, происходит актуализация

Дипломная работа

Актуальной задачей современной школы является развитие речи учащихся. Работа над формированием речевых умений — это одно из основных направлений деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников.

Этой проблеме всегда уделялось большое внимание. В настоящее время выявлены психолого—педагогические особенности формирования связной устной и письменной речи, установлены общие направления развития, определены пути формирования языковой компетенции учащихся. Эта проблема привлекает внимание многих ученых. Об этом свидетельствуют научные исследования В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, современных белорусских ученых: А.В. Верниковской, Е.С. Грабчиковой, Е.М. Катоновой. Но, несмотря на постоянно повышенный

У

П интерес к проблеме, уровень развития речи у учащихся недостаточен. Поэтому

БГ огромное значение приобретает методически правильно организованная работа по развитию речи. Хорошо спланированный урок русской литературы, на мой взгляд, — одна из форм организации такой работы.

Й

«Русская литература» – это именно тот учебный предмет, который

РИ

позволит учителю организовать свою педагогическую деятельность так, что она будет реализовывать определенное специально подобранное или разработанное

ТО

содержание посредством использования различных интенсивных методов и

ЗИ

образовательных технологий и будет направлена на повышение уровня развития речи учащихся.

О

Задача этого предмета состоит в приобщении младших школьников к

П

миру искусства слова, в обучении правильному, осознанному, выразительному

РЕ

чтению, в развитии связной выразительной речи учащихся [7, с.7].

На материале чтения расширяется и обогащается словарный запас учащихся, формируются умения связного изложения мыслей, усваивается литературная языковая норма, развивается культура речи, культура общения с учителем и сверстниками [7, с.9].

Сегодня мы можем утверждать, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Е.М. Катонова в своих статьях указывает, что по отдельности невозможно формировать и развивать языковые, речевые и мыслительные особенности человека. В противном случае высокие результаты в развитии речи у учащихся достигнуты не будут [8, с.13].

Актуальность проблемы повышения уровня речевого развития младших школьников, доказанная исследователями результативность использования технологии развития критического мышления в обучении младших школьников, но недостаточная разработанность данной проблемы на практике обусловила мой выбор темы квалификационной работы.

48 стр., 23940 слов

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших ...

... формирования коммуникативных универсальных учебных действий, определить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Изучить современное состояние проблемы использования групповой формы работы на уроках ...

Технология позволяет развивать речь учащихся. Дети самостоятельно научаются размышлять, четко и обоснованно выражать свои мысли, а это ведет к повышению уровня речевых навыков, необходимых для свободного использования языка в устной речи.

Учитывая актуальность данной темы, в своей работе выдвинула следующую цель: теоретически обосновать и представить педагогические условия для развития речи младших школьников на уроках русской литературы через использование технологии развития критического мышления.

Для достижения этой цели необходимо решить следующиезадачи:

1. Теоретически обосновать возможность применения технологии критического мышления в развитии речи младших школьников.

У

2. Подобрать и систематизировать наиболее действенные методы и

П приёмы ТРКМ для уроков русской литературы, направленные на обеспечение

БГ развития речи младших школьников.

3. Выявить уровень развития речи у учащихся третьегокласса.

Апробировать использование методов и приемов ТРКМ на уроках

Й

4. русской литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myishleniya-v-nachalnoy-shkole/

РИ

5. Экспериментально обосновать эффективность

ТО

использованияметодов и приемов ТРКМ в развитии речи младших школьников.

В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза: использование

ЗИ

технологии развития критического мышления на уроках русской литературы способствует развитию речи младших школьников и активизации речевой

О

деятельности в целом.

П

Объектом исследования является процесс развития речи младших

РЕ

школьников.

Предмет исследования: содержание и методы технологии развития критического мышления на уроках русской литературы как средства развития речи младших школьников.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myishleniya-v-nachalnoy-shkole/

  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий);
  • сбор и анализ диагностических данных;
  • наблюдение за деятельностью учащихся;
  • моделирование содержания работы на уроках русской литературы;
  • математический анализ статистических данных;
  • рефлексия опыта собственной педагогической деятельности.

ГЛАВА1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1 Понятие «критическое мышление»

Технология развития критического мышления изначально разработана американскими учеными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни Стиллом для реформы образования в Словакии. В своей работе они сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практический опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира образовательные модели.

