Государственный строй Афин

Контрольная работа

Афинское государство образовалось в результате распада социальной структуры клана и вытеснения его государственной организацией.

Этот процесс, начавшийся еще в гомеровской Греции, завершился в VII-VI вв. до н. э.

Первым шагом к образованию Афинского государства стали реформы, которые приписывали легендарному герою Тесею.

При Тезее произошло слияние отдельных племенных поселений в одно целое с единым центром в Афинах, произошло слияние всех племен в единый народ, т. е., то, что греки называли «синойкизмом».

Это повлекло учреждение в Афинах центрального управления с передачей ему части дел, находившихся в ведении отдельных племен, тогда же образовалось общее афинское право, в результате чего чужеплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Наконец, весь народ был разделен на три группы, независимо от существующего деления на кланы, фратрии и племена: на эвпатридов, или дворян, землевладельцев и демиургов, или ремесленников. При этом дворянин получил исключительное право занимать должности. В племенном обществе открыто признавалось привилегированное положение знати.

Появление должности архонта. Дальнейшим шагом к формированию государства было уничтожение власти Базилева в ее прежнем понимании. Базилев, как пережиток племенной демократии, становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций. Поэтому вместе с должностями Василевса и появившегося позже военачальника, полемарха, устанавливается новый пост — архонт. Базилева сменяет выборный архонт. Сначала архонты избирались пожизненно, затем, с середины VIII в. до н. э., должность эту стали ограничивать 10-летним сроком и наконец, с 683 г. до н. э. стали ежегодно избирать 9 архонтов, между которыми распределялась власть прежних пожизненных правителей. Один из них — первый архонт (позднее архонт-эпоним) — стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Его название указывало на год правления этой коллегии архонтов.

Базилев стал вторым архонтом. Он сохранил только священнические функции, а также суд по делам религий. Таким образом, Базилев перестал быть лидером племенной демократии и в основном сохранил за собой священническую власть.

К третьему архонту — полемарху — отошла военная власть.

Остальные 6 членов коллегии, именуемые фесмофетами, в основном выполняли судебные функции.

6 стр., 2822 слов

Форма государства. Государственная власть. Государственный строй

... президент); распределение компетенции между высшими органами верховной власти; принципы взаимоотношений между органами государственной власти; взаимоотношения государственных органов с населением. Существуют две основные формы правления ... демократически избранным институтом власти; президент -- только глава государства, но не глава правительства; он избирается парламентом или коллегией выборщиков и ...

Ареопаг. Наукрарии. Совет старейшин племени был заменен новым руководящим органом, ареопагом, который состоял из представителей самых знатных и богатых семейств. Этот совет собирался на холме Арео, от которого и произошло его название. С приходом архонтов ареопаг начал запасаться бывшими архонтами, но он, в свою очередь, избрал архонтов. Таким образом, власть целиком находилась в руках эвпатридов, представителей древней аристократии рода.

Несколько позднее, с образованием флота для защиты морской торговли, когда на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была разбита на небольшие территориальные округа — наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе каждого такого округа стоял Притан Наукрарии.

Так появилось разделение населения по территориальному признаку, независимо от принадлежности к тому или иному клану и племени, и появилась новая власть, не связанная с племенной организацией.

Законы Драконта.

В 621 г. до н. э. появляется впервые в Афинах писаное право. Это — законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью.

Неизвестно точно, при каких обстоятельствах они были изданы — было ли их издание результатом требования, выдвинутого против евпатридов, для которых отсутствие писаного права открывало возможность самого широкого произвола, или оно было продиктовано желанием евпатридов закрепить и мерами сурового террора оградить свои привилегии.

2. Эволюция общественного строя Афин

После распада первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции началась так называемая фаза полиса, время формирования и расцвета полиса, города-государства.

Первобытнообщинные отношения сменились отношениями владения классическими рабами.

Полисный этап принято подразделять на три периода:

  • гомеровский период — XI-IX вв. до н. э.;
  • архаический период — VIII-VI вв.

