Построение информационной технологии казначейства

Контрольная работа

Анализ существующей финансовой системы страны показывает недостаточную оперативность учета за поступлением и расходованием бюджетных средств, контроля за их целевым использованием, задержку прохождения выделенных средств до конечного получателя, слабую взаимосвязь между финансовыми органами в процессе исполнения бюджетов различных уровней. Исходя из этих недостатков организации распределения бюджетных средств 27 августа 1993 г Правительством Российской Федерации было разработано «Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации» и принято решение о создании нового финансового органа — казначейства.

Казначейство

  • Организация, осуществление использования федерального бюджета РФ и контроль за ним, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы.
  • Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств.
  • Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.

— Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представления в высшем законодательном и исполнительном органе государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях правительства РФ по федеральному бюджету, внебюджетным фондах, а также состояния бюджетной системы РФ.

  • Управление и обслуживание совместно с ЦБРФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

— Разработка методических и инструментальных материалов, порядка ведения учетных операций относящихся к компетенции казначейства обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми функциональными и информационными связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой государственной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях, охватывая большое количество участников, принадлежащих различным ведомствам.

13 стр., 6143 слов

Роль информационных систем в бюджетном процессе

... местные органы исполнительной власти и финансовые органы. Для автоматизации бюджетного процесса в РФ создается автоматизированная информационная система управления, предусматривающая взаимодействия бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного. Системы управления первого уровня решают задачи ...

Схема движения денежных средств и документов при финансировании предприятий и организаций из федерального бюджета через систему казначейских органов приведена на рис. 1.

Рисунок 1. — Схема движения денежных средств и документов при финансировании предприятий и организаций из федерального бюджета через систему казначейских органов.

За годы развития казначейской системы были организованы органы Федерального казначейства в региональных структурах, начато их оснащение средствами хозяйственного обеспечения и оргтехники, в том числе — вычислительной техникой, средствами связи и передачи информации. Главной целью создания информационного комплекса органов федерального казначейства является повышение эффективности исполнения федерального бюджета.

Одним из условий повышения эффективности работы казначейских органов является создание перспективной и эффективной системы их информационного обеспечения на всех уровнях.

Информационный комплекс казначейских органов в сочетании с банковской системой способен не только обеспечить функционально исполнение органами казначейства федерального бюджета, но и предназначен при этом организовать эффективное динамичное взаимодействие финансовых органов различных уровней и ведомственной принадлежности, а также банковской и налоговой систем.

С целью повышения эффективности работы органов казначейства разработан единый автоматизированный комплекс на основе типовых проектных решений, учитывающих не только объемные показатели (т.е. численность налогоплательщиков, собираемые на территории РФ налоги и сборы, число получателей средств из бюджета), но и развитие финансовой структуры и структуры средств связи в регионах,

Сложность информационной системы заключается в том, что она развернута на большой территории и задействует большое количество участников, принадлежащих к разным ведомствам.

Информационный комплекс казначейства построен с использованием как централизованных, так и распределенных решений с применением современных операционных систем (ОС) и систем управления базами данных (СУБД) с учетом современных технологий защиты данных,

В целом в информационном комплексе органов казначейства выделены следующие комплексы задач:

  • Оперативный и точный учет доходов федерального бюджета;
  • Взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов федерации и местными бюджетами;
  • Быстрое и точное доведение средств федерального бюджета до конечных получателей;
  • Текущий полный оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств;
  • Оперативный и объективный анализ исполнения федерального бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов в любой заданный период;
  • Управление обслуживанием внутреннего долга.

Существуют 2 схемы построения информационной технологии казначейства:

3 стр., 1449 слов

Органы систем сертификации и их функции

... работами по сертификации возложено на Госстандарт РФ. Организационную структуру государственной системы сертификации образуют: национальный орган России по сертификации; органы по сертификации конкретной продукции; ... Обязательные системы действуют на законодательной основе (например, сертификация чистоты драгоценных металлов). Обязательная сертификация является также средством государственного ...

1) Сведение лицевых счетов получателей средств федерального бюджета.

