Пожалуй, каждый современный человек когда-либо сталкивался с таким словосочетанием, как «компьютерная графика». И почти наверняка задавался вопросом, что же именно за ним стоит? Что, собственно говоря, эта компьютерная графика собой представляет?
Ответ на этот вопрос не так уж и однозначен. Дело в том, что под словами «компьютерная графика» понимают с одной стороны всё, что мы видим на экране монитора или на вышедшем из принтера листе бумаги, вообще любые изображения, созданные на компьютере, а с другой – всю совокупность средств, которыми эти изображения были получены. Тут можно провести аналогию с таким понятием как, к примеру, живопись. Это и сами картины, и то, как и какими средствами, эти картины могут быть созданы. Примерно то же происходит и с термином «компьютерная графика».
Хотя не все обращают на это внимание, компьютерная графика очень плотно вошла в нашу жизнь. Без технологий работы с компьютерными изображениями уже просто невозможно представить себе ни современную полиграфию, ни дизайн, ни кинематограф. А ведь первые компьютерные изображения появились по историческим меркам не так уж и давно. Всего каких-то шестьдесят лет назад изображение впервые было выведено на экран монитора, а в полной мере о компьютерной графике стало можно говорить и того позже.
Тем не менее, сейчас практически невозможно указать на сферу человеческой деятельности, где бы она не применялась. И хотя самым заметным для современного человека её проявлением всё же остаются экран и интерфейс его персонального компьютера, не стоит забывать, что практически любое печатное издание, не говоря уже о телевизионной рекламе или мультипликационных фильмах, тоже изготовлено с применением компьютерных технологий. И уж совершенно невозможно переоценить роль этих технологий в современной фотографии и, в особенности, кино. Ведь именно компьютерная графика, превратить чёрно-белое изображение в цветное, не говоря уже о создании спецэффектов и уникальных персонажей.
Отдельная область компьютерной графики – создание художественных изображений с помощью компьютерных средств. Глядя на прогресс цифровых средств работы с изображениями, можно смело сказать, что наша жизнь стала уже прочно и неразрывно связана с компьютерной графикой, делающей окружающий нас мир куда удобнее и много красивее.
Современная компьютерная графика
... в зависимости от предполагаемого способа публикации. 2. Виды компьютерной графики Двухмерная графика - изображение, имеющее два измерения, то есть лежащее на плоскости. Основа компьютерной графики, в том числе и трехмерной. Трехмерная ...
1.ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ
1.1 Компьютерная графика
Компьютерная графика
Работа с компьютерной графикой — одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы, в выпуске рекламной листовки или буклета. Иногда предприятия заказывают такую работу специальным дизайнерским бюро или рекламным агентствам, но часто обходятся собственными силами и доступными программными средствами.
Без компьютерной графики не обходится ни одна современная программа. Работа над графикой занимает до 90% рабочего времени программистских коллективов, выпускающих программы массового применения.
Основные трудозатраты в работе редакций и издательств тоже составляют художественные и оформительские работы с графическими программами.
Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета и, в первую очередь, благодаря службе World Wide Web, связавшей в единую «паутину» миллионы «домашних страниц». У страницы, оформленной без компьютерной графики мало шансов привлечь к себе массовое внимание.
Область применения компьютерной графики не ограничивается одними художественными эффектами. Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт
1.2 Растровая графика
Растровая графика
К программам для работы с растровой графикой относятся:
-
Paint
-
Microsoft Photo Editor
-
Adobe Photo Shop
-
Fractal Design Painter
-
Micrografx Picture Publisher
Растровая графика описывает изображения с использованием цветных точек, называемых пикселями, расположенных на сетке. Например, изображение древесного листа описывается конкретным расположением и цветом каждой точки сетки, что создает изображение примерно также как в мозаике.
При редактировании растровой графики Вы редактируете пиксели, а не линии. Растровая графика зависит от разрешения, поскольку информация, описывающая изображение, прикреплена к сетке определенного размера. При редактировании растровой графики, качество ее представления может измениться. В частности, изменение размеров растровой графики может привести к «разлохмачиванию» краев изображения, поскольку пиксели будут перераспределяться на сетке. Вывод растровой графики на устройства с более низким разрешением, чем разрешение самого изображения, понизит его качество. Возвращаясь к аналогии с листом бумаги можно заметить, что любой растровый рисунок имеет определенное количество пикселей в горизонтальных и вертикальных рядах. Существуют следующие коэффициенты прямоугольности для экранов: 320х200, 320х240, 600х400, 640х480, 800х600 и др. Этот коэффициент часто называют размером изображения. Произведение этих двух чисел дает общее количество пикселей изображения. Существует также такое понятие как коэффициент прямоугольности пикселей. В отличие от коэффициента прямоугольности изображения он относится к реальным размерам видео пиксель и является отношением реальной ширины к реальной высоте.