до н. э.;

  • классический период — V-IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса — Афины и Спарта.

Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею.

Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства пока нет, царит первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь — Басилевс. Должность Василевых совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и первосвященника, сначала была выборной, затем стала наследственной.

Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати — совет старейшин (булэ).

Значительную роль играют народные собрания. В конце этого периода племенные отношения распадаются, на смену племенной системе приходит рабовладельческий строй.

Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства. Древнегреческая легенда считает, что афинский полис возник в результате синоикизма царя Тесея — объединения отдельных клановых сообществ вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

13 стр., 6186 слов

Государство и право Древней Греции

... государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период. В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта. При этом государственный строй ... в ареопаг -- высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем ... которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую ...

  • эвпатриды — родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;
  • геоморы — земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;
  • демиурги — ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми был еще промежуточный слой: метеки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Афинами правили девять архонтов, избираемых каждый год из числа аристократов и Ареопага, совета старейшин.

По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и усиливалась борьба между клановой аристократией и демосом за равноправие и перераспределение.

К классическому периоду (V-IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.

В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.).

Большой вклад в победу над персами внесло объединение греческих полисов в Союз Делос. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление Союзом было возложено на совет представителей всех городов — членов Союза. Вскоре в этом Союзе обозначилось верховенство Афин, затем он стал называться Первым Афинским морским союзом и, по сути, превратился в афинскую морскую державу — арх.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На основе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в атмосфере острой политической борьбы внутри Афинского государства сложилась наиболее прогрессивная государственная система древней рабской демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная — Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. Вознаграждение государственной казны было установлено за исполнение государственных обязательств по выборам. Основные расходы покрывались за счет налога — фороса, который регулярно платили союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан основывалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил свою военную миссию. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группу греческих городов-государств, в которых доминировали олигархические порядки и аристократия. Потерпев поражение в Пелопоннесской войне, разрушительной для всей Греции, Афины навсегда потеряли свою ведущую роль в истории страны.

Полными афинскими гражданами были те люди, чьи мать и отец были гражданами Афин.

Гражданские права вытекают из 18-летнего возраста и предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

11 стр., 5014 слов

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

... Федерации как юридической науки и как отрасли права. Задачи работы: 1) рассмотреть понятие и предмет конституционного права как отрасли права; 2) рассмотреть предмет и источники науки конституционного права; 3) раскрыть особенности конституционного права России. Объект работы - конституционное право Российской Федерации. Предмет работы - предмет конституционного права как отрасли и как науки. ...

К наиболее важным правам гражданина относились:

  • право на свободу и личную независимость от другого человека;
  • право на земельный участок на полисной территории;
  • право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;
  • право на ношение оружия и службу в ополчении;
  • право на участие в делах государства;
  • право на почитание и защиту отеческих богов;
  • право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут бесчестию со стороны суда, т.е ограничен в правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

  • беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
  • приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
  • защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);
  • повиноваться законам и избранным властям;
  • принимать активное участие в общественной жизни;
  • почитать отеческих богов.

У состоятельных граждан тоже была обязанность в пользу государства: литургия, что частично ограничивало частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой — метеки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

  • права гражданства;
  • права приобретать недвижимость;
  • права заключать браки с афинскими гражданами.

К метекам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждой метки должна была быть своя простата, посредник между меткой и правительственными учреждениями. Особый налог взимали метеки, они проходили военную службу, у них были другие обязанности. Освободившийся раб приравнивался по своему положению к метекам. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Долговая кабала является одним из источников рабства, поскольку несостоятельные должники несут ответственность перед кредиторами не только своими активами, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах делились на рабов, находящихся в частной собственности, и рабов, находящихся в государственной собственности.

Частные рабы занимали положение вещей, поэтому у них не могло быть собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

3. Органы государственной власти и управления Афин

Народное собрание.

Народное собрание (экклесия).