2) Организация регионального рынка ценных бумаг государственного бюджета соответствующей структуры с формированием соответствующих органов такого рынка т.е. регистратора, депозитария и расчетно-клирингового центра,

Обе схемы организации информационной структуры казначейства имеют свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае достигается полная автономность системы и относительная независимость от проблем межведомственных отношений. Во втором случае задачи казначейства будут сводиться к контролю со стороны казначейства за работой ведомств, обеспечивающих движение государственных ценных бумаг и обеспечения автономности на рынке ценных бумаг,

Решение задач, стоящих перед казначейством возможно при выполнении автоматизированной информационной системой казначейства следующего ряда условий:

1. Информационная система, обслуживающая исполнение федерального бюджета должна строиться на базе автоматизированной системы бухгалтерского учета с эквивалентной по степени детализацией плана счетов. Бухгалтерский учет в исполнении федерального бюджета должен проводиться на всю глубину бюджетной классификации вплоть до конечных получателей бюджетных средств и их статей расходов.

2. Информационная система казначейства должна взаимодействовать как с традиционными банковскими технологиями, так и с системами электронных банковских расчетов и поддерживать взаимодействия с ИС органов государственного управления и получателей средств федерального бюджета. Такие смежные комплексы должны базироваться на полномасштабном полном бухгалтерском учете и предусматривать однократные формирования информации об обработке первичных документов, в т.ч. платежных документов в банковской системе. Это требование исключает ошибки, возникающие при повторном вводе информации.

3. Согласование и синхронизация процессов исполнения федерального бюджета в течение дня, недели, месяца и т.д.

4. Организация единой технологии обмена данными между органами, осуществляющими бюджеты различных уровней.

5. Достоверность информации в такой системе должна обеспечиваться единообразием методов расчета информации взаимодействующих сторон (регистрация доступа и использования элементов подписи),

6. При построении системы органов казначейства должны быть использованы технологии, позволяющие проводить модификацию, как всей системы, так и отдельных ее элементов не затрагивая работу остальной части системы.

Исходя из перечисленных требований к автоматизированной информационной системе казначейства и условий построения этой системы, используются две архитектуры автоматизированной информационной технологии.

«Терминальная»

«Клиент-сервер»

3.1 Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства

Создание информационных систем в терминальной архитектуре с использованием мэйнфреймов имеет значительные исторические традиции. За рубежом и в нашей стране еще недавно широко использовались такие комплексы на основе электронно-вычислительных машин высокой производительности. Преимуществом таких систем является централизованная многопоточная и многозадачная обработка всей информации, находящейся в информационной системе. Это позволяет оптимизировать использование дорогостоящих вычислительных ресурсов высокой производительности центральной машины. При работе мэйнфрейма каждому пользователю и каждому процессу выделяется комплекс информационных ресурсов, позволяющий решать поставленные задачи. Пользователь может общаться с машиной как с помощью скоростных устройств ввода-вывода информации, являющихся принадлежностью вычислительного комплекса на базе мэйнфрэйма, так и посредством работы на терминалах, подключенных к центральной машине комплекса. Операционные системы мэйнфрэймов отличаются устойчивостью в работе, защищенностью и эффективностью использования ресурсов памяти, центрального процессора (одного или нескольких) и периферийных устройств ввода-вывода информации. Данная архитектура изначально была ориентирована на эффективное решение нескольких (или многих) различных задач одновременно в режиме разделения времени, потому имеет развитые средства защиты информации и защиты от сбоев. Расчет операционных систем на работу большого числа (до нескольких тысяч) пользователей определил создание развитых и скоростных телекоммуникационных средств, встроенных в операционные системы и аппаратную часть мэйнфрэймов, поддержку всех основных, в том числе многопоточных коммуникационных протоколов. Аппаратная часть системы, создававшаяся для условий многолетней безостановочной работы в напряженном режиме обработки информации, отличается высокой надежностью и отказоустойчивостью. Программные продукты, устанавливаемые только на центральную машину, позволяют достаточно легко и быстро выполнять модификацию и замену без ущерба для пользователей системы.

16 стр., 7935 слов

Рынок информации и информационные технологии

... касающиеся различных сторон информационной деятельности, главным образом связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг. Что представляет собой информация как экономический ресурс ... и как товар? Каковы особенности информационных товаров и ...

