Техническая оснащенность торгового предприятия

Дипломная работа

Актуальность дипломного исследования. Изменение модели экономики и принципов функционирования хозяйственной системы порождает собой необходимость отладки хозрасчетных принципов предприятий с общественными. Основным показателем, характеризующим достижение согласованности интересов, можно считать стабилизацию цен. Предполагается, что стабилизация цен будет происходить на уровне соответствия потребительной стоимости и цены. Уровень потребительной стоимости помимо широты ассортимента и качества товаров, создаваемых в производстве, зависит от степени выполнения множества требований, выдвигаемых потребителем, предъявляемых, как правило, к торговле. Здесь прежде всего проблемы сохранения первозданного качества и придание ему новых чисто потребительских свойств, например, путем формирования потребительских комплексов, демонстрации товаров в действии, целенаправленности рекламы, индивидуального обслуживания покупателей, применения разнообразных удобных ему форм торговли и услуг. Кроме этого, что особенно важно для потребительской кооперации предложение товаров потребителю в требуемом им месте и времени.

В условиях конкуренции торговых предприятий различных форм собственности уровень цен является одним из немаловажных факторов конкурентоспособности, а так как расходы торговли на создание высокой потребительной стоимости являются неотъемлемой частью цены, в выигрыше всегда будет предприятие с пониженным уровнем этих расходов. Организовать систему товародвижения от производителя до потребителя с оптимальной величиной расходов можно только при условии использования высокопроизводительных, многофункциональных, прогрессивных машин и оборудования.

Поэтому вопросы, изучения оснащенности торговли техникой, возможностей её приобретения и использования приобретают повышенную актуальность.

Кроме того, направленность деятельности всех хозяйственно-экономических структур на удовлетворение потребностей людей повлечет за собой увеличение товарной массы и появление новых товаров, а, следовательно, увеличение покупательских потоков в торговых предприятиях. Предварительным условием надежного функционирования торговли должно стать преобразование её материально-технической базы на основе широкого применения достижений научно-технического прогресса. Прогрессивные технические изменения в розничной торговле направлены на максимальное сохранение потребительских свойств товаров и товарного вида поступающей продукции, кратчайшие сроки доставки и продажи товаров, создание комфортных условий для покупателей. Результаты проведенного в 1988 году опроса свидетельствуют, что в результате улучшения организации и качества обслуживания 49$ из 2,4 тысяч опрошенных потребителей увеличили бы покупки продуктов питания; 53$ одежды, тканей, обуви; 46% — товаров культурно-бытового назначения.

9 стр., 4312 слов

Рынок товаров и услуг

... Рынок товаров Рынок товаров делится на рынки следующих товаров: потребительских и инвестиционных товаров; сырьевых товаров и готовых изделий. Рынок потребительских товаров ... рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами. 1.3 Классификация товарных рынков рынок товар ... к разработке нового товара, когда уже производимый ею товар вступает ...

В торговле остаются еще преобладающими затраты живого труда и техника используется на большинстве операций технологического процесса как сродство, облегчающее деятельность работников. В результате роста уровня жизни, образования и культуры происходит постоянное повышение потребностей работников торговли в улучшении условий труда, что требует гуманизации техники, то есть создание с её применением организационно-экономических условий, адекватных общественной природе человека.

Коренное переустройство материально-технической базы торговли возможно осуществить путем совершенствования структуры основных фондов в пользу их активной части, ввода новых высокопроизводительных машин и оборудования, повышения технической вооруженности труда. Возможность рационального решения построения материально-технической базы заложена в глубоком, всестороннем анализе состояния основных фондов и их соответствия современным требованиям развития НТП, достигнутого уровня технического оснащения, использования существующего парка машин и оборудования, соответствия техники передовым научно-техническим достижениям, выявлении резервов рационального использования техники.

Поскольку масштабы и темпы оснащения торговли техникой в большинстве случаев зависят от отраслей, производящих оборудование, так как именно в них материализуются идеи и создаются машины, «хозяйственный механизм должен строиться так, чтобы производство было непосредственно подчинено задачам удовлетворения общественных потребностей. Чтобы ликвидировать сложившийся диктат производителей, покончить с дефицитом». [Перестройка: методы хозяйствования в торговле (Ю.Ф. Алпатов, Л.П. Басков, В.В. Воронов и др.; Общ. ред. М.М. Дарбиняна.).