Афинская демократия имела прямую природу, выражавшуюся в том, что верховная власть осуществлялась всеми гражданами самостоятельно. Граждане мужского пола старше 20 лет имеют право участвовать в Национальном собрании. Женщины и метеки не имели доступа в народное собрание.

Фактически, большинство горожан, проживающих в отдаленных от города кварталах, не принимали участия в собраниях народного собрания.

Обычно посещали от двух до трех тысяч граждан, в основном жителей Афин, и, по крайней мере, шесть тысяч человек требовалось только для участия в остракизме.

В год проводилось 40 народных собраний, каждую десятую часть года — четыре собрания, каждое из которых имело свою повестку дня. Первое собрание считалось главным, на нем обсуждались вопросы обороны страны, снабжением ее продовольствием, деятельность должностных лиц и правильность их распоряжений, делались заявления о преступлениях государственной важности и др.

13 стр., 6078 слов

Римское государство и право в республиканский и императорский периоды

... государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и выбирали высших должностных лиц. Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые в ранний период были собранием ... граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. В ...

На второй встрече были рассмотрены вопросы и обращения отдельных граждан. Отдельные собрания посвящались прочим делам.

Каждое собрание начиналось с принесения жертв богам. Затем президент объявил, какой вопрос должен быть решен, и зачитал предварительное мнение по этому вопросу совета пятисот.

Если собрание соглашалось с ним, то решение принималось без обсуждения. Но на собрании можно было обсудить мнение и совет пятисот человек.

Каждый участник собрания имел право выступить на нем. Оратор возложил ему на голову корону, и никто не имел права оскорблять его под страхом наказания. В свою очередь, докладчик должен был проявить уважение к собранию: не говорить о том, что не имеет отношения к делу, не повторять, не позволять себе оскорблять и не предлагать ничего противозаконного, что могло бы навредить людям.

Голосование могло быть открытым (поднятием рук) либо тайным (черепками, бобами или камушками).

Народное собрание прежде всего являлось законодательным органом и могло принимать два вида актов:

1) общеобязательные для всех граждан законы (номос);

2) обязательные только для частного случая (псефизмы).

Законодательный процесс был довольно сложным, позволяя элите рабовладельческого класса препятствовать принятию законов, которые им не нравились. Каждый год на первом национальном собрании каждый гражданин может представить предложение о принятии нового закона или изменении существующего. Если собрание согласилось, инициатор законопроекта выносил его на обсуждение пятисотной доски, что для совы заканчивалось проболеумом.

Третье собрание в году рассмотрело законопроект вместе с проблемным вопросом. Положительное голосование в собрании еще не превратило законопроект в закон. Он пошел на гелий, из числа членов которого была создана специальная комиссия номофетов. Он выслушал автора законопроекта и его оппонентов, назначенных Народным собранием, и путем голосования решил судьбу законопроекта. Только после одобрения коллегией номофетов он становился законом. Следовательно, гелий мог стать препятствием для принятия любого законопроекта, не отвечающего интересам рабовладельческой элиты.

Председатель национального собрания избирался каждый день на 24 часа с вручением ключей от сокровищ храмов и печати города.

Чтобы гарантировать, что недавно принятые законы не противоречат демократическому порядку Афин, Национальное собрание имеет специальную коллегию законодателей: коллегию номофилов.

Особое место в охране демократических порядков занимал институт «обвинения в противозаконии»- так называемое «графе параномон», суть его заключалось в том, что каждый гражданин был вправе заявить под присягой о противозаконности всякого закона, проекта или постановления народного собрания в течение года после его принятия.

После этого заявления обсуждение законопроекта или исполнения принятого закона было приостановлено. И обвинение передавалось на рассмотрение гелиэи. Если он находил обвинение оправданным, лицо, сделавшее незаконное предложение, наказывалось штрафом, а в особо серьезных случаях — смертной казнью.

7 стр., 3350 слов

Организация работы с обращениями граждан в органах государственной ...