Однако в последние годы мировая практика свидетельствует о значительной переориентации основных потребителей систем на основе мэйнфрэймов на применение более дешевых решений с использованием новых компьютерных технологий. Это происходит по ряду причин

  • Создание терминальных систем чаще всего приводит к монополизации поставщиком начальной системы всех услуг по их развитию.

— Интенсивное развитие персональных компьютеров и мини-ЭВМ на основе высокопроизводительных процессорных комплексов, насыщение ими рынка информационных технологий привело к появлению недорогих конкурентных решений. Снижение цен на вычислительные системы на базе мощных микропроцессоров при повышении их производительности и экономичности энергопотребления делает эти системы очень привлекательными для широкого применения в сферах, традиционных для мэйнфрэймов — банки, коммуникации, финансовая деятельность, сложные корпоративные системы.

— Совершенствование операционных систем персональных компьютеров и систем на их основе приближает их к мэйнфрэймам по характеристикам как производительности и надежности, так и в области поддержки многозадачности и многопоточности. Разработчики прикладного программного обеспечения и инструментальных пакетов, ориентируясь на персонал менее квалифицированный, чем в случае эксплуатации мэйнфрэймов, выпускают продукты, более ориентированные на пользователя, и, конкурируя между собой на широком рынке, устанавливают на эти продукты цены существенно ниже, чем программные продукты такого же класса для монопольных производителей суперкомпьютерных систем.

Не отрицая важной роли суперкомпьютеров и систем с их применением, создатели и интеграторы современных автоматизированных информационных технологий избирают ориентацию на применение легко масштабируемых и удобных в применении систем на базе локальных вычислительных сетей как общего, так и закрытого доступа. Особое место при этом отводится перспективным системам UNIX, Windows NT и NetWare. При этом мэйнфрэймы могут рассматриваться как мощные файловые серверы, серверы глобальных баз данных и коммуникационные серверы этих сетей. Перспективы применения таких дорогостоящих в приобретении и эксплуатации вычислительных машин должны рассматриваться в строгом соответствии с реальной потребностью в их услугах.

7 стр., 3168 слов

Разработка базы данных информационной системы для автоматизации ...

... области были выбраны следующие виды расчетов для автоматизации движения денежных средств через кассу: расчетные поручения, расчеты по аккредитивам, ... модель должна помочь разработчикам выбрать структуру хранения данных и реализовать систему доступа к ним. 2 Модель СУБД Модель ... Рисунок 1 - Логическая модель базы данных В логической модели базы данных использованы связи один ко многим. Это означает, ...

3.2 Архитектура «клиент-сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства

Архитектура «Клиент-сервер» организуется объединением локальных вычислительных сетей органов федерального казначейства. Объединение производится с применением коммуникационного оборудования и программного обеспечения, позволяющего удаленным пользователям эффективно и безопасно совершать необходимые действия по информационному обмену и модификации удаленных баз данных. На рабочих станциях автоматизированной информационной системы располагается программное обеспечение, образующее в совокупности решаемых задач автоматизированные рабочие места.

При работе пользователей с базами данных органов Федерального казначейства АРМ содержат клиентскую часть задачи, функционирование которой обеспечивает интерфейс пользователя, формирование и отправление запросов к базе данных. Такая архитектура позволяет создавать эргономичные, гибко настраиваемые автоматизированные рабочие места с использованием централизованных баз данных и относительно недорогих персональных ЭВМ. Выбор архитектуры построения автоматизированной информационной технологии казначейства определяет свои требования к аппаратной части информационного комплекса. Так, организация автоматизированного банка данных казначейства по принципу централизации и иерархии, и объемы информационных потоков в условиях автоматизированной обработки и создания документов требуют применения производительных серверов и мощных корпоративных баз данных.

При этом следует учесть, что увеличение времени реакции системы, основанной на регулярных обращениях к файл-серверу, до 3 секунд заметно повышает утомляемость оператора. Поэтому, учитывая, что работа операторов бухгалтерских систем является особо ответственным участком технологического процесса обработки информации в органах казначейства, для рабочих станций за типовой компьютер принимается ПК на базе микропроцессора типа не ниже Intel Pentium 100, так как микропроцессоры меньшей производительности существенно увеличивают инерционность всей системы. Применение таких ПК для оснащения автоматизированных рабочих мест казначейских работников позволяет применять для текущей работы пользователей современный эргономичный графический интерфейс API Microsoft, позволяющий легко организовать эффективную коллективную и индивидуальную работу пользователей в локальной вычислительной сети. Работа в ЛВС на основе технологий коллективного создания и использования документа позволяет органам казначейства сократить производство излишних или ненужных документов на бумажном носителе. Подобная технология позволяет организовать безбумажную технологию работы органов казначейства в режиме электронного офиса.