— М.: Экономика, 1999, стр. 87.]

Одной из основных диспропорций, вызывающих наличие значительного неудовлетворенного спроса пользователей на продукцию машиностроительного комплекса, является несоответствие объемной и структурно-товарной массы сложившимся потребностям и региональная разбалансированность рынка средств производства. Необходимость поиска выхода из создавшегося положения поставила проблему выработки основных направлений деятельности по развитию машиностроения в системе потребительской кооперации.

Актуальность проблемы и её практическая значимость определили выбор дипломного исследования.

Цель исследования. Определение путей совершенствования технического оснащения розничной торговли на примере фирмы ООО «АГМ» и определение стратегии и тактики во взаимоотношениях потребителей и производителей торговой техники и оборудования как хозяйствующих субъектов в условиях перехода к рынку.

17 стр., 8088 слов

Исследования. 2. Выделить основные ТРИЗ технологии, которые можно применить в

... проанализировать труды ведущих специалистов по теме исследования. 2. Выделить основные ТРИЗ технологии, которые можно применить в учебно-воспитательном ... машина", который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать технические проблемы. За два года в ... развитии ТРИЗ как технологии и ТРИЗ-педагогики. В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, ...

В соответствии с поставленной целью были намечены следующие задачи:

  • раскрытие сущности технического оснащения и основных его направлений;
  • выявление предпосылок, обеспечивающих нормализацию воспроизводственного процесса в торговом предприятии при переходе к рыночным отношениям;
  • проведение анализа развития розничной торговой сети фирмы ООО «АГМ» и её технической оснащенности;
  • разработка методической документации, определяющей тактические действия самостоятельных предприятий и организаций по вопросам технического оснащения и предложений по стимулированию этого процесса.

Объектом исследования явились предприятия и организации торговли и машиностроения потребительской кооперации и их взаимоотношения в процессе воспроизводства материально-технической базы.

В процессе исследования использован широкий круг показателей, статистическая и бухгалтерская отчетность, материалы данные единовременного учета розничной торговли фирмы ООО «АГМ» (по состоянию на 01.07.90 г. и 01.07.99 г.), материалы инвентаризации машин и оборудования в системе фирмы ООО «АГМ» (по состоянию на 01.12.99 г.), результаты паспортизации магазинов Мытищинского Райпо), обследований магазинов в 1996-1999 гг.

Методология и методы исследования. Все процессы и явления изучались в динамике с учетом происходящих социально-экономических изменений.

В процессе аналитической и расчетной работы применялись различные методы научного исследования: сравнительный анализ, статистические группировки, метод экстраполяции и нормативный метод.

Использование заимствованного материала в работе отмечено ссылками на соответствующие источники и авторов.

На защиту дипломного исследования выносятся:

  • научное обоснование сущности и направлений технического оснащения;
  • ряд теоретических положений, обосновывающих новые методические подходы к определению потребности в торговой площади и торгово-технологическом оборудовании;
  • методическая документация, содержащая рекомендации по планированию технической оснащенности;
  • целевые задачи, стоящие перед торговым предприятием по обеспечению розничной торговли машинами и оборудованием.

В процессе дипломного исследования были выявлены тенденции развития технического оснащения, которые являются определяющими для выработки направлений деятельности машиностроительного комплекса потребительской кооперации в перспективе.

Глава I. Техническое оснащение розничной торговли и факторы, определяющие его развитие.

§ 1. Сущность технического оснащения и его основных направлений.

Основой достижения высоких результатов является переориентация экономики на интенсивный путь развития. Сущность процесса интенсификации заключается в использовании качественных факторов роста, повышении технико- экономического уровня отраслей народного хозяйства, совершенствовании ого структуры.

Понятие интенсификации в принципе однозначно для всего общественного воспроизводства, однако при определении и использовании интенсивных факторов повышения эффективности необходимо учитывать характерные особенности каждой отрасли народного хозяйства. [Перестройка: методы хозяйствования в торговле (Ю.Ф. Алпатов, Л.П. Басков, В.В. Воронов и др.; Общ.перд. М.М. Дарбиняна.).