... на практике методы работы.ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН2.1 Технология работы с письменными обращениями гражданТехнология работы с обращениями граждан требует организации следующих операций: приема граждан; приема и первичной обработки письменных обращений; регистрации обращений; направления обращений на исполнение; уведомления заявителя ...

Но если прокурору не удавалось собрать пятую часть председателей, его приговаривали к крупному штрафу.

Для защиты демократических порядков служил также остракизм. На организованном публичном собрании возник вопрос: разве люди не считают нужным подвергать кого-либо остракизму? Если ответ положительный, то на следующем заседании было проведено тайное голосование по вопросу о том, кого следует исключить. Каждый участник митинга получил фрагмент земли, на котором написал имя человека, который, по его мнению, представлял угрозу демократии и подлежал ссылке. Если общее число черепков было не менее шести тысяч, тот, против кого было подано наибольшее число черепков, подвергался изгнанию сроком на 10 лет. В противном случае голосование считалось недействительным.

Народное собрание также избирало должностных лиц афинской республики и проверяло их деятельность, ведало вопросами войны и мира, внешними сношениями, продовольственными делами, делами религиозного культа и др.

Он также обладал судебной властью: считал государственные преступления особо важными и подавал в суд заявления о других преступлениях.

Совет пятисот.

Постоянным руководящим органом был Совет пяти сотен. Он состоял из 500 членов (булевтов), которые избирались ежегодно жребием из числа полноправных граждан, достигших 3-летнего возраста. В каждой строке было выбрано 50 логических значений, и за выполнение своих обязанностей они получали ежедневную награду.

Кандидаты в члены совета подвергались так называемой докимассии (проверке личности).

Перед вступлением в должность члены совета давали клятву добросовестно и в соответствии с законами исполнять свои обязанности. По истечении годичного срока булевты должны были давать отчет о своей деятельности. Если до истечении годичного срока против булевта кем- либо выдвигалось обвинение, то, в случае его доказанности, он мог быть исключен из совета и предан суду.

Члены коллегии из 50 булевтов от каждой филы поочередно в порядке, определяемом жребием, осуществляли свои полномочия в течение десятой части года Срок дежурства коллегии назывался пританией, а ее члены — пританами. Пританы дежурили ежедневно, кроме определенных неприсустсвенных (праздничных) дней.

Поскольку деятельность буле была постоянной, а плата за работу в нем небольшой (по 5 оболов в день), кандидатов не хватало. Для них были в едены гражданские привилегии: освобождение от военной службы и судебный иммунитет. По окончании срока деятельности булэвты давали отчет народному собранию о своей персональной работе (но сам совет не был ответственен перед народным собранием).

Ежедневно из числа пританов по жребию избирался председатель — эпистат, который вместе с третью выделенных им пританов должен был постоянно находиться в специальном помещении.

Эпистат одновременно являлся председателем народного собрания, хранителем ключей от храмов, в которых находились казна и государственные документы. Один и тот же притан не мог набираться эпистатом более одного раза в год:

Функции совета пятисот были весьма разнообразными:

14 стр., 6629 слов

Государственный строй Спартанского государства

... государственного строя Спартанского государства. Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи: рассмотреть образование Спартанского государства; изучить особенности царской власти как главного конституционного института в Спартанском государстве; исследовать характеристику деятельности Совета ...

  • подготовка вопросов для обсуждения — собранием;
  • подготовка проектов постановлений народного собрания, его созыв;
  • проведение в жизнь постановлений народного собрания;
  • осуществление общего надзора за государственными финансами (определение источников доходов, сбор поступлений и расходование государственных средств);
  • прием иностранных послов, заключение договоров с другими государствами, заслушивание отчетов афинских послов;
  • наблюдение за постройкой военных судов и контроль за со стоянием флота и конницы;
  • прием отчетов должностных лиц и осуществление суда над ними (приговор совета пятисот мог быть обжалован в суд);
  • проведение докимассии кандидатов в совет пятисот, кандидатов в архонты и др.