В качестве сетевой операционной среды при построении ЛВС в органах казначейства возможно использование операционной системы Windows NT, ориентированной на применение объектных технологий класса «клиент-сервер» и работу пользователей сети с объектами-документами, а не с совокупностью отдельных файлов. Файл-сервер органов казначейства может быть организован на основе СУБД «Oracle». В качестве платформы для этой СУБД могут выступать как UNIX, так и Windows NT. В качестве сетевых протоколов передачи информации — TCP, IPX/SPX; это дает возможность использовать широкий спектр прикладных программ, в том числе и прошлых лет. В общем виде автоматизированная информационная технология органов казначейства, построенная на базе архитектуры «клиент-сервер», должна содержать в своем составе автоматизированные рабочие места администраторов офисных систем и службы информационной безопасности, администрации органов казначейства и казначеев, выполняющих конкретные функции при исполнении бюджетов различных уровней. Организация работы офиса в целом и его технологических частей, связанных с работой в банковских системах платежей, в том числе электронных, и с депозитарной системой обслуживания рынка государственных ценных бумаг, строится на едином принципе коллективной работы с объектами — электронными документами, являющимися юридически полноценными эквивалентами бумажного документа, принятого в традиционном документообороте.

4 стр., 1868 слов

ТО средств и систем связи

... указанным в формулярах (паспортах) на аппаратуру. 2. Ввод средств и систем связи в эксплуатацию Для приемки в эксплуатацию поступающих в подразделение ГПС средств связи начальником УГПС (ОГПС) создается постоянно действующая комиссия. ...

Такой подход усложняет работу распределенных систем, но обеспечивает юридическую целостность информации в системе и надежность при коллективной обработке информации. Рабочие места такого офиса должны достоверно воспроизводить все нормативные условия создания и обработки документов — от регистрации и организации маршрута обработки до фиксирования принятия решения. Обычно такие системы функционируют на основе жестко организованных процедур на конкретных автоматизированных рабочих местах, связанных в маршрутные потоки передачи информации с одного АРМ на другое посредством транспорта файлов документа.

4. Организация коммуникационной системы органов казначейства

Для организации автоматизированной информационной технологии в казначействе организуется специальная система коммуникаций. Передача данных может осуществляться по телефонным и телеграфным каналам связи.

Наиболее перспективной в плане построения корпоративных коммуникационных решений для распределенных по большой территории страны организационных структур является система телефонной связи и региональные компьютерные сетевые решения с общим доступом, организованные на ее основе. В настоящее время система междугородной связи основана на применении относительно современных квазиэлектронных станций серии «Квант», позволяющих набирать номер абонента без участия операторов с использованием единых междугородных кодов. Использование этих станций позволяет организовывать по коммутируемым каналам связи автоматизированный обмен информацией посредством компьютеров, оснащенных телефонными модемами и соответствующим прикладным коммуникационным программным обеспечением. При этом скорость обмена достигает весьма значительных величин — от 1200 до 28 000 бод и более (в выделенных каналах связи скорость передачи данных может достигать 1,5 Mbod).

При значительном трафике информационного обмена между удаленными абонентами или технологической необходимости иметь малое фиксированное время установления соединения между, участниками обмена может быть использована выделенная линия связи, когда линия связи собрана кроссировкой на физическом уровне и существует постоянно, независимо от наличия или отсутствия передачи информации. При этом междугородная и городские (районные) телефонные эксплуатационные организации выделяют канальные емкости в постоянное пользование на условиях договора аренды. Учитывая значительную стоимость аренды таких каналов, их следует использовать только при необходимости, подтверждаемой технико-экономическим обоснованием.