В 1997 году данная технология появилась в российском образовании. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами,

5 стр., 2499 слов

Ключевые показатели и критерии отбора технологий в перечень критических ...

... года № 899 “Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации” (ред. от 16.12.2015). не ... позволяющие однозначно отнести технологию к критической. Поэтому непонятно о формировании Перечня каких технологий идет речь. В Перечне помимо критических присутствуют “базовые” технологии, что еще более ...

У

П получил название «Чтение и письмо для развития критического мышления».

БГ Совместная работа разработчиков технологии с педагогами-практиками и российскими учеными позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики. Подробно рассмотрев дидактические, психологические

Й и философские основы предложенного подхода, дополнив практическую часть

РИ

проекта, обогатив ее новыми приемами, ученые создали модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критиче ТО

ского мышления».

В основе ТРКМ были положены идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом

ЗИ

сотрудничестве учащегося и учителя, о необходимости развития у учащихся

О

аналитически-творческого подхода к любому материалу, а также теория

П

осмысленного обучения Л.С. Выготского: «… всякое размышление есть

РЕ

результат внутреннего спора, так как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [3, с. 21].

Процесс обучения учащихся действиям критического мышления предполагает овладение умениями применять в спорах аргументы, смотреть на старые предметы или идеи с новой точки зрения, отличать настоящие факты от предположений, проводить разграничение между собственным обоснованным оценочным суждением и собственной обоснованной оценкой, выявлять причинно-следственные связи, обнаруживать в них ошибки и находить варианты их устранения. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает процесс обучения в процесс продвижения от незнания к знаниям, а это и есть совместный и интересный урок.

Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим технологиям, ориентированным на развитие ученика, его способностей, в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами — дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология даёт возможность ученику овладеть разнообразными способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, умением аргументированно вести дискуссию, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы.

Данная технология развития критического мышления позволяет создавать

У условия для вариативности, индивидуализации и дифференциации учебного

П процесса.

БГ

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения понятия «критическое мышление».

С одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим,так как

Й предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны,объединяет

РИ

понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое

ТО

мышление», «творческое мышление».Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж.

ЗИ

Брунер, JI. С. Выготский,в профессиональном языке педагогов-практиков его стали употреблять сравнительно недавно [4, с.9].

10 стр., 4709 слов

Развитие технологий

... и образуют сферу инновационной деятельности. 1. Тенденция развития технологий - основы инновационного менеджмента 1.1 Понятие и история технологии Технология и технологический процесс - одни из основных ... Отражение их временных тенденций позволяет осуществлять прогнозирование направлений и темпов развития технологий и производства. Это направление в науке получило название - технодинамика. ...

О

Дж. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное

П

мышление, это поиск здравого смысла: «как рассудитьобъективно и поступить

РЕ

логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем» [2, с.].

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата» [6, с. 56].

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее правил и догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе.[9, с.16]

Критическое мьшление стремится к убедительной аргументации. Этим оно ценно. Мыслящий человек постоянно пытается находить собственное решение проблемы, подкрепляет это решение обоснованными доводами. Он же понимает и осознает, что возможны совсем иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение является более рациональным прочих.

У

Критическое мышление будет являться социальным мышлением, когда

П учащиеся спорят, читают, обмениваются мнениями, возражают — этим они

БГ уточняют и углубляют свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие по технологии развития критического мышления, всегда стараются использовать на уроках всевозможные виды парной и групповой

Й работы, а также различные виды письменных работ и этим способствуют

РИ

выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями

ТО

(терпимости, умения слушать других, ответственность за собственную точку зрения).

ЗИ

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов [9, с.16]:

О

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

П

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом

РЕ

критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Таким образом, критическое мышление — этооткрытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт; это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений, отправная точка для развития творческого мышления.

18 стр., 8845 слов

Критическое мышление материал

... технологии развития критического мышления. Предлагаемый реферат состоит из введения, 2 глав: в первой главе мы рассматриваем понятие «педагогическая технология» и технологию развития критического мышления ... Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления ... индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать ...

1.2 Сущность технологии развития критического мышления

ТРКМ является личностно—ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

В этой технологии очень важна идея ценности личности, и создание среды,благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя).

С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, только между учениками.