Для лучшей организации своей работы булэ подразделялся на части коллегии пританов по 50 членов совета (обязательно с пропорциональным представительством от фил).

Пританы осуществляли полномочия совета же назначенную им десятую часть сюда, сменяя друг друга по жребию. Помимо этого, буле образовывали постоянные комиссии для контроля за деятельностью должностных лиц и реализации важнейших государственных дел: комиссию по контролю за доходами в собрании, комиссию арсеналов, по религиозным церемониям, по контролю за актами должностных лиц, комиссию по контролю государстве счетов.

Булэ был важней устоем всеобщей афинской демократии: как только в тот или другой исторический момент стремления к олигархии или узурпации брали верх, полномочия и роль совета сразу же сокращались.

Гелиэя.

Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание — гелиэйя (нередко ее неправильно называют судом присяжных).

Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом. Это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Гелнэйю составляли 6 тыс., граждан (т. е., квалифицированное политическое большинство), выдвигаемых ежегодно от демон и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус глиэйии разделялся на 10 коллегий (По 500 судей и по 100 запасных).

Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллег по Отдельным отраслям судебного контроля.

Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления. Гелиэйя была второй инстанцией где рассматривались жалобы на решения других судов (кроме религиозных вопросов), особенно политические обвинения.

И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегия номофетов.

Гелнэйя была вправе осуждать, в случае преступлений, и на изгнание и на смертную казнь.

Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили по сути верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено (даже священным вмешательством) она не была подконтрольна ни каким другим институтам народовластия.

3 стр., 1256 слов

Производство по рассмотрению обращений граждан

... исследуемой темы. Целью настоящей курсовой работы является исследование производства по делам об обращениях граждан в государственные и иные ... должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества; 1 жалоба – просьба гражданина ...

Законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

  • а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;
  • б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
  • г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Традиционным судебным органом являлся ареопаг.

Ему были подсудны в основном религиозные дела, а также преступления, связанные с нарушениями священных устоев государства (в частности, дела о предумышленных убийствах, посягательства на семейные и родовые отношения неповиновении должностным лицам).

Помимо суда, ареопаг сохранил и некоторые управленческие функции в отношении общенародны священных имуществ, организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами.

Количественно основная масса судебных дел, а также все судебные дела, возникавшие с участием неполноправных граждан или не граждан Афин, находилась в компетенции специальных судебных установлений:

  • а) коллегии 51 эфета, образованной в 521 г. до н. э. для рассмотрения главным образом дел уголовных и связанных с причинением ущерба личности;
  • б) коллегии одиннадцати, созданной для нарушителей общественного порядка захваченных полицией (ночных воров, грабителей, профессиональных преступников);
  • в) коллегии диэтетов, где слушались дела по имущественным спорам выходившим за пределы компетенции самоуправления демон и фил.

Все судебные органы (кроме ареопага) был регулярно обновляемыми и находились под постоянным контролем низового самоуправления как по своему составу так и по процедуре разбора дел — преимущественно публичной.

Должностные лица.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — докимаси во время ко торой выяснял их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военной дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги).

После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелизе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Стратеги избирались открытым голосованием на народном собрании. Первоначально они избирались по одному от каждой филы, а затем — изначально они избирались по одному от каждой филы, а затем — из всех граждан. Поскольку должность стратега была неоплачиваемой, на нее могли избираться только состоятельные люди. И как это ни парадоксально, все лидеры афинской демократии были выходцами из аристократических родов.

30 стр., 14531 слов

Становление и развитие механизма реализации и защиты наследственных прав

... и в этом состоит сущность исторического развития русского наследственного права. Данный процесс происходит параллельно с ростом индивидуализма и ... а со стороны политической. На тот период времени, государство было заинтересовано в том, чтобы наследство, связанное со ... о единонаследии встретил сильное сопротивление в обществе, потому как затронул и стремился изменить самые близкие ему интересы. ...

Стратеги были подконтрольны и подотчетны народному собранию. Если собрание признавало стратега виновным в пренебрежении своими обязанностями, он передавался суду.

