Образы российского капитализма 1861-1917 гг

Эссе

на тему: «Образы российского капитализма 1861-1917 гг.»

Подготовила

Керимова Дина

106 группа.

Становление промышленного потенциала России имеет давнюю и богатую историю. Первые достаточно крупные шаги в направлении индустриализации страны относятся к 60-70-м годам XIX в. — времени активного проведения государственных реформ императором Александром II. За период 1861-1913 гг. страна демонстрирует промышленно-экономический рост, характеризующийся этапами как ускоренного, так и замедленного развития, вплоть до резкого снижения темпов производства и даже его стагнации.

В промышленном развитии пореформенной России можно выделить пять этапов. Первый представляет собой стартовый период широкого и активного становления фабрично-заводского производства и охватывает примерно 25-летний срок — с конца 50-х до начала 80-х годов XIX в. Второй этап, как первый шаг собственно индустриальной эпохи, начавшись примерно с 1885 г., завершился в 1900 г. В его рамках фабрично-заводская промышленность пережила небывалый подъем (1895-1899 гг.).

Промышленный рывок сменился кризисом 1901-1902 гг. и затяжной депрессией (1903-1908 гг.).

Это был третий этап. Четвертый характеризует экономический подъем 1909-1913 гг., прерванный первой мировой войной. Развитие промышленности в условиях военного времени составляет основу пятого этапа.

Реформирование Александром II основ государственного устройства империи: раскрепощение крестьян и создание земства, введение всеобщей воинской повинности, учреждение суда присяжных и судебных уставов и др. стимулировало развитие производительных сил, создало социально-экономические предпосылки для вступления страны на путь индустриализации.

Одной из характерных черт эпохи реформ был рост городского населения. Высокие выкупные платежи и подати за пользование землей ложились тяжелым бременем на крестьянские хозяйства. Многие из них разорялись. В поисках средств существования крестьяне потянулись в города и промышленные поселки, на фабрики, заводы, горнодобывающие производства и строительство железных дорог. Приток дешевой рабочей силы был одним из важнейших факторов капитализации страны.

В 60-е годы начинает интенсивно развиваться мануфактурное производство. В европейской части России, прежде всего в Москве и Подмосковье, Донбассе, Поволжье и Санкт-Петербургском регионе возводятся многочисленные фабрики и заводы. Наиболее интенсивно развивается металлургия. Центром горно-металлургического производства становится Урал. Из 290 тысяч тонн чугуна, полученного в России в 1865 г., 232 тысячи тонн выплавили уральские заводы, на них же была произведена 161 тысяча тонн железа и стали из 187 тысяч тонн, полученных в целом по стране. К началу 80-х годов наряду с продолжавшими развиваться кустарно-ремесленными промыслами все большую роль приобретает фабрично-заводское производство. Важной чертой его становления был постепенный переход от ручного труда к механизированному. Наибольшее развитие машинные технологии получили в обрабатывающих отраслях. Предприятия металлообрабатывающей промышленности, располагавшие 24,8 % всех двигателей и сконцентрировавшие 77,5 % всех рабочих, давали 86,3 % общего производства отрасли. Концентрация производства, рост единичных промышленных мощностей, увеличение численности рабочих, вытеснение ручного труда машинным и др. свидетельствовали об интенсивных процессах капитализации России, восходивших к 1861 г. — началу Александровских реформ страны

18 стр., 8641 слов

Организация управления производством на предприятии ОАО «Автосборочный ...

... курсовой работе является производственный менеджмент на предприятии - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Объектом исследования выступает организация ... службы и подразделения организации способствуют успешному управлению производством, обеспечивают его соответствующими ...

В процессе промышленно-экономического развития хозяйство страны столкнулось с рядом серьезных трудностей и противоречий. Быстро возраставшие объемы перевозок заводской продукции опережали транспортные возможности. Так, уральский металл и изделия из него отправлялись с уральских казенных заводов караванами барж в летне-осенний период по рекам Чусовой, Белой Каме и Волге и только потом перегружались в вагоны Уральской, Самаро-Златоустовской и других железных дорог. Большой дефицит в транспортных средствах испытывал и промышленный юг страны.

