Далее приведен SWOT-анализ предприятия
Отдельно необходимо отметить, что данному этапу предшествовала большая предварительная работа по изучению внешней и внутренней среды компании. Другими словами, ниже приведен анализ результатов аудита компании и исследования рыночной среды, т.е. финальная часть работы.
Анализ внутреннего состояния компании и учет бизнес окружения компании позволил выделить следующие факторы деятельности компании.
Ключевые факторы успеха
Для успешной деятельности на строительном рынке Санкт-Петербурга необходимо выполнение следующих факторов:
- Доступ к кредитным или заемным финансовым ресурсам. Без доступа компании крайне тяжело инвестиционные проекты, приобретать и обновлять основные средства производства, иметь достаточные оборотные средства;
- Наличие достаточного административного ресурса («связи» в администрации города) для возможности получения информации по тендерам и обеспечения возможности получения крупных контрактов и госзаказа;
- Достаточно высокий технический и технологический уровень работы компании;
- Квалифицированный управленческий и технический персонал, система повышения квалификации кадров;
- Лицензия соответствующего уровня (например, на строительство зданий свыше 120 м высотой, мосты, тоннели), сертификация ISO.
Сильные внутренние стороны: Преимущества компании
- Лидерство на рынке за счет клиентоориентированности компании- гибкость в отношениях с Заказчиками — наличие проектного подразделения позволяет обеспечивать многовариантность решения инженерных задач за счет использования инновационных технологий, оборудования, ноу-хау.
- Узнаваемый брэнд.
- Команда высококвалифицированных специалистов.
- Опыт работ в грунтовых условиях Санкт-Петербурга, высокая компетентность. Наличие патентов.
- Широкая производственная (продуктовая) линейка геотехнических работ и услуг.
- Наличие системы профессионального обучения и повышения квалификации.
- Наличие у компании утвержденных Госстроем России Стандартов организации (СТО).
- Программа социальной ответственности.
- Послепостроечный мониторинг за осадками зданий и сооружений (постпродажное сервисное обслуживание).
- Многолетнее партнерство с лидерами на мировом и европейском рынках: фирмами Bauer (Германия), SoilMec (Италия), что обеспечивает доступ к прогрессивным технологиям и обеспечивает быстрое нахождение инновационных решений.
Слабые внутренние стороны: Недостатки компании
Анализ финансово-хозяйственной деятельности металлургических предприятий
... написании дипломной работы были использованы: нормативные и законодательные акты; материалы монографий и периодической печати; комплексные методические руководства по процедурам финансового анализа коммерческих ... и подходов к оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализа ее положительных и отрицательных аспектов. Актуальность темы. Доход организации - важный источник расширения ...
- Недостаток финансовых средств (оборотных, для осуществления финансирования необходимых стратегических инициатив).
- Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности.
- Низкая рентабельность производственной деятельности (основной) из-за слабой организации снабжения и технического сервиса механизмов.
- Высокие издержки производства.
- Громоздкость организационной функциональной структуры из-за отсутствия формализации процессов управления.
- Слабая маркетинговая политика, и как следствие неритмичность и непредсказуемость получения заказов.
Сильные внешние стороны: Возможности рынка
- Растущий рынок.
- Общенациональная программа «Доступное жилье».
- Возможности быстрого роста.
- Наличие новых привлекательных географических рынков.
- Появление новых технологий высотного строительства и освоения подземного пространства.
- Приток частного и иностранного капитала в строительную отрасль.
- Вхождение в ВТО как снижение торговых барьеров для входа на привлекательные иностранные рынки.
Слабые внешние стороны: Угрозы рынка
- Доступность финансов привела к снижению и разрушению входных барьеров в отрасли.
- Высокая конкуренция при превалировании ценовых показателей.
- Развитие альтернативных технологий (аналогов), появление на рынке аналогов оборудования.
- Изменение системы контроля
- Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства.
- Отсутствие нормативов по стандартизации новых технологий.
- Дефицит специалистов.
- Угроза поглощения более крупной компанией.
Первичный SWOT-анализ
Распределим полученные факторы по полям матрицы.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
|
ВОЗМОЖНОСТИ «O» — OPPORTUNITIES |
УГРОЗЫ «T» — THREATS |
|
В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А |
1. Растущий рынок. 2. Общенациональная государственная программа «доступное жилье». 3. Возможности 4. Наличие новых привлекательных географических рынков. 5. Появление новых технологий в строительстве 6. Приток частного и иностранного капитала в строительную отрасль. 7. Вхождение в вто как снижение торговых барьеров для входа на иностранные рынки. |
1. Низкая доступность финансов. 2. Высокая конкуренция. 3. Развитие альтернативных технологий и аналогов оборудования. 4. Изменение системы контроля в строительстве. 5. Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства. 6. Отсутствие нормативов по стандартизации новых технологий. 7. Дефицит специалистов. 8. Угроза поглощения более крупной компанией. |
ПРЕИМУЩЕСТВА «S» — STRENGTH |
НЕДОСТАТКИ «W» — WEAKNESS |
|
В Н У Т Р Е Н Н Я Я С Р Е Д А |
1. Лидерство на рынке 2. Узнаваемый брэнд 3. Команда высококвалифицированных специалистов 4. Опыт 5. Широкая производственная линейка 6. Система профессионального обучения и повышения квалификации 7. Наличие у компании утвержденных сто 8. Программа социальной ответственности 9. Послепостроечный мониторинг за осадками зданий и сооружений 10. Многолетнее партнерство с лидерами мирового рынка |
1. Недостаток финансовых средств (оборотных и для осуществления стратегических инициатив) 2. Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности. 3. Низкая рентабельность производственной деятельности из-за слабой организации снабжения и технического сервиса механизмов. 4. Высокие издержки производства. 5. Громоздкость организационной функциональной структуры из-за отсутствия формализации процессов управления 6. Слабая маркетинговая политика |
Поэлементный SWOT-анализ
Сопоставим полученные факторы для выделения возможных частных стратегий и их последующего анализа.