Разработка факультативного курса Программирование графики для старших классов
... факультативного курса «Программирование графики» для старшей школы; Подобрать и систематизировать задания для факультативного курса «Программирование графики» для старшей школы; Курсовая работа состоит ... издательская система, Компьютеры и связь, Программирование и разработка программного обеспечения, Создание графики, Работа с мультимедией, Система автоматического проектирования, Моделирование и ...
Данный коэффициент зависит от размера дисплея и текущего разрешения, и поэтому на разных компьютерных системах принимает различные значения. Цвет любого пикселя растрового изображения запоминается в компьютере с помощью комбинации битов. Чем больше битов для этого используется, тем больше оттенков цветов можно получить. Число битов, используемых компьютером для любого пикселя, называется битовой глубиной пикселя. Наиболее простое растровое изображение состоит из пикселей имеющих только два возможных цвета черный и белый, и поэтому изображения, состоящие из пикселей этого вида, называются однобитовыми изображениями. Число доступных цветов или градаций серого цвета равно 2 в степени равной количеству битов в пикселе. Цвета, описываемые 24 битами, обеспечивают более 16 миллионов доступных цветов и их часто называют естественными цветами. Растровые изображения обладают множеством характеристик, которые должны быть организованы и фиксированы компьютером. Размеры изображения и расположение пикселей в нем это две основных характеристики, которые файл растровых изображений должен сохранить, чтобы создать картинку. Даже если испорчена информация о цвете любого пиксель и любых других характеристиках компьютер все равно сможет воссоздать версию рисунка, если будет знать, как расположены все его пиксели.
Пиксель сам по себе не обладает никаким размером, он всего лишь область памяти компьютера, хранящая информацию о цвете, поэтому коэффициент прямоугольности изображения не соответствует никакой реальной размерности. Зная только коэффициент прямоугольности изображения с некоторой разрешающей способностью можно определить настоящие размеры рисунка. Поскольку размеры изображения хранятся отдельно, пиксель запоминаются один за другим, как обычный блок данных. Компьютеру не приходится сохранять отдельные позиции, он всего лишь создает сетку по размерам заданным коэффициентом прямоугольности изображения, а затем заполняет ее пиксель за пикселей. Это самый простой способ хранения данного растрового изображения, но не самый эффективный с точки зрения использования компьютерного времени и памяти. Более эффективный способ состоит в том, чтобы сохранить только количество черных и белых пикселей в любой строке. Этот метод сжимает данные, которые используют растровые изображения. В этом случае они занимают меньше памяти компьютера.
Векторизация и растеризация изображений методы сжатия графических данных
... описания языка PostScript), конвертировать векторные контуры в точечные изображения и передавать их в соответствующие программы. Технология «drag-and-drop» Технология «drag-and-drop» («перенести и бросить» — ... ЧПУ). В большинстве современных программ векторной графики имеется встроенная возможность автоматической трассировки векторного изображения, но зачастую предпочтительнее ручная отрисовка ...
1.3 Векторная графика
Векторная графика
Для работы с векторной графикой используются:
-
Corel Draw
-
Adobe Illustrator
-
Fractal Design Expression
-
Macromedia Freehand
-
AutoCAD
Основным логическим элементом векторной графики является геометрический объект. В качестве объекта принимаются простые геометрические фигуры (так называемые примитивы — прямоугольник, окружность, эллипс, линия), составные фигуры или фигуры, построенные из примитивов, цветовые заливки, в том числе градиенты.
Преимущество векторной графики заключается в том, что форму, цвет и пространственное положение составляющих ее объектов можно описывать с помощью математических формул.
Важным объектом векторной графики является сплайн. Сплайн — это кривая, посредством которой описывается та или иная геометрическая фигура. На сплайнах построены современные шрифты TryeType и PostScript.
У векторной графики много достоинств. Она экономна в плане дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые, программа всякий раз воссоздает изображение заново. Кроме того, описание цветовых характеристик почти не увеличивает размер файла.