Задача быстрейшего создания железнодорожной сети выросла в крупнейшую общенациональную проблему. Развитие парового транспорта было поставлено во главу угла государственной политики, оно стало основой промышленно-экономической стратегии последнего 25-летия XIX в.

Большие капиталовложения обеспечили быстрое развитие железных дорог. Если в 1860 г. строительная длина железнодорожной сети России составляла 1626 км, то в 1870 г. она возросла до 10 731 км, в 1880 г. этот показатель достиг 22 865 км. Во время промышленного подъема 90-х годов ежегодно строилось более 2,5 тыс. км. С 1893 по 1902 г. вступило в действие 27 тыс. км железных дорог, а их общая протяженность превысила 55 тыс. км. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, которая в основном была закончена в начале XX века. Прорыв страны в железнодорожном строительстве дал мощный импульс росту производства в других отраслях промышленности. Потребность железнодорожной индустрии в металле, каменном угле и подвижном составе стимулировала развитие машиностроения, горного дела, металлургии, энергетики.

К началу XX столетия в Донбассе и Кривом Роге было введено в эксплуатацию 17 новых заводов, в том числе таких крупных, как Днепровский, Дружковский и металлургический Донецко-Юрьевского общества заводы. Тогда же на юге России были возведены Харьковский, Луганский и Николаевский механические заводы.

Важнейшим показателем развития промышленности, в первую очередь машиностроения, являлось использование на производстве паровых машин. С 1890 по 1900 г. суммарная мощность паровых двигателей увеличилась с 125,1 тыс. л.с. до 1294,5 тыс. л.с. В годы промышленного подъема возросла и концентрация производства. В 1894-1895 гг. крупные фабрики (свыше 100 рабочих) производили 70,8 % промышленной продукции. На них было занято 74 % всех фабрично-заводских рабочих. К 1903 г. этот показатель вырос до 76,6 % .

5 стр., 2288 слов

Развитие промышленности в России в ХІХ веке

... коллективной собственности. Причины их развития в России, как и в других странах, коренились в росте масштабов промышленного производства. Чем быстрее развивалась промышленность, тем сложнее становилось одному ... и т.д. Внутренний спрос на продукцию тяжелой промышленности в России еще не сформировался. Крупные промышленные предприятия в отраслях тяжелой индустрии сильно зависели от казенных заказов. ...

Бурное развитие в конце XIX в. промышленности и железнодорожного строительства вызвали быстрый рост численности рабочих в стране.

Кроме роста численности рабочего класса в процессе индустриального развития России интенсифицировалось использование трудовых ресурсов, возрастала эксплуатация промышленного пролетариата. Согласно закону от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» продолжительность дневных смен для взрослых мужчин была установлена в 11,5 часа, ночных смен — в 10 часов. Такая же продолжительность рабочего времени была установлена и для тяжелых работ (горячие цеха, ручное перемещение грузов и т.д.).

Отличались лишь размеры заработных ставок.

Широко использовался на производстве женский и подростковый труд: его оплата была более низкой.

Женщины получали в среднем половину, а подростки — одну треть мужского заработка. Рабочий день детей от 12 до 15 лет составлял 8 часов с перерывом или 6 часов без него. Если до 1890 г. женщинам и подросткам запрещалось работать в ночные смены, в воскресные и праздничные дни, то после принятия специального закона от 24 апреля 1890 г. эти ограничения были сняты.

Помимо больших и дешевых трудовых ресурсов, использование которых законодательно регламентировалось крайне слабо, форсированному промышленному развитию России в конце XIX в. содействовали: использование производственно-экономического опыта зарубежных стран, высокая обеспеченность природно-энергетическими ресурсами, активное инвестирование производства западными государствами (доля иностранного капитала в российской промышленности составляла около 47 %), финансирование государством промышленного строительства, целевые иностранные займы. Важным фактором индустриализации являлась ее поддержка и протекционизм со стороны политической, промышленной и научной элиты империи.

В то же время промышленное строительство России испытывало и немалые трудности, в том числе: недостаточное развитие внутреннего рынка, нехватка научно-инженерных кадров, земельно-патриархальный менталитет населения, отрицательное отношение к индустриализации крупных землевладельцев. В недрах индустриального рывка страны в конце XIX столетия, скрытно зрели предпосылки к возникновению глубокого промышленно-экономического кризиса в начале XX в., переросшего в затяжную депрессию 1903-1908 гг.