Технология является социально—ориентированной. Весь учебный

У процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением

П и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

БГ

Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать

Й взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные

РИ

стороны явлений и т.д.).

Это очень важно, так как задача школы дать не просто эмпирические знания, а подготовить к реальной жизни.

ТО

Сущность технологии

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного

ЗИ

слова выбросить нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, отсюда следует, необходимо

О

научить школьников продуктивному чтению, в процессе которого информация

П

подвергается анализу. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о

РЕ

тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

1. Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

2. Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

3. Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

4. Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

1.3 Технологические этапы ТРКМ

ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем — предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

В технологии развития критического мышления посредством чтения существует 3 основных стадии (таблица 1.1), которые соответствуют трем компонентам обучения, выделенным Ж. Пиаже и его последователями: вызов, осмысление, рефлексия. Эти термины были выведены Джинни Стил и Куртом Меридитом [5, с.14]. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... информатики. Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике, в том числе направленного на развитие творческих способностей слабослышащих школьников, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них при обучении слабослышащих школьников наиболее ...

У информацией, а потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные

П знания, и как ты их сможешь применить.

БГ

Технологические этапы

Й І стадия ІІ стадия ІІІ стадия

РИ

Вызов: Осмысление содержания: Рефлексия:

  • имеющиеся знания;
  • получение новой
  • размышление,

ТО

  • интерес к получению информации;
  • рождение новогознания;
  • новой информации;
  • корректировка
  • постановка учеником

ЗИ

  • постановка учеником учеником новых целейобучения собственных целей поставленныхцелей обучения обучения

О

П

Таблица 1.1 Технологические этапы

РЕ

Первая стадия – вызов (побуждение)

На этой стадии определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать или что нужно узнать, и для чего это нужно знать.

Стадия вызова включает:

  • актуализацию и обобщение имеющихся знаний по теме;
  • пробуждение устойчивого интереса к получению новой информации;
  • постановку учеником собственных целей обучения.

В процессе реализации фазы вызова контролирую выполнение следующих условий:

1. Учащиеся должны иметь возможность свободно высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе и учителю, и учащимся надо помнить о том, что нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3.Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

На этом этапе работы всегда стараюсь стимулировать учащихся к воспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме,способствую их

У активности в учебном процессе, бесконфликтному обмену мнениями в группах,

П фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.

БГ

В случае успешной реализации стадии вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе урока.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов)

Й

На этой стадии идет поиск ответов на вопросы, поставленных в начале

РИ

урока. Учащийся больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если

ТО

что-то непонятно, то у него есть возможность обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность

ЗИ

познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

О

Стадия осмысления включает:

П

  • получение новой информации;

РЕ

13 стр., 6088 слов

Работа со словарями на х русского языка как средство развития речи школьников

... является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы. Предмет исследования - работа со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников. Глава 1.Теоритеские основы, .1 Развитие речи учеников школьников на уроках русского языка Основной задачей ...

  • корректировку учеником поставленных целей;
  • непосредственный контакт с новой информацией.

На этой стадии урока ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей учащийся осуществляет поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения, которые появились перед ним на стадии вызова. Этот этап по—другому можно назвать смысловой стадией.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания. Важный момент — получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на стадии вызова учащиеся определили направление своего познания, то моя задача, как учителя, в процессе объяснения расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной.

Третья стадия – размышление (рефлексия)

На этой стадии появляется возможность выяснить, на сколько ребенок понял тему. Задаю как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, производят отбор информации наиболее значимой для реализации поставленных индивидуальных целей, выражают мысли и новые идеи своими словами и пытаются самостоятельно выстраивать причинноследственные связи.Происходит осмысление, обобщение и присвоение полученной на уроке информации, далее следует выработка собственного

У отношения к изучаемому материалу и выявление еще непознанного.

П

Стадия рефлексии включает:

БГ

  • размышление, рождение новых знаний (мысли, возникшие в сознании

на стадии осмысления, структурируются);

  • постановку новых целей обучения;

Й

  • формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

РИ

Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны

ТО

присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее

ЗИ

осмыслением и принятием решения.