6 стр., 2785 слов

Сотовая связь. Средства связи, АТС

... сотовой связи мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком. 3. АТС - Автоматическая телефонная станция, АТС -- устройство, автоматически передающее сигнал вызова от одного телефонного аппарата к другому. Система автоматических телефонных станций ... обеспечивающей подключение 10 абонентов. В 1974 г. Федеральная комиссия связи США приняла решение о выделении для сотовой связи полосы частот в 40 МГц в ...

Вариантом работы корпоративной коммуникационной системы по выделенным каналам связи является участие организации, и ее удаленных филиалов в работе региональной или глобальной компьютерной сети общего доступа.

При организации информационного обмена по коммутируемым каналам телефонной междугородней связи существенное влияние на стабильность характеристик передачи оказывает качество физических каналов связи, автоматически выделяемых системой при соединении абонентов. Однако следует учесть, что большая протяженность линий связи, значительное количество промежуточных соединений на линии, физическая изношенность оборудования и линий передач на отдельных участках существенно снижают надежность телефонной модемной связи по коммутируемым каналам. В настоящее время органами Федерального казначейства на базе качественных модемов и специализированного коммуникационного прикладного программного обеспечения организована ведомственная система передачи информации во все регионы. Эта система используется в качестве эффективной площадки для организации информационной технологии казначейских органов, работающей в режиме реального времени на маршрутизированных виртуальных каналах передачи данных, в том числе с защитой информации от несанкционированного доступа, при передаче данных с удаленных терминалов на центральный сервер данных.

Таким образом, автоматизированная информационная система казначейства является составной частью интегрированной аппаратно-программной системы, объединяющей отдельные информационно-технологические аппаратно-программные средства и системы органов Федерального казначейства различных уровней, включая локальные вычислительные сети, отдельные автоматизированные рабочие места и терминалы, коммуникационные компьютерные системы и средства, имеющиеся в распоряжении этих учреждений.

Автоматизированная информационная система казначейства предоставляет возможность производить оперативный и эффективный обмен информацией в согласованных форматах данных между всеми участниками бюджетного процесса — как непосредственно между территориальными органами Федерального казначейства, включая Главное управление Федерального казначейства и Управление Федерального казначейства по субъектам Федерации, так и между органами федерального казначейства и другими учреждениями, организациями и предприятиями, участвующими в получении, перечислении и контроле бюджетных средств.

В целом казначейство представляет собой учреждение, основной деятельностью которого является документооборот. В начальной стадии развития казначейства документооборот был основан на ручной обработке документов. Внедрение современных средств вычислительной техники позволило провести начальную автоматизацию самых рутинных операций. Это положило начало внедрению элементарного документооборота в органах казначейства, казначейство автоматизированный сервер программный

18 стр., 8635 слов

Учет денежных средств в кассе учреждения

... бухгалтерского учета денежных средств: сохранность денежных средств, бланков строгой отчетности и денежных документов в кассе; целевое использование денежных средств; контроль над установленным лимитом хранения денег в кассе; проведение внезапных ревизий кассы; контроль над расходованием бюджетных средств. Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен Инструкцией ...

Под элементарным документооборотом понимают систему организации, формирования и передачи электронных документов в автоматизированных информационных системах. Использование электронного документооборота сокращает общие затраты на документооборот, ускоряет оборачиваемость средств и тем самым ускоряет динамику бюджетного процесса.

Для внедрения электронного документооборота в органах казначейства необходимо соблюдение следующих условий,

Во-первых, наличие интегрированного программного обеспечения органов казначейства и банков, что позволит унифицировать и автоматизировать процесс передачи данных о проводимых платежных операциях и осуществлять автоматический контроль за ними.

Во-вторых, обеспечение надежной защиты передаваемых данных по открытым каналам связи от несанкционированного доступа.

В-третьих, наличие установленного перечня документов, участвующих в электронном документообороте, что позволит в полном объеме осуществлять предварительный и текущий контроль.

В-четвертых, подтверждение по установленным правилам, переданной по каналам связи информации документами на бумажном носителе,

В-пятых, четкое регламентирование форматов и типов данных, предоставляемых в электронном виде, а также процедур их обработки, архивирования и хранения.

Так как федеральный бюджет состоит из доходной и расходной частей, то фактически существуют 2 вида электронного документооборота — по доходам и по расходам.