Объекты векторной графики легко трансформируются и модифицируются, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения. Масштабирование, поворот, искривление могут быть сведены к паре-тройке элементарных преобразований над векторами.
В тех областях графики, где важное значение имеет сохранение ясных и четких контуров, например, в шрифтовых композициях, в создании логотипов и прочее, векторные программы незаменимы.
Векторная графика может включать в себя и фрагменты растровой графики: фрагмент становится таким же объектом, как и все остальные (правда, со значительными ограничениями в обработке).
Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним. Поэтому программы векторной графики незаменимы в области дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.
Однако, с другой стороны, векторная графика может показаться чрезмерно жесткой, «фанерной». Она действительно ограничена в чисто живописных средствах: в программах векторной графики практически невозможно создавать фотореалистические изображения.
«Технические средства компьютерной графики»
... другой графической информации на бумаге. Плоттеры рисуют изображения с помощью пера. По принципу действия векторные графопостроители делятся на устройства с неподвижным носителем ... web - камеры. flash Самыми сложными техническими средствами компьютерной графики являются плоттеры. Самыми функциональными средствами принтеры. Технических средств компьютерной графики достаточно много, и они постоянно ...
А кроме того, векторный принцип описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации, как это делает сканер для точечной графики.
В последнее время все большее распространение получают программы 3-мерного моделирования, также имеющие векторную природу.
Обладая изощренными методами от рисовки (метод трассировки лучей, метод излучаемый), эти программы позволяют создавать фотореалистичные растровые изображения с произвольным разрешением из векторных объектов при умеренных затратах сил и времени.
В любом случае, если вы работаете с графикой, то неизбежно будете иметь дело с обеими ее формами — векторной и растровой. Понимание их сильных и слабых сторон позволит вам выполнить свою работу максимально эффективно.
Векторная графика описывает изображения с использованием прямых и изогнутых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих цвета и расположение. Например, изображение древесного листа описывается точками, через которые проходит линия, создавая тем самым контур листа. Цвет листа задается цветом контура и области внутри этого контура.
При редактировании элементов векторной графики Вы изменяете параметры прямых и изогнутых линий, описывающих форму этих элементов. Вы можете переносить элементы, менять их размер, форму и цвет, но это не отразится на качестве их визуального представления. Векторная графика не зависит от разрешения, т.е. может быть показана в разнообразных выходных устройствах с различным разрешением без потери качества.
Векторное представление заключается в описании элементов изображения математическими кривыми с указанием их цветов и заполняемости (вспомните, круг и окружность — разные фигуры).
Красный эллипс на белом фоне будет описан всего двумя математическими формулами — прямоугольника и эллипса соответствующих цветов, размеров и местоположения. Очевидно, такое описание займет значительно меньше места, чем в первом случае. Еще одно преимущество — качественное масштабирование в любую сторону. Увеличение или уменьшение объектов производится увеличением или уменьшением соответствующих коэффициентов в математических формулах. К сожалению, векторный формат становится невыгодным при передаче изображений с большим количеством оттенков или мелких деталей (например, фотографий).
Ведь каждый мельчайший блик в этом случае будет представляться не совокупностью одноцветных точек, а сложнейшей математической формулой или совокупностью графических примитивов, каждый из которых, является формулой. Это приводит к утяжелению файла. Кроме того, перевод изображения из растрового в векторный формат (например, программой Adobe Strime Line или Corel OCR-TRACE) приводит к наследованию последним невозможности корректного масштабирования в большую сторону. От увеличения линейных размеров количество деталей или оттенков на единицу площади больше не становится. Это ограничение накладывается разрешением вводных устройств (сканеров, цифровых фотокамер и др.).
А тему «Технологии обработки графической информации. Создание ...
... свою работу максимально эффективно. Векторная графика описывает изображения с использованием прямых и изогнутых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих цвета и расположение. Например, изображение ... сохранение ясных и четких контуров, например, в шрифтовых композициях, в создании логотипов и прочее, векторные программы незаменимы. Векторная графика может включать в себя ...