О

П

РЕ

ГЛАВА 2

ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

2.1 Состояние развития речи у учащихся класса

Для эффективной организации работы по обеспечению развития речи младших школьников необходимо выявить уровень сформированности связной речи учащихся, провести количественный и качественный анализ полученных данных. На основе анализа полученных данных подобрать и систематизировать наиболее действенные методы и приёмы ТРКМ для уроков русской литературы, направленные на обеспечение развития речи младших школьников. Поэтому в 2014/2015 учебном году была проведена диагностика

14 стр., 6949 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии

... развития критического мышления 3. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах) 4. Произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления. 5. Апробировать технологию развития критического мышления учащихся ... как определяющие уровень образованности выпускника ...

У

П речевого развития по направлениям: грамматический строй речи, активный

БГ словарь, связная речь. Полученные данные были занесены в мониторинг речевого развития (Приложение А).

Проанализировав результаты диагностики речевого развития школьников

Й за 2014/2015 учебный год можно сделать вывод, что речевое развитие по

РИ

направлениям (грамматический строй речи, активный словарь, связная речь) не однородно.

ТО

Достаточный

ЗИ

100% 6,7 10

26,6

О

80% Средний

П

63,3

60% 70

РЕ

66,8

40%

Низкий

20% 30 20

6,6

0%

Связная речь Словарный запасГрамматический строй речи

Рис. 2. 1 Уровень развития речи учащихся в 2014/2015 учебном году

Учащиеся, имеющие высокий уровень развития речи, рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на определенную тему, последовательно передают мысли, используя составные конструкции предложений. В их словаре преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и абстрактные понятия.

Развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики доступны учащимся со средним уровнем. Они могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях. Однако при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий возникают трудности использования лексикограмматических средств (качественная неполноценность словарного запаса).

Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной логичностью.

Учащиеся, имеющие низкий уровень речевого развития в самостоятельных высказываниях допускают ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу. В их словаре преобладают слова, обозначающие

У конкретные предметы и действия, но недостаточно количество абстрактных

П понятий. Грамматическое оформление устных высказываний также

БГ характеризуется наличием специфических ошибок. Это затрудняет расширение словарного запаса и подбор однокоренных слов. Их ошибки носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный

Й и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно. Это

РИ

свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя

ТО

находится на уровне, приближающемся к норме.

Следовательно, одним из важных направлений работы на данном этапе

ЗИ

является подбор и систематизация наиболее эффективных и действенных методов и приёмов ТРКМ для уроков русской литературы, направленных на

О

обеспечение развития речи младших школьников.

П

РЕ 2.2 Практические методы и приёмы развития речи учащихс я на

основе технологии развития критического мышления

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, стратегии и приемы в пошаговой реализации каждого этапа урока, которые ведут к повышению уровня развития речи. Существуют конкретные методические приемы для работы на этапе вызова, осмысления и размышления, которые раскрывают творческий потенциал учащегося, помогают избежать подхода, когда учитель и изучаемый предмет ставятся над коллективом учащихся, создаются условия для приобретения знаний (Приложение Б).

14 стр., 6672 слов

Развитие творческих способностей учащихся на х технологии

... является, в которой автор работы работает учителем технологии. Объект исследования : развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. Цель работы : анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии. Для достижения поставленной цели ...

На стадии вызова для активизации речевой деятельности и совершенствования речевой культуры считаю целесообразным применение таких методов и приемов:

1) «Корзина идей». На доске прикрепляется изображение корзины,

У каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь в течение 1-2 минут все, что

П знает по теме (все ассоциации), далее в парах или группах происходит обмен

БГ информацией, после этого каждая группа озвучивает одно сведение или факт, все помещаются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки

Й исправляются по мере освоения новой информации.

РИ

2) «Мозговой штурм» проводится с целью выяснения того, что дети знают по данной теме и активизации имеющихся знаний (набрасывание идей,

ТО

предположений по теме).

3) «Верные и неверные утверждения». Предлагаю учащимся ряд

ЗИ

утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения. На стадии рефлексии осуществляется проверка.

О

4) «Ролевая игра». С целью заинтересовать учащихся, удивить

П

проводится инсценировка.

РЕ

5) «Лови ошибку». Учащимся предлагается текст, содержащий ошибочную информацию, им необходимо выявить ошибки.

В своей педагогической деятельности на этапе осмысления использую следующие приемы и методы:

1) Работая с текстом, детям очень нравится прием «чтение с остановками». Они имеют возможность прогнозировать, проявить свои творческие способности. Этот прием позволяет подвести учащихся к авторскому замыслу. Текст заранее делится на части (остановок не должно быть более 5).