Стратеги не только осуществляли верховное руководство и командование вооруженными силами, но и являлись высшими должностными лицами государства. В некоторых случаях одному или нескольким стратегам вручалась вся полнота власти в государстве с правом принимать решения независимо от народного собрания и совета пятисот.

Народное собрание определяло каждому стратегу сферу деятельности, наделяло стратегов равными правами и обязанностями, но на самом деле один из них либо благодаря своим личным качествам, либо в силу влиятельного положения той группировки, которая за ним стояла, выдвигался в лидеры.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н. э. получили важные полномочия.

Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метёков).

К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.

Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередного заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. До реформ Клисфена архонты были высшими должностными лицами, но затем их роль перешла к стратегам.

Девять архонтов (эпоним, басилевс, полемарх и шесть фесмофетов) и секретарь фесмофетов избирались жребием из числа всех граждан сроком на один год.

Они подвергались докимассии сначала в совете пятисот, а затем в гелиэе. Каждый архонт имел свой круг обязанностей.

Архонт — эпоним после вступления в должность объявлял через глашатая о том, что всем предоставляется право владеть в период его пребывания на должности имуществом, которое у них было к этому моменту.

Архонт — эпоним осуществлял попечение над сиротами, наследницами и беременными вдовами. На виновных в дурном с ними обращении архонт — эпоним мог накладывать дисциплинарные взыскания и привлекать к суду, рассматривал жалобы о дурном обращении с престарелыми родителями, сиротами, наследницами, о нанесении ущерба имуществу сирот, об умопомешательстве при обвинении в расточительстве, об учреждении опеки, руководил религиозными процессиями, состязаниями и шествиями, во время празднеств и назначал лиц, ответственных за их организацию.

Архонт — басилевс ведал делами, связанными, главным образом, с религиозным культом.

Он председательствовал в гелиэи по делам о бесчестии, о праве на жречество, а также возбуждал дела по обвинению в убийстве.

Архонт — полемарх совершал религиозные обряды, связанные с военными делами: совершал жертвоприношения богам войны, устраивал состязания в честь павших в бою воинов и поминки в их честь. Он также ведал теми делами метеков, какими архонэпоним — в отношении афинских граждан, возбуждал по этим делам процессы и председательствовал на них. Он разбирал споры между метеками и гражданами, между отпущенниками и их бывшими хозяевами.

Эпоним, басилевс и полемарх по собственному выбору избирали себе по два помощника.

Фесмофеты осуществляли в основном судебные функции. Они назначали дни слушания дел и формировали судебные коллегии. Гелиэи, председательствовали на них или назначали вместо себя других должностях лиц, докладывали народному собранию о поступивших чрезвычайных заявлениях о преступлениях государственной важности (измена, заговор против демократии, подкуп оратора и т. п.), а также о притеснениях вдов, сирот и наследниц, ставили вопрос о смещении должностных лиц за неправильное исполнение ими служебных обязанностей, рассматривали жалобы о подкупах, взятках, лжесвидетельстве и прелюбодеянии.

Кроме того, фесмофеты утверждали частноправовые договора между афинянами и гражданами других государств, руководили судебными заседаниями, связанные с нарушениями этих договоров, и председательствовали при докимассии и утверждении отчетов стратегов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/gosudarstvennyiy-stroy-afin/

1. Абдурахманова И.В. «История государства и права зарубежных стран». Москва, 2002 г.

2. Всеобщая история государства и права. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Отв. ред. доктор юридических наук, профессор, К.И. Батыр. М.: «Былина», 1999. 738 с.

3. «История государства и права зарубежных стран» под ред. К.И. Батыр. Москва, 2007 г. государство демократия политический

4. Кондратюк М.В. Афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. М., 1995.

5. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. М., 1999. 388 стр.

6. «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» составитель Садиков В.Н. Москва, 2006 г.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. М., 1996. Ч. 2. 563 с.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М: Юристъ, 2000. 576 с.