Электронный документооборот по доходной части федерального бюджета выглядит следующим образом. Все налогоплательщики перечисляют денежные средства безналичным образом через банк, на доходные счета федерального бюджета. Налогоплательщик подает платежное поручение в банк и банк на основании этого платежного поручения перечисляет денежные средства.

В отделении федерального казначейства происходит учет поступивших средств и их распределение по бюджетам различных уровней. Копии платежных документов и отчетные формы в виде электронных потоков данных передаются в местный налоговый орган и органом федерального казначейства в более высокие уровни. В конце операционного дня с доходного счета казначейства осуществляется перечисление средств на счета федерального бюджета и на счета бюджета субъектов РФ и местные бюджеты.

Отчеты по доходам федерального бюджета формируются по состоянию на 1, 5, 10, 15, 20 и 25 числа каждого месяца. Эти отчеты поступают в управление федерального казначейства, где формируется совокупный отчет о поступивших за период доходах федерального бюджета. Этот отчет отправляется в главное управление федерального казначейства, Электронный документооборот по расходной части федерального бюджета.

На основании бюджетной росписи, утвержденной Министерством Финансов РФ, отраслевые министерства и ведомства предоставляют в главное управление федерального казначейства реестры на перечисление денежных средств нижестоящим распорядителям и получателям средств федерального бюджета в пределах лимита бюджетных обязательств,

На основании этих реестров главное управление федерального казначейства формирует сводные реестры на финансирование и платежными поручениями отправляет денежные средства на счета «Средства федерального бюджета» управления федерального казначейства,

33 стр., 16291 слов

Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

... рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных государственных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных ...

Управление федерального казначейства, по мере поступления бюджетных средств, направляет их получателям бюджетных средств федерального бюджета, которые формируют реестры на перечисление денежных средств, согласно которым бюджетные средства перечисляются в отделение федерального казначейства, которые в свою очередь распределяют их низовым получателям бюджетных средств. По этим же каналам в обратном направлении проходит отчетность, подтверждающая законность расходования бюджетных средств, и на основании этих документов контролируется целевое использование бюджетных средств и исключается использование бюджетных средств коммерческими банками на свои нужды.

Для создания такого документооборота полностью в электронном виде формируется общее информационное пространство, которое учитывает все особенности деятельности органов федерального казначейства.

У большинства российских и зарубежных компаний инструментами автоматизации казначейской деятельности являются электронные таблицы (MS Excel) или табличные базы данных (MS Access), нагруженные перекрестными связями и макросами, интегрированные с системами бухгалтерского учета, а также программами «банк — клиент».

Электронные таблицы применяются в компаниях, где казначейство не выделено как элемент организационно-функциональной структуры или недавно организовано, а также в качестве основного инструмента казначейского управления в небольших компаниях. Кроме того, они применяются в средних и крупных фирмах в качестве вспомогательного, связующего или консолидирующего инструмента.

Модели управления, построенные на базе электронных таблиц, являются отличным примером технического задания, демонстрирующего связи и расчеты казначейской модели, на базе которого в дальнейшем можно вести разработку специального программного обеспечения.

Необходимость полного или частичного перехода от электронных таблиц и баз данных к специализированной системе возникает, когда существующая система перестает справляться с поставленными задачами. Как правило, это происходит из-за увеличения объема казначейских операций, роста числа бизнес-единиц группы, количества и периодичности предоставляемой информации, повышения детализации отчетов, подаваемых руководству, кредиторам (в том числе банкам), государственным органам, инвесторам.

Наиболее часто применяемые в Казначействе РФ АИС:

  • АИС федерального бюджета «КАЗНА 2000».
  • АИС «Казна» для органов Федерального Казначейства России.
  • АИС «Налог 2 Москва» для Министерства РФ по налогам и сборам и УФНС по г. Москве.
  • АИС «Администратор поступлений».
  • ПК «PROБюджет» автоматизации функций организаций, исполняющих в соответствии с Бюджетным кодексом РФ полномочия получателя бюджетных средств и администратора доходов.

— Унифицированный функциональный комплекс главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, включая управление целевыми бюджетными фондами и создание унифицированных автоматизированных рабочих мест получателей бюджетных средств (УФК ГРБС-РБС и УАРМ ПБС).

  • Подсистема ведения реестра городских целевых программ (Реестр ГЦП).