2) Чтение с пометками «Инсерт». Дети самостоятельно читают текст и делают пометки на полях:«v» уже знаю,«+»-это новое, « — » думал иначе, «! » это меня удивило, заинтересовало, «?» хотел бы узнать поподробнее. Затем учащиеся систематизируют материал, расположив его в соответствии со своими пометками в таблицу (Приложение В).

3) Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал». До первичного знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первую и вторую графу таблицы «Знаю», «Хочу узнать». Во время работы с текстом или в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». На стадии рефлексии сопоставляют содержание граф. Дополнительно можно предложить детям еще одну графу – «Что осталось не раскрыто».

4) «Сюжетная таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?»». Уже на этапе первичного знакомства с текстом ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на который, он сможет воссоздать сюжет.

5) «Ромашка Блума». Она состоит из шести лепестков, каждый из

У которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков

П — шесть вопросов: простые, уточняющие, объясняющие, творческие,

БГ оценочные, практические (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

6) «Толстый и тонкий вопросы». «Тонкий вопрос» требует фактического ответа, а «толстый вопрос» требует развернутого,

Й обстоятельного. В период знакомства с этим приемом учащимся можно

РИ

предложить таблицу, с помощью которой легко ставить вопросы

ТО

(ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Метод используется при организации взаимоопроса, в парной и групповой работе.

ЗИ

7) «Двухчастный дневник». Страница делится на две части: слева записывают что понравилось, запомнилось, справа – почему, какие ассоциации

О

возникают.

П

8) «Кластер—гроздь винограда». Данный прием использую

РЕ

непосредственно при работе с текстом, он заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении в виде грозди. Работу с учащимися строю в такой последовательности: сначала учащиеся высказывают идеи, затем систематизируем их, оформляем в кластер, пытаемся находить взаимосвязимежду ветвями. Главное, чтобы учащиеся не боялись записывать все, что приходит на ум, давали волю воображению (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

9) «Перепутанные логические цепи». Предлагаю ученикам перепутанные отрывки из текста, события,цитаты, которые необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

10) «Зигзаг». На первом этапе работы текст разбивается на смысловые отрывки и учащиеся делятся на группы, на втором этапе один человек из группы попадает в группу экспертов (в ней каждый выполняет свое задание), остальные группы работают по предложенным заданиям. По завершению работы каждый из группы экспертов возвращается в исходную группу. Эксперт знакомит членов своей группы с полученными результатами, а слушатели вносят дополнения, отвечают на вопросы. Так проходит взаимообучение.

11) «Продвинутая лекция». На первой стадии урока активизируются имеющиеся знания по теме. Обсуждение происходит в парах или группах. Составляется конспект. Вторая стадия – активное слушание. Один ученик отмечает подтвердившуюся информацию, второй ученик записывает новые сведения.

12) Взаимоопрос. Первоначально учащиеся читают текст в парах, затем задают друг другу «толстые» и «тонкие» вопросы по содержанию прочитанного, все вопросы фиксируют в тетради, а лучшие из них задаются всему классу.

13) «Кубик Блума». Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой

У стороне пишется задание. Класс делится на группы. Учитель бросает кубик,

П таким образом определяется, в каком направлении будет работать группа.

БГ Учащиеся могут выступить с групповым сообщением, написать эссе на заданную тему и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

14) «Карусель». Заранее формулируются проблемные вопросы по

Й количеству групп и записываются на листы формата А3 (по одному на каждом).

РИ

По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке, а учащиеся дают

ТО

ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

15) «Письмо по кругу». У каждого ученика лист бумаги, поразмыслив

ЗИ

над заданной темой, согласовав свое мнение с членами группы, записывает несколько предложений, затем передает свой листок соседу. Листочки

О

двигаются по кругу.

П

16) «Ключевые слова». Выписываются из текста «ключевые слова», по

РЕ

которым можно придумать рассказ по материалу урока.

17)«Таблица-синтез». Учащимся предлагаются вопросы по содержанию текста. Они подбирают ключевые слова, фразы, которые могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

18) «Мудрые совы». Учащиеся получают лист с вопросами и заданиями, индивидуально или в группе начинают прорабатывать содержание текста (ПРИЛОЖЕНИЕ И).

