Российская автомобильная промышленность: особенности развития и дальнейшие перспективы

Дипломная работа

Автомобильная промышленность — ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации.

Автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.

Автомобилестроение во многих промышленно развитых странах занимает лидирующие позиции в производстве ВВП и влияет на экономическое и социальное развитие общества. Оно стимулирует развитие межотраслевых взаимоотношений, обеспечивает занятость населения, повышает товарооборот, осуществляет отчисления в государственный бюджет. Автомобильная промышленность оказывает существенное воздействие на уровень экономического роста национальной экономики. Это в полной мере можно отнести и к нашей стране.

Именно этими обстоятельствами определяется актуальность темы исследования данной дипломной работы. Она посвящена изучению факторов роста и путей развития автомобильной промышленности РФ, поскольку отрасль нуждается в инвестициях для модернизации производства и выпуска продукции, способной конкурировать с иностранными автопроизводителями.

Степень разработанности проблем современного автомобилестроения и в частности российского на сегодняшний день высока. Поскольку национальная автомобильная промышленность, в частности легковая, сегодня находится под угрозой исчезновения, варианты решения проблем широко обсуждаются и предлагаются со стороны государства, автопроизводителей, а также экспертов, экономистов, аналитиков. Однако для решения этих задач необходима государственная политика, направленная на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, на защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Целью настоящей работы является исследование перспектив развития отечественного автомобилестроения.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

  • проанализировать современные тенденции развития автомобильной промышленности
  • определить основные направления государственной политики в области автомобилестроения;
  • выделить факторы роста конкурентоспособности российского автомобилестроения;
  • рассмотреть и оценить структуру российского легкового автомобильного парка;
  • рассмотреть автомобильную промышленность и автопарк Республики Башкортостан.

Дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

2 стр., 968 слов

Система управления промышленностью в ЛО. РАНХиГС. российская ...

... полного перечня решаемых задач признано нецелесообразным в рамках рассмотрения темы данной курсовой работы. 1. Система государственного управления промышленностью Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество ...

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, предмет, объект.

В первой главе исследуются характерные особенности российской автомобильной промышленности, современные тенденции развития отрасли в разных сегментах автомобильного транспорта, а также проведён анализ государственной политики в области автомобилестроения, и перспектив развития российской автомобильной промышленности при вступлении в ВТО.

Во второй главе исследуются вопросы конкурентоспособности российского автомобилестроения, в сравнении с общемировым опытом в этой отрасли, пути повышения конкурентоспособности в производстве автокомпонентов, а также факторы роста конкурентоспособности. Отдельный параграф посвящён особенностям инвестиционного сотрудничества в российской автомобильной промышленности.

В третьей главе охарактеризованы общие тенденции изменения автомобильного парка РФ, доли парка легковых автомобилей по производителям, структура автопарка по возрасту автомобилей, распределение автопарка по федеральным округам и регионам. Также проанализирована структура спроса и предложения на рынке.

В четвёртой главе рассмотрены предприятия, связанные с автомобилестроением в Республике Башкортостан, направление их деятельности. Дана общая структура автопарка Республики Башкортостан, структура легкового автопарка республики, произведён анализ деятельности ООО «Уфа – АВТОВАЗ».

Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, графиками, диаграммами, приложением.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РФ

Автомобильная промышленность — ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. Во многих странах автомобилестроение является стратегическим сектором экономики, представляющим наряду со смежными и вспомогательными отраслями значительную часть национальной промышленности, обеспечивающим занятость населения и реализующим технологические возможности страны. В Германии, например продукция автомобильной промышленности, составляет около 13,5% общего объема промышленного производства, а в Канаде на автомобили и их комплектующие приходится 30% экспорта

В России доля автомобильной промышленности в ВВП невелика — всего 2% по сравнению с 10% в развитых странах. В мировом производстве автомобилей РФ также занимает пока весьма скромное место, ее доля в мировом производстве автомобилей достигает всего 2,6%. Весь объем производства легковых автомобилей в РФ — лишь чуть более 15% выпуска одного только лидера мирового автомобилестроения — компании «General Motors» [2. С.76].

50 стр., 24791 слов

Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность стран СНГ (кроме России)

... промышленности. В 80-е годы 19-го века промышленное нефтяное производство существовало только в США и России. В 1879 году в России появилось нефтяное предприятие братьев Нобелей, которое сыграло исключительную роль в развитии нефтяной промышленности России. ... показателем в США, а экспорт нефтепродуктов составлял треть от экспорта США. Российский керосин стал составлять в Европе конкуренцию продукции ...

Автомобильная промышленность по объему производства, а также по стоимости основных фондов является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.

Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ” и АО “ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти), АО “КамАЗ” (Набережные Челны).

Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы [4. С. 35].

Автомобильная промышленность, одна из важнейших отраслей экономики России, дает 31% продукции отечественного машиностроения и потребляет 35% производимой в стране стали, 75% резины. С точки зрения налоговых сборов является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. На долю автомобильной индустрии приходится 2,5% валового внутреннего продукта России и свыше 4% доходов государственного бюджета [12. С. 3].

Отрасль играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Непосредственно в производстве автомобилей занято около 650 тыс. человек. Еще до 5 млн. человек работают в смежных отраслях, поставляющих на автомобильные заводы комплектующие, полуфабрикаты и сырье. Всего, вместе с семьями, это составляет примерно 15—16 млн. человек.

Промышленность опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.

Функционирование автомобильной промышленности — индикатор способности страны обеспечивать экономический рост и развивать конкурентоспособную рыночную экономику. В России эта отрасль пока медленно развивается под грузом накопившихся проблем, и, прежде всего речь здесь идет о низкой конкурентоспособности российских автомобилей, что является следствием долгой закрытости данного сектора экономики от импорта продукции крупнейших мировых компаний [2. С.77].

Роль автомобильной промышленности в развитии современной цивилизации хорошо известна. Она состоит не только в том, что автомобиль предопределяет образ жизни значительной части населения планеты, но главным образом, в том, что на протяжении нескольких десятилетий автомобильная промышленность являлась локомотивом развития всех наиболее развитых в экономическом отношении государств.

22 стр., 10938 слов

Нефтедобывающие базы России География нефтяной промышленности

... Исследовать основные тенденции и направления развития Российской нефтяной промышленности. Глава 1. Экономико-географическая характеристика нефтедобывающих баз России 1.1. История становления нефтяной промышленности в России В России добыча нефти началась ... Советскому Союзу, потому что в обмен на поставки дешевой нефти, СССР закупал промышленную продукцию по завышенным ценам.С 1970-х годов СССР начал ...