  • Программный комплекс «Кольцо» для территориальных налоговых инспекций г. Москвы.
  • Система делопроизводства и документооборота «Садко» для муниципальных органов.

Целью проекта АИС «КАЗНА 2000» является разработка и внедрение в территориальных органах Федерального казначейства автоматизированной системы для поддержки производственных процессов в части кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Основным назначением системы является автоматизация следующих задач кассового обслуживания исполнения бюджетов:

  • учет и распределение поступлений в бюджетную систему РФ;
  • учет средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями, от приносящей доход деятельности в условиях функционирования единого казначейского счета;
  • учет поступлений таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности на счетах Управления федерального казначейства (УФК) по г. Москве.

АИС «Казна 2000» реализована в технологии «клиент-сервер» и состоит из интегрированного набора приложений, решающих отдельные задачи кассового обслуживания исполнения бюджетов. В качестве СУБД используется Oracle Database.

Рабочие места функционируют на платформе Microsoft Windows.

Успешное функционирование системы обеспечивает специально организованная для этой цели служба сопровождения и технического обслуживания. Служба работает в режиме поддержки «горячей линии» (телефон, факс и электронная почта), оказывая оперативные консультации по вопросам функционирования и настройки системы. Для решения проблем специалисты также осуществляют выезд на территорию клиента.

Ведется учет обращений и заявок пользователей на доработку системы.

Ее отличительной особенностью является то, что система разработана таким образом, чтобы обеспечивать оперативную обработку большого объема данных в многопользовательской среде. Скорость выполнения отдельных процедур и запросов критически важна для клиента, который работает в условиях жесткого временного регламента: поступления должны быть распределены и перечисления в бюджеты сформированы строго к определенному часу рабочего дня.

К примеру, ориентировочные объемы хранимой и обрабатываемой информации у самого крупного пользователя АИС «Казна 2000» — УФК по г.Москве: максимальное количество платежных документов, подлежащих обработке за день — около 230 000, общее количество платежных документов за год — более 28 млн. ежегодный прирост записей в базе данных, имеющих отношение к учетной информации — свыше 300 млн. записей или порядка 200 Гб. количество одновременно работающих в системе пользователей ограничено только вычислительной мощностью сервера и объемом оперативной памяти и в пиковые моменты составляет 120 и более активно работающих сеансов.

Среди разработок зарубежных производителей информационных систем в настоящее время существует более 50 специализированных программных продуктов и приложений:

1. CF/Cash and Treasury Master (разработчик XRT — Cerg).

2. SAP R/3, модуль Treasury (разработчик SAP AG).

3. System 10 (разработчик TietoEnator Financial Solutions).

4. Integra-T.com (разработчик Integrity Treasury Solutions plc).

5. Treasury Support Center (разработчик Nordic Financial Systems).

6. AvantGard (разработчик SunGuard Treasury Systems).

7. Quantum (разработчик SunGuard Treasury Systems).

8. Millennium (разработчик Richmond Software).

Основным ограничением для внедрения зарубежных программных продуктов является относительная дороговизна лицензии и поддержки (например, первоначальные затраты на закупку лицензий SAP R/3, в том числе и модуля «Казначейство», на 10 человек составляют около 35 тыс. долл. США, а периодические затраты на годовое обслуживание — около 6 тыс. долл. США).

Помимо этого определенные препятствия возникают обычно по причине архаичности систем «банк — клиент» многих российских банков, делающей невозможным обмен информацией с системой автоматизации казначейства (САК), а также из-за неподготовленности общей системы организации бизнеса большинства отечественных компаний (особенно в части организации закупок, логистики и организации системы продаж) для внедрения специализированной системы по управлению денежными средствами.

Качественных стандартизированных российских систем управления функциями казначейства в настоящий момент не существует. Некоторые разработчики предлагают программы, автоматизирующие лишь определенные функции казначейского управления. Примерами могут служить «Система финансового мониторинга» компании Ramax International (основная специализация — сбор оперативной информации об остатках денежных средств в банках для холдинга с большим количеством бизнес-единиц и обслуживающих банков), а также «1С:Бухгалтерия», которую при доработке и установке связей с системами «банк — клиент» можно использовать в качестве платежного календаря. Кроме того, существуют данные о том, что многие крупные российские компании размещали заказ на разработку и внедрение САК «под себя», однако информации об эффекте применения таких систем в открытом доступе недостаточно.