Отрицательное влияние на промышленное развитие страны оказывали фундаментальные противоречия между развивавшимся капитализмом и сохранявшимся феодально-помещичьим жизнеустройством, прежде всего интересами крупных землевладельцев. Разразившийся в 1900 г. экономический кризис в России был частью мирового промышленного кризиса. Это лишь усугубляло ситуацию. Стало намного труднее получать заграничные займы, снизились активность и объемы товарооборота. Сокращение поставок зарубежной техники вызвало резкое увеличение расходов на ее ремонт. В результате затраты на поддержание оборудования в работоспособном состоянии росли быстрее, чем расходы на его закупку. Возникшее было в 1903 г. экономическое оживление рухнуло под влиянием русско-японской войны, и страна на несколько лет впала в состояние, близкое к стагнации.

3 стр., 1062 слов

Российская автомобильная промышленность: особенности развития ...

... стране. Именно этими обстоятельствами определяется актуальность темы исследования данной дипломной работы. Она посвящена изучению факторов роста и путей развития автомобильной промышленности РФ, поскольку отрасль нуждается в инвестициях для модернизации производства и выпуска продукции, ...

Численность промышленных объектов ведущих отраслей производства в 1913 г. была следующей: металлургия — 255, из них 27 наиболее крупных заводов располагались на юге; угольная промышленность — 568; нефтедобыча — 170 и нефтепереработка — 54; металлообработка — 1800; хлопчатобумажное производство — 840 фабрик и более 210 тыс. ткацких станков.

В годы предвоенного подъема наиболее интенсивно развивались нефтедобыча и нефтепереработка, цветная металлургия, станкостроение, промышленное и жилищно-коммунальное строительство, отдельные подотрасли химического производства. Успехи энергетики и угольной промышленности были не столь значительны. Черная же металлургия вообще так и не смогла полностью преодолеть последствия кризиса.

Наряду со строительством крупных фабрик и заводов как объективной тенденцией индустриализации России в балансе производственных мощностей заметное место занимали малые и средние промышленные предприятия. В 1913 г. насчитывалось до 150 тыс. мелких производств, на которых было занято более 800 тыс. рабочих. Объем изготовлявшейся на них продукции в стоимостном исчислении превышал 700 млн. руб. По-прежнему, как и в XIX в., в различных регионах страны функционировали кустарные промыслы. Накануне Первой мировой войны на них трудилось около 600 тыс. ремесленников и более 4 млн. «сезонных» крестьян.

Оценивая в целом итоги промышленного рывка конца XIX в., кризиса начала XX столетия и нового экономического подъема в канун Первой мировой войны, необходимо констатировать, что за период 1890-1913 гг. объем продукции тяжелой промышленности вырос в 7 раз и ее удельный вес в крупнокапиталистическом производстве достиг 43 %. Быстрыми темпами росла и легкая промышленность: в 7 раз увеличилась переработка хлопка, в 4 раза — производство сахара и т.д.

Пореформенная Россия, приступившая к индустриализации намного позже мировых промышленных лидеров, демонстрировала, во-первых, более высокие темпы развития, чем США и страны Западной Европы, а во-вторых, опережающий рост тяжелой промышленности. При увеличении производства в стране всей промышленной продукции с 1890 по 1900 гг. в 2 раза производство продукции тяжелой промышленности возросло в 2,8 раза, а легкой — в 1,6 раза. В 1909-1913 гг. среднегодовой рост промышленной продукции составил 8,8 %: в отраслях, производящих средства производства, 13 %, предметы народного потребления — 6,2 %.

Несмотря на технико-экономический подъем, Россия не смогла достичь паритета со странами Запада по абсолютным показателям промышленного роста. Увеличив к началу XX в. более чем в 2,5 раза добычу угля, страна тем не менее добывала угля в 20 раз меньше, чем США, в 14 раз меньше, чем Англия, в 6 раз меньше, чем Германия, в 6 раз меньше, чем Франция. В 1900 г. в России производилось в расчете на одного жителя почти в 4 раза меньше чугуна, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в США, в 13 раз меньше, чем в Англии. В 1913 г. в России на душу населения вырабатывалось 13 кВт*ч электроэнергии, а в США — 236 кВт*ч.