1.4 Фрактальная графика
Фрактальная графика
Среди всех картинок, которые может создавать компьютер, лишь немногие могут поспорить с фрактальными изображениями, когда идет речь о подлинной красоте. У большинства из нас слово «фрактал» вызывает в памяти цветные завитушки, формирующие сложный, тонкий и составной узор. Но на самом деле этот термин имеет гораздо более широкий смысл. Фрактал — объект, обладающий бесконечной сложностью, позволяющий рассмотреть столько же своих деталей вблизи, как и издалека. Земля – классический пример фрактального объекта. Из космоса она выглядит как шаp. Если приближаться к ней, мы обнаружим океаны, континенты, побережья и цепи гор. Будем рассматривать горы ближе – станут видны еще более мелкие детали: кусочек земли на поверхности горы в своем масштабе столь же сложный и неровный, как сама гора. И даже еще более сильное увеличение покажет крошечные частички грунта, каждая из которых сама является фрактальным объектом. Компьютеры дают возможность строить модели таких бесконечно детализированных структур. Есть много методов создания фрактальных изображений на компьютере. Фрактальные изображения с многоцветными завитушками относятся обычно к разряду так называемых фракталов с временным порогом, которые изображаются точками на комплексной плоскости с цветами, отражающими время, требуемое для того, чтобы орбита данной точки перешла («перебежала») определенную границу. Комплексная плоскость — как координатная плоскость с осями x и y. По паре координат точка строится на комплексной плоскости так же, как и точка на плоскости Oxy, но числа имеют другой, необычный смысл: они обладают мнимой компонентой, называемой i, которая равна квадратному корню из -1. (Вот почему i — мнимая единица — в действительности корень из -1 не существует).
Это искажает обычные правила математики, так что такие общепринятые операции как умножение двух чисел, дают необычные результаты.
1.5 Трёхмерная графика
3D графика (трехмерная графика)- это особый вид компьютерной графики – комплекс методов и инструментов, применяемых для создания изображений 3д-объектов (трехмерных объектов).
3д-изображение не сложно отличить от двумерного, так как оно включает создание геометрической проекции 3d-модели сцены на плоскость, при помощи специализированных программных продуктов. Получаемая модель может быть объектом из реальной действительности, например модель дома, автомобиля, кометы, или же быть абсолютно абстрактной. Процесс построения такой трехмерной модели получил название и направлен, прежде всего, на создание визуального объемного образа моделируемого объекта.
Сегодня на основе трехмерной графики можно создать высокоточную копию реального объекта, создать нечто новое, воплотить в жизнь самые нереальные дизайнерские задумки.
3d технологии графики и технологии 3d печати проникли во многие сферы человеческой деятельности, и приносят колоссальную прибыль.
Технологии обработки табличной информации. Создание буклета «Microsoft ...
... создание сводных таблиц, облегчающих пользователю анализ данных списка, использование встроенных функций разнообразного назначения. 1 ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТАБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.1 Общая характеристика современных табличных ... на печать таблиц. Средства оформления рабочих листов. Связывание данных. Вычисления. Деловая графика. Выполнение табличными процессорами функций баз данных. Моделирование ...
Трехмерные изображения ежедневно бомбардируют нас на телевидении, в кино, при работе с компьютером и в 3D играх, с рекламных щитов, наглядно представляя всю силу и достижения 3д-графики.
-
Кинематограф и мультипликация – создание трехмерных персонажей и реалистичных спецэффектов . Создание компьютерных игр – разработка 3d-персонажей, виртуальной реальности окружения, 3д-объектов для игр.
-
Реклама – возможности 3d графики позволяют выгодно представить товар рынку, при помощи трехмерной графики можно создать иллюзию кристально-белоснежной рубашки или аппетитного фруктового мороженного с шоколадной стружкой и т.д. При этом в реального рекламируемый товар может иметь немало недостатков, которые легко скрываются за красивыми и качественными изображениями.
-
Дизайн интерьеров – проектирование и разработка дизайна интерьера также не обходятся сегодня без трехмерной графики. 3d технологии дают возможность создать реалистичные 3д-макеты мебели (дивана, кресла, стула, комода и т.д.), точно повторяя геометрию объекта и создавая имитацию материала. При помощи трехмерной графики можно создать ролик, демонстрирующий все этажи проектируемого здания, который возможно еще даже не начал строиться.
1.6 Редакторы растровой графики
Microsoft Paint
Adobe Photoshop
Пакет предлагает, например, средства для восстановления поврежденных изображений, ретуширования фотографий или создания самых фантастических коллажей, которые только может позволить себе наше воображение. В общем, потенциал этого пакета поистене огромен. Начиная с версии 5.5 в пакет включена программа Adobe ImageReady, предоставляющие огромные возможности по обработке графики под WEB (оптимизация изображений, создание анимированных gif, «разрезание» картинок на более мелкие и т.д.).
