Причины высокой себестоимости производства в России

Контрольная работа

Причины высокой себестоимости производства в России

В условиях рынка цены на товары либо определяются их собственниками, либо устанавливаются или регулируются государством. Однако государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. Свобода предприятий в ценообразовании может ограничиваться государством в

  • o установление государством фиксированных цен;
  • o установление государством условий ценообразования для предприятий;
  • o ограничение государством степени самостоятельности предприятий;
  • o определение «правил игры» на рынке за счет различных запретов: запрещение горизонтального и вертикального фиксирования цен; запрещение ценовой дискриминации и демпинга.

В условиях российской действительности рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает государству возможность с помощью цен определять приоритеты экономического развития.

Бесспорно, что государство обязано активно влиять на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Но механизм этого воздействия в условиях перехода к рынку в России не отработан, а при высокой степени монополизма многих изготовителей это приводит к быстрому росту цен. Поэтому столь важны такие меры, как установление предельного уровня цен государственными органами; действия, направленные на развитие конкуренции; рациональная налоговая политика и др.

При формировании цен на товары учитываются общеэкономические критерии, определяющие отклонения цен в ту или иную сторону от потребительной стоимости товара. Эти критерии можно подразделить на внутренние (зависящие от руководства и различных служб предприятия) и внешние (не зависящие от самого предприятия и находящиеся за его пределами).

К критериям внутреннего характера можно отнести:

  • o характер рекламы (чем удачнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
  • o специфику продукции (чем уникальнее продукция, тем выше цена);
  • o специфику жизненного цикла продукции;
  • o качество сервиса;
  • o имидж производителя.

Внешние критерии выглядят

  • o политическая стабильность государства;
  • o характер и степень регулирования экономики государством;
  • o уровень и динамика инфляции;
  • o объем и отличительные черты покупательного спроса;
  • o наличие и уровень конкуренции.

Ценовая политика большинства российских предприятий заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить как можно большую прибыль. Тем не менее, медленно, но уверенно внедряются современные методы ценообразования. В качестве первых следует назвать затратные методы ценообразования. Эти методы обеспечивают расчет цен на товары посредством прибавления к издержкам какой-то конкретной величины и подразделяются на: метод «издержки плюс»; метод минимальных затрат; метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней; метод целевого ценообразования.

6 стр., 2793 слов

Ценообразование на предприятии нефтяной промышленности

... прямое отражение на российском рынке. [3]Глава 3. Практика ценообразования на предприятиях нефтегазовой промышленности. 3.1. Особенности ценообразования на нефтяном рынке Цены на нефть определяются двумя ключевыми факторами - текущим и ожидаемым соотношением спроса и предложения и динамикой издержек. ...

Известно, что цена товара определяет уровень спроса на него со стороны покупателей. Другими словами, от того, по какой цене будет продаваться товар, зависит объем его продаж, а следовательно, и доход, полученный предприятием от его реализации

Наиболее ярко действие закона рыночной конъюнктуры проявляется, когда множество продавцов предлагают аналогичные товары. Внешний контроль за ценами на таком рынке незначительный. Основными принципами сбыта являются: конкуренция в области качества продукции, соперничество в рекламе и определение оптимальных цен.

Таким образом, цена, устанавливаемая на продаваемые товары, играет важнейшую роль в формировании результатов деятельности фирмы. При этом очевидная на первый взгляд зависимость: чем выше цена, тем выше прибыль — не всегда является единственным способом достижения наилучших результатов. Выручка от продажи товара определяется не только ценой, но и количеством единиц товара, реализованных по данной цене. Легко увидеть, что один и тот же результат может быть получен при реализации, например, 10 единиц товара по цене 4 тыс. руб. за единицу и 8 единиц по цене 5 тыс. руб. Для получения максимально полной и достоверной оценки влияния на результаты деятельности торгового предприятия изменения продажной цены на товар необходимо учесть взаимное влияние ряда факторов.

Формирование ценовой политики на предприятиях розничных форм собственности.

Согласно наиболее распространенной точке зрения методология ценообразования есть совокупность общих правил формирования цены, связанных в основном с макроэкономическими особенностями хозяйственной системы, а также с разными сферами ценообразования. В связи с этим методологические принципы могут быть общими как для экономики в целом, так и для групп родственных отраслей, производств. Общие методологические правила определяются законодательными и правительственными органами страны.

Первым важнейшим элементом методологии являются методы, которые различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Различают следующие методы: затратный, агрегатный, метод структурной аналогии, метод удельных показателей, закрытых торгов, балловый и аукционный методы, а также метод следования за лидером.

Кроме того, есть, например методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др.

3 стр., 1370 слов

Цены и ценообразование на продукцию предприятия

... гибкость механизма ценообразования на предприятии с учетом изменений внешней среды. Поэтому процесс ценообразования должен быть эффективным. Целью курсовой работы является освоение теоретических и практических основ цен и ценообразования на продукцию предприятия в рыночной и современной российской ...

Следующим важным элементом методологии являются принципы, которые тесно связаны с методами. Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

  • научность обоснования цен;
  • целевая направленность цен;
  • непрерывность процесса ценообразования;
  • единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменении е уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в том числе экономическую, при установлении цен.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии,

Все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть разделены на две группы:

  • факторы внешней среды или объективные;
  • факторы внутренней среды или субъективные;
  • Факторы внешней среды не подвластны воле предприятия и находятся за пределами возможности. К ним относятся:
  • экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, характер и острота конкурентной борьбы;
  • конъюнктура рынка или соотношение между спросом и предложением на продукцию и услуги предприятий;
  • налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков;
  • тарифы на товары и услуги, оказываемые другими предприятиями;
  • цены на сырье и товары для предприятий.

К внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятий относятся:

  • тип и категория предприятия и соответственно размер наценки на сырье, продукты и услуги, устанавливаемые предприятиями;
  • уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на предприятиях;
  • характер технологических процессов и их прогрессивность;
  • уровень производительности труда;
  • объем и состав производимой продукции, услуг и товарооборота;
  • сумма и уровень издержек производства и обращения, в т.ч. соотношение между переменными и постоянными издержками;
  • объем активов предприятия, их структура, отдача и другие факторы.

Названные факторы действуют не изолированно, а проявляются в комплексе, опосредованно влияя на прибыль и рентабельность.

5 стр., 2394 слов

Ценообразование на бытовые и коммунальные услуги, оказываемые населению

... фактора проявляется в территориальной дифференциации цен и тарифов на большинство видов услуг. Спрос на многие услуги имеет ярко выраженный сезонный характер. Летом возрастает спрос на туристические услуги, услуги пассажирского транспорта. Ценообразование на бытовые и коммунальные услуги, ...