7 стр., 3490 слов

Особенности лесной промышленности в россии – Лесная промышленность

... Соломбальский, Новодвинский, Котласский, Сыктывкарский ЦБК). Крупное производство налажено в Пермской и Свердловской областях, в Волго-Вятском районе. Проблемы и перспективы лесной промышленности России Лесная промышленность России имеет большие перспективы развития. Но ...

Промышленное развитие России в годы Первой мировой войны характеризовалось перетоком капиталов в военное производство. Стали быстро развиваться те области промышленности, которые работали на нужды обороны и оснащение армии: сборка самолетов и наземной самоходной техники, производство стрелкового оружия и боеприпасов, изготовление взрывчатых веществ и средств химзащиты, механизация пошивочно-кожевенных производств по изготовлению военной амуниции и обмундирования и т.д.

Одновременно началось сокращение и замедление развития общей производственной базы — основы индустриализации страны. В наибольшей степени кризисные процессы проявились в горнодобывающих отраслях. Добыча железной руды снизилась с 9,14 млн. т в 1913 г. до 5,4 млн. т в 1916 г. Топливный «голод» (добыча каменного угля в 1916 г. возросла лишь на 18,6 % по сравнению с 1913 г.) вызвал трудности на железнодорожном транспорте и обусловил сокращение более чем на 30 % объемов проката черных металлов. Производство кокса снизилось с 4,4 млн. т в 1913 г. до 3,7 млн. т в 1916 г. Для чугуна эти цифры составили 4,2 млн. т (1913 г.) и 3,7 млн. т (1916 г.).

Для железа и стали — 4,2 млн. т (1913 г.) и 3,3 млн. т (1916 г.).

Глубокий кризис охватил строительную индустрию. Резко ухудшилось положение дел в легкой промышленности: упал объем производства, сократился ассортимент продукции, снизилось качество товаров.

В 1914-1916 гг. наблюдается устойчивое падение производительности труда — важнейшего обобщающего показателя состояния дел в экономике и на производстве. Промышленность и хозяйство в целом оказались в ситуации, аналогичной той, которая сложилась в период системного кризиса в начале столетия. Кризис 1916-1917 гг. способствовал и стал прологом последовавшего за ним хозяйственно-экономического крушения страны в 1918-1921 гг.

Оценивая в целом итоги индустриального развития страны в период до 1917 г., можно констатировать следующее. Российская империя отставала от наиболее промышленно развитых стран Запада, но ее никак нельзя считать отсталой, поскольку она входила в группу индустриальных государств-лидеров. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 1913 г. Россия по производству всей промышленной продукции занимала в мире пятое место, а в Европе — четвертое, по добыче угля — соответственно шестое и пятое, нефти второе и первое, торфа — первое и первое, по выплавке чугуна — пятое и четвертое, стали — пятое и четвертое, по совокупному показателю машиностроения — четвертое и третье места.

Промышленный потенциал дореволюционной России был по большей части утрачен в период Гражданской войны и интервенции капиталистических государств против Советской России (1917-1921), восстановлен к 1926 г. и приумножен в годы предвоенных пятилеток вошедших в историю как эпоха индустриализации страны.

развитие промышленность капитализм россия

Список литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/esse/torgovo-promyishlennaya-politika-tsarizma/

1. Соловьева А.М. Развитие паровой энергетики в промышленности России в XIX в. / История СССР. 1978.

2. Ильин В.С. Промышленное развитие России от конца XIX в. и до начала сталинского «великого перелома» / В кн. Сборник научных трудов кафедры «История России» Российского университета дружбы народов.

11 стр., 5346 слов

Промышленность России и её особенности в период с середины XIX до начала XX века

... развитие промышленности. Целью работы является анализ развития промышленности страны в два переломных периода: промышленного переворота и индустриализации, сравнение темпов развития промышленности ... промышленности России ... историю данной проблемы, чтобы не повторять сделанных когда-то ошибок. Анализ опыта прошлого может позволить по-иному взглянуть на проблемы промышленности в нынешний период, ...