Стратегические направления развития казначейской системы определены в Проекте модернизации казначейской системы Российской Федерации. Целью Проекта является создание условий для полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств, эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доходы бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, а также субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, эффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства.

Достижение этой цели обеспечивается совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов, упорядочением правовой основы деятельности органов Федерального казначейства, организационным, материальным и техническим обеспечением органов ФК, а также развитием, полномасштабным внедрением и организацией эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов ФК, с учетом обеспечения безопасности информации.

В рамках модернизации казначейской системы к настоящему времени реализован комплекс мероприятий по развитию базовых условий для кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ, прежде всего его нормативной правовой основы, а также эффективной мобилизации и управления государственными финансовыми ресурсами на едином счете.

Критически важным фактором, определяющим возможность эффективного выполнения ФК своих правоприменительных функций, является организация высоконадежной, устойчивой связи между объектами органов ФК, а также комплекс мероприятий по обеспечению защиты передаваемой информации. В этой связи ФК продолжается построение современной распределенной ведомственной транспортной сети. При этом важно отметить, что Федеральное казначейство не строит собственную сеть передачи данных, а покупает эту услугу на телекоммуникационном рынке.

В то же время современные вычислительные комплексы требуют качественной инфраструктуры системы электроснабжения, информационных коммуникаций, кондиционирования, вентиляции, диспетчеризации и т.п., призванных обеспечить функционирование автоматизированной системы с заданными параметрами надежности и производительности. Кроме того, важнейшим показателем стабильности работы такой системы является ее комплексная безопасность. В этой связи проведены мероприятия по созданию систем инженерного обеспечения объектов территориальных органов ФК.

Автоматизация всех областей деятельности ФК, внедрение современных информационных технологий во все сферы управления и производственных отношений потребовали решения задач комплексного обеспечения информационной безопасности. В этой связи в органах ФК установлены прошедшие специальную проверку и специальные исследования средства вычислительной техники, а также другое оборудование, необходимое для решения задачи обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну.

С целью повышения эффективности работы органов казначейства разработан единый автоматизированный комплекс на основе типовых проектных решений, учитывающих не только объемные показатели (т.е. численность налогоплательщиков, собираемые на территории РФ налоги и сборы, число получателей средств из бюджета), но и развитие финансовой структуры и структуры средств связи в регионах, Существуют 2 схемы построения информационной технологии казначейства:

1) Сведение лицевых счетов получателей средств федерального бюджета. 2) Организация регионального рынка ценных бумаг государственного бюджета соответствующей структуры с формированием соответствующих органов такого рынка т.е, регистратора депозитария и расчетно-клирингового центра.

Условия функционирования реализуются в информационной системе казначейства в двух архитектурах: Терминальная архитектура — когда все операции осуществляются на центральном вычислительном комплексе высокой производительности в связи с удаленными терминалами.

Клиент-сервер — это работа с распределенной БД внутри локальной вычислительной сети, Так как федеральный бюджет состоит из доходной и расходной частей, то фактически существуют 2 вида электронного документооборота — по доходам и по расходам. Начиная с 1998 года в РФ действует концепция «информатизация деятельности Министерства Финансов», реализующая на федеральном уровне следующие технологические процессы: расчет вариантов проекта бюджета, учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета, расчет сумм пособий на детей по регионам, обработка и анализ статистической информации по промышленному комплексу легкой промышленности в сфере услуг и т.д.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/informatsionnyie-tehnologii-kaznacheystva/

1. Лесничная, И, Г. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие / И. Г, Лесничная, И. В. Мисинг, Ю. Д. Романова, В. И. Шестаков. — 2-е изд. -М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 544 с.

2. Балдин, К, В. Информационные системы в экономике: Учебник / К. В, Балдин, В, Б, Ухтин. — 4-е изд, — М,: НТК «Дашков и Ко», 2007. — 395 с,

3. Барановская, Т, П. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник / Т. П, Барановская, В, И. Лойко, М. И. Семенов, А. И. Трубилин; под ред, В. И. Лойко, — М.: Финансы и статистика, 2006, — 416 с,