По окончании работы организуется обсуждение полученных результатов, а также может быть намечена работа на последующих этапах.

На стадии рефлексии я использую следующие приемы и методы: «Верные и неверные утверждения», «Перепутанные логические цепи», «Толстый и тонкий вопросы», «Кластер», а также:

1)«Разбери слово по буквам». Учащиеся подбирают к каждой букве слова, которые выражают суть объекта (ПРИЛОЖЕНИЕ К).

2) «Свободное письмо». В течение нескольких минут учащимся предоставляется возможность в устной или письменной форме выразить собственные мысли по теме, аргументируя их.

3) «Синквейн». Учащиеся составляют пятистишие по материалу урока состоящее из: 1 существительного, называющего тему, 2 прилагательных, описывающих ее; 3 глаголов, характеризующих действие; фразы из 4 слов, в которой содержится основная мысль; синонима к теме.

4) «Последнее слово за мной». На последней стадии спора учащимся предлагается выписать из текста высказывания, доказывающие их мнение, прокомментировать запись.

У

5) «Психорисунок». Детям дается задание нарисовать абстрактное

П понятие, о котором шла речь на уроке (например: совесть, добро, зло и т.д.), а затем объяснить свои рисунки.

6) БГ

«Стратегия «Галерея». Используется только после приема

Й «карусель». Работы учащихся крепятся к доске. Каждый ученик отдает свой

РИ

голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос.

7) «Оценочное окно». Этот прием позволяет узнать, как понята

ТО

учениками тема, стоит ли идти вперед или необходима коррекционная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ Л).

ЗИ

Мною перечислены не все приемы и методы ТРКМ, которые я использую

О

в своей педагогической деятельности, их большое разнообразие.

П

Для того, чтобы работа на уроке была более продуктивной и

РЕ

содействовала развитию речевой деятельности, заранее провожу тщательный отбор приемов и методов ТРКМ (ПРИЛОЖЕНИЕ М).

Они помогают делать уроки насыщенными, непохожими, а работу учащихся эффективной, интересной, приносящей удовлетворение (ПРИЛОЖЕНИЕ Н).

Данная технология раскрывает перед учителем безграничные возможности для творчества, дает реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства. А учащиесяв процессе работы по ТРКМ овладевают универсальными способами умственных действий.

2.3 Результативность и эффективность педагогической работы

С целью доказать результативность и эффективность проделанной мною работы было проведено диагностическое исследование уровня развития речи детей. Изучение проводилось по методике Эббингауза (ПРИЛОЖЕНИЕ П).

Диагностика проводилась во 2 классе в сентябре 2015/2016 учебного года. В исследовании принимали участие 30 учащихся. Во втором классе высокий уровень развития речи имели 3 ученика (10%), уровень хорошей нормы – 12 учеников (40%), средний уровень – 8 учеников (27%), низкий уровень – 7 учеников (23%).

Уровень развития речи учащихся 2 класса

высокий 40%

У

60%

П

хорошая норма 50% 27%

40% 23%

БГ

средний 30% 10%

20%

низкий 10%

0%

Й

Рис. 2.2 Уровень развития речи учащихся в 2015/2016 учебном году

РИ

Повторные исследования были проведены в сентябре 2016/2017 учебного

ТО

года. В третьем классе высокий уровень развития речи у 8 учеников (27%), хороший уровень у 12 учеников (40%), средний уровень у 7 учеников

ЗИ

(23%),низкий уровень – 3 ученика (10%).

О

П

Уровень развития речи учащихся 3 класса

РЕ

высокий

60% 27% 40%

хорошая норма 50%

40% 23%

средний 30% 10%

20%

низкий 10%

0%

Рис.2.3 Уровень развития речи учащихся в 2016/2017 учебном году

На основании полученных данных и проведенного анализа были построены диаграммы.

40%

40%

40%

27% 27%

30% 23% 23%

20% 10% 10% 2класс

10% 3класс

0%

высокий хороший средний низкий

уровень уровень уровень уровень

Рис.2.4 Уровень развития речи учащихся в 2015/2016 и 2016/2017

учебных годах

При сравнении диаграмм видно, что, количество детей с низким уровнем развития речи во 2 классе составляло 7 человек — 23%, а в 3 классе, после проведенной работы, таких учащихся осталось 3 человека – 10% (4 человека – 13% повысили свой уровень с низкого до среднего).