Девиз разработчиков Adobe Photoshop — «Camera of your mind» — предполагает не только техническое совершенство, но и полную свободу творчества, на которую человек, работающий с этой программой, просто обречен.
PhotoPaint
Painter — редактор предоставляет великолепные возможности для эмуляции реальных инструментов рисования: графит, мел, масло и т.д. Также позволяет имитировать фактуру поверхности материалов, живопись, создавать анимацию. Очень удобен для разработки фоновых рисунков или Web-страниц в стиле живописи. Пользуясь это программой чествуешь себя настоящим художником.
Существует еще ряд редакторов (Microsoft Photo Editor, Microsoft Photo DRAW), также позволяющих реализовать простейшие задачи, но не удовлетворяющих запросам профессионалов.
1.7 Редакторы векторной графики
Производственный календарь и графики работы. Табельный учет
... нормы работы в зависимости от графика приводили бы к дискриминации сотрудников. Общий порядок расчета норм проводят исходя из следующей продолжительности ежедневной работы или смены: при 40-часовой рабочей неделе ...
Adobe Illustrator
CorelDraw — безусловно, такой известный графический пакет не мог обойтись без средств для обработки векторной графики. Пакет по своей мощности практически не уступает графическим редакторам Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Помимо обработки векторной графики, в этом пакете существует обработчик растровой графики (Photo Paint), трассировщик изображений, редактор шрифтов, подготовки текстур и создания штрихкодов, а также огромные коллекции с изображениями (CorelGallery). Adobe Streamline — еще один продукт фирмы Adobe, предназначенный для трассировки (перевода) растровой графики в векторную. Это небольшой, но очень полезный и мощный продукт. Особенно полезен, если вы создаете Web-страницы с использованием векторной графики, например, технологии Flash.
1.8 Редакторы фрактальной графики
Fractal Explorer
Fractal Explorer
Fractal World
Mystica — универсальный генератор уникальных фантастических двумерных и трехмерных изображений и текстур, которые в дальнейшем можно использовать в разных проектах, например в качестве реальных текстур для Web-страниц, фонов Рабочего стола или фантастических фоновых изображений, которые могут быть задействованы, например, при оформлении детских книг. Пакет отличается нестандартным и достаточно сложным интерфейсом и может работать в двух режимах: Sample (ориентирован на новичков и содержит минимум настроек) и Expert (предназначен для профессионалов).
Создаваемые изображения могут иметь любой размер и затем экспортироваться в популярные графические 2D-форматы. Прямо из окна программы их можно отправить по электронной почте, опубликовать в Html-галерее или создать на их основе видеоролик в форматах divx, mpeg4 и др. Встроенный трехмерный движок программы может быть использован при создании трехмерных сцен для компьютерных игр, например фантастических фонов и ландшафтов.
1.9 Редактор трехмерной графики
DreamPlan Home Design
BluffTitler
Xara 3D Maker
MeshMolder
LEGO Digital Designer
K-3D — мощная программа для 3D моделирования, анимации и рендеринга. Позволяет создавать анимированные 3D модели и выполнять весь спектр операций с трехмерными объектами в режиме реального времени. В K-3D уже встроены геометрические примитивы, различные шаблоны и модели. Вы также можете расширить возможности 3D редактора с помощью плагинов.
Silo — мощное программное обеспечение для 3D моделирования объектов любой сложности. Может быть использована как для создания 3D графики архитектурных объектов, так и 3D-персонажей для видеоигр или фильмов. Программа имеет большое количество разнообразных инструментов и ориентирована на быстрое моделирование трёхмерных объектов. Silo поддерживает моделирование с использованием булевых операций, создание поверхностей вращения, работу с поверхностями разбиения и другие функции.
2. СОЗДАНИЕ СТЕНДА «ГРАФИЧЕСКИЙ АДАПТЕР»
2.1 Дизайн
Разрабатываемый проект должен привлекать к себе внимание студентов, поэтому подбирался определенный цвет, шрифт, композиционное решение стенда и его стилевое единство. Варианты оформления согласовывались с заказчиком на протяжении всей работы.
Разработка автоматизированной информационной системы учета заказов ...
... работы отдела приема заказов, необходимо создание автоматизированной расчетной системы, обеспечивающей автоматизацию задач по учету и формированию отчетности. Неотъемлемую часть процесса разработки сложной информационной ... систему стандартов для ПЭВМ, обеспечивающих автоматизацию управленческой деятельности [8]. На основании анализа предлагаемых средств вычислительной техники выбрана следующая ...
Прежде чем начать работу над композиционным решением, была проведена поисковая работа. В ходе поисковых набросков возникла идея о использовании в качестве фона изображение.
2.2 Создание стенда
Начало работы заключалось в выборе графического редактора. Для создания стенда был выбран Photoshop Portable, так как он в принципе не имеет границ связанных с обработкой или созданием каких-либо изображений. В редакторе был создан холст размером А1 – 594 мм х 841 мм и установлено разрешение в 300пикс/дюйм «Рис. 1». Высокое разрешение было выбрано, т. к. документ будет цветным и содержать детали. Низкое разрешение может быть выбрано, если документ будет содержать преимущественно текст и простейшую графику.
Рис. 2.1 — Создание холста
Добавляем фон. Для этого, добавляем изображение, устанавливаем параметры прозрачности слоя. На холсте трансформируем так, чтобы она занимала всё пространство холста, и выполняем наложение цвета данному холсту, «Красный», «Зелёный» «Голубой» корректируем его цвет , чтобы цвет гармонично отображалась на картинке фона «Рис. 2».
Рис. 2.2 — Стиль слоя «Наложения цвета»
Чтобы создать заголовок стенда, для начала нужно выбрать на панели инструментов инструмент «Горизонтальный текст (Т)», изменить шрифт «Шрифт Times New Roman » и вводится текст надписи. Для того, чтобы выделить его особенно, использовать эффект «Наложение градиента», «Внутренняя тень», «Тиснение», «Обводка», а также применялся слой с заливкой и настройкой параметров прозрачности «Рис.3»
Блоки создавались с помощью найденного изображения, добавляем его на проект, подбираем нужный размер, что бы все отображалось на стенде аккуратно.
При настройке текстовых слоёв использовалась обводка «Рис. 4»
Рис. 2.4 — «Параметры слоя»
После добавления рисунка и текста, был добавлена надпись, что зрительно разделяет блоки. Конечный результат должен получиться таковым «рис. 5»
Рис. 2.5- «Конечный результат»
3.1 Общее положение
1.1. К работе на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ) допускаются лица, которые прошли специальное обучение, медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, инструктаж на рабочем месте и инструктаж по вопросам пожарной безопасности. Повторный инструктаж через каждые 6 месяцев
1.2. Пользователь должен:
1.2.1. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.2. Не допускать в рабочую зону посторонних лиц.
1.2.3. Не выполнять указаний, противоречащим правилам охраны труда.
1.2.4. Помнить о личной ответственности за выполнение правил охраны труда и безопасность сослуживцев.
1.2.5. Уметь предоставлять первую медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.
1.2.6. Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.2.7. Выполнять правила личной гигиены.
1.2.8. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут воздействовать на пользователя:
а) физические:
-
Поражение электрическим током;
-
Повышенный уровень электромагнитного и рентгеновского излучения;
-
Повышенный уровень ультрафиолетового излучения;
-
Повышенный уровень шума на рабочем месте от вентиляторов,
-
Процессоров, аудио плат, принтеров;
-
Повышенный или пониженный уровень освещенности и отраженной блёскости;
-
Повышенный уровень потери зрения;
-
Неравномерность распределения яркости в поле зрения;
-
Повышенная яркость светового изображения;
-
Повышенный уровень пульсации светового потока;
-
в) психофизиологические:
-
Напряжение зрения и внимания;
-
Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
-
Длительные статические нагрузки;
-
Монотонность труда;
-
Большой объем информации, обрабатываемой в единицу времени;
-
Нерациональная организация рабочего места.
-
-
Помещение с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. При неудовлетворительном освещении снижается производительность труда пользователя ПЭВМ, возможны близорукость, быстрая утомляемость (рис.10).
-
Не допускается расположение рабочих мест ПЭВМ в подвальных помещениях и цокольных этажах.
-
Рис. 3.1 «Рабочее место»
1.6.Рабочие места ПЭВМ во время выполнения творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или большой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородкой высотой 1,5-2,0 м.
1.7.Производственные помещения, в которых расположены ЭВМ, не должны граничить с помещениями, где уровни шума и вибрации превышают норму (механические цеха, мастерские и т.п.).
1.8.Рабочие места с ПЭВМ рекомендуется размещать в отдельных помещениях. В случае размещения рабочих мест с ПЭВМ в залах или помещениях с источниками опасных и вредных факторов они должны располагаться в полностью изолированных кабинетах с естественным освещением и организованным воздухообменом.
1.9.Площадь, на которой располагается одно рабочее место с ПЭВМ должна составлять не меньшее 6,0 м 2 , объем помещения — не меньше 20 м 3 .
1.10.Поверхность пола должна быть гладкой, без колдобин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, иметь антистатические свойства.
1.11.При размещении рабочих мест необходимо исключить возможность прямого засвечивания экрана источником естественного освещения.
1.12.Требования к освещению для визуального восприятия операторами информации с двух разных носителей (из экрана ПЭВМ и бумажного носителя) разные.
Очень низкий уровень освещенности ухудшает восприятие информации при чтении документов, а очень высокий приводит к уменьшению контраста изображение знаков на экране.
Поэтому отношение яркости экрана ПЭВМ к яркости окружающих его рабочих поверхностей не должно превышать в рабочей зоне 3:1, а рабочих поверхностей и окружающих предметов (стены, оснащение) – 5:1.
1.13.Искусственное освещение в помещениях с ПЭВМ надо осуществлять в виде комбинированной системы освещения с использованием люминесцентных источников света в светильниках общего освещения, которые следует располагать над рабочими поверхностями в равномерно-прямоугольном порядке.
1.14.Для предотвращения засвечивания экранов ПЭВМ прямыми световыми потоками, линии светильников должны быть расположены с достаточным боковым смещением относительно рядов рабочих мест или зон, а также параллельны к световым отверстиям. Желательно размещение окон с одного стороны рабочих помещений.
При этом каждое окно должно иметь светорассеивающие шторы с коэффициентом отражения 0,5 -0,7.
1.15.
1.16.В случае естественного освещения следует предусмотреть наличие солнцезащитных средств, с этой целью можно использовать пленки с металлизированным покрытием или жалюзи с вертикальными регулируемыми ламелями.
1.17.Располагать рабочее место
1.18.На рабочем месте должна быть обеспечена равномерная освещенность с помощью преимущественно отраженного или рассеянного распределения света.
1.19.Световых отблесков от клавиатуры, экрана и от других частей ПЭВМ в направления глаз оператора не должно быть.
1.20.Для предотвращения ослепления, светильники местного освещения должны иметь отражатели из непрозрачного материала или стекло молочного цвета. Защитный угол отражателя должен быть не менее 40.
1.21.Рабочие места ПЭВМ должны располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от стены с оконными проемами, от других стен – на расстоянии 1 м; между собою на расстоянии не менее 1,5 м.
1.22.Основным оборудованием рабочего места пользователя ПЭВМ является монитор, клавиатура, рабочий стол, стул (кресло) . Вспомогательным оборудованием: пюпитр, подставка для ног, шкаф, полки и прочее.
1.23.При расположении элементов рабочего места следует учитывать:
-
Рабочую позу пользователя.
-
Пространство для размещения пользователя.
-
Возможность обзора элементов рабочего места.
-
Возможность обзора пространства за пределами рабочего места.
Возможность делать записи, размещать документацию и материалы, которые использует пользователь (рис. 11).
Рис. 3.2 «Рабочее место»
1.24.Взаимное расположение элементов рабочего места не должно мешать выполнению всех необходимых движений и перемещений для эксплуатации ПЭВМ; оказывать содействие оптимальному режиму работы и отдыха, снижению усталости пользователя.
1.25.Для обеспечения точного и быстрого считывания информации поверхность экрана монитора следует располагать в оптимальной зоне информационного поля в плоскости, перпендикулярной нормальной линии взгляда пользователя, находящегося в рабочей позе. Допускается отклонение от этой плоскости – не большее 45; допускается угол отклонения линии взгляда от нормального – не большее 30.
1.26.Располагать ПЭВМ на рабочем месте необходимо так, чтобы поверхность экрана находилась на оптимальном расстоянии от глаз пользователя, в зависимости от размера экрана.
1.27.Клавиатуру следует располагать на поверхности стола или на специально, регулируемой по высоте, рабочей поверхности отдельно от стола на расстоянии 100-300 мм от ближнего к работающему края, угол ее наклона должен быть в пределах 5-15.
1.28.Принтер надо располагать так, чтобы доступ к нему пользователя и его коллег был удобным; чтобы максимальное расстояние до клавиш управления принтером не превышало длину вытянутой руки (по высоте 900-1300 мм, по глубине 400-500 мм).
1.29.Конструкция рабочего стола должна обеспечивать возможность оптимального размещения на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества, размеров, конструктивных особенностей (размер ВДТ, клавиатуры, принтера, ПЭВМ и прочее) и характера его работы.
1.30.Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в границах 680-800 мм; в среднем она должна составлять 725 мм.
1.31.Ширина и глубина рабочей поверхности должны обеспечивать возможность выполнения трудовых операций в границах моторного поля, которые определяются зоной в границах видимости приборов и досягаемости органов управления.
Преимущество следует отдавать модульным размерам стола, на основе которых рассчитываются конструктивные размеры; ширину следует считать: 600, 800, 1000, 1200, 1400 мм; глубину – 800, 1000 мм, при нерегулируемой его высоте – 725мм.
1.32.Поверхность стола может быть матовой с маленьким отражением и теплоизолирующей.
1.33.Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне извлеченной ноги – не менее 650 мм.
1.34.Кресло должно обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы во время выполнения основных производственных операций, создавать условия для изменения позы. С целью предупреждения усталости кресло должно обеспечивать снижение статического напряжения мышц шейно-плечевого участка и спины.
1.35. Тип рабочего кресла должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы. Оно должно быть подъемно-поворотным и регулироваться по высоте и углам наклона сидения и спинки, а также расстояния спинки от переднего края сидения. Регулирование каждого параметра должно быть независимым и иметь надежную фиксацию. Все рычаги и ручки приспособления (для регулирования) должны быть удобными в управлении.
1.36.Сидение и спинка кресла должны быть полумягкими, не электризующимися и с воздухонепроницаемым покрытием, материал которого обеспечивает возможность легкой очистки от загрязнения.
1.37.Для нейтрализации зарядов статического электричества в помещении, где выполняются работы на ПЭВМ, рекомендуется увеличивать влажность воздуха с помощью комнатных увлажнителей.
3.2 Требования безопасности перед началом работы
2.1.Включить систему кондиционирования воздуха в помещении.
2.2.Осмотреть рабочее место и привести его в порядок; убедиться, что на нем отсутствуют посторонние предметы; все оборудование и блоки ПЭВМ соединены с системным блоком с помощью соединительных шнуров.
2.3.Проверить надежность установки аппаратуры на рабочем столе. ВДТ должен стоять не на краю стола. Повернуть ВДТ так, чтобы было удобно смотреть на экран — под прямым углом (а не сбоку) и немного сверху вниз; при этом экран должен быть немного наклонен — нижний его конец ближе к пользователю.
2.4.Проверить общее состояние аппаратуры, проверить исправность электропроводки, соединительных шнуров, штепсельных вилок, розеток, заземление защитного экрана.
2.5. Запрещается:
-
эксплуатация кабелей и проводов с поврежденной или утратившей защитные свойства за время эксплуатации изоляцией;
-
оставлять под напряжением кабели и провода с неизолированными проводниками;
-
применение самодельных удлинителей, не отвечающих требованиям Правил устройства электроустановок к переносным электропроводкам;
-
применение для отопления помещения нестандартного (самодельного) электронагревательного оборудования или ламп накаливания;
-
использование поврежденных розеток, соединительных коробок, выключателей, а также ламп, стекло которых имеет следы затемнения или выпячивания;
-
подвешивание светильников непосредственно за токопроводящие провода, обвертывание электроламп и светильников бумагой, тканью и другими горючими материалами, эксплуатация их со снятыми колпаками — рассеивателями;
-
Использование электроаппаратуры и приборов в условиях, не отвечающих указаниям (рекомендациям) предприятий-изготовителей.
2.6.Отрегулировать освещенность рабочего места.
2.7.Отрегулировать и зафиксировать высоту кресла, удобный для пользователя наклон его спинки.
2.8.В случае необходимости присоединить к процессору необходимую аппаратуру (принтер, сканер и т.п.).
Все кабели, которые соединяют системный блок (процессор) с другими устройствами, следует включать и выключать только при отключенном компьютере.
2.9.Включить аппаратуру компьютера выключателями на корпусах в последовательности: стабилизатор напряжения, монитор, процессор, принтер (если предполагается печатание).
2.10.