18 стр., 8649 слов

Процесс развития предприятий пищевой промышленности России

... котором пойдет речь в данной работе. Объект исследования: процесс развития предприятий пищевой промышленности России. Предмет исследования: современное состояние и перспективы развития предприятий по выпуску кофейной ... сказались на темпах промышленного производства предприятий пищевой промышленности. В конечном итоге в 2012 г. индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки ...

— М.: Экономика, 1999, стр. 89.]

Интенсификация в торговле направлена на ускорение обслуживания населения и повышении его качества на основе совершенствования технологии товародвижения, применение прогрессивных методов продажи товаров, более полное использование всех наличных ресурсов и изменение структуры путем внедрения новой техники. Механическое перенесение методов управления интенсификацией, используемых л промышленном производстве на торговлю недопустимо в связи со спецификой этой отрасли, в результате этого прежде всего возникает необходимость уточнения таких терминов, как «техника», «техническое оснащение», «техническое перевооружение» и т. д., от которых впоследствии будут зависеть показатели планов технического развития отрасли. [Раицкий К.А. Экономика торговых предприятий — М.: Экономика, 1999,

По поводу термина «техника» мнения различных авторов расходятся. Толкование этого термина можно подразделить следующим образом:

  • совокупность орудий труда;
  • совокупность средств и предметов труда (Л.С. Бляхман);
  • совокупность средств труда, предметов труда и технологических процессов (Л.М. Гатовский, Б.М. Левин);
  • совокупность средств труда и технологических процессов (В.А. Коробов);
  • совокупность технологических процессов, орудий и предметов труда, способ организации производства и труда (Э.А. Гончарова, А.И. Муравьев).

Применяемые для определения термина «техника» — «способы организации производства и труда» в понятии «техника» нами использованы не будут, т. к. на наш взгляд, они больше относятся к обособившейся науке — Управления и организации производства.

Нельзя ставить знака равенства и между терминами «техника» и «средства труда». Средства труда еще К. Марксом определялись как понятие более широкое, чем техника, включающее в себя землю, рабочие здания, каналы и дороги и т. д.

Логика развития техники обусловлена взаимоотношением человека с окружающей природой, чем определяются технологические способы её соединения с человеком: при использовании ручных орудий труда человек является неотъемлемой частью технологического процесса, усиливая свои воздействия на предметы посредством инструментов; при применении машин основной частью технологического процесса является машина, труд человека становится механизированным; свободная связь человека с техникой происходит на уровне автоматизации и, человек не является непосредственным звеном технологического процесса. Исходя из этого принципа технику можно подразделить в порядке исторического развития на три группы: инструмент, машины, автоматы. Уровень развития НТП позволяет использовать в настоящее время и в перспективе механизированный и автоматизированный труд, поэтому в дальнейшем первая ступень в развитии техники, то есть инструмент в понятии «техника» нами использован также не будет. [Раицкий К.А. Экономика торговых предприятий — М.: Экономика, 1999,

7 стр., 3030 слов

Основы теории экономико-технологического развития производства

... быть ни производства, ни экономики. Сегодня меняется ориентация в сторону технологического развития. 2. Состояние теории производства Теория производства рассматривает процессы создания материальных благ в форме количественных отношений между вовлекаемыми в процесс производства ресурсов ...

Исходя из предметного признака, под «техникой» мы будим понимать орудия труда, посредством которых оказывается влияние на предметы труда: механизмы и машины, оборудование, приборы, системы и средства управления, хранения и переработки информации, аппаратуру управления орудиями труда. [Раицкий К.А. Экономика торговых предприятий — М.: Экономика, 1999, стр. 138.]

Понятие «техника» тесно связано с понятием «технология», но каждое из них имеет свое самостоятельное содержание. Характеризуя производительную силу труда в работе «Капитал», К.Маркс правильно отмечал, что она «определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью её технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями», то есть четко разграничивал «общественную комбинацию производственного процесса» — технологию и «средства производства» составляющую которых представляет техника. [Моргун А.Ф., Паламарчук А.И. Рационализация кооперативной торговли. — М.: Экономика, 1995., стр. 215.]