Количество детей со

У

П средним уровнем развития речи снизилось с 27% —8 человекдо 23% — 7

БГ человек (5 человек – 17% перешли со среднего уровня на уровень хорошей нормы).

Повысился процент детей с высоким уровнем развития речи с 10% — 3 человек до 27% — 8 человек.

Й

Таким образом, на основании проведенных исследований уровня

РИ

развития речи учащихся по методике Эббингауза, можно сделать следующий вывод: использование технологии развития критического мышления на уроках

ТО

русской литературы способствует развитию речи младших школьников.

ЗИ

Используя технологию развития критического мышления, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее

О

приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать

П

причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями,

РЕ

выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления, ведущие к формированию языковых компетенций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможность применения ТРКМ в развитии речи младших школьников была доказана американскими учеными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни Стиллом, современными белорусскими учеными: А.В. Верниковской, Е.С. Грабчиковой, Е.М. Катоновой.

При работе над темой я определила уровень развития речи у учащихся, выявила проблемы (неполноценность словарного запаса, фрагментарность в высказываниях, недостаточная логичность, замедленность становления грамматического строя), которые необходимо устранить. Для этого подобрала и систематизировала всевозможные действенные методы и приёмы, апробировала на уроках русской литературы во 2 и 3 классе.

Таким образом, можно констатировать, что цель и задачи, поставленные в данной работе, были достигнуты. Доказательством этому служит

У

П положительная динамика в развитии речи учащихся, подтвержденная

БГ проведенными психологическими исследованиями.

Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества

Й личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией,

РИ

методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Ценность данной технологии и в

ТО

том, что она учит детей слушать и слышать, даёт возможность общения,

ЗИ

активизирует мыслительную деятельность, способствует формированию языковой компетенции.

О

Однако следует заметить, что, для того чтобы ТРКМ приносила наиболее

П

высокие результаты, по мнению авторов данной технологии, необходимо

РЕ

соблюдать определённые условия и подходы [1, с.210]:

1. Учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении.

2. Учащиеся должны поощряться в ходе учебного процесса.

3. Должны быть приняты разнообразные идеи и мнения.

4. В классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением.

5. Учитель должен верить в способности каждого ученика.

С опытом работы по данной теме я неоднократно выступала на заседаниях учебно-методического объединения учителей начальных классов в ГУО «Гимназия №3 г. Барановичи», проводила открытые уроки для учителей гимназии и города.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myishleniya-v-nachalnoy-shkole/

1.Бахарева,С. П. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С.П. Бахарева. – Новосибирск: НИПКиПРО,2005. – 315 с. 2. Браус Дж., Вуд, Д. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу: Пер. с англ. —СПб., 1994, —130с. 3.Загашев,И.О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир— Бек, И. В. Муштавинская. — СПб.: Альянс — Дельта, 2003. —192 с. 4. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И.Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2е изд., дораб. —М.: Просвещение,2011. – 223 с. 5. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко, -М.: Народное образование, 1998. — 256 с. 6. Халперн, Д. Психология критического мышления. — 4-е междунар. изд. —

У

П СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

БГ 7. Концепция учебного предмета «Литературное чтение» I ступень общего среднего образования (для общеобразовательных учреждений образования с русским языком обучения): Приказ Мин. обр. РБ от 29.05.2009 №675//Пач.

Й навучанне: сямя, дзiцячы сад, школа.—2009.—№9. —с. 7—9

РИ

8. Катонова, Е. М. Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему/Е.М. Катонова // Пачатковая школа.—2003.— №2.— С. 12—16.

ТО

9.Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Народная асвета.

ЗИ

  • 2004. — № 3. – С.16—24.

О

П

РЕ

Дата

диагностики

Падежи

Ед. и мн. число

Р.п. мн. число

Согласование сущ. с прилаг.

РЕ

согласование

П Согласование сущ. с числиг.

Образование прилаг. от

О сущ.

Уменьш.-ласк. форма сущ.

ЗИ

Приставочные глаголы

вание

Грамматический строй

Общий уровень

словоизменение словообразо

ТО

Форма, части предметов

низкий – не сформирован «-»;

Глагольный словарь

РИ

Цвет, подбор признаков

Части речи

Й

Предлоги

ПРИЛОЖЕНИЯ