-направляющими рельсами. В связи с этим недостатком подвижной состав на магнитной подвеске представляется более перспективным.

6. Транспортные узлы и терминалы

Назначение и классификация транспортных узлов. Назначение и классификация транспортных терминалов. Развитие национальной сети терминальных грузовых комплексов.

Существуют самые разные способы передвижения: автобусы, трамваи, троллейбусы, автомобили, самолеты, корабли, поезда и т. д. Как правило, из одной точки в другую можно попасть несколькими путями. Но зачастую, особенно если маршрут довольно сложный, приходится сменить несколько видов транспорта, чтобы достичь пункта назначения. И хотя, например, пересесть с автобуса на метро или автомобиль можно в нескольких местах в пределах любого крупного города, иногда бывает так, что из одной точки можно уехать сразу многими способами. И тогда уже применим термин «транспортный узел». Это место постоянно кипит жизнью, сотни и тысячи пассажиров спешат по своим делам, прибывают поезда, улетают самолеты, в общем, на первый взгляд, царят полная суета и беспорядок. На деле все иначе. При хорошей организации транспортные узлы — это стройно работающие системы, где каждая часть — отлаженный механизм, взаимодействующий со всеми остальными элементами. И в таком случае их значение сложно переоценить.

Временные затраты на поездку или доставку из одной точки в другую в условиях современного ритма жизни должны быть минимизированы. Люди, устав ждать, совершили множество изобретений, позволяющих получить мгновенно информацию, устанавливать связь. Но, к сожалению, пока не существует телепорта, мы вынуждены довольно значительное время проводить в пути. Причем иногда приходится еще и ехать, например, до аэропорта или станции. Сосредоточение нескольких видов транспорта в транспортных узлах частично решает эту проблему. Во-первых, для того чтобы, например, пересесть с поезда на корабль или самолет, здесь требуется минимальное количество времени — все находится буквально в шаговой доступности. Во-вторых, при правильном расположении даже один хаб может разгрузить другие транспортные артерии. В результате в выигрыше остаются все.

Так раскрывается еще один аспект функционирования любого узла — он не только аккумулирует, но и регулирует транспортные потоки по принципу работы клапана. При необходимости, чтобы избежать заторов и неудобств, часть пассажиров или грузов можно задержать на каком-либо этапе. Одним словом, здесь есть свои аналоги дорог и светофоров. Хабы бывают не только пассажирскими, но и грузовыми. Даже если взять отрасль почтовых услуг — в каждом крупном городе будет место, которое можно охарактеризовать как центральный транспортный узел — именно туда будет стекаться корреспонденция, которая позднее, после сортировки, уйдет в более мелкие территориальные подразделения. И сюда же письма и посылки будут приходить, чтобы потом отправиться, скажем, за границу. Остаются ли после этого вопросы, нужны ли транспортные узлы?

Логистика — это не простое, но очень перспективное направление. Именно она помогает правильно и максимально эффективно организовать работу любого более или менее крупного узла. При построении структуры его работы важно учитывать как самые базовые вещи, например, способы перевозки груза от одного вида транспорта до другого и необходимую инфраструктуру, так и совсем мелкие нюансы вроде удобной и интуитивно понятной навигации для пассажиров. Для моделирования работы хаба еще на этапе его проектирования используется специальное ПО, показывающее, что произойдет при изменении тех или иных параметров. Правильное место — еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел — это не место, где люди появляются из ниоткуда, — они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.

Правильно организованные транспортные узлы, на первый взгляд, совершенно лишены недостатков. Но, к сожалению, это не совсем так. Во-первых, очевидно, что их работа не является бесшумной, а размещение вдалеке от основных потоков бессмысленно, так что они в любом случае кому-нибудь мешают. Во-вторых, из-за того, что здесь находится огромное количество людей, занятых своими мыслями, именно в хабах бывает много краж, несмотря на большое количество мер безопасности. Более того, и это гораздо страшнее, транспортные узлы часто становятся местом крупных террористических актов. При достаточной плотности пассажиропотока это может обернуться огромным количеством жертв и пострадавших. Впрочем, такая опасность есть для всех мест, где одномоментно собирается большое количество людей.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/transport-transportnaya-tehnika-i-tehnologii/

— Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образовании: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.

— В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др. Единая транспортная система: Учеб.для вузов.;

— М.: Транспорт, 1996. — 295с.

— Сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортная_система

— Шишкина Л.Н. Транспортная система России: Учебник для техникумов ж.д.трансп. Утв. МПС России. М.,Желдориздат,2001.

— Единая транспортная система. / Ред. Галабурда В.Г. М., Транспорт, 1999