- Конкурентные активы. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для освоения рыночных возможностей (S-O)
- Конкурентные пассивы. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для нивелирования угроз (W-T)
- Узкие места. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для освоения возможностей (W-O)
- Безопасность и защита. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для нивелирования угроз (S-T)
S — ПРЕИМУЩЕСТВА |
W — НЕДОСТАТКИ |
|
O |
Конкурентные активы: поле S-O (СИВ) Как КОМПАНИЯ может использовать свои сильные стороны для освоения возможностей? Стратегия: Максимизация использования сильных сторон и благоприятных возможностей |
Узкие места: поле W-O (СЛВ) Как КОМПАНИЯ может преодолеть свои слабые стороны для освоения возможностей? Минимизация влияния слабых сторон и максимизация использования благоприятных возможностей |
В О З М О Ж Н О С Т И |
1. Стратегия быстрого роста (S1S3S1O1O3O4O6O7) 2. Стратегия укрупнения посредством слияния или поглощения (S1S2S3S4S5S10O1O6O7) 3. Стратегия диверсификации по отраслям: жилищное, транспортное, подземное и т.д. (S1S3S5S6S10O1O2O4O5O7 ) 4. Стратегия функционального лидерства (S1S2S3S4O3O4O6) 5. Участие в консорциумах, вхождение или создание холдинга (S2S3S4S10O1O2O4O6O7) |
1. Стратегия реорганизации с изменением организационной структуры (W3W4W5O1O2O5) 2. Стратегия географического расширения (W1W4W6O1O2O4O7) 3. Стратегия освоения смежных рынков (W1W2W4W6O1O5O6) 4. Стратегия внедрения менеджмента качества (W2W3W4W5O1O5O6O7) 5. Увеличение объема НИОКР (W1W3W4W6O1O4O5) |
T |
Безопасность и защита: поле S-T (СИУ) Как КОМПАНИЯ может использовать свои сильные стороны для нивелирования угроз? Максимизация использования сильных сторон и минимизация возможных угроз |
Конкурентные пассивы: поле W-T (СЛУ) Как КОМПАНИЯ может преодолеть свои слабые стороны для нивелирования угроз? Минимизация влияния слабых сторон и минимизация возможных угроз. |
У Г Р О З Ы |
1. Стратегия реорганизации с изменением организационной структуры (S1S3S5S6S8S10T2T3T4T5T7T8) 2. Стратегия укрепления организационной культуры (S1S2S3S4S6S8S10 T2T4T7T8) 3. Стратегия отраслевой диверсификации с целью минимизации рисков (S1S3S4S5S10T2T3T5T6) 4. Стратегия внедрения менеджмента качества (S1S3S4S6S7S9S10T2T3T4T5T6) 5. Участие в консорциумах, вхождение или создание холдинга (S2S3S4S10T2T5T8) 6. Наступательная маркетинговая политика (S1S2S3S4S5S7S10T2T3T6) |
1. Стратегия лидерства по издержкам (W1W2W3W4T2T3T8) 2. Стратегия внедрения менеджмента качества (W3W4W5W6T2T3T4T6) 3. Интеграция «назад»:открытия бетонного завода и арматурного цеха (W1W2W3W4T2T8) 4. Стратегия долгосрочного привлечения финансового капитала (W1W2W3T1T2T3T8) 5. Интеграция «вперед»: генподряд, девелопмент, инвестиции в строительство (W1W2W4W6T1T2T3T5T8) |
Пояснение.Каждая выдвигаемая гипотеза частной стратегии в той или иной степени удовлетворяет ряду факторов первичной матрицы SWOT. Эти факторы перечисляются в скобках в краткой форме. Например (S1W4O1T7):
- S1 => Strength №1 => Преимущество №1 => «Лидерство на рынке»
- W4 => Weakness №4 => Недостаток №4 => «Высокие издержки производства»
- O1 => Opportunity №1 => Возможность №1 => «Растущий рынок»
- T7 => Threat №7 => Угроза №7 => «Дефицит специалистов»
Частные стратегии
На основе выше перечисленных факторов можно выделить частные стратегии, которые позволят реализовать рыночные возможности и избежать рыночных угроз, используя сильные стороны компании и нивелируя свои слабые стороны. Стратегические альтернативы отсортированы по важности, начиная с наиболее востребованной стратегии в текущей ситуации.
Наступательная маркетинговая политика
Быстрый рост
Диверсификация по отраслям: жилищное, транспортное, подземное и т.д.
Географическое расширение.
над издержками
Укрепление организационной культуры
Внедрение менеджмента качества
Функциональное лидерство
Вывод: выбор стратегии
Наиболее эффективными в сложившейся ситуации представляются 2 стратегии:
1. Расширение на рынке: географическая экспансия. Исходя из благоприятной рыночной ситуации, необходимо развивать свое присутствие на рынке СПб и Ленинградской области
a. Именно на рынке СПб и Ленинградской области услуги компании априори наиболее востребованы и адекватны рынку
b. Необходимо расширять долю компании на наиболее перспективных сегментах:
- i. Жилищное строительство;
- ii. Промышленно-складское iii. Торгово-развлекательные комплексы;
2. Развитие рынка. Необходимо воспользоваться передовыми технологиями и наработанными компетенциями для продвижения в регионы России
Далее следует формализация